Одним из главных достижений финикийской культуры было создание алфавита, который лег в основу европейских. Его прототипом было так называемое синайское письмо. Оно возникло среди семитов, тесно связанных с Египтом (быть может, гиксосов), и исходило сначала из иероглифов.
В середине II тысячелетия до н. э. Финикия входит в состав мощной Египетской державы, что способствовало дальнейшему развитию городов- государств. Уже в I тысячел. до н. э. прославились финикийские стеклянные сосуды, изготовленные стеклодувами. Не менее известны были финикийские шерстяные и льняные ткани, окрашенные пурпурной краской, добываемой из особого вида моллюсков. Финикийские купцы получали из Малой Азии серебро и свинец (позже и железо), с острова Кипр – медь (видимо отсюда латинское «cuprum»). В транзитной торговле Финикии большую роль играла работорговля. У древних народов финикийцы прославились безжалостными работорговцами. Финикийских купцов считали не только купцами, но и пиратами – охотниками за людьми. Основную массу рабов продавали с целью выдачи дани фараону. Уже на рубеже XV–XIV в.в. до н. э. разлагается общинная собственность на землю, которая теперь принадлежит богачам. Немало бывших общинников, проживавших вне городов, оказались безземельными. В одном из писем Фараону Эхнатону царь Библа Рибади сообщает об одном из восстаний: Абдаширта – вождь хапиру, захвативших страну Амурру в Средней Сирии, предложил народу некоторых поселений вокруг Библа убить своих «владык города» и правителей. Население Аммиа, по-видимому, послушалось этого совета, рассчитывая на освобождение бедняков от гнета.
Из-за постоянного соперничества городов-государств Финикия никогда не была независимой (сами финикийцы называли себя не представителями страны, а «людьми такого-то города»). В серед. II тысячел. до н. э. на севере гегемоном был Угарит, а в центре – Библ. В перв. полов. XIV в. до н. э. Угарит утратил гегемонство (возможно, из-за гражданской войны) и в конце концов был подчинен хеттским царем Суппилулиумой. Тогда же Библ, оставленный фараоном Эхнатоном без помощи, был побежден в борьбе с соседними государствами. Гегемоном стал Сидон. Ок. 1200 г. до н. э. Сидон был разрушен «народами моря», которые после разгрома царства хеттов опустошили всю Финикию и побережье Палестины.
Как раздроблены были города, так раздроблены были и финикийские боги, не приниженные относительно «главного». Обычно главным богом в городах Финикии был бог неба, который имел имя нарицательное, а не собственное: он, как Бел у аккадских семитов, назывался просто «владыка» (Ваал), «царь города» (Мелькарт), просто «власть» (Молох) или «бог» (Эль). Рядом с богом неба Ваалом стояла его сестра или жена ’Анат, иначе ’Аштарт (Астарта) или Ашерат. Вместе с ними почитался бог умирающей и воскресающей растительности, называемый чаще всего нарицательным именем Адони – «господин мой» (в греческой передаче – Адонис). Некоторые черты умирающего и воскресающего бога содержатся в мифе о Ваале (Угаритский текст). Там говорится о смерти и воскресении Ваала и о верности ему и в жизни, и в смерти его сестры ’Анат. Некоторые эпизоды близки сюжетам египетского мифа об Осирисе и его сестре Исиде. В культе Финикии – что характерно было и для Палестины и Сирии – очень долго сохранялись человеческие жертвоприношения, иногда детей-первенцев.
С ослаблением Египетской державы Нового царства финикийские государства Тир, Сидон, Библ, Арвад и др. вновь становятся самостоятельными. После разрушения Сидона «народами моря» гегемония перешла к Тиру, достигшему наибольшего расцвета при царе Хираме I, современнике Соломона – царя Израиля (ок. 950 г. до н. э.). Хирам при помощи искусственной насыпи расширил остров, на котором была расположена основная часть Тира, и, открыв здесь источник с водой, сделал Тир почти неприступной крепостью для внешних врагов. При Хираме I, вероятно, началась колонизация современной области Туниса на африканском берегу Средиземного моря, а при его преемниках там был основан г. Карфаген (по преданию, в 814 г. до н. э.) – мощный соперник Рима.
