Мама не знает. Берет Берту за руку, ведет по улице, смотрит, вот тут церквушка была, смотри, красивая какая, вот тут скверик был, зарос весь, вот тут водонапорная башня была, рухнула, вот тут электростанция была, ты осторожнее, не лезь туда, видишь, обломки, там взорвалось что-то когда-то…
Берте страшно. Берта маму дергает, ма, а пошли отсюда, мама руками разводит, ну а я что сделаю, экипаж-то не зарядился… Давай пока магазин какой поищем, может, там что интересное есть…
Давай, говорит Берта.
А что делать.
Идут дальше по городку, которого нет, Берта все не отстает, ма, а где все, мама руками разводит, а нету всех.
– Ма, а где школа?
– Да ты же была уже сегодня в школе.
– Да нет, а тут где школа?
– А нету.
Берта кричит, что ура, Берте здорово, что школы нету, вот, оказывается, так бывает, чтобы школы не было. Совсем.
А вот маркет.
Тоже разрушенный весь, стекла треснули, повылетели.
И мама кивает, ну давай, посмотрим, что там есть.
А Берта уже видит, что там есть, там лошадка кукольная в платье, и с крыльями, она там в двух видах, в бело-розовом и в сине-черном, а Берта хочет черную, а мама хмурится, а давай лучше белую, фу, черную, а Берта спрашивает – а обе можно? А можно.
Берта идет в запыленный маркет, жутко там так, темно, и…
– А-а-а-а-а-а-а-а-а-а-а-а-а-а-й-й-й-й-й-й-й-й-й!
Берта из маркета опрометью вылетает, визжит, за маму прячется, скорей-скорей-скорей домой-домой-домой, а не надо уже никуда ехать, только домой, домой, прыгает в экипаж, трясется вся…
…домой.
Берта просыпается.
Кричит.
Еще бы не кричать, страшно-то как, вон они возле кровати стоят, две лошадки, и черная, и белая…
…нет.
Так не будет.
– …ну я вот не знаю, я лошадок этих из маркета взяла, думаю Берте отдать, она же хотела… А вдруг испугается? Впечатлительная она у нас.
– Ну а вы спросите как бы невзначай, надо ей или нет…
– Ой, еще испугается опять…
– Ну, не спрашивайте.
– А вдруг она все еще про этих лошадок жалеет?
– Да после такого не до лошадок ей будет…
– Слушайте, а может, напрасно мы это… не по-людски как-то… захоронить надо…
– Ну, они там лежат, считайте, это их захоронение…
– Да вообще как-то… город пустует, что бы там не поселиться… Починить всё…
– Не-не, пусть будет, вот так вот молодежь возить чтобы… Молодым в назидание…
…а Берта к Агнии пришла, а Агнии нет.
Агния взрослая уже стала.
Вот Агнии и нет больше.
Скучно без Агнии.
Ничего, Берта взрослая станет, Берта с Агнией встретится.
У Берты дом будет.
Высокий, выше облаков.
Чтобы вот так выйдешь утром на балкон, облачко на руку возьмешь, дунешь, оно – ф-ф-фух-х-х – полетело…
– Ма, а поедем?
Ну вот, сейчас мама скажет, а не сегодня, а дел много…
– А поедем.
И все поехали, и папа, и мама, и Берта.
А там хорошо было, куда поехали, там городок живой, настоящий, там аква-парк есть, здорово так, там играть можно, только все не по-нашему говорят, не по-бертиному, Берта не понимает. А Берта с ними играть хочет, а они не понимают, что такое играть, у них нет такого слова. А есть слово граци.
Это мама подсказала.
Берта запоминает.
Играть – граци.
Вода – васа.
И много еще чего.
…ладно, у Берты школа будет, и языки будут, и математики там всякие будут, только контрольных чтобы поменьше, и чтобы в школу вставать попозже. И каникулы подольше, вот это обязательно, чтобы ура, каникулы. А дом высоко Берта строить не будет, Берту после аквапарка на небоскреб повели, там, где облака, там каша из тумана, Берта окно открыло, холодно там, мокро, бр-р-р-р…
…а его зовут Стим.
Берта пока мало что поняла про него, только что он – Стим.
Он хочет картошку сделать такую, чтобы копать и варить не надо было, чтобы сразу готовую. Он так объяснил, где-то жестами, где-то еще как.
Стим.
