Книга Всемирная волновая история от 1600 г. по 1799 г. - читать онлайн бесплатно, автор Владимир Кучин. Cтраница 3
bannerbanner
Вы не авторизовались
Войти
Зарегистрироваться
Всемирная волновая история от 1600 г. по 1799 г.
Всемирная волновая история от 1600 г. по 1799 г.
Добавить В библиотекуАвторизуйтесь, чтобы добавить
Оценить:

Рейтинг: 0

Добавить отзывДобавить цитату

Всемирная волновая история от 1600 г. по 1799 г.

17 октября 1605 г. н. с. Индия: умер Акбар – великий правитель Могольской империи

Н. Синха, А. Банерджи «История Индии», М., ИИЛ, 1954:

«Акбар умер 17 октября 1605 года. Перед смертью он облачил принца Салима в царские одежды, надел ему на голову тюрбан и повесил ему на пояс свой собственный кинжал, ясно выражая тем самым свое желание, чтобы именно Салим, несмотря на его проступки, стал наследником престола. Это был единственный оставшийся в живых сын Акбара: принцы Даниял и Мурад умерли раньше своего отца.»

19 октября 1605 г. н. с. наука: родился Томас Броун – философ—атеист

Томас Броун родился и умер в один день – 19 октября, его философия была близка к атеистической, он объяснял явления природы с позиции достижений науки своего времени.

«Б и Е»:

«Броун Томас (сэр Brown) – английский философ, родился в 1605 году в Лондоне, учился в университетах Оксфордском и Лейденском и в 1636 г., в звании врача, поселился на жительство в Норвиче. Здесь он написал свое сочинение „Religio medici“, нечто вроде философской исповеди, которое вышло в свет в 1642 г. и отличается смелостью и оригинальностью образа мыслей, но навлекло на своего автора упрек в атеизме. Гораздо более была распространена в публике его книга „Pseudodoxia epidemica, or treatise on vulgar errors“ (Лонд., 1646, новое изд., 1852; немецкий перевод, Нюрнб., 1680), в которой он излагает господствовавшие в его время в народе, а также и среди образованных классов заблуждения и опровергает их.» «Возведенный Карлом II в 1671 г. в дворянское достоинство, он умер в 1681 г.»

19 ноября 1605 г. н. с. Смутное время: торжественное обручение в Кракове Марины Мнишек и Дмитрия – его представляет посол – подарки царице на 130 тысяч рублей

Казимир Валишевский «Смутное время», 1905:

11-го ноября 1605 г. в Краков прибыло посольство Дмитрия, уполномоченное просить согласия Сигизмунда на его брак с Мариной. В этот же день глава посольства Афанасий Власьев передал сандомирскому воеводе великолепные подарки будущего зятя – драгоценное оружие, предметы искусства, роскошные ткани и полмиллиона рублей чистыми деньгами, как было обещано в Самборе. Что касается Мнишеков, молодой царь не только всегда с честью исполнял обещания, но щедрой рукой переплачивал больше обещанного. Марина не была забыта, и ее доля, без сомнения, превосходила ее самые пылкие ожидания. Алмазы, жемчуг, чудные безделушки, среди которых особенно выделялись музыкальный инструмент в виде слона с золотой башней на спине и туалетная шкатулка в золотом быке; ткани огромной цены, редкие меха; она была осыпана драгоценностями! Масса оценивает в 130 тысяч слишком рублей то, что она получила от самого щедрого из женихов. Обручение справили 19-го ноября с истинно царской пышностью.

19 февраля 1606 г. н. с Смутное время: Лжедмитрий I принимает Рангони – посла волнового героя папы Павла V с письмом о подчинении Руси Риму

Свою лепту внес в смуту на Руси волновой герой папа Павел V.

