Книга Сотворяя любовь. Формировать личность не допуская ошибок - читать онлайн бесплатно, автор Светлана Георгиевна Шуман. Cтраница 4
bannerbanner
Вы не авторизовались
Войти
Зарегистрироваться
Сотворяя любовь. Формировать личность не допуская ошибок
Сотворяя любовь. Формировать личность не допуская ошибок
Добавить В библиотекуАвторизуйтесь, чтобы добавить
Оценить:

Рейтинг: 0

Добавить отзывДобавить цитату

Сотворяя любовь. Формировать личность не допуская ошибок

К сожалению, что такое «брак» и «семья» не поняли до сих пор ученые, занимающиеся изучением проблемы брачно-семейных отношений. Поэтому, нет ничего удивительного в том, что этого не знают обыкновенные люди.

На разных этапах своей жизни человек вступает в разные виды взаимодействия, с разными «другими». В течение жизни человек обучается умению взаимодействовать с разными «другими». Но, воспитатели, во многом облегчили бы вступление в жизнь молодым людям, если бы научили их взаимодействовать с разными формами Жизни. Одним из главных видов взаимодействия является общение людей друг с другом. Чтобы правильно общаться, то есть, достигать реализации своих целей во взаимодействии с другими людьми, каждый человек должен понимать, что такое взаимодействие, при каких условиях оно может быть успешным. Не менее важно иметь знания о взаимодействии на этапе, когда человек предполагает начать жить совместно с другим человеком, предполагает создать семью, вступает в брак.

Часто люди шутят: «Было бы хорошее дело, не назвали бы его «браком». Мы не ставили перед собой задачу найти ответ на вопрос: почему люди назвали таким «неприличным» словом то, что объективно предполагает радость, счастье. Ведь, люди, вступая в брак, ожидают от него именно счастья. И даже, если видят рядом с собой людей, в том числе и своих родителей, которые не нашли в браке, что ожидали, тем не менее, не распространяют это положение на семью, у истоков которой стоят.

Что такое «брак»? Брак необходимо понимать, как новый этап в жизни человека, который характеризуется тем, что теперь ему предстоит не самостоятельно строить свою жизнь, как он хочет, а согласовывать свои цели, желания, поступки с другим человеком, в брак с которым вступил. Брак – это совместная жизнь с другим человеком (и с его родственниками, если таковые имеются, и если вместе с ними начинают жить молодожены).

Брак – это этап жизни, и понимают его, адекватно тому представлению, какое имеют о жизни. Как правило, жизнь рассматривают, как биологическое начало. Вот почему и этап жизни в браке рассматривают с точки зрения удовлетворения именно биологических потребностей. Поэтому, давая определение «брака», авторы отмечают в качестве специфики этого этапа жизни, «совместное ведение хозяйства» – т.е. общими становятся деньги, материальные ценности, супруги вместе питаются, гуляют, спят (т.е. удовлетворяют сексуальные потребности). Пожалуй, именно неправильное (как биологическое начало) понимание жизни и лежит в основе всех кризисов, к которым человечество веками шло, и которые в настоящее время достигли критического положения.

Чтобы понять «человеческую жизнь», надо понять, что человек появился на земле не сам по себе. Он создан Творцом, Создателем, Абсолютом, которого еще называют Богом и «вечной Жизнью». Чтобы понять, что такое «человеческая жизнь», надо иметь знания о том, что такое Жизнь, и кто он – человек. Эти вопросы мы уже рассмотрели в предыдущем разделе. Можно предположить, что многие люди понимают, что именно в процессе взаимообмена, взаимной отдачи, заботы, человек имеет и жизненную энергию, и знания, и здоровье. Но, понимая это, тем не менее, человечество уничтожает многие другие формы Жизни – и растения, и землю, и реки, и воздух, не говоря уже об уничтожении людей. Человек, зачастую, рассматривает «других», как своих врагов. Поэтому, слышны постоянные призывы «покорить Природу», «побороть стихию» и т.д. И среди людей превалирующим является стремление «покорить», «подчинить» себе других людей. То же наблюдается и в семье. И супруги, нередко, не могут поделить именно пьедестал, на котором двоим им бывает тесно: кто – то один должен побороть второго. Происходит это потому, что у людей неверные представления о человеке, смысле человеческой жизни, нет знаний о сущности, особенностях взаимодействия. Не подготовлены люди и к пониманию того, что такое – «семья», кто он – «супруг».

