Теперь продолжайте двигаться по панентеистическому пути мысли, и вы придете к истине о том, что никакая часть космоса не может быть отделена от Божественности. Следовательно, все люди являются воплощениями Божественности. Поздравляю! Нас не могут «изгнать», каким бы плохим ни был наш выбор. Проклясть нас тоже невозможно. Жизнь – это не космический поединок со смертью, где призом является отпуск мечты. Лучше всего то, что, будучи связанными с высшей космической силой, мы можем работать вместе как сотворцы. Именно такая связь и партнерство со всей божественной Вселенной укрепляют матриархальную культуру сотрудничества.
Каждое из приведенных выше определений описывает фрагмент головоломки величайшей из всех оккультных тайн: в чем смысл жизни? Панентеизм пытается описать всю картину головоломки, невыразимое, то, что настолько выходит за рамки человеческого понимания, что на самом деле не может быть выражено словами. Итак, панентеизм примиряет различные философии, переживания и личные откровения. Все они переплетаются друг с другом, когда мы идем по нашему духовному пути, и одновременно являются истинными.
Слово «панентеизм» в переводе с древнегреческого языка означает «все в боге»[23]. Данный термин был введен в 1828 году немецким философом Карлом Кристианом Фридрихом Краузе (1781–1832)[24]. Концепция панентеизма в основном построена на греческой неоплатонической философии, которая является краеугольным камнем герметизма и стихийного ведьмовства. Идеи панентеизма также согласуются с большей частью древней индуистской и буддийской мысли.
Панентеизм оказал сильное влияние на трансценденталистов Новой Англии, таких как Ральф Уолдо Эмерсон, а также на движение «Новая мысль». Концепция панентеизма, безусловно, возникла не из современного ведьмовства, и она не нова для нас. Представление о том, что Бог/Богиня проявляется в природе, повторяется во всех основополагающих текстах ведьмовства XX века. Отрывок из книги Стархок «Спиральный танец» прекрасно иллюстрирует это: «Богиня не отделена от мира – она есть мир и все, что в нем существует: луна, солнце, земля, звезда, камень, семя, текущая река, ветер, волна, лист и ветвь, почка и цветок, клык и коготь, женщина и мужчина. В ведьмовстве плоть и дух едины»[25].
В литургическом стихотворении Дорин Валиенте «Наказ Богини» ведьмам прямо сообщается, что Бог/Богиня – это природа и эта божественная природа зовет нас домой. «Я, красота зеленой земли, и белая луна среди звезд, и тайна вод, и страсть в сердце, взываю к твоей душе. Поднимись и иди ко мне»[26]. Признание того, что осязаемая материя природы божественна, не требует веры с нашей стороны. Природа просто существует. Растут деревья, дуют ветры, времена года меняются независимо от того, смотрит ли на них человек или верит ли в них.
Написание Бога/Богини в современной формеПрежде чем мы углубимся в панентеистическую теологию современного ведьмовства, давайте остановимся на моем выборе формы написания Бога/Богини. В панентеистическом ведьмовстве такие слова, как природа, Вселенная, космос, Великий Дух, Божественный Разум, Источник, Все Сущее, становятся взаимозаменяемыми и обозначают целостность Божественности, ее собственное трансцендентное сознание и совокупную свободу воли. Виккане воспринимают Великого Бога и Великую Богиню равновеликими, используют эти слова в молитвах и заклинаниях вместо собственных имен богов и богинь, поэтому благоговейно пишут их с большой буквы. Кристофер Пензак в своей серии книг «Храм колдовства» предложил определение «Двое, Которые Движутся как Одно Целое». Я с любовью приняла такое определение, поскольку оно является зеркальным отражением всего спектра Божественности. В моем случае для краткости и в качестве магического намерения я пишу их название как Бог/Богиня. Таким образом, мы не можем забывать, что Божественность включает в себя все гендеры, все возможности и все фазы жизненного цикла. Бог/Богиня – название, относящееся к бесконечным именам и идентичностям, поэтому заменяется местоимениями множественного числа они/их/им.
