Книга Верить или знать? - читать онлайн бесплатно, автор Валентин Лексин. Cтраница 12
bannerbanner
Вы не авторизовались
Войти
Зарегистрироваться
Верить или знать?
Верить или знать?
Добавить В библиотекуАвторизуйтесь, чтобы добавить
Оценить:

Рейтинг: 0

Добавить отзывДобавить цитату

Верить или знать?

На основании этих и многих других фактов (здесь нет места и времени все их перечислять) великий английский ученый Чарльз Дарвин и доказал происхождение человека от обезьяноподобных предков.

Но есть еще одно очень существенное научное доказательство, которое дает наука о развитии зародыша – эмбриология. Изучая жизнь зародыша, ученые обнаружили (под увеличительными стеклами микроскопа), что после оплодотворения женского зародыша мужским начинается его развитие: одна клеточка делится на две, на четыре, восемь, шестнадцать и т. д. Дальнейшее развитие ведет к тому, что клеточки начинают складываться определенным образом, и образуются разные органы тела. И вот, если сравнить на известном моменте развития зародыши различных животных, начиная с низших и идя к высшим, – скажем, начиная с рыбы, потом лягушки, затем какого-нибудь цыпленка, теленка, обезьяны и, наконец, человека, – то окажется, что зародыш человека как бы проходит через все эти ступени: вначале он в некоторых своих чертах похож на рыбий, затем лягушачий, потом на цыплячий, позже на телячий, потом на обезьяний, потом уже принимает вполне человеческий облик. Совсем ранние эмбрионы человека почти не отличаются по внешнему виду от ранних эмбрионов животных, причем животных совершенно различных видов. И если геномы коровы и человека совпадают на 80 %, то человека и шимпанзе уже на 99 %. У всех у нас (современных людей) геном совпадает на 99,9 %, а все индивидуальные особенности (личные, национальные, расовые) укладываются в оставшиеся 0,1 %.

О чем говорит это наблюдение? О том, что современный человек образовался путем чрезвычайно медленных изменений в течение многих сотен миллионов лет. Он вышел из животного мира, и ступени своего исторического развития он в самом общем виде повторяет в своей зародышевой жизни. И этап развития человеческого разума от «человека прямоходящего» (около 1,6–1,8 миллионов лет назад) через синантропа (около 400 тысяч лет назад) до современного человека есть лишь микроскопическая часть временного разреза эволюционного развития жизни на Земле. В XIX и XX веках археологами, палеонтологами, геологами и др. исследователями найдено множество сохранившихся до наших дней остатков динозавров (даже их яйца), древних растений и животных, скелетов первобытных людей, а также искусственно обработанные рукой первобытного человека каменные и костяные (и позже появившиеся бронзовые и железные) орудия труда и охоты (ножи, скребки, копья, наконечники для стрел, рубила, иглы и т. п.), амулеты и украшения (бусы, ожерелья), статуэтки, наскальные изображения, останки остовов жилищ, пеплы кострищ (накапливаемых в течение столетий и тысячелетий), захоронения, в которых в определенных позах лежали скелеты с оружием, украшением, религиозными атрибутами и даже, в более близких к нам по времени захоронениях, окаменевшими остатками пищи, цветочной пыльцой (ритуальных цветов) и т. п. Возраст найденных древних предметов, изготовленных человеческой рукой, находится в пределах от многих сотен до десятков тысяч лет назад. Зачатки письменности обнаружены для периода, начинающегося около 5,5 тысяч лет назад.

