Научные организации самого Севера создали солидную научную базу. Создавая новые структуры взаимодействия федерального центра России и самих северных регионов, возможно было бы определить и перспективные направления передовых технологий, необходимых этому региону, и разработать формы федеральной поддержки проектов в регионе и возможность применения этих форм на практике. Здесь также видится перспективной реализация инвестиционных проектов на основе концессионных соглашений, которые позволят привлечь значительную долю частных инвестиций56.
Учитывая ограниченные возможности федерального и местных бюджетов в части финансирования инвестиционных программ объектов государственной собственности, концессия является одним из возможных доступных и эффективных способов привлечения частного капитала в экономику региона. Причем при использовании концессий долговые обязательства региона не увеличиваются и кредитный рейтинг его не снижается.
Описанные здесь концессионные государственно-частные партнерства являются примером второго случая рассматриваемых ранее особых случаев ГЧП в области инновационной и научно-технической деятельности.
Кратко изложим основные шаги, требуемые для реализации концессионных партнерств.
Шаг первый: осуществляется государственное финансирование поисковых прикладных и фундаментальных научных исследований, а также создаются и патентуются упоминавшиеся базовые «мультивалентные» исследования на имя государства в лице его специализированных институтов.
Вторым шагом государство в лице его специализированного института (им может быть, например, Российский патентный фонд, Российский венчурный фонд, какая-либо подконтрольная государству управляющая таким фондом компания) предлагает частному бизнесу концессионное соглашение. Концессионное соглашение закрепляет обязанность государства выкупить по справедливой рыночной стоимости не более чем через 3-4 года (что является наиболее оптимальным сроком для бизнеса в части окупаемости и уровня прибыльности на капиталовложения) у частного бизнеса все, что будет произведено им в процессе последующей коммерциализации официально передаваемых бизнесу соглашением изобретений и прав на них.
Очевидно, что за оговоренный срок предметом выкупа по таким крупным проектам по своей сути останутся те же объекты и права промышленной интеллектуальной собственности, доведенные до готовности к серийному промышленному и частному использованию, а не готовые производства, торгово-сбытовые сети, организации. Предметом будут не базовые макетные решения принципиально новых продуктов и технологий, переданные ранее государством, а целые, опробованные и материализованные пакеты изобретений в виде опытных образцов продуктов, опытных промышленных установок, полезных моделей или, вероятно, промышленных образцов реализующих первоначально переданные соглашением новые технологии. В данном случае опять придется обращаться к независимой рыночной оценке справедливой рыночной стоимости таких объектов и прав интеллектуальной собственности.
Разумность срока окупаемости и уровня прибыльности капиталовложений частного бизнеса в такие радикальные крупные инновационные проекты должна быть обеспечена. Такой гарантией является характерный для радикальных крупных инновационных проектов наибольший прирост справедливой рыночной стоимости создаваемого в рамках проекта предприятия57 в первые годы реализации проекта за счет активного прироста нематериальных активов, заключающихся в создаваемых объектах промышленной интеллектуальной собственности и приобретения на них исключительных прав.
Третьим шагом государство в лице его специализированного института, выкупившего у частного бизнеса все то, что было произведено в процессе коммерциализации официально переданных бизнесу концессионным соглашением изобретений и прав на них, и наделенного полномочиями в части хозяйственной деятельности, передает частному бизнесу обратно в оперативное управление выкупленные права и объекты. По наиболее продвинутым проектам передача таких прав бизнесу возможна на возмездной основе.
На третьем же этапе к проектам подключаются и другие частные бизнесы. Это те организации, которые имеют более традиционную мотивацию и нацелены не на интенсивный рост капитализации и справедливой рыночной стоимости проекта и его активов, а на максимизацию текущей и планируемой прибыли и денежного оборота. Нужно учитывать, что ко времени присоединения таких компаний к проекту уже сделаны все самые крупные и рискованные стартовые инвестиции.
Сделаем некоторые комментарии к прописанному алгоритму реализации концессионного государственно-частного партнерства в области инновационной и научно-технической деятельности.
Передача частному бизнесу государством базовых изобретений и прав на них возможна в следующих формах:
1)
В виде имущественного взноса в создаваемые с частным бизнесом на партнерской основе предприятия. Суммовая величина такого взноса определяется согласно оценке пока еще небольшой справедливой рыночной стоимости переданных соглашением изобретений и научно-технической документации, сопровождающей их, находящихся на ранней стадии коммерциализации.
2)
В виде заключения концессионного соглашения, в котором прописаны второй и третий шаг описанного выше алгоритма.
3)
Безвозмездных лицензионных соглашений, включая и соглашения о передаче научных инновационных разработок, не защищенных патентами.