И пока человечество не поймет себя, как процесс Жизни, как форму Жизни, пока не поймет, что сохранение здоровья (как физической, биологической основы жизни) возможно только при сохранении целостной структуры «Я» плюс «другие», оно будет самоуничтожаться. Именно «другие», как источник жизни человечества, в целом, и каждого отдельного человека, должны стать предметом их заботы. Именно сохранение «других» и есть условие сохранения Меня. Будут «другие» – буду «Я». Не будет «других» – не будет Меня. И чтобы был «Я», надо все сделать, чтобы были «другие».

В браке именно забота о «других» – супруге, детях, родственниках, и должна быть целью вступления в брак, целью жизни в браке. В тех семьях, где сохранена целостная структура брака, где все члены семьи заботятся друг о друге, ставят цель: удовлетворение потребностей друг друга, счастье – другим членам семьи, не бывает конфликтов. В таких браках люди бывают счастливы многие годы. Такие браки не распадаются.

Значит, можно добиться того, чтобы браки не распадались?

Безусловно! Но, к жизни в браке людей надо готовить: надо дать им знания о Жизни, о сущности каждого этапа человеческой жизни, дать знания о жизни, как процессе развития материально-энергетически-информационной сущности жизни, дать знания о духовности жизни. Надо научить людей жить. И начинать это делать надо с младенческого возраста.

Поэтому, на вопрос: «Когда надо начинать готовить людей к семейной жизни», можно ответить: «С младенчества, всю жизнь». Это должно понять общество, все люди, государство. Государство должно поставить цель – научить людей жить. Государство должно реально организовать жизнь людей, как процесс формирования их духовности, как удовлетворение, в комплексе, их материальных, энергетических, интеллектуальных потребностей.

Сокращение количества разводов не произойдет само по себе. Разводы постепенно начнут сокращаться и исчезнут из жизни людей совсем только тогда, когда люди поймут жизнь не как удовлетворение материальных потребностей, а как целостный процесс развития интеллекта, духовности, материальной, биологической основы всех людей земли, как человеческой цивилизации. Конечно, произойдет это не завтра. Но, многое зависит от каждого из нас.

Семья – это этап в развитии брака. Слово «семья» состоит из слов «семь» и «Я». Тем самым, как бы, утверждается, что в процессе брака, который заключается между двумя людьми, появляются новые члены семьи: дети, бабушки, дедушки, другие родственники, которые помогают родителям в воспитании детей.

Проводя социологические исследования, ученые выясняют, при каких условиях создаются наибольшие шансы сохранения семьи, в том числе спрашивают, где и с кем должны начинать строить свою семью молодожены. Где им будут созданы наилучшие условия жизни в браке – в семье мужа или жены, в общежитии, на квартире, которую они будут снимать.

Ставятся эти вопросы именно потому, что ученые не рассматривают брачно – семейные отношения, как этап жизни людей, сущностью которого является забота друг о друге всех членов семьи. При понимании, что заключение брака – это первый этап в развитии брачно – семейных отношений, в создании семьи, сами собой отпадут многие вопросы, которые сегодня являются предметом исследования социологов.

Любое явление человеческой жизни и жизнь человечества, и жизнь каждого отдельного человека, и, в частности, этап брачно-семейной жизни, необходимо рассматривать, как процесс.

