114
Сура «аль-Кахф», аят 49.
115
Отрицание недостатков не является основной целью отвергаемых качеств, потому что отрицание свидетельствует о совершенстве только в том случае, если оно дополняется доказательствами совершенства. Отрицание подразумевает отсутствие, а отсутствие не только не свидетельствует о совершенстве, но и является признаком небытия. Кроме того, отсутствие может быть следствием неспособности, и в этом случае оно также не является качеством совершенства. Например, мы говорим, что стена не причиняет вреда. Это является следствием того, что стена не способна причинить вред, и в данном случае это является недостатком. Также один из поэтов сказал: «Маленькое племя не поступает вероломно в договорах И не притесняет людей даже на вес горчичного семени». То есть поэт говорит, издеваясь над ними, что это племя является очень слабым, и потому они ни на кого не нападают и не способны причинить людям никакого вреда.
116
Сура «аз-Зариййат», аят 22.
117
Сура «аль-Мульк», аят 16.
118
Сура «аль-Исра», аят 44.
119
Сура «ан-Наба», аят 12.
120
Сура «аль-Мумимун», аят 86.
121
Сура «ат-Таляк», аят 12.
122
Аль-Бухари, 2542, 2543; Муслим, 1610; Ахмад, 1/188; ад-Дарими в «Сунане», 2606; Ибн Хиббан в «Сахихе», 3195; аль-Хаким в «аль-Мустадраке», 7808; ат-Таялиси, 237; аль-Баззар в «Муснаде», 1257, со слов Са′ида ибн Зейда.
123
Сура «ан-Наба», аят 38.
124
Например, определенный человек пожелает заступиться за своего сына в День Воскресения. Это заступничество свершится только при наличии трех условий, на которые указывают религиозные тексты. Во-первых, Аллах должен быть доволен самим этим человеком. Те, кем недоволен Аллах, не смогут заступиться. Во-вторых, Аллах должен быть доволен сыном этого человека. Если Аллах кем-то недоволен, то за них никто не сможет заступиться и никто не будет способен им помочь. В-третьих, Аллах должен позволить этому человеку начать заступничество.
125
Сура «Юнус», аят 18.
126
Сура «аль-Бакара», аят 255.
127
Сура «Саба», аяты 22—23.
128
Ваши мольбы не принесут вам пользы, потому что ваши ложные божества беспомощны и не в состоянии внять вашим мольбам. Они не обладают никакой самостоятельной властью над происходящим на небесах и на земле. Нет у Аллаха среди них соратников, потому что ваши божества не только не обладают самостоятельной властью, но и не разделяют власть над небесами и землей вместе с Всемогущим Аллахом. Однако человек, который не является самостоятельным владельцем или сотоварищем во владении, может быть помощником или заместителем настоящего владельца. Если бы придуманные язычниками божества занимали такое положение перед Аллахом, то мольба к ним непременно приносила бы людям пользу. Земные правители всегда нуждаются в своих заместителях и помощниках, и последние могут помочь людям, которые обращаются к ним за помощью. Однако все это не имеет никакого отношения к царству Аллаха, и поэтому Он сказал, что у Него нет помощников среди творений. Он – Единственный и Всемогущий Владыка, который не нуждается в помощниках для того, чтобы управлять Вселенной. Какое же тогда положение могут занимать перед Аллахом языческие божества? Для них не остается ничего, кроме заступничества перед Всемогущим Правителем, но Аллах отверг подобное заступничество. В этих аятах Всевышний отверг все, на что могут рассчитывать многобожники, которые поклоняются идолам, праведникам, деревьям и прочим ложным божествам. Аллах изобличил порочность их суждений и разрушил основание многобожия. Любой язычник молится и поклоняется своему божеству в надежде на его помощь. Именно эта надежда подталкивает его на поклонение ложным богам. А поскольку никто, кроме Аллаха, не обладает властью на небесах и на земле, не способен самостоятельно принести людям добро или причинить им зло, не разделяет власть вместе с Аллахом, не является Его помощником и не имеет права даже ходатайствовать перед Ним без Его разрешения, то поклонение кому-либо, кроме Аллаха, противоречит здравому смыслу и религии. В результате многобожник не только не добивается своей цели, но и отдаляет себя от нее. Всевышний сообщил, что поклонение идолам не принесет язычникам никакой пользы, а лишь обречет их на страдания. В День воскресения идолы и идолопоклонники будут отрекаться друг от друга и осыпать друг друга проклятиями. Всевышний сказал: «А когда люди будут собраны, они станут их врагами и будут отвергать их поклонение» (Сура «аль-Ахкаф», аят 6).
