Поклонники могли по Нилу прибыть и из дальних краёв, за сотни километров от Фив. Такие жители отдалённой провинции, рыбаки и собиратели дикорастущих плодов явно не имели возможности заблаговременно ознакомится с установленным порядком проведения поминания.
Дебютанты ритуальных церемониалов, впервые оказавшиеся в столице, не могли обойтись без соответствующих информационных подсказок. Если такие указатели существовали в реальности, то они должны были сохраниться. Но увы – археологи не нашли тому подтверждения.
Рис. 7.4. Храм Хонсу. План
Храм Хонсу. Посетители, прибывшие с Нила на лодке, через вход первого пилона оказывались во дворе главного храма Амона. А куда же попадали поклонники, двигающиеся по большой аллее бараноголовых сфинксов из Луксора в Карнак. Эта дорога приводит в относительно небольшое здание, находящееся внутри территории огороженной основной стеной.
Храм этот имеет название Хонсу, план его приведён на рисунке 7.4. Бараноголовые сфинксы установлены не только на обочине самой дороги до Луксора, но и на её продолжении непосредственно на территории храмового комплекса. Миновав пилон, посетители оказывались во дворе, выполненным в традиционной компоновке.
Двор, достаточно приличных параметров, с трёх сторон окружён портиками по два ряда колонн. Далее по основной линии этого храма находится вход в гипостильный зал. Гипостиль Хонсу небольшого размера и, кроме двух проходов на главной оси, имеет ещё пару боковых выходов.
Схема ритуалов. Какая же в итоге складывается картина. Откуда и куда двигались внушительные колонны посетителей? И главное, с какими целями осуществлялись эти действия? Вырисовывается наличие трёх основных потоков людей и несколько дополнительных маршрутов.
Главное передвижение посетителей начиналось от причала и шло до ворот первого пилона. Зачем люди прибывали сюда и откуда. С какими целями? Второй поток, не менее многочисленный, проходил по большой аллее бараноголовых сфинксов. Опять-таки начало маршрута было на пристани, далее, обойдя помещения храма Луксора, участники оказывались на дороге, ведущей на Карнак.
Пройдя два километра по бульвару, поток входил в промежуточный дворец Хонсу и растекался по всей огромной площади храма Амона. При этом по обеим сторонам аллеи располагались непрерывными рядами многочисленные киоски. Назначение этих зданий вызывает оживлённую дискуссию.
Третий поток проходил по малой аллее бараноголовых сфинксов. Маршрут пролегал между комплексом Мут и десятым пилоном. Далее посетители, миновав девятую, восьмую и седьмую башни оказывались в самом центре храма Амона. Что же представлял собой ритуал поминания фараона и богов – ясности в этом вопросе до сих пор нет.
Даже в наше время в век компьютерных технологий трудно составить осмысленный алгоритм передвижения посетителей храмов Карнака. Движение нескольких тысяч человек должно было организовано и подчинятся определённой цели.
Паломнику, приехавшему из египетской глубинки в столичные Фивы с целью выразить своё почтение богам явно необходимы подсказки, помогающие правильно выполнить свой долг. Обязательно должны быть инструкции типа «шаг 1», «шаг 2» и так далее.
Стены, колонны, пилоны и прочие элементы конструкций храмов исписаны и разрисованы так, что буквально не найти нигде свободного места. Но тщетно искать там памятки по проведению церемониальных мероприятий. Ощущение такое, что никаких ритуалов вовсе не существовало, а огромное скопление народа было вызвано совсем другими побудительными мотивами.
Складывается впечатление того, что у каждого посетителя храма была своя личная задача, заключавшаяся в том, чтобы купить что-то или, наоборот, продать товар. Вполне возможно, именно здесь можно было получить, актуальные на то время, услуги. Всё говорит, тут кипела и бурлила настоящая интересная жизнь.
