Книга Убеждения приверженцев сунны и единой общины - читать онлайн бесплатно, автор Мухаммад ибн Салих ибн 'Усейми. Cтраница 6
bannerbanner
Вы не авторизовались
Войти
Зарегистрироваться
Убеждения приверженцев сунны и единой общины
Убеждения приверженцев сунны и единой общины
Добавить В библиотекуАвторизуйтесь, чтобы добавить
Оценить:

Рейтинг: 0

Добавить отзывДобавить цитату

Убеждения приверженцев сунны и единой общины

Имя Аллаха «аль-Халик» означает «Создающий из небытия». Данное качество является исключительной особенностью Всемогущего и Великого Аллаха. Нет создателя, кроме Аллаха!

В одном из хадисов сказано: «Поистине, в День Воскресения создателей изображений (живых существ) подвергнут мучениям, и им будет сказано: «Оживите то, что вы создали»185.

В данном хадисе создание отнесено к людям. Как же это понять?! В данном случае «создание» не означает создание из небытия, а означает просто изменение формы. Например, кузнец, который создает посуду из железных пластин. Что же касается сотворения из небытия, то это является качеством исключительно лишь Аллаха. Человек, создавая что-то, просто меняет внешний облик вещи, придавая ей другой облик.

Имя Аллаха «аль-Бари» означает «Тот, Кто создает без предшествующего подобия». Имя Аллаха «аль-Халик» указывает в общем на то, что Аллах является Творцом и Создателем всего сущего. Но имя «аль-Бари» несет более узкий смысл: Тот, Кто создает без предшествующего подобия.

Имя Аллаха «аль-Мусаууир» означает «Дарующий облик». На это способен только Аллах. Именно Аллах создает потомков Адама в их облике. Он придает облик верблюдам, коням и всем остальным живым существам. Всевышний Аллах сказал:

«(Только) Он [Аллах] – Тот, Кто придает вам облик в утробах (ваших матерей), как пожелает»186.

Именно поэтому никто, помимо Аллаха, неспособен сделать низкого высоким, а высокого низким.

Далее Всевышний Аллах сказал: «Только у Него (есть) прекраснейшие имена. Восславляет Его (все) то, что в небесах и на земле».

Все то, что в небесах и на земле, восславляло Его всегда, восславляет Его сейчас и будет восславлять Его всегда.

Прославление Аллаха (тасбих) бывает двух видов:

1. прославление Аллаха своим состоянием (лисан уль-халь);

2. прославление Аллаха своим языком (лисан уль-макаль).


Все существующее славит Аллаха своим состоянием. Что это означает?! То есть все то, что в небесах и на земле, указывает на то, что Аллах свободен от недостатков. Например, неверующий человек славит Аллаха своим состоянием. Иначе говоря, его сотворение и удивительная гармония внутренних органов славит Аллаха, Который сотворил его. Однако неверующий человек не славит Аллаха своим языком, ибо он придает сотоварищей Всемогущему и Великому Аллаху и открыто заявляет, что у Аллаха есть сотоварищи.

Что касается неодушевленных предметов, то они также славят Аллаха своим состоянием и своим языком187. Также и верующий человек славит Аллаха своим состоянием и своим языком. Таким образом, все то, что в небесах и на земле, славит Аллаха своим состоянием и своим языком, кроме неверующего человека, который славит Аллаха лишь своим состоянием.

Далее Всевышний Аллах сказал: «Он – Величественный [аль-′Азиз], Мудрый [аль-Хаким]».

Что касается имени Аллаха «аль-′Азиз», то его смысл был разобран выше.

Что касается имени Аллаха «аль-Хаким», то его основа состоит из трех арабских букв: «ха», «каф» и «мим». Данный корень указывает на два смысла:

1. Власть и постановление (хукм);

2. Мудрость (ихкам).


Мудрость Аллаха заключается в том, что Он сотворил все сущее в наилучшем виде и в соответствии с абсолютной мудростью. Что же касается постановлений (хукмов) Всемогущего и Великого Аллаха, то они также бывают двух видов:

а) бытийные постановления Аллаха (аль-ахкам аль-кауния);

б) религиозные постановления Аллаха (аль-ахкам аш-шар′ия)188.