…а вот еще, в мире Берты двоек не будет, кому они нужны, двойки эти, опять понаставили до фига и больше, и мама головой качает, и папа головой качает, будто это Берта виновата, а Берта не виновата совсем, это ж училки ей двоек понаставили…
…так что двоек у Берты тоже не будет.
Там.
В её мире.
Когда Берта взрослая станет.
Берта считает, вот сейчас ей пятнадцать, всего три года осталось, и Берта взрослая будет. И школы не будет… хотя нет, пусть будет немножко, у детей бертиных, и дом будет, и городок будет…
А сегодня День Первых.
Мама говорит, раньше когда-то на День Первых к Первым ходили.
Это раньше было.
Потом народу много стало, теперь просто на День Первых по видео на Первых смотрят.
Берта язык Первых знает.
Как не знать.
Первые же.
И язык Стима знает, ну а как не знать, Стим же.
Вечереет.
На колени опускаются.
Смотрят на Первых. Их семеро, две семейные пары, муж и жена, еще двое мужчин, и женщина.
Первые смотрят на своих потомков, благословляют.
Берте на День Первых маленький экипаж подарили через миры ездить. Ну и так, по городу. Ну и сказали всякое, чтобы сама-одна только очень-очень недалеко, а то мало ли.
А сегодня день для Первых.
В этот день уже выходного нет, и подарки никому не дарят, в этот день сами Первые там что-то вспоминают, идут к какой-то границе, она на шоссе белым очерчена, что раньше оттуда сюда через эту границу как-то можно было пройти, а теперь ни оттуда, ни туда не пойдешь.
Вспоминают что-то. Как там раньше было. Говорят что-то, как там сейчас, да кто же знает, как там сейчас, сколько веков прошло, да вы что, каких веков – да, веков, а вы как хотели, сами считайте…
…Берта считает.
Первые – семь.
Вторые – семь, да первые семь – четырнадцать.
Третьи – девять, да первые семь, да вторые семь – двадцать пять.
Четвертые…
…а ведь спрашивать будут, всё будут спрашивать, контрольная сегодня, кому она нужна, контрольная эта, да еще и с утра пораньше, с утра пораньше спать надо, еще и в такую погоду, когда зима, и дождь моросит, а потом дома сидеть, а не в школу ехать, вот Берта у себя сделает так, чтобы когда вот такая погода, чтоб никакой школы, и дома сидеть, до полудня спать, потом в кровати мультики смотреть, и чтобы зефир был в шоколаде.
…экипаж подрагивает на поворотах, к школе все ближе, ближе…
…Берта выворачивает в соседний мир, там сегодня чуть теплее, и дальше, в тот мир, где чуть прохладнее, и в мир, где ёлочные игрушки крутые продают, а потом в мир, где мебельный магазин здоровский, а потом в мир, где аквапарк.
И где Стим.
Берта останавливается на повороте, ждет. В сером тумане показывается чей-то силуэт, нет, не Стим, кто-то другой, Берта делает вид, что поправляет что-то в экипаже, только бы прохожий не остановился, только бы спрашивать не начал, а может, чем помочь, а ты откуда, а что тут делаешь…
Нет.
Проходит мимо.
Берта ждет.
В тумане показывается Стим, Стиму на-днях досталось, что в школу не ходит, кроме химии своей не видит ничего, хочет картошку изобрести, которую чистить не надо…
Стим.
Это Берта зовет.
Стим.
Стим видит Берту, Стим все понимает, прыгает в экипаж, Берта нажимает полный вперед, через миры, миры, миры, черт, чуть не наехали на кого-то, мимо, вперед, скорей, скорей. Берта знает, если к центру двигаться, там Первые, а если от центра, там Последние, там где-то городок, где Агния живет, там вроде еще можно на окраине поселиться, место есть…
…только Берта со Стимом там не поселятся, они новый мир найдут, где еще никого нет, совсем-совсем никого, там все ихнее будет, только ихнее, и все по-ихнему будет, только по-ихнему, ну и что, что нет такого слова, а у них будет такое слово, вот будет, и все. И облака будут, которые не сырой туман, бр-р-р, а легкие, пушистые, чтобы облачко на руки взял, – ф-фу-х-х – оно полетело, и… и школы не будет, Берта со Стимом так сделают, чтобы дети сразу все знали безо всякой школы, и всегда были каникулы. И чтобы электростанции такие были, чтобы построить их раз и навсегда, и не ломались больше, и… и кто сказал, что это невозможно, а кто-нибудь пробовал вообще, пробовал, да? Стим рассказывает что-то из истории, что да, пробовали, все пробовали, кто на новую землю приходил, те и пробовали, чтобы было вот так… а потом вообще все по-старому получалось, и в школу ходить, и на работу ходить, и учить всякое, и чинить всякое…
А у нас получится, говорит Берта.