Что можно сказать после ознакомления с этим выдающимся памятником истории древнего мира, одним из самых грандиозных сооружений того времени. Безусловно, трудно согласиться с тем, что люди построили эти впечатляющие архитектурные шедевры для проведения в них поминальных и заупокойных ритуалов, но закончив строительные работы сами церемониалы так и не смогли организовать.
Складывается достаточно абсурдная ситуация, с точки зрения здравого смысла, разумеется. Тысячи людей ежедневно приезжают в храм, раскладывают по определённым местам продукты питания и различные предметы быта. Все эти приношения предназначены для богов. Жрецы все эти дары собирают и каким-то непонятным образом доставляют до нужных адресов.
После ознакомления с храмом Карнака ещё один малопонятный момент бросается в глаза – непомерная расточительность строительных материалов при возведении пилонов. Причины неясные, но вполне вероятно речь идёт об утилизации остатков строений, разрушившихся из-за низкого качества стройматериалов. Элементы развалившихся сооружений использовались для забутовки башен.
Трудно избавиться от ощущения того, что товарищи египтяне именно лепили многочисленные постройки из непрочного раствора. Возможно, в качестве основы этого «бетона» был ил, полученный при расчистке каналов и внутренних водоёмов.
Делать какие-либо радикальные выводы относительно храмов Карнака будет некорректно без ознакомления с историческими памятниками Луксора. Эти сооружения были соединены между собой аллеей бараноголовых сфинксов и составляли единый общий организм.
8. Храм Луксора
Проблемы исследования храмов. Цель данной работы заключается в том, чтобы найти причину, по которой исследователи не могут дать внятный ответ на вопрос о назначении египетских пирамид и храмов. Почему длительное время задача не поддаётся решению. Вполне возможно, что есть какая-то объективная помеха, препятствующая правдивому изучению египетских пирамид и храмов.
Если означенную проблему сравнить с технической, то можно сказать так – механизм работает, но с перебоями. Похоже, внутри есть какая-то дефектная деталь или неисправное устройство. Необходимо провести диагностику и найти повреждение.
Можно и по-другому интерпретировать ситуацию. Всё говорит о том, что в базовых понятиях, в самом основополагающем фундаменте анализа есть дефектное зерно. Данная ошибка напоминает вирус, который как-то незаметно встраивается в процесс анализа археологических фактов.
При рассмотрении географического положения египетских пирамид было отмечено существование сил природы влияющих на климат и на остальные условия среды обитания человека. Эти параметры не являются константой и постоянно меняются.
Там же отмечено, что анализ артефактов в определённой степени можно сравнить с решением системы уравнений в математике или физике. Корректность выполнения работы будет зависеть как от самих формул, так и от начальных условий. Если исходные данные выбраны неправильно, то и окончательный ответ будет неверным.
Реконструкция истории Древнего Египта также может выглядеть по-разному. Это будет зависеть как от способов и методов изучения артефактов, так и от исходных данных анализа.
Таким образом, вполне возможно, что где-то имеется ошибочное начальное условие, приводящее к неправильному решению. Материала, рассмотренного выше явно недостаточно, чтобы сделать уверенные выводы. В такой ситуации знакомство с храмом Луксора должно быть весьма полезным.
В 1979 году исторический памятник Луксора был включён в Список всемирного наследия ЮНЕСКО. Расцвет храма приходится на эпоху Нового царства в период с XVI по XI века до н.э. Сооружение неоднократно перестраивалось и модернизировалось. Длина комплекса составляет примерно двести шестьдесят метров.
Обелиски. Группа зданий ориентирована в направлении с северо-востока на юго-запад. Здесь есть интересная особенность, главная ось в Луксоре не прямая, а с изломом. Северная часть отклонена несколько на восток относительно южной половины сооружения.
Объясняется это тем, что в результате очередной реконструкции северная часть комплекса была синхронизирована с аллеей бараноголовых сфинксов. Данная дорога шла из храма Амона в Карнаке. У входа в первый двор стояли два внушительных обелиска. В настоящее время остался один монумент.