Аналогично религия Бога/Богини названа их теалогией. Это мое «заклинание», чтобы разрушить патриархат. Теология (с буквой «о») происходит от древнегреческого слова theos, что значит «бог». Это изучение религии в первую очередь с мужской точки зрения. Этимология ссылается на французское богословие XIV века, относящееся к философии христианского учения. Теалогия (с буквой «а») происходит от древнегреческого слова theas, что значит «богиня». Таким образом, это изучение религии с феминистской точки зрения. Я выбираю инклюзивное написание, которое наилучшим образом отражает культуру сотрудничества Бога/Богини, созданную панентеистическим ведьмовством. Поскольку слова обладают силой, я принимаю решение «вписать» данное изменение в реальность.
Определение современного ведьмовства
Современное ведьмовство является относительным новичком на неоязычнической сцене и продолжает формироваться. Традиция, представленная в этой книге, сочетает прикладную практику Викки и традиционное ведьмовство, возникшее в Британии. Она переплетается с древней языческой мифологией, народными магическими практиками, а также оккультными науками и ритуальными техниками, заимствованными из герметической алхимии. Мы сохраняем романтическую колдовскую эстетику таинственного старого мира – горящие благовония, кипящие котлы, метлы, свечи и чарующие заклинания. Мы отказываемся от дуализма, патриархальной колонизации, сексизма, гомофобии и беспрекословного подчинения иерархии. Возрожденное неоязычество питает глубокую, унаследованную от предков тоску по тайне и смыслу. Однако мы больше не являемся народами древнего общества. Старые боги тоже не статичны. Все в природе меняется. Поэтому наши практики предназначены для удовлетворения потребностей развивающихся людей в партнерстве с изменяющейся Божественностью для решения современных проблем.
Существует несколько определяющих характеристик современного ведьмовства: наши влияния одновременно синкретичны и эклектичны, что приводит к ортопраксии, направленной на восстановление нашего личного суверенитета, который обеспечивает внутренний контроль над нашей жизнью.
Синкретизм и эклектичностьЕсли вы действительно докопаетесь до корней, то обнаружите, что все основные мировые религии и все направления древнего язычества и ведьмовства являются одновременно синкретичными и эклектичными. К этому меня привели если не убеждения, то опыт современных основателей ведьмовства. Синкретизм является результатом попытки смешать и примирить различные, а иногда и противоположные философские и религиозные принципы и практики. Эклектичность означает создание новой системы из различных элементов, которые человек считает лучшими, а не следование какой-то одной конкретной системе.
Ортопраксия против ортодоксииВедьмовство больше определяется тем, что делают ведьмы, а не тем, во что они верят или кем они являются. Обратите внимание на акцент на Ремесле. Ортодоксия определяет, во что должен верить приверженец, чтобы играть за свою команду, как это принято в агрессивных ортодоксиях. Ортопраксия предполагает выполнение определенных действий. Ведьмовство дарит проверенные временем методы, с помощью которых вам будет предложено думать самостоятельно. Затем благодаря опыту и божественному откровению ведьма может без посторонней помощи решить, во что она верит.
Ведьмовство – это скорее личное совершенствование прямо здесь и сейчас, а не забота об эстетике, о поклонении старым богам или даже о том, что происходит, когда мы умираем. Хотя эти соображения также важны – они второстепенны. Жизнь ведьмы – это поэзия осмысленного присутствия, и все метафоры являются божественными. В рамках современного ведьмовства каждый из нас пишет новую поэму своей жизнью. Эта поэзия – Великое делание магии, которая также трансформирует нашу культуру.
Ведьмовство должно обладать внутренней последовательностью, которая имеет смысл, никакой веры не требуется. В качестве морального императива считается, что ведьмы ничего не принимают за чистую монету. Само определение оккультного заключается в том, что за очевидным спрятана скрытая мудрость. Научитесь доверять собственному восприятию и опыту, обретите уверенность в своей растущей силе и достижениях на этом пути. Затем создайте собственное, личное Ремесло.
Личный суверенитетСамое главное, ведьмовство восстанавливает суверенитет нашей собственной жизни и духа, возвращает то, что давным-давно колонизировали агрессивные ортодоксии. Мы берем власть над собственными умами, сердцами, телами и жизнями. С помощью ритуальных практик мы настраиваем наш моральный компас на высшее божественное руководство. Так мы достигаем духовной зрелости и залечиваем раны, нанесенные нам культурой господства.
Как только мы перейдем к матриархальному мышлению сотрудничества, заботы и сострадания среди равных, суверенные ведьмы готовы выступить в качестве соавторов мира, который заново наделяется волшебной силой. Мы готовы разрушить ненормальные структуры, которые угнетают нас. В этот «новый век» снова возникнет партнерство с Богом/Богиней, а препятствия, вызванные принадлежностью к социальным классам, религиям, гендерам, расам, национальностям, а также способностями и обычаями, исчезнут.
