Книга Путешествия оптимистки. По России и всему миру - читать онлайн бесплатно, автор Галина Щапова. Cтраница 3
bannerbanner
Вы не авторизовались
Войти
Зарегистрироваться
Путешествия оптимистки. По России и всему миру
Путешествия оптимистки. По России и всему миру
Добавить В библиотекуАвторизуйтесь, чтобы добавить
Оценить:

Рейтинг: 0

Добавить отзывДобавить цитату

Путешествия оптимистки. По России и всему миру

Май, 2017

Зарайск

На высоком берегу реки Осётр, в ста пятидесяти километрах к юго-востоку от Москвы расположен город с выдающейся историей. Первое упоминание о Зарайске относится к 1146 году, однако археологи нашли здесь остатки стоянок людей каменного века. Предполагается, что название города произошло от древнерусского слова «заразы» – отвесные кручи, обрывы.

Зарайск – городок уникальный – здесь находится самый маленький боевой кремль в России, единственный полностью сохранившийся в Московской области. История крепости на правой стороне Оки начиналась в конце ХII века, хотя уже в X – XI веках эта территория была густо заселена. Вначале XVI века Зарайск был присоединён к Москве и стал охранять границы московского княжества от татарских набегов. По указу великого Московского князя Василия III в 1528 году для охраны южных границ Руси от нашествий крымских татар был заложен каменный кремль с церковью Николы Чудотворца. Через три года строительство было закончено, а по всему периметру город был укреплён валами, рвами и деревянными стенами с башнями. Строители прошлого, возводившие стены этой твердыни, выбрали для неё возвышенное место при слиянии речки Монастырки с Осетром, которое стало естественной преградой на пути врага с юга и запада. Крымские татары, многократно штурмовавшие город, так и не смогли продвинуться вглубь территории.

В конце XVII века в связи с расширением границ Русского государства Зарайск теряет оборонное значение и в городе начинает бурно развивается торговля, так как здесь проходила дорога из Москвы в Астрахань.

Самым древним сооружением Зарайска остаётся кремль. Его архитектуру отличает простота, сформированная в прямоугольном плане с четырьмя 12-тигранными угловыми и тремя прямоугольными проездными башнями.

На территории находятся два храма – Никольский и собор Иоанна Предтечи, доминирующий на площади. Пятиглавый Никольский собор был выстроен по указу царя Фёдора Алексеевича в 1681 году. Он представляет собой бесстолпный четверик, перекрытый глухим сомкнутым сводом и увенчанный пятиглавием с прорезными коваными крестами.

Массивный кирпичный собор Иоанна Предтечи (1901—1904) возведён на месте разобранной церкви в формах классицизма с ренессансными мотивами убранства. Завершает его огромный световой барабан на квадратном постаменте с балюстрадой. Почитаемые святыни этого собора – чудотворная икона Николы Зарайского (начало XVI века) и ковчег с частицей мощей Николая Чудотворца. За свою многовековую историю храм Иоанна Предтечи не раз перестраивался. Ныне существующий собор, с уникальными иконами и дорогой утварью, построен на средства великих благотворителей братьев Бахрушиных.

В ансамбль кремля входит также здание Присутственных мест Духовного училища. Это учебное заведение, основанное в 1812 году, ранее располагалось в деревянном здании. Позже на средства верующих были выстроены два каменных здания, одно- и двухэтажное. В советское время училище было закрыто, но в настоящее время в одноэтажном здании работает воскресная школа Никольского храма, а в двухэтажном размещены экспозиции музея «Зарайский кремль». В залах музея можно увидеть археологическую коллекцию, живописные работы русских и западноевропейских художников, купеческие портреты и собрание предметов декоративно-прикладного искусства.

Недалеко от кремля в городе установлен памятник князю Д. М. Пожарскому. С 1610 по 1611 годы он служил зарайским воеводой, под его руководством отряд зарайских ратников успешно отражал атаки польского неприятеля на город и участвовал в боях по освобождению Москвы в 1611 году.

Несколько приходских церквей есть и в городе. Интересна Троицкая церковь (1776—1807) с нарезной обработкой нижнего пояса стен и с высокой колокольней, выстроенной в стиле барокко, позже к церкви была пристроена трапезная с двумя приделами.

