Книга Крепости и городища западных славян Южной Балтики - читать онлайн бесплатно, автор Юрий Анатольевич Николаев. Cтраница 5
bannerbanner
Вы не авторизовались
Войти
Зарегистрироваться
Крепости и городища западных славян Южной Балтики
Крепости и городища западных славян Южной Балтики
Добавить В библиотекуАвторизуйтесь, чтобы добавить
Оценить:

Рейтинг: 0

Добавить отзывДобавить цитату

Крепости и городища западных славян Южной Балтики

Святополк в качестве своей столицы, как и отец, и дед снова выбрал Любицу. Для проповедей германских священников среди славянского населения была предоставлена церковь Любицы. Вскоре Любицу, которая стала центром распространения католической веры, захватили и разрушили руяне. При сыновьях Генриха княжество превратилось в ослабленную, раздираемую гражданскими войнами территорию. Такое положение дел в стране, которая граничила с мощным Датским королевством, не могло устраивать Германию. Решением проблемы могла стать смена власти в княжестве оботритов.

В 1128 году представитель голштинской знати Дазо убил Святополка, а в 1129 году граф Зигфрид Эртенебургский в Эртенебурге (в настоящее время Артленбург на правом берегу Лабы/Эльбы – прим.) убил Звинике / Звенько/ Zvinike, последнего из сыновей Святополка. Затем Лотарь II, король Германии, аннексировал оботритское княжество, продав его в лен Кнуду Лаварду, сыну погибшего короля Дании Эрика I Доброго. Кнуд Лавард находился во враждебных отношениях со своим дядей, королем Дании Нильсом (Neils, король с 1104 по 1134 год), который после смерти Эрика I Доброго узурпировал власть в датском королевстве и не имел намерений передавать королевский престол Кнуду Лаварду. Кнуд Лавард для короля Германии был практически идеальной кандидатурой в качестве князя оботритов, а также властителя Голштинии, который враждебно относился к королю Нильсу и мог обеспечить безопасность северной границы Германии. Независимость Кнуда Лаварда, потенциального претендента на датскую корону, военный потенциал войск Кнуда Лаварда, возросший за счет присоединения славянских территорий, вассальские отношения Лаварда с Лотарем II не могли не вызвать обоснованные опасения у короля Дании Нильса, а также у его сына Магнуса. В 1131 году люди Магнуса убили Кнуда Лаварда.

Прибислав (потомок Будивого, внук Готшалка из рода Наконидов, являвшийся последним законным наследником престола оботритов) и Никлот (1090 -1160) использовали политическую ситуацию, сложившуюся вследствие гибели Кнуда Лаварда, и в 1131 году возглавили «королевство» оботритов. Никлот стал князем оботритского государства (с 1131 по 1160 год), а Прибислав – князем вагров и полабов (с 1131 по 1156 год). В качестве своей столицы Прибислав выбрал Любицу на реке Траве. Оба князя были сторонниками традиционной религии славян и противниками христианизации по латинскому обряду. Как писал Гельмольд, в этот период во всей славянской земле было враждебное отношение к христианам и «усердное поклонение» дохристианским богам славян.

Но и среди славян не было единства. Потомки князя Круто, выходца из руянского княжества также могли претендовать на власть в союзе оботритов. Кроме того, потомки князя Круто, выходца из руян, помнили, что Круто был предательски убит Генрихом из рода Наконидов, а последним из рода Наконидов оставался Прибислав.

В 1138 году руяне совершили поход в Любицу с тем, чтобы покончить с Прибиславом, а, возможно, и объединить оботритское и руянское государства. Поход возглавил князь руян Ратислав. Не обнаружив в крепости Прибислава, войско руян разрушило Любицу и её окрестности.

В 1139 году Генрих фон Бадевиде, став голштинским графом и воспользовавшись разобщенностью славян, решил распространить свою власть не только на земли Нордальбингии, но и на все славянские земли Вагрии. После его похода опустели плуньские, лютилинбургские, ольденбургские земли, а также были разграблены, уничтожены пожарами и обезлюдели все земли Вагрии до Балтийского моря и реки Травны/ Траве. В 1142 году юный герцог Саксонии Генрих Лев передал Голштинию и Вагрию графу Адольфу II. В отместку Генрих фон Бадевиде после себя сжег и разрушил оставшиеся крепости и города.