Всевышний Аллах сказал:

«Неужели постановлений времен невежества они хотят? И кто же лучше Аллаха в постановлениях для людей убежденных?»189

В данном аяте речь идет о религиозных постановлениях Аллаха. Также Аллах сказал:

«Таково для вас постановление Аллаха. Он решает между вами»190.

В этом аяте также идет речь о религиозных постановлениях Аллаха. В другом аяте Аллах сказал (слова старшего брата Йусуфа):

«Я не покину эту землю [Египет], пока не позволит мне отец (вернуться к нему) или не постановит для меня Аллах»191.

Здесь речь идет уже о бытийном постановлении Аллаха, ибо Аллах не запрещал покидать эту землю религиозным запретом.

Всевышний Аллах сказал:

«Разве Аллах не является самым лучшим из судей?»192

То есть: разве Он не является самым лучшим в Своих бытийных и религиозных постановлениях?

Точно также и мудрость Аллаха бывает двух видов:

а) бытийная мудрость Аллаха (аль-хикма аль-кауния);

б) религиозная мудрость Аллаха (аль-хикма аш-шар′ия).


Аллах сотворил человека в наилучшем облике. Например, Аллах не сотворил человека в облике коня, так что человеку пришлось бы ходить на четырех конечностях и постоянно быть согнутым. Напротив, человек ходит на двух ногах и стоит прямо, а затем может склоняться в поясном поклоне и падать ниц. Нет сомнения в том, что такое сотворение человека является проявлением мудрости Аллаха.

Также Аллах сотворил человека таким, что тот может совершать разнообразные виды поклонения, иначе говоря, может стоять, сидеть, склоняться в поклоне и падать ниц.

Также нет сомнения и в том, что законы Аллаха соответствуют мудрости. Например, из религиозной мудрости Аллаха – то, что девушка после менструального цикла возмещает посты, но не возмещает молитвы. Мудрость этого заключается в том, что пост не повторяется так часто, как молитва. Если бы женщине было приказано возмещать молитвы, то это было бы для нее тяжелым обстоятельством193. Что же касается поста, то он наступает лишь раз в году194.

Также взгляни, например, на дождь, который орошает землю. В соответствии с мудростью Аллаха дождь проливается именно сверху и идет мелкими каплями. Если бы дождевая вода текла по земле просто в виде потока, то она не достигала бы вершин гор. Если бы дождь выпадал на землю не каплями, а в виде единого целого, подобно тому, как мы выливаем воду из бурдюка, то он разрушил бы здания и причинил людям вред. Однако Аллах ниспосылает его мелкими каплями сверху вниз, дабы вода охватила всю землю и не причинила людям вреда. К тому же выпадение дождя является причиной множества польз. Дождевая вода не только взращивает растения, но и служит питьем для творений. Аллах сказал:

«Видели ли вы воду, которую пьете? Вы ли ниспослали ее из дождевых туч или Мы низводим?»195

Именно Всемогущий и Великий Аллах ниспосылает дождь на землю.

Таким образом, мудрость Аллаха является абсолютной и совершенной. Иногда мы осознаем Его мудрость, а иногда наш разум не может осознать ее, ибо он является ограниченным.

К тому же иногда мудрость Аллаха бывает настолько явной, что ее понимает каждый человек. А иногда она бывает скрытой, так что ее осознают только обладатели твердого знания. Таким образом, в соответствии с очевидностью или скрытостью мудрость Аллаха бывает трех видов:

1. Мудрость Аллаха, очевидная для всех людей.

2. Мудрость Аллаха, сокрытая от понимания всех людей.

3. Мудрость Аллаха, очевидная лишь для обладателей твердого знания.

Разъяснение аятов из суры «аш-Шура»196


* * *

СКАЗАЛ АВТОР КНИГИ:

«Мы веруем в то, что Ему принадлежат небеса и земля.

«Аллаху принадлежит (вся) власть над небесами и землей. Он создает то, что пожелает. Он дарует, кому пожелает, женское потомство и дарует, кому пожелает, мужское потомство. Или Он сочетает потомство как мужского пола, так и женского, а кого пожелает, Он делает бесплодным. Поистине, Он – Знающий, Могущий»197.

Разъяснение текста книги:


Аллах сотворил небеса и землю, и Он управляет ими. Таким образом, Он – «аль-Халик» (Создатель, Творец) и Он – «аль-Мудаббир» (Управитель). Аллах создает то, что пожелает.