Просто.
Получится.
Потому что.
У нас еще лошадки будут на двух ногах, и чтобы в платьях.
Берта ведет экипаж к последним мирам, сбавляет скорость.
Замирает на границе последнего мира, снова жмет на вперед…
…и…
…и ничего.
Мертвая пустота, насколько хватает глаз. Туман, говорит про себя Берта, туман, чтобы хоть как-то понять это пустое, мертвое, безжизненное…
Ну, привет, говорит Берта.
А привет, говорит Агния.
Недоуменно смотрит на Берту, как Берта, почему Берта, откуда Берта, зачем Берта, рано еще Берте вот так, в собственный дом, и Стиму еще рано…
А вот Берта.
И Стим.
И дом у Агнии на окраине городка, на опушке леса, уютный дом, с большой гостиной, и спальня наверху, и две комнаты под детскую, и сосны за окном…
…собрались в доме у Стима и Берты, празднуют новоселье.
А Агния сказала, что никому про Стима и Берту не расскажет, никому-никому.
Вот честно.
И зефир в шоколаде едят.
И Лиз поёт, со-ло-вей-мой-со-ло-вей. А ведь сама себе клялась больше ни в жизнь, и к пианино клялась больше близко не подхо… да какое пианино, вообще клялась, что в доме пианино никакого не будет, а теперь вот нате вам, и пианино откуда-то в доме поселилось, и со-ло-вей-мой-со-ло-вей…
Темнеет.
Зажигают свечи, сегодня вечер такой, что свечи, и пламя камина.
А вы чего так рано со Стимом, спрашивает Агния, а Лиз на неё шикает, да чего рано, много кто рано, это же ждешь – не дождешься, пока взрослым станешь. Да пока не станешь, ждешь-не дождешься, кивает Агния, а потом, когда взрослые, когда своя земля, и всё сами-сами-сами, уже так хочется назад, когда еще не все сами-сами…
Берта говорит, а мы дальше были, а дальше ничего нет.
И Агния в лице меняется.
И Лиз в лице меняется.
И все-все в лице меняются.
Кто-то даже чашку роняет, пугается.
Агния телефон берет, лица на ней нет, на негнущихся ногах идет к телефону, набирает номер…
Берта ждет, что её хоть о чем-то спросят, – нет, ни о чем не спрашивают, никому до Берты дела нет, уже сами все туда пошли, посмотрели, что там – там, где ничего нет.
И лица на всех нет.
Собираются, говорят, что ж дальше-то будет.
Страшно всем.
В жизни не думали, что такое случится, а тут нате вам.
Первые говорят.
Непонятное что-то говорят.
Берта не понимает, это как это вообще, был человек – и не станет, а куда денется, а почему не встанет, и не пойдет, что, совсем не встанет и не пойдет, как станет землею, это что за профессия такая, ну есть инженер, есть пекарь, а что значит, землею стать…
И дальше Берта не понимает, а что значит, земли не хватит, что значит, хлеба не хватит, а воды не хватит, это как, вот она, в реке, а почему это когда не хватает, люди собираются, и идут делать так, чтобы других людей не было, а это как это…
Берте пытаются что-то втолковать, ну вот, была ты в городе, где руины одни, видела там в маркете… да не лошадок, другое…
Берта вздрагивает.
Берте не по себе. Здесь, в доме Первых.
Берта не понимает, почему так.
Почему они будут жить в доме Первых.
Почему они – и вдруг в доме Первых.
Почему тут спальня им будет, а тут гостиная, а детской не будет.
А Первые куда, спрашивает Берта.
А мама не объясняет.
И папа не объясняет.
Показывают, вот здесь семь холмиков будет, к каждому холмику надо будет цветы приносить.
Ну, вот так.
Потому что.
Берта начинает понимать.
Стим начинает понимать.
Первые вспоминают.
Как кто-то кому-то когда-то бесконечно давно обещал, а мы уйдем туда, где не будет смерти, совсем не будет, и всем всего будет хватать, и войны не будет, и все будет хорошо…
Вспоминают.