Вагрия, отданная Адольфу II, представляла собой обезлюдевшую и выжженную территорию. Адольф II решил заселить Вагрию переселенцами из западных территорий Германии и с их помощью восстановить свое графство. Для этого Адольф II «отправил послов во все страны, а именно, во Фландрию и Голландию, Траектум (Утрехт – прим.), Вестфалию и Фризию, возвещая, чтобы все те, кто испытывает недостаток в полях, шли с семьями своими и получили землю наилучшую, землю обширную, богатую плодами, изобилующую рыбой и мясом и удобными пастбищами». Гользаты заняли самые безопасные земли в районе Limes Saxoniae: западнее Зигеберга, по реке Траве, поля вдоль реки Свентины и далее в направлении Плёна. Запад Вагрии заселили вестфальцы, центральную часть Вагрии (область городища Утин) – голландцы, а земли в районе городища Сусле/ Süsel заселили фризы [9, кн.1]. Славянам же для проживания оставили опустошенные территории в районе Старигарда (Oldenburg), Плуне и Лютенбурга.

Закрепление Священной Римской империи на обретенных землях славян нуждалось в создании мощных экономических, военных и религиозных центров на востоке империи. Первым таким центром стал Любек (Lubeck), заложенный в 6 километрах от Любице вверх по течению Траве, в районе слиянии реки Траве и её правого притока Wakenitz (Вакениц, соединявшей Ратиборское озеро и Траве), на месте древнеславянской крепости Буку, столицы князя Круто.

Строительство началось в 1143/1144 годах при графе Адольфе II Шауэнбургском. Название древнего города Любица перешло на новый город в германизированной форме Lübeck /Любек, а древняя Любица стала называться Alt-Lübeck (Старый, т.е. Прежний Любек). Любек быстро разрастался. Ключевым торговым продуктом стала соль, которая повсеместно требовалась для сохранения продуктов питания. После восстановления торговых связей, которые прежде осуществлялись в Любице, Старигарде, Рерике и в других портах западных славян, а также после открытия солеварни в Тодесло, сократилась торговля в некогда процветающем Бардовике, где торговали солью, добываемой под Люнебургом. Население и купцы Бардовика, Люнебурга переселялись в быстро богатеющий Любек.

Герцог Саксонии Генрих Лев (с чьим именем связано уничтожение славянских государственных образований Южной Балтики), осознав выгоду географического расположения Любека и его гавани, а также обеспокоенный потерей дохода, принадлежавшего ему Бардовика, предложил графу Адольфу отдать ему половину Любека и половину солеварни, потому что «мы не можем перенести, чтобы ради чужой выгоды мы должны были бы страдать от опустения наследия отцов наших». После отказа графа герцог запретил торговые операции в Любеке кроме пищи, приказал засыпать соляные источники в Тодесло и перевести торговые операции в Бардовик, «желая поднять свой город» [9, кн.1, п.76].

Запрет на торговлю и последовавший за этим пожар, практически уничтоживший Любек, привели к тому, что купцы Любека переселились в новый город Левенштадт (город Льва), на реке «Вокница» (Вакениц), который герцог построил для жителей Любека. В 1158 году отсутствие в Левенштадте гавани для морских судов заставило герцога забросить строительство и вынудить Адольфа уступить ему гавань, остров и крепость Любека. «И тотчас по приказу герцога вернулись сюда с радостью купцы, покинув неудобный новый город, и начали отстраивать церкви и стены города. И отправил герцог послов в города и северные государства – Данию, Швецию, Норвегию и Русь, – предлагая им мир, чтобы они имели свободный проезд к его городу Любеку. И установил здесь монету и пошлину и самые почетные городские права. И преуспевал с этого времени город во всех делах своих и умножалось число его жителей» [9, кн.1, п.85].

Герцог Саксонии Генрих Лев сам возглавил строительство города. Возводились крепостные стены, портовые сооружения. На месте священного для славян ручья был заложен католический кафедральный собор.