Давайте пока отдохнем от «сотворения» и вновь отвлечемся. Ведь и бог, как и все смертные, с непривычки, после бесконечно долгого молчания, устал от произнесения нескольких слов в течение шести дней «сотворения»: «И совершил Бог к седьмому дню дела Свои, которые Он делал, и почил в день седьмый от всех дел Своих, которые делал» (Быт., гл.1, ст.29). И тут не надо возражать. Всемогущий, как и все обыкновенные люди (но совершающий трудовые подвиги на своем уровне), также имеет право уставать и потому отдыхать. Вот только, в отличие от своих земных рабов, воскресный отдых Яхве почему-то незаметно (по крайней мере, в самой библии об этом ни слова) превратился в долгосрочный отпуск. С точки зрения Ваших современных понятий и морали, надо бы снова взяться за работу. Ведь бездействует-то по крупному уже 7,5 тысяч лет, причем последние 2 тысячи лет вообще никак себя не проявляет. Но, как считают верующие, на все, включая и собственное его безделье, воля божья. Кстати, в библии «день седьмый» называется субботой. Именно в день «саббат» отдыхают библейские евреи после трудов праведных. Иногда и самой земле бог устраивает субботу для отдыха. Никакого христианского «воскресения» Элохимы не предвидели и знать не знали (как и современный иудаизм). Но, согласно постановлению Лаодикийского собора в IV в.н. э., суббота, введенная иудейским «создателем мира», не должна считаться впредь «днем покоя», а верующие под угрозой конфискации имущества и церковной анафемы не должны в этот день отлынивать от работы. У Иисуса Христа, как и у Элохимов, как еще не раз в дальнейшем мы с Вами будем убеждаться, предвидения также полностью отсутствуют. Возьмем пример, когда при выборе святых апостолов он не смог предвидеть как предательства Иуды, так и удручающе нижайший уровень умственных и моральных способностей своих учеников (от Марка, гл.4, ст.1–3, 10, 11, 13, 33, 34): «И опять начал учить при море; и собралось к Нему множество народа, так что Он вошел в лодку и сидел на море(видимо, чтобы в случае чего не достали), а весь народ был на земле у моря(загорал). И учил их притчами много и в учении Своем говорил им: Слушайте: вот вышел сеятель сеять …» и т. д. – здесь мало смысла вникать в очередную «учебу» очередного «множества» необразованных евреев и пересказывать очередную его притчу, так как это «множество» вместе с его апостолами в очередной раз, разумеется, как и всегда, ничего не поняло. С этим Вы легко согласитесь по обычному ни «бэ!», ни «мэ!», ни «ку-ка-ре-ку!» в безуспешных попытках его учеников понять смысл и этой притчи (из множества в евангелиях), а ведь они, вроде бы, обязаны были быть гораздо более грамотными, чем простые смертные: «Когда же остался без народа, окружающие Его вместе с двенадцатью спросили Его о притче. И сказал им: вам дано знать тайны Царствия Божия… не понимаете этой притчи? Как же вам уразуметь все притчи?.. И таковыми многими притчами проповедовал им слово, сколько они могли слышать; Без притчи же не говорил им, а ученикам наедине изъяснял все». Одному из непонятливых апостолов, а именно, Симону, или, как его переиначил Иисус, – Кифе или святому Петру (Камню) – было им обещано (и позже это выполнено) отправление на небо с вручением ключей Царства Небесного с небезопасным для людей напутствием такому грамотею-законнику: «И Я говорю тебе: ты – Петр (Камень – сноска в евангелии), и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее(сильно же достал его Сатана!); И дам тебе ключи Царства Небесного; и что свяжешь на земле, то будет связано на небесах; и что разрешишь на земле, то будет разрешено на небесах (?!?)» (От Матфея, гл.16, ст.19). Так именно безграмотный Симон-Камень (Петр) стал вице-президентом господско-апостольской шайки-лейки.

Другая неувязочка у создателей Всепредвидящего состоит именно в сизифовости, в заведомой обреченности и никчемности, неубедительности всех земных хождений и проповедей Иисуса, совершенно и не скрываемых в евангелиях. И современные верующие, читая полубессвязный для восприятия малограмотными древними евреями бред, поневоле должны задаться вопросом: – А что, разве нельзя было попроще и убедительнее? Ведь он же бог! Разве так убеждают? Вот типичный пример его убеждения: «Иную притчу сказал Он им: Царство Небесное подобно закваске, которую женщина взявши положила в три меры муки, доколе не вскисло все. Все сие Иисус говорил народу притчами, и без притчи не говорил им …» (От Матфея, гл.13, ст.33, 34).