129
Сура «Та Ха», аят 110.
130
Один из основателей джахмизма.
131
Аль-Бухари, 6518; Муслим, 2373, со слов Абу Хурейры.
132
Сура «аль-А′ля», аят 1.
133
Сура «аль-Бакара», аят 255.
134
Сура «ас-Саджда», аят 5.
135
Сура «Фатыр», аят 10.
136
Сура «аль-Ан′ам», аят 61.
137
Муслим, 772; Абу Дауд, 870, 883; ат-Тирмизи, 262; ан-Насаи, 1008; Ибн Маджа, 888; Ахмад, 1/371.
138
Ад-Дарими в «ар-Радд ′аля-ль джахмия», 81; Ибн Хузейма в «ат-Таухид», 1/242—243; Абу аш-Шейх в «аль-′Азама», 2/565; Ибн Батта в «аль-Ибана», 128, как слова Ибн Мас′уда.
139
Муслим, 1218; Абу Дауд, 3334; ан-Насаи, 3606; Ибн Маджа, 3055; аль-Хаким в «аль-Мустадрак», 2/361, со слов Джабира.
140
Муслим, 537; Малик в «аль-Муватта», 1468; Абу Дауд, 930; ан-Насаи, 1218; Ахмад, 5/448, со слов Му′ауии ибн уль-Хакама ас-Сулями.
141
Сура «ан-Нахль», аят 60.
142
Муслим, 1015; Ахмад, 2/328; ад-Дарими в «Сунане», 2717; аль-Бейхакы в «аш-Шу′аб», 5/49, и другие со слов Абу Хурейры.
143
Абу-ль Ма′али, ′Абд уль-Малик ибн Мухаммад ибн ′Абдуллах ибн Юсуф аль-Джувейни – шейх шафи′итов. Родился в 419 г. х.
144
Все эти убеждения высказывались различными философами, относящими себя к исламу. Да упасет нас Аллах от такой ереси! Сказал Аллах: «Пречист Господь твой (от недостатков), Господь величия, (и превыше Он) того, что они [неверующие] Ему приписывают! И мир всем посланникам! И хвала Аллаху, Господу миров!» (Сура «ас-Саффат», аяты 180—182). А также: «Пречист Господь небес и земли (от недостатков), Господь Трона, (и превыше Он) того, что они Ему приписывают! Оставь же их погружаться и забавляться (в этом мире), пока они не встретят свой день [день наказания], который им обещан» (Сура «аз-Зухруф», 82—83). А также: «Пречист Он и премного выше того, что они говорят» (Сура «аль-Исра», аят 43).
145
Абу-ль Касим, Махмуд ибн Субуктикин ат-Турки – завоеватель Индии.
146
Абу Бакр, Мухаммад ибн уль-Хасан ибн Фаурак – аш′арит, один из предводителей философов.
147
См. «Даръу та′аруд аль-′акли уа ннакли», 6/253.
148
Помимо тех доводов, которые привел автор, доводов еще великое множество. Если бы мы стали упоминать все эти доводы, то книга сильно бы растянулась. Однако эта книга является кратким разъяснением вопросов вероубеждения и не призвана развеять все сомнения оппонентов. Ограничимся лишь приведением некоторых аятов Корана. Аллах сказал: «Славь имя Господа твоего Высочайшего!» (Сура «аль-А′ля», аят 1). А также: «И Он – Владычествующий и (находится) над Своими рабами» (Сура «аль-Ан′ам», аят 18). А также: «Они [ангелы] боятся своего Господа, (Который) над ними, и делают то, что им велено» (Сура «ан-Нахль», аят 50). А также: «Восходят ангелы и Дух [ангел Джибриль] к Нему [к Аллаху] за (один) день, величина которого (равна по меркам этой жизни) пятидесяти тысячам лет» (Сура «аль-Ма′аридж», аят 4). А также: «Разве вы (находитесь) в безопасности от Того, Кто над небом [от Аллаха], что Он не провалит вас в землю?» (Сура «аль-Мульк», аят 16). А также: «Поистине, Господь ваш – Аллах, Который создал небеса и землю за шесть дней, а затем возвысился над Троном» (Сура «аль-А′раф», аят 54).
