С середины VI в. н.э. населением тамбовских краёв считались мордва и мокша (от них и пошло, вероятно, название города Тамбов; по-мордовски, я уже выше говорил, тамбов – омут). Первые русские (или, вероятно, русичи) появились там ещё в домонгольское время.
В начале XVII в. Тамбовские земли стали заселяться беглыми крестьянами, которые уходили от феодальной зависимости из Мурома, Владимира и Рязани, а также и из северных пределов России. Эта местность, где проживали наши родичи, на реке Бурначка, упоминается в документах Ревизской сказки 1782 года, примерно за шестьдесят лет до появления в этих краях Чекалиных. В документах отмечено, что здесь находилось 9 домов однодворцев (не крепостных). Среди них: Суздальцев Епифан, Кашковский Леонтий, Мальцев Осип, Шарапов Меркул, Поповы – Афанасий и Леонтий. Ревизские сказки составляли для губерний. В главе «Баранов Иван Николаевич» я немного расскажу о сословиях крестьян того времени…
Тамбовская губерния образована в 1779 г. и просуществовала таковой почти 150 лет, до 1928 г. В этом году Декретом большевистского государства губернии превратили в области, а уезды – в районы. Низшие административные единицы, волости, упразднили…
И ещё из истории про другие края.
Как известно, Архангельская губерния, также, как и почти вся Сибирь, были свободны от крепостного права. Таких губерний, без крепостного права, было совсем мало в России, но Архангельская была в их числе. Однако в эту губернию приезжали именитые люди (офицерство, помещики и прочие зажиточные и служилые люди) из мест с разрешённым крепостным правом для получения очередных чинов и званий. Приезжали они вместе со своим имуществом, в том числе и крепостными, как собственностью, которую, конечно, никто и не освобождал от крепостничества, даже при переезде в свободную от крепостничества зону. Таким образом, можно предположить, что Чекалины и в Архангельскую-то губернию попали откуда-то из других мест, вместе со своим собственником, изъявившим желание повыситься в чине или звании, а то и получить ещё какие-нибудь для себя блага от государства.
Вообще крепостное право появилось практически с конца XVI в., во время царствования умственно отсталого святого Феодора I Иоанновича, сына Иоанна Грозного, последнего, как говорилось выше, из Рюриковичей, к которому был приставлен опекуном совсем даже не придурковатый шурин Феодора, Борис Годунов. (Борис Годунов стал шурином Феодора Иоанновича в 1580 г.) Вот Годунов и издал указ 24 ноября 1597 г. о запрещении перехода крестьян с места на место, от одного землевладельца к другому. В то время землю давали служилым людям с расчётом дальнейшего заселения в основном степных дач в междуречьях Оки и Дона. Невозделанный степной чернозём находился по верхней Оке, верхнему Дону и по обе стороны средней Волги. Существовало правило: «кто служит, тот должен иметь землю» или «кто владеет землёй, тот должен служить». Надо полагать, что крепостное право появилось впервые именно в степной зоне России.
Примерно через сто лет была предпринята попытка в виде несостоявшейся реформы освобождения крестьян и наделения их землёй. Такую реформу хотел предложить, как отмечают историки, князь Василий Васильевич Голицын (1643 – 1714) во времена правления Софьи, дочери царя Алексея Михайловича и сестры Петра I. Разговоры об этом шли, но дальше дело не пошло, побоялись возможного боярского бунта. А при том, неустойчивом в то время положении Софьи, это могло повлиять на ускорение её свержения с трона. И без этого хватало забот, чтобы удержаться на троне.
Перед крепостным правом вольные крестьяне арендовали землю у землевладельца по обоюдному соглашению, а сами они её в собственности не имели. Для заселения своих дач землевладельцы искали крестьян-съёмщиков и рабочих. Поэтому из старых центральных областей пошло значительное переселенческое движение крестьян. В заокских земельных поместьях в то время стали проявляться две характерные черты поместной системы, которые во многом способствовали появлению здесь первых признаков крепостного права:
– преобладание мелкого землевладения (в среднем заокские землевладельцы образовывали на своём диком поле усады размером 20 – 80 десятин усадебной земли, что соответствовало примерно 22 – 88 гектарам);
– стремление закрепить крестьян на своей земле путём поземельных обязательств и личной долговой зависимостью от землевладельца.
