– понимать оное (Священное Писание) должно согласно с изъяснением Православной Церкви и Святых отцов»;
– понимать его (Священное Писание) следует согласно толкованию Православной Церкви и Святых отцов».
Но ведь именно существование противоречий в святоотеческом учении (Священном Предании) порождает как саму проблему, так и необходимость обращения за помощью «поскольку Святые отцы иногда ошибались, постольку понятно, что не все их творения можно признать за истинные. Отдельные сочинения некоторых святых отцов подвергались и до сих пор подвергаются критике» [44].
Там же – «Святые отцы являются признанными учителями как в области нравственного, так и в области догматического учения Церкви.
Однако и в их сочинениях встречаются ошибочные представления относительно тех или иных богословских вопросов».
В начале этой главы мы приводили выдержку из Пространного Христианского Катехизиса Филарета Московского (Дроздова) [41],, содержащую рекомендацию руководствоваться в понимании и оценке святоотеческих мнений и рекомендаций наставлением Святого Иринея – «Не следует у других искать истину, которую легко получить в Церкви».
Возраст этого наставления, свидетельствующий о его истинности Вы в состоянии оценить самостоятельно, учитывая то, что Святой Ириней (родился в первой половине II века в Смирне (сегодня – Измир, Турция) в христианской семье. Точная дата его рождения оспаривается, по разным источникам он родился в период с 115 по 125 год, или с 130 по 142 год. Согласно житию он был усечён мечом за исповедание веры около 202 года.
Прекрасный пример убедительности слогана «Проверено временем».
И сегодня это наставление предлагается каждому верующему любой их мировых христианских религий.
Данная рекомендация в сочетании с утверждением о том, что «…как должно поступать в доме Божием, который есть Церковь, как столп и утверждение истины (1Тим.3:15), не ошибается», лежат в основе всех отношений верующего с избранной им религией.
Существованию в Священном Предании неоднозначностей и противоречий, оставленных нам в наследие Святыми отцами Церкви, тоже нашло объяснение:
«Как правило, это бывает связано тем, что в одних случаях они (Святые отцы) высказывались как верные свидетели того учения, которое всегда хранила и исповедовала Церковь, а в других выражали своё личное мнение» [44].
Непросто осмыслить, не говоря уже о том, чтобы понять, как руководствоваться таким утверждением.
Тем не менее, мы получили окончательный и, казалось бы, обоснованный ответ.
Остался лишь один, но важный вопрос – где это самое «справочное окно» Церкви, к которому она сама так убедительно отсылает нас за ответом.
И кто то «ответственное» лицо в этом «справочном окне», если даже Преподобный Серафим Саровский утверждал – «Когда я говорил от себя, то бывало, что и ошибался, а когда давал место Богу, ошибок не было».
Единственный вывод, который мы в состоянии сделать на основе приведенной информации сводится к тому, что таким «ответственным лицом» к которому следует обратиться в поисках ответов на вопросы, возникающие на пути религиозного просвещения, является священнослужитель (священник, духовник, духовный отец) того прихода, храма, монастыря, прихожанином которого Вы являетесь.
Круг поисков замкнулся.
Но нужно ли его разрывать?
Это один из самых сокровенных вопросов, на которые придется каждому искать свой ответ.
И ответ на него зависит от того, кем станет для Вас то «ответственное лицо», тот священнослужитель, который с этого момента «олицетворяет» избранную христианскую церковь.
Ведь представляя для верующего исповедуемую им религию, священнослужитель остается живым человеком со свойственными именно ему набором достоинств и, к сожалению, недостатков.
Видим ли мы в нем духовного наставника, пастыря способного привести нас ко Христу.
Становится понятным почему выбор духовного наставника – это один из самых значимых и ответственных моментов нашего духовного роста, во многом определяющий отношение к церкви и религии в целом.
В информационном пространстве Вы найдете большое количество работ священнослужителей, содержащих рекомендации, отражающие их опыт, способные оказать Вам помощь в решении этого вопроса.
Прекрасную книгу, способную оказать Вам помощь в поиске духовного наставника написал протоиерей Вячеслав Тулупов [45].
Свое видение решения этой задачи «глазами верующего» автор этой работы оформил в виде приложения к небольшой брошюре [46].
В данной «исповеди» я позволю себе сформулировать лишь один критерий, который, тем не менее, с моей точки зрения является определяющим не только в выборе духовного наставника, но и во всех будущих (возможных) отношениях верующего со служителями церкви.
Вспомните замечательное и вместе с тем вызывающее глубокую тревогу выражение митрополита Серафима Сурожского – «Я всю жизнь верил, что мы призваны СЛУЖИТЬ, а не властвовать» [47].
Вдумайтесь в эти слова, сказанные одним из самых достойных представителей православного священничества, подлинного духовного наставника.
В них скрыта вся глубина тех проблем, которые преследуют духовенство любой мировой религии.
И наличие этого достоинства (способности служить), или этого порока (желания властвовать) Вы всегда сможете «увидеть» у священнослужителя прежде чем откроете через него душу Создателю.
Если Господь даст Вам подлинного духовного Наставника, то его знания, искреннее желание и молитвенная помощь окажут ту неоценимую поддержку в раскрытии и понимании самого Духа Церкви, который и является главным достоянием церкви Христовой.