Вы все здесь поняли? Только не кривите душой: если даже и видите в этом некий смысл (постепенное накопление «истинных» знаний и богоугодных деяний, приношений попам и т. д.), то лишь после прочтения всех евангелий и «толкований» «законов божиих», но не тогда, когда Вас впервые огорошили подобной глупостью. Эх же, прошибся еврейский бог! Явился раньше времени. Древнему еврею Иисусу поучиться бы убедительности у наших современных ЦРУшников-евреев с НТВ, у еврея Коротича (бывшего Главного редактора «Огонька», перебравшегося теперь уже со всем своим святым семейством в США), у напичканных еврейскими корреспондентами «Московских новостей» и «Масонского сексомольца», у еврейской «новорусской» радиостанции «Эхо Москвы», … Как они всех раскрутили! Вот уж где Слово ровно на 180 градусов расходится с Делом, но юродивое большинство этого как бы и не замечает. Господа верующие в господ и в господа вашего еврейского! Нам, безбожникам, любопытен сам свободный зигзаг мыслей у вас в голове. Наконец-то ваши витые-перевитые извилины разделились (стали свободными) и осознали, как же страшно вы жили?! До 1985 г. вы радовались жизни, не имели забот, – и все это, оказывается, было простым заблуждением в авторитарном Советском безбожном государстве. И теперь, как все «нормальные» люди, вы (желающие) и мы (не желающие), наши дети и внуки начнем платить за свое лечение! С каким отвращением вспоминаете вы о жалких подачках народного государства: бесплатных квартирах и низких ценах. Какие скандалы устраивали в случае обсчета вас в магазине на 1 или 2 копейки! А какие веселые истерики устраивали в первые годы «перестройки» вместе с «демократической» прессой, когда вам, «по многочисленным просьбам трудящихся», 3-х-копеечный проезд в трамвае и 4-х-копеечный в троллейбусе унифицировали до 5-копеечного в автобусе или метро? Вам подавай сразу же проезд за 4 рубля! Потому что вас принципиально более устраивали ломовые Западные (буржуйские) цены. Только в сказке вы могли представить себе квартиры за миллионы рублей. А отдых по льготным путевкам на Черном море? Но этого садизма зловредным Большевикам было мало и, чтобы добить христианскую нравственность и библейскую мораль окончательно, они, в свое время, понастроили кучу библиотек, домов и дворцов культуры, больниц, пансионатов, пионерских лагерей, детских садиков и ясель. Сейчас даже невозможно себе представить, что было бы, если бы этот кошмар продолжался до сих пор. А сегодня поповско-буржуйская сказка стала былью. Только теперь, покупая буханку хлеба за 7 рублей и пакет молока за 14, вы понимаете, что это и есть настоящий капиталистический рай на Земле, что это как раз именно то, за что вы боролись и, соответственно, это-то как раз именно то, на что вы и напоролись. И именно поэтому вас начинает подташнивать при воспоминании о килограмме картошки за 4 копейки (позже, перед Горбачевым – за 10 копеек), батоне хлеба за 13 копеек или пирожных – 15 копеек штука. Согласитесь, как все-таки здорово сознавать, что все это уже позади! Какое наслаждение просыпаться каждое утро с мыслью, что вот сегодня, прямо с утра, вас, «свободного» («свободную»), снова ждут новые «свободные» («либеральные») цены, которые наверняка хоть немного, а все же выше, чем вчера, в то время как курс рубля, наоборот, снова понизился по отношению к доллару. Конечно, впереди у бога еще много работы, и проклятое наследие Социализма дает о себе знать. Скажем, не все еще детские сады проданы коммерческим структурам, не все (возможно) еще «быдло» выселено за пределы «Садового кольца» Москвы, не все еще Дворцы Культуры превращены в казино и публичные дома, не все еще заводы остановились, и не вся наука еще развалилась. Это же надо, 30 % портфеля фундаментальных идей и 50 % портфеля высоких технологий мира принадлежали не «богоизбранному» Израилю или высочайше вами уважаемым сионистским Штатам, а безбожному СССР! И даже лучшие в мире вооруженные силы пока «демилитаризованы» лишь на 90 %. Но пусть вас не страшат трудности! Никто не сможет остановить свободно-рыночное священное мракобесие в попятно-вращательном движении назад! Так что, трудящиеся и, особенно, не трудящиеся «Рассеи»! Под знаменем вашего «цивилизатора» янки, под мудрым руководством Горбачева-Ельцина-Путина, под бдительным оком «Отца Небесного» – вперед, к новым вершинам цен и налогов! Да здравствует нерушимый союз волков и баранов, ослов и шакалов, рабов и рабовладельцев, феодалов и крепостных, попов и скотов (пардон, – «овец» и «козлов»), «предпринимателей» (буржуев) и их «наемных работников»! Под руководством капиталистической партии во главе с вашим горячо и очень (или не очень – не суть важно) любимым троечником (судя по школьным дневникам) Путиным вперед-назад, к победе светлого капиталистического вчера!

Сегодня хуже, чем вчера!! Ура!!!

