Книга Христианская гармония духа. В 2-х кн. Кн. 2 - читать онлайн бесплатно, автор Н. Н. Неплюев. Cтраница 7
bannerbanner
Вы не авторизовались
Войти
Зарегистрироваться
Христианская гармония духа. В 2-х кн. Кн. 2
Христианская гармония духа. В 2-х кн. Кн. 2
Добавить В библиотекуАвторизуйтесь, чтобы добавить
Оценить:

Рейтинг: 0

Добавить отзывДобавить цитату

Христианская гармония духа. В 2-х кн. Кн. 2

И тут чем умнее этот бесхарактерный, добрый человек, тем тягостнее будет земная жизнь для него. Он будет понимать весь ужас, всю грязь и пошлость окружающей жизни и не найдет в себе достаточной энергии духа не только для того, чтобы работать на упорядочение этого безобразного хаоса, но даже и для того, чтобы самому не выть с волками и не увязнуть по уши в родном болоте. Это изысканная пытка духа, и тут незримый плач и скрежет зубов.

Конечно, и эта пытка добровольная. Как только дух воспрянет от апатии, он может свободно выйти из этого ада раздвоенности не только в чистилище последовательной нравственности, но даже и в рай святого вдохновения веры и любви; и этот переход совершится для него гораздо легче, нежели для поклонника разума. Ведь ему любовь понятна сама по себе, и нет надобности справляться у разума, насколько она выгодна.

Казалось бы, вполне естественно для этих добрых людей, сердце которых не огрубело до неразумения темных сторон хаоса жизни, искать просвета, понять, живя в христианском государстве, истинное значение Божественного Откровения и, познав на опыте скорбь и мрак жизни без Бога, воспрянуть до радости веры и мудрости жизни во Христе. Царство Божие берется с усилием, и на это усилие обыкновенно не хватает энергии у апатичного грешного духа: от доброты до святости далеко, и бесхарактерные, добрые люди чаще мирятся с хаосом мира, чем с мыслью о непоколебимой святости. По большей части эти люди, если они не остаются бесхарактерно добрыми мучениками на всю жизнь, ожесточаются под тяжелыми ударами опыта жизни до преклонения перед выводами разума о выгодах холодного эгоизма или окончательно поддаются соблазну ощущений, из которых и делают для себя сердечную игрушку.

Когда бесхарактерный добрый человек глуп, положение его много лучше, и тем лучше, чем он глупее. Многого он не будет понимать в себе и других, много зла он примет за добро, многих демонов примет за ангелов; он непременно найдет в богатом выборе религиозных и нравственных игрушек такую, которую примет за серьезное дело; уживаясь со всяким злом и пороком, будет считать свою уживчивость за доброту и свои личные симпатии за любовь к ближнему, а их задабривания за благотворительность, – одним словом, будет доволен собою, всеми окружающими и жизнью по обычаю мира сего. Только он должен быть очень глуп, чтобы никогда не уразуметь ужасную действительность.

Когда любовь имеет решительно преобладающее значение в жизни духа, нет этого невыносимого разлада духовной анархии. При этом настроении духа невозможны ежедневные сделки с собственною совестью и благодушное уживание со злом и порочностью. Таких цельных добрых людей мало, и большинство, не сочувствуя им и не понимая их, редко даже заподозрят, что они добры, так как доброта не принимает в них характер излюбленной толпою уживчивости и добродушной снисходительности.

Для того чтобы, несмотря на всеобщее недоброжелательство и тяжелые удары враждебной практики жизни, постоянно ставить любовь выше сознаваемых выгод и приятных ощущений, нужна такая энергия любви, при которой и ум, и сердце непременно уразумеют не преходящие выгоды, а абсолютное благо тех, кому добра желают. Такой человек не будет потакать прихотям людей, не будет даже заботиться об их материальных выгодах; энергия собственного духа заставит его понимать, что прочное благо – во внутренней жизни духа, а не во внешней обстановке земной жизни, и он, искренно желая любить и уважать, никогда не будет мириться ни с чем, что любить и уважать людей делает невозможным; будет желать для них той гармонии духа, которую они сами себе никогда не желают и без которой он не может любить их личною любовью, чего они никогда ему не простят. Они будут клеймить его названием идиота за то, что он не соблюдает своих выгод, названием холодного эгоиста за то, что он от них обособляется, и узкого фанатика за то, что он не мирится с тем, что мешает людям быть счастливыми.