На Красноармейской улице возвышается Ильинский храм с трёхъярусной шатровой колокольней. В 1612 году на этом месте была построена деревянная церковь Ильи-Пророка. После победы в Отечественной войне 1812 года храм решили выстроить в камне, но только в 1835 году благодаря щедрым пожертвованиям прихожан (среди них были и зарайские купцы Шолоховы – предки писателя М. Шолохова) церковь была перестроена. Она имела пышное внутреннее убранство и считалась одной из красивейших в городе. В советское время в церкви размещался литейный цех, а в 1996 году храм снова был восстановлен и возвращён верующим.

Ещё одна городская церковь – строгая Благовещенская, где сохранился многоярусный иконостас в формах раннего классицизма, она была поставлена в память о защитниках города, павших в сражении с польскими интервентами в марте 1608 года. Тогда погибло 300 ратников из Арзамаса, пришедших на помощь Зарайску. Они несли икону Благовещения Пресвятой Богородицы. В честь её и названа церковь. В 1614 году рядом с курганом над братской могилой арзамасцев была построена деревянная церковь, а в XIX веке на её месте был сооружён каменный храм.

Выйдя на бывшую торговую площадь, где восстановлен Гостиный двор (конец XVIII века) с открытыми арочными галереями, можно убедиться, что и сегодня площадь остаётся торговой.

Сохранилась в городе четырёхгранная водонапорная башня, украшенная зубцами. В 1904 году в Зарайске началось сооружение городского водопровода, и первым объектом в системе водоснабжения стала эта башня. В настоящее время она служит, как туристический объект. Поднявшись по винтовой лестнице на верхний этаж башни, можно посмотреть на город с высоты.

С небольшим провинциальным городом связаны имена многих выдающихся людей нашей страны. Более двух столетий жили в Зарайске Бахрушины, зарабатывая перегоном скота в большие города. В 1821 году они переезжают в Москву, где Алексей Александрович (его часто называли профессиональным благотворителем) открывает первый в мире театральный музей.

В Зарайске в основном на его средства и был построен собор Иоанна Предтечи, а в 1865 году Почётные Потомственные граждане Москвы и Зарайска – Бахрушины, выкупив участок городской земли, положили основание нескольким благотворительным учреждениям в Зарайске. Со временем здесь был построен комплекс каменных зданий, где располагались мужская и женская богадельни, Казанская церковь, бесплатная школа для девочек имени Алексея и Натали Бахрушиных.

Ну и, конечно, нельзя не побывать в доме русского скульптора Анны Семёновны Голубкиной (1864—1927) – ученицы великого Родена, где она родилась, жила и работала. Здесь можно познакомиться с работами первой женщины-скульптора, с её творчеством, в котором нашли отражения разные художественные течения от импрессионизма, символизма и модерна до психологически глубокого реализма. Диапазон её работ очень широк. Это и пластика, и портреты, и мемориальные памятники, выполненные в дереве, камне, бронзе, мраморе. Имя А. С. Голубкиной прославили скульптурные портреты М. Ю. Лермонтова, Л.Н. и А. Н. Толстых, и множество других работ.

В судьбе Зарайска отразились многие вехи истории России, дойдя до наших дней в виде устных и письменных преданий, летописей, книг, памятников истории и культуры, святых и памятных мест. Всё это позволило отнести город Зарайск к значимым памятникам национальной культуры.

Апрель, 2019

Прогулка по Егорьевску

К западу от Москвы, примерно в 100 километрах раскинулся природный заповедник Мещера, славящийся сосновыми и еловыми борами и уникальными торфяными озёрами с целебной водой. Среди этой природы расположен небольшой древний город Егорьевск.

В XIV веке здесь находилось село Высокое, которое после постройки деревянной церкви Георгия Победоносца получило название Егорье Высокое, а в 1563 году по указу царя Ивана IV было передано московскому Чудову монастырю. В 1778 году село стало уездным городом Егорьевском, где основную часть населения составляло купечество, занятое в основном посреднической торговлей хлебом. В 1825 году в городе появилось ручное ткацкое производство, а позднее была создана бумагопрядильная фабрика Хлудовых.