Стремление закрепить крестьян было настолько сильным, что их закрепощение началось задолго до годуновского уложения от 24 ноября 1597 года, изданного за два дня до известного Юрьева дня, когда крестьянам разрешался переход к другому помещику-землевладельцу. Юрьев день приходился на 26 ноября, но разрешённый переход крестьян определялся неделей до и неделей после этого Юрьева дня. Считалось, что к этому времени заканчивались все полевые работы.
Но за 15-17 лет до уложения Годунова, примерно с 1580 года, появилась служилая кабала, по которой должник отрабатывал во владениях господина не долг, а проценты на сумму долга. Поэтому освободиться от такой кабалы было практически невозможно. А по уложению 1597 г. вообще устранилась и всякая возможность кабального освобождения путём выплаты долга, потому что один из пунктов этого уложения обязывал крестьянина служить владельцу кабалы до смерти этого владельца.
Как известно, крепостное право было отменено императором Александром II Манифестом от 19 февраля 1861 года. Но оно, можно сказать, провалилось, хотя крестьян и освободили от зависимости их собственника. В.В.Голицын хотя бы предлагал решить вопрос освобождения крестьян с одновременным наделением их землёй. А в 1861 году и в дальнейшем вопрос с землёй так и не был решён. Во времена правления Александра III и Николая II этот вопрос выносился на рассмотрение в Государственной Думе известным государственным деятелем С.Ю.Витте, но это было связано с требованием потери собственнности (земли) теми, кто, в основном, и голосовал «за» или «против». Так этот вопрос и не решился…
На севере России чекал или чекала означает земляной заяц или мышь, а вот ближе к Польше, Белоруссии и Украине слово чекать означает ждать или дожидаться. Вряд ли от глагола произошла фамилия Чекалины. Из истории известен казанский посадский человек (1646 г.) Лука Чекалкин, которого позже стали записывать как Чекалин. В немногим более позднее время известен ещё один, Чекалин Никита, при Петре I – судовой мастер (в энциклопедии записано «пенсионер в Англии»). Было в ходу и мирское имя Чекала, от которого вполне могла появиться и фамилия Чекалин…
Прежде, чем продолжить своё описание, я приведу статью о селе Львово, которую опубликовала в Интернете Матрёна Ананьева. Я сохранил орфографию первоисточника.
Прошлое и современность дворянской усадьбы в с. Львово
Село Львово находится в живописном уголке нашего района, оно раскидано по холмистой равнине на берегу речки Бурначки. Особым её украшением остаются парки, посаженные еще в 19 веке около барской усадьбы и сельской церкви.
До октября 1917 года на территории Львовской волости (в настоящее время территория Львовского сельсовета, в который входят три населённых пункта: с. Львово, д. Петровское и посёлок Красный) находилось несколько дворянских имений. Село Львово первоначально принадлежало коллежскому советнику Ивану Дмитриевичу Трофимову и его жене Надежде Львовне. Они владели 320 крепостными крестьянами (по данным 1816 года).
Впоследствии эта усадьба была продана дворянину Александру Николаевичу Жереве. (Поскольку Александр Николаевич француз, то, вероятно, его фамилия Жерве; потомки этой фамилии, которых пригласила на службу Екатерина Великая, больше военные, дворяне, известны в России с XVIII века – С.Ч.) Именно о ней и пойдёт речь. Барин большую часть года проводил в Санкт-Петербурге и во Франции, приезжал в имение в основном летом, руководство осуществлял через приказчика. Дворянская усадьба помещика А.Жереве представляла собой одноэтажный дом, около которого размещались разные хозяйственные постройки, в основном деревянные. Перед домом была вымощена большая кирпичная площадка. Вокруг усадьбы, стоявшей на берегу реки Бурначка, располагался большой парк. В традициях дворянских имений с трёх сторон она была обвалована, кругом посажена сирень и серебристый тополь. Деревья высаживались куртинами, т.е. из одной лунки росли два или три различных дерева.