После заключения брака начинается новый этап в жизни человека – этап брачно-семейных отношений. Он состоит из отдельных подэтапов, каждый из которых, в свою очередь, тоже состоит из подэтапов. Первый подэтап брачно – семейных отношений – это этап «притирки» супругов друг к другу, как этап подготовки к созданию семьи. На этом этапе супруги изучают друг друга, привыкают к новой «роли», новому статусу «супругов», пытаются освободиться от прежних привычек, стереотипов холостяцкой жизни, когда они могли самостоятельно решать, куда пойти, как поступить, чем заняться. Семейная жизнь предполагает умение строить свою жизнь, как совместное удовлетворение различных потребностей, выработку единых интересов, единых целей. Итогом первого этапа брачно – семейных отношений, как этапа подготовки к созданию семьи (не надо путать с подготовкой к браку, который, как мы уже отмечали, длится всю жизнь человека, начиная с младенчества), является четкое осознание каждым из супругов себя, как «не свободных», не «независимых» людей. Итогом этого этапа является принятие брака, как начала новой жизни, имеющей отличие от прежней жизни, имеющей специфику: главное – забота о другом супруге, других членах семьи, главное – уметь считаться с «другими», строить свою жизнь с учетом целей и потребностей других членов семьи.

Многие браки, которые заключают молодожены, не успев начать развиваться, распадаются. Потому, что люди не готовы заботиться о «других», не умеют выполнять дела, связанные с удовлетворением потребностей «других». Это – проявление несамостоятельности супругов, их инфантильности, это показатель того, что их не готовили еще с детства к взрослости, к этапу брачно – семейной жизни. Эти молодожены не готовы были строить семью, а вступили в брак, имея какие – то (каждый – свои) цели.

Как мы уже отмечали, вступление в брак должно быть мотивировано стремлением находиться рядом с человеком, который готов и умеет удовлетворять комплекс его потребностей. При этом, и сам человек должен быть готов и должен уметь удовлетворять потребности других людей, иначе конфликты загубят еще не успевшую начать развиваться семью.

На втором этапе брачно – семейной жизни_продолжается подготовка к созданию семьи. На этом этапе супруги вырабатывают общую модель семьи, и в случае ее принятия, переходят на третий этап, как этап начала построения семьи. Когда люди вступали в брак, у каждого из них были свои представления о семье и браке. Каждый из молодоженов имел перед глазами опыт своих родителей, жил в семье родителей, наблюдал соседей, других людей. Поэтому, у каждого выработался свой опыт, своя модель семейной жизни. Если каждый из супругов пытается навязать другому свою систему отношений в семье, свой взгляд на построение семьи, то это приводит к конфликтам.

Второй этап в жизни молодоженов – очень ответственный этап. Супруги должны договориться друг с другом, как будут строить семью.

Если супруги подготовлены к вступлению в брак, то есть понимают сущность брака и семьи, понимают, что семья может быть создана и может развиваться только как система, построенная на заботе друг о друге, тогда им быстрее удастся создать эталон, идеал, модель семьи, которую они предполагают создать.

Если же люди не подготовлены к совместной жизни, то каждый из них будет пытаться отстоять право на свой взгляд. Мало того, каждый из них будет пытаться навязать другому свои взгляды. Это – почва для конфликтов.

Исследования, проводимые учеными, показали, что наибольшее количество заключенных браков распадается либо на первом подэтапе брачно – семейного этапа жизни, либо на втором. При этом, замечено, что первый подэтап может длиться и месяц, и год, а может продолжаться и значительно больше времени.

Если супруги договорились о модели будущей семьи, сообща приняли ее, то тогда они принимают цель: начать создавать семью, и переходят на третий подэтап брачно – семейных отношений. Этот подэтап можно рассматривать, как подэтап отработки, корректирования принятой модели. Супруги учатся жить вместе, семьей, в процессе жизни возникают ситуации, пути преодоления которых они ищут. Супруги приобретают новые знания о жизни в семье, они приобретают новый для них опыт совместной жизни. На этом этапе тоже могут возникать сложности. Но, люди, ставящие цель заботиться друг о друге, научаются выполнять дела друг для друга, учатся уступать, считаться друг с другом, дарить радость друг другу.

