Царь в Ассирии был одновременно и жрецом, и военачальником. В среднеассирийский период XV–XI в.в. до н. э. в семьях Ассирии господствовал патриархальный уклад, насквозь пронизанный духом рабовладельческих отношений. Власть отца над детьми мало отличалась от власти хозяина над рабом. Еще со староассирийских времен дети и рабы одинаково причислялись к имуществу, которое кредитор мог забирать за долг. Жена приобреталась путем купли, ее положение мало отличалось от рабского. Нередко ее убивали за преступления мужа. По смерти мужа она переходила к его брату, отцу или даже к собственному пасынку. В это время рабов-военнопленных в Ассирии было значительно меньше, чем в раннеассирийский период, поэтому зажиточная верхушка стремилась компенсировать это путем закабаления собственного населения. При все возрастающем имущественном расслоении все больше совершалось ростовщических сделок под залог домочадцев, увеличивалось число долговых рабов. Существовали и прикрытые виды закабаления, например, «усыновление» ростовщиком своего обедневшего однообщинника «вместе с полем и домом», «оживление» девушки из голодающей семьи с переходом патриархальной власти на нее от отца к «оживителю». Первоначально в Ассирии не было сословий, общинные повинности налагались на всех свободных граждан одинаково. Но это не означало, что богачи несли эти повинности. Они просто посылали, например, на общественные работы или в царское войско вместо себя заместителя из бедноты. Постепенно термином «общинник» стали обозначать только действительно несущих общественные повинности, а затем вообще вместо слова «общинник» стали говорить «зависимое лицо» (несущий повинности за себя, заместитель богача, «усыновленный», потомок или семья выданной замуж «оживленной» и т. п.).
Заручившись поддержкой крупной торговой ассирийской знати, Вавилония добилась ослабления царской власти в Ассирии, где начались смуты и междуусобица. После убийства Тукультининурте I в Ассирии царствовали ставленники Вавилонии. Походы Тиглатпаласара I (1116-1090
г. г. до н. э.) значительно расширили пределы Ассирии. К этому времени пала разгромленная «народами моря» Хеттская держава и заметно ослабли Египет и Вавилония, у которой значительную часть владений захватили эламиты. Титглапаласар I идет в грабительские походы на север и северо- восток в горные области, устанавливает временный контроль над Вавилонией, несколько раз переправляется через Евфрат, достигает Ливанских гор и Финикии, где получает дары от фараона. Завоеванные территории становятся ассирийскими. С X в. до н. э. Ассирия начинает новую серию завоевательных войн, подчинив большинство государств Ближнего Востока, впервые в истории объединив в пределах одного государства самые различные народы на огромной территории. Рост закабаления соотечественников замедляется. Город Ашшур освобождается от повинностей. Это была крупная победа жреческой рабовладельческой знати, следствием чего должно было быть усиление ее власти и еще большее налагание повинностей на сельское население. К IX–VIII в.в. до н. э. вокруг освобождений от повинностей разгорается острая политическая борьба между царем и военной знатью, с одной стороны, и жречеством Ашшура с другой. Вскоре ассирийская территория была расчленена наступлением арамейских племен «мушков» (по-видимому, из числа фригийских племен, разгромивших Хеттскую державу) – семитических скотоводческих племен арамеев, вторгнувшихся в долины Верхнего Евфрата и Верхнего Тигра еще ок. 1150 г. до н. э. и массово проникших на территорию Сирии и Месопотамии.