При таком настроении духа нужен только свет веры, чтобы водворилась гармония святости. Такой дух, чуткий ко всему, что есть любовь, гармония и святость, не может не уразуметь сердцем внутреннюю правду Божественного Откровения, если ему хоть раз пришлось испить воды живой из этого неиссякаемого источника добра, любви и вдохновения.

Увы, в современных государствах, при официальном исповедании христианства, рутина жизни по обычаю мира сего, условная ложь всего склада понятий и симпатий современных бессознательных материалистов, называющих себя христианами – все это настолько затемнило понимание вечной истины правды Божией, что настоящие христиане, по настроению близкие к святости по степени гармонии духа, могут прожить всю жизнь, не поняв истинного значения христианства для человечества, не воспрянув до радости веры, без которой нет для них ни радостной надежды Царства Божия, ни радости сознания внутренней правды гармонии собственного духа, несмотря на порицание и недоброжелательство торжествующих злобы, порока и пошлости.

Они есть, эти бессознательные христиане, затерянные в пестром хаосе жизни среди миллионов бессознательных материалистов-язычников; они не понимают, что они родные заблудшие сыны Отца Небесного, и не понимают истинного значения веры и христианства, а иногда даже и не верят только потому, что жизнь и люди приучили их вкладывать в слово вера узкие, искаженные понятия.

Тягостно положение этих бессознательных христиан. Не имея веры или не понимая вечную истину правды Божией во всей ее чудной стройности, они не имеют ни определенного мировоззрения, ни определенного идеала и не могут обманывать себя лживыми научными сказочками или развлекать себя религиозно-нравственными забавами: гармония духа и самая энергия любви протестовали бы громко против подобного позора. Они не имеют определенного плана для борьбы со злом, и не могут мирно уживаться с ним; постоянное общение с более их грешными людьми без всякой цели, не имея даже достаточного основания защищать то, что они инстинктивно, а не сознательно любят, бывает для многих из них непосильною пыткою, и вот такой человек обособляется, замыкается в самом себе, страдает пыткою бессильной любви среди торжествующей злобы, принимает вид угрюмого мизантропа среди порочных людей, которых он горячо желал бы любить и уважать; иногда пестрый хаос жизни доводит его до роковых ошибок: видя, сколько зла плодят кругом себя рабы ощущений, он впадает в крайность, признает всякое удовольствие за зло и делается строгим аскетом, тем более, что в современном строе жизни, при поголовной борьбе за существование, все отношения имеют грубый характер биржевой сделки и замаскированного насилия; видя, как много зла плодят кругом себя злые демоны, мудрствуя лукаво, он может, особенно если он не очень умен, относиться с принципиальным недоверием к собственному сознанию и принять на себя роль идиота, делая благоглупости, как поступали Мышкин и Алеша Карамазов – эти излюбленные герои Достоевского.

При здравом уме и сильной энергии любвеобильного духа, живя в христианском государстве, бессознательный христианин не может не стать сознательным почитателем истинного Бога и Христа Его. Сила любви заставит его искать истину для общего блага, и он найдет ее, несмотря на все неблагоприятные условия современной жизнедействительности.

Надо не иметь ни разума, ни доброй воли, чтобы искать правду и не ознакомиться с Библиею, этою святою книгою жизни, которая признается официально источником познания правды в течение полутора тысяч лет всеми цивилизованными народами земного шара. Достаточно раз раскрыть эту святую книгу не с целью легкомысленно перелистывать ее, а с искренним желанием основательно ознакомиться с ее содержанием, чтобы сердце воспрянуло, заслышав дорогие звуки родного неба на далекой чужбине земного скитания; при чтении каждой главы в самой глубине тайника души стройным аккордом зазвучат ответные струны, и не расстанешься с книгою книг, пока не воспрянет дух до вдохновения веры, озарит сознание свет абсолютной вечной истины правды Божией и водворится в душе святая гармония.