Сохранившаяся старинная застройка и планировка улиц, созданная по указанию Екатерины II перпендикулярно друг другу – достопримечательность города. Проезжая по улицам, можно видеть сочетания фабричных башен, соборных колоколен, куполов храмов и старинных особняков, возведённых по проектам известных зодчих А. Каминского, И. Барютина, В. Щуко.

В середине XIX века на берегу реки Гуслицы был выстроен грандиозный комплекс текстильных фабрик Хлудовых, который украшает часовая башня. В народе она называется Егорьевский Биг Бэн. Говорят, что работа часов зависела от работы главного парового двигателя на производстве. Строительство фабрик изменило облик и направление развития Егорьевска, постепенно превратившегося в промышленный центр.

Егорьевск входит в историческую местность «Гуслицы», где издревле селились старообрядцы. Здесь же находится самая крупная действующая старообрядческая церковь нашей страны – храм св. Георгия Победоносца, который считается покровителем Егорьевска и даже изображён на гербе города. На месте белоснежного с золотыми куполами храма раньше находился старообрядческий дом-молельня. Жители старого Егорьевска были приверженцами веры и обрядов, не тронутых реформами Никона. И, несмотря на гонения со стороны официальной церкви, в течение двух столетий старообрядцы отстраивали свой каменный храм с колокольней. В советское время храм был разграблен, но с 1997 года в нём постепенно ведутся восстановительные работы. Из среды старообрядцев вышло немало купеческих и промышленных династий, составивших славу российского предпринимательского класса: Морозовы, Хлудовы, Бардыгины, Кузнецовы.

Егорьевск – старый промышленный центр Рязанской, а с 1922 года Московской губернии.

Долго можно гулять по городу, знакомясь с достопримечательностями.

Многие храмы в городе были разрушены после 1919 года. Из уцелевших памятников интересен Свято-Троицкий Мариинский женский монастырь, образованный в 1902 году из женской общины. Его украшают ограда и башни из красного кирпича, живописные монастырские Святые ворота в русском стиле, построенные по проекту известного архитектора эпохи модерн Ивана Барютина на средства купца Н. М. Бардыгина. На территории монастыря сохранились здание обители, небольшая Троицкая церковь и богадельня конца XIX века с корпусами келий.

Архитектурная доминанта города – храм Александра Невского (конец XIX века) с характерным силуэтом древнерусских построек. Храм получился величественный, в русском стиле, увенчанный пятью позолоченными куполами. Строился он почти 20 лет и имел приделы «Знамение» – во имя иконы Божьей Матери и во имя апостолов Петра и Павла. Иконостасы в четыре яруса сделаны из липы в византийском стиле. Инициатива возведения храма принадлежала городскому главе Н. М. Бардыгину, он предложил построить храм и часовню в память о неоднократном спасении от покушений на царя Александра III. В советское время собор переоборудовали под кинотеатр, но в 1946 году он вновь был передан верующим. Тот год стал годом зарождения хоровых церковных традиций, и с тех пор местные традиции хорового пения соблюдаются по сей день, и не только в этом храме.

Сохранилась миниатюрная белокаменная Алексиевская церковь (начало ХХ века), с формами северной готики и мотивами псевдорусского стиля. Поставлена она была на средства местного жителя Ивана Акатьева. Церковь никогда не закрывалась, а после закрытия Свято-Троицкого монастыря священник Фёдор Леонардов стал настоятелем этого храма, и все не репрессированные монахини перешли вместе с ним. Во времена советской власти, когда церковь хотели взорвать, прихожане закрылись в церкви и не покидали её ни днём, ни ночью. Таким образом, им удалось сохранить эту церковь.

Среди гражданских построек тоже есть чем полюбоваться. Например, живописный комплекс зданий электротехнического училища в стиле модерн, возведённый в начале ХХ века на средства Бардыгина, богадельня (1862), выстроенная на средства предпринимателей Хлудовых, корпуса общественных лавок.

В центре города сохранился двухэтажный корпус женского училища с архитектурными чертами эклектики и модерна.

Усадьбы купцов Бардыгина и Дудочкина дают представление о жилой застройке конца XIX – начала ХХ веков, где наряду с каменными встречаются деревянные постройки с элементами резного зодчества.