149
Аллах сказал: «Он – Аллах, Который (таков, что) нет (другого истинного) бога, кроме Него, Владыка [аль-Малик], Пресвятой [аль-Куддус], Источник мира [ас-Салям], Верный [аль-Муъмин], Хранитель [аль-Мухеймин], Величественный [аль-′Азиз], Всевластный [аль-Джаббар], Высокомерный [аль-Мутакаббир]. Пречист Аллах (и превыше Он) того, что они придают Ему в сотоварищи!» (Сура «Аль-Хашр», аят 23). Разъяснение этого аята придет в следующих главах, если пожелает Аллах.
150
Передается от Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах), что Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Всемогущий и Великий Аллах сказал: «Слава – Мой изар, а величавость – Моя накидка (рида); того же, кто (попытается) отнять у Меня одно или другое, Я подвергну мучениям!» Муслим, 2620.
151
Сура «аль-Хашр», аяты 22—24.
152
Сура «ан-Намль», аят 65.
153
Сура «аль-Кахф», аят 58.
154
Сура «аль-′Анкабут», аят 21.
155
Атрибуты сущности (сыфат аз-затия) – это атрибуты, присущие Аллаху во все времена. Например, «аль-ильм» (знание), «аль-кудра» (власть, могущество), «ас-сам′” (слух), «аль-басар» (зрение), «аль-′изза» (могущество, величие), «аль-хикма» (мудрость), «аль-улув» (возвышенное положение), «аль-′азама» (величие, достоинство) и т. п. К ним также относятся такие качества, как «аль-уаджх» (Лик), «аль-йадан» (две Руки), «аль-айнан» (два Глаза). Атрибуты действия (сыфат аль-фи′лия) – это атрибуты, связанные с волей Аллаха, и Он совершает их или не совершает их, когда Ему угодно. К таким атрибутам относятся, например, «аль-истиуа» (вознесение на Трон), «ан-нузуль» (нисхождение на ближайшее небо) и т. п.
156
Сура «аль-Ан′ам», аят 133.
157
Сура «аль-′Анкабут», аят 21.
158
Сура «Али ′Имран», аят 152.
159
Сура «аль-Исра», аят 19.
160
Сура «аль-Исра», аят 18.
161
Сура «ан-Нур», аят 2.
162
Сура «аль-′Анкабут», аят 21.
163
Сура «аль-А′раф», аят 33.
164
Сура «аль-Исра», аят 36.
165
Сура «аш-Шура», аят 11.
166
Передают со слов Абу Хурейры (да будет доволен им Аллах), что Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Аллах посмеется двум мужам, один из которых убьет другого, после чего оба они войдут в Рай. Первый станет сражаться на пути Аллаха и будет убит, а потом Аллах примет покаяние его убийцы, и тот (примет ислам) и погибнет в сражении за веру». Аль-Бухари, 2826; Муслим, 1890.
167
То есть не должны ни уподоблять, ни представлять образ.
168
Аль-Бухари, 7405; Муслим, 2675; ат-Тирмизи, 3603; Ибн Маджа, 3821, 3822.
169
Но не должны ни уподоблять, ни представлять образ.
170
Сура «аль-Фаджр», аят 22.
171
Сура «аль-Ан′ам», аят 158.
172
Имам Ибн уль-Каййим сказал: «Можно встретить многих из них (искажающих и отрицающих качества Аллаха), которые не любят упоминать и распространять пророческие тексты (с упоминанием атрибутов). Они ставят условием, чтобы не зачитывались хадисы касательно качеств Аллаха. А некоторые поздние из их числа, которые считаются среди них самыми авторитетными, издавали указы о том, чтобы сжигать или скрывать и прятать книги о Сунне, в которых упоминались атрибуты. И дошло до меня от многих из их числа, что, когда они доходили до конца книги „Сахиха“ аль-Бухари, они уходили с собрания, поскольку в ней была глава о единобожии и опровержении джахмитов. И от таких исходила ругань в адрес Мухаммада ибн Исма’иля (аль-Бухари). Но в чём же был грех аль-Бухари, который лишь передал то, что сказал Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует)?!» См. «ас-Сауа’ик аль-мурсаля», 3/463.
173
Аль-Хатыб в «Шарафу асхаб иль-хадис», 1; аль-Бейхакы в «Шу′аб уль-иман», 8131; ′Абдуллах ибн Ахмад в «аль-′Иляль», 1585; аль-Маруази в «Та′зым кадр ис-салят», 2/670; Ибн Батта в «аль-Ибана», 582.