Второй шпиль, стоявший у северного входа в храм, демонтирован и в начале девятнадцатого века был вывезен в Париж. В настоящее время находится на площади Согласия. Высота монумента составляет двадцать три метра, вес двести тридцать тонн. Памятник высечен из розового гранита. Что касается золотого наконечника, то он сделан позже, уже после перемещения в Европу.
Возведение обелисков явление достаточно распространённое для Египта времён фараонов. Эти шпили служили ориентирами на местности, что было необходимо для посетителей, приехавших из отдалённых мест. Надписи на памятниках также несли определённую информацию. Похожие архитектурные монументы имеются в Абу-Сире, где располагаются солнечные храмы.
Описание храма. В интернете можно легко найти план комплекса Луксора. Даже беглого взгляда достаточно, чтобы увидеть индивидуальные особенности, отличающие этот объект от других аналогичных египетских сооружений. Как правило, дворы имеют форму прямоугольника, здесь же планировка строения выглядит по-другому.
Сделано это, как полагают, из-за переориентации главной оси Луксорского храма на линию, направленную в сторону Карнака. Что, в свою очередь, связано со строительством большой аллеи бараноголовых сфинксов. Эта дорога соединила два храмовых комплекса.
Колонны во дворе расположены по всем сторонам в два ряда. Общее число опор семьдесят четыре штуки. Миновав первое помещение, посетители оказывались в гипостильном зале, который в Луксорском храме выглядит также необычно.
Гипостиль – это строение, крыша которого опирается на колонны, причём центральные ряды выше боковых линий опор. За счёт разницы высот, потолок отдельных частей гипостильного зала будет на неодинаковом уровне. В образовавшийся просвет внутрь помещения попадает солнечный свет и осуществляется проветривание. Более подробно об этом написано в пятой главе, там же представлен поперечный разрез такой конструкции.
В случае храма Луксора гипостильный зал имеет только одну пару рядов колонн. Объясняется этот факт условиями строительства. Боковые линии опор не смогли по каким-то причинам построить. Возможно, остальная часть гипостиля просто не сохранилась.
Пройдя гипостиль, можно попасть во второй двор, по трём сторонам которого двойными рядами расположены мощные опоры. Эта часть храма непосредственно, без каких-либо дверей, переходит в следующее помещение – колонный зал.
Поэтому можно сказать, что портики во втором дворе храма в Луксоре расположены со все четырёх сторон. Следующие помещения меньше размером, чем только что рассмотренные и являются самой старой частью сооружения.
Поминания и приношения. Наиболее распространённым взглядом относительно назначения этих объектов является то, что храмы есть культовые сооружения древних египтян, специально построенные для поклонения богам и для поминания фараонов. Например, такая точка зрения встречается и в Википедии, и в многочисленных печатных изданиях.
Если говорить о поклонении и поминании в общих чертах, то здесь каких-то принципиальных споров среди учёных не возникает. Однако все попытки исследователей восстановить конкретную и детальную схему этих церемоний положительного результата не принесли. Возьмём, к примеру, храм в Карнаке, где ежедневно несколько тысяч человек совершали какие-то непонятные движения.
Однако, кроме поклонения и поминания, существовало ещё одно действие, которое нашло графическое отражение. В храмах имеются многочисленные настенные рисунки разного рода обыденных вещей, в том числе и продуктов питания. Эти изображения трактуются однозначно – здесь место, куда складываются дары для богов.
Например, если встретится фигура утки, то это означает, что сюда посетители должны складывать тушки этих птиц, которых принесли в качестве даров. Как потом распределяются подношения непонятно, но все мнения сходятся на том, что этими операциями занимались жрецы храма.
При этом фактов коррупции со стороны служителей культа нигде не зафиксировано и это говорит о том, что все продукты питания, предназначенные для богов и умерших фараонов, доходили до адресатов без потерь. Хотя и вполне возможен другой вариант – учёные по ошибке принимают за жрецов участников операций, проводимых на обыкновенных восточных базарах.