Историческое место в городе – центральная площадь. До 1917 года она называлась Соборной. В начале XIX века здесь был возведён белокаменный Успенский собор, но в советское время он был взорван, и власти установили на этом месте памятник Ленину. Сам памятник представляет историческую и художественную ценность. Дело в том, что памятников В. И. Ленину создано много, но именно этот считается наиболее приближенным к портретному сходству с вождём мировой революции. Скульптор Г. Д. Алексеев ваял образ с натуры, основываясь на зарисовках вождя, сделанных в его кабинете. Оригинал скульптуры, выполненный из гипса, находится в московском музее им. В. И. Ленина. Площадь в настоящее время благоустроена, здесь разбит сквер и называется она Советской.

Одной из главных достопримечательностей города является историко-художественный музей. Он был основан в 1911 году фабрикантом меценатом М. Н. Бардыгиным. Его коллекция и послужила основой музея, который расположен в центре города в отреставрированном двухэтажном особняке купца Никитина. Долго можно ходить по залам музея, где представлены изделия народных промыслов России XVIII – XIX веков: северная резная кость, расписное дерево, старинное стекло, фарфор, золотое шитьё, русские народные костюмы и ткани, старинные книги, монеты и многое другое. Разноцветный орнамент залов создаёт необыкновенную праздничную атмосферу.

Напротив здания музея в небольшом сквере когда-то был установлен памятник корзине, как символ изобилия. К сожалению, металлическая инсталляция на высоком постаменте сегодня уже не привлекает внимание тех, кто оказывается в городе и, опустошённая, она не выглядит символом изобилия. Как провинившаяся, корзина вынесена на окраину города и скромно стоит у дороги. Говорят, что раньше она являлась важной достопримечательностью, так как якобы никто в мире не догадался увековечить её образ в металлической конструкции и выставить на всеобщее обозрение.

Но, тем не менее, покидая этот уютный город на оптимистической ноте, могу сказать, что ему есть, чем порадовать и удивить гостей – любителей старины и архитектуры. Знакомство с такими городами, как Егорьевск, с их прошлым и настоящим даёт понять, что такое Россия и каковы её настоящие корни.

Сентябрь, 2019

Усадьба Голицына в Дубровицах

На живописном берегу реки Пахра в 40 километрах от Москвы находится усадьба Дубровицы. Первое упоминание об этом историческом месте датировано 1627 годом. Тогда здесь была вотчина боярина И. Морозова. Позже её унаследовала его дочь, она же жена князя И. А. Голицына. Он и был первым из своего рода владельцем поместья.

В конце XVII века Пётр I отдаёт эти земли своему сподвижнику, одному из самых влиятельных вельмож того времени Борису Алексеевичу Голицыну. Место, где сливаются две реки Пахра и Десна, и шумит дубрава, Голицыну очень понравилось, и он решил построить здесь, свою усадьбу, которая и стала называться Дубровицы.

Построив усадьбу, Борис Алексеевич отходит от государственных дел и удаляется в своё поместье. Но его не забывают друзья и часто приезжают в гости, всегда с угощением радушно встречаемые. В то время основным напитком в России была медовуха, но Пётр привёз из Европы водку, да ещё издал манифест, чтобы на фуршеты и балы гости являлись с опозданием и в похмелье. Дворянство стало этим увлекаться и, в связи с частыми посещениями гостей, Голицын начал спиваться. Всё чаще Петру I на стол стали попадать донесения о том, что Голицын не выполняет своих обязанностей, крестьяне в деревне творят что хотят, а на дорогах орудуют разбойники. Пётр приезжает в Дубровицы и сам убеждается в этом. Он призывает Голицына и говорит ему, что если тот не возьмёт себя в руки и не наведёт порядок в своём поместье, то отправится в Сибирь. Угроза возымела действие, и Голицын обратился к духовенству. Когда-то он был очень начитанным, грамотным человеком. Тогда не было ни школ, ни университетов и основную науку можно было получить только от монастырского духовенства. И Борис Алексеевич тоже начинал своё обучение в монастыре Флорищевой пустыни. Туда, к своему наставнику он и вернулся. Голицын смог отказаться от «зелёного змея» и никогда больше не принимал ни капли алкоголя.