И святая гармония духа имеет свои степени. Апостол Павел в посланиях называет святыми всех членов христианских братских общин, то есть всех тех, кто, веруя живою верою, живет по вере. Находящимся в Колоссах святым и верным братиям во Христе Иисусе[25]. Так начинает он послание к Колоссянам. Не все члены братских общин были святы по жизни, но все без исключения верили и желали жить по вере.

Без веры нет святости, потому что, веруя, нельзя не любить Бога и не творить святую волю Его, потому что Он един Свят, Он источник единой правды, добра и познания абсолютной истины на земле, как и на небе. Это настолько верно, что даже Платон, этот великий вдохновенный философ, всего более родственный христианству по дивной гармонии духа, не понял ближнего в рабе, не только не понял любящим сердцем права разумного вечного духа под личиною раба, но даже, ставя сознание выше любви, дошел путем рассуждений до признания законности жестокого равнодушия к нему. При вере – не той вере, когда на религию смотрят как на выгодную сделку и подкуп Бога, а на дела веры как на подкуп общественного мнения и успокоительную сделку с совестью; эта вера мертвая, достойная друзей мира сего, наивная мечта купить по сходной цене пропускной билет в Царство Небесное, в расчете на благодушную снисходительность Того, кто праведен и Свят, – я говорю о живой вере, которая есть вдохновение любви к Богу и ближнему до искреннего страха оскорбить Его, до горячего, искреннего желания познать и творить святую позицию Его; при этой вере нельзя не жить по вере, можно иногда впадать в ошибки, но нельзя мириться со своими ошибками; можно не суметь или не быть в силах согласовать свою жизнь с волею Божиею во всех подробностях, но нельзя не употребить все силы своего ума на то, чтобы понять волю Божию, и все силы духа, и все материальные средства свои на то, чтобы творилась воля Божия на земле.

Без этой веры невозможна полная гармония духа, потому что только любовь к Богу совершенному дает твердое основание преобладания любви над сознанием и ощущениями; при живой вере невозможно, чтобы не было святой гармонии духа; невозможно потому, что при ней нельзя сознание и тем более ощущение ставить выше любви к Богу; нельзя не признавать законные права сознания как свойство духа разуметь волю Его; нельзя даже впадать в роковую ошибку мрачного самодовлеющего аскетизма, забывая, что и ощущения – свойства духа и дар Божий, который грешно признавать за зло, хотя бы в жизни по обычаю мира сего, которая вся во зле лежит, и пришлось бы быть аскетом, чтобы не стать изменником Богу и не делать зла ближнему своему.

Итак, справедливо называл апостол святыми тех, в ком вера живая водворила святую гармонию духа, кто искренно желал вести святую жизнь, согласно святой воле Бога Святого, хотя бы в жизни они и впадали в ошибки и эти ошибки давали основание злым демонам не только отрицать святость их жизни, но даже и злорадно глумиться над ними.

Степень святости происходит от степени энергии вдохновенной любви к Богу и размера понимания воли Божией. Говоря о других настроениях духа, я упоминал о том, какое значение имеет размер умственных способностей как результат деятельности сознания в связи с энергией духа – состоянием машины мозга. При святости говорить об этом нет смысла; вера непременно сообщает духу такую энергию, даже минимум которой достаточен для того, чтобы при самых неблагоприятных обстоятельствах сердце уразумело то, что остается скрытым и непонятным для огрубелого сердца мудрых и разумных врагов Бога, живущих, думающих и чувствующих по обычаю мира сего.

Святые, веруя живою верою, любя Бога, признавая, что вечная истина правды Божией, единая абсолютная истина и воля Отца Небесного, – единое абсолютное добро для всех времен и всех народов, не могут быть тростью, всяким ветром колеблемою[26]; все устойчиво в них, покоясь на камне незыблемом, – и мысли, и чувства, и жизнь. По мере того, как растет в них вдохновение любви к Богу и разумение Его святой воли, постепенно очищаются, растут в святости, все более и более согласуясь с вечною истиной правды воли Божией и мысли, и чувства, и жизнь их, но одновременно нет разлада и двоения, как бывает в уме, сердце и жизни интеллигентных скептиков, для которых все гипотеза и проходящая условность.