На острове Кипр финикийские колонисты прочно закрепились еще во II тысячелетии до н. э.
Ориентировочно в IX в. до н. э. в Тире было восстание рабов, к которому, возможно, примкнули и неимущие. Оно, по преданию, закончилось полным уничтожением мужских представителей господствующего класса, а женщины и дети были распределены между восставшими. Из-за внутренней борьбы Тир ослабляется и с конца IX в. до н. э. временами его вновь превосходит Сидон. Со втор. полов. VIII в. до н. э. ассирийские войска все чаще стали появляться на берегах Средиземного моря и финикийские города, кроме Тира, в конце концов покорились Ассирии. С конца VII в. до н. э. начали снова усиливаться Египет и Вавилония, финикийские города- государства попали в зависимость от них. С возникновением Персидской державы во втор. полов. VI в. до н. э. Финикия была включена в нее, хотя и теперь ее города сохранили свое самоуправление и свое значение богатых центров торговли. Финикийский флот составлял основу персидского могущества на море. В перв. полов. I тысяч. до н. э. финикийские города- государства устанавливают свое фактическое господство на Средиземном море. Но в северной части Средиземного моря в VIII–VI в.в. до н. э. собственную колонизацию начинают греки. Поэтому главное внимание финикийские колонисты обращают на побережье Африки. Они проникли также в Сицилию, на остров Мальта, на побережье Испании, в том числе на побережье Атлантического океана (Гадес, ныне Кадис). Уже с VIII–VII в.в. до н. э. встречаются упоминания о далекой стране Таршиш, вероятно, Тартессе в Испании, за Гибралтаром.
9. Сирия со втор. полов. III тысяч. до конца VIII в. до н.э
Уже в очень древние времена в Сирию пришли племена, говорившие на языках семитической группы. Они смешивались с населением, говорившим на языках несемитического происхождения, в частности, с хурритами.
Еще во втор. полов. III тысячел. до н. э. в Северную Сирию совершали походы цари Двуречья. Это оказало влияние на темп развития классовых отношений в Сирии, но даже в конце III тысячел. до н. э. они сложились лишь в отдельных частях Сирии. Жизнь в ряде областей Сирии в самом нач. II тысячел. до н. э. описывает египетская «Повесть о Синухете» – чиновнике, бежавшем сюда из Египта. Население жило частью в укрепленных поселениях, частью в шатрах, занималось земледелием, садоводством и особенно скотоводством. Власть принадлежала родо-племенным вождям, владевшим крупными стадами и земельными наделами. Были рабы. Осевшие в северной и западной части Сирии земледельческие племена, также как и степные скотоводческие племена, уже издавна были связаны с Двуречьем в экономическом и культурном отношениях, так как через Сирию проходили основные пути, соединяющие Месопотамию, Малую Азию, Аравию и Египет. Здесь рано возникли торговые города. Средневековый арабский историк Ибн Асакир (XII в.) утверждал, что первой стеной, воздвигнутой после всемирного потопа, была Дамасская стена, и относил возникновение города к IV тысячел. до н. э. Первые исторические сведения о Дамаске относятся к XV в. до н. э., когда город находился под властью египетских фараонов.
Сирия, в которой не было трудно преодолимых естественных рубежей, постоянно являлась объектом захватнических устремлений своих мощных соседей: Митанни (Северное Двуречье), Хеттской державы, Египта, Вавилонии. На ее территории чаще всего вели между собой войны эти державы. Эти обстоятельства и отсутствие единого речного бассейна препятствовали образованию здесь самостоятельных государств крупного масштаба. В XIX–XVIII в.в. до н. э. в Северной Сирии господствует государство Ямхад с центром в г. Халпа.
Во втор. полов. XVIII в. до н. э. создался обширный, этнически неоднородный гиксосский племенной союз, подчинивший себе Сирию, Палестину и Финикию, а в 1700 г. до н. э. захвативший и большую часть Египта. Около 1600 г. до н. э. хеттский царь разрушил столицу гиксосов город Халпа и вскоре, после побед египетского фараона Яхмеса I, непрочное военное объединение гиксосов распалось. После этого некоторое время гегемонию в Сирии осуществляло государство Митанни. Это не мешало существованию здесь хотя более или менее зависимых, но внутренне самобытных государств, как Алалах (Мукиш) на северной излучине Оронта, Халпа к востоку от него, Катна в долине Среднего Оронта, Кинза (Кадеш) на Верхнем Оронте и др. В Алалахе тогда уже сложилось ростовщичество и долговое рабство, причем ростовщиком был сам царек. Земля уже продавалась и дарилась, что свидетельствует о распаде первобытнообщинных отношений.
С нач. XV в. до н. э. могущество Митанни падает. Сначала Египет оттесняет митаннийцев из Сирии за Евфрат и устанавливает более тяжелое по сравнению с митаннийцами владычество в Сирии. Сюда был предпринят ряд грабительских с наложением тяжелой дани походов фараонов XVIII династии. Затем, ок. 1400 г. до н. э. хеттский царь Суппилулиума разгромит войска Митанни и начнет завоевывать Сирию. Начнется борьба Египта с Хеттской державой за господство в Сирии. Для удержания местных царьков в повиновении Египет держал в Сирии военные гарнизоны и забирал в Фивы в качестве заложников детей царьков и знати. Даже в период значительного ослабления мощи Египта при Аменхетепе IV (Эхнатоне) царьки Сирии подобострастно писали ему: «… к ногам моего владыки семь и семь раз я падаю ниц, как на мой живот, так и на мою спину». При этом себя называли лишь титулом хазану – «староста, начальник (города)». Над царьками стояли египетские военачальники, выполнявшие и функции администраторов, имевших писцов, описывающих огромную дань. В азиатских владениях Египта имелись уже сформировавшиеся рабовладельческие общества. Но многие из числа ранее проникших сюда племен, а также вновь вторгающиеся в земледельческие области Сирии, по-видимому, жили еще в условиях первобытно-общинного строя. Древние источники обычно называют их хапиру. Их проникновение, возможно, было связано с постепенным истощением степных пастбищ Аравийского полуострова в условиях все большей сухости климата и нерационального выпаса стад мелкого рогатого скота. Вновь появившиеся племена, опираясь на уже жившие в Сирии племена, пытались осесть на плодородных землях и захватить расположенные там города. В ряде случаев это им удавалось, так как иногда их поддерживали обедневшие народные массы завоеванных городов, а также хеттский царь. Один из племенных вождей – Абдаширта в конце концов объединил под своей властью область Амурру к западу от верхнего течения Оронта и попытался пробиться к морю. Но в борьбе с финикийскими городами он погиб. Его сын Азиру, используя соперничество между Египтом и хеттами, упрочил свою власть в Амурру, подчинил себе центральную часть Финикии и захватил торговые пути из Финикии в Митанни, куда он и его братья, будучи на словах верными фараону, продавали египетских военнопленных. Фараон вызвал к себе Азиру, создавшего себе обширное царство из египетских владений. Сумев оправдаться, Азира избежал «смерти от топора». Вернувшись, он продолжал антиегипетскую политику и завершил ее официальным союзом с царем хеттов. Преемники Азира также продолжали оставаться союзниками хеттов. Государства же севера Сирии, расположенные к западу от излучины Евфрата, как, например, Каркемиш и Халпа (Алеппо), уже при первом наступлении хеттов на юг оказались потерянными для Египта. Северная Сирия оставалась под хеттами и после мира с Рамсесом II (1295 г. до н. э.), по которому Египту оставлялась лишь Южная Сирия и Палестина.
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «ЛитРес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.
Вы ознакомились с фрагментом книги.
Для бесплатного чтения открыта только часть текста.
Приобретайте полный текст книги у нашего партнера:
Полная версия книги