В благодарность за излечение Петру и духовенству, имея огромное состояние, Голицын решает построить церковь. Пётр I, узнав, что его друг и учитель вернулся к достойной жизни и решил строить храм, выделил из казны огромную сумму на строительство, да ещё и прислал заграничных мастеров. И в 1690 году на месте старой деревянной церкви, которая была перенесена в соседнюю деревню, был заложен храм Знамения Пресвятой Богородицы. Необычайно красивый православный храм из белого камня в стиле барокко, увенчанный ажурной золотой короной, он стал шедевром архитектурного искусства. Фасады церкви снизу доверху декорированы резьбой и фигурами святых, что необычно для православного храма. Внутренние стены церкви украшены скульптурными фигурами людей, которые изображают библейскую историю от начала рождения Христа до его распятия. Сохранился великолепный четырёхярусный деревянный иконостас и двухярусные хоры с ажурной резьбой. Так как в строительстве храма принимали участие кроме русских иностранные мастера, то в церкви можно увидеть рельефы евангельской тематики. Почти десять лет продолжалось строительство храма, но четыре года он стоял неосвящённый. У Петра в то время были сложные отношения с патриархом. Царь приказывал даже снимать колокола с церквей и переплавлять их на пушки, а патриарх называл царя антихристом, и уверял, что даже иконы якобы в монастырях об этом мироточат. Пётр начинает объезжать монастыри и в одном из них призывает патриарха и приказывает открыть раму иконы. Патриарх возмущается, но раму всё же открывают. Пётр берёт на палец мироточащую слезу, пробует на язык и велит пробовать патриарху. Тот пробует, а Пётр говорит: «Ещё раз где-нибудь потечёт такой брусничный сок, заплачут все священники в стране».

После этого события патриарх окончательно рассорился с царём. А узнав, что храм в Дубровицах построен в честь Петра, он приезжает туда, осматривает церковь и сообщает, что в храме не соблюдены канонические законы, да ещё на куполе вместо креста установлена корона, и он запрещает освящение. Пётр рвал и метал, но ничего сделать не мог. Эти неприятные события подорвали здоровье Голицына.

Спустя четыре года патриарх умирает. Есть предположения, что может даже и не своей смертью. А Пётр, помня свои обиды и унижения, распускает патриархию на Руси, и вплоть до 1917 года церковью правит Священный Синод. Синод приезжает в Дубровицы вместе с царём и освящает храм. Празднования и гуляния по этому поводу продолжались более двух недель настолько широко, что попали в московскую хронику.

Какова же судьба самого князя Голицына? В монастыре Флорищевой пустыни умирает его духовный наставник. Голицын едет на похороны и, понимая, что сделал всё, что хотел и всё, что мог, отказывается от своего состояния в пользу наследников и стрижётся в монахи. Там, прожив около четырёх лет обычным иноком, он умирает, соблюдая пост, хотя ему по состоянию здоровья делать этого было нельзя. Похоронен Б. А. Голицын в той же Флорищевой пустыни. Могила его найдена и, паломники, приезжающие туда, могут подойти и постоять у неё.

Так закончилась жизнь знаменитого политического деятеля, который долгое время жил и работал в усадьбе Дубровицы. А вокруг в те времена были огромные лесные угодья, где часто охотился Пётр I со своей свитой.

Рядом с церковью самостоятельной жизнью живёт изящный дом-дворец, возведённый при внуке Б. А. Голицына. Позже к торцам дома были пристроены крыльца с полукруглыми лестницами и создан великолепный Гербовый зал, украшенный фамильными гербами.

Спустя годы Дубровицы были обнесены каменной стеной с зубцами, что придавало усадьбе вид средневекового замка. В советское время поместье Голицына было национализировано. В сороковые годы там был лазарет, затем школа лётчиков, а позже дом отдыха для высших военных чинов. В настоящее время здание усадьбы занимают ЗАГС и институт животноводства.

Июль, 2019

Судак – жемчужина крымской земли

Если посмотреть на карту Крымского полуострова, то его можно сравнить с опущенным в море виноградным листом, в юго-восточной части которого находится небольшой уютный город Судак. Первоначальное поселение находилось у подножья возвышающейся над морем горы. Греческая рукопись XIII века сообщает, что в 212 году н.э. на этой горе, названной Крепостной, аланами была построена крепость Сугдея, что означает «святой», «непорочный». Для крепости это было идеальное место. В течение нескольких веков здесь хозяйничали византийские греки, совершали набеги монголо-татары, а позже генуэзцы и турки-османы.

