Среди основных задач школьного ПМПк в системе КРО Шевченко выделяет следующие.
– Психолого-диагностическое изучение обучающихся в классах КРО:
• диагностика интеллектуальной готовности (развитие наглядных и словесно-логических форм мышления, внимания, памяти, воображения и т. д.);
• диагностика социальной готовности на различных возрастных этапах развития;
• эмоционально-волевая готовность (умение ответственно выполнять работу, подчиняться требованиям учителя, выполнять задания по образцу и словесному указанию педагога).
– Специальное педагогическое изучение (логопедическое и дефектологическое) обучающихся в классах КРО.
– Разработка форм взаимодействия коллектива специалистов психолого-медико-педагогического консилиума.
– Разработка индивидуальных коррекционных программ педагогом, психологом, дефектологом; их согласование с учебными программами.
– Анализ успешности усвоения учебного материала.
– Диагностическое психолого-педагогическое изучение учащихся.
– Отслеживание и анализ полученных результатов работы по интеграции учащихся на массовые формы обучения.
– Разработка рекомендаций педагогу и родителям по психолого-педагогической коррекции трудностей обучения, воспитания и общения учащихся.
Таким образом, основной целью деятельности консилиума является оказание своевременной специализированной помощи учащимся путем осуществления комплексной диагностико-консультативной и коррекционно-развивающей работы, обеспечивающей своевременное выявление и квалификацию трудностей ребенка.
М.М. Семаго (2000) рассматривает консилиум как постоянно действующий, скоординированный, объединенный общими целями коллектив специалистов, реализующий ту или иную стратегию сопровождения ребенка. Выделяют плановые и внеплановые консилиумы.
Плановые консилиумы, как правило, проводятся раз в полгода и решают следующие задачи:
– определение путей психолого-медико-педагогического сопровождения ребенка;
– выработка согласованных решений касательно образовательного и коррекционно-развивающего маршрута;
– динамическая оценка состояния ребенка и коррекция ранее намеченной программы;
– решение вопроса об изменении образовательного маршрута, коррекционно-развивающей работы при завершении обучения (учебного года).
Внеплановые консилиумы собираются по запросу специалиста, педагога или воспитателя.
В задачи внепланового консилиума входят:
– принятие экстренных мер по выявившимся обстоятельствам;
– изменение направления коррекционно-развивающей работы в случае ее неэффективности или при изменении ситуации;
– изменение образовательного маршрута (в рамках данного образовательного учреждения или подбор иного типа учебного заведения).
Внеплановый консилиум проводится по результатам промежуточного обследования в следующих случаях:
– отмечается явно недостаточная или отрицательная динамика развития;
– наблюдаются значительные изменения состояния ребенка, требующие внесения корректив в работу с ним или в условия обучения;
– произошли какие-то незапланированные события, изменившие как состояние, так и условия существования ребенка.
В работе консилиума можно выделить ряд последовательных этапов:
1. Индивидуальное обследование ребенка специалистами консилиума. Этот этап заканчивается составлением индивидуальных заключений всеми специалистами консилиума.
2. Коллегиальное обсуждение результатов обследования с целью определения образовательного маршрута и коррекционной помощи, которое позволяет:
– выработать единое представление о характере и особенностях развития ребенка;
– определить общий прогноз его развития;
– определить комплекс коррекционно-развивающих мероприятий;
– выбрать образовательный маршрут.
При необходимости определяется последовательность работы с ребенком различных специалистов.
3. Направление ребенка на муниципальную (районную, региональную) комиссию. Решение о направлении ребенка на комиссию более высокого уровня принимается в тех случаях, когда:
– школьный консилиум не приходит к общему мнению;
– родители не принимают решение и рекомендации консилиума.
Общее заключение консилиума передается в муниципальную (районную, региональную) комиссию, куда ребенок направляется на обследование. По результатам работы комиссии образовательное учреждение получает заключение и рекомендации по вопросам дальнейшего обучения ребенка.
4. Согласование деятельности специалистов по коррекционно-развивающей работе.
5. Реализация рекомендаций консилиума. На этом этапе составляется план коррекционно-развивающих мероприятий. Они могут быть как внеурочными, так и включенными в процесс обучения.
Коррекционно-развивающая работа проходит в индивидуальном или групповом режиме. В соответствии с особенностями развития ребенка и спецификой образовательного учреждения определяются интенсивность и продолжительность циклов занятий.
В завершение этого этапа проводится динамическое (оценка состояния после окончания цикла коррекционно-развивающей работы) или итоговое обследование ребенка.
6. Оценка эффективности коррекционно-развивающей работы. На этом этапе происходит оценка изменений в состоянии ребенка и необходимости дальнейшей работы с ним.
Если работа продолжается, то она осуществляется в той же последовательности.
Е.А. Екжанова, Е.В. Резникова (2008), определяя консилиум как объединение специалистов разного профиля, занимающихся развитием, обучением и адаптацией детей с особенностями развития и осуществляющих контроль за результативностью своей деятельности, выделяют следующие направления его деятельности:
– проведение всеми специалистами консилиума организационных мероприятий по осуществлению скрининг-диагностики всех поступивших в школу детей с целью выявления потенциальной группы риска;
– выделение из потенциальной группы риска тех учащихся, у которых есть психофизические нарушения. Проведение индивидуальной диагностики и определение сущности проблем каждого из них;
– реализация индивидуальных программ сопровождения, преодоление трудностей в обучении, определение направлений консультативной деятельности;
– контроль за результативностью психолого-медико-педагогического сопровождения.
Исходя из содержания направлений, Е.А. Екжанова выделяет несколько видов консилиумов:
1. Диагностический, на котором происходит анализ результатов диагностического обследования ребенка каждым специалистом и определяются рекомендации по его дальнейшему сопровождению.