Необычайно жестокий царь Ашшурнасирапал II (883–859 г.г. до н. э.) с огнем и мечом прошел по Мессопотамии и Сирии, грабя до опустошения, почти поголовно истребляя жителей местностей, в которых проявлялось малейшее неповиновение. По пути создавал крепости с запасами провианта и фуража для войска. Активную часть населения, связанную с прежней властью, истреблял (сдирал кожу, сажал на кол, складывал связанными в живые пирамиды, обезглавливал), остальных превращал в рабов. В 876 г. до н. э. прошел до финикийского побережья. Преемники продолжали эту политику. Но когда Салманасар III в 853 г. до н. э. двинулся в большой поход на Сирию, против него выступило организованное сопротивление южного сирийского союза во главе с Дамаском – более десятка государств Сирии, Палестины, Финикии и Киликии. Их поддержали арабы и, возможно, Египет. Сражение
у крепости Каркар, по-видимому, закончилось поражением Ассирии, так как после этого 8 лет она не смела совершать походы на Сирию. В 845 г. до н. э. ассирийский царь созвал общее ополчение в 120000 чел. и выступил против Сирии, но снова без успеха. Лишь в 841 г. до н. э., воспользовавшись временным распадом южного сирийского союза, он разбил Дамаск, проник в Финикию и установил свою гегемонию в Сирии. Потом на Сирию Ассирия не ходила походами более трех десятков лет и лишь при правившей за малолетнего сына Саммурамат (ошибочно считавшейся позже женой вавилонского Навуходоносора – Семирамидой) был совершен ряд походов в Сирию и на Восток (достигли Каспийского моря). После ряда столкновений с Урарту (в 781–778 г.г., 776 г., 774 г. до н. э. в долине реки Диялы, уже на Вавилонской по существу территории) окраинные области, подчиненные Ассирии, то там, то здесь постепенно переходят под власть Урарту. Ассирия была отрезана от месторождений железа и от Сирии. С 745 г. до н. э. Ассирией правит новый царь Тиглатпаласар III. Проведя реформы в управлении хозяйством на завоеванных территориях и в армии (ввели много конницы, использовали железное наступательное оружие, повысили искусство возведения понтонов, лагерей с крутым валом, осадных насыпей, таранов и т. д.; была хорошая организация разведки), Тиглатпаласар III в 743 г. до н. э. нанес поражение Урарту, в течение 10 лет пересек почти всю территорию Урарту и захватил значительную часть Северной Сирии. Затем в течение 3-х лет покорил Финикию и филистимлян, центральную и южную Сирию. В союзе с иудейским царем Ахазом разбил поодиночке Израиль, затем Дамаск (в 732 г. до н. э.), казнив царя и уведя население в плен. В 729 г. до н. э. он стал номинальным царем Вавилонии, оставив ей самоуправление. Сын Тиглатпаласара III – Салманасар V (727–722 г.г. до н. э.) отменил самоуправление Вавилонии и Ашшура, снова ввел подати на этих территориях. Во время его похода на Израиль и осады Самарии жреческая рабовладельческая знать возвела на престол его сводного брата Саргона II (722–705 г.г. до н. э.).
На юге правитель халдейской области Бит-Якин – Мардукапалиддин в 721 г. до н. э. занял Вавилон и провозгласил себя царем. На севере новый царь Урарту привлек в союзники против Ассирии мелкие государства и племена северо-запада и северо- востока. К западу от Урарту проявляла активность Фригия, столкновение которой с Ассирией было неизбежно. В первый год Саргон II взял Самарию и разрушил Израильское царство, переселил более 27000 израильтян в Северную Месопотамию, Ассирию и Мидию, постепенно поселив на их место вавилонян, сирийцев, арабов и др., впоследствии арамеизовавшихся и известных под названием самаритян. В битве при Дере на Тигре (721 г. до н. э.) союз Элама и Вавилона нанес поражение Ассирии. Мардукапалиддин, сохранив власть, бросил в темницы вавилонскую рабовладельческую знать и отдал земли Вавилонии халдеям. Население Сирии и Финикии при поддержке Египта восстало, но Саргон II в 720 г. до н. э. разбил повстанцев и египтян. Египет, южноаравийское Сабейское царство и Самсие – царица арабов Сирийской степи прислали умилостивительные подарки. В 714 г. до н. э. Саргон II выступил против урартского царя Русы I, действовавшего, по- видимому, в согласии с Митой – царем мушков (Мидасом – царем Фригии), разбил его и взял колоссальную добычу. На следующий год карательной экспедицией против мидян Саргон II закрепил победу на северо-востоке. Затем он захватил территорию к западу от Верхнего Евфрата, разделив Урарту и Фригию. С Фригией он столкнулся один раз в 715 г. до н. э., затем фригийская угроза ослабела из-за вторжения в Малую Азию еще с 720 г. до н. э. киммерийцев (владевших незнакомой дотоле народам древнего Востока массовой конно-стрелковой тактикой кочевых племен, родственных иранским, а возможно, и фракийским племенам, живших первоначально, по-видимому, в Прикубанье и Крыму, впоследствии по берегам Черного