Книга Об известных евреях Сморгони и Сморгонщины - читать онлайн бесплатно, автор Маргарита Акулич. Cтраница 3
bannerbanner
Вы не авторизовались
Войти
Зарегистрироваться
Об известных евреях Сморгони и Сморгонщины
Об известных евреях Сморгони и Сморгонщины
Добавить В библиотекуАвторизуйтесь, чтобы добавить
Оценить:

Рейтинг: 0

Добавить отзывДобавить цитату

Об известных евреях Сморгони и Сморгонщины

Публикации [21]:

«Автор многочисленных публикаций в газете аргентинских анархистов на идиш „Дос фрайе ворт“ (Буэнос-Айрес) и нью-йоркской „Фрайе арбетер штиме“ (член редколлегии этой газеты)».

Тематика работ А. Гордина

Тематика работ А. Гордина [18]:

«Исследователь еврейской религиозной философии. Его работы касались также тем поэзии, литературоведения, области морали (на базе Танаха и Талмуда), теоретических аспектов анархизма. В своих произведениях синтезировал бибилейский иудаизм и классический анархизм. К концу жизни идеалом общественного устройства полагал эпоху Шофтим (Судей)».

4.5 Динамика влияния философско-идеологических постулатов А. Гордина. Судьба личного архива Абы Гордина

Динамика влияния философско-идеологических постулатов А. Гордина

Динамика влияния философско-идеологических постулатов А. Гордина [18]:

«Влияние философско-идеологических постулатов А. Гордина на еврейское анархистское движение сошло на нет в связи с постепенным исчезновением групп, идентифицировавших себя с идиш-анархистише бавегунг, в 1980-х гг. В настоящее время Гордина считает одним из своих идеологических предтеч партия Союз анархистов Украины (САУ)».

Судьба личного архива Абы Гордина


Г. М. Крамаров, В. И. Ленин (Ульянов), В. А. Аванесов, А. Л. Гордин (внизу справа). Рис. Ю. К. Арцыбушева. Источник: https://ru-wiki.ru/wiki/Братья_Гордины


Судьба личного архива Абы Гордина [18]:

«Огромный личный архив Абы Гордина, накопившийся за десятки лет, частично пропал, а частично рассредоточен по архивам Европы, США и Израиля. Остатки его, после смерти сохраненные племянницей мыслителя Эстер Разиэль-Наор, в 2000 г. переданы в дар Центральному архиву истории еврейского народа при Еврейском университете в Иерусалиме».

4.6 Семья А. Гордина. Интересные факты. Уход из жизни

Семья А. Гордина

Семья А. Гордина [19]:

«Племянник – Давид Разиэль, один из основателей подпольной военной организации «Иргуна».

Брат (младший из трёх братьев) – Моррис Гордин (англ. Morris Gordin), публицист, после эмиграции в Америку принял христианство и стал активистом мессианского движения Hebrew Christian Alliance of America; опубликовал несколько книг и множество памфлетов антикоммунистической, антифашистской и миссионерской публицистики («Utopia in Chains: an American’s Experiences in Red Russia», 1926; «More about the Nazarene and Jewry turning to the Nazarene», 1930; «From Communism to Christ», 1936; «The Power of Evil», 1939; «Culmination of Evil: Satan Behind Bolshevism and Nazism», 1939; «Jesus and the Jews Today», 1939).

Брат (и соавтор) – Вольф Лейбович Гордин (1878—?), лингвист, автор философских работ, в том числе на английском языке – «Inventism, or the Philosophy of Invention» (1924), «Inventism, or Eurologism, being the teaching of invention» (1925), «The Philosophy of Relativity» (Journal of Philosophy, Columbia University Press, 1926), воспоминаний «Lenin as I knew him» (Ленин, каким я его знал, 1927).

Дядя – Харри Мэнн Гордин (англ. Harry Mann Gordin, 1854—1923), выпускник Бернского университета, профессор химического отделения Северо-Западного университета в Чикаго, автор монографий по химии («On the Crystallised Substances Contained in the Galaganal Root», «Progress in Alkaloidal Chemistry During the Year 1904», «Elementary Chemistry: With Special Reference To The Chemistry Of Medicinal Substances», ) и философского трактата «Science, Truth, Religion and Ethics as Foundations of a Rational Philosophy of Life» (1924)».