Географическое расположение, выход в Балтийское море, удобная гавань и политика новой власти предопределили быстрый рост города, его торгового, военного и политического влияния. В 1161 году Любеку была предоставлена привилегия беспошлинной торговли с Саксонией и с дальними странами. Это решение способствовало превращению города в крупный центр международной торговли. В Любеке находились большие соляные склады для хранения соли, «белого золота» того времени. В Любеке засаливали сельдь, которую ловили в Балтийском море, и экспортировали её в другие страны. Отсюда также вывозились ремесленные и ювелирные изделия, другие предметы роскоши, книги и многое другое. Здесь можно было приобрести товары, привозимые от Венеции до северных стран, в том числе пушнину и древесину из России, зерно и вино из Франции.

В 1163 году Генрих Лев перевел епископскую кафедру из Ольденбурга в Любек [9], придав, таким образом, Любеку статус религиозного центра «ибо город этот был более населен, место было лучше укреплено и вообще во всех отношениях было удобнее» [9, кн.1, п.89]. Позднее была построена церковь Святой Марии высотой 125 метров. В 1180 году император Фридрих I Барбаросса узаконил правила административного, имущественного и финансового самоуправления города.



Соляные склады Любека. Снимок личного архива


В 1214 году император Фридрих II был вынужден подписать договор с Данией, в соответствии с которым голштинские земли, включая Любек, переходила к Дании. Но в 1227 году датские войска были разбиты у Борнгеведе, а Любек освободился от власти Дании. К этому времени город уже был настолько богат, что купил у императора Священной Римской империи статус вольного города. Суверенитет города просуществовал более 710 лет. Любек приобрел право на земли, необходимое для строительства порта и свободного мореплавания. Городу гарантировалась безопасность торговых путей, безопасность для местных и зарубежных купцов.

Статус вольного города предоставлял Любеку право на создание своей правовой системы, так называемого, «любекского права», ставшего основой для создания торгового ганзейского союза. Для обеспечения торговых отношений Любек получил право чеканить свои монеты (любекскую марку), которые принимались во всех странах ганзейского союза. Это предоставляло Любеку дополнительные экономические преимущества и прибыль, поскольку деньги, как средство платежа, дешевле товаров, приобретаемых на них. Эмиссия валюты во все времена была выгодным занятием. Интересен и тот факт, что после обретения Любеком статуса вольного города, его жители в 1257 году избавились от епископских налогов, изгнав из Любека епископа.

Объективная потребность в межрегиональной и международной торговле, наличие международной валюты (любекской марки), разработка любекского права, как основы международного торгового законодательства и ряд других политических решений позволили городам Любек, Висмар и Росток в 1259 году заключить договор, ставший основой Ганзейского союза. Решения Ганзейского союза принимались голосованием на собраниях жителей города. Позднее Любек открыл торговые представительства в портовых городах Балтики и Северного моря: Данциге, Риге, Великом Новгороде, Гамбурге, Лондоне, Брюгге, Кёльне, Фалстербо, Смоленске, Ростоке, Висмаре, Штральзунде, Штеттине, Грайфсвальде, Елбинге, Кенигсберге, Ревеле, Дерпте, Элблонге. Эти города приняли любекское право и вступили в ганзейский союз.

В 1358 году Любек стал главным городом ганзейского союза. Ганзейский союз способствовал защите товаров, жизни купцов и созданию условий для выгодной торговли. Бело-красный флаг ганзейского союза уже объединял порядка двухсот городов. Ганзейский союз обладал своим торговым флотом и охраной судов.

В 14 веке население города составляло уже более 20 тысяч человек, а Любек стал крупным экономическим и политическим центром ганзейского союза. Экономические решения в Любеке явились мощным рычагом развития экономики на несколько столетий вперёд и распространения влияния на восточные территории.

