Более высокий уровень школьного образования слепые, глухие и глухонемые дети получали в частных учебных заведениях. Возраст учеников этих школ был от 5 до 18 лет. Среднегодовое обучение в частной школе было дорогостоящим, и составляло около 30 ф. ст., что было доступно исключительно состоятельным семьям[139]. Ученики этих школ обучались грамматике, чтению, математике, изучали естественные дисциплины, древние и иностранные языки, музыкальное и художественное искусство. Помимо этого их обучали правилам этикета и поведения, коммерческой переписке и ведению финансовых счетов[140].
После завершения обучения в частном заведении юноши и девушки продолжали образование в колледже. Многие из них поступали в Лондонский Королевский колледж, состоявший под покровительством королевы Виктории. Здесь молодые люди получали художественное, музыкальное образование по классу фортепиано, виолончели, скрипки и органа. Один из учителей так описывал обучение молодых людей музыке: «На занятиях студенты изучают сольфеджио, светскую и духовную музыку, пишут самостоятельные музыкальные сочинения, и дважды в год сдают экзамены. В колледже есть оркестр и хор. Во время воскресной службы хористы в сопровождении органа выступают в церкви…»[141]. Помимо музыкантов Королевский колледж готовил учителей и гувернанток для обучения слепых, глухих и глухонемых детей[142].
Становлению государственной системы специального образования в Англии и Уэльсе содействовал закон об образовании 1870 г., обязавший школьные комитеты открывать специальные классы для обучения слепых, глухих и глухонемых детей в начальных государственных школах (public elementary schools). В 1893 г. либеральное правительство У. Гладстона законодательно установило обязательное обучение слепых детей с 5 до 16 лет, глухих и глухонемых детей с 7 до 16 лет и учредило специальные школы для их обучения[143]. Эти заведения ежегодно субсидировались государством[144]. Ученики специальных школ обучались чтению и письму с использованием рельефных шрифтов Брайля и Муна, математике и геометрии с применением доски Тейлора, географии – с помощью рельефных глиняных и восковых карт и глобусов. Глухих и глухонемых детей чтению обучали «по движению губ говорящего человека», а при изучении других учебных предметов использовали язык жестов[145].
Таким образом, в деле обучения слепых, глухих и глухонемых детей в Англии создавалась собственная уникальная система обучения, отличная от других европейских государств.
Благодаря частной инициативе и содействию британских церквей была заложена основа женского образования. Основанные на средства религиозных общин благотворительные (charitably schools), воскресные (sunday schools) и приходские (parish schools) школы давали девочкам элементарные навыки чтения, грамматики и счета. Большое значение в этих заведениях придавалось изучению Библии и катехизиса. Важное место в обучении отводилось труду. По словам, педагога Дж. Ланкастера: «Именно труд играет большую роль в воспитании. С его помощью девочки овладевают прикладными навыками швейного, поварского дела и земледелия…»[146].
Большая часть девочек, обучавшихся в благотворительных школах, была из малоимущих семей. Тяжелое материальное положение их семей пагубно отражалось на здоровье детей. По этому поводу одна из сельских учительниц отмечала в своих воспоминаниях: «Я помню суровую зиму, когда мы из своего скудного заработка устраивали ежедневные обеды для девочек из бедных семей. Они были настолько истощены, что не воспринимали какие-либо знания, поэтому перед уроками нам приходилось их кормить»[147].
Британские семьи с высоким материальным достатком предпочитали отдавать своих дочерей на учебу в частные школы-пансионы (dame schools). В этих заведениях обучение было дорогим. В среднем содержание девочек в них стоило родителям 21 ф. ст. в год[148].
Образованием воспитанниц занимались учительницы-гувернантки, а за их поведением следили наставницы. Возраст девочек был от 5 до 16 лет, учеба в школе продолжалась в течение 7–9 лет. Программа частных школ была значительно шире и более разнообразна. Кроме общих дисциплин девочки обучались классическим и европейским языкам, географии, истории, а также музыке, рисованию, рукоделию и ведению домашнего хозяйства.
Женские школы придерживались строгих правил воспитания. Однако в отдельных заведениях к воспитанницам применяли излишнюю суровость. Примером этого служит автобиографический роман Ш. Бронте «Джейн Эйр», рассказывающий о жизни девочек недорогой частной школы Ловуд. В такой же школе – Коуэн Бридж обучалась и сама писательница.