Как скептикам свойственно, имея хаос в уме и сердце, благодушно уживаться со всяким хаосом жизни или безлюдно протестовать против антипатичных для них явлений хаоса, не имея чем заменить их, так для того, кто верует живою верою, невозможно не только уживаться, но даже и мириться до равнодушия с тем, что ложь и зло, расходясь с вечною истиной правды воли Божией; невозможно не исповедовать Бога и Христа Его, ежеминутно, на каждом шагу протестуя словом и делом против условной лжи и позора жизни по обычаю мира сего, как поступали пророки, апостолы, святые и сам Спаситель мира – все, кто были не от мира сего, кого мир гнал, злословил, и ненавидел[27]; все, кто были нелицемерными сынами Отца Небесного по духу и соработниками Бога Промыслителя по жизни[28].

Как отражается это на их отношениях к жизни и людям, понятно само собою. Пример их жизни и слово каждое их речи вдохновенной вызывает естественную антипатию рабов греха, самоуверенных, самодовольных, торжествующих на ярмарке жизни, гордых, грехолюбивых врагов Бога и Его избранников. Отсюда одиночество христианина и та враждебная ему атмосфера, которою, по молчаливому соглашению, окружают его все те, кого он так страстно желал бы видеть достойными любви и уважения, так страстно желал бы горячо любить и уважать, не изменяя Богу святому и правде Его.

Это одна из изысканных пыток воплощенной святости. Чем выше святость, чем сильнее потребность духа любить и быть любимым, тем полнее невольное тягостное одиночество, тем острее непримиримая вражда к нему всего окружающего, тем менее способны понять и оценить его. Спаситель мира, святой из святых, Свет от Света Небесного. Чье слово каждое было абсолютною правдой Божией и вся жизнь – выполнением воли Отца Небесного, был одинок даже среди учеников своих и внушал к себе более ненависти, чем кто-либо из всех одиноких и ненавидимых пророков.

Чем выше святость, тем более разумеет сердце всю ложь и зло, все то, что оскорбляет святость Божию, и что, уразумев, нельзя продолжать благодушно пировать на оргии жизни по обычаю мира сего, а естественнее плакать

…весь день, всю ночь в тоске немойСлезами жгучими о гибнущем народе.(Д. С. Мережковский)

Уразумев, нельзя мириться с окружающим, политично молчать и тем более благодушно улыбаться, чего требует толпа, без чего она не извинит ни протестующее молчание, ни доброжелательный совет, ни, тем более, горячее порицание негодующей любви; она веру назовет безумием, любовь – эгоизмом, святость – гордостью и будет, мудрствуя лукаво, как она всегда это делает, когда хочет найти причину ненавидеть, считая, что понять значит извинить, она будет злословить, лгать и притворяться, стараясь доказать, что имеет основательные причины ненавидеть того, кто любит, и презирать того, кто свят. Так всегда относилась и будет относиться к святости грехолюбивая толпа; она в глубине души хорошо понимает, что любовь – любовь и святость – святость.

Но ненавистен Бог служителям кумира.

Они возлюбили тьму и не хотят света. Они блуждать хотят по прихоти злого сердца.

И что им истина, и что для них пророк!

Истина – слишком яркий свет для больного глаза грешной души; пророк – оператор, а они не хотят болезненной операции. Вот почему они с привычною для них нелогичностью, извиняя всякое зло темпераментом и отсутствием свободы воли, никогда не простят тому, который, строго порицая их пороки, сказал бы им:

Огонь в моей груди, огонь в моих костях…И как мне удержать проклятье на устах?Оно сожжет меня, но вырвется на волю…(Д. С. Мережковский)

Не простят, хотя бы проклятие это относилось к злу, которое мешает любить и уважать их, мешает им быть счастливыми, хотя бы проклятие это было вызвано искренним желанием сделать их счастливыми и достойными любви и уважения.