Интересные факты



Интересные факты (материал из интервью Эстер Разиэль-Наор, 1996-й г., гор. Иерусалим – Гончарок М., из личного архива) [18]:

«Я дядю очень любила. Совершенно невероятный был человек. Впервые после отъезда из России, – меня увезли ребенком, я, конечно, дядю совершенно не помнила, – увидела его, когда он приземлился в аэропорте имени Бен-Гуриона в статусе нового репатрианта. В Эрец Исраэль он прилетел умирать, как положено старым евреям, – так он сам говорил. Аба был человек, которому для комфорта нужны были только книги. Он продал квартиру в Нью-Йорке и купил новое жилье в Рамат-Гане. Квартира была, можно сказать, пустая, там, помню, из мебели были только кровать, письменный стол, стулья – и чудовищное количество книг. Книги и рукописи громоздились повсюду. Он жил только философией, историей и социологией. Мы с ним не спорили – с самого начала я поняла, что это бесполезно. Его интересовали интеллектуальные дисциплины как таковые, как повод для размышлений. В старое время его назвали бы человеком «не от мира сего». Собственно, таковым он и был, как многие раввины, учителя нашего народа. Аба был «вещью в себе». Целыми днями читал и писал, переписывался со своими почитателями из США и других стран, что-то объяснял, втолковывал им, ссылался на Писание, Талмуд, комментарии к ним. И на Кропоткина, которого знал лично. Как только приехал, стал собирать вокруг себя таких же, как он, блаженных, и здесь. Я в это не вникала. Я приезжала к нему в Рамат-Ган, и он приезжал ко мне в Иерусалим, и говорил, и рассуждал, и у меня голова шла кругом. Проблем с языком у него не было – он с детства говорил на прекрасном литературном иврите с сефардским произношением. Ходил по улицам, торговцы на тель-авивском рынке отдавали ему честь, как солдаты – генералу. Он учил их правильной речи на иврите и ссылался при этом на древние источники… Он знал многие европейские языки, на всех говорил грамотно. Ему вообще было все равно, на каком языке говорить, он переходил с одного на другой совершенно свободно. Кроме романов, эссе, трактатов, статей, ради собственного удовольствия он как-то издал книжечку переводов стихов средневекового французского поэта на средневековый высокопарный иврит; сборник этот вышел в анархистском издательстве в Штатах в пятидесятых годах, и я не знаю, был ли тогда в Америке хоть кто-то, кто был способен оценить его переводы. Но его это не интересовало. Для него главным было сидеть у письменного стола. При этом за свою жизнь он пережил столько, что я, сидевшая в лагерях при англичанах, готова была бы снять перед ним шляпу, если бы ее носила. Когда он переехал жить в Израиль, я однажды отправилась с ним на ежегодную встречу ветеранов ЭЦЕЛЬ. Аба сидел-сидел, слушал-слушал, а потом встал и устроил им лекцию. Он рассуждал об отличиях понятий «революция» и «восстание», причем ссылался на свой опыт участника русских революций и подпольной работы при царском и советском режимах. У всех голова шла кругом…

Он был добрым человеком. Рассказывал об убийстве царской семьи с ужасом и отвращением. Он знал лично всех – и Ленина, и Троцкого, и Дзержинского, и всех большевиков называл бандитами. Я думаю, что власти считали его блаженным, а брата его Зеева-Вольфа – просто сумасшедшим. Крупская спасла Абу, когда однажды чекисты чуть его не расстреляли, позвонила Железному Феликсу: «если хоть один волос упадет с головы этого революционера…». Аба сам в юности был революционером, и я не хотела с ним спорить на все эти темы. Одно могу сказать – дядя боролся с идеями, а не с людьми.