моря; по сообщениям греческих источников, киммерийцы были согнаны со своих мест скифами, которых в свою очередь вытеснили из Закавказья племена массагетов или исседонов). Из-за начавшихся внутренних смут Элам не смог помочь халдеям, когда Саргон II в 710 г. до н. э. двумя отрядами двинулся на Вавилонию. Один его отряд завоевал территорию на границе с Эламом. Сбор дани с этой территории Саргон II подарил жрецам храма Мардука еще не захваченного им Вавилона. Со вторым отрядом он под Вавилоном разбил Мардукапалиддина и, наступая на юг, покорил область Бит-Якин, выселив оттуда 90000 чел., освободил из темниц вавилонскую знать и возвратил ей конфискованные у нее земли. Вавилон, Ниппур и Сиппар получили обратно привилегии и автономию. Такие же привилегии получили еще 9 городов Вавилонии (ассирийский Ашшур и, кроме того, Харран поучили привилегии еще при воцарении Саргона). В IXVIII в.в. столицей Ассирии считался Ашшур, но цари жили в городах Кальху или Ниневии. В 705 г. до н. э. Саргон II погиб в одной из битв (предположительно – в битве с киммерийцами). Господствующая военная рабовладельческая группировка мало считалась с интересами хозяйственного развития страны, с интересами сельского хозяйства и торговли и надеялась только на военную добычу. Сын Саргона II – Синаххериб (705–680 г.г. до н. э.) в 702 г. до н. э. разбил войска Мардукапалиддина, вздумавшего (при поддержке Элама, кочевников – арабов и арамеев, Иудеи и, вероятно, Египта и Финикии) снова занять вавилонский престол, увел в плен более 200000 халдеев, захватил колоссальную добычу. Но на западе разразилось подготовленное Мардукапалиддином восстание царя Иудеи Хизкии (Езекии), поддержанное Египтом и арабскими бедуинами. Восстали и Тир, Сидон, филистимлянские города и т. д. При появлении Синаххериба большинство из союзников смирилось, посланные эфиопским фараоном войска были разбиты в Палестине. Хизкия был осажден в Иерусалиме, но в ассирийском войске началась эпидемическая болезнь. Хизкия откупился данью – 150 кг золота и 9 т (по данным Библии) или даже 24 т (по ассирийским данным) серебра и другим добром. Вторшиеся в Вавилон эмлаиты схватили посаженного царем Вавилонии сына Синаххериба. К 691 г. до н. э. создалась антиассирийская коалиция – Вавилон, Элам, арамеи, мелкие царства на окраине Мидии, возможно, и персы. Битва на реке Дияле в 691 г. до н. э. не дала никому победы, но ослабила Элам. Вавилон остался без союзника и в 689 г. до н. э. был разрушен, а жители были частью казнены, частью вывезены в Ассирию. В 680 г. до н. э. Синаххериб был убит в заговоре двух своих сыновей. Другой его сын (от сириянки) – Асахардон справился с мятежом, отстроил разрушенный Вавилон, возвратил его жителей, заново соорудил храмовую башню Этеменанки при святилище Мардука (знаменитую «Вавилонскую башню»), вернул городам Вавилонии привилегии, привилегии Ашшура расширил, его жителей освободил от всех налогов и пошлин, ввел в Ассирии особые налоги в пользу храмов.
Урартский царь Руса II искал дружбы с Асахардоном из-за вторгшихся в Переднюю Азию киммерийцев и скифов (скифы – кочевое ираноязычное племя или группа племен; первоначально так называлось племя, обитавшее к востоку от нижнего течения Волги, затем проникшее на ее западный берег и на Северный Кавказ; отсюда скифы через современный Дербент и
Дербентский проход устремились на территорию нынешнего Азербайджана, где обосновались, включив, вероятно, в свой состав значительные группы местного скотоводческого населения и совершая походы в различные части передней Азии). В 679 г. до н. э. он сразился с киммерийскими отрядами, но это не привело к восстановлению власти в бывших северных территориях Ассирии. Царь Тира Баал, заключивший договор с Ассирией, перешел на сторону Тахарки – эфиопского фараона Египта. Из-за этого начинается длительная серия войн Ассирии с Египтом. В 676 г. до н. э. ассирийское войско совершило бесполезный поход в Южную Аравию, не рассчитав силы и расстояние. В 675–672 г.г. до н. э. – война с Египтом. В 673–672 г.г. до н. э. Ассирия покоряет полунезависимую горную Шубрию, захватив беглых рабов, бежавших туда из Ассирии и вернув беглых рабов из Урарту царю Урарту. Восстали мидяне и другие союзничающие со скифами племена на восточных окраинах державы; три восточные области отпали от Ассирии, образовалось царство Мидия. В 671 г. до н. э. Ассирия захватывает египетский Мемфис и закрепляется в Нижнем Египте. Египетские власти оставлены на своих местах под подчинением небольшому гарнизону ассирийских «надзирателей». На Египет наложили ежегодную дань в 180 кг золота и 9 т серебра. При сыне Асахарддона – Ашшурбанапале Тахарки снова попытался овладеть Египтом, но ассирийцы не только отбросили его, но и прошли далеко вверх по долине Нила и разграбили древнюю столицу Египта Фивы.