В приведенном аяте Всевышний Аллах поделил потомство на четыре вида:

Первый вид ― Аллах сказал: «Он дарует, кому пожелает, женское потомство…».

Второй вид ― Аллах сказал: «…и дарует, кому пожелает, мужское потомство».

Некоторые философы из числа языковедов задались вопросом: «Почему Аллах сначала упомянул потомство женского пола, хотя большинство людей испытывают неприязнь к рождению девочек?»

Во-первых, Аллах начал с того, что неприятно человеку, указывая на то, что именно Ему принадлежит власть и Он не создает Свои творения, следуя за предпочтениями людей. Напротив, Он создает то, что соответствует Его мудрости.

Во-вторых, Аллах указывает человеку на то, что в этом деле человек не имеет никакой власти. Аллах может упоминать в первую очередь то, что Сам пожелает, и может упоминать в конце то, что пожелает упомянуть в конце.

Третий вид ― Аллах сказал: «Или Он сочетает потомство как мужского пола, так и женского». То есть бывает так, что у человека рождаются и мальчики, и девочки.

Четвертый вид ― Аллах сказал: «…а кого пожелает, Он делает бесплодным».

Это деление потомства на четыре вида полностью соответствует действительности. Бывают люди, у которых рождаются все мальчики, бывают люди, у которых рождаются все девочки. А чаще всего у людей рождаются как мальчики, так и девочки. Что же касается бесплодных людей, то их мало, хвала же Аллаху!

И в заключение Аллах сказал: «Поистине, Он – Знающий, Могущий».

«Поистине, Он…» ― то есть Всемогущий и Великий Господь, Который сотворил творения и даровал людям эти четыре вида потомства.

«…Знающий…» ― Он лучше знает о том, что подходит человеку. Он лучше знает, кого сделать бесплодным, кому даровать мальчиков, а кому – девочек.

«…Могущий» ― то есть Обладатель могущества. Его не постигает слабость или бессилие.

Аллах сказал в другом аяте:

«Но Аллах не таков, чтобы Его могло бы ослабить хоть что-нибудь на небесах или на земле. Поистине, Он – Знающий, Могущий»198.

* * *

ДАЛЕЕ СКАЗАЛ АВТОР КНИГИ:

«Мы веруем в то, что «нет ничего подобного Ему! И Он – Слышащий, Видящий! Только Ему принадлежат ключи небес и земли; Он увеличивает удел, кому пожелает, и ограничивает (удел, кому пожелает). Поистине, Он о всякой вещи знает!»199

Разъяснение текста книги:


Мусульмане единогласны в том, что у Аллаха нет никакого подобия200. На это явно указывают коранические аяты. Например, Аллах сказал:

«Разве ты знаешь Ему соименного?»201

А также:

«Не придавайте же Аллаху равных, в то время как вы знаете»202.

Также и в разбираемом аяте Аллах сказал: «Нет ничего подобного Ему!»

У Аллаха нет подобия из-за Его совершенства и из-за того, что никто не может сравниться с Ним.

В этом аяте опровержение тем людям, которые уподобляют Аллаха творениям. Они говорят, что у Аллаха есть подобие. Да убережет нас Аллах от такого!

Во-первых, данное убеждение является заблуждением, так как люди, уподобляющие Аллаха творениям, на самом деле поклоняются не Аллаху, а своему идолу.

Ибн уль-Каййим203, да помилует его Аллах, сказал в поэме «ан-Нуния»: «Отрицающий атрибуты Аллаха (му′аттыль) поклоняется небытию. А уподобляющий Аллаха творениям (мумассиль) поклоняется идолу»204.

И это действительно так. Уподобляющий Аллаха творениям говорит: «Аллах подобен тому-то». Он поклоняется идолу, которого представил, но не Аллаху. А отрицающий атрибуты Аллаха (му′аттыль) поклоняется небытию, так как результатом его отрицания является то, что Аллаха не существует.

Во-вторых, данное убеждение противоречит аяту Корана. Если Аллах называет какое-то убеждением ложным, то оно является ложным.

Таким образом, данный аят полностью разрушает убеждения и тех, кто отрицает атрибуты Аллаха. В большинстве своем они, отрицая атрибуты Аллаха, оправдываются тем, что утверждение атрибутов – это уподобление Аллаха творениям. Но мы говорим, например, что у Аллаха есть глаза205, но они не подобны нашим глазам. Ведь Аллах говорит: «Нет ничего подобного Ему!»