Сидят за столом.
Семь бокалов на столе.
Надо выпить залпом.
И все.
А боязно.
…замирают…
…вспоминают что-то, бесконечно забытое, как пришли откуда-то оттуда, где люди землею становились, и хлеба на всех не хватало, ии одни люди делали так, чтобы других людей не было, а они семеро от всего от этого ушли, и…
…мама Берты распахивает двери, вбегает в дом, кричит – от волнения кричит на своем языке:
– Олецичи, олецичи!
Семеро оборачиваются, не понимают.
Мама Берты кричит уже на их языке, на языке Первых:
– Улетели! Улетели!
– Да кто же?
– Да куда же?
Спрашивают, уже понимают, кто и куда.
Экипаж летит, рассекает бескрайнюю серую пустоту.
Берта обнимает Стима, перешептываются.
А там дальние берега, говорит Берта.
Берега, говорит Стим.
А там дети учиться не будут, сразу все знать будут, говорит Берта.
Будут, говорит Стим.
А там ничего рушиться не будет, там все на века стоять будет.
Будет, говорит Стим.
Не веришь, обижается Берта.
Верю.
Да вижу, что не веришь.
Ну как верить-то…
Ну, вот так верить, те семеро вот тоже верили, что туда попадут, где не будет…
…замирает, теряется, не находит слов, нет слова, когда одни люди делают, чтобы других людей не стало, нет слова, когда хлеба на всех не хватает, нет слова когда был человек, и нет…
Приключеник
Этапы взросления
Первый этап.
Юный завороженно любуется на красочные картинки, восторженно ахает.
Второй этап.
Юный смотрит на отдельные предметы на полях картинок в книжке, ищет точно такие же предметы на большой картинке, – башни, церкви, пирамиды, машины на улицах, подсвечники, рыцарские доспехи…
Третий этап.
Юный учится узнавать буквы, складывает из них слова, од-наж-ды Прик-лю-че-ник ре-шил от-пра-вить-ся-в-е-ги-пет-что-бы-пос-мот-реть-на-пи-ра-ми-ды…
Четвертый этап.
Юный начинает сомневаться, критически подходить к прочитанному, задавать вопросы – а почему Приключеник носит с собой кучу чемоданов, если мы все едем налегке, почему Приключеник носит какие-то документы, когда мы прикладываем чип, почему он тащит с собой кучу полотенец, если полотенца есть в гостиницах. Почему грузит в чемодан ласты, маску, доску для сёрфинга, когда все это можно взять в аренду на берегу, и уж тем более, почему кладет в рюкзак баллоны с кислородом, хотя очевидно, что в самолет его не пустят с таким опасным грузом.
Пятый этап.
Юный начинает сравнивать истории из книжки с фактами о реальной жизни, начинает спрашивать, а почему Приключеника так просто пустили в Ирак, там же сейчас война, а как же его пустили в Китай, там же эпидемия, а как же он поехал в Шотландию, это же часть Англии, а-а-а, это он уже после разделения поехал, но все равно, чтобы в Шотландию визу получить, надо, чтобы на родине был дом, ну или хотя бы квартира, а Приключеник у дядюшки с тетушкой комнату снимает. А как ему так быстро визу дали, там же визу месяц оформляют, а как же он в Америку так легко визу получил, без собеседования. А из какой страны сам Приключеник, спросит юный. Здесь старшие должны объяснить юному, что Приключеник из той же страны, что и сам юный – зря, что ли, в начале книги находится пробел, который можно заполнить.
Шестой этап.
Юный уже настолько умный, что начинает понимать – Приключеника не существует, это вымышленный персонаж.
Седьмой этап.
Юный уже настолько умный, что начинает понимать – не существует никакой Африки, Америки, Европы, всех этих стран, континентов, городов – это тоже выдумка автора, как и Приключеник.
Восьмой этап.
Юный настолько умнеет, что догадывается, что он и сам не существует, что он сам тоже только выдумка.
…правда, сейчас появились тревожные слухи о Юных, которые так и не миновали три последних этапа – самое жуткое, что они играют роль взрослых законопослушных граждан, покупают в киоске очередной выпуск «Приключеника», приносят домой, восторженно листают…
– …вы говорите – не выходил из квартиры?
– Да, уже неделю как.
– А раньше такого не случалось?
– Никогда.
– Может… болеет? Или… того… в запое?