Религиозным человеком он, конечно, не был, ничего решительно не соблюдал. Но при этом не был и безбожником. Он утверждал, что верующим человеком можно быть, даже если ничего формально не соблюдать. Когда он приезжал ко мне в канун субботы, я, как положено, зажигала субботние свечи, а он стоял рядом со мной, говорил «аминь» – и попутно произносил свои сентенции.

Его любимой фразой было – «ани маамин, ми-шум зэ ани каям» – «я верю, следовательно – я существую».

Уход из жизни


Кладбище Кирьят-Шауль. Израиль. Источник: https://www.wikidata.org/wiki/Q607817?uselang=ru


Уход из жизни датируется двадцать первым (или двадцать третьим) августа 1964-го г. Место смерти – государство Израиль. Умер на семьдесят восьмом году жизни. Похоронили его в гор. Тель-Авиве (на кладбище Кирьят-Шауль).

V Эстер Разиэль-Наор

Эстер Разиэль-Наор. Источник: http://cyclowiki.org/wiki/Файл:Эсноар7_1.jpg

5.1 Представление и основное из биографии Родные Эстер

Представление и основное из биографии

Рождение Разиэль-Наор (по-английски Esther Raziel-Naor, при рождении ее имя – Эстер Розенсон) произошло в Сморгони, она появилась на свет в семье преподававшего иврит педагога Мордехая Разиэля-Розенсона и Блюмы Гордин. Она появилась на свет в 1911-м году (двадцать девятого ноября). Уход из жизни датируется одиннадцатым ноября 2002-го г. (умерла и похоронена в гор. Иерусалиме, умерла в возрасте девяноста лет).

Известна в качестве израильского педагога, политического, общественного и государственного деятеля, депутата Кнессета.

Родные Эстер

Братом ей приходился Давид Разиэль, а дядей – Аба Лейбович Гордин.

Она являлась женой Йехуды Ноара (в прошлом одного из командиров Иргуна), у них было трое детей, один из которых – Арье Наор.

5.2 Репарация в Израиль, депортация в Египет и возвращение в Эрец-Исраэль. Карьера

Репарация в Израиль, депортация в Египет и возвращение в Эрец-Исраэль

Год 1914-й. В данном году [22]:

«вместе с родителями и братом репатриировалась в Эрец-Исраэль, куда был приглашен её отец на работу в качестве учителя в школе „Тахкемони“ в Тель-Авиве».

Время начала Первой мировой войны. Это было время депортации османскими властями семьи Розенсоно в Египет.

Год 1923-й. Данный год явился временем ее возвращения в Эрец-Исраэль после восьмилетнего периода странствий.

Карьера

«В течение многих лет была членом комиссии Кнессета по образованию, публиковала статьи в газетах на иврите «Ха-Машкиф» и «Херут». [23]


Эстер Разиэль-Наор. Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/Разиэль-Наор,_Эстер#/media/Файл:Raziel_esther.jpeg


Имело место окончание ею учительского семинара под названием «Левинский» в гор. Тель-Авиве.

Год 1932-й. Это был год присоединения ее к Бейтару. И на нее возлагалась ответственность за организацию «Национальных ячеек».

Год 1935-й. В данном г. состоялся ее переезд в гор. Иерусалим, здесь она занималась преподаваельской деятельностью в школах Тальпиота.

Год 1936-й. Началось арабское восстание. Состоялось ее вступление в Иргун. Ее вначале направили в больницу Хадасса, находившуюся в гор. Тель-Авиве, чтобы она занималась оказанием медицинской помощи, а в августе этого года имело место ее непосредственное участие в противостоянии арабам.

Год 1939-й. В данном году ей довелось оказаться первым диктором подпольной радиостанции Иргуна.


Иргун (1931—48). Источник: https://guide-israel.ru/history/9652-irgun-ecel/


Год 1943-й. Это был год ее вхождения в командный состав Иргуна.

Год 1944-й (четвертое марта, ночь). В данное время [22]:

«британская полиция обыскала её дом, конфисковала радиопередатчик и арестовала Эстер и её мужа Иегуду Наор».

Год 1946-й (двадцать второе июля) [22]:

«после подрыва гостиницы „Царь Давид“, её снова арестовали и отправили в лагерь, где она провела несколько недель».