Так или примерно так выглядит сегодняшняя норма морали и нравственности современного «цивилизованного» общества, свободного от идеологических оков нравственности «авторитарного» народного государства. А «свободный» Запад давно уже не дремлет. Если бы, как в фантастических романах, машина времени перенесла какого-нибудь верующего христианина из 19-го столетия в настоящее, и он оказался в католическом церковном храме, то удивлению его не было бы предела. По меньшей мере, он обвинил бы современных служителей церкви в ереси, в отступлении от основных христианских принципов, а все увиденное в храме посчитал бы кознями проникшего в его стены дьявола. Ну, в самом деле, как смог бы убежденный католик воспринять то, что богослужение в церкви ведется не на латинском языке, а на языке страны, где она находится? Ведь испокон веков это не допускалось. А разве не поразили бы верующего проповеди, в которых восхваляются достижения науки? Разве не привели бы его в изумление концертные программы, которыми сопровождаются богослужения во множестве протестантских церквей на Западе?

А тот – древний, «всеведущий» и «премудрый» должен был бы предвидеть, что евреи не поймут его (допустим, даже и правильные) очень уж непривычные для прежней иудейской религии, нравоучения. По крайней мере, если и поймут, то не сразу. Они же с детства росли на иудаизме (ветхом завете). Его же ученики-«апостолы», как это следует из всех евангелий, практически при всех выдаваемых им многочисленных «притчах» не забывали делать глубокомысленный вид и надувать щеки (как «Гигант мысли», «Отец русской демократии» и он же «Предводитель дворянства» Ипполит Матвеевич Воробьянинов при Бендере Задунайском в обществе разевающих рот, балдеющих мещан-«интеллигентов»). В общем, чувствовали себя придурками и потом, оставшись с Иисусом наедине, всегда просили объяснить попроще, что же он хотел выдать своей очередной «притчей»? Хотел показаться умным? – это имеет смысл. Но тогда как же быть с вопросом просвещения евреев? Уж он-то после их постоянных переспросов должен был отчетливо представлять себе, как трудно было «апостолам» добиться взаимопонимания с трудящимися при пересказе его бредовых (с иудаистской точки зрения) «притчей». Ну зачем вот, к примеру, «апостолам» тут же, как их пинают, трусливо убегать в другой город? Как-то не вяжутся этот инструктаж Иисуса и эта беготня «святых» отцов с их наделенной от него (как сказано в евангелиях) апостольской возможностью творить убедительные для любого не верующего им иудея чудеса. Больше похоже на инструктаж и беготню мелких мошенников Остап-Бендеровской команды из «Нью-Васюков» и др. населенных пунктов, которых также «не поняли» добропорядочные граждане. Казалось бы, в таких случаях будь добр соответствовать своим же «заветам», не нарушай их! Подставляй и левую и правую свои щеки, тогда узнаешь, что такое любить врага своего! Если Христос сам не соблюдает свои «христианские заповеди», кто же ему поверит? Тем более, если в библии он, как взбесившийся бугай, вместо любви и всепрощения мелко и пошло для бога (заранее, на всякий случай) грозит сверхжестокими наказаниями всему населению городов, включая и несмышленышей детей и младенцев: «отраднее будет земле Содомской и Гоморской в день суда, нежели городу тому», в котором «если кто не примет вас и не послушает слов ваших».

Где же здесь его евангельская «любовь к ближнему своему», не говоря уже о «любви к врагу своему»? Загляните поглубже в свою совесть и согласитесь, что мелочным убожеством и гнусной несправедливостью все это пахнет от «создателя всего сущего»: в этих городах жили такие же люди, как и мы с Вами, просто более древние.

Элохимы (Яхве?) заранее уверены в подкупаемости современных психоизвращенцев (взяткой) или в их трусости перед их жестокой силой (откровенные варвары берут на испуг). Они не забывают требовать приносить им приношения (разумеется, через святых посредников), заставляют своих рабов непрестанно молиться им: изощренные творения попов в мозгах юродивых обывателей, как рядовые тупые начальники, до бесконечности любят лесть. К тем же, кто недостаточно льстит, свирепеют с тупой жестокостью. Обо всем этом с наивной уверенностью в справедливости морали рабовладельческого строя и сообщают Вам реальные создатели библии в своих «священных» и «вечных» заветах «Бога» людям всех поколений, включая и наше.

