Однако 06.01.1995 между правительствами России и Беларуси было заключено соглашение по которому на территории Беларуси остались две российские воинские части – в/ч 03522 Военно-космических сил, около 600 военнослужащих которой обеспечивают функционирование Отдельного радиотехнического узла «Ганцевичи», входящего в систему предупреждения о ракетном нападении, и 43-й узел связи Военно-морского флота, около 350 офицеров и мичманов которого обеспечивают постоянную радиосвязь Главного штаба флота с кораблями и подводными лодками. Также на территории Беларуси осталось и Военное представительство 1281, военнослужащие и сотрудники которого осуществляют приемку продукции, производимую предприятиями Беларуси, участвующими в выполнении оборонного заказа России. Кроме того, согласно Договора о совместных усилиях по охране государственной границы Республики Беларусь, заключенного в Минске 21.02.1995 и вступившего в силу 11.05.1995, при Главном управлении Пограничных войск Республики Беларусь (в настоящее время – Государственный пограничный комитет Республики Беларусь) была создана Оперативная группа Пограничных войск (в настоящее время – Федеральной пограничной службы ФСБ) Российской Федерации. Численность этих двух российских воинских формирований в разные годы была различной, однако не превышала двух десятков человек каждое, поэтому, несмотря на статус «юридического лица», имеющего собственные печать и счет в банке, именовать их «воинскими частями, дислоцирующимися на территории Беларуси», не совсем правильно.
Региональная группировка войск (сил) Беларуси и России
Кроме региональной группировки войск, в рамках военного сотрудничества Беларуси и России, создана единая региональная система (ЕРС) ПВО.
Основой для создания ЕРС ПВО стало подписанное 25.02.1994 Соглашение между Министерством обороны Республики Беларусь и Министерством обороны Российской Федерации о порядке взаимодействия дежурных сил и средств противовоздушной обороны, которое определило общие подходы по организации и осуществлению взаимодействия ВВС и войск ПВО Беларуси и ВВС России.
В развитии данного Соглашения 09.12.1995 был подписан «Протокол договоренности по вопросам подготовки и организации совместного боевого дежурства по противовоздушной обороне сил и средств ПВО Республики Беларусь, сил и средств ПВО Российской Федерации в составе объединенной системы противовоздушной обороны государств-участников СНГ» и с 01.04.1996 войска ПВО Беларуси и России приступили к совместному боевому дежурству по охране воздушных границ.
Хотя еще в 2000 г. военными ведомствами обоих государств был разработан проект Соглашения о совместной охране границы Союзного государства в воздушном пространстве и создании ЕРС ПВО Беларуси и России, а также предложения о боевом составе ЕРС ПВО, ее функционировании, обеспечении, управлении и взаимодействии сил и средств, однако перечень практических мероприятий по созданию ЕРС ПВО был утвержден совместной Коллегией министерств обороны Беларуси и России только 20.04.2005 Затем на протяжении трех лет осуществлялась техническая доработка Соглашения, приведение его в соответствие со складывающейся военно-политической обстановкой, а также согласование проекта Соглашения с различными ведомствами обеих стран. Только 03.02.2009 Президентами Республики Беларусь и Российской Федерации, в Москве, на заседании Высшего Госсовета Союзного государства было подписано «Соглашение между Республикой Беларусь и Российской Федерацией о совместной охране внешней границы Союзного государства в воздушном пространстве и создании Единой региональной системы противовоздушной обороны Республики Беларусь». Таким образом, через 15 лет после заключения министерствами обороны Беларуси и России Соглашения о порядке взаимодействия дежурных сил и средств противовоздушной обороны, ЕРС ПВО начала функционировать в полном объеме.