Конфигурация храмов. Данные объекты в Древнем Египте строились вдоль всей долины реки. Можно выделить два основных вида конфигураций этих сооружений, отдельно от пирамид и в комплексе с ними. Считается, что независимо от этого факта назначение этих дворцов одно и то же.
В каждом комплексе было по два храма. Один прилегал непосредственно к пирамиде и назывался «верхний» или «заупокойный». Второй строился на судоходном канале и оборудовался пристанью.
Оба храма связывались между собой мощёной камнем дорогой, по обеим сторонам которой возводились прочные стены, а в большинстве случаев обустраивались и перекрытия из каменных панелей. Таким образом, дворцы близ пирамид соединялись коридорами, надёжно укреплёнными защитными элементами.
Но и это ещё не всё. Кроме главного сооружения, двух храмов, полностью огороженного коридора и причала в состав пирамидных комплексов входили и другие дополнительные объекты. Поэтому прежде чем отвечать на вопрос о назначении пирамид необходимо разобраться в функционале всех строений, входящих в группу.
В этом плане решение вначале ознакомится с отдельно расположенными храмами выглядит вполне логично. Если будет найден надёжный ответ на вопрос о назначении этих сооружений, то это, безусловно, будет шагом вперёд в разрешении многочисленных загадок пирамид.
Полёты фараонов на солнце. По устоявшемуся мнению, считается, что эти сооружения возводились для поклонения богам и для поминания уже умерших монархов. Одним из самых весомых доказательств существования таких ритуалов являются намерения фараонов летать на солнце.
Что касается того факта, что несмотря на все усилия учёных, не удаётся восстановить схему ритуала, то здесь находятся свои объяснения. Предполагается, что с течением времени иерархия в пантеоне божеств существенно менялась, соответственно корректировалась и сама церемония.
Предположение того, что фараоны собирались летать на солнце, причём все без исключения, кажется скептикам недостаточно аргументированным. Однако приверженцы существования ритуалов приводят именно археологические доказательства. Более того, речь идёт о двойном подтверждении таких намерений правителей.
Первое, это многочисленные находки фрагментов деревянных лодок на расстоянии, превышающем зону разлива Нила. Наиболее убедительным объяснением такого удивительного факта является предположение о том, что речные суда готовилась не для плавания по воде, а предназначалась для других целей. После тщательного анализа возможных вариантов использования таких кораблей была выдвинута смелая гипотеза, что это есть космические летательные аппараты.
Вторым археологическим подтверждением намерений фараонов посетить солнце служат загадочные продолговатые ямы возле некоторых сооружений. В частности, такие углубления имеются недалеко от храма пирамиды Хеопса в Гизе. В этих котлованах археологами много чего разного найдено и кроме всего прочего и фрагменты лодок.
Главное, что подтверждает связь этих ям с полётами – это их конфигурация. Если начертить на листе бумаги план данного котлована, то обнаружится поразительное сходство с эскизом обыкновенной речной лодки. Возникает резонный вопрос, а почему углубление имеет такую форму.
По мнению сторонников существования поминальных ритуалов, это убедительно говорит о том, что эти ямы были предназначены для хранения лодок, но не простых, а уникальных судов. Такими особенными кораблями могли быть только солнечные ладьи фараонов. Эти удивительные аппараты предназначались не для плавания по воде, а для полётов на солнце.
Однако все вышеприведённые выводы относительно ангаров летательных аппаратов, выполненных в виде ям в форме лодок, могут быть справедливы лишь в том случае, если храмы действительно строились именно для проведения заупокойных мероприятий. А также и сами солнечные ладьи предназначались для полётов на солнце, если только такие ритуалы действительно существовали в реальности.