В худшем случае у Вас всегда остается возможность двигаться по пути религиозного просвещения, руководствуясь скептическим подходом, опираясь на возможности своего разума – его мудрость и рассудительность.
Идти тем путем, который принято называть «жизнью по совету».
Тем путем, который шел Святитель Игнатий Брянчанинов.
Той жизнью, которая как считал Святитель Феофан Затворник более всего (в виду уменьшения количества подлинных духовных наставников) подходит современным христианам
Но если в этот момент возникает ощущение того, что описанные выше сложности духовного роста исчерпали весь перечень проблем, возникающих на пути религиозного просвещения, спешу заверить – Вы ошибаетесь.
Назову две «опасности», которые подстерегают Вас на этом пути:
1. Опасность разочарования и, как следствие, вероотступничества от избранной ранее веры по мере накопления знаний о существовании иных религиозных доктрин (в том числе и христианских), способных по утверждению их миссионеров и мнению верующих этих конгрегаций привести к бессмертию.
2. Постоянно присутствующие по мере духовного развития сомнения в самом праве отождествлять (идентифицировать) себя с избранной православной верой, возникающие в результате формирования собственных религиозных представлений, основанных на не избирательном обобщении и анализе святоотеческих откровений, составляющих всю полноту Священного Предания.
Обе эти «опасности», будучи диаметрально противоположными по вектору влияния своего духовного содержания, будут постоянно сопровождать верующего в процессе его духовного просвещения.
Как и за счет чего можно исключить, или по крайней мере минимизировать эти «опасности».
Об этом в следующем разделе.
Глава 5. Догматы православия как индикатор самоидентификации верующего
В тех случаях, когда речь заходит о первой «опасности» – вероотступничестве, практически все церкви рассматривают в качестве основного фактора, приводящего к разочарованию и отказу верующих от исповедуемых ранее ими религий агрессивную миссионерскую деятельность иных религиозных конгрегаций, верований, учений и сект.
Такой фактор негативного воздействия на верующих действительно существует.
Но его влияние на процесс вероотступничества значительно переоценено
Действительно верующих людей, как правило мало интересует содержание и принципиальные богословские отличия, представляемые в иных религиозных доктринах.
Несоизмеримо большее негативное влияние на мировоззрение верующего оказывают как те неоднозначности, несоответствия и противоречия проявляющиеся в процессе изучения религиозной доктрины (духовного наследия) избранной веры, так и негативные явления, которые непременно возникают внутри церкви как любого сложного социального образования.
А тело церкви Христовой являясь таковым – не исключение из правила, о чем свидетельствует вся история ее существования.
Вопрос только в том, насколько подобные проблемы характерны для самой церкви, какое место подобные «методы» занимают в ее миссионерской практике и насколько успешно она изживает их из своей жизни.
И, конечно же, верующий несомненно оставит свою (уже бывшую) церковь, если не увидит и не найдет в ней той искренней любви, уважения, сострадания и милосердия к ближнему, которые составляют суть христианского учения.
Разочарование в избранной религии и вероотступничество от нее являются следствием влияния на мировоззрение верующего факторов, связанных в первую очередь с внутренними проблемами самой церкви.
Это утверждение количественно обосновал доктор Джеффри Лонг, обобщив [48] данные масштабного ретроспективного анкетирования людей, переживших состояние «близкой смерти», в соответствии с которыми 73% из них (преимущественно верующие католической и протестантской конфессий), оставили свои ранее исповедуемые религии в поисках новых религиозных учений.
Катализатором для принятия такого решения явилось разочарование в избранном ранее вероисповедании, осознанное ими в околосмертном состоянии, а не миссионерская деятельность иных религий, верований или учений.
Но анализ внутренних церковных проблем, приводящих к разочарованию в исповедуемой религии и последующему вероотступничеству от нее – не предмет данной работы.
Вернемся ко второй «опасности» – размышлениям верующего о своем праве отождествлять себя с избранной религией.
Вряд ли у кого-либо могут возникнуть малейшие сомнения в том, что при реальном существовании в Священном Предании широчайшей палитры святоотеческих мнений и утверждений, касающихся формы и содержания жизни после смерти единственным объективным индикатором способным дать ответ на право отождествлять себя с православной верой являются догматы самой церкви.
Именно в установлении соответствия догматам собственных представлений, возникающих как в процессе изучения Священного Писания и Священного Предания, так и при поиске ответов на самые актуальные вопросы, волнующие рядового верующего. и состоит суть его самоидентификации.
Необходимость руководствоваться догматами церкви в качестве критериев своей самоидентификации с православной верой не вызывает ни сомнения, ни возражения.
Проблема кроется в самой возможности руководствоваться системой православно-догматического богословия для решения этой задачи,
Чтобы оценить такую возможность автор предпринял попытку разобраться в структуре, логике построения догматического учения и содержании частных догматов православной церкви, формирующих наше представлении о жизни после смерти.
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «ЛитРес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.
Вы ознакомились с фрагментом книги.
Для бесплатного чтения открыта только часть текста.
Приобретайте полный текст книги у нашего партнера:
Полная версия книги