Пирлинг «Дмитрий Самозванец», Ростов-на-Дону, «Феникс», 1998:

«Только около 19 февраля (1606 г.), когда волнение несколько улеглось, он явился в Кремль. Рангони не мог прийти в себя от изумления при виде прежнего изгнанника, преобразившегося в царя, осыпанного бриллиантами, окруженного боярами и епископами. Дмитрий нес легко бремя своего величия; он царил над окружающими; он с достоинством играл свою роль. Торжественная аудиенция, данная князю Александру, ознаменовалась некоторой неловкостью на почве этикета. Когда князь заявил, что привез письмо от папы, Дмитрий протянул за грамотой руку. Но один из присутствующих предупредил его и принял послание. Этой уловкой он думал возвеличить родину: таким образом, письмо папы приравнивалось к грамотам царским, которые вручались обыкновенно подчиненным лицам. Словом, равновесие было восстановлено»

Нунций Рангони привез Лжедмитрию I письмо от волнового героя папы Павла V (см. 17 сентября 1550 г.) с предложением подчинить русский народ святому престолу (Риму) и восстановить церковное единство в его первоначальном виде.


17 апреля 1606 г. н. с. Рим: конфликт волнового героя папы Павла V с Венецией

17 апреля 1606 г. волновой герой папа Павел V (см. 17 сентября 1550 г.) предупредил дожа Венеции Фра Паоло Сарпи и Сенат Венеции, что если за 24 дня они не выполнят его требований по восстановлению системы льгот католической церкви в Республике, то он применит свои карательные меры. Венеция не дала удовлетворения требованию папы, и он не только отлучил от церкви дожа Фра Паоло, Сенат и другие венецианские учреждения, но вскоре поразил проклятием всю республику Венеция, город и его жителей.


17 мая 1606 г. н. с. Смутное время: царица Марина перешла в царский дворец

По книге Пирлинг «Дмитрий Самозванец», Ростов-на-Дону, «Феникс», 1998:

17 мая 1606 г. н. с.

«В ночь с 16 на 17 мая, при свете факелов, производивших почти траурное впечатление, Марина покинула монастырь и перешла в царский дворец, дабы вступить в распоряжение своими покоями. Брак и коронация были назначены на 18 мая, т. е. на четверг, накануне Николина дня. В этот день Москва превратилась в какое-то царство звона. С полночи размеренные удары колоколов возвестили жителям, что скоро они будут иметь царицу. Народ устремился на торжество, войска заняли Кремль, знатнейшие бояре и польские гости собрались во дворце.»

18 мая 1606 г. н. с. Смутное время: коронация Марины в Москве

«Анонимная летопись 1584—1632 гг.»:

«Того же году (7114 – 1606) майя в 8 день канон Николина дни вешнего вор рострига Гришка Отрепьев понял за собя дочь пана Юрья Сендомирского Маринку. И тщася той окаянный православие соединить с литвою. Бог же милосердый не попусти сему окаянному надолзе быти. И познаша московские люди прелесть его вражию.»


«Дневник Марины Мнишек», М., Дмитрий Буланин, 1995:

«Дня 18. Свершилась коронация царицы. Прежде чем царь и царица вышли из крепости, целовали оба корону и крест троекратно, и кропили их святой водой. После пошли в церковь. Разостлали по дороге парчу на красном сукне. Впереди несли очень дорогую корону, перед нею шли два архиерея с кадилами, за короной несли золотые блюда и другие церковные сосуды. Навстречу короне вышел из той церкви патриарх с несколькими епископами и, помолившись, внес ее в церковь. Затем через полчаса двинулись в церковь остальные. Впереди шли полторы сотни дворян в парчовой одежде. За ними шли приближенные с бердышами, четыре дворянина, которые находились при царе, а пятый – с мечом. Затем принесли другую корону с крестом и скипетром. Царь шел в короне и богатой одежде. По правую руку провожал его посол пан Малогощский, а по левую – князь Мстиславский. Возле царя шла царица, одетая по-московски, в богатую одежду, украшенную жемчугами и драгоценными камнями по вишневому бархату. Провожал ее с правой стороны пан воевода, отец ее, а с левой – княгиня Мстиславская. За нею шли паны приближенные и шесть москвичек, жен сенаторов. Как только они вошли, церковь закрыли. Наших туда мало пустили, больше – «москвы». Совершалось это богослужение в соответствии с их обрядом. Пан воевода, будучи больным, быстро вышел. По совершении богослужения было утверждение брака и обмен перстнями, потом была коронация, unkcya more Greco.