Несомненно, друзья Бога, искренние сыны Отца Небесного, самые отверженные, гонимые и злословимые из всех сынов человеческих среди ликующих друзей жизни по обычаю мира сего, – они всего более болеют сознанием греховности мира, сознавая святость Божию, всего более болеют сознанием наивной глупости человечества, сознавая разумную правду Божию, всего более болеют сознанием позорного хаоса жизни человечества, сознавая стройную гармонию Царства Небесного. Ревность по Богу снедает их, холодное одиночество и грубая вражда окружает их любвеобильное, жаждущее любви чуткое сердце.

И, однако, эти мученики жизни, эти обездоленные аскеты, эти отверженные, поруганные, оклеветанные друзья человечества, несомненно, самые счастливые из всех обитателей земли. Что им земное одиночество, когда вселенная для них полна любовью и славой Божией, и смерть для них заря блаженства вечного; они менее одиноки, чем эти ликующие друзья мира, для которых все человечество погружено в страшное одиночество мертвого пространства в ожидании смрадного мрака могилы.

Что для них горестное сознание торжествующего зла, когда они уверены, что зло пройдет и наступит вечное царство любви и радости светлой, когда они знают дивную стройность мироздания, и жизнь, и смерть имеет разумный смысл для них, а впереди, весь осиянный любовью, силою и славою Божией, великий светоч полной гармонии Царства Небесного! Их сознание дает им радость, которую не испытать тем, для кого все мрак и хаос противоречивых гипотез, для кого и жизнь, и смерть, и бытие мира, и судьбы человечества – все грозные, мучительные, неразрешимые загадки.

Что для них страдания и оскорбления, когда в душе живет могучая радость вдохновения, совершается великое таинство причастия Духа Святого; по временам царит святая тишина и предвкушает дух блаженство вечное, несказанную радость! Они много, много счастливее тех, у кого в уме и сердце хаос и дисгармония, кто, жадно развлекаясь пестрыми игрушками, едва успевает задушить в себе сознание бесцельности жизни и страшного холода лишенного радости вдохновения и причастия Духа Святого Господа Животворящего.


Я окончил беглый обзор того, как живется среди хаоса современной жизнедействительности людям разного настроения духа. Вы все, которые, прочтя эти страницы, задумаетесь над участью любимого существа или узнаете собственные страдания в этом оглавлении важнейших отделов страданий ада житейского, – вы поймете меня, поймете, что я ничего не преувеличил, а только сгруппировал жизненные явления так наглядно, как в жизни они группируются редко, поставил их перед вами в такой суровой наготе, в какой вы не привыкли видеть их, которую тщательно скрывают от вас условные покровы и подкупающая позолота.

Страшно, страшно сознавать себя бессильною игрушкою хаоса.

Где же выход, где якорь спасения, где истина, где путь, в чем жизнь?!

§ 4. Книга жизни

Да не отходит сия книга закона от уст твоих; но поучайся в ней день и ночь, дабы в точности исполнять все, что в ней написано: тогда ты будешь успешен в путях твоих и будешь поступать благоразумно[29].

Вот книга заповедей Божиих и закон, пребывающий вовек. Все, держащиеся ее, будут жить, а оставляющие ее умрут[30].

И увидел я мертвых, малых и великих, стоящих пред Богом, и книги раскрыты были, и иная книга раскрыта, которая есть книга жизни; и судимы были мертвые по написанному в книгах, сообразно с делами своими[31].

Библия

Мы видели, что вне веры и жизни по вере – хаос мысли и хаос жизни. Оно и быть не может иначе. Только вера может дать определенное мировоззрение и прочную опору абсолютной истины, как точку отправления для работы сознания.

Для того чтобы составить себе определенное мировоззрение, надо на мир смотреть с такой высоты, с которой можно было бы весь мир обнять одним всеобъемлющим взглядом, всеобъемлющим в пространстве и времени. Сделать это на земле при помощи обманчивых органов чувств и выкладок ума человеческого нельзя; это очевидно для всякого, кто не опьянен гордостью до потери самосознания.

Знать абсолютную истину бытия может Бог един. Поведать человечеству абсолютную вечную истину правды Божией, а следовательно, и единое, не призрачное мировоззрение, может только слово Божие, Божественное Откровение.