Богатая история города отразилась в его меняющихся названиях – Сугдея, Сурож, Солдайя, Солдак и, наконец, Судак. Особого развития город достиг в XII – XIII веках. Даже Чёрное море называли тогда Судацким. Судак был международным портом, куда съезжались купцы со всех концов мира. Владели городом-крепостью венецианцы. Это было время невиданного расцвета, славы и богатства, но и время жестоких потрясений, вражеских нашествий и разорений. Много войн пережила Сугдея. Купеческая республика Генуя была непримиримым врагом и конкурентом Венеции, но воевали они в Крыму. Находясь под угрозой вражеских нашествий, венецианцы интенсивно строят в Сугдее крепостные сооружения и укрепляют город. Но в 1365 году на город внезапно напали генуэзцы, взяли крепость приступом и захватили более десятка селений в округе. В этот период теперь уже Солдайя становится укреплённым административным центром округа. Главное занятие жителей в этот период – земледелие и обработка винограда. Управлял в Солдайе назначенный в Генуе консул, срок полномочий которого ограничивался одним годом.

В XV веке разгорелась борьба между генуэзцами и татарами, населявшими Крым. Поднявшие мятеж татарские феодалы обратились за помощью к турецкому султану и в 1475 году владения генуэзцев пали. Из отрывочных сведений о последних днях Солдайи известно, что генуэзцы храбро сражались с осаждавшими их турками, но силы были неравны. И, когда враги ворвались в крепость, оставшиеся в живых защитники города-крепости вместе с консулом укрылись в городском храме. Турки подожгли храм и сотни горожан сгорели заживо.

На этом историческая жизнь города закончилась, он потерял всякое значение. Побережье и часть горного Крыма перешли во владение турецкого султана. Резиденцией турецкого паши стала Каффа, получившая новое название Кефе.

Генуэзская крепость

Ни один из городов Крыма не имеет такого удивительного памятника старины, как Генуэзская крепость – визитная карточка Судака. Площадь, занимаемая крепостью, составляет 30 гектаров. С востока и юга она неприступна, с запада – труднодоступна, и только с севера идёт отлогий спуск.

Надёжные стены и башни, окружённые глубоким рвом с водой, были лучшей защитой от врагов. Здесь до нашего времени сохранились два оборонительных яруса – нижний и верхний. Нижний состоит из массивной стены высотой в восемь метров и толщиной два метра. Стена укреплена четырнадцатью боковыми башнями и завершается зубцами, за которыми прятались защитники. Второй верхний ярус служил цитаделью крепости и состоял из Консульского замка и башен, соединённых стеной, проходящей по самому гребню Крепостной горы, на вершине которой на высоте около 150 метров, находился комплекс Дозорной башни.

Древние мастера для постройки стен и башен использовали местный материал – серый известняк, песчаный ракушечник, камни твёрдых пород. Вся территория крепости представляла собой город с жилыми домами, официальными учреждениями, складами оружия, храмом, таверной. Прошли века, но даже в наше время видны следы городских кварталов.

В крепость ведут Главные ворота, над аркой которых высечена надпись, сообщающая, что в 1389 году городом управлял консул Батиста де Зоали. Крепостные ворота опускались на шарнирных блоках, закрывая полуовальный проём шириной около четырёх метров.

Через этот проём-ворота можно пройти на территорию крепости. По обе стороны от ворот возвышаются боевые трёхэтажные башни, из которых можно было вести перекрёстный обстрел всего окружающего пространства.

На некоторых башнях сохранились плиты с рельефными изображениями и надписями даты возведения и правящего в то время консула, а на одной плите можно даже разглядеть герб Генуи и гербы правителей того времени. На разных башнях были найдены плиты с датами от 1392 до 1414 года. Внутри крепости, если идти вдоль нижней крепостной стены, справа от дороги видны остатки полуподвального помещения, углублённого в землю – это прямоугольная цистерна, хранилище питьевой воды. Вода в крепость подавалась самотёком от горных источников. Кое-где торчат частицы замурованных в стену гончарных труб. Неподалёку пороховые погреба и бывшие казармы, перед которыми красуются две старинные пушки.