– Да нет, никогда он не пил…
– Ну… никогда не говори никогда… Вообще не нравится мне это, сейчас такие болезни ходят, что вообще страшно становится…
– Ну, давайте… ломать будем…
– Еще постучим…
– Да застучались уже… Э-э-эй, господин, открывайте, полиция!
– Черта с два он откроет…
– …а ничего у него тут, чистенько…
– Опрятненько так…
– …никого нет…
– Стойте!
– Что такое?
– Журнал…
– А-а-а, Приключеник, детство босоногое… что вы там смотрите?
– Этого ищу…
– Да некогда нам тут картинки смотреть, этого искать надо…
– …вот я этого и ищу…
– Где? В книжке?
– Ну, вы будете смеяться, но вот же он… на углу возле картинной галереи… Черт, ушел!
– К-куда ушел?
– Да вот… за угол…
– Это уже восьмой случай за неделю…
– Да вы что?
– Да я-то что… вот они-то все что… Ладно, давайте в отдел… Что вы там смотрите, хотите, чтобы и вас туда затянуло?
– Не… но… гхм… как вам сказать…
– Давайте одним глазком… что там… Испания… осторожно… чер-р-рт!
Рецензия на ненаписанное
…ну во-первых, вы говорите, что ваш герой въезжает в туннель, и видит впереди гладь пролива. Вы хоть в курсе, какое расстояние от начала туннеля до берега? Вы бы хоть удосужились посмотреть на карту, прикинуть масштабы и размеры.
Далее. Вы пишете о потоке машин в туннеле. Под Ла-Маншем. Потоки машин. Вы хоть в курсе, что будет, если пустить по такому туннелю шоссе? Как думаете, много людей выживет в автомобильных выхлопах? Вымарайте эти строчки, просто вымарайте, запомните раз и навсегда – в туннеле только железная дорога, машины грузят на поезда. Так что про поток машин, пробки и красные стоп-сигналы впереди можете забыть. И тут же вылезает еще одна ошибка: вы пишете, что машина героя движется справа, но в туннеле, как и в самой Великобритании, движение левостороннее.
Дальше. Его сердце гулко билось в голове. Запомните раз и навсегда, что сердце у человека в груди, и нигде больше. Человек с сердцем в животе, в голове, еще где-нибудь не прожил бы и нескольких месяцев.
Вы пишете, что герой бежит во Францию от проблем в семье, но совершенно не упоминаете, что за проблемы терзают героя. Или мы сами должны догадаться по тому, как в его воспоминаниях супруга заламывает руки и кричит что-то про то, что тот обязан остаться на праздничный ужин? Если он не любит Эдит и её семью, зачем он женился на Эдит? Непонятно.
Ну и то, что вы дальше пишете, уже вообще ни в какие ворота. Нелегал идет сто километров по туннелю (хоть бы удосужились посмотреть, что длинна туннеля всего пятьдесят километров), чтобы попасть в Англию? Вы хоть сами себе представляете, что значит пройти так много, и…
ВАМ СООБЩЕНИЕ
ПРОЧИТАТЬ
…прошу прощения, ну, если правда был такой случай, что поделать, против фактов не поспоришь. Хотя вот это сомнительно, что он отпивает из бутылки воду, часть воды выплескивает на голову, умывается. Сомневаюсь, что кто-то будет так расходовать драгоценную воду…. А нет, извините, читаю дальше, изнывает от жажды, проклинает себя, вспоминает каждую каплю воды. Да, это больше похоже на правду.
Дальше вы говорите, что герой смотрит в боковое зеркало, и не видит свое отражение. Так он его там и не увидит, скажу я вам, в боковом зеркале отражаются машины сзади, а не лицо водителя. Так что напишите как-нибудь по-другому, что он пропал – например, что не видит свои руки на руле или еще как-то. Вот с исчезновением нелегала у вас очень удачно получилась сцена – у него падает рюкзак, он наклоняется, чтобы подобрать, и понимает, что подбирать нечем, он не чувствует свои руки, он понимает, что их нет.