Год 1946-й (двадцать девятое ноября, после резолюции ООН) [22]:

«вернулась на радиостанцию Иргун, а после того, как было создано государство Израиль присоединилась к движению Херут».

Период с четырнадцатого февраля 1949-го г. по двадцатое

августа 1951-го г. [22]:

«депутат Кнессета 1-го созыва от Движения Херут. Член комиссии по образованию и культуре. Член комиссии по делам Кнессета. Член комиссии по образованию и культуре».

Период с двадцатого августа 1951-го г. по по пятнадцатое августа 1955-го г. [22]:

«депутат Кнессета 2-го созыва от Движения Херут. Член подкомиссии по обращениям граждан. Член совместной комиссии против миссионерской деятельности. Член совместной комиссии по вопросам физического воспитания. Член комиссии по делам Кнессета. Член комиссии по образованию и культуре».

Период с пятнадцатого августа 1955-го г. по тридцатое ноября 1959-го г. [22]:

«депутат Кнессета 3-го созыва от Движения Херут. Член комиссии по делам Кнессета. Член комиссии по образованию и культуре».

Период с тридцатого ноября 1959-го г. по четвертое сентября 1961-го г. [22]:

«депутат Кнессета 4-го созыва от Движения Херут. Член комиссии по делам Кнессета. Член комиссии по образованию и культуре».

Период с четвертого сентября 1961-го г. по двадцать второе ноября 1965-го г. [22]:

«депутат Кнессета 5-го созыва от Движение Херут, Блок Херут Либералы. Председатель подкомиссии по выяснению вопроса о состоянии библиотек в стране. Председатель подкомиссии по вопросам образовательных мероприятий среди родителей. Член комиссии по делам Кнессета. Член комиссии по образованию и культуре.

Период с двадцать второго ноября 1965-го г. по семнадцатое ноября 1969-го г. [22]:

«депутат Кнессета 6-го созыва от Блок Херут Либералы. Член особой комиссии по проверке структуры начального и среднего школьного образования в Израиле. Член комиссии по делам Кнессета. Член комиссии по услугам населению. Член комиссии по образованию и культуре».

Период с семнадцатого ноября 1969-го г. по двадцать первое января 1974-го г. [22]:

«депутат Кнессета 7-го созыва от Блок Херут Либералы. Член комиссии по делам Кнессета. Член комиссии по образованию и культуре».

VI Питер Блюм

Картина Питера Блюма'Дуб Тассо». Источник: Art: Resurfacing: The art of Peter Blume. https://www.inquirer.com/…/20141207_Art__Resurfacing__The_a…

6.1 Представление и основное из биографии. Изучение живописи и скульптуры

Представление и основное из биографии

Рождение Питера Блюма (по-английски Peter Blume) произошло в Сморгони в 1906-м г. (двадцать седьмого октября) в еврейской семье, в 1912-м г. эмигрировавшей в Америку и осевшей в Нью-Йорке, в Бруклине.

Уход его из жизни датируется тридцатым ноября 1992-го г., умер в США, в Нью Милдфорде в возрасте восьмидесяти шести лет).

Известен в качестве американского художника и скульптора, создававшего свои работы в таких различающихся между собой стилях, как пуризм, реализм, прецизионизм, сюрреализм и кубизм, награжденного Стипендией Гуггенхайма и получившего Римскую премию.

Год 1931-й. Это был год его вступления в брак с Грейс Дуглас, но детей у супругов не было.

Изучение живописи и скульптуры


Питер Блюм. Источник: https://fantlab.ru/art20974


Изучение живописи и скульптуры [9]:

«Живопись и скульптуру изучал в различных учебных заведениях Нью-Йорка – Альянсе образования (Educational Alliance), Институте дизайна и изящных искусств (Beaux-Arts Institute of Design), Нью-Йоркской студенческой лиги искусства (Art Students League of New York)».

6.2 Творчество до Второй мировой войны. Картины, написанные во время и после Второй мировой войны

Творчество до Второй мировой войны

Год 1926-й. Это был год открытия художником своей собственной студии.