Ок. 660 г. до н. э. Ассирия была на вершине своего могущества.
Собственный вклад Ассирии в культуру древнего мира невелик. Большинство научных сочинений в Ассирии было вавилонского происхождения. Научные знания в сочинениях перемешаны с колдовством; профессия врача, например, считалась жреческой.
Культура Ассирии целиком зависела от культуры древних народов Двуречья. Наиболее ценное в ней – изобразительное искусство. Ассирийские статуи, построенные из сырцового кирпича храмы и рельефы входят в сокровищницу мирового наследия Востока. При одном из последних царей Ашшурбанапале в столице страны Ниневии была создана огромная библиотека, часть которой дошла до нашего времени. Это было уникальное собрание книг древнего Двуречья (ок. 20 тыс. глиняных табличек). Но почти все без исключения литературные памятники представляли вавилонскую литературу или подражание ей, вроде составленных, по-видимому, самим Ашшурбанапалом гимнов и молитв богам. В общих чертах их политеизм мало отличался от политеизма Вавилона. Важнейшее значение в жизни ассирийцев имели ритуалы и обряды магического характера. Боги представлялись в виде сильных, завистливых и грозных в своем гневе существ, человек для которых – их раб, кормящий богов своими жертвами (все как и в иудейской, и в христианской религиях). Всякий бог был богом-покровителем определенной общины или территории, были боги «свои» и «чужие» – все же признаваемые божествами. Бог-покровитель государства объявлялся наиболее могущественным богом, царем богов. Мир богов представлялся по образу иерархии царского двора, а религия в первую очередь освящала существующую деспотическую монархию. Официальная обрядность, мифология и все учения ассирийской религии были почти полностью заимствованы из Вавилона с той лишь разницей, что местный бог Ашшур был поставлен над всеми богами, в том числе и над вавилонским Белом- Мардуком. Впрочем, среди населения были распространены и другие мифы и верования, восходившие к хурритской мифологии и неизвестные вавилонянам. Религиозные представления, восходящие к далеким временам, и верования, возникавшие вновь на почве социальной придавленности масс, опутывали каждый шаг ассирийцев: бесчисленные суеверия, вера в десятки видов демонов и привидений, от которых ограждались амулетами, молитвами, магическими фигурками героев Гильгамеша и Энкиду, тысячи примет на все случаи жизни, соблюдаемые с великой тщательностью обряды и т. д. Сложные обязательные обрядовые церемонии должен был выполнять и царь, считавшийся магическим носителем благополучия страны; это широко использовалось жречеством для политического давления на царя и сохранения своего влияния на государственные дела.