Пример с Любеком достаточно показателен с той точки зрения, что если сравнить список городов, выявленных немецкими учеными, с которыми торговали западными славяне, то география торговых связей Ганзейского союза даже уступает ему. Процессы становления и распространения западнославянской государственности, экономический и духовный рост, строительство раннесредневековых городов славян на территориях союза оботритов и союза велетов/ лютичей были оборваны экспансией крестовых походов войск Священной Римской империи и Датского королевства в 12 веке. Крупные западные державы не могли допустить на своих границах могущественных, экономически развитых, независимых славянских государств, имеющих свою самобытную историю, культуру и религию. А пример экономического взлета Любека и других городов показывает возможное будущее развитие западнославянских государств того времени, уничтоженное странами Западной Европой.



Любек. Снимок личного архива


В середине второго тысячелетия, в результате войны с Нидерландами (1438-1441 гг.), а также вследствие открытия новых более выгодных рынков сбыта, значение Любека стало снижаться. В 17 веке Ганзейский союз прекратил свое существование. В наше время Любек – старинный средневековый ганзейский город с населением более 200 тысяч человек, входящий в историческое наследие ЮНЕСКО. На Гольштейнских воротах Любека золотыми буквами написан девиз города: «Должен быть мир с чужими и согласие дома» («Concordia Domi Foris Pax»).



Любек. Снимок личного архива


В центре исторической части города с его затейливыми узкими средневековыми улочками расположены величественная городская церковь Мариенкирхен (1354 год), нарядная ратуша и рынок, заполненный туристами. Над крестами церквей красуются петушки золотистого цвета. Считается, что петушок своим криком провозглашает наступление зари, возрождение жизни после темного периода и изгнание злого духа тьмы. Интересно то, что петушок сидит выше креста, а также то, что петушки над кафедральными соборами встречаются не только в этом городе, но и повсеместно по Восточной Германии, на западе от Эльбы, в Бельгии и других местах. Золотой петушок является персонажем и в сказках А.С. Пушкина.



Любек. Снимок личного архива







Любек насыщен символами герцога Саксонии Генриха Льва. Снимки личного архива

Городища и крепости оботритов

Оботриты, которые были частью западнославянского объединения оботритов, в историографии также назывались ободриты, бодричи, ререги, рароги. Название «ободриты» использовалось в трудах Н. Грацианского, академика В. Седова, саксонского монаха 11 века Адама Бременского, П. Шафарика, А. Гильфердинга, А. Павинского, Йоахима Херрмана. Название «бодричи» применял саксонский монах 12 века Гельмольд из Босау. Адам Бременский также применял термин «ререги». На надгробии князя Прибислава в монастыре Bad Dobern (ранее «Добраны») используется термин «Obotriten», т.е. «оботритов». Названия оботриты/ «Obotriti»/ «Abodriti» также используются на картах 10 века, в работах профессора И. Первольфа, к.и.н. В. Меркулова. В данной работе используется термин «оботриты» в соответствии с тем, как указано на могильной плите князя Прибислава. В цитатах других авторов будут указываться те названия, которые давали авторы оботритам.

Название «рароги», очевидно, происходит от славянского «рарог», сокол. Аналог славянского «рарога» – иранское «Веретранга», одна из инкарнаций которого, по мнению автора [17, с. 87], – сокол. Образ сокола заимствован Украиной для своего герба.

Академик В. В. Седов писал, что «племя ободритов локализуется по побережью Балтийского моря от Любекского залива до Ратиборского озера, между реками Траве (Trave) и Варнов (Warnow)». В наше время указанная территория относится к федеральной земле Мекленбург-Передняя Померания.

Адам Бременский описал место проживания оботритов следующим образом: «Славянские племена весьма многочисленны; первые среди них – вагры, граничащие на западе с трансальбианами (трансальбингами – прим.); город их – приморский Ольденбург (Старигард – прим.). За ними следуют ободриты, которые ныне зовутся ререгами, и их город Магнополь (Мекленбург – прим.)» [3, кн.2, п.21].

Гельмольд из Босау привел аналогичное описание земель оботритов: «За ними следуют бодричи, город их – Микилинбург. Оттуда по направлению к нам живут полабы, их город – Ратцебург» [9, кн.1, п.2]. «Магнополис же – это то же самое, что Микилинбург» [9, кн.1, п.87]. Во второй половине первого тысячелетия на западе оботриты граничили с ваграми, за которыми находилась Нордальбингия, на юге – с полабами и варнами, а на востоке – с хижанами и черезпенянами». На севере земли оботритов омывало Варяжское (Балтийское) море.