Кусты сирени и спиреи, росшие по краям тропинок, частично сохранились до наших дней. Также в парке было два озера, расположенных рядом, одно большое, другое поменьше, к ним вела терраса со ступеньками.
Без малого сто лет минуло с тех пор. Время, люди способны многое разрушить и уничтожить, события и факты тоже стираются из памяти. Но, тем не менее, ещё цела основа барского парка, серебристые тополя, стоят как сторожевые, храня тайны давно минувших лет, а липовая аллея напоминает, как в 19 веке, по ней прогуливались господа, приезжая на отдых в имение.
Сегодня здесь совершенно другие строения, другая жизнь. Но по свидетельствам архивных документов и воспоминаниям старожилов удалось восстановить дальнейшую судьбу усадьбы А. Жереве.
В 1890 году в экономическом доме – одной из частей имения – по указанию барина была размещена начальная школа для крестьянских детишек, но в конце 90-х годов для школы арендовали крестьянскую избу. В это время в ней обучался 41 мальчик и пять девочек.
В 1905 году в селе Львово построили земскую школу, а в 1894 в деревне Петровское – церковно-приходскую. Именно здание этой школы сохранилось до настоящего времени.
Во второй половине 19 века недалеко от усадьбы была построена деревянная церковь. После революции её сожгли, так как в 1920 году там во время антоновского движения прятались сочувствующие Антонову. На месте церкви до сих пор частично сохранился небольшой парк, во время весеннего цветения здесь радуют глаз два вида сирени.
После революции имение А.Жереве разграбили, оно использовалось как гостиница для партийных работников.
В начале 30-х годов в дворянском доме разместили семилетнюю школу, открывшуюся в селе. В это время к зданию была сделана первая пристройка из кирпича. Когда началась Великая Отечественная война семилетку перевели в здание церковно-приходской школы в д. Петровское, а в бывшем барском доме расположился детский дом, эвакуированный из Белоруссии, к нему сделали ещё одну пристройку для пекарни. С двумя пристройками барское поместье утратило свой первоначальный вид.
Позже некоторое время это здание использовалось под временное жильё для партийных работников.
В 1961 году семилетнюю школу реорганизовали в восьмилетнюю, которая вновь разместилась в барском доме – до 1976 года, когда в д. Петровское было построено новое здание школы.
Почти полтора десятка лет здание барского дома пустовало, а в 90-х годах оно было окончательно разрушено.
Жаль, что мы практически забыли эти страницы нашей истории. Пройдет ещё немного времени, и воспоминания об имении в с. Львово, которое повторило судьбу многих дворянских усадеб, можно будет найти только в архивных документах…
После того, как я прочитал эту статью, я вспомнил: отец говорил, о том, что во Львово был управляющим имения какой-то иностранец, француз. Но фамилию он не помнил. Но управляющим у Жерве был кто-то из местных, русских, а сам он был владельцем усадьбы, а в прошлом – и, вероятно, крепостных. До А.Н.Жерве этой усадьбой владел Иван Дмитриевич Трофимов (1777-1844) вместе с женой Надеждой Львовной.
И.Д.Трофимов по Табелю о рангах состоял тайным советником, что соответствовало чину генерал-лейтенанта или вице-адмирала. В 1835-1843 годах он был сенатором. В соответствии с указанным рангом он именовался как «Ваше высокоблагородие».
Их (Чекалиных) владелец, помещик или военный, и помещик села Львово (вполне возможно, что по фамилии Трофимов, а не Жерве, а может быть, и потомок купившего у Трофимова имение) встретились в первой половине XIX века волей судьбы на празднике души. Может быть, в Москве, может быть, в Санкт-Петербурге, возможно, что и в каком-то другом месте, положим, в самом Архангельске. Не знаю. Мало того, что встретились. Они сели играть в карты, и архангельский помещик проиграл львовскому несколько крестьянских семей, на вывоз. Ну а вывоз тогда был известный – на подводах, с каким ни на есть скарбом. Случилось это радостное для нас событие примерно в 1844-47 гг.