Заколдованные круги. Получается система замкнутых логических построений. Считается, что египетские храмы строились для выполнения ритуалов в честь богов и фараонов. Подтверждается это многочисленными археологическими доказательствами, например, находками фрагментов солнечных ладей.
Но, с другой стороны, существование ритуалов является неопровержимым доказательством того, что остатки речных лодок, найденные недалеко от египетских храмов, есть фрагменты космических летательных аппаратов, предназначенных для путешествия на солнце.
Наверное, здесь нужно остановиться и перевести дух. Кругов таких заколдованных имеется великое множество и, похоже, что где-то в этом хитросплетении логических построений и притаился встроившийся вирус. На всякий случай ещё раз озвучим цель работы.
Многолетние усилия учёных по выяснению функционала египетских пирамид не дали положительного результата. В такой ситуации логично возникает вопрос, а почему так получается. И исходя из этого посыла цель данной работы заключается в поиске причины неудач исследователей. Предварительно похоже на присутствие встроенного вируса.
Коротко о пройденном пути. Был начат сбор информации по проблеме. Знакомство с храмами в Мединет Абу, Карнаке и Луксоре усилило уверенность в том, что вирус есть. Обзор каждого храма дал дополнительную пищу для размышлений. Однако ясно – делать какие-либо заключения преждевременно.
Необходимой информации явно недостаточно. Рассмотренные выше храмы относятся к одному типу древнеегипетских сооружений. В Фивах имеются многочисленные объекты, созданные по совершенно иной технологии. Речь идёт о помещениях, выдолбленных в скале.
У исследователей Древнего Египта есть большое число вопросов касающихся вопросов добычи блоков, из которых сложены пирамиды. Вполне возможно, что знакомство с технологией создания подземных сооружений Фив поможет пролить свет на загадки каменных карьеров того времени.
Неясно каким инструментом египтяне пилили и сверлили гранит и другие крепкие породы. Безусловно, было бы очень интересно, ознакомится с материалом по данной теме. Если египтяне действительно выпиливали в скале блоки, то должны сохраниться следы такой деятельности.
А также очень интересно, а как же определён учёными функционал подземных помещений. Неужели опять будут гробницы, некрополи и прочие атрибуты загробного царства. Или это обычные жилища египтян того времени.
9. Сооружения в Фивах
На рис. 9. 1 показано расположение исторических объектов в Фивах. Нужно иметь в виду, что это не точная карта, а рисунок, предназначенный для пояснения текста. Можно условно разделить эти сооружения на три отдельных группы.
Храмы правого берега. Первая группа памятников истории находится на восточном берегу Нила. Это архитектурные ансамбли Луксора и Карнака. Правобережные строения располагались на не затапливаемых участках вблизи реки и соединялись между собой мощёными дорогами.
Рис. 9.1. Сооружения в Фивах
От Нила до вышеперечисленных храмов были прорыты судоходные каналы. Возможно, в те времена рядом проходило не главное русло, а лишь протока, но сути дела это не меняет. Храмовые комплексы имели хорошо оборудованные пристани, выстроенные непосредственно у стен этих сооружений.
Ещё одна немаловажная особенность храмовых комплексов – наличие собственных источников чистой питьевой воды. Это было актуально во времена разливов Нила. В этот период река становилась грязной и небезопасной для здоровья населения. А колодцы, бассейны и искусственные озёра храмов подпитывались за счёт грунтового водоносного слоя и всегда имели качественное содержимое.
Храмы левого берега. Ко второй группе можно отнести длинную многокилометровую вереницу сооружений, протянувшуюся по границе обрабатываемой земли и пустыни вдоль западного берега реки. Участки, на которых располагались эти строения, не затоплялись во время ежегодных наводнений Нила.
Просматривается аналогия при выборе мест строительства как с правобережными сооружениями Луксора и Карнака, так и с площадками пирамидных комплексов Мемфиса. Главный из этих критериев это максимальная приближённость к Нилу и возможность создания судоходного канала, оборудованного пристанью.