Также мы веруем в то, что у Аллаха есть лик, но Его лик не подобен нашим лицам, ибо Аллах сказал: «Нет ничего подобного Ему!»

Таким образом, мы утверждаем основу смысла атрибутов Аллаха, но не уподобляем атрибуты Аллаха атрибутам творений.

Мы можем спросить у тех, кто обвиняет нас в уподоблении: «Есть ли у вас глаза?» Они ответят: «Да». Мы спросим: «А у ослов есть глаза?» Они ответят: «Да». Мы спросим: «Разве ваши глаза подобны глазам ослов?» Они ответят: «Нет». Тогда мы скажем: «Если такое различие присутствует даже между творениями, то как может не быть его между творениями и Творцом?!»

Более того, разница между творениями и Творцом еще более ясная, очевидная и великая! Разница между атрибутами творений – это разница в образе, однако разница между атрибутами Творца и атрибутами творений – это великая разница в самой сущности, в атрибутах и вообще во всем.

Таким образом, разбираемый нами аят разрушает аргументацию тех, кто отрицает атрибуты Аллаха. Ведь чаще всего эти люди в качестве довода в свою пользу говорят, что утверждение атрибутов Аллаха влечет за собой уподобление Аллаха творениям. Также аят разрушает убеждения тех, кто уподобляет Аллаха творениям, например, говорит: «Да, у Аллаха есть глаза, которые подобны нашим глазам». Благородный аят объявляет такое убеждение ложным. Если Аллах называет какое-то убеждением ложным, то оно является ложным.

Также в этом аяте упомянуто имя Аллаха «ас-Сами′» (Слышащий). Ученые указали на то, что это имя заключает в себе два смысла:

1. Отвечающий на мольбы;

2. Слышащий все звуки.


В Коране сказано:

«Поистине, Господь мой однозначно слышит мольбу»206.

В данном аяте слово «слышит» означает «отвечает». В данном случае человек ищет близости к Аллаху, упоминая тот факт, что Аллах отвечает на мольбы.

Также сюда относятся слова совершающего молитву, который (после поясного поклона) говорит: «Аллах слышит того, кто Его восхваляет». То есть Аллах отвечает на мольбы того, кто Его восхваляет.

Что же касается того, что Аллах слышит все звуки, то Аллах упоминает об этом в трех ситуациях:

а) иногда для поддержки;

б) иногда для угрозы;

в) иногда для того, чтобы просто указать на то, что Его слух охватил все сущее.


Что касается упоминания атрибута «слух» для поддержки, то Всевышний Аллах сказал, обращаясь к Мусе и Харуне:

«Не бойтесь, ибо Я с вами обоими, Я слышу (вашу речь) и вижу (ваши деяния)»207.

Здесь Аллах говорит: «Я слышу», – не просто для того, чтобы сообщить Мусе и Харуну о наличии у Него этого атрибута. Аллах говорит: «Я слышу», – то есть Я поддержу вас и помогу вам.

Что касается упоминания атрибута «слух» для угрозы, то Всемогущий и Великий Аллах сказал:

«Уже услышал Аллах речь тех, которые сказали: «Аллах беден, а мы богаты»208.

Этот аят является угрозой в их адрес, ибо далее Аллах говорит:

«Мы запишем то, что они сказали, и (также Мы запишем) убийство ими пророков без (никакого на это) права и скажем (им), (когда они окажутся в Аду): «Вкусите наказание Огня!»209

Такая же угроза встречается в словах Аллаха:

«Неужели они думают, что Мы не слышим их тайны и скрытые беседы?»210

В этом аяте слух также упомянут именно ради угрозы в их адрес.

Но иногда Аллах упоминает слух для того, чтобы просто указать на то, что Его слух охватил все сущее. Например, Всевышний Аллах сказал:

«Уже услышал Аллах речь той (женщины), которая выясняла с тобой (о Посланник), (вопрос) о своем муже и обратилась с жалобой к Аллаху. И Аллах слышал вашу беседу»211.

Именно поэтому ′Аиша, да будет доволен ею Аллах, сказала: «Хвала Аллаху, слух Которого охватил все звуки. Я находилась в другой части комнаты, но все равно не смогла расслышать некоторые отрывки их разговора»212.