19 мая 1606 г. н. с. Смутное время: царский совет и царский обед в Кремле, царь Дмитрий и царица Марина на русском троне

«Дневник Марины Мнишек», М., Дмитрий Буланин, 1995:

«Дня 19. В пятницу утром начался Совет, на рассвете ударили в барабаны и заиграли в трубы, которых было очень много. И так трубили попеременно до самого полудня. Потом позвали пана воеводу и панов приближенных на обед, пошли все. Но пан воевода, проводив царя и царицу до Столовой палаты, ушел на свой двор, потому что пана посла не было на этом обеде, ибо ему не позволили сидеть за царским столом. Об этом пан воевода ранее усердно просил царя, чтобы он благодарность королю его милости показал тем же способом, каким тот показал ее послам царским на своей свадьбе, посадив их за свой стол, и чтобы так же посол его королевской милости мог сидеть за царским столом. Не добившись ничего, пан воевода и сам не стал садиться за царский стол. На этом обеде не было никаких выдумок, только царь, по-гусарски одевшись, сидел на вышеописанном троне, а царица возле него на другом троне, подобном царскому, только что меньшем по размерам. Никто другой за тем столом не сидел.» «По окончании обеда слуги разошлись по домам, а паны приближенные в царский дворец, где наслаждались музыкой, но не радостным было то веселье в пятницу. По окончании обеда в покоях у царя был пан воевода, огорчившийся из-за пана посла. Но он быстро ушел.»

17 мая 1606 г. с. с. Смутное время: заговор князя Василия Шуйского – убиты Лжедмитрий I, его воевода Пётр Басманов и другие приспешники

Торжество и буйство Лжедмитрия 17/18/19 мая 1606 г. н. с. при коронации Марины Мнишек на Московское царство глубоко оскорбило русских людей, этим незамедлительно воспользовался претендент на престол князь Шуйский. В ночь на 17 мая 1606 г. с. с. князь Василий Шуйский тайно привёл в Москву верные войска. В четыре часа дня 17 мая 1606 г. с. с. ударил колокол – и началась резня поляков в Москве. Ворвались и в царские покои – Лжедмитрия защищали воевода Басманов и 50 немецких наемников. Басманова убили, Лжедмитрий прыгнул в окно – но неудачно, повредил ногу. Привели на опознание Марию Нагую – она не признала в Лжедмитрии своего сына. После этого стрельцы выдали Лжедмитрия толпе. Его убили и тело кинули на Красной площади на лобное место. «Царевич» Дмитрий получил по заслугам за убийство семьи Годунова и насилие над его дочерью Ксенией (это факт почти неоспоримый). Народ русский терпелив, но все помнит и иногда жестоко мстит.

Руслан Скрынников «Минин и Пожарский: Хроника Смутного времени»:

Наступил день 17 мая. По обыкновению Отрепьев встал на заре. Басманов, ночевавший во внутренних покоях, доложил, что ночь прошла спокойно. На Красном крыльце государя поджидал дьяк Афанасий Власьев. Поговорив с ним, Лжедмитрий ушел в покои, не заметив ничего подозрительного. Между тем толпа заговорщиков – до 200 вооруженных дворян – уже двигалась к Кремлю. Бояре приурочили свои действия к моменту, когда во дворце происходила смена караула. Командир первой роты копейщиков Яков Маржарет был болен и не явился во дворец. По слухам, он примкнул к заговору и сам приказал отвести от царских покоев внешнюю охрану. Во внутренних помещениях осталось не более 30 гвардейцев. Стрельцы, караулившие Фроловские ворота, знали в лицо Василия Шуйского и Голицына. Они не выказали тревоги при их приближении. Нападение заговорщиков застало стрельцов врасплох. Они бежали, не оказав сопротивления. Завладев воротами, Шуйский и Голицын велели бить в колокола, чтобы поднять да ноги посад. Не полагаясь па сообщников, Василий Шуйский во весь опор поскакал через Красную площадь к торговым рядам; Горожане спозаранку спешили за покупками, и на рынке собралась уже немалая толпа. По приказу Шуйского ударили в набат в Ильинской церкви. Заслышав набат, Лжедмитрий послал Басманова спросить, что значит этот шум. Дмитрий Шуйский и другие бояре, с утра не спускавшие глаз с самозванца, отвечали ему, что в городе, верно, начался пожар.