Блюм сотрудничал со всемирно известными художниками, например, с Исааком Сойером и Рафаэлем, выставлял свои работы у галериста Чарльза Даниеля. Ему (его творчеству) оказывало покровительство семейство Рокфеллеров.

О его ранних и последующих работах известно следующее [9]:

«В своих ранних работах – рисунках и графических композициях, карикатурах – Блюм копировал технику эпохи Возрождения. Затем начал писать масляными красками на полотне».

Год 1932-й. Данный год для него явился временем получения им стипендии от фонда Гуггенхайма и учебной поездки в Италии.

Год 1934-й. В этом году [9]:


Южнее Скрэнтона (South of Scranton). Художник: Питер Блюм.

Дата: 1931

Среда: холст, масло

Размеры: 56 1/4 × 66 1/4 дюйма (142,9 × 168,3 см)

Классификация: Картины

Кредитная линия: Фонд Джорджа А. Хирна, 1942

Номер доступа: 42.155

Права и воспроизведение: © Estate of Peter Blume / Лицензировано VAGA, Нью-Йорк, Нью-Йорк. Источник: https://www.metmuseum.org/toah/works-of-art/42.155/

«П. Блуме добивается первого большого успеха, завоевав своей картиной Южнее Скрэнтона (South of Scranton) главный приз на международной выставке, организованной питтсбургским Институтом Карнеги. Полотно это было создано по впечатлениям путешествия автора по сельским дорогам Пенсильвании».

Период 1934-го—1937-го г. г. В данном временном периоде [9]:

«художник пишет политически ангажированное. антифашистское полотно Вечный город (Eternal City) с изображением Б. Муссолини на фоне римского Колизея. Картина была подвергнута критике в современной прессе. П. Блюм также работал в секции живописи и скульптуры министерства финансов США».

Картины, написанные во время и после Второй мировой войны


Питер Блюм (Peter Blume). Картина, «The Rock’, 1944/48. Источник: http://bushofdoctors.blogspot.com/2015/08/?m=1


Что касается написанных во время и после Второй мировой войны его картин, многие из них имеют большую общественную и политическую значимость [9]:

«Так, его сюрреалистическое полотно Скала (The Rock) (1944—1948) посвящена трагедии мировой войны. Картина Воспоминание о потопе (Recollection of the Flood) (1969) была создана в память о наводнении при разливе реки Арно, затопившей в 1966 году Флоренцию. Написанная в 1979 картина Метаморфозы (The Metamorphoses) переосмысливает древнегреческую легенду о Девкалионе и Пирре, давшим новое начало человечеству после Всемирного потопа».

6.3 Томас Хайн о творчестве Питера Блюма. ACA Galleries представляет работы американского модерниста Питера Блюма

Томас Хайн о творчестве Питера Блюма


Картина Питера Блюма'Дуб Тассо». Источник: http://usa-history.ru/books/item/f00/s00/z0000037/st013.shtml


Томас Хайн, исследователь, ответственный за искусствоведение, написал о творчестве Питера Блюма в статье Art: Resurfacing: The art of Peter Blume следующее (перевод М. Акулич) [11]:

Американский художник-модернист Питер Блюм (1906—92) часто изображал сцены раскопок. Показывал ли он шахтеров в Пенсильвании или археологов в Италии, обнаруживается кое-что ценное и давно скрытое.

Можно сказать, что природа и метаморфоза, амбициозная ретроспектива, организованная Академией изящных искусств Пенсильвании, сами по себе являются актами раскопок, в данном случае самого художника (Питера Блюма).

Блюм в 1920-х и особенно в 30-х годах считался одним из самых перспективных модернистов Америки. Он выиграл важные призы. У него были влиятельные покровители, главным из которых была Эбби Олдрич Рокфеллер. А его работы находятся в коллекциях самых престижных музеев страны.

