В 50 километрах на юго-запад от города Oldenburg, в окружении озер расположен небольшой городок Плён (Plön) с замком, невысокими аккуратными домами и мощенными брусчаткой улочками. Своё название этот городок ведет от названия озера Grosser Plöner See и славянской крепости Плуне. Топоним Плуне означает полынья, свободную ото льда воду.
В начале седьмого века славянские племена в районе, где в наше время расположен город Плён (Plön), на острове (современное название Olsborg / старая крепость) построили крепость Плуне (Plune), которая в течение нескольких столетий являлась важным форпостом союза оботритов на западной границе. Выбор места для строительства крепости был выбран не случайно. Здесь, среди большого количества озер, находился узкий перешеек, по которому проходила дорога в королевство Дании. От крепости к берегу озера проходил узкий деревянный мост, длиной около 100 метров, по которому можно было пройти в ряд только по два человека и, который легко разбирался в случае нападения.
Крепость Плуне, в частности, известна решающим сражением 1075 года между войсками славянских князей Круто и Бутуя (Будивоя). «Ободричи отказались признать сыновей Готшалка и избрали князем Круто из руян. Генрих, младший сын Готшалка бежал в Данию, так как по матери «происходил из королевского рода данов». «А старший, Бутуй, удалился к бардам, прося помощи у саксонских князей, которым отец его был всегда предан и верен» [9].
Круто заманил в крепость князя Бутуя вместе с его войском, оставив крепость пустой с открытыми воротами, но без запасов продовольствия и лодок, которые позволили бы покинуть Плуне. «Взяв храбрейших бардов, Бутуй перешел Альбию (Эльбу – прим. автора) и поспешил в землю вагров… Он, стоя во главе 600 и более вооруженных мужей, пришел к крепости Плуне и нашел город сверх всякого ожидания открытым и пустым от людей». На рассвете Круто осадил крепость. Воины Будивого, оставшиеся без продовольствия, подняли мятеж и покинули крепость. «Пара за парой перешли они мост, сдавая оружие, и, таким образом, были приведены к Круто. Когда все пред ним предстали, одна знатная женщина обратилась из крепости к Круто и к остальным славянам с повелением, говоря: «Погубите этих людей, которые сдались вам, и не вздумайте пощадить их, потому что они учинили великое насилие над женами вашими, которые были оставлены с ними в городе, смойте позор, нанесенный нам». Услыхав это, Круто и сподвижники его тотчас же накинулись на них и острием меча истребили все это множество (людей). Так были Бутуй и с ним все отборное войско бардов под крепостью Плуней в тот день убиты» [9, п.26, с.184].
После убийства Круто, которое произошло в 1093 году, власть в союзе оботритов захватил Генрих, вернувшийся из Дании. После смерти Генриха, произошедшей в 1127 году, между его сыновьями возникла борьба за власть. «Старший брат Святополк, желая властвовать один, причинил своему брату Кнуту много обид и, наконец, с помощью гользатов (северных саксов) осадил его в крепости Плуне. Кнут же, удерживая своих приверженцев, чтобы они не бросали копья в осаждающих, поднялся на стены и обратился ко всему войску, говоря: «Выслушайте, прошу вас, слово мое, о лучшие мужи, пришедшие из Гользатии. Какая причина тому, спрашиваю я, что вы поднялись против своего друга? Разве я, от того же отца, Генриха, рожденный, не прихожусь братом Святополку и разве по праву я не сонаследник его на государство отца? Почему же тогда брат мой стремится лишить меня отцовского наследия? Не дайте же поднять себя напрасно против меня, но вернитесь к справедливости и добейтесь от брата моего, чтобы он дал мне часть, которая мне по праву принадлежит». Услышав это, осаждающие успокоились и решили удовлетворить справедливые его требования. Приложив все усилия, они примирили братьев, поделив между ними земли. Однако некоторое время спустя, Кнут был убит в городе Лютилинбурге (Лютенбурге – прим. автора), и Святополк один завладел государством» [9, п.48, с.208].
Братоубийственные войны между сыновьями Генриха Святополком и Кнутом ослабили былое могущество славян-вагров и союза оботритов в целом. В 1139 году Генрих фон Бадевиде, граф Голштинии, воспользовавшись разобщенностью славян, и, «собрав втайне войско из гользатов и штурмаров, зимой вторгся в Славию … и нанес им страшное поражение, а именно, всей земле плуньской, лютилинбургской, ольденбургской и всей стране, которая начинается от реки Свалы и замыкается Балтийским морем и рекой Травной. Всю эту землю гользаты в один набег опустошили грабежами и пожарами, кроме городов, которые, будучи укреплены валами и запорами, требовали большего искусства в осаде. На следующее лето гользаты … напали на замок Плуню и…, вопреки всяким ожиданиям, эту самую крепкую из всех крепостей заняли, предав смерти славян, которые внутри находились» [9, кН.1, с.217]. Крепость Плуне была разрушена.