174
Передают со слов Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах), что Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «В День воскресения Всемогущий и Великий Аллах скажет: „О сын Адама, Я болел, но ты не навестил Меня“. Тот, к кому Он обратится, воскликнет: „О Господь мой, как же я мог навестить Тебя, ведь Ты – Господь миров?!“ Аллах скажет: „Разве не знал ты, что такой-то раб Мой заболел? Ты знал это, но не навестил его. И разве не знал ты, что если бы ты его навестил, то нашёл бы рядом с ним и Меня? О сын Адама, Я просил, чтобы ты накормил Меня, но ты не накормил Меня“. Человек воскликнет: „О Господь мой, как же я мог накормить Тебя, ведь Ты – Господь миров?!“ Аллах скажет: „Разве не знал ты, что такой-то раб Мой просил тебя накормить его? Ты знал это, но не накормил его. И разве не знал ты, что если бы ты накормил его, то потом непременно нашёл бы это у Меня?! О сын Адама, Я просил у тебя воды, но ты не напоил Меня“. Человек воскликнет: „О Господь мой, как же я мог напоить Тебя, ведь Ты – Господь миров?!“ Аллах скажет: „У тебя просил воды такой-то раб Мой, но ты не напоил его. Разве не знал ты, что если бы ты напоил его, то потом непременно нашёл бы это у Меня?“». Муслим, 2569.
175
Таким образом, имя «ас-Салям» означает «свободный от любого изъяна или недостатка; совершенный.
176
Аль-Бухари, 835; Муслим, 402.
177
Сура «аль-Маида», аят 48.
178
Ахмад, 4/24; Абу Дауд, 4806; аль-Бухари в «Адаб уль-муфрад», 211; ат-Табарани в «аль-Кабир», 4597; ан-Насаи в «аль-Кубра», 6/70. Хадис достоверный. См. «Сахих уль-джами′», 3700.
179
Сура «Али ′Имран», аят 26.
180
Сура «аль-Мунафикун», аят 8.
181
Сура «аль-Мунафикун», аят 8.
182
Тот, Кто по причине Своего величия и Своей гордости превозносится над злом, недостатками и пороками.
183
Сура «аль-Джасия», аят 37.
184
Муслим, 91 со слов Ибн Мас′уда (да будет доволен им Аллах).
185
Аль-Бухари, 2105; Муслим, 2107, со слов ′Аиши. По мнению ученых, изображать живые существа строго запрещено, а создание таких изображений есть тяжкий грех, за совершение которого, как указывается в целом ряде хадисов, человека ждет суровое наказание. Не имеет значения ни то, маловажными или значимыми станут для человека предметы с наносимыми на них изображениями такого рода, ни то, где будут находиться эти изображения – на ковре, одежде, монете, стене, листе, сосуде или ином предмете. Все изображения и изваяния живых существ запретно создавать в любом случае, поскольку это является попыткой уподобиться Аллаху, помимо Которого никто не способен создать ничто живое. Создавать же изображения деревьев, верблюжьих седел и прочих неодушевленных предметов разрешено. Что касается использования того, на чем есть вышеупомянутые изображения, равно как и изваяния живых существ, то запретно использовать всё украшаемое ими и являющееся значимым для владельца, будь то сосуды, предметы одежды или то, что вешают на стене. Этот запрет не распространяется на использование кукол, которыми играют дети, и фотографий в документах.
186
Сура «Али ′Имран», аят 6.
187
Верующий непременно должен уверовать в это, ибо Аллах сказал: «И нет ничего, что не восславляло бы (Его), вознося хвалу Ему, но вы (о люди) не понимаете их славословия» (Сура «аль-Исра», аят 44). Передают со слов Джабира ибн Самуры (да будет доволен им Аллах), что Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Поистине, я знаю в Мекке один камень, который приветствовал меня ещё до того, как я был послан (к людям в качестве пророка), и мне известно, (где этот камень находится) ныне». Муслим, 2277. То есть неживые предметы могут говорить, но мы не слышим их славословия.
188
Сказал шейх Ибн ′Усеймин: «Религиозное постановление Аллаха – это то, что Всевышний Аллах повелел рабам (Своим), и то, что Он запретил им. А бытийное постановление Аллаха – это то, что сотворил Аллах в этом бытии. Таким образом, всё сотворенное Аллахом – это Его бытийное постановление. Например, сюда относится ниспослание дождя. А, например, веление совершать молитву – это религиозное постановление Аллаха». См. «Шарх ′акыда ахли ссуна», стр. 105 (новое издание, 1437 г. х.).
189
Сура «аль-Маида», аят 50.
190
Сура «аль-Мумтахана», аят 10.
191
Сура «Юсуф», аят 80.
192
Сура «ат-Тин», аят 8.
193
Например, у определенной девушки менструация длится двенадцать дней. После окончания менструации ей придется возместить шестьдесят молитв, что является непростым делом.