Это указывает на то, что слух Аллаха охватил все сущее. Когда ты говоришь в своем доме, Аллах слышит твои слова. Когда ты говоришь в обществе людей, то Аллах также слышит твои слова. Более того, Аллах знает даже о том, о чем ты говоришь про себя. И даже если ты что-то тихо шепчешь своим языком, то Всевышний Аллах слышит это.

Также в разбираемом аяте упомянуто имя Аллаха «аль-Басыр» (Видящий). Аллах упоминает этот атрибут для указания на два смысла:

1. Для указания на то, что Он обо всем знает.

2. Для указания на то, что Он все видит.


Всевышний Аллах видит всякую вещь, даже если она скрыта и находится далеко. Всевышний Аллах видит ее, и ничто не может скрыться от Его взора.

Однако иногда Аллах упоминает этот атрибут для того, чтобы указать и на Свое знание. Например, Всевышний Аллах говорит:

«И Аллах видит то, что вы делаете»213.

Также Аллах сказал:

«Поистине, Аллах видит рабов»214.

То есть Аллах знает о рабах.

Таким образом, мы должны уверовать в то, что у Аллаха есть имя «ас-Сами′» (Слышащий), и в то, что Он слышит все звуки. Также мы должны уверовать в то, что у Аллаха есть имя «аль-Басыр» (Видящий), и в то, что Он видит все, что происходит.

Далее Всевышний Аллах сказал: «Только Ему принадлежат ключи [макалид] небес и земли; Он увеличивает удел, кому пожелает, и ограничивает (удел, кому пожелает). Поистине, Он о всякой вещи знает!»

«Макалид» – это множественное число от слова «микляд», что означает «бразды правления».

Иначе говоря, бразды правления над небесами и землей находятся в руках Всемогущего и Великого Аллаха. Он распоряжается в них так, как пожелает, ибо Его не спрашивают о том, что Он делает, и никто не может отменить Его постановление. Мы просим Всевышнего Аллаха, чтобы Он даровал нам твердую веру в это!

Если человек уверует в это должным образом, то он будет доволен Аллахом и будет доволен тем, что предопределил ему Аллах из блага или вреда. Именно поэтому Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Сколь удивительно положение верующего! Поистине, всё в положении его является для него благом, и никому (не дано) этого, кроме верующего: если что-нибудь радует его, он благодарит (Аллаха), и это становится для него благом; если же его постигает горе, он проявляет терпение, и это (тоже) становится для него благом»215.

Если ты уверуешь в это должным образом, то ощутишь спокойствие. Спроси самого себя: являешься ли ты рабом Аллаха? Разве Аллаху не принадлежат бразды правления над небесами и землей?! Разве Всевышний Аллах не делает все, что пожелает?! Хвала Всевышнему Аллаху! Если Аллах испытает нас чем-то дурным, то Он дарует нам награду за проявленное терпение. Если же Аллах испытывает нас благоденствием, то Он проверяет нас:

«Это – из милости Господа моего, чтобы испытать меня: буду ли я благодарить (Его) или буду неблагодарным»216.

Именно поэтому говорят, что иногда испытание благоденствием страшнее, чем испытание чем-то плохим, ибо благоденствие толкает человека к заносчивости и неблагодарности. И мало тех людей, которые благодарят Аллаха за дарованные Им милости. Поэтому Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) даже сказал: «Клянусь Аллахом, не бедности я боюсь для вас, а боюсь я для вас мирских благ и того, что станете вы соперничать друг с другом из-за них, как соперничали те, которые жили прежде вас, и это погубит вас, как погубило их!»217

Правду сказал Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует)! Иногда человек чувствует, что для него лучше быть терпеливым бедняком, ожидающим награды Аллаха, чем богатым, изнеженным роскошью и беспечным. Всевышний Аллах говорит:

«Какое бы несчастье ни случилось, (оно происходит) не иначе, как только с дозволения Аллаха»218.

Если ты поймешь, что ты являешься рабом Аллаха и всё постигает тебя лишь с Его дозволения, то что ты скажешь? Ты скажешь: «Я уверовал во Всевышнего Аллаха! Я – раб Его, и Аллах делает то, что пожелает». Именно поэтому Всевышний Аллах сказал:

«А кто уверовал в Аллаха, сердце того Он (Сам) направит»219.