В состав ЕРС ПВО включены силы и средства противовоздушной обороны ВВС и войск ПВО Вооруженных Сил Республики Беларусь, силы и средства противовоздушной обороны двух объединений ВВС и часть сил и средств Балтийского флота Вооруженных Сил Российской Федерации. Основными ее задачами являются: непрерывное ведение радиотехнической, радиолокационной разведки и радиоразведки, своевременное вскрытие подготовки и начала воздушного нападения противника; охрана и защита внешней границы Союзного государства в воздушном пространстве; контроль за соблюдением правил использования воздушного пространства Сторон в регионе; принуждение воздушных судов, выполняющих полеты с нарушением установленных правил, к прекращению нарушений или пресечение таких полетов; непосредственное зенитное ракетное прикрытие наиболее важных объектов в регионе; оповещение войск (сил) обеих стран о пролетах разведывательных космических средств и выдача в сетях оповещения информации о воздушной обстановке; осуществление радиолокационного контроля и передача органам организации воздушного движения обеих стран данных о движении воздушных судов и других материальных объектов в случаях, предусмотренных правилами использования воздушного пространства Беларуси и России, а также оказание помощи воздушным судам в случае возникновения в полете форс-мажорных обстоятельств; осуществление взаимодействия с войсками (силами), входящими в состав объединенной системы противовоздушной обороны государств – участников Содружества Независимых Государств.
Возглавляет ЕРС ПВО командующий, назначаемый Президентом Республики Беларусь и Президентом Российской Федерации по представлению Министров обороны обеих стран.
Порядок использования и развития объектов военной инфраструктуры, создания запасов материальных средств для ЕРС ПВО, а также поддержания их в готовности к использованию в интересах обеспечения безопасности Сторон определяется Соглашением о совместном использовании объектов военной инфраструктуры Беларуси и России, заключенном 16.10.1998, которое вступило в силу 14.01.2000.
Совместная охрана Государственной границы Беларуси
27.07.1990 Верховный Совет еще Белорусской Советской Социалистической Республики принял Декларацию о государственном суверенитете, в статье 6 которой указывалось, что территория республики «является неделимой и неприкосновенной», а все вопросы о ее границах решаются только на основе взаимного согласия между республикой и смежными с ней суверенными государствами путем заключения соответствующих договоров. Однако Закон о Государственной границе, согласно которого все «участки Государственной границы с сопредельными государствами, не оформленные в международно-правовом отношении» подлежали договорному закреплению, был принят только 04.11.1992, а статус «Государственная граница», «до заключения соответствующих договоров о государственной границе Республики Беларусь с Российской Федерацией, Украиной, Литовской Республикой и Латвийской Республикой», бывшей административной границе БССР с союзными республиками СССР, а ныне – независимыми государствами, был придан только 11.07.1993 Постановлением Верховного Совета Республики Беларусь №2379.
К этому времени статус Государственной границы имела только граница с Польшей, а границ с Литвой, Латвией, Россией и Украиной не было, так как для их установления требовалось проведение делимитации и демаркации.
К настоящему времени полностью завершена демаркация Государственной границы Беларуси с Литвой (02.02.2007) и Латвией (06.11.2008) и ведутся работы по демаркации Государственной границы Беларуси с Украиной (с 2013 г.). Государственная граница Беларуси с Россией остается не обозначенной, хотя в точках стыка границ Беларуси, России и Латвии, а также Беларуси, России и Украины установлены пограничные знаки. Кроме того, 04.09.2014 Президентом Беларуси подписан Указ №433, которым устанавливается приграничная территория в пределах административно-территориальных единиц, примыкающих к госгранице Беларусь с Россией. Однако подразделения органов пограничной службы Беларуси охрану границы с Россией и контроль приграничной территории не осуществляют, а охрана Государственной границы Беларуси с другими странами ее органами пограничной службы осуществляется в сотрудничестве с органами Федеральной пограничной службы России.
Начало этому было положено заключением 15.03.1994 Соглашения между правительствами Беларуси и России о сотрудничестве по пограничным вопросам и подписанием 15.04.1994 трехстороннего Меморандума о сотрудничестве в охране государственных границ Беларуси, России и Украины. В развитии положений Меморандума, 21.02.1995 между Беларусью и Россией был заключен Договор о совместных усилиях в охране Государственной границы Республики Беларусь, причем, применительно к данному Договору термин «Государственная граница Республики Беларусь» означает Государственную границу Республики Беларусь только с Латвийской Республикой, Литовской Республикой и Республикой Польша. Таким образом, с 11.05.1995 – даты вступлением в силу этого Договора, был снят вопрос о статусе государственной границы с Россией ни одно подразделение пограничных войск – органов пограничной службы Беларуси никогда не выступило на охрану Государственной границы Беларуси и России, поэтому и вопросы о ее делимитации и демаркации не возникали, а единственный пограничный столб был установлен у пункта пропуска «Редьки» в 1995 г. и буквально на следующий день был выкопан Александром Лукашенко и премьер-министром России Виктором Черномырдиным.