Между тем звон нарастал, разливаясь по всему городу. Раздавались крики: «Горит Кремль! В Кремль, в Кремль!» Горожане со всех сторон спешили на Красную площадь. Шум поднял на ноги не одних только противников самозванца. Схвативши оружие, ко дворцу бросилась «литва». Роты, стоявшие поблизости от Кремля, выступили в боевом порядке с развернутыми знаменами. Лихая атака еще могла выручить самозванца из беды. Но бояре успели предупредить опасность. Они обратились к народу, призывая его бить поганых «латынян» и постоять за православную веру. С площади во все стороны поскакали гонцы, кричавшие во всю глотку: «Братья, поляки хотят убить царя и бояр, не пускайте их в Кремль!» Призывы бояр пали на подготовленную почву. Толпа бросилась на шляхтичей и их челядь. Улицы, ведущие к Кремлю, были завалены бревнами и рогатками. Разбушевавшаяся стихия парализовала попытки «литвы» оказать помощь гибнущему Лжедмитрию. Наемные роты свернули знамена и отступили в свои казармы. На площади перед дворцом дело близилось к развязке. Лжедмитрий, напуганный шумом, вторично выслал Басманова из покоев. Вернувшись, тот сообщил, что толпа требует к себе царя. Самозванец не отважился выйти на крыльцо. С бердышом в руках он высунулся в окно и, потрясая оружием, крикнул: «Я вам не Борис!» С площади, в окно несколько раз выстрелили, и он поспешно отошел от окна.

Басманов пытался спасти положение. Выйдя на Красное крыльцо, где собрались бояре, именем царя он просил парод успокоиться и разойтись. Наступил критический момент. Многие люди прибежали ко дворцу, чтобы спасать царя от поляков. Тут же находилось немало стрельцов, готовых послушать своего командира. Заговорщики заметили в толпе неуверенность и поспешили положить конец затянувшейся игре. Подойдя сзади к Басманову, Татищев ударил его кинжалом. Другие заговорщики сбросили дергающееся тело с крыльца на площадь. Расправа послужила началом к штурму дворца. Толпа ворвалась в сени и обезоружила копейщиков. Отрепьев заперся во внутренних покоях с 15 немцами. Шум нарастал. Дверь трещала под ударами нападающих. Самозванец рвал на себе волосы. Наконец он бросил оружие и бежал. Подле покоев Марины Отрепьев успел крикнуть: «Сердце мое, измена!» Струсивший царь даже не пытался спасти жену. Воспользовавшись потайным ходом, он пробрался из дворца в Каменные палаты на «взрубе». Глухой дворик под окнами палат был пуст, и Отрепьев впопыхах прыгнул из окошка вниз. Обычно ловкий, он на этот раз упал на землю мешком и вывихнул ногу. Неподалеку от Каменных палат стрельцы несли караульную службу. Заслышав крики Отрепьева, они прибежали на помощь, бережно подняв с земли беспомощного царя, унесли его со двора в здание. Между тем мятежники, не обнаружив Лжедмитрия во дворце, принялись искать его по всему Кремлю. Вскоре им удалось обнаружить убежище беглеца. Самозванец обещал стрельцам золотые горы за свое спасение. Когда заговорщики попытались схватить царя, стрельцы открыли пальбу и отразили их. Но силы были слишком не равны. Толпа запрудила весь двор, а затем ворвалась в покои. Стрельцы сложили оружие.