При передаче частному бизнесу изобретений и прав на них государство всегда оставляет за собой определенные права, как право «вето» в случае ненадлежащего использования или неиспользования в рамках интересов национальной экономики. Такие права сохраняются за государством в целях, как государственной безопасности, так и контроля за судьбой передаваемых изобретений и патентов, которые в некоторых случаях имеют стратегическое значение для экономики страны.
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «ЛитРес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.
Примечания
1
Smith A. An Inquiry into the Nature and Causes of the Wealth of Nations. Vol.11. London, 1930.
2
Friedman M.R. Free to Choose: A Personal Statement. NY, 1980.
3
John Maynard Keynes “The General Theory of Employment, Interest, and Money”, 1936
4
Бсйтон А., Казорла А., Долло К., Дре A.M. 25 ключевых книг по экономике. Анализ и комментарии/Пер. с фр. Екатеринбург, 1999. С. 364
5
Гринберг Р.С., Рубинштейн А.Я. Основания смешанной экономики. Экономическая социодинамнка. М., 2008. С.78
6
Д. Нортон: «Институты, институциональные изменения и функционирование экономики» – М., 1997. – С. 17
7
Капелюшников Р.И. Экономическая теория прав собственности. М., 1990. С.78.
8
Ролз Дж. Теория справедливости. Новосибирск, 2005. С.127.
9
Государство и отрасли инфраструктуры в современной рыночной экономике/Отв. ред. Я.А.Рекитар, Л.С.Демидова. М., 2001. С.19.
10
Гринберг Р.С., Рубинштейн А.Я. Основания смешанной экономики. Экономическая социодннамнка. М., 2008. С. 135
11
Грицай С.В. Использование механизма частно-государственного партнерства для повышения эффективности деятельности промышленных предприятий/Диссертация на соискание ученой степени кандидата экономических наук. М., 2006. С. 13
12
Euken W. Grundstze der Wirtschaftspolitik, Munchen,1990, S. 348.
13
Лакшина Е. Дураков мало, дорог много. Кабинет министров задумался над государственно-частным партнерством//Российская газета. – 2004. – 8 октября. – №3599.
14
Спицын А. Интеграция и модернизация экономики//Экономист. – 2006. – №5. – С.З.
15
Губанов С. Рост без развития и его пределы//Экономист. – 2006. – №4. – С.29.
16
May В. Экономическая политика в 2004 году: поиск модели консолидации роста//Вопросы Экономики. – 2005.-№1.-С.21.
17
Шамхалов Ф.Н. Метаморфозы взаимоотношений собственности и власти / Вестник Института экономики Российской Академии наук. – 2008 – №4. С.29.
18
Ершов M. О формировании приоритетов промышленной политики и механизмах их реализации // Российский экономический журнал. – 2006. – №1. – С.4.
19
Варнавский В.Г. Концессионный механизм партнерства государства и частного сектора М., 2008. С 21.
20
Левитин И.Е. Государственно-частное партнерство в механизмах оценки инновационного потенциала развития объектов транспортной инфраструктуры / Диссертация на соискание ученой степени кандидата экономических наук. М., 2008. С. 14-15.
21
А. Зельднер также указывает на то, что «специфика взаимоотношений между государством и частным бизнесом в рамках ГЧП состоит в том, что партнерские отношения осуществляются за счет перераспределения правомочий собственности» (Зельднер Л. «Концептуальные подходы к функционированию ГЧП в условиях кризиса и после его завершения / Государственно-частное партнерство в условиях кризиса». Материалы научно-практической конференции. М., 2009. С.21-22).
22
Институциональная экономика: новая институциональная экономическая теория: Под общей ред. д.э.н., проф. А.А. Аузана. М., 2008. С.48-49.
23
Государственно-частное партнерство при реализации стратегических планов: практика и рекомендации. – СПб., 2007. С.5.
24
Савранский П.В. Государственно-частное партнерство в реализации перспективных направлений инновационного развития экономики России/Диссертация на соискание ученой степени кандидата экономических наук. Краснодар, 2007. С.47.
25
Дробышевская Л.Н. Концептуальные основания инновационно-инвестиционной политики в условиях трансформации хозяйственной системы. Краснодар, 2008. 260 с.
26
Вилисов М.В. Государственно-частное партнерство: политико-правовой аспект / Власть. – 2007: – №7 – С.28.
27
Грицай С.В. Использование механизма государственно-частного партнерства для повышения эффективности деятельности промышленных предприятий/Диссертация на соискание ученой степени кандидата экономических наук. М., 2006. С.19-21.
28
Иноземцев В.В. Модернизация и инновации // Независимая газета. – 2009. – 22 июня.