Столицей оботритов до начала 9 века был легендарный Рерик, затем городище Велиград (великий город), позднее названный на германский лад, Мекленбург (Mecklenburg). Остатки оборонительных валов некогда грозных крепостей славян сохранились и до нашего времени.

По мнению Йоахима Херрмана, ранее оботриты жили на Дунае [4, 10]. «Откуда (от Белграда) часть ободритов (вероятно, после аварского вторжения 568 года) переселилась на север, к Балтийскому морю. Здесь после переселения и были выстроены укрепленные центры племенной знати, а столицей племенного союза ободритов стал Велиград (Мекленбург) [10]».

В число наиболее крупных укрепленных городищ оботритов входят: Рерик, Велиград (Мекленбург/ Mecklenburg)), Верле/ Werle, Зверин/ Schwerin, Добин/ Dobin, Илов/ Ilow.



Граница оботритов карты 10 века [5]. Пятиугольниками обозначены наиболее крупные средневековые городища славян, а также их название или ближайший топоним: 11 – Рерик (Rerick), 12 – Мекленбург (Mecklenburg, Велиград), 13 – Зверин (совр. Шверин, Schwerin), 14 – Добин (Dobin), 15 – Верле (Вурле, Werle), 16 – Илов (Ilow), 17 – Большая радость (Gross Raden), 19 – Бютцов, 38 – Кессин, 213 – о. Deipsee, 221 – Groß Görnow (Большой Гёрнов, Горнов), 243 – Мадсов, 252 – Новый Буков, 266 – Роксин (Roxin), 268 – Высокий замок/ Hohe Burg, 272 – Sternberger Burg


Рерик (Rerik) – легендарная столица оботритов, их великокняжеский, религиозный, военный и торговый центр, который был разрушен и сожжен в 808 году. Городище находилось на восточной стороне Висмарской бухты Южной Балтики. А.И. Павинский допускал, что городище имело славянское название «Рарог» [20, с.31]. Известный славист П. Шафарик также называл Рерик «Рарог» и выводил это название от слова сокол, ястреб. По версии С. Гедеонова рериком (соколом) называли князя оботритов Траскона/ Дражко, дяди Рюрика. А оботритов называли рериками/ соколами.

В начале 20 века немецкие историки рассматривали Мекленбург, Старигард (Oldenburg), Любице (Альт Любек /Alt Lubeck) и Альт Гаарц в качестве возможных городов, которые могли быть легендарным Рериком. В 1938 году немецкий ученый Роберт Бельц на основании результатов археологических и исторических исследований доказал, что Рерик находился в районе населенного пункта Альт Гаарц. В том же году Альт Гаарц был переименован в Рерик.

Мореходы Рерика контролировали морские торговые пути Южной Балтики и представляли угрозу для прибрежных датских территорий, а купцы Рерика являлись конкурентами торговых людей Дании. Из франкских анналов известно, что в 808 году флот короля Дании Годфреда, желавшего распространить свою власть над Южной Балтикой, вильцы, которые враждовали с оботритами, а также присоединившиеся к ним смельдинги и глиняне, атаковали Рерик. Несмотря на ожесточенное сопротивление оботритов и гибель многих из датской армии, войскам Годфрида удалось разрушить и сжечь столицу оботритов. Купцы и ремесленники Рерика были вывезены в торговый датский город Хедебю, который конкурировал с Рериком. При защите Рерика погиб Годлиб / Годелайб, сын князя оботритов Вицина/ Витслава. Позднее столица оботритов была перенесена в хорошо укрепленное городище Мекленбург, расположенное в 8 километрах южнее современного Висмара.

В конце двадцатого столетия археологическим ведомством федеральной земли Мекленбург-Передняя Померания и учеными Кильского университета были проведены дополнительные археологические исследования в районе населенных пунктов Blowatz и Groß Strömkendorf, находящихся на восточном берегу Висмарской бухты. Раскопки позволили обнаружить останки сооружений, относящихся к комплексу Рерик: портовых сооружений, складов, прорытый вход в гавань. На снимках аэросъемки отчетливо виден вход в гавань.