Попав в руки врагов, Отрепьев понял, что ему конец. И все же он продолжал отчаянно цепляться за жизнь. Глядя с земли на окружавшие его знакомые лица, самозванец униженно молил дать ему свидание с матерью или отвести на Лобное место, чтобы он мог покаяться перед всем народом. Мятежники были неумолимы. Один из братьев Голицыных отнял у Гришки последнюю надежду на спасение. Он объявил толпе, что Марфа Нагая давно отреклась от лжецаря и не считает его своим сыном. Слова Голицына положили конец колебаниям. Дворяне содрали с поверженного самодержца царское платье. Оттеснив, прочь стрельцов, они окружили плотным кольцом скорчившуюся на полу фигурку. Те, что стояли ближе к Гришке, награждали его тумаками. Те, кому не удавалось протиснуться поближе, осыпали его бранью. «Таких царей у меня хватает дома на конюшне!»; «Кто ты такой, сукин сын?» – кричали они наперебой. Василий Шуйский разъезжал по площади верхом на коне и призывал людей подойти поближе и «потешиться над вором».

Заговорщики опасались выпустить Отрепьева из рук и поспешили убить его, не выпуская из палаты. Сын боярский Григорий Валуев подошел к нему вплотную и выстрелил в него па пищали. Дворянин Иван Воейков нанес саблей удар по голове. Около часу дня все было копчено. Труп Отрепьева поволокли ко дворцу Марфы Нагой. Народ вызвал вдову Грозного для объяснений. Нагая в страхе отреклась от мнимого сына и назвала убитого вором.

«Царь» был до последнего дня верен себе – на 18 мая 1606 г. были назначены потешные бои на Сретенке, хотели и пушки вывезти из Кремля – строили деревянную крепость на земляной насыпи – но это желание осталось виртуальным. Источник из 17 века трактует желание устроить «потеху» Дмитрием иначе – якобы он хотел последних православных побити.

«Русское историческое повествование XVI—XVII веков», М., «Сов. Рос.» 1984:

И умысли сей окаянный гонитель со своими элосоветники маия в 18 день недельный боляр и гостей и всех православных християн побити, люте быша бы нам 114 году [1606 г.], месяца маия в 18 день, в день недельный, еже есть Христова вознесения

17 мая 1606 г. с. с. «спасся» Лжедмитрий II – Тушинский вор. Он разобьет войска царя Василия Шуйского и продолжит сценарий смутного времени. 17 мая 1606 г. с. с. привел в Москву верные войска и Фёдор Шереметев – будущий «семибоярин» (см. 17 августа 1610 г.), но в «убиении самозванца» он и его отряды не участвовали (возможно Шереметев знал, что это настоящий царевич?).


18 мая 1606 г. с. с. природа: необычайный мороз в Москве

В ночь после народного бунта в Москве неожиданно ударил сильный мороз, необычный для весны, и держался с 18 мая 1606 г. неделю.


18 мая 1606 г. с. с. Рим: волновой герой Караваджо в ссоре убивает человека

Вечером 18 мая 1606 г. с. с. в Риме во время ссоры при игре в мяч на Марсовом поле, 34-летний волновой герой художник Караваджо (см. 18 июля 1610 г. н. с.) был ранен и в свою очередь смертельно ранил своего соперника Рануччио Томаззони. Решение суда по делу о преступлении Караваджо на Марсовом поле было жестоким: Караваджо был приговорен к обезглавливанию, которое мог выполнить любой человек, который узнает его на улице. Началось бесконечное бегство художника.


19 мая 1606 г. с. с. Смутное время: на Красной площади москвичи выкрикнули царем землей русской Василия Шуйского

Итак, 17 мая 1606 г., в Кремле был убит «царь» Лжедмитрий. К власти рвались князья Голицын и Шуйский. На Красной площади «партия» Шуйского взяла в народном голосовании верх. Приверженцы Шуйского 19 мая на Красной площади в Москве отказались избирать патриарха (т. е. нарушили традицию), а выкрикнули сразу царя, они перекричали всех, и так Василий Иванович Шуйский был избран москвичами на престол. Такое избрание царя народом «земли русской» было воспринято негативно.