Как повествуется в романе, основателем школы Ловуд был богатый пастырь, но суровый человек Г. Уильсон. Хозяйственные расходы в заведении возлагались на повара, проживавшего в доме пастора. От него Уильсон требовал расчетливой экономии. Соблюдая экономию, повар не забывал и собственный карман. Результат этого оказался плачевным. Девочки едва не умирали от голода: их кормили несвежим мясом, прокисшим молоком и затхлым хлебом. «На обед нам подали большую порцию безвкусного картофеля с обрезками тухлого сала», – говориться в романе. «В пять часов мы получили по ломтику серого хлеба и маленькой чашке кофе. После этого последовал получасовой отдых, и снова начались занятия. Вечером всем принесли по стакану воды и кусочку овсяной запеканки, после ужина была прочтена молитва и мы стали укладываться спать». Несмотря на то, что спальни в Ловуде не отапливались, девочек одевали очень легко. В любую погоду по воскресным дням ученицы обязательно посещали церковь, расположенную в двух милях от школы. Воспитанницам прививали смирение, и постоянно напоминали, что они обучаются ради Христа на добровольные пожертвования господина Уильсона. По этой причине дети страдали не только физически, но и нравственно[149].
Гувернантка на занятиях с девочками
Опубликованный роман Ш. Бронте вызвал широкий общественный резонанс, что способствовало закрытию подобных учебных заведений.
После окончания пансионов девушки из состоятельных семей продолжали обучение в колледжах, где получали профессиональное образование. Первые женские колледжи, появившиеся в Англии и Уэльсе в 1840-1850-е гг., готовили учительниц и гувернанток.
Около половины этих заведений располагалось при университетах в крупных городах. Так, при Лондонском университете, учрежденный на средства Ф. Морис, колледж готовил гувернанток. Обычно туда поступали девушки старше 12 лет из разных социальных слоев. Первый выпуск заведения состоял из 70 воспитанниц. Большинство из них поступило на работу в школы и в богатые дома, некоторые выпускницы занялись общественной деятельностью[150].
Значительная часть женских колледжей состояла под эгидой Англиканской церкви, поэтому доступ в них лиц, принадлежавших к другим христианским конфессиям, был запрещен. Исключение составлял лишь знаменитый Bedford College, построенный в 1853 г. богатой вдовой 3. Рид. Заведение принимало на обучение обеспеченных девушек независимо от их вероисповедания. Почетным попечителем колледжа была жена министра просвещения леди Кей-Шаттлеворд. Девушки учились по углубленной программе, включавшей изучение естественных дисциплин и написание научных эссе. Лекции читали известные британские ученые, среди них были профессор английской литературы Ч. Кингслей и писатель Ч. Диккенс.
Б. Бодишон
С появлением в Британии в 1860-е гг. суфражистского движения (от англ. suffrage – право голоса) изменилось отношение к статусу и образованию женщин. Участницы суфражистского движения интеллигентные и образованные представительницы среднего класса, требовали от правительства уравнять их с мужчинами в политических и гражданских правах и обеспечить доступ в университеты.
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «ЛитРес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.
Примечания
1
Айзенштат М. П. Власть и общество в Британии, 1750–1850. – Москва, 2009. – С. 190.
2
Ashworth W. An Economic History of England, 1870–1939. – London, 1965. – Р. 31.
3
К последней трети XIX в. экспорт промышленного оборудования страны увеличился в 7 раз.
4
Hawke G. R. Railways and Economic Growth in England and Wales. 1840–1870. – Oxford, 1970. – Р. 22.
5
Всемирная история. В 6 томах. / Гл. ред. А. О. Чубарьян. Том 5. Мир в XIX в.: на пути к индустриальной цивилизации / Отв. ред. тома В. С. Мирзеханов. – Москва, 2014. – 960 с.
6
Mair L. P. Welfare in the British colonies. London, 1944. – Р. 24.
7
Более подробно см. в работе Остапенко Г. С. Британские консерваторы и деколонизация. – Москва, 1995. – 173 с.
8
Ashworth W. Op. cit. – P. 46.
9
Jenkins T. A. Parliament, party and politics in Victorian England. – Manchester, 1996. – P. 19.
10
Пикард Э. Указ. соч. – С. 8.
11
Там же. – С. 365.
12
Соколов В. С., Виноградова С. М. Периодическая печать Великобритании. URL: http://www.studmed.ru/view/sokolov-vs-vinogradova-sm-periodicheskaya-pechat velikobritanii_8539512eb84.html.