Обладая способностью чувствовать, человеческие ведьмы похожи на жрецов царства животных точно так же, как деревья являются жрецами царства растений, а горы – жрецами царства минералов. Такое разнообразное жречество совместно вступает в служение в качестве защитников и хранителей, ткачей взаимосвязанной паутины жизни, дабы сохранить природу в ее полноте.
Интернализация локуса контроляВ нашей неоязычнической культуре сотрудничества мы возвращаем себе свободу воли, которая является нашим правом, данным Богом/Богиней. В социальных науках свобода воли определяется как «мысли и действия людей, которые выражают их индивидуальную силу… свобода воли – это сила, с помощью которой люди должны думать самостоятельно и действовать таким образом, чтобы формировать свой опыт и жизненные траектории»[27]. В психологии локус контроля определяется как место, где, по нашему мнению, находится источник контроля над нашей жизнью: внутри нас или снаружи? Данная концепция была впервые предложена психологом Джулианом Роттером в 1950-х годах[28]. Она по своей сути проста, но ее влияние на убеждения человека имеет очень большое значение.
Патриархат целенаправленно установил внешний локус контроля с верой в то, что все решают внешние силы и у вас нет права голоса в этом вопросе. Подобно листу, который развевается на ветру, вы думаете, что беспомощны, потому что вами управляют силы, находящиеся вне вашего контроля. Если вам нравится, куда дует этот ветер, вы считаете себя «благословенными». Если вам не нравится то, что происходит, тогда вам удобно обвинять эту силу в том, что нечто ужасное преследует вас, думать, что вы «прокляты».
Внешний контроль является верой в то, что внешняя сила – это «бог», какая-то предопределенная судьба, проклятие поколения, правительство или инопланетяне, контролирующие разум. Поскольку мы создаем реальность собственными мыслями, вы, возможно, невольно исполняете свое пророчество и передаете свою власть такому воображаемому контролеру. Даже то хорошее, что вы совершаете, все равно будет приписываться этой внешней силе, и вы никогда не возьмете на себя ответственность за собственную жизнь. Бессилие необходимо для того, чтобы властители агрессивных ортодоксий сохраняли свою власть.
С другой стороны, если вы верите, что сами контролируете свою жизнь, это называется внутренним локусом контроля. Если вы знаете, что являетесь хозяином собственной судьбы и обладаете необходимой силой, чтобы создать жизнь, которую желаете, тогда вы проявите эту реальность. Вы делаете собственный выбор и живете со своими последствиями. Вы также можете заявлять о собственных победах! Если ваше стихийное ведьмовство увенчалось успехом, используйте его, чтобы взять под контроль свое духовное путешествие. Измените образ мышления – превратитесь из бессильной жертвы в могущественного победителя, полностью владеющего своей прекрасной жизнью. Мы займемся этим непосредственно во время уроков стихий.
Путь возвращения
Практика «традиции» ведьмовства и работа над книгой, подобной этой, очень напоминают движение по путеводной карте. Это очень удобная реликвия, оставшаяся от тех, кто прошел путь до нас, но мы знаем, что ландшафт неизбежно меняется со временем, и данный опыт уникален для каждого путешественника. Мы можем начать с карт, которые оставили для нас другие исследователи, но полностью повторять их шаги – в лучшем случае просто пустая религиозность, а в худшем – бессмысленный фундаментализм. Мы можем наложить различные мистические, магические, религиозные, научные, философские и оккультные карты друг на друга, пролить через них божественный свет возможностей и искать то, что имеет для нас внутреннюю последовательность и приносит пользу. Благодаря такому непредубежденному исследованию, методом проб и ошибок современные ведьмы могут триангулировать свой путь к бытийности своей личной вселенной. Так мы откроем Бога/Богиню внутри себя – подобно знаку креста, означающему место на карте, где находится сокровище. Однако для этого нам потребуется следовать подсказкам, совершить личное путешествие и откопать свой клад. Для меня это «тайная дверь, которая открывается в Страну юности» и «Святой Грааль бессмертия», о котором говорится в стихотворении «Наказ Богини»[29].