На первый взгляд может показаться, что Блюм сюрреалист, потому что он сочетает сюжет, намеренно диссонирующий с техникой фламандских мастеров эпохи Возрождения. Но в отличие от сюрреалистов, которые рисовали личные пейзажи, работы Блюма чаще всего выросли из личных наблюдений, объединяющих множество мест и времен в одну работу. Это действительно ближе к литературному магическому реализму: в его работе, несомненно, есть психологическое измерение, но также имеется и сознание (историческое и социальное), в значительной степени отсутствующее в сюрреализм»е.

Очень большая и очень хорошая картина Блюма – Дуб Тассо (1957—60), в которой воплощены его размышления о собственной репутации. Мы видим настоящую, хотя и испорченную, римскую достопримечательность – остатки дерева, которое, было посажено эпическим поэтом 16-го века Торквато Тассо. Именно здесь, как гласит история, он ждал, когда папа назовет его поэтом-лауреатом, первым с древних времен. И он, и папа умерли до того, как удостоились такой чести.

На картине Блюма мы видим мертвый дуб, укрепленный сталью и кирпичом. Возле него – мальчик, рисующий мелом на асфальте, и вяжущие женщины, они осуществляют типичную деятельность, которую можно назвать продуктивным ожиданием. Блюм придерживается своего стиля, совершенствует его, становится лучше, даже когда его игнорируют. Спираль снизу мертвого дерева – это новая ветвь, полная листьев и жизни.

ACA Galleries представляет работы американского модерниста Питера Блюма

ACA Galleries представляет работы американского модерниста Питера Блюма (Нью Йорк. 4 ноября 2014 г., перевод М. Акулич) [12]:


Питер Блюм, Этюд для валунов Авилы, 1975, холст, масло, 22 х 38 дюймов

ACA Galleries. Источник:

https://www.artfixdaily.com/artwire/release/1101-aca-galleries-presents-works-by-american-modernist-peter-blume

Модернизм Питера Блюма воплощает противоречия 20-го века: абстрактные сложности с ностальгией по более простому прошлому; пик городской жизни с жаждой потерянной пастырской жизни; холодная реальность политики с поисками духовного смысла в мире, разрушенном двумя мировыми войнами и разрушительной экономической депрессией.

Примиряя непримиримое, Блюм выходит за рамки обычных устремлений модернистского искусства по переопределению порядка в хаотическом мире. Его творчество – это сама метаморфоза, царство, где правит парадокс. В этом столкновении Блюм нашел глубокий смысл и возвышенную красоту. Глубокое знание Blume истории искусства объединяет эти разрозненные элементы. Мы видим элегантность ренессансного рендеринга, баланс и образное совершенство античности классической эпохи, потрясающую энергию модернизма и стихийность народного искусства. Последний отражает его русские еврейские корни и его понимание культуры своей приемной страны, Америки. Вместе со своим пониманием эмоциональных свойств цвета, структурной основы архитектуры и физичности скульптуры, Блюм сумел загнать эти элементы в сюрреалистический рассказ. Добавление богатства к и без того сложной смеси влияний Блюма было связано с его метафизическими экспериментами. Его интерес к автоматизму и «автоматическому письму» нашел свое отражение в его предварительных исследованиях живописи и, в частности, в его работах на бумаге, где он позволил своей руке самопроизвольно перемещаться по поверхности. Результатом являются динамические работы с плавными линиями и захватывающими формами, существующие в метафизическом напряжении, где физические

факты мира встречают шепчущие секреты ума и духа.

В жизни, которая охватила почти весь 20-й век, искусство Блюма фиксировало не сухие факты того века, а его душу, его борьбу с непостижимым насилием, его победу над выживанием, над искусственным безумием. Это достижение завоевало признание Блюма на протяжении всей его карьеры, он получил стипендию Гуггенхайма и Международную премию Карнеги в 1930-х годах. Его работы представлены в крупных государственных и частных коллекциях, включая: Музей Метрополитен, Музей современного искусства и Музей американского искусства Уитни в Нью-Йорке; Смитсоновский институт американского искусства в Вашингтоне; Музей искусств Карнеги в Питтсбурге; Музей изобразительных искусств в Бостоне и Чикагский художественный институт.

За дополнительной информацией и изображениями обращайтесь к

Микаэле Сардо Ламарш curator@acagalleries.com