Через 20 лет на месте старой крепости была построена новая. В 1173 году крепостные конструкции перенесли на берег озера, на епископскую гору, где в настоящее время на холме возвышается замок города Плён. Позднее из-за строительства плотины, уровень воды в озере поднялся и затопил остров. В 19 веке понижение уровня воды позволило провести археологические раскопки на месте бывшей славянской крепости. Результатами исследований стали предметы славянского быта и остатки славянской керамики 10-12 веков.
В семидесятые годы прошлого века и после 2000 года немецкие археологи обнаружили следы славянской укрепленного селения начала восьмого века севернее Босау/ Бозау (Bosau) на косе между озером Плуне и Епископским озером. Крепость упоминалась как Bischofswarder. По данным [11] «славянское название этого поселка, лежавшего на Плуньском озере, было Божово». Там же археологи обнаружили остатки деревянных конструкций, керамические изделия и украшения, характерные для славян средневекового периода. Наиболее сильные укрепления были со стороны озера Плуне.
В 18 километрах на юго-запад от города Plön по дороге 430 между озерами Belaunen (Белое) и Schmalen (Тонкое) находилась другая овальная крепость размерами 50 на 15 м. Крепость была построена в 8 – 9 веках, а валы и сейчас имеют высоту не менее 3 метров [19].
Если ехать по дороге 76 в северо-западном направлении от города Plön, то через 11 километров пути в восточной части озера Scharsee (с востока города Preetz и южнее Scharstorf), на полуострове длиной 350 м находятся остатки кольцеобразного оборонительного вала ещё одной крепости славянского периода. В наше время высота вала не превышает полутора метров, но ширина его основания (от 8 до 12 метров) свидетельствует о том, что тысячу лет назад вал был достаточно высоким. Вал имел практически правильную форму кольца диаметром 65-70 метров. Другой вал, у основания полуострова, защищал доступ к полуострову и к селению славян. В наше время высота этого вала достигает 2,5метров, а его длина равна 150 метрам.
Археологические исследования показали, что селение славян занимало площадь 1,1 гектара, было застроено жилыми деревянными домами, амбарами, мастерскими ткачей, гончаров, резчиков по кости, кузнецов и металлургов. Улицы были вымощены досками. На месте селения и крепости обнаружены многочисленные куски керамики славянского типа. В крепости обнаружена кавалерийская шпора. На территории селения находился вырезанный из дерева идол славянского божества. Крепость и селение были покинуты славянами в начале 10 века. Археологи отмечали высокую степень сходства оборонительных сооружений с крепостью Большая Радость (Gross Raden), которая существовала в тот же период времени.
Название упомянутого города Preetz происходит от славянского «по реке»/ «po recе». В 1221 году славянское «по реке» трансформировалось в «Порецье»/ «Poretzie», в 1442 году – в «Преце»/ «Pretze», а позднее в Preetz.
В полутора километрах восточнее Hassendorf, на возвышенности заболоченной местности сохранились остатки кольцеобразного крепостного вала диаметром около 100 метров. С внешней стороны вала находился ров. Обнаруженные обломки керамики и конструктивные особенности оборонительного вала позволили определить, что крепость была построена и использовалась славянами в период с 9 по10 век.
В 20 километрах на восток от города Плён, на юго-восточном берегу озера Укляй (Ukleisee) на самом высоком месте морены сохранились два крепостных вала, которые защищали участок плато площадью 55 на 66 м.
В 16 километрах на восток от Плуне, в озерном краю Вагрии, на острове Фазаний (сейчас называется Fasanen insel) южной части Большого Утиного озера (в настоящее время Großer Eutiner See) находилась овальная крепость Утин. Её размеры составляли 150 на 200 метров. Между крепостью и берегом находился мост длиной около 200 метров. Исследования остатков древесины моста позволили отнести его возраст к концу первого тысячелетия. На берегу находилось славянское поселение. В 1138/39 году замок Утин был уничтожен голштинцами. В процессе онемечивания Утин и поселение славян стали называться Эйтин, а позднее Ойтин (Eutin). Однако на древнем гербе сохранилось древнее название города Утин, записанное по латински VTIN.
Если ехать 2 километра на север от окраины Lensahn по улице Oldenburger в сторону Ольденбурга и повернуть налево у Moosbruch на местную дорогу Schanze (Укрепление), то через 300 метