В 1900 году у одноэтажного деревянного вокзала, гулкий звук колокола которого громко оповещал пассажиров о прибытии и отправлении поездов, был открыт обелиск воинам, сооружавшим уссурийскую железную дорогу. В годы Гражданской войны памятник был разрушен, но в 2000 году вновь занял своё место уже у современного каменного здания вокзала.
Ещё один подвиг – это сооружение железнодорожного моста через Амур.
Амурский мост
Великим чудом света называли его когда-то. При его сооружении русские мостостроители продемонстрировали высокое инженерное искусство. Мост, которому уже больше сотни лет один из самых больших в России. В нём совмещены железнодорожное и автомобильное движение на разных уровнях. Первая станция железной дороги на правом берегу в черте города называлась «Амур».
Ни один человек, приехавший в город и оказавшись на привокзальной площади, не пройдёт мимо выразительного монумента – памятника Ерофею Павловичу Хабарову, человеку, чьим именем назван крупнейший город Дальнего Востока. Ерофей Хабаров – самый популярный землепроходец XVII века. Именно с его похода и началось освоение Приамурья русскими. Присвоение городу имени Хабарова – это признание его заслуг и сохранение памяти о его соратниках и сподвижниках, русских открывателей амурского побережья. Вот стоит Ерофей Павлович на высоком постаменте и словно с крутого утёса обозревает необъятную даль Приамурья, которая требует сильных рук и мужественных сердец.
Оказавшись в Хабаровске – столице Дальнего Востока, попытайтесь представить себе общий облик города, основанного на трёх холмах. При планировке города удачно использовался природный ландшафт – высокий берег реки, склоны гор.
Центром были выбраны три горы. По их вершинам проходят линии главных улиц. Долгое время они не имели названий и обозначались номерами и только с 1881 года стали получать имена. Главная улица называлась Большой, а в 1893 году получила имя Муравьёва-Амурского.
Почти на пятьдесят километров вытянулся город вдоль могучего Амура, и его основные улицы, проутюживающие гребни холмов, бегут почти перпендикулярно Амуру. Они внезапно обрываются на просторных берегах, где расположены площадки с балюстрадами и площади, с которых ведут к набережным лестничные спуски и тропинки. А со склонов этих холмов спускаются вниз другие улицы, обрамлённые зелёным кружевом кустов и деревьев. Какие-то из них взлетают на возвышенностях и бегут под уклон, другие змеятся, смягчая прямоугольную строгость кварталов, и всюду густая листва деревьев скрывает и здания, и перспективу улиц.
Три главные улицы, занимая господствующие высоты, приподнимают центр города. И если идти по одной из них по направлению к береговой крутизне, то без всякого гида попадёшь в самую интересную часть Хабаровска.
Площадь Славы
По гребню горы проходит и улица Ленина. Она, как и другие улицы, тениста и уютна, на ней тоже много старинных зданий. По этой улице можно выйти на Площадь Славы, где красуется грандиозный Спасо-Преображенский кафедральный собор (2001—2004). Он поражает каждого, кто оказывается рядом, своим величием и красотой.
Практически единый комплекс с храмом составляет мемориал Славы с устремлённым ввысь обелиском и чуть поодаль – Памятная стена с вечным огнём – память и признательность тем, кто погиб за красоту этого мира, за чистое небо над головой. Площадь на обрыве одного из холмов была открыта к тридцатилетию победы в Великой Отечественной войне.
Площадь имени В. И. Ленина
Оказавшись в центре города, на главной площади имени В. И. Ленина, трудно представить, что ещё в середине XIX века здесь шумела тайга, переселенцы рубили деревья для строительства казарм и домов, заготавливали дрова, собирали грибы и ягоды, охотились. Со временем лес был вырублен и образовался пустырь, но город долго не мог перешагнуть его границы. Позднее пустырь был расчищен и приобрёл вид площади, которую назвали Николаевской в честь царя.
На площади находилась стоянка извозчиков, иногда на ней устраивались военные смотры и парады. Но вот площадь заговорила другим языком – дерзким и бунтарским. Волны революции 1905 года докатились и до Хабаровска. События 1917 года снова собрали горожан на площади, и она стала называться – площадь Свободы. С 1925 года на гранитном постаменте возвысилась бронзовая скульптура В. И. Ленина, имя которого площадь носит с 1957 года.
В годы Великой Отечественной войны здесь проводилось обучение горожан военному делу, а после капитуляции Германии на площади расплескалось море всенародного ликования.
Современная площадь Ленина занимает огромное пространство. Она отличается строгой торжественной красотой. Её окружают светлые многоэтажные здания хабаровской администрации, мединститута, центрального телеграфа. Летом площадь выглядит огромным цветущим ковром. В центре – большой фонтан из красного гранита. По периметру он поддерживается восемью другими фонтанами поменьше.
Улица Муравьёва-Амурского
Центральная улица Муравьёва-Амурского наиболее «летописная». Она оставила на своих каменных страницах свидетельства о делах и жизненных устремлениях предыдущих поколений. Многие здания сохранились ещё с дореволюционных времён, покинутые прежними владельцами они пригодились современному городу и украсили его.
Так, в двухэтажном здании, где когда-то находился главный магазин фирмы «Кунст и Альберс» с зеркалами внутри и аллегорическими фигурами на крыше, теперь гастроном №1, а в одном из самых красивых домов города расположен Дворец детского творчества (бывший Городской дом), там сегодня хозяйничают дети. Рассматривая это трёхэтажное здание 1909 года, можно любоваться высокой шатровой крышей, наличниками, кокошниками и драконами, притаившимися под стрехой.
На улице Муравьёва-Амурского есть и конструктивистские постройки тридцатых годов, они рядом со всеми домами выглядят вполне гармонично. В самом начале улицы огромное угловое здание Краевой Научной библиотеки, когда-то принадлежавшее купцу Плюснину. Эта библиотека – крупнейшая на востоке страны. В ней хранится около двадцати миллионов томов, а в её редком фонде собраны книги XVII – XVIII веков.
Комсомольская площадь
Улица Муравьёва-Амурского выводит ещё на одну центральную площадь – бывшую Соборную. Здесь в сердце Хабаровска величественно возвышается над Амуром великолепный собор Успения Божьей Матери, построенный заново в 2001 году на месте снесённого в советское время и отличающийся необычной архитектурой. Во время Гражданской войны площадь сильно пострадала, но в тридцатые годы её расчистили, привели в порядок, и с тех пор она носит название Комсомольской.
В центре площади высится гранитный монумент, возведённый в честь героев Гражданской войны на Дальнем Востоке. От этой площади и берёт своё начало улица Муравьёва-Амурского.
Чтобы полюбоваться Амуром, можно спуститься с площади по парадной лестнице в двести с лишним ступенек на набережную Невельского. С историей Хабаровска тесно связано имя Геннадия Ивановича Невельского. В 1850 году он исследовал устье Амура и основал здесь военный пост. В память о нём центральная набережная носит его имя.
Художественный музей
С Комсомольской площади по улице Шевченко можно выйти к трём музеям. Краеведческий музей имени Н. И. Гродекова – в кирпичном здании (1894—1900), Военно-исторический музей Дальневосточного военного округа и Дальневосточный художественный музей – светлое трёхэтажное здание с голубыми куполами, бывшее Военное Собрание (1916 год), в который советую непременно войти.
Созданный в 1931 году музей исторически связан с коллекциями Государственных музеев страны – Эрмитажа, Русского музея, Третьяковки, музея изобразительных искусств имени А. С. Пушкина. В залах музея искусство античного мира, западноевропейское искусство, русские художники – Шишкин, Репин, Куинджи. Кроме постоянных экспозиций в музее часты временные выставки и творческие дискуссии. Во время моего пребывания в городе, в одном из залов на втором этаже висели огромные мрачные полотна в чёрно-охристой гамме. Здесь проходила презентация проекта японской художницы Ваканы Ямаучи «Пастбище», она создала его после поездки волонтёром в город Фукусиму, где увидела последствия мощного цунами, разрушившего город в 2011 году. Познакомившись с фермером, который не покинул животных, обречённых на гибель, и не уехал с заражённой радиацией территории, Вакана написала это полотно в технике экспрессионизма, которая как нельзя лучше передаёт искажённые страданием фигуры.
Амурский утёс
Напротив Краеведческого музея стоит памятник капитану Якову Дьяченко – первому строителю Хабаровска. А само здание музея окружено парком. Первостроители Хабаровска оставили нетронутым участок леса в районе Утёса, огородили его и, таким образом, парк этот можно считать ровесником города, хотя те «дикие» деревья, что росли здесь когда-то, до наших дней не дожили, их заменили другими.
Кто только не гулял по аллеям этого парка! Дорожки хранят незримые следы и основателя города Я. В. Дьяченко, и генерал-губернатора Н. Н. Муравьёва-Амурского, и А. П. Чехова, и В. К. Арсеньева – выдающегося исследователя Дальнего Востока, работавшего когда-то в музее.
По дорожкам парка выхожу на Амурский утёс с Башней – достопримечательность и символ города (1943—1944), своего рода «Ласточкино гнездо» с обзорной верандой. У подножья этой крутой скалы над Амуром в 1858 году и высадились основатели военного поста. Башня была построена для спасательной станции, а после войны в ней оборудовали кафе с обзорной площадкой. Вглядываясь вдаль, на горизонте виден Большой Уссурийский остров, чуть дальше уже Китай.
Рядом с Башней на высоком постаменте возвышается памятник Николаю Муравьёву-Амурскому (1891 г., скульптор А. Опекушин). Этот уникальный памятник, как и хабаровский мост, изображены на пятитысячной рублёвой купюре.
Ширина реки в районе утёса полтора-два километра. Амур – одна из крупнейших рек мира. Такой же, но только безлюдной и дикой увидели его первые землепроходцы Ерофей Хабаров и его сотоварищи.
Стадион имени В. И. Ленина
Сразу за утёсом крупнейший стадион имени Ленина (1957) – «Дальневосточные Лужники». Здесь и открытый плавательный бассейн, и Дворец спорта с искусственным льдом, и Яхт-клуб, теннисные корты, и Дворец стрелкового спорта. На стадионе проводятся соревнования не только краевого масштаба, но и чемпионаты страны, и международные встречи.
В августе месяце в Хабаровске проходил XIII-ый международный фестиваль корейской культуры, посвящённый 72-ой годовщине окончания Второй мировой войны и освобождению Корейского полуострова. Более 70 иностранных артистов приехали в город. Открыла фестиваль минута молчания в честь тех, кто ковал Победу, и кто навечно остался на полях сражений.
На сцене Хабаровского музыкального театра прозвучала народная песня «Араран» – неформальный гимн Республики Корея. Это произведение ЮНЕСКО включило в список нематериального культурного наследия человечества.
Дни выдались жаркие и на площадках спорткомплекса проходили концерты, мастер-классы по приготовлению блюд корейской кухни, всевозможные конкурсы. Праздничное, яркое динамичное зрелище длилось два дня.
Городские бульвары
Знакомясь с городом, обязательно надо пройти по бульварам Амурскому и Уссурийскому. Когда-то это были просто овраги – унылые, топкие и комариные с невзрачными речушками, а теперь это приятные места для прогулок.
Через весь город от железнодорожного вокзала до самого Амура и стадиона имени В. И. Ленина протянулся Амурский бульвар. Вдоль центральной его части разбиты цветники, размечены велодорожки, огромное количество деревьев и кустарников. Получить представление о дальневосточной растительности можно, не покидая города. На бульварах растут маньчжурский орех с огромными перистыми листьями, пробковое дерево, монгольский дуб. Можно подивиться черёмухе Маака, ствол которой напоминает желтокорую берёзу, здесь же тополь, дуб, клён, сосна. А параллельно бульвару по изолированным путям бегают старые трамвайчики. Во время прогулки на бульваре можно посидеть на скамейке рядом с чеховской «Дамой с собачкой», побродить среди скульптурных знаков Зодиака, отыскать свой знак и попытаться дотянуться до струн гигантских балалайки и мандолины.
Немного в стороне от Амурского бульвара находится первый и самый главный городской храм – Святителя Иннокентия Иркутского, сооружённый в 1870 году, сначала из дерева, затем из камня.
Уссурийский бульвар, в отличие от Амурского, не так разнообразен, но верхняя его часть окружена красивыми водоёмами и прудами. В весенне-летний сезон там работают фонтаны, лодочная станция, а вдоль аллеи посетителей забавляют скульптурные герои из российских комедийных фильмов.
Розовое озеро
Вблизи города на озёрах растёт вымирающий в западных районах водяной орех, цветёт божественный лотос. Приехав на Розовое озеро, я так и ахнула. Стало понятно, почему оно называется Розовым. Огромное водное пространство было покрыто цветущим лотосом. Лотос для многих религий не просто цветок, а предмет культа и поклонения, символ незапятнанной чистоты, божественной красоты, сотворения, обновления и духовного развития человека.
В мире существуют четыре вида лотосов – жёлтый, орехоносный, каспийский и дальневосточный, который называется лотос Комарова, в честь знаменитого ботаника. Цветок орехоносный, занесён в Красную книгу. Это тропический вид лотоса, реликт, который дошёл до нас с доледникового периода.
Предположительно возраст этого вида около ста миллионов лет. Он приспособился к суровым зимам, выдерживая температуру до минус сорока градусов. Корень лотоса разрастается на несколько десятков метров, а сам цветок и его листья могут быть в диаметре сантиметров 20—30. Благодаря восковому налёту листья его не смачиваются водой, она скатывается с них шариками. Цветы, обладающие нежным запахом, постоянно обращены к солнцу, поворачиваясь за его движением по небосклону. И мне очень повезло, что я попала на озеро во время его цветения, так как цветёт лотос только один месяц в году, с конца июля до начала сентября, и чтобы увидеть это чудо, приезжать в город надо в августе.
Хабаровск – город счастливой судьбы. Из небольшого селения он постепенно превратился в крупный административный, промышленный, научный и культурный центр. В его истории отражена сама судьба российского Дальнего Востока, его великие победы и тяжёлые испытания. Хабаровчане дорожат прошлым, изучают его, бережно относятся к сохранению истории своего города и края.
Август, 2017Боровск – древний город на холме
В Калужской области есть красивый город Боровск, известный с 1358 года. Старинное поселение было основано как крепость, а спустя несколько десятилетий это был уже небольшой город, где наряду с крепостными стенами и башнями возвышались и храмовые постройки. По мере того, как раздвигались границы города, появилась торговая площадь и слободы, населённые ремесленным и служивым людом, создавались новые храмы и монастыри.
В XVI веке в Боровске насчитывалось до двух десятков храмов и монастырей. Но город часто подвергался разбойничьим набегам литовцев, поляков, крымчан и к концу XVII века часть храмов была разорена и уничтожена. Кроме того, век этот был временем церковного раскола.
В Пафнутьево-Боровском монастыре дважды находился в заточении протопоп Аввакум, а в Боровском остроге, что на городище, сидели его соратницы – боярыня Морозова и её сестра княгиня Урусова, умершие здесь же от голода. Серьёзные разрушения нанесли городу войска Наполеона в 1812 году. После отхода его армии по Смоленской дороге город был похож на большое пепелище.
В Боровске на улице Ленина до сих пор стоит дом, где ночевал французский полководец. Для того времени это был один из самых богатых домов города, он принадлежал разным владельцам, первыми из которых были купцы первой гильдии Большаковы, производившие парусину. Вначале XIX века в этом доме останавливались император Александр I, и другие именитые лица.
После окончания войны 1812 года жизнь боровчан оказалась связанной с необходимостью восстановления города и порушенных храмов. К началу ХХ века большинство церквей было восстановлено. И на протяжении столетий величественный облик городу придавали устремляющиеся ввысь силуэты храмов.
Храмы Боровска
Одним из самых богатых считался Соборный храм во имя Благовещения Пресвятой Богородицы, расположенный на центральной городской площади – самом высоком месте. Он и сейчас там возвышается и виден сразу, когда подъезжаешь к автостанции.
Кафедральный собор XVIII века представляет собой четверик с алтарём, трапезную с двумя приделами в честь святителя Николая Чудотворца и Казанской иконы Божьей матери. В приделах свои иконостасы. Изысканная отделка внутреннего интерьера со времени создания сохранилась до наших дней. В храмовой части величественный пятиярусный иконостас украшен растительным орнаментом с резными и позолоченными колоннами. Рядом с храмом возвышается пятиярусная колокольня в классическом стиле. На колокольне часы, установленные старанием местного мецената купца Молчанова. После событий 1917 года собор уцелел благодаря тому, что был поставлен на учёт как памятник истории и архитектуры и, когда в Боровском уезде закрывались храмы, сюда свозили предметы церковной утвари, среди которых были и уникальные. Весной 1922 года в городе работала уездная комиссия по изъятию церковных ценностей в Фонд помощи голодающим. Изымались дорогие предметы утвари, оклады с драгоценными камнями. Часть церковных сокровищ музейным работникам удалось спасти и вывезти в Москву.
Здесь же на площади находятся торговые ряды постройки XVIII-ХХ веков с уникальными подвалами и кирпичными сводчатыми потолками. Ряды продолжают выполнять свои функции, хотя внешне выглядят вполне современно.
Если пройти по улице Урицкого, примыкающей к центральной площади Ленина, можно подойти к храму Преображения Спаса на взгорье. Кирпичный храм построен в 1804 году в строгом стиле позднего классицизма. После революции его использовали под мельницу и склад. В 2001 году он был вновь передан Калужской епархии, очищен от мусора и хлама, и здесь стали проходить службы.
Много интересного на улице Ленина, бывшей Успенской, одной из древнейших улиц в Боровске. Останавливаюсь у городской усадьбы Шокиных. Это самый заметный и красивый дом на этой улице. Построен он в русском стиле купцом-старообрядцем. За особую красоту деревянной резьбы в отделке второго этажа его часто называют «Дом с кружевами».
Своеобразна история старообрядческого храма во имя Всех Святых, расположенного недалеко от шокинской усадьбы. Долгое время для проведения богослужений община кочевала по разным домам своих прихожан и только, когда купцы-старообрядцы на свои деньги выкупили у местной мещанки большой каменный дом, община заимела собственную молельню. В начале ХХ века на фундаменте молельного дома стал возводиться храм. Украшением его служили пять арочных окон по фасаду и три главки с золочёными луковичками. Позже была пристроена шатровая колокольня. В советское время власти закрыли храм и устроили в нём Дом культуры. Сегодня от храма сохранилась только стена с воротами и колокольня. Теперь здесь расположен музейно-выставочный центр.
Советую подойти к церкви Покрова Пресвятой Богородицы на Рабочей улице. Когда-то на этом месте стоял Покровский Высоковский мужской монастырь. В 1414 году преподобный Пафнутий Боровский принял иночество и много лет подвизался в этом монастыре. В 1610 году монастырь был уничтожен литовскими интервентами. Царь Михаил Фёдорович повелел возродить Высоковскую обитель, и к 1621 году была поставлена деревянная церковь Покрова Пресвятой Богородицы, сохранившаяся до сих пор. Рядом над могилой родителей преподобного Пафнутия сохранилась каменная часовня.
В трёх километрах от центра окружённый холмами стоит древний Пафнутьево-Боровский монастырь – главная достопримечательность города. Вход в монастырь осуществляется через Святые ворота, выстроенные в 1701 году. Позже они неоднократно перестраивались и к настоящему времени сохранили вид 1864 года. Основан монастырь был в 1444 году Пафнутием Боровским. Среди строителей великие русские зодчие: Фёдор Конь, Степан Полубес, Дионисий. В XVI – XVII веках это был один из основных и сильно укреплённых пунктов на юго-западном рубеже Московского государства. Протяжённость крепостных стен составляет 673 метра, на ней шесть башен. Древнейшее сохранившееся до наших дней здание – трапезная 1511 года. Пережив беды Смутного времени, пожары войны 1812 года, обстрелы и бомбёжки 1941 года и годы советской власти, монастырь выстоял. Сегодня это один из самых ярких мужских монастырей, духовный и культурный центр.
История в картинах художника
Живёт в Боровске удивительный человек, Владимир Александрович Овчинников. Художник – самоучка, он знакомит жителей и гостей с историей города, рисуя, совершенно бесплатно, жанровые и исторические картины на заборах и стенах зданий. Это настоящая живопись, на которую приезжают специально посмотреть туристы из других городов.
С Владимиром Александровичем я познакомилась случайно. Гуляя по городу, на одной из улиц увидела человека, расписывающего стену огромного здания. Подошла, поздоровалась, познакомились. Патриот своего города, при благоприятной погоде он работает в две смены. Погода в этот час была солнечная и я не стала мешать ему. Мы договорились встретиться на следующий день. Владимир Александрович когда-то давно окончил Московский инженерно-строительный институт и работал по своей специальности. Выйдя на пенсию, перебрался из шумной Москвы в тихий провинциальный Боровск. Судьбы малых городов всегда извилисты и драматичны. Невзрачным был Боровск, когда инженер-строитель Овчинников поселился здесь. И тогда взял он кисти, краски и стал расписывать унылые фасады и заборы.
Первая картина была написана на глухой стене дома, некогда принадлежавшего купцу Санину. На ней он изобразил главный собор города и ведущую к нему дорогу. Сюжеты художник ищет сам. Так, на одном из домов на заколоченном фанерой простенке он нарисовал окно с сидящим на подоконнике котом. И дом преобразился. Никаких письменных договоров с администрацией города не было. Просто, получив устное согласие мэра, Овчинников взял кисти, краски, стремянку и начал работать. Только за три первых летних сезона появилось семьдесят настенных полотен. И никакого вознаграждения. Город расписывается исключительно на энтузиазме этого чудака-бессребреника.
Многие картины сопровождают поэтические строки Эльвиры Частиковой. Её стихи раскрывают смысл изображённого и развивают мысль художника. Союз изображения и слова со временем перерос в семейный. Владимир Александрович с супругой скромно живут в окружённом зеленью частном домике. В комнате, куда пригласил меня Владимир Александрович, все стены увешаны радужными картинами: цветы, букеты, солнечные лица.
Мы сидим в небольшой кухне, пьём чай, разговариваем. Художник хорошо знает местную историю, иногда водит экскурсии по городу и даже выпустил путеводитель «Параллельный Боровск» с обозначением исторических мест и расположением своих настенных картин, на которых восстановлена в образах история города за прошедшие сотни лет. На вопрос, долго ли сохраняются картины в условиях улицы и необходимо ли их обновлять, художник ответил, что это зависит от многих факторов – как обработана поверхность, солнечная ли сторона, есть ли козырёк, попадают ли осадки на изображение, качество красок. При самых благоприятных условиях картина может просуществовать до пятидесяти лет.
Владимир Александрович не молод, ему 78 лет, но он одержим своим занятием – «ловит», как он говорит, погоду, берёт стремянку, краски и идёт творить очередную картину. Полотна Овчинникова не только украшают Боровск, но и заставляют задуматься о прошлом своего города, своей страны. В Музее истории Боровска можно ознакомиться и с другими его картинами.
Первая картина, которую я увидела в Боровске, замечательный портрет Циолковского на торце двухэтажного здания. Он был написан художником пятнадцать лет назад. В Боровске помнят учёного – основателя современной космонавтики. Много в городе интересных памятников, посвящённых известным людям и один из них Константину Эдуардовичу Циолковскому. Больше десяти лет прожил он в Боровске, работая учителем арифметики и геометрии в уездном училище. В память о нём в центре города поставлен добрый забавный памятник – на фоне взмывающей вверх ракеты учёный в огромных валенках сидит, устремив взгляд в небо. Есть в городе и музей Циолковского – дом, где он в течение года снимал квартиру.
Современный Боровск, немыслим без исторических памятников и возвышающихся то там, то здесь храмов, которые сказочным узором вплетаются в городской ансамбль. Хочется надеяться, что ныне живущие и последующие поколения не совершат больше ошибок – разрушения этих святынь.