Весь Восток жил мечтой о гибели Ассирии – «логовища львов» и надеждой на падение Ниневии – «города крови». Между 657–658 г.г. до н. э. бывший правителем одной из областей Египта Псамметих, сын Нехао вступает в союз с царем Лидии и занимает престол фараона, вероятно, уничтожив при этом ассирийские гарнизоны. Египет потерян для Ассирии. В 655 г. до н. э. война Ассирии с Эламом. Ассирийцы разбивают эламитов и их арамейских и халдейских союзников, захватывают столицу Элама – Сузы и обезглавливают царя Теуммана. В 653–652 г.г. до н. э. восстал подчиненный Ассирии вавилонский царь – брат Ашшурбанапала Шамашшумукин. Впервые возглавивший поход Ашшурбанапал осадил Вавилон, где вынуждены были укрыться и попытавшиеся помочь Вавилону арабские вспомогательные отряды. В это время западные группы арабов были разбиты верным Ассирии царем Моава. Жестоко расправившись с восставшими в Вавилоне, ассирийцы снова взяли Сузы и посадили своего ставленника. Но там в течение ряда лет многочисленные претенденты в правители не только боролись друг с другом, но и воевали с Ассирией. Около 639 г. до н. э. ассирийцы в третий раз захватили Сузы, разгромили город, гробницы царей, вывезли статуи эламских богов, возвратили в Вавилон многочисленные ценности, награбленные эламитами в Вавилонии в течение многих веков. После смерти Ашшурбанапала ок. 633 г. до н. э. в Ассирии начался новый период смут. Находившийся на службе у Ассирии халдейский вождь Набопаласар в 626 г. до н. э. захватил престол Вавилонии.
В 616–615 г.г. до н. э. коалиция Вавилона с Мидией вела войну с Ассирией. Из-за смут ассирийские правители потеряли контроль не только над отдаленными провинциями, но и над Сирией. Царь Сарак вынужден был заключить союз с Египтом и царством Ману, не признаваемым ранее за равноправную державу. В 614 г. до н. э. мидяне, подчинив Ману, через его территорию проникли в Ассирию, разграбили Ашшур. В 612 г. до н. э. коалиция Вавилонии и Мидии захватила Ниневию, вырезала военную знать, Сарак бросился в огонь пылавшего дворца. Часть ассирийского войска во главе с Ашшурубаллитом (по-видимому, братом Ашшурбанапала) прорвалась в Харран, где Ашшурубаллит объявил себя царем Сирии. В 605 г. до н. э. сын Набопаласара царевич Навуходоносор разбил ассирийско-египетские войска у Каркемиша. С тех пор потомки ассирийцев проживали на той же территории, но их родной язык (ассирийский диалект аккадского), с которым и раньше успешно соперничал широко распространенный в Ассирийской державе арамейский, был теперь полностью им вытеснен. Ассирийцы влились в общую массу арамеев.
7. Хеттская держава (XVII – конец XIII в.в. до н. э.)
В восточной части центрального плато Малой Азии в конце III тысячел. до н. э. проживали еще первобытно-общинным строем (хотя этот строй находился в стадии разложения) разрозненные, в основном скотоводческие племена, называвшие себя хатти. Их язык был родственен языкам современного Кавказа и Закавказья. Окрестные горы богаты рудами и население рано освоило выплавку металлов, в том числе и серебра. Однако, еще к нач. II тысячел. до н. э. хатти серьезно отставали по уровню своего общественно-экономического развития от рабовладельческих обществ Двуречья и Египта. Не позже нач. II тысячел. до н. э. восточную часть Малой Азии наводняют племена (возможно, с Балкан или из Северного Причерноморья через Кавказ), говорившие на языке индо-европейской семьи и, следовательно, этнически неоднородные с хатти. Их язык назывался несийским, но завоеванную страну они по-прежнему называли страной Хатти. Окружающие народы продолжали называть их хеттами (древнейших же хатти обычно называют протохеттами). На рубеже XVIIIXVII в.в. до н. э. в стране хеттов уже несколько городов, возглавляемых соперничающими друг с другом вождями сильных племен (их ученые нередко называют царями). Правитель Куссара Анитта разрушил оплот протохеттских племен город Хаттуса, подчинил г. Нессу и сделал его своей столицей. Один из преемников Анитты – Табарна подчинил различные территории восточной части Малой Азии, фактически основав государство Хеттов. Его сын Хаттусили завоевал сирийский город Силпу (Алеппо). Ок. 1600 г. до н. э. хеттский царь разрушил город Халпа гиксосов и вскоре, после побед египетского фараона Яхмеса I, непрочное военное объединение гиксосов распалось. Хеттская знать приобретает рабов, расширяет торговлю. Крупнейший из правителей Хеттской державы Суппилулиума значительно расширил границы царства на рубеже XV–XIV в.в. до н. э. Он требовал от союзников помощи в том случае, «если царь страны Хатти выступит в поход для захвата добычи». Основная цель всех походов хеттов – захват всех людей побежденного государства, за которыми сразу после победы начиналась охота. В договорах хеттских царей с соседними царями всегда предусматривалась взаимная выдача беглых пленных. Наряду с обращением в рабов пленников (основная масса рабов) и купли рабов появляется и долговое рабство. В годы голода «отец продавал сына за серебро», либо сам отец оказывался рабом-должником у дающего в долг («дающего жить»).