13
Диккенс Ч. Статьи и речи. Полное собрание сочинений. – Москва, 1963. – Т. 28. – С. 47.
14
Коунти Е. Харса Н. Суеверия Викторианской Англии. – Москва, 2011. – С. 136–137.
15
Часто опасная работа приводила к их гибели, они могли застрять в узких дымоходах, задохнуться от копоти и дыма, сорваться с высокой крыши.
16
Конути Е., Харса Н. Указ. соч. – С. 136–137.
17
Остапенко Г. С. Британские церкви во второй половине XIX – первой четверти XXI вв.: социальный и исламский вызовы. – Санкт-Петербург, 2018. – С. 27.
18
Нонконформизм от лат. non – «не» и лат. conformis – «подобный», «сообразный», в буквальном переводе – несогласные с общими взглядами, придерживающиеся собственных традиций в религии.
19
В воскресные дни издатель Р. Рейкс, и четыре нанятые им учительницы, давали уроки. Мальчики и девочки учились отдельно. Занятия с мальчиками обычно проводились на хозяйской кухне Рейкса. Девочки учились в доме госпожи Мередит – одной из учительниц. Все ученики изучали Библию, катехизис, обучались навыками чтения, счета и письма, а также постигали основы морали и правила поведения в обществе. Рейкс строго следил за тем, чтобы дети были опрятно и чисто одетыми. На собственные средства многим из них он покупал одежду. Обязательным правилом школы было посещение всеми учащимися воскресной проповеди священника Т. Стока, который через религию знакомил их с понятиями добра и зла. Старательные и прилежные учащиеся получали в подарок Библию и другие религиозные книги.
Robert Raikes and How We Got Sunday School. URL: http://www. christianity.com/church/church-history/church-history-for-kids/robert-raikes-and-how-we-got-sunday-school-11635043.html.
20
Archer R. Secondary education in XIX century. – London, 1989. – P. 12.
21
Ibid. – P. 12.
22
Дж. Ланкастер ввел в учебный процесс мониторную систему обучения (monitor system), разработанную совместно с А. Бэллем. Суть мониторной системы заключалась в назначении учителем наиболее способного ученика-монитора для объяснения нового учебного материала всему классу. Такая система восполняла недостаток учителей, и удешевляла обучение. Впоследствии мониторную систему обучения переняли многие школы, и работали по ней вплоть до начала XX в.
23
A Brief History of Catholic Education in England and Wales. URL: http://www.catholiceducation.org.uk/about-us/history-of-catholic-education.
24
Archer R. Op. cit. – P. 22.
25
Айзентшат М. П. Британия нового времени. Политическая история. – Москва, 2007. – С. 126.
26
Ерофеев Н. А. Чартистское движение. – Москва, 1961. – С. 37.
27
The Friend of the People. – 1851, № 18. April, 12. – P. 15.
28
The People’s Paper. – 1849, № 14. September, 20. – P. 16.
29
Рожков Б. А. Чартистское движение, 1836–1854. – Москва, 1960. – С. 48.
30
The North Star. 1851. № 1. P. 3.
31
Салимова К. И. Борьба за народное образование в чартистском движении. – Москва, 1960. – С. 23.
32
Looking at History. Literacy. URL: http://richardjohnbr.blogspot. ru/2011/01/literacy-revised-version.html.
33
Wilton J. K. Chartism. – London; New York, 1999. – P. 10.
34
Ibid. – P. 11.
35
Ward J. T. Chartism. – London, 1973. – P. 29.
36
В свою очередь зарубежные историки Д. К. Уилтон, Д. Т. Уартд и Т. Ротштейн в своих работах проводят мысль о том, что в школьной политике лейбористов прослеживаются общие направления, предложенные чартистами.
37
Научный социализм (англ. scientific socialism от лат. socialis – общественный) – система взглядов и обобщений в марксизме, представленные теорией социально-экономического прогноза, которая опирается на открытия, сделанные в философии и общественно-экономических отношениях.