11. Бунт в доме Господнем

Верующие люди убеждены в том, что мир религии остается неизменным. Ведь это мир, основанный на «вечных», «божественных» истинах. Но в действительности это не так. Религия – одна из форм общественного сознания. А общественное сознание находится в зависимости от общественного бытия, материальной жизни общества, производства материальных благ и отношений людей в процессе производства и распределения продукции. А это все неизбежно меняется. В период разложения рабовладельческого общества и зарождения феодализма из иудаизма возникло христианство. Христианские церкви – и католическая, и православная в наибольшей степени отвечали потребностям феодализма. С возникновением буржуазных общественных отношений складывается протестантизм – буржуазная форма христианства. А католицизм и православие вынуждены были приспосабливаться к новым условиям. А ведь если бы все в религии было от бога, то вряд ли простые смертные могли бы вносить изменения в установление всевышнего, давать различную трактовку религиозным принципам. Но, происходит обратное.

Вот, хотя бы, такой пример. До 1861 г. русская православная церковь категорически выступала против попыток передовой общественности отменить крепостное право (рабовладение) в России. В дореволюционные годы она занимала господствующее место в Российской империи. Она же охраняла устав самодержавия, поучала, что монархия в России установлена по божьей воле, и выступала против любых посягательств на самодержавную власть. Православные иерархи осуждали революционные движения, объявляли их еретическими, богопротивными – ведь они были направлены против того, что установил сам господь. Церковь враждебно встретила Великую Октябрьскую Социалистическую революцию, предала анафеме Советскую власть. Но впоследствии вынуждена была срочно пересмотреть свои позиции и стать лояльной к народной власти, поддерживать мероприятия Советского государства, его усилия, направленные на повышение благосостояния не паразитов, а трудящихся, на подъем материального, культурного и духовного уровня жизни народа.

Аналогично и «священное» Пятикнижие Моисеево. Оно записано дословно под диктовку бога и потому считается в христианстве каноническим. Казалось бы, в нем нельзя ничего ни менять, ни добавлять. Но, нужда заставляет христиан постоянно заниматься «толкованиями» («разъяснениями»: как надо поумневшим верующим понимать те или иные места библии), и даже добавлениями новых персонажей, которыми в ветхом завете и не пахло. Вы скажете (если верите в бога), что хитрый совратитель змей – это мелкий брачок при создании Элохимом шедевров, хотя и сказавшийся катастрофическим образом на всем человечестве. Христианских церковников, однако, эта примитивная сказка с говорящим и хитрым змеем не вполне устраивала. Да и не только в ней дело: несуразны многие места библии. Куча огрехов в делах «Слов» божиих: взять хотя бы это пресловутое возникновение света раньше его источника – Солнца (причина опередила следствие на несколько дней), когда реально наоборот: излученные с поверхности Солнца фотоны света, пока проходят путь в 150 миллионов км, достигают поверхности Земли с запаздыванием 8 минут 18 сек.

И вот христианские богословы, в своем стремлении вытянуть за уши из болота безграмотной лжи погрязшие там глупости, пошли на наглую фальсификацию и искажение ветхого завета. О христианском дьяволе, тут же вселившемся в совратителя Евы змея (не успел бог только что создать мир), в книге «Бытие» не говорится ни слова. Попы, основываясь на различных местах «священного писания», а вернее сказать, просто-напросто повторяя рассказы о духах-демонах и чертях разных диких и полудиких народов, придумали новую сказку. Епископ Макарий (1816–1882 г.г.), один из крупных русских православных иерархов, митрополит московский и коломенский, составил и напечатал в свое время настольную книгу для попов – «Православно-догматическое богословие». В этом сочинении Макарий сам, конечно, ничего не придумал. Он только повторял то, что до него 1000 лет проповедовали такие же шарлатаны, обманщики, как митрополит Макарий. Митрополит Макарий рассказывает нам басню о том, как бог для своих надобностей создал себе слуг. Оказывается, бог создал не только людей, но и бесчисленное сонмище ангелов, расселив их в раю. До сих пор попы спорят о том, в который день он их наплодил, есть ли у них тело, мужское или женское. Или они то-ли бесполые, то-ли обоеполые (гермафродиты)? Вначале большинство из святых отцов согласилось с гермафродитами. Но так как в библии очень многие (если не все) ангелы блудили с земными женщинами, о чем речь еще впереди, то пришлось сойтись на мнении, что необходимо изображать их «бесплотными» (бестелесными), т. е. кастрировать. Оставить им только ангельские головки: главная задача ангелов – непрерывно верещать тонкими, «ангельскими», словно у евнухов, голосами «Аллилуйя!» или «Слава Богу!». Ну и, конечно же, крылышки: махать, порхать по небу или за спинами у людей. Для имитации голосов этих небесных созданий, производящих неизгладимое впечатление на богомольных старушек, в средние века (а кое-где и сейчас) в хоре церковных голосов выделялись высокие голоса мальчиков и кастрированных юношей. Побочная задача ангелов – следить за людьми и «закладывать» богу о том, кто из людей недостаточно усерден в молитвах и жертвоприношениях.