Только вера в непреложную истину слова Божия и может дать человечеству возможность разумно мыслить и разумно жить, а не фантазировать, подчиняя разум ощущениям (научный опыт) или строя фантастические теории на сомнительном основном положении (трансцендентальная дедукция) и бессмысленно прозябать, заглушая пестрыми игрушками страшное сознание бесцельности жизни во всей ее совокупности.

Тот, кто не верует ни в Бога, ни тем более в Божественное Откровение, не может разумно мечтать о познании абсолютной истины и о возможности разумно жить; для него остается вопрос о том, каким образом наилучше избегнуть бессмысленного земного прозябания в ожидании бессмысленного уничтожения индивидуальности в минуту смерти.

Много веков все цивилизованное человечество официально признает христианское мировоззрение: Библия есть книга жизни, что в книге этой на языке человеческом изложено то слово Божие, которое дает человечеству познание абсолютной истины бытия, смысла земной жизни человека и того, как жить разумно.

Моисей, передавая народу волю Божью, говорил евреям: Во свидетели пред вами призываю сегодня небо и землю: жизнь и смерть предложил я тебе, благословение и проклятие. Избери жизнь[32]. Те же слова может повторить нам и теперь, указывая на Библию, святая церковь. Признавая слово Божие за источник жизни, церковь признает тем самым, что жизнь тем более разумна, чем более она согласована со словом Божиим, чем лучше понимает человечество волю Божию, чем более сознательно оно избирает жизнь и благословение.

Христианские государства, официально признавая христианство за абсолютную истину, не могут не признавать, что жизнь и благословение каждого из подданных в отдельности и всего государства в совокупности зависит от знания воли Божией и от степени согласования жизни и словом жизни.

Напрасно враги христианства указывают, глумясь и злорадствуя, на разлад между словом и делом, между официальною религиею и практикою в жизни церкви и государства. Отдельные представители церкви и государства, как учреждения человеческие, могут не только не жить по вере, но и не верить.

Государство официально признает христианство, церковь настойчиво указывает нам на жизненное значение слова Божия. Я не хочу уменьшать громадную личную ответственность тех, кто по своему положению в церкви или государстве могут способствовать согласованию общественной с вечною истиною правды воли Божией и не делают все, что от них зависит в этом направлении. Бог им судья; и для них, как и для нас, звучат те же грозные слова, предстоит тот же роковой выбор между жизнью и смертью, благословением и проклятием. Я хочу твердо помнить, что никакие ошибки, никакие пороки отдельных представителей церкви и государства не могут извинять нас, если мы не живем по вере, не только теперь, когда христианство официально признано и Библия тщательно распространяется церковью, но даже и в том случае, если бы христианство было гонимо и Библия запрещена. Я хочу твердо помнить, что государство и церковь по тому самому, что они исповедуют христианство, не могут насиловать подданных, заставляя злых демонов выполнять волю Божию.

Достаточно того факта, что христианство официально признано за основу жизни государства, чтобы сделать обязательным основательное знание Библии для всякого человека, желающего разумно жить в этом государстве, это необходимо для всякого без различия, для верующего, как и для неверующего.

Верующий не может не сознавать, что творить волю Божию – для него вопрос вечной жизни и вечного благословения; что творить волю Божию нельзя, не зная воли Божией, что слова жизни заключены в святой Библии; что знание первоисточников веры тем более необходимо для него, чем менее он подчиняется руководству церкви, дорожа своею самостоятельностью или находя руководство временных представителей церкви неудовлетворительным.

Неверующий, считающий христианство за пагубное суеверие или за выгодную политическую фикцию, должен основательно ознакомиться с Библией для того, чтобы сознательно относиться к тому, против чего он хочет бороться или чем хочет пользоваться; отвергать христианство, не относясь к нему сознательно, недостойно разумного существа, тем более постыдно для тех, кто отвергает его во имя разума. Пользоваться христианством из политических расчетов, не изучив основательно свойств и характера орудия, которым хотят пользоваться, – наивное недомыслие со стороны хитроумных, политиканствующих фарисеев христианства.