(Можно полагать, что в карты с архангельским помещиком играл и сам И.Д.Трофимов, поскольку он умер в 1844 г., а это примерно совпадает и со временем переселения семьи Чекалиных во Львово. На всякий случай я искал, кто был в то время львовским помещиком, но не нашёл. Скорее всего, это был кто-то из потомков владельца по Ревизии 1816 г. Трофимова Ивана Дмитриевича, а возможно, что и он сам, а возможно, как и предположено выше, и кто-то из Жерве.)…
Эти места, в районе Львово, начали заселять в верховьях рек Битюг, Бурначка, Савала, Токай и Большой Эртиль во второй половине XVII – первой половине XIX вв. В 1805 г. образовалась Токарёвка, в которой в 1811 году насчитывалось 42 дома (148 человек мужского пола). Токарёвку основали несколько крестьянских семей-однодворцев из сёл Шиповка, Митрополье и Чернавка (Бондарского и Кирсановского уездов). В 1866 г. в ней уже было 90 домов (681 человек). Только в 1879 г., спустя почти три четверти века после первых поселений, в Токарёвке была построена трёхпридельная церковь с главным приделом Покрова Пресвятой Богородицы, правый её придел назывался Крестовоздвиженским (или Кресто Воздвиженским), а левый – Андрея Критского. Но эта церковь была разрушена в 1930 году. В настоящее время, в 1994 году, построена новая церковь Покрова Пресвятой Богородицы, действующая и ныне.
Согласно Ревизии 1816 г., как уже говорилось об этом выше, сельцо Львово принадлежало семье Трофимова Ивана Дмитриевича. Вместе со своей женой, Надеждой Львовной, он владел 320 крепостными крестьянами. Поэтому появилось и второе название этого населённого пункта – Львово, которое осталось до сих пор. Сельцо Львово, находящееся от Тамбова примерно в 90 вёрстах, раньше называлось «Малая Терша» (у нас в семье это село называли Тёрша; тёршинский – о человеке), которую основали крестьяне-переселенцы из села Керша Бондарского уезда той же Тамбовской губернии. (Скорее всего, название Керша легко переименовалось в Терша.)
В соответствии со списком населённых мест Тамбовской губернии за 1862 год, про сельцо Львово можно сказать, что оно находилось при речке Малом Бурначке по правую сторону Астраханского тракта в город Борисоглебск и входило в 3 стан Тамбовского уезда Тамбовской губернии. По состоянию на 1862 год Львово состояло из 25 дворов, в которых проживало 315 человек, в том числе мужчин – 164, женщин – 151. Если по тому же времени сюда добавить и сельцо Надеждино, принадлежавшее Трофимовым, в котором было 33 двора с 359 жителями, то эту всю группу можно объединить и записать общее число дворов – 58, общее число жителей – 674, мужчин – 345, женщин – 329. Кроме этого, Трофимовы были владельцами и деревни Ящерка.
Находится сельцо Львово на высокой террасе между двух ручьёв, впадающих в речку Бурначку. Древнейшее население этих мест были тюрские кочевые племена. Плотное и основательное освоение этих мест русскими поселенцами началось на рубеже XVII – XVIII вв. и продолжалось до середины XIX в.
Трофимовы были и владельцами земель в окрестностях другого Петровского, которое находится на расстоянии восьми километров от Токарёвки, по той же дороге, что идёт из Токарёвки во Львово. В следующем документе имеются довольно интересные сведения, касающиеся не только владения землёй.
«Петровское, говорят, было первым селом, на землях которого стали выращивать картофель. Было это в 1845 году, при помещике Хвощинском. В Тамбовском архиве точных данных об основании с. Петровского нет, но старожилы рассказывают следующее. В 1824 году помещик Ковальский (из с. Княжево) имел земли к югу от Княжево вплоть до нынешнего с. Петровского. На этих землях Ковальский решил образовать хутор, а поэтому туда поселил 30 семей из с. Княжево, из своего поместья. На хуторе был главным его зять Трофимов. В числе 30 семей была семья Петровых (три брата). Эта семья из всех других была более состоятельной и влиятельной. По Петровым, впоследствии, и было названо разраставшееся село. В 1894 году построена церковь. Казанский престол (действующая)».