Для обеспечения практического взаимодействия пограничных ведомств Беларуси и России Соглашением от 15.03.1994 был создан совместный Координационный Совет. Также, в целях проведения согласованной пограничной политики, в 1997 г. был создан Пограничный комитет Союза Беларуси и России, переименованный в 2000 г. в Пограничный комитет Союзного государства.
В целях реализации согласованных решений, обеспечения практического взаимодействия пограничных войск Беларуси и России в охране Государственной границы Беларуси, при Главном управлении Пограничных войск Республики Беларусь была создана Оперативная группа Пограничных войск Российской Федерации, а при Федеральной пограничной службе Российской Федерации – Группа представителей Главного управления Пограничных войск Республики Беларусь. Численность, структура и порядок комплектования Оперативной группы определяются совместно главами пограничных ведомств Беларуси и России.
Кроме того, Соглашением от 15.03.1994 устанавливалось, что Беларусь и Россия «на основе равного долевого участия будут осуществлять финансирование обустройства и оборудования Государственной границы Республики Беларусь с Латвийской Республикой и Литовской Республикой», и что Россия будет оказывать Беларуси необходимую помощь «в материально-техническом обеспечении ее пограничных войск, а также в разработке, размещении заказов, изготовлении, внедрении и ремонте вооружения, техники и оборудования, применяемых в охране Государственной границы Республики Беларусь» и «в подготовке кадров, в том числе младших специалистов».
Для реализации положений Договора командующим Пограничными войсками Беларуси и главнокомандующим Пограничными войсками России были подписаны соответствующие протоколы.
Вскоре после заключения Договора о совместных усилиях по охране Государственной границы Беларуси, была утверждена союзная программа по обустройству границ на 1996—2001 гг., для реализации которой из союзного бюджета выделялось 222,7 млн. российских рублей.
Дальнейшее развитие Договор о совместных усилиях по охране Государственной границы Беларуси получил с принятием 08.12.1999 Программы действий Республики Беларусь и Российской Федерации по реализации положений Договора о создании Союзного государства.
Согласно данной Программы, реализация долгосрочной стратегии пограничного сотрудничества осуществлялась в три этапа. В ходе первого, в 1999—2000 гг., осуществлялась выработка подходов и подготовка предложений по сближению нормативно-правовой базы и определение первоочередных мер по интеграции пограничных ведомств; в ходе второго, в 2001—2005 гг. – унификация нормативно-правовой базы, а также проведение реформ в области пограничной политики обоих государств; с 2005 г. начался третий этап, в ходе которого было завершено формирования системы охраны границ Союзного государства и создание унифицированной системы пограничного и таможенного контроля на границах.
Также в 1995 г., после подписания Беларусью и Россией Договора о совместных усилиях по охране Государственной границы Беларуси, была принята союзная программа по обустройству границ на 1996—2001 гг. Для реализации этой программы из союзного бюджета было выделено 222,7 млн. российских рублей, которые были использованы на строительство комендатуры «Опса», застав «Савейки» и «Лынтупы», погранпостов «Заболоть», «Росица», «Субботники», «Пакульня», «Крейванцы», «Друя», питомника на 100 служебных собак в Сморгони, два шестиквартирных дома в н. п. Верхнедвинск, а также на реконструкцию военного городка в г. Лида. и других объектов пограничной инфраструктуры. Всего в этот период было введено в эксплуатацию 28 объектов пограничной инфраструктуры, при этом доля финансирования Россией составила почти 80%.