38
В «Манифесте» Маркс и Энгельс провозгласили, что капиталистический строй «с присущей ему бесплановостью производства, с нищетой народных масс – есть препятствие, тормоз для дальнейшего развития общества…». Теоретики научного социализма считали, что формирование нового общества будет происходить по двум фазам (ступеням): первой (низшей) – социализм и второй (высшей) – коммунизм. Различия в ступенях заключались в степени зрелости коммунистических отношений. При социализме и коммунизме основой общественного строя явится коллективная собственность на средства производства. Сохранятся различия между рабочим классом и крестьянством, городом и деревней, умственным и физическим трудом. В свою очередь коммунистическое общество будет лишено классовой принадлежности, откроется безграничный простор для развития производства, техники, науки, искусства. Использование огромных общественных богатств позволит осуществить распределение по потребностям, удовлетворить материальные и культурные запросы как всего общества, так и отдельной личности. Такой подход был нацелен на повышение благосостояния населения и всестороннее развитие каждого члена общества.
Манифест Коммунистической партии. Доступно по: http://www. sdinform.org/upload/books/Theory%20of%20socialism/Marksism/ Manifest%20Kommunisticheskoj%20partii.pdf.
39
Туполева Л. Ф. Социалистическое движение в Англии в 80-е гг. XIX в. – Москва, 1973. – С. 142.
40
Harrison R. J. The Life of Sidney and Beatrice Webb: 1858–1905: the formative years. – New York, 2001. – P. 48.
41
В состав общества входили политики Э. Пиз, Б. Рассел, экономисты: Т. Балог, У. Беверидж, литераторы: Б. Шоу и Г. Уэллс, историк и публицист Р. Тоуни и другие представители британской интеллигенции.
42
Report on Fabian Policy. In: Fabian Tracts № 70. – London, 1890. – P. 14.
43
Cole M. The Webb’s and their Work. – New York, 1974. – P. 43.
44
Webb S. The Education Muddle and the Way out. – London, 1902. – P. 10.
45
Суслопарова Е. А. Ранняя история лейбористской партии Великобритании в портретах ее деятелей: монография. – Москва, 2019. – С. 8.
46
Mann T. The Socialist programme. – London, 1893. – P. 6.
47
Dickens C. The Letters of Ch. Dickens. Vol. 1 (1833–1856). – London, 1880. – P. 112.
48
Parry J. Democracy and Religion Gladstone Liberal Party, 1867–1875.
– Cambridge, 1986. – P. 37.
49
Пирсон Х. Диккенс. Пер. с англ. М. Кан. – Москва, 2001. – С. 12.
50
Collins P. Dickens and Education. – London, 1956. – P. 19.
51
Диккенс Ч. Указ. соч. – С. 50.
52
The Daily News. – February, 1846. – P. 7.
53
Ibid. – Р. 7.
54
The Home Reading. – March, 1848. – P. 6.
55
Derrick L. Ruskin: The Great Victorian. – New York, 1969. – P. 8.
56
Ibid. – P. 10.
57
Ruskin D. True and False Education. – London, 1868. – P. 3.
58
Fors Clavigera. – 1869, IV. – P. 46.
59
Derrick L. Op. cit. – P. 19.
60
Ruskin D. Joy Forever. – London, 1900. – P. 5.
61
Шоу Б. Полное собрание сочинений. – Москва, 1980. – Т. 5. – С. 39.
62
Huxley T. Lay Sermons, Addresses, and Reviews. – New York, 1880. – P. 29.
63
Huxley T. The School Boards. URL: https://www.gutenberg.org/ files/7150/7150-h/7150-h.htm#XV.
64
Ibid.
65
McLeod H. Religion and Society in England. – New York, 1996. – P. 4.
66
Archer R. Op. cit. – P. 17.
67
Ibid. – P. 18.
68
Наказания к мальчикам применяли и в случае нарушения ими дисциплины. В каждой паблик скулз устанавливались строгие правила поведения, которые были одинаковыми для всех учеников. Так, например, в своде правил школы Вестмистер мальчикам запрещалось: «Выходить за ворота школы в одиночестве; разговаривать во время обеда; украшать одежду чем-либо».
69
Форстер М. Записки Викторианского джентльмена. – Москва, 1985. – С. 23.
70
Bamford T. W. Rise of the Public Schools. A Study Boy’s Public Boarding Schools in England. – London, 1967. – P. 49.
71
Hughes T. Tom Brown’s school-days. – London, 2013. – P. 97.
72
Bamford T. W. Op. cit. – P. 53.
73
Овчинников В. Корни дуба. – Москва, 1980. – С. 127.