Долгую дорогу исследования завершает Путь возвращения пентакля – возвращение к правильным отношениям с Богом/Богиней природы и к вашему посвящению в качестве полностью реализовавшейся ведьмы. Для ведьмовства в текущей жизни путь начинается на перекрестке Духа, Земли, Воздуха, Огня и Воды, которые находятся в основе нашего существа. Эта древняя система включает три локуса силы:
1. Контроль над нашей физической жизнью.
2. Право доверять своим инстинктам и делать правильный для себя выбор.
3. Безопасность, ощущаемая наряду с уверенностью в себе, и сила, которые обретаются, когда божественная сила вновь открывается в нас самих.
Как гласит «Наказ Богини», «знай, что твои поиски и томление не помогут тебе, если ты не познаешь эту тайну: если то, что ты ищешь, не найдется внутри тебя, то не сможешь найти этого где-либо еще»[30].
Ведьмовство XXI века
Я прихожу к выводу, что современное ведьмовство является проявляющейся духовностью, которая решает насущные проблемы XXI века, унаследованные от культуры господства. К таким проблемам относятся сексуальные репрессии, гендерное неравенство, гомофобия и трансфобия; токсичная маскулинность, эксплуатация и насилие в отношении женщин и детей; системный расизм, возрождение авторитаризма и фашизма с постоянными призывами к развязыванию войны, угроза уничтожения мира одним нажатием кнопки; растущий кризис психического и физического здоровья и неминуемая гибель по причине загрязнения окружающей среды и изменения климата.
В следующих главах мы рассмотрим, что неоязыческая культура, основанная на любовном партнерстве Бога/Богини, была принципиально прогрессивной и базировалась на сотрудничестве. Это отражает видение интерсекционального феминистского движения. Этика панентеистической теологии требует, чтобы мы, будучи хорошими земными управителями, охраняли нашу окружающую среду и проявляли равное сострадание ко всем гендерам, полам, расам, сексуальным ориентациям и нашим соседям, чтобы все в полной мере участвовали в демократической мечте о «жизни, свободе и стремлении к счастью». Риан Айслер в заключительном предложении книги «Чаша и клинок» прекрасно описывает потенциальный будущий мир Бога/Богини, где «мы наконец-то свободно устремимся к справедливости, равенству и свободе, удовлетворим свою тягу к знаниям, духовному озарению, любви и красоте. И после кровавого тупика андрократической [патриархальной] истории и женщины и мужчины наконец-то поймут, что значит быть человеком»[31].
Начало работы: дневник Книга ЗеркалДля исследований вам потребуется дневник, который будет служить вашей Книгой Зеркал в течение всего года. Книга Зеркал – романтическое название личного дневника ведьмы. Это не то же самое, что Книга Теней ведьмы, или гримуар. Такие книги больше похожи на методическое руководство или книгу рецептов для магической практики.
В качестве Книги Зеркал я использую недорогие блокноты, две или три штуки в год. Я пишу в них, делаю наброски и заметки, потому что они стоят дешево и я всегда могу приобрести их дополнительно. Я украшаю обложки изображениями, которые вдохновляют на текущую работу и соответствует моей ежегодной свече посвящения. Мне особенно нравится повторно использовать иллюстрации из ведьмовских календарей прошлых лет. Вы можете выбрать любой дневник, в котором вам будет приятно описывать свое личное путешествие по Пути пентакля.
Регулярные записи мыслей, проблем и переживаний обладают очень высокой ценностью. Подобно Луне, отражающей Солнце, процесс ведения дневника помогает нашим сознательным мыслям выйти из глубин подсознания и осветить наш путь здесь, на Земле. Трудно заметить закономерности в лесу, пока вы блуждаете среди деревьев. Записи позволят оглянуться назад на свой прогресс и помогут увидеть возникающие паттерны и мотивы. Они являются «отражением» того, где вы находитесь на своем пути – моментальным снимком во времени, – а также становятся зеркалом, в котором мы видим себя четче. Цель ведьмовства состоит в том, чтобы задать некую цель путешествию, а такие записи станут хлебными крошками, которые вы сами бросаете по пути. Когда цикл, раскручиваясь по спирали, перейдет на более высокий уровень, вам будет легче ориентироваться.
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «ЛитРес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.
Примечания
1
Doreen Valiente, “The Charge of the Goddess” in The Charge of the Goddess: Expanded Edition with New and Previously Unpublished Poems (The Doreen Valiente Foundation, 2014), 19–21.
2
Ralph Keyes, The Quote Verifier: Who Said What, Where, and When (New York: St. Martin’s Griffin, 2006), 107. Often attributed to Lao Tzu.