На запад от Рерика тянется узкая песчаная коса шириной 150 метров, переходящая в полуостров Wustrow (Вустров), название которого созвучно со словом «Остров». Wustrow расположен выше уровня косы, покрыт лесом и действительно выглядит как остров, только соединенный узкой косой с материком. Топоним «Остров» становится более очевидным, если учесть, что ранее уровень моря был выше, а сам остров был окружен со всех сторон водой.

В настоящее время в городе Рерик можно увидеть остатки некогда мощного берегового оборонительного вала. С вала, на который ведет деревянная лестница, открывается вид на просторы Южной Балтики. У лестницы установлен информационный щит (Slawischer Burgwall/ Славянский крепостной вал), рассказывающий о прошлом Рерика и о результатах археологических исследований. Вокруг Рерика находятся дольмены с поясняющей информацией.









Дольмены у Рерика. Снимки личного архива


Дольмен у деревни Mechelsdorf имеет выход, направленный в сторону юго-востока. В соответствии с описанием, дольмен служил мегалитической гробницей, относящейся к периоду неолита (3200-3000 лет до н.э.). Дольмены отличаются от больших ступенчатых коллективных могил или «кроватей богатыря», которые были построены для нескольких следующих друг за другом погребений.

Большая гробница (Grossdolmen) была исследована археологами в 1967 году. Она отличается необычно длинным и ступенчатым входом. Вход состоит из 4 боковых камней и 2 камней положенных сверху. Сам склеп имеет длину 2,8 метра, ширину 1,5 метра и высоту 1,25 метра. Камни дольмена имеют выемки ритуального назначения.

К сожалению, не все археологические памятники сохранились. Существенный вред им наносится сельскохозяйственными работами, в процессе которых разравниваются и расчищаются земли для посевов.

После сожжения Рерика столицей оботритов стало городище Мекленбург. Около 965 года андалузский купец Ибрагим ибн Якуб (Ibrahim Ibn Jacub) назвал это городище как Велиград (Wiligrad). Адам Бременский использовал название «Магнополис». Арнольд Любекский называл городище «Магнополь». Также использовались названия Михеленбург (Michelenburg), Миклинбург (Miklinburg), Микиленбург (Mikilenburg). На карте 1125 года городище обозначено как «Мекленбург» (Mecklenburg). Все названия объединяет единый смысл: великий, большой, главный (Вели/ Михелен / Меклен). О второй части названий городища у Даля сказано, что слово «бург» означает укреплённый пункт, крепость, замок, вокруг которого возникал город. «Бурги» возводились, как правило, на естественных или насыпных возвышенностях, буграх. Интересно и созвучие между славянским «бугор» и западным «бург». По Далю бугор – возвышенность, холм, курган.

Расположение городища Мекленбург указано во многих источниках. Академик В.В. Седов, в частности, писал, что южнее Висмара «находится крупное городище, именуемое Мекленбургским, которое отождествляется с Велиградом – резиденцией князей ободритского племенного союза, а в более позднее время – мекленбургских князей» [1]. Об этом же сообщал и Йоахим Херрман (Joachim Herrmann) [42].

Археологические и исторические исследования, которые проводились на месте городища с 1839 по 1841 год и с 1967 по 1971 год (под руководством профессора Claus Donat), выявили, что первые стены замка были возведены ещё в 7 веке. Нижний культурный слой городища относился к 630 – 680 годам суковско-дзедзинской археологической культуры. С самого начала крепость имела характерную для славянских фортификационных укреплений овальную форму и размеры 180 метров на 140 метров. Крутые крепостные валы с деревянным каркасом должны были достигать высоты не менее 13 метров. С трех сторон крепость окружала заболоченная низменность, следы которой хорошо различимы и в наше время, если взобраться на оборонительный вал. С внешней стороны вала имелся глубокий ров. Для строительства крепостных валов потребовалось 9400 кубометров дубовых свай и досок, а также 25 тысяч кубометров грунта. С внешней и внутренних сторон оборонительных валов археологами обнаружены остатки славянской керамики. В более поздние века крепость была расширена.