194
Аллах сказал: « (Лунный) месяц рамадан, в который ниспослан был Коран как руководство для людей и как ясные знамения из (верного) руководства и различения. И кто из вас застает этот месяц, пусть соблюдает пост (в дневное время)» (Сура «аль-Бакара», аят 185).
195
Сура «аль-Уакы′а», аяты 68—69.
196
Сначала автор книги разобрал аяты 49—50, а затем – аяты 11—12.
197
Сура «аш-Шура», аят 49—50.
198
Сура «Фатыр», аят 44.
199
Сура «аш-Шура», аяты 11—12.
200
Здесь и далее читатель увидит явное опровержение заблудшим группам, которые постоянно пытаются внушить людям, что приверженцы сунны (ахлю ссунна) уподобляют Аллаха творениям. Они обвиняют приверженцев сунны в этом, чтобы внушить людям страх пред их убеждениями, но здесь читатель увидит настоящие взгляды приверженцев сунны в этом вопросе.
201
Сура «Марьям», аят 65.
202
Сура «аль-Бакара», аят 22.
203
Шейх, имам Абу ′Абдуллах, Мухаммад ибн Аби Бакр ад-Димашки, более известный как «Ибн Каййим аль-Джаузия» (691 г. х. – 751 г. х.) – великий ученый, знаток исламского вероучения, фикха и его методологии, толкования Корана, арабского языка и других исламских наук. Отличался набожностью и богобоязненностью, высоким интеллектом и мудростью, неутомимостью и решительностью в опровержении ереси и заблуждений.
204
См. «аль-Кафия аш-Шафия», 1/22; «ас-Сауа′ик аль-мурсаля», 1/148.
205
Аллах сказал: «И сделай (о Нух) ковчег пред Нашими глазами и по Нашему внушению» (Сура «Худ», аят 37). А также: «И терпи (о Мухаммад) до решения Господа твоего! Ведь, поистине, ты на Наших глазах» (Сура «ат-Тур», аят 48). Сообщается со слов Анаса ибн Малика (да будет доволен им Аллах), что Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Каждый пророк обязательно предостерегал свою общину от одноглазого лжеца (ад-Даджжаля). Поистине, он – одноглазый, а, поистине, Господь ваш не является одноглазым». Аль-Бухари, 7408; Муслим, 2933. То есть у Аллаха два глаза, и они такие, как подобает Его величию, и они не подобны глазам творений.
206
Сура «Ибрахим», аят 39.
207
Сура «Та Ха», аят 46.
208
Сура «Али ′Имран», аят 181.
209
Сура «Али ′Имран», аят 181.
210
Сура «аз-Зухруф», аят 80.
211
Сура «аль-Муджадиля», аят 1.
212
Аль-Бухари передал эти слова без цепочки передатчиков в своем достоверном сборнике. См. книга единобожия, глава о словах Аллаха: «И (ведь) Аллах – Слышащий, Видящий». С полноценной цепочкой передатчиков этот хадис передали Ахмад, 6/46; ан-Насаи, 3460; Ибн Маджа, 188.
213
Сура «аль-Худжурат», аят 18.
214
Сура «Али ′Имран», аят 15.
215
Муслим, 2999, со слов Сухейба ар-Руми.
216
Сура «ан-Намль», аят 40.
217
Аль-Бухари, 6425; Муслим, 2961, со слов ′Амра ибн ′Ауфа.
218
Сура «ат-Тагабун», аят 11.
219
Сура «ат-Тагабун», аят 11.
220
Абу Шибль, ′Алькама ибн Кайс ибн ′Абдуллах ибн Малик ан-Наха′и – великий имам, один из крупнейших учеников сподвижников.
221
Передал ат-Табари в своем толковании Корана, 23/12. Также см. «Тафсир Ибн Касир», 8/161.
222
Сура «аль-Инсан», аят 30.
223
Сура «аль-Хаджж», аят 11.
224
Речь идет об 11-ом и 12-ом аятах, которые были разобраны выше.
225
То есть имя Аллаха «ас-Сами′» (Слышащий) указывает на наличие у Аллаха слуха, а имя Аллаха «аль-Басыр» (Видящий) указывает на наличие у Него зрения.
226
Аль-Бухари, 2067; Муслим, 2557, со слов Анаса ибн Малика (да будет доволен им Аллах).
227
Сура «аль-А′раф», аят 34.
Вы ознакомились с фрагментом книги.
Для бесплатного чтения открыта только часть текста.
Приобретайте полный текст книги у нашего партнера:
Полная версия книги