Постановлением Высшего Государственного Совета Союзного государства от 26.12.2001 №9 была утверждена новая Программа обустройства внешней границы Союзного государства на 2002—2005 гг., общий бюджет которой составил около 2,5 млрд. российских рублей. В 2005 г. в связи с ростом цен на земельные участки и увеличением стоимости строительства объектов, Программа была откорректирована. В результате корректировки объем денежных средств был определен в сумме 861,3 млн. российских рублей. Измененная Программа была утверждена Постановлением Высшего Государственного Совета Союзного государства от 24.01.2006 №6.
В ходе выполнения этой Программы на прибалтийском участке границы было построено 26 объектов, в том числе: три пограничные комендатуры, четыре пограничные заставы, два пограничные поста. Также были проведены реконструкция казармы на 300 военнослужащих в военном городке 14-го пограничного отряда, здания 1-го военного госпиталя, солдатской столовой на 350 посадочных мест 18-го пограничного отряда.
В результате реализации Программы было освоено капитальных вложений в объеме 857,46 млн. российских рублей или 63,36 млрд. беларуских рублей, из них непосредственно на развитие пограничной инфраструктуры войск было освоено 96,5% и 3,5% на строительство служебного жилья.
Завершена «Программа обустройства внешней границы Союзного государства на период 2002—2005 гг. с продлением срока ее реализации на 2006 год» была в 2006 г. вводом в эксплуатацию комплекса пограничной комендатуры в н. п. Поречье.
Доля вклада России в обустройство Государственной границы Беларуси с Латвией и Литвой за 1996—2007 гг. составила более USD 20 млн, что позволило построить и принять в эксплуатацию более 50 объектов пограничной инфраструктуры, а также осуществлять проектно-изыскательские работы по объектам строительства. Также беларуские пограничники за счет средств Союзного бюджета осуществляли закупки у российских производителей автомобильной техники, в свою очередь российские пограничники закупали ультракоротковолновые радиостанции «Роса», которые выпускает оршанское предприятие «Лёс», оптические приборы «БелОМО», автоматизированные системы паспортного контроля, приборы для углубленной проверки документов «Регула» и др. Кроме того, для Лоевской группы катеров пограничниками России были безвозмездно переданы три катера «Аист» стоимостью USD 75 тыс.
В ходе реализации третьей программы обустройства северного (прибалтийского) участка Государственной границы Беларуси в 2007—2011 гг. из бюджета Союзного государства было выделено более 2,8 млрд. российских рублей, что позволило полностью завершить обустройство этого участка Государственной границы Беларуси.
Таким образом, за 1996—2011 гг. за средства Союзного бюджета было возведено около 500 различных пограничных объектов, а расходы России на обустройство Государственной границы Беларуси с Литвой и Латвией составили около 4,5 млрд российских рублей или примерно USD 150 млн.
В настоящее время осуществляется реализация четвертой программы, названной «Укрепление пограничной безопасности Союзного государства на период 2012—2016 годов», которая была принята в декабре 2012 г. По этой программе в 2013 г. Беларуси было выделено 284 млн. российских рублей, а к началу 2014 г. из бюджета Союзного государства Беларуси был выделен 1 млрд. российских рублей, на которые возводились пограничные объекты, закупалось новые оборудование и техника, осуществлялось строительство на границе с Литвой, в районе создаваемой БелАЭС, пограничного поста, двух пограничных застав, а также реконструкция пограничного перехода «Каменный Лог». Кроме того, из бюджета Союзного государства были выделены средства на демаркацию Государственной границы Беларуси с Украиной, которая была начата осенью 2013 г.
Кроме непосредственного финансирования создания объектов пограничной инфраструктуры, в рамках Договора о совместных усилиях в охране Государственной границы Республики Беларусь от 21.02.1995 Россия осуществляет оказание помощи органам пограничной службы Беларуси и по другим направлениям сотрудничества. Так, беларуские курсанты-пограничники проходят обучение в военных учебных заведениях России: в Московском и Калининградском военных институтах Пограничной службы, в филиалах Военного университета радиационной, химической и биологической защиты, Военного финансово-экономического университета, Московской военной консерватории, а так же в Военном институте физической культуры и спорта России. Подготовка беларуских офицеров-пограничников осуществляется в Академии пограничной службы ФСБ России, в Военном финансово-экономическом университете России, в клинической ординатуре. Также в Академии пограничной службы ФСБ России осуществляется подготовка офицеров-пограничников с высшим военным образованием и повышение квалификации профессорско-преподавательского состава органов пограничной службы Беларуси.