Ребенок, который мог родиться у супругов и на первом этапе брачно – семейных отношений, и на втором этапе их совместной жизни, если они не понимают целостности мира, не принимают духовности, как главной ценности человеческих отношений, может еще больше осложнить жизнь на первых, и без того сложных, этапах совместной жизни. Целесообразней всего родить ребенка уже тогда, когда супруги «притерлись» друг к другу, изучили друг друга, выработали модель совместной жизни, приняли цель строить семью, «отточили» средства реализации модели, т.е. к концу третьего этапа их совместной жизни.

На четвертом этапе семейной жизни люди продолжают жить совместно, продолжают искать пути решения проблем, которые в семье возникают постоянно, но которые можно решать криком, скандалами, унижением друг друга, а можно находить пути взаимных уступок, отыскивать средства, не унижающие «другого».

Если у супругов родился ребенок только к концу третьего этапа или на четвертом этапе их совместной жизни, то четвертый этап в жизни они преодолевают достаточно легко. Поскольку, привыкали жить вместе достаточно длительный период, и за это время научились уступать друг другу, уважать, заботиться друг о друге. Они уже имеют развитую потребность считаться с «другим», уважать «другого», научились заботиться друг о друге. И им научиться ухаживать за младенцем не составит большого труда. На четвертом этапе совместной жизни люди продолжают искать новые средства взаимодействия, новые средства жизни, продолжают искать пути доставить радость друг другу. Люди к этому периоду становятся достаточно зрелыми, овладевают дополнительными знаниями (учатся в институте, занимаются самообразованием, читают книги, развиваются, как профессионалы). Повышается материальный уровень семьи, они имеют теперь возможность на более высоком материальном уровне делать подарки друг другу, путешествовать, строить собственное жилье, дом, дачу и т.п. Но, это только в том случае, если семья развивается, как система, заботящаяся друг о друге. А если супруги не ставят целью доставлять радость друг другу, то у них могут продолжаться конфликты, могут усугубляться раздоры, они могут отыскивать все более изощренные средства унизить друг друга, оскорбить, уничтожить. Этот этап – этап применения средств, выработанных в процессе совместной жизни. А, так как, отношения между людьми могут строиться по – разному, то и протекать этот этап отношений между супругами тоже может по – разному. Дети, растущие в такой семье, могут заболевать неврозами, могут плохо учиться, у них могут вырабатываться такие же черты, как и у родителей: они могут расти злыми, ненавидящими людей (и первым долгом мать и отца), завистливыми, конфликтными и т.п.

На пятый этап семейных отношений переходят только люди, которые построили истинную семью. Это – этап творческий. Он характеризуется умением супругов творчески подходить друг к другу, к жизни.

Всего можно выделить шесть этапов развития семейных отношений. Шестой этап развития семьи – это этап высшего уровня заботы супругов друг о друге и о других членах семьи. Такая семья – как гении. Таких семей – единицы. Но, это – истинно счастливые люди. Эти люди достигли высшего уровня профессионального развития, интеллекта, духовности. Довести каждую семью до шестого этапа развития – это и есть цель построения счастливого общества.

Как мы уже отмечали, самая большая проблема в семейных отношениях – неумение людей общаться друг с другом.

Когда надо начинать учить людей общаться?

С самого раннего возраста. Но, для этого родители и воспитатели должны сами уметь это делать.

Что такое общение? Это – взаимодействие людей с целью взаимного удовлетворения каких – то потребностей.

При каких условиях эти потребности могут быть удовлетворены?

Когда «другой» сам захочет их начать удовлетворять.

Как сделать, чтобы он захотел?

Надо понимать закономерности взаимодействия.

Люди вступают во взаимодействие, имея каждый свои цели, потребности, подбирая свои (адекватные своим целям и потребностям) средства.