29
Лихачев В., Азанов М. Практический анализ современных механизмов государственно-частного партнерства в зарубежных странах, или как реализовать ГЧП в России// Финансы, экономика, безопасность. – 2007. -№1(6).-С. 2-10.
30
Балашов С. Опыт функционирования ГЧП в развитых странах/Государственно-частное партнерство в условиях кризиса. Материалы научно-практической конференции. M., 2009. С.281-282.
31
Бондаренко Е.Ю. Мировой опыт применения региональных стратегий государственного-частного партнерства и российские перспективы/Диссертация на соискание ученой степени кандидата экономических наук. М., 2008. С. 18.
32
Ефимова Л.И. Некоторые модели государственно-частных партнерств: тенденции и зарубежный опыт, www.eatc.ru/rus/doc.id_71.book_l.php
33
Лихачев В., Азанов М. Практический анализ современных механизмов государственно-частного партнерства в зарубежных странах, или как реализовать ГЧП в России // Финансы, экономика, безопасность. – 2008.-№1(6).-С. 2-10
34
Вилисов М.В. Государственно-частное партнерство: политико-правовой аспект, www.rusland.ru/vlast/publikac/partn
35
Источник: http://russian.bankwatch.org/newsroom/releases.shtml=2197188
36
Ефимова Л.И. Некоторые модели государственно-частных партнерств: тенденции и зарубежный опыт, www.eatc.ru/rus/doc.id_71.book_l.php
37
Кнаус В.В. Управление развитием государственно-частного партнерства / Диссертация на соискание ученой степени кандидата экономических наук. М., 2008. С.50.
38
Кеслер А.Я. Экономические основы государственно-частного партнерства/Диссертация на соискание ученой степени кандидата экономических наук. М., 2007. С.58-59.
39
Государство и бизнес: институциональные аспекты. М., 2008. С. 70.
40
Частно-государственное партнерство: состояние и перспективы развития в России: Аналитический доклад. М.: Институт экономики РАН, Национальный инвестиционный совет, 2009. С. 14.
41
Государство и бизнес: институциональные аспекты. М., 2009. С. 40.
42
Green Paper on Public-Private Partnerships and Community Law on Public Contracts and Concessions. Commission of the European Communities. Brussels, 30.04.04. В практике Европейского Союза Зеленая книга является документом, предлагаемым к обсуждению общественности и нацеленным на изменение действующих законов и процедур.
43
Частно-государственное партнерство- состояние и перспективы развития в России- Аналитический доклад. М . Институт экономики РАН, Национальный инвестиционный совет, 2010. С 14.
44
Варнавский В. Г. Партнерство государства и частного сектора- формы, проекты, риски. М., 2009. С. 28, 36
45
Иванов И.В. Концессионные соглашения как инструмент повышения эффективности инвестиционной деятельности в экономике России // Имущественные отношения в Российской Федерации. 2007. №1.
46
Засыпкин Д.Ю. Концессия как форма партнерства государства и частного бизнеса // ЧиновникЪ. 2007. №4
47
Кушниренко А.Г. Промышленная политика, инновации, массовые информационные технологии, отечественные системообразующие компании. – М.: Энергоиздат, 2008. – 100с.
48
Дерябина М.А. Государственно-частное партнерство: теория и практика // Вопросы экономики. 2008. №8.
49
Матвеев О.А. Инновационное развитие регионов – необходимое условие повышения конкурентоспособности страны // Драгоценные металлы. Драгоценные камни. 30.04.2008
50
Гохберг Л.А. Стратегия интеграционных процессов в сфере науки и образования // Вопросы экономики. 23.07.2008
51
Валдайцев С.В. Оценка интеллектуальной собственности – М.: Экономика, 2008, глава 8
52
Платонова И.Н. Конкурентоспособность России в мировой экономике // Финансы и кредит. 2008. №10.
53
Концессионные риски в государственно-частном партнерстве // Финансы и кредит. 2008. №5.
54
Патоков В.В. Государственно-частное партнерство: перспективы развития и правовые формы реализации // Адвокатская практика. 2008. №2.
55
Русинова А.Б. Порядок и принципы выбора концессионера: европейский опыт и российский закон // Транспортное право. 2009.
56
Матвеев А.С. Совершенствование государственной политики в области структурных преобразований северных территорий // Драгоценные металлы. Драгоценные камни. 2008. №3
57
Согласно Гражданского Кодекса Российской Федерации от 30.11.1994 №51-ФЗ, статьи 132 части 1 «Предприятием как объектом прав признается имущественный комплекс, используемый для осуществления предпринимательской деятельности. Предприятие в целом как имущественный комплекс признается недвижимостью».
Вы ознакомились с фрагментом книги.
Для бесплатного чтения открыта только часть текста.
Приобретайте полный текст книги у нашего партнера:
Полная версия книги