10 и 19 марта, 23 апреля 2015Почему ФСБ «не ловит мышей», «сливающих» ТАСС военные тайны?
19 марта 2020 г. российское информационное агентство ТАСС поведало всему миру о том, что в Калининградской области Россия намерена разместить загоризонтную радиолокационную станцию (ЗГРЛС) «Контейнер», которая будет отслеживать воздушную обстановку над всей Европой, в том числе и Британскими островами. ТАСС об этом якобы поведал источник в российском оборонно-промышленном комплексе.
Первая такая ЗГРЛС, которая способна обнаружить массированный взлет авиации, запуск крылатых ракет или гиперзвуковых аппаратов за 3000 км (т.е. находящихся за видимым земным горизонтом), заступила на боевое дежурство 01.12.2019. Обслуживает ее 590-й отдельный радиотехнический узел (ОРТУ) 1-й армии ПВО-ПРО России. Принимающая часть РЛС находится около города Ковылкино Республики Мордовии, что в 116 км от Саранска, а передающая – около города Городец Нижегородской области, т.е. в 300 км от принимающей.
Разрабатывать ЗГРЛС «Контейнер» начали еще во времена СССР, используя опыт создания и опытной эксплуатации ЗГРЛС 5Н32 «Дуга», находившейся около города Чернобыль-2 Украинской ССР и имевшей дальность действия до 10 000 км, т.е. предназначавшейся для обнаружения пусков ракет с территории США.
Испытания ЗГРЛС начались в 2002 г. и продолжались до декабря 2013 г. 02.12.2013 ЗГРЛС системы разведки и предупреждения о воздушно-космическом нападении вероятного противника заступила на опытно-боевое дежурство, о чем 0912.2013 был сделан доклад министру обороны.
ЗГРЛС «Контейнер» разработана научно-производственным комплексом «НИИ дальней радиосвязи» (НПК «НИИДАР») и создана НПО «Правдинский радиозавод», ныне входящий в состав концерна «Алмаз-Антей». Она представляет собой двухкоординатную РЛС, имеющую передающее и приемное антенные поля и высоко- и низкочастотные антенные решетки, которые используют эффект распространения поверхностной пространственной волны в КВ-диапазоне, что позволяет обнаруживать и одновременно сопровождать до 500 объектов военной и гражданской авиации на дальности до 3000 км и на высотах до 100 км в секторе 240 градусов, а также обнаруживать пуски крылатых ракет. По заявлениям российских военных и разработчиков «Контейнера», ЗГРЛС контролирует воздушное пространство над большей частью Европы, вплоть до Франции, Италии и Великобритании, а также над частью Азии, включая Персидский залив, Израиль, Ирак.
Подобная ЗГРЛС российской ПВО-ПРО расположена и на территории Беларуси, в 48 км юго-восточнее города Барановичи, около н. п. Озеречье Клецкого района. Это ОРТУ «Ганцевичи» со стационарной цифровой ЗГРЛС дециметрового диапазона типа «Волга», входящий в систему предупреждения о ракетном нападении (СПРН) и предназначенный для обнаружения стартов баллистических ракет и космических объектов на дальности до 5000 км в западном секторе 120 градусов, т.е. в Западной Европе, Северной Атлантике и Норвежском море.
Работы по созданию этой ЗГРЛС начались в 1986 г. 05.12.1999 начались ее предварительные (конструкторские) испытания и в первой половине 2002 г. она была поставлена на опытно-боевое дежурство, а 1 октября 2003 г. – на боевое в СПРН, что позволило на 85% закрыть брешь в российской ПВО-ПРО, образовавшуюся после ликвидации ЗГРЛС, располагавшуюся в латвийском Скрунде.