Сергей Платонов «Полный курс лекций по русской истории», 1917:

И 17 и 18 мая настроение в городе было необычное. Ранним утром 19 мая народ собрался на Красной площади; духовенство и бояре предложили ему избрать патриарха, который бы разослал грамоты для созвания «советных людей» на избрание царя, но в толпе закричали, что нужнее царь и царем должен быть В. И. Шуйский. Такому заявлению из толпы никто не спешил противоречить, и Шуйский был избран царем. Впрочем, трудно здесь сказать «избран»: Шуйский, по счастливому выражению современников, просто был «выкрикнут» своими «доброхотами», и это не прошло в народе незамеченным, хотя правительство Шуйского и хотело представить его избрание делом всей земли.

19 июня 1606 г. н. с. Англия: родился Джеймс Гамильтон – роялист, любимец Карла I

19 июня 1606 г. н. с. родился Джеймс Гамильтон – любимец волнового героя Карла I (см. 19 ноября 1600 г. н. с.), в 19 лет в 1625 г. он получил титул маркиза. С 1638 г. Гамильтон – представитель Карла в Шотландии. Гамильтон вел политику нейтралитета, с началом Гражданской войны он потерял доверие короля, в январе 1644 г. Гамильтон был арестован, и освобожден войсками парламента только в апреле 1646 г. В июле 1648 г. он привел шотландцев на помощь королю, но проиграл битву при Престоне (см. 17 – 19 августа 1648 г. н. с.), Гамильтон был взят в плен, пытался бежать, но неудачно. 9 марта 1649 г. волновой герой маркиз Джеймс Гамильтон был казнен в Престоне.


17 июня 1606 г. с. с. Смутное время: восстание в Астрахани

В. Буганов «Крестьянские войны в России XVII – XVIII вв.», М., Наука, 1976:

«Гибель Лжедмитрия I и воцарение В. И. Шуйского снова сопровождаются бурными событиями в Астрахани. Часть ее жителей присягнула Шуйскому, другие отказались это сделать. 17 мая 1890 г., не поверив известию о гибели «царя Дмитрия», восставшие разгромили многие дворы представителей царской администрации, местных дворян. Они не пустили в город Ф. И. Шереметева, назначенного Шуйским воеводой, и по-прежнему подчинялись «боярину и воеводе» царя Дмитрия князю И. Д. Хворостинину.

18 июля 1606 г. с. с. Смутное время: посольство Шуйского вступило в Польшу

М. Щербатов «История российская», Имп. АН, СПб, 1790:

«Однако, прежде нежели приступить к повествию приключений сего года известие о посольстве князя Григорья Констянтиновича Волконского в Польшу.»

«Понеже повелено было приставам, с поспешение Российскаго посла вести к Королю, то они на завтрее приезда своего в деревню Кутеину, то есть Июля 18 числа, поехали из Орши в Гродню. Во время продолжения его путешествия, по дороге на встрече по городам, по посадам и в господских деревнях, явным образом его и бывших при нем наиругательнейшим образом бранили и изменниками называли, а в Менске камнями и грязью в них бросали, стараясь зачать ссору.»

18 августа 1606 г. н. с. Испания: родилась Мария Габсбург – императрица, королева чешская и венгерская

18 августа 1606 г. н. с. в Эскориале у короля Испании Филиппа III родилась дочь – инфанта Мария Габсбург. Как жена Фердинанда III она была венгерской и чешской королевой, императрицей Священной Римской империи. Умерла в 1646 г.