Цель – изучение психофизиологических и медико-социальных особенностей развития каждого ребенка, поступившего в школу.
Проводится в расширенном составе (включает всех специалистов, принимавших участие в диагностической работе и сборе сведений о ребенке, и педагогов, работающих с ним) в начале, середине и конце учебного года.
2. Аналитический, на котором осуществляется анализ результативности коррекционной работы с ребенком и при необходимости корректировка образовательного маршрута и режима обучения.
Цель – углубленное изучение информации, собранной в ходе обучения и психолого-медико-педагогического сопровождения ребенка.
Данный вид консилиума предполагает не только обмен информацией, но и заполнение различной учетно-отчетной документации, индивидуальных карт, а также анализ контрольных и самостоятельных работ учащихся. Особое внимание должно уделяться сопоставительному анализу детских работ, выполненных в разных условиях обучения: в ходе групповой и индивидуальной работы, в общеобразовательном классе и в специализированном классе, а также на занятиях с профильными специалистами.
На аналитических консилиумах специалистами составляется оценочный профиль ученика по разным характеристикам его развития, который позволяет отследить динамику и эффективность предложенных ребенку коррекционно-педагогических мероприятий и всего образовательного маршрута в целом.
Результативность обучения каждого учащегося обсуждается на аналитическом консилиуме не реже четырех раз в год.
3. Проблемный, на заседании которого происходит непосредственное общение всех участников образовательного процесса, испытывающих затруднения в организации учебно-воспитательной, коррекционно-развивающей работы или психолого-педагогического сопровождения «особого» ребенка, приглашается учитель, и команда специалистов обсуждает возникшие проблемы.
Цель – выработка рекомендаций для педагогов по решению проблем в обучении и воспитании ребенка.
Проблемный консилиум проводится либо по запросу родителей, либо по просьбам учителей, столкнувшихся с различными проблемами в развитии, поведении или общении ребенка.
4. Методический, на котором специалисты разрабатывают алгоритм взаимодействия с родителями, мероприятия, направленные на просвещение родителей; готовят рекомендации.
Цель – подготовка материалов для проведения консультации, самообразование, повышение уровня профессиональной компетентности всех специалистов, участвующих в работе консилиума.
Проводится не реже, чем раз в месяц.
5. Итоговый, который проводится по итогам обучения детей.
Цель – подведение итогов, промежуточных результатов обучения и психолого-педагогического сопровождения, а также определение перспектив развития ребенка.
Проводится в конце каждой четверти, а в конце учебного года – в расширенном составе.
Консилиумы организуются и в дошкольных учреждениях. Особенно остро необходимость в их организации возникает при реализации практики инклюзивного образования. В качестве основной задачи психолого-медико-педагогического консилиума инклюзивного ДОУ рассматривается разработка тактических задач сопровождения, конкретизация последовательности подключения того или иного специалиста или условия, подбор конкретных коррекционных программ, тактик, технологий сопровождения, наиболее адекватных особенностям ребенка и всей ситуации его включения в среду нормально развивающихся сверстников (Ребенок в инклюзивном дошкольном образовательном учреждении, 2010).
Проанализировав литературные источники и наш собственный опыт работы, мы обобщили данные по организации работы и созданию условий для осуществления совместной деятельности специалистов в условиях ПМПк общеобразовательной массовой школы.
Цель деятельности школьного консилиума – обеспечение психолого-медико-педагогического сопровождения образовательного процесса, направленного на решение проблем развития, обучения, социализации и воспитания ребенка.
Деятельность консилиума образовательного учреждения регламентируется нормативно-правовым документом – Письмо Министерства образования Российской Федерации от 27.03.2000 г. № 27/901-6 «О психолого-медико-педагогическом консилиуме (ПМПк) образовательного учреждения», в котором определены все параметры, режим деятельности и необходимая документация. На его основании образовательное учреждение разрабатывает локальный документ (Положение о ПМПк), который утверждается на педагогическом совете и определяет основной регламент деятельности школьного консилиума.
Согласно этим документам, консилиум создается приказом директора школы. В его состав входят следующие специалисты: директор школы или заместитель руководителя образовательного учреждения по учебно-воспитательной работе; учитель класса, логопед, дефектолог, психолог, социальный педагог, медицинский работник (врач или медсестра).
ПМПк может быть организован на базе образовательного учреждения независимо от его типа и вида, при наличии в нем необходимых специалистов или дополнительном привлечении отдельных специалистов на договорной основе. Состав ПМПк утверждается приказом руководителя образовательного учреждения. Общее руководство ПМПк возлагается на руководителя образовательного учреждения. ПМПк работает во взаимодействии с вышестоящими структурными подразделениями и с психолого-медико-педагогической комиссией (ПМПК).
Психолого-медико-педагогическая комиссия, действующая на основании Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 24 марта 2009 г. № 95 «Об утверждении Положения о психолого-медико-педагогической комиссии», создается с целью выявления детей с ограниченными возможностями здоровья и/или отклонениями в поведении, проведения их комплексного обследования и подготовки рекомендаций по оказанию учащимся психолого-медико-педагогической помощи и организации их обучения и воспитания. По результатам обследования ребенка ПМПК делает заключение об уровне развития ребенка, основываясь на его клиническом диагнозе, а также дает рекомендации по выбору образовательного маршрута, то есть типа и вида образовательного учреждения, которое следует посещать ребенку, и программы его обучения. Изменение образовательного маршрута (перевод в СКОУ, специальный (коррекционный) класс и др.) возможно только по решению ПМПК.
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «ЛитРес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.
Вы ознакомились с фрагментом книги.
Для бесплатного чтения открыта только часть текста.
Приобретайте полный текст книги у нашего партнера:
Полная версия книги