Храмы этой группы являются публичными объектами, рассчитанными на многочисленных пользователей. Внушительные стены были надёжной защитой от разного рода непрошенных посетителей. Вспомним, например, Мединет Абу. Даже более чем через тысячу лет в Европе не было построено крепости, которая по масштабам могла бы сравниться с этим фортом.
Левобережные сооружения были укомплектованы собственными источниками чистой питьевой воды. Объём искусственных озёр был достаточным для удовлетворения нужд многочисленных пользователей. Более того, храмы могли быть центрами производства разного рода прохладительных напитков. В условиях жаркого засушливого климата такая функция выглядит весьма привлекательно.
Расположение этой группы храмов, как и первой, на удивление точно совпадает с местами наиболее удобной сезонной миграции земледельцев из затопляемой зоны на время половодья. После спада воды древние египтяне со своими семьями, переждавшие в более или менее комфортных условиях стихийное бедствие, возвращались в долину и приступали к обыденным делам.
На рис. 9. 1 каналы не показаны, да и местоположение Нила, постоянно менявшего свое главное русло обозначено весьма приближенно. Схема ирригационной сети в Фивах существовавшая в эпоху Нового царства до нашего времени не сохранилась. Тема эта сложная и требует отдельного обстоятельного разговора. Например, на рисунке отсутствует озеро Аменхотепа III, в наше время его нет, но в описываемую эпоху оно существовало и играло важную роль в жизни региона.
Подземные сооружения. Третья группа памятников истории в Фивах находится на левом берегу Нила и отстоит значительно дальше от реки, чем вереница храмов, расположенных по границе обрабатываемой земли и пустыни. Построены эти сооружения в довольно узких долинах, можно даже сказать в ущельях.
Если и есть отдельные объекты внушительных параметров, в состав которых входит до ста двадцати помещений, то основная часть храмов третьей группы имеет сравнительно небольшие размеры. Отличительной чертой данных сооружений являются способы строительства, а именно то, что они в большинстве своём не сложены из камня или кирпича, а вырублены в скале.
Относительно небольшие размеры говорят о принадлежности этих объектов к индивидуальным пользователям в отличии, например, от сооружений в Карнаке или Луксоре, бывших общественными местами.
Самым известным историческим памятником является Долина Царей. В свою очередь, это место подразделяется на восточную и западную части. Археологами открыто больше шестидесяти таких сооружений. Особую известность данной группе подземных помещений принесли раскопки объекта KV62, где была найдена богатая коллекция золотых изделий, в том числе и «Маска фараона Тутанхамона».
Это скалистое ущелье ещё в древности стало популярным среди искателей кладов. А начиная с девятнадцатого века здесь начались регулярные археологические раскопки, продолжающиеся до нашего времени. Наряду с пирамидами и большими храмами, долина является местом паломничества многочисленных туристов.
Ещё один, также весьма известный памятник египетской культуры, археологическая зона на западном берегу Нила называющаяся Долиной Цариц. Число высеченных в скале объектов в этом месте достигает семидесяти.
Совсем рядом с Долиной Цариц в небольшой ложбине находится впечатляющий археологический объект – «деревня ремесленников». Уникальность этой исторической зоны в первую очередь состоит в том, что значительная часть объектов, входящих в данную группу, не относится к некрополям.
Тем не менее некоторые строения считаются гробницами, специально построенными для мумификации чиновников, являвшихся надзирателями. Второе отличие деревни ремесленников от Долины Царей заключается в том, что основным способом строительства является каменная и кирпичная кладка, а не вырубка помещений и коридоров в скальном грунте.
Рис. 9.2. Расположение объектов в Долине Царей
На рисунке 9.2 представлено примерное расположение объектов в Долине Царей. В начале девятнадцатого века Джон Уилкинсен приступил к составлению планов сооружений и пронумеровал их. Предложенная им система обозначений признана научным сообществом и используется до нашего времени.