Ангелы разделяются на 3 разряда (чина). Чины делятся на лики. Есть господа, есть и слуги. Число этих ангелов очень велико. Люди же – рабы божии. Митрополит Макарий говорит, что православная церковь должна придерживаться мнения «святого» Дионисия Ареопагита (по легенде – первый епископ г. Афин, будто бы обращенный в христианство апостолом Павлом, см. «Деяния апостолов», гл.17, ст.34), а именно, что «Ангелы разделяются на девять ликов, а сии девять – на три чина. В первом чине находятся те, кои ближе к богу, как-то: престолы, херувимы и серафимы. Во втором чине – власти, господства и силы. В третьем – ангелы, архангелы и начала». В православном катехизисе, который до революции 1917 г. принудительно изучался в школах царской России, добавлялось, что «между ангелами есть низшие и высшие, подчиненные и начальствующие. Это различие ангелов научает нас, что и между нами на земле должен быть такой порядок… И между нами должны быть низшие и высшие, подчиненные и начальствующие» (см. св. С. Садковский. «Катехизические беседы», ч.1, М., 1904 г., стр.49, 50).

Так со ссылкой на небесную иерархию церковь оправдывает социальное неравенство. Так же, как на Земле государственный строй был такой, что вокруг царя, короля, султана, императора были министры, вельможи, князья, чиновники всех степеней и чинов, то, естественно, и на небе попы создали небесного царя по тому же самому образцу, как и на Земле. Те же чины, те же чиновники, начиная с 1-го до 14-го класса. Неужели Вас не охватывает просто ужас при мысли о том, что миллионы людей учили таким нелепостям, выдумкам, глупостям? Остановитесь на минуту и просто, не спеша, подумайте (представьте себе): всемогущий бог творил бесчисленное множество ангелов в качестве своих слуг (зачем они ему?! – ответьте). Церковь утверждает, что отчасти для своего развлечения, отчасти для того, чтобы следить за каждым шагом человека, доносить о нем создателю, отчасти для того, чтобы иметь посланцев для поручений (дальше таковые в библии нам не раз еще будут встречаться), но в основном – для своего славословия. По еврейскому и христианскому учению эти ангелы занимаются тем, что всю ночь напролет поют славу богу (непонятно, правда, на еврейском, русском или английском языке). Но зачем это богу нужно?!? Шум от этого «Слава Богу!», должно быть, в раю стоит такой страшный, что все небесные небожители давным-давно оглохли и не слышат воплей евреев и христиан, несущихся с грешной Земли. Зачем, все же, богу все это нужно? Зачем?!! Ну, допустим, черт с ними, с ангелами-порученцами. Они хотя бы передавали людям приказания бога, так как во времена сочинения библейских сказок человек еще не изобрел ни телефона, ни телевизора, ни радио. Листовки с неба также не умели скидывать, так как их не на чем было печатать: еще не было типографий, да и порученцы сплошь все безграмотные, ни писать, ни считать, ни печатать не умеют. А остальные ангелы кто? Сплошь симулянты, развратники и бездельники? Всего 7 ангелов наделено именами, на остальных имен не хватило. «Представь, – говорит святой Кирилл Иерусалимский (ок. 315–386 г.г.), епископ, прославившийся своим корыстолюбием, – как многочисленны народы римские; представь, как многочисленны другие народы грубые, ныне существующие, и сколько их умерло за сто лет; представь, сколько погребено за тысячу лет; представь людей, начиная от Адама и до настоящего дня; велико множество их, но оно еще мало в сравнении с ангелами, которых более. Их девяносто девять овец; а род человеческий есть только одна овца; по обширности места должно судить о многочисленности обитателей. Населяемая нами земля есть как бы некоторая точка, небо столь же имеет число обитателей, сколько больше пространства; а небеса небес – содержат их необъятное число».