В настоящее время ЗГРЛС ОРТУ «Ганцевичи» пока еще обеспечивает контроль за воздушными и космическими объектами на западном направлении, хотя возможно, что в скором времени ее ожидает участь аналогичных советских объектов – ЗГРЛС «Днепр» в латвийском Скрунде, украинских ЗГРЛС 5Н32 «Дуга» и ЗГРЛС «Днепр», ЗГРЛС «Дарьял» в Азербайджане.
ЗГРЛС «Днепр» в Скрунде с уходом российских войск из Латвии была демонтирована и вывезена в Россию, а здание этой ЗГРЛС и возводившееся рядом здание ЗГРЛС «Дарьял» были взорваны в 1998 г.
ЗГРЛС 5Н32 «Дуга», находящаяся около Чернобыля-2 (Украина), после аварии на Чернобыльской АЭС была частично демонтирована и ее оборудование вывезено в Комсомольск-на-Амуре, где находилась аналогичная ЗГРЛС.
ЗГРЛС «Днепр», расположенная около украинского г. Мукачево, до 2008 г. находилась в аренде у России, а затем была выведен из эксплуатации и демонтирована.
ЗГРЛС «Дарьял» в Азербайджане (т. н. Габалинская РЛС) эксплуатировалась до конца 2012 г., а в 2013 г. ее оборудование было демонтировано и вывезено в Россию.
В этой связи в России ведутся работы по «латанию дыр» в системе ПВО-ПРО, образовавшихся после закрытия этих объектов. В частности, для замены Габалинской РЛС под Армавиром в эксплуатацию была введена ЗГРЛС проекта «Воронеж-ДМ», осуществляющая контроль воздушного пространства над Северной Африкой, Южной Европой и Ближним Востоком. Для замены выведенной из эксплуатации ЗГРЛС, расположенной около г. Балхаш-9 Республики Казахстан была введена в строй ЗГРЛС проекта «Воронеж-М» около г. Усолье-Сибирский Иркутской области, которая контролирует воздушное пространство от Аляски до Индии.
Еще одной «заплатой» в российской системе ПВО-ПРО стала ЗГРЛС «Контейнер», расположенная около Ковылкино и Городца. Поэтому вполне вероятно, что планируемая ЗГРЛС «Контейнер» в Калининградской области также рассматривается в качестве «заплаты дыры», которая образуется после снятия с боевого дежурства ОРТУ «Ганцевичи». Вернее, с вводом ЗГРЛС «Контейнер» Россия безболезненно сможет отказаться от эксплуатации более сложной и более затратной ЗГРЛС типа «Волга» ОРТУ «Ганцевичи», т.е. ликвидировать свой военный объект в Беларуси, срок аренды которого заканчивается 07.06.2021.
В этой связи публикация ТАСС информации от анонимного источника из российского ОПК о планах по созданию ЗГРЛС в Калининградской области очевидно является «камнем в огород соседу» в связи с его неопределенностью с продлением срока действия соглашения об эксплуатации фактически беларуского ОРТУ Россией или выставлением каких-либо дополнительных условий, например, о цене нефти и газа для Беларуси равной их цене в Смоленской области.
Тем более, что до ввода в строй Калининградской ЗГРЛС «дыра», образовавшаяся в ПВО-ПРО России от снятия с боевого дежурства ЗГРЛС ОРТУ «Ганцевичи» может быть закрыта ЗГРЛС проекта «Воронеж-М», расположенной около поселка Лехтуси Ленинградской области, которая контролирует воздушное пространство над Северной Атлантикой, северными морями, Скандинавией и Британскими островами, ЗГРЛС проекта «Воронеж-ДМ», расположенной около города Пионерский Калининградской области, а также средствами ПРО ЗВО, например, РЛС дальнего обнаружения «Небо-У», которая обеспечивает обнаружение, автоматическое сопровождение и измерение пространственных координат и параметров движения воздушных объектов находящихся на дальности до 1000 км, в том числе малоразмерных и двигающихся по баллистической траектории.
Косвенно версия о «камне в огород соседу» подтверждается и отсутствием информации о каких-либо действиях подразделений по защите государственных секретов ОПК и соответствующих управлений ФСБ, которые в ОПК «не ловят мышей», разглашающих военные тайны.