Со втор. полов. XV в. и до конца XIII в. хеттские цари вели непрерывные войны. Они захватили государство Митанни в Северной Месопотамии, вступили в борьбу с Египтом за обладание Сирией. Их союзниками явились степные племена хапиру, которые в это время повели наступление на плодотворные земли Сирии и Палестины.
Хеттские войска совместно с хапиру завоевывали город за городом в Сирии и Финикии. Тщетно местные царьки и даже правитель Кипра предупреждали фараона о хеттской опасности. Эхнатон был занят борьбой с внутренними противниками его реформ и не помогал или помогал малочисленными войсками. Поэтому северные владения Египта в Азии все урезались.
Хетты восприняли богатую религиозную литературу Вавилонии, начиная с мифов и кончая текстами магического содержания, предсказаниями и заклинаниями. Это привело к увеличению и без того многочисленного хеттского пантеона богов и к чрезвычайному многообразию верований. Хетты вырезали монументальные рельефные изображения богов на скалах. Столица Хеттской державы – Хаттусы была окружена каменными стенами циклопической кладки с монументальными башнями. Для устрашения врага в воротах стояли по две колоссальные статуи львов.
Хеттские законы являются одним из замечательных памятников древнего юридического творчества. Хеттская держава являлась важным звеном в культурной взаимосвязи народов Европы и Азии. Но непрерывные войны и бунты рабов ослабили царство хеттов. В конце ХIII в. до н. э. заключившие мощный союз различные юго- западные малоазийские племена, ливийские племена и племена островов Эгейского моря вторглись в Малую Азию и сокрушили Хеттскую державу. Скорее всего, сказание о Трое – всего лишь один из эпизодов тех событий. Египтяне называли вторгшиеся племена «народами моря». «Народы моря» не ограничились Малой Азией, а опустошили часть Северной Сирии и Финикии. Только Египту с большим трудом удалось остановить их дальнейшее продвижение на юг.
Второе столкновение египтян с «народами моря» произошло при Рамсесе III (IV) уже в начале XII в. Кроме прежних племен теперь в союзе участвовали филистимляне (пуласти), чаккаль и некоторые другие. Вместо акайваша здесь, по-видимому, были данайцы (в греческом эпосе – другое название ахейцев). Вскоре союз «народов моря» распался. Часть вернулась в свои земли, но часть осела в местах походов и смешалась с местным населением. Так, филистимляне осели в южной части побережья Палестины.
Одновременно в центре Малой Азии, очевидно, осели индоевропейские племена – фригийцы, проникшие сюда с Балканского полуострова. Оттуда же несколько позже проникли фракийские племена, поселившиеся в северо- западной части Малой Азии. На месте же царства хеттов образовались мелкие княжества, временами зависящие от соседних мощных государств.
8. Финикия с III тысячел. по VI в. до н.э
Страна находилась в узкой приморской полосе вдоль северной части восточного побережья Средиземного моря, ограниченной с востока Ливанскими горами. Наряду с проживавшими здесь несемитическими племенами с III тысячел. до н. э. здесь появляются и семитические племена той же группы западно-семитических племен, которые тогда заселяли Палестину. Их языки почти тождественны. Название Кинаххи или, по греческому тексту Библии, Ханаан более обширно и включает также Палестину и отчасти Сирию. Долгое время осевшие племена жили в условиях первобытно-общинного строя, но с конца III тысячелетия до н. э. втягиваются в оживленную международную торговлю, особенно обширную с Египтом, и образуют союз небольших рабовладельческих портовых городов-государств (Угарит, Арвад, Библ, Сидон, Тир и др.). Финикийцы искусно строили торговые и боевые корабли (название финикийских кораблей «галера» используется до сих пор), первыми стали использовать рабов в качестве гребцов на судах. Финикийские корабли ходили в далекие плавания. Впоследствии финикийцы основали в Африке колонию Карфаген, которая превратилась в мощное государство, соперничающее с Римом.