Законом царя Николая I 1840 г. определялась обязательная посадка картофеля. В первую очередь это относилось к государственным деревням, в которых проживали не крепостные, а государственные крестьяне. Но такие новшества встретили весьма мощное недовольство среди этих крестьян, в 1840-44 годах прошли даже «картофельные бунты». Крестьяне боялись, что таким способом «обязаловки» их постепенно превратят из вольных в крепостных.
И ещё один владелец сельца Львово отыскался, уже ближе к Революции, что подтверждает сведения, приведённые в статье М.Ананьевой. В 1917 г. на Тамбовщине (да и не только на Тамбовщине) проходили крестьянские волнения, связанные с завладением помещичьей землёй и имуществом (это пошло после февральской революции, когда свергли царя Николая Второго). На это и пришла в те места жалоба от землевладельца Александра Николаевича Жерве.
Сообщение губернского комиссара Ю.В. Давыдова
Тамбовскому уездному комиссару о принятии мер в связи
с телеграммой землевладельца Жерве о беспорядках в имении
24 апреля 1917 г.
Сего числа мною получена из Тереоки от Жерве следующая телеграмма: «Прошу принять экстренные меры для водворения порядка в моем Львовском имении. Рабочие не слушают управляющего, волостной комитет вносит анархию. Пропадет посев и ценные лошади. Лично выехать в Петроград невозможно отсутствием билетов. Жерве».
Уведомляя об этом, прошу Вас принять зависящие меры по существу телеграммы г. Жерве и о последующем мне сообщить.
Губернский комиссар [подпись]
Правитель канцелярии [подпись]
Териоки (в приведённом выше документе ошибка в написании этого слова), с 1948 г. – Зеленогорск, является дачным местом на берегу Финского залива Балтийского моря, недалеко от Санкт-Петербурга. Здесь, вероятно, проживал (отдыхал) помещик Жерве в революционном 1917 г. Териоки территориально раньше относилось к Финляндии, да и сама Финляндия в царское время находилась в подчинении России.
В сельце Львово была небольшая церквушка с престолом Серафима Саровского Чудотворца, которая была приписана к церкви Владимирской иконы Божией Матери, что в селе Грязнуша (сейчас, с 1959 г., это посёлок Первомайский). Сельцом называли населённый пункт, в котором не было церкви. А придел Серафима Саровского церковью не считался, поэтому Львово и называли тогда сельцом и в епархиальных сведениях.
По данным 1897 г. в состав Львовской волости входили (в скобках указаны прежние названия этих населённых пунктов): сельцо Львово (Керша), село Пановы Кусты (Хохулька), сельцо Никольское (Малютино), деревни Луговая (Козловское), Красная Дубрава (Синюково), Алексеевка (Ржевское), Ивановка (Касалытовка), Марьина (Козельское), Малая Ящерка (Сениловка), Сергиевка (Скорятино). Кроме этого, входили хутора и усадьбы: Крылова, Никитина, Лепёшкиных, Ильинский, Силантьева и Трофимова (всего 10).
Церковь в селе Первомайском, скорее всего, не сохранилась. Она была каменной, но холодной. Первая церковь, похоже, что деревянная, была построена в 1799 г., тогда же был открыт и приход, поскольку в епархиальных сведениях 1834 г. Грязнуша названа селом, а уже каменная церковь на месте деревянной построена в 1850 г. В ней был дополнительно придел Архангела Михаила. По данным 1911 года в Грязнуше было 962 двора, в которых проживало 7704 человека, в том числе – 3908 человек мужского пола и 3796 человек женского пола. В приход церкви входило девять деревень. Сельцо Львово (133/528/516) – соответственно: (число дворов/количество человек мужского пола/количество человек женского пола), Петровская (227/1081/1028), Луговая (прежнее название – Козловская) – (20/81/83), Краснодубровка (прежнее название Синюки) – (11/42/37), Сергиевка (прежнее название Спорятино) – (25/86/83), Никольское (прежнее название Малютино) – (17/56/48), сейчас его название – Первомайское, общее с Грязнушей, Егоровка (прежнее название Болотино) – (23/83/84), Гавриловка (прежнее название Новые Донские) – (55/213/206), Александровка (прежнее название Старые Донские) – (42/184/191), Больщая Зверяевка (155/562/563). Деревни Сергиевка и Никольское находились в версте от церкви, можно сказать, что практически в одном населённом пункте (он и называется сейчас Первомайским), Петровское располагалось в четырёх верстах от церкви, Луговая – в восьми верстах, Краснодубровка – в десяти верстах, а остальные – в шести верстах от церкви.
В Грязнуше и Львово было по одной земской школе, а в Петровском и Большой Зверяевке – по одной церковно-приходской школе.
Рядом с Грязнушей, в этом же церковном округе, находились экономии Жерве и Трофимова (потомка прежнего владельца коллежского асессора Ивана Дмитриевича Трофимова), отдельные хутора: Лепёшкина, Крыловых, Самородова, Колмаковых и Остроуховых.
В приходе было сравнительно значительно развито сектантство (48/210/218), молокане и баптисты, которые в 1910 г., в соответствии с Законом от 17 октября 1906 г. («О порядке образования и действия старообрядческих и сектантских общин и о правах и обязанностях входящих в состав общин последователей старообрядческих согласий и отделившихся от православия сектантов»), выделились в отдельные общества. (До этого, 17 апреля 1905 г. вышел высочайший Манифест о веротерпимости.) Больше всего проявлялось молоканство и духоборчество в Кирсановском уезде. Главные молоканские наставники ссылались правительством в Сибирь, Закавказье и Молочные воды. Но это до выхода в свет Закона от 17 октября 1906 г. Не могло государство совместно с православной церковью победить молоканство, как, впрочем, и старообрядчество…
По данным 1914 г. в сельце Львово проживало 1320 человек, из них мужского пола – 570. В селе имелась земская больница, земская двуклассная школа. Ежегодно, 1 января, 29 июня и 25 августа (по старому стилю) проводились ярмарки. Указывалось, что помимо деревень, входивших в эту волость (Львовскую волость), были два имения, дворянина Александра Николаевича Жерве, владевшего 1085 десятинами земли, и мещанина Афанасия Эмануиловича Корженко, владевшего 675 десятинами земли. В имении Жерве проживало 23 человека, из них – 15 мужского пола, а в имении Корженко проживал 21 человек, из них мужского пола – 10. Скорее всего, что Трофимов, в своё время продал Жерве не всё имение, а только его часть, которую позже и уступил мещанину Корженко. И произошло это последнее, как можно полагать, в промежутке 1911-1914 гг. Судя по тому, что землевладелец Александр Николаевич Жерве беспокоился в 1917 г. не только о посевах, но и о «ценных лошадях», то можно думать, что он, как коннозаводчик, принимал участие в конных ярмарках, которые проходили в Токарёвке и Полетаево.
В настоящее время, Постановлением Тамбовской областной Думы от 11.06.2015 г., село Львово объединено с деревней Петровское с сохранением общего названия – Львово…
Крепостных и проигрывали в карты, и дарили, и продавали семью в розницу, и били, и убивали. Было это в порядке вещей. Ответственности за такие преступления не было никакой. Ни перед законом Божьим, ни перед государством. Всё это известно. Ну, кто же будет судить тебя за, например, сломанную тобой свою же лопату или, положим, топор? Даже если известно, что ты это сделал нарочно. А для крепостника что лопата, что человек – одно и то же. Лопата даже может быть и дороже. Во время царствования императрицы Екатерины II некоторые передовые люди того времени выступали против продажи крепостных в розницу. Но их выступления не имели никакой поддержки со стороны правящего класса, издававшего законы.
Дальше приводится небольшая выдержка из книги известного учёного и революционера-анархиста князя П.А.Кропоткина «Записки революционера». Почему, спросите, именно П.А.Кропоткина? Ведь не только он один писал об этом! Конечно, не он один. Только потому его и взял, поскольку наши предки по линии Чекалиных и Барановых проживали в тех же примерно местах, где находилось и имение князей Кропоткиных. Имение князей Кропоткиных называлось Кропоткино-Петровское. Оно располагалось примерно в 60-ти верстах (по дороге на Царицын, теперь – Волгоград) от места, в котором проживали наши родственники.
«Один помещик раз спросил другого:
– Почему это в нашем имении число душ так медленно прибывает? Вы, по всей вероятности, мало следите за тем, чтобы люди женились?