17 сентября 1606 г. с. с. Соловки: царь Василий Шуйский предоставляет монастырю большие привилегии и земли

Г. Фруменков. «Соловецкий монастырь и оборона Беломорья», СЗКИ, 1975:

«Особой царской грамотой от 17 сентября 1606 года за монастырем закреплялось белое дворовое место в городе Архангельске, купленное монахами у стрелецкого сотника Богдана Неелова. Соловецкий монастырь добился от Шуйского права на владение четвертой частью всех земель Керетской волости, освоил угодья в Турчасовском уезде и восстановил право на ловлю рыбы на реке Онеге.»

17 октября 1606 г. н. с. Смутное время: отряды «Болотникова со товарищи» подошли к Москве и начинают ее осаду

Около Коломны отряд мятежника Пашкова разбил заградительный отряд войск царя Василия Шуйского и 17 октября 1606 г. н. с. подошел с юго-востока к Москве и начал ее осаду. Через 20 дней пришли основные отряды Ивана Болотникова, началось жесткое противостояние и бои сил Болотникова, Пашкова, Ляпунова, Сумбулова и отрядов верных Василию Шуйскому. Кончилось все уходом дворянских отрядов от Болотникова к Шуйскому и битвой 2 декабря 1606 г. с. с. под Москвой у деревни Котлы. Повстанец Иван Болотников был разбит и отступил к Калуге.


17 апреля 1607 г. н. с. литература: афера Каспара Шоппе – он приезжает в Неаполь и обманом получает от Кампанеллы все его рукописи, включая и «Город Солнца»

В тот же день, когда Арманд дю Плесси – будущий величайший французский кардинал Ришелье – рукоположен в священники – свою величайшую аферу против Кампанеллы с целью завладеть его рукописями начинает немец Каспар Шоппе (см. 17 февраля 1600 г. н. с.). И в этом далеком от нас событии явно слышны мнемонические совпадения:

АРмАнд дю ПлЕССи кАСПАР шоППЕ.

Альфред Штекли «Кампанелла»:

Шоппе сгорал от нетерпения, желая как можно скорей завладеть рукописями. Ради этого он задумал поехать в Неаполь. Он присоединился к группе молодых немецких дворян, путешествовавших по Италии, и 17 апреля 1607 года прибыл в Неаполь. Он был очень осторожен и боялся скомпрометировать себя слухами о дружеских сношениях с осужденным еретиком. Связаться с Кампанеллой оказалось значительно трудней, чем он предполагал. Попутчики-немцы уже уехали, а Шоппе еще оставался в Неаполе. Он не стал просить у вице-короля разрешения на свидание с арестантом, а предпочел действовать через третьих лиц. Он познакомился с тайными друзьями Кампанеллы, которые изредка имели к нему доступ, с Серафино ди Ночера и Уго Берилларио. Они свели Шоппе с сержантом Мороном, служившим в Сант-Эльмо, и с надзирателем Джованни. С их помощью Шоппе быстро и надежно обменивался записками с Томмазо. Он нашел верный способ заполучить желанные рукописи. Он уверял Кампанеллу, что приехал с единственным намерением – получить его сочинения и немедленно начать их публиковать. Нет, речь шла не только о работах, которые имели своей целью угодить папе или испанскому королю. Шоппе хотел вообще получить все рукописи. Он клялся, что сумеет напечатать их за границей. Кампанелла поддался этим обещаниям. Он годами мечтал о том счастливом дне, когда где-нибудь за границей, во Франции или Германии, выйдет в свет «Город Солнца». Может быть, то, что он отдаст «Город Солнца» вместе с различными писаниями, в которых он доказывает свою крайнюю приверженность к папизму, только поможет маскировке и облегчит издание книги, где под прикрытием заголовка о пророчествах святых Екатерины и Бригитты проповедуются идеи, направленные на полное переустройство всех существующих порядков? Кампанелла решил отдать Шоппе свои сочинения. Сделать это было не легко. Рукописи хранились вне тюрьмы у разных лиц. Опасаясь несчастных случайностей, он не хотел лишаться подлинников. Копировка пространных трактатов требовала много времени. Шоппе торопил его. Однако Кампанелла не пожелал целиком положиться на писцов и заявил, что сам должен проверить копии.