Далее. Зачем вы так подробно описываете туристический автобус? Зачем нашим читателям знать, как тщательно надо прятать вещи, закрывать верхние полки, не ставить ничего в проходы – как будто это для кого-то не очевидно. Героиня сидит, смотрит в окно – что она там видит? Что, так интересно смотреть в стену темного туннеля? Дайте ей хоть книжку какую-нибудь или телефон с видео, пожалейте женщину…
Ну и дальше. Она поворачивается, и не видит рядом саму себя. Ну, если повернуться, конечно, самого себя не увидишь, кто бы сомневался…
ВАМ СООБЩЕНИЕ
ПРОЧИТАТЬ
…а, извините, она на отражение свое смотрит, теперь понятно. Но стоп-стоп, она обращается к себе самой, это вот как?
ВАМ СООБЩЕНИЕ
ПРОЧИТАТЬ
…ну, вы бы это как-нибудь поподробнее рассказали, что героиня мысленно разговаривает сама с собой. И мечется по всему миру, от страны к стране в поисках себя.
Читаю дальше, все больше прихожу в ужас. Уважаемый автор, вот вы упоминаете Доггерленд, а потом у вас хватает дерзости заявлять, что якобы, затонувший остров Доггерленд был на месте пролива Ла-Манш! Автор, вы бы хоть географическую карту потрудились погуглить. Нет, я не спорю, на месте Ла-Манша тоже когда-то была суша, но это был не Доггерленд, плато Доггерленд, впоследствии ставшее островом, располагалось намного севернее.
Ну и, наконец, уважаемый автор, с чего вы взяли, что в Доггерленде были города, святилища, храмы? Я сколько ни искал, нашел только что-то про скотоводов, охотников, рыболовов, – но уж никак не про святилища и города.
ВАМ СООБЩЕНИЕ
ПРОЧИТАТЬ
Ну, хорошо, предположим, фантдопущение. Но с географией вы все-таки что-нибудь сделайте, а то что-то сильно много у вас фантдопущений получается.
Потом я категорически настаиваю, чтобы вы переписали главу, где туристка, человек из Лондона и беженец мечутся по туннелю, ищут самих себя. Как туристка вышла из закрытого автобуса? Ах да, она же пропала, её нет, вот она саму себя ищет. Но зачем тогда мужчина открывает дверь автомобиля? Он тоже мог просто покинуть авто и перемещаться по туннелю. Я не чувствую тревоги, я не чувствую, как нарастает паника, как люди пытаются биться головой о стену – но не могут, потому что их нет. Не стен, а голов.
На каком языке они говорят? Про сирийца в начале сказано, что он не знает английского, туристка из Белоруссии знает по-английски пару фраз, а англичанин где-то в начале книги вспоминал, что изучал испанский еще в школе. Так как они понимают друг друга, тем более, если говорят длинными связными фразами, а не на уровне – Добрый день, Спасибо, До Свидания? Если пропавшие люди говорят не словами, а как-то иначе – об этом нужно упомянуть.
Как они чувствуют, куда именно увез их похититель? Откуда они знают, что нужно покинуть туннель, подняться наверх, на дно моря? Как вообще похититель смог перенести их тела из туннеля на дно моря в полуразрушенный храм? Если тела оказались на дне морском, они уже мертвы. Или жрец кельтов что-то делает с телами, не дает им погибнуть?
Главы о том, как они все трое выбираются из туннеля, идут по дну пролива, видят руины храма, заходят туда, видят свои тела, запертые в клетке святилища – откровенно скучно. Автор, вы сами себе плохо представляете то, что пишете. Да покажите вы эмоции людей, которых судьба вынесла на дно океана! Да вы хоть потрудитесь посмотреть фауну на дне пролива, вы хоть прикиньте, на такой глубине видно солнце, или нет! Ну, хорошо, светятся сами руины, но вы подчеркните, что это именно свет руин, а не солнца сквозь толщу воды. Кстати, со свечением руин тоже поосторожнее – читатель может подумать, что там была атомная катастрофа, не меньше.
ВАМ СООБЩЕНИЕ
ПРОЧИТАТЬ
Прочитал ваш роман до конца. Теперь многое встало на свои места, правда, не все. Знаете, даже я, человек чуткий и проницательный, с трудом догадался, что на самом деле все наоборот, и сюжет переворачивается с ног на голову:
– Какой… какой сейчас год? – спросила Всемила.
Луг задумался, – Всемила догадалась, что он пытается перевести свое летоисчисление в Григорианский или какой там календарь.
– Три тысячи… три тысячи…
«Можете не продолжать» – подумала про себя Всемила: ей стало страшно при одной мысли, сколько прошло веков…
– Мы… мы мертвы? – догадался Кланки.
– …уже много веков, – ответил Луг.