Это может прийти в противоречие с целями, потребностями, средствами другого человека. Но, так как идет взаимодействие, то есть, удовлетворение потребностей, целей одного человека зависит от «другого», то люди должны знать условия, при которых их цели, потребности могут быть удовлетворены. Если человек хочет, чтобы были удовлетворены его потребности, необходимо позаботиться об удовлетворении потребностей того, от кого он ожидает удовлетворения своих потребностей.

Человек потенциально рождается, как форма Жизни, как потребность быть, что предполагает развитие его материально – энергетически – информационной основы, путем взаимодействия с «другими» формами Жизни. Т.е., человек потенциально рождается, как духовное существо, которое должно понимать, что «другие» выступают, как условия и средства его собственного развития и жизни, и поэтому, прежде всего, он должен научиться удовлетворять потребности «других» – людей, других форм Жизни.

Если рассматривать взаимодействие с людьми, то каждый человек должен понимать, что у каждого другого человека была своя жизнь, которая определила содержание, особенности, уровень развития человека. Некоторые люди развиваются, как потребность быть, но основная масса людей с детства начинает развиваться, как потребность иметь материальное. Такие люди живут для того, чтобы иметь материальное. И это является смыслом их жизни.

Как узнать, каков смысл жизни человека?

Путем анализа средств, которые человек использует во взаимодействии с другими людьми.

Что такое средства?

Слова, жесты, мимика, предметы, сам человек, его деятельность.

Средств, как таковых, в природе нет. Их «создает» человек, приспосабливая для этого предметы, явления, слова и т.д. Каждое средство есть средство какой – то цели. Без цели средств нет, есть просто слова, предметы, явления и т.д.

Поэтому, одно и то же слово, предмет, жест могут быть использованы разными людьми в качестве средств реализации разных целей. В этом и состоит сложность понимания другого человека. Но, если знать психологические особенности, присущие разным типам людей (с точки зрения смысла жизни), то можно увидеть, в качестве средства реализации какой именно цели человек использует то или иное слово, жест и пр. Понятно, что человек, который любит другого больше, чем себя, не будет делать ему больно. Он будет заботиться о нем, считаться с ним, уважать его, идти, прежде всего, от его интересов и желаний. Если же человек любит себя больше «других», то может поступить в отношении них безнравственно, нечестно. Он может использовать ложь, шантаж, если это приведет к реализации его потребностей.

Анализ средств поведения и деятельности, применяемых человеком в разных видах деятельности и общения, позволит понять, что он за человек (с точки зрения смысла жизни) и понять, что от него можно ожидать.

Смысл жизни человека может быть развит до разной степени, до разного уровня. При этом, смысл жизни постоянно изменяется. Поэтому, есть надежда изменить каждого человека, сформировать у каждого в качестве смысла жизни стремление приносить пользу Жизни (то есть, «другим» формам Жизни).

Люди взаимно управляют друг другом. Управление предполагает умение одного человека определить условия удовлетворения конкретных потребностей другого человека, то есть, умение поставить удовлетворение его потребностей в зависимость от его поведения, от отношения к другим людям («если ты сделаешь то – то, то…, а если нет – то…»).

Тогда, человек будет учиться применять средства, которые принесут пользу «другим» и, тем самым, будет меняться смысл его жизни.

Но, этого можно добиться только в том случае, если человек поймет, осознает: он не может жить без других людей, он не может быть без других людей счастливым.

Люди, которые не умеют общаться, часто вступают друг с другом в конфликтные отношения.

Конфликт человек использует, как средство вынудить, заставить другого человека удовлетворять те потребности, которые он с его помощью предполагает реализовать. Понятно, что конфликт используют люди, имеющие личное благо, как смысл жизни.

Почему люди используют конфликты, несмотря на то, что они сопровождаются отрицательными эмоциями, ведут к расстройству нервной системы, к ухудшению здоровья человека, к ухудшению отношения к нему других людей?

Видимо, потому, что для них это – привычный метод, способ добиться удовлетворения своих потребностей. Он и развился у них потому, что они применяли его неоднократно, и он приводил к успеху в реализации тех или иных потребностей.