Один из крупнейших соратников Ибн Мас′уда (да будет доволен им Аллах) – человек по имени ′Алькама220 – говорил: «Речь идет о человеке, которого постигло несчастье, а он знает, что оно пришло от Всевышнего Аллаха, и поэтому остается довольным и предает себя Аллаху!»221

Далее Аллах сказал: «Он увеличивает удел, кому пожелает, и ограничивает (удел, кому пожелает)».

Удел – это дары Аллаха. Дары Аллаха бывают двух видов:

1) дары, которые поддерживают человека физически;

2) дары, которые поддерживают человека духовно.


К первым видам даров относятся еда, питье, одежда, жилье и тому подобные вещи. Ко вторым видам даров относятся знание и вера. Духовные дары Аллаха намного важнее Его физических даров. Если человек лишился некоторых физических даров, то он может жить дальше, а если он все-таки умрет, то Аллах лучше знает о его состоянии (в Последней жизни). Однако если Аллах даровал человеку духовные дары (веру и знание), то он умирает во благе.

Аллах увеличивает удел, кому пожелает, и ограничивает удел, кому пожелает, однако желание Аллаха связано с мудростью. Всевышний Аллах сказал:

«Но вы не пожелаете, если не пожелает Аллах. Поистине, Аллах – Знающий, Мудрый»222.

Если Всевышний Аллах пожелает чего-то, то никто не сможет отвернуть Его желание. Однако желание Аллаха связано с мудростью. Если мудрость Аллаха соответствует тому, чтобы расширить кому-либо удел, то Аллах расширяет ему удел. Если же мудрость Аллаха соответствует тому, чтобы ограничить кому-либо удел, то Аллах ограничивает ему удел.

Таким образом, Всевышний Аллах описал Себя как знанием, так и мудростью. Это указывает на то, что если Аллах желает чего-то, то Его желание строится на знании и мудрости.

Кто-то может спросить: «А в чем мудрость того, что удел некоторых людей расширен, а других – ограничен?»

Мудрость в том, что если бы Аллах расширил удел некоторых людей, то это стало бы причиной надменности и неблагодарности, поэтому Аллах, по Своей мудрости, сделал их удел тесным. Что же касается богатых людей, то, возможно, если бы Аллах ограничил их удел, то это стало бы причиной того, что они отдалились бы от своего Господа и отступили бы от веры. Всевышний Аллах сказал:

«И среди людей есть такой, кто служит (и поклоняется) Аллаху на грани (между верой и неверием) [имея слабую веру и сомнения]. Если его постигает добро [если он здоров и в достатке], (то) он успокаивается этим [продолжает быть покорным Аллаху]; а если его постигает искушение [испытание трудностями], (то) он отворачивается своим лицом [отступает от веры]. (Этим самым) он потерял (этот) мир и Вечную жизнь. Это и есть очевидная потеря!»223

Многие такие люди отступают от веры, когда умирает их возлюбленный или близкий родственник. Да убережет нас Аллах от такого! Они начинают гневаться на предопределение Аллаха и упрекать Его за Его действия. И среди людей есть такой, кто служит (и поклоняется) Аллаху на грани (между верой и неверием)! Например, к такому человеку приходит кто-либо и начинает внушать ему сомнения относительно поклонения и относительно Господа, и этот человек отступает от веры. Именно поэтому постоянно проси у своего Господа стойкости!


ПОЛЬЗЫ, ИЗВЛЕКАЕМЫЕ ИЗ ДВУХ АЯТОВ СУРЫ «АШ-ШУРА»224:


Во-первых, аяты указывают на то, что у Аллаха нет подобия. В аяте сказано: «Нет ничего подобного Ему!» У Аллаха нет подобия, ибо Он описан совершенными атрибутами и никто не может сравниться с Ним в них.

Во-вторых, в аятах содержится утверждение двух имен Аллаха: «ас-Сами′» (Слышащий) и «аль-Басыр» (Видящий). Также в этих аятах сообщается об имени Аллаха «аль-′Алим» (Знающий).

В-третьих, в аятах содержится утверждение Аллаху слуха и зрения, ибо Аллах сказал: «И Он – Слышащий, Видящий!» Ведь каждое имя Аллаха указывает на наличие у Него соответствующего атрибута225.