74
Важным пунктом второй парламентской реформы стало распространение избирательного права не только на домовладельцев и тех, кто арендовал целое строение, но и на тех, кто снимал квартиру и проживал в ней не менее 12 месяцев. Тем самым, сохраняя имущественный ценз и ценз оседлости, закон предоставил избирательное право ремесленникам и рабочим, которые уплачивали не менее 10 ф. ст. арендной платы в год за жилье. Цит. по: Айзенштат М. П. Британия Нового времени. Политическая история. – Москва, 2007. – С. 143.
75
Vincent J. The Formation of the British Liberal Party, 1857–1868. – London, 1972. – P. 101.
76
Узнародов И. М. Политические партии Великобритании и рабочие избиратели (50-е – начало 80-х годов XIX века). – Ростов-на-Дону, 1992. – С. 145.
77
Там же. – C. 146.
78
Benson J. The working class in Britain, 1850–1939. – London, 2003. – P. 113.
79
Stewart J. Memoirs. – London, 1899. – P. 87.
80
Айзенштат М. П. Указ. соч. – С. 145.
81
Там же. – С. 146.
82
Говоря о вкладе Гладстона в продвижение начального обучения, необходимо остановиться на некоторых моментах его биографии, которые стимулировали его на эту инициативу. У. Гладстон родился 29 декабря 1809 г. в Ливерпуле. Его отец Дж. Гладстон, принадлежал к представителям крупного промышленного бизнеса, и состоял в Парламенте от партии тори. Именно он оказал значительное влияние на формирование взглядов будущего политика. Непосредственно домашним обучением мальчика занималась мать Анна Гладстон, женщина весьма образованная. Она привила сыну любовь к поэзии, искусству, а также передала глубокую религиозность. Уильям воспитывался в евангелистической традиции Англиканской церкви, признавшей равенство всех религиозных конфессий. В зрелом возрасте он напишет несколько сочинений в поддержку государством разных церковных общин. В течение всей жизни нравственная основа христианства – религия станет для У. Гладстона ориентиром в его общественной и политической деятельности. Семья обеспечила Уильяма блестящим образованием, сначала в престижной Итонской школе, а затем в Оксфордском университете. В 1832 г. по протекции отца и герцога Ньюкаслского У. Гладстон был избран депутатом в Палату общин от тори. Однако близость политических взглядов с оппозицией привела его в 1844 г. в Либеральную партию. В 1868 г. он получил пост премьер-министра.
83
Looking at History. Literacy. URL: http://richardjohnbr.blogspot. ru/2011/01/literacy-revised-version.html
84
TUC Congress Report. – London, 1869. – P. 142.
85
Biography ofWilliam Edward Forster. URL: http://www.oxfordreference.
com/view/10.1093/oi/authority. 20110803095829628
86
HPD. House of Commons. Vol. 199. Col. 438–498.
87
HPD. House of Commons. Vol. 199. Col. 1963–2068.
88
Ibid.
89
HPD. House of Commons. Vol. 202. Col. 626–676.
90
HPD. House of Commons. Vol. 202. Col. 895–949.
91
The Daily Telegraph. – 1870, Jun., 9. – P. 4.
92
The Manchester Guardian. – 1870, Jun., 10. – P. 3.
93
Напомним, что диссентерские школы в своем большинстве создавались членами нонконформистских церквей.
94
Размер налога на обучение не превышал 10 шиллингов в мес.
95
Lawson J., Silver H. A Social History of education in England. – London, 2007. – P. 23.
96
Секуляризация (от лат. saecularis мирской, светский) – процесс освобождения различных сфер общественной жизни (государства, политики, права, науки, культуры, школы, национальных и семейнобытовых отношений, общественного и индивидуального сознания и др.) от влияния и воздействия религии и церкви.
97
Lawson J., Silver H. Op. cit. – P. 25.
98
English Historical Documents 1874–1914. – London, 1977. – P. 483.
99
West E. Education and the Industrial Revolution. – London, 1975. – P. 31.
100
Report of the Department of Education for 1880–1881. – London, 1882.
– P. 164.
101
Memorandum as Free Education by Report of the Committee for Education 1892–1893. – London, 1893. – P. 478.
102
HPD. House of Commons. Vol. 353. Col. 1862–1902.
103
Ibid.
104
HPD. House of Commons. Vol. 354. Col. 1216–1303.
105
Ibid.
106
Gillard D. Education in England: a history. URL: http://www.educa-tionengland.org.uk/history/chapter06.html
107
The Times. – 1891, Aug., 8. – P. 3.