А потом люди делают перенос средств на другие, схожие между собой, ситуации и, примененное неоднократно, средство становится привычкой, потребностью человека.

Конфликт и конфликтность необходимо рассматривать в развитии. Развивается конфликт, как и любая другая потребность человека: возникает он, как напряжение, в результате накопления отрицательных эмоций, сопровождающих неудовлетворение каких – то потребностей человека. На каком – то этапе развития у человека возникает осознание того, что ему плохо потому, что не удовлетворяются какие – то, конкретные, его потребности. Он знает, что он хочет, но не знает, как эти потребности удовлетворить. Он начинает, методом «проб и ошибок», искать средства, с помощью которых можно было бы удовлетворить эти потребности. Вот тут – то и начинается, собственно, конфликт. Человек обижается, перестает разговаривать с другим человеком, от которого, как он считает, зависит удовлетворение его потребностей, начинает кричать, плакать, льстить, «подлизываться» и т.д.

В итоге, человек отбирает именно те средства, с помощью которых ему удается свои потребности реализовать.

Примененные не раз, и не в одной ситуации, по отношению не к одному человеку, эти средства закрепляются, и у человека формируется потребность применять их всякий раз, когда возникает необходимость удовлетворения той или иной потребности. У человека формируется конфликтность, как психологическое качество.

В зависимости от того, на какой стадии своего формирования находится конфликтность, как психологическое качество, пути, условия его устранения будут разными.

В основе конфликта всегда лежат неудовлетворенные потребности, поэтому, чтобы устранить конфликт, либо не допустить его развития, не допустить развития конфликтности, как психологического качества человека, необходимо: а)добиться удовлетворения потребностей средствами, которые человек применяет, либо б) найти другие средства удовлетворения потребностей, либо в) вообще отказаться от удовлетворения потребностей.

Этому могут способствовать люди, с которыми вступает в конфликтные отношения человек. Это они могут показать человеку неблаговидность используемых им методов, это они могут объяснить ему, что, вступая во взаимодействие с другими людьми, надо, прежде всего, заботиться об удовлетворении потребностей других.

Это они могут раз и навсегда «отрезать» у конфликтующего человека желание конфликтовать: или он будет считаться с людьми, и не будет способствовать возникновению у них отрицательных эмоций, или люди, вообще, прекращают с ним взаимодействие.

Безусловно, это очень непросто – избавиться от использования конфликта, как привычного средства. Но, если человек поставлен перед необходимостью изменить свое отношение к людям (иначе плохо или никак не будут удовлетворяться его личные потребности), то путем постановки соответствующей цели и подбора адекватных этой цели средств, достичь этого можно.

Какими должны быть средства взаимодействия супругов?

В случае возникновения конфликта супруги, как правило, ищут средства, с помощью которых можно было бы его устранить. Выбранные средства приводят к тому, что конфликты либо устраняются, либо усиливаются (вплоть до распада семей), либо сохраняются в течение длительного времени, делая брак нестабильным. Если конфликты исчезли, супруги вправе считать, что нашли верные средства семейного взаимодействия. В случае нулевого результата, когда причины конфликтов и сами конфликты сохраняются, когда конфликты усиливаются и отношения между супругами ухудшаются, супруги далеко не всегда понимают, что выбрали неудачные, непригодные в определенной ситуации средства взаимодействия.

Средства, выбираемые человеком для той или иной деятельности, должны оцениваться с нравственных позиций. Поэтому, используемые супругами при взаимодействии средства могут рассматриваться, как нравственные или как безнравственные. Безнравственными являются средства, унижающие человеческое достоинство, разделяющие и разъединяющие людей, ослабляющие их семейные связи и ведущие к конфликтам или разводам. Эти средства приходят в противоречие с интересами общества, заинтересованного в укреплении семьи, умножении числа счастливых семей. Дело даже не столько в обществе, сколько в самих людях, которые вступают в брак именно в ожидании счастья.