3
Valiente, The Charge of the Goddess, 12–13.
4
Я впервые услышала фразу «двое, которые движутся как одно целое» на ритуале во время семинара писателя Кристофера Пензака, а затем встретила ее в его серии книг «Храм ведьмовства».
5
Я перечислила четыре пути стихий «внутренних ингредиентов», которые символизируют инструменты алтаря ведьмы, как назвал их Кристофер Пензак в своей книге «Внешний храм ведьмовства» на стр. 163. Название «Путь завершения» упоминается в книге Вивиан Кроули «Викка: старая религия для нового тысячелетия», глава 12.
6
“The White Goddess,” Encyclopedia Britannica, accessed February 5, 2021, https://www.britannica.com/topic/The-White-Goddess; Robert Graves, The White Goddess: A Historical grammar of Poetic Myth, ed. Grevel Lindop (New York: Farrar, Straus and Giroux, 2013), n.p.
7
“Gardner, Gerald Brousseau,” World Religions Reference Library, Encyclopedia.com, April 15, 2021. https://www.encyclopedia.com/religion/encyclopedias-almanacs-transcripts-and-maps/gardner-gerald-brousseau.
8
Philip Heselton, “Lighting the Shadows and Searching for Dorothy” in Doreen Valiente Witch (Doreen Valiente Foundation and The Centre for Pagan Studies, Woodbury, MN: Llewellyn Publications, 2016), n.p.
9
Heselton, Doreen Valiente Witch, 81.
10
Maxine Sanders, Fire Child: The Life and Magick of Maxine Sanders, ‘Witch Queen’ (Oxford: Mandrake, 2007), 28–35.
11
Sanders, chapter 14, in Fire Child.
12
Heselton, Doreen Valiente Witch, 266.
13
Valiente, “The Charge of the Goddess” in The Charge of the Goddess, 12–13.
14
Консенсуальная реальность – термин, обозначающий описание реальности, в отношении которого достигнуто общее соглашение между группой людей.
15
Marija Gimbutas, The Goddesses and Gods of Old Europe, 6500–3500 BC: Myths and Cult Images, new and updated ed. (Los Angeles: University of California Press, 1982), 9.
16
Gimbutas, The Goddesses and Gods of Old Europe, 9.
17
Riane Eisler, The Chalice and the Blade: Our History, Our Future (San Francisco: Harper Collins Publishers, 1995), 36.
18
Christopher Penczak, The Inner Temple of Witchcraft: Magick, Meditation, and Psychic Development (St. Paul, MN: Llewellyn Publications, 2004), 42.
19
Eisler, The Chalice and the Blade, 25, 37.
20
Eisler, introduction to The Chalice and the Blade, xvii.
21
Eisler, The Chalice and the Blade, 105–106.
22
Фраза, впервые высказанная мне в разговоре с Липбоуном Реддингом.
23
John Culp, “Panentheism,” The Stanford Encyclopedia of Philosophy, ed. Edward N. Zalta, fall 2020 ed., updated June 17, 2020, https://plato.stanford.edu/entries/panentheism/.
24
Encyclopedia Britannica, “Karl Christian Friedrich Krause,” May 2, 2021, https://www.britannica.com/biography/Karl-Christian-Friedrich-Krause.
25
Starhawk, The Spiral Dance: A Rebirth of the Ancient Religion of the Great Goddess. 10th anniv. ed. (San Francisco: HarperSanFrancisco, 1989), 22.
26
Valiente, The Charge of the Goddess, 13.
27
Nicki Lisa Cole, “How Sociologists Define Human Agency,” ThoughtCo., updated January 22, 2019, https://www.thoughtco.com/agency-definition-3026036.
28
Nichola Tyler, Roxanne Heffernan, and Clare-Ann Fortune, “Reorienting Locus of Control in Individuals Who Have Offended Through Strengths-Based Interventions: Personal Agency and the Good Lives Model,” Frontiers in Psychology (September 15, 2020), https://doi.org/10.3389/fpsyg.2020.553240.
29
Valiente, The Charge of the Goddess, 12.
30
Valiente, The Charge of the Goddess, 13.
31
Eisler, The Chalice and the Blade, 203.
Вы ознакомились с фрагментом книги.
Для бесплатного чтения открыта только часть текста.
Приобретайте полный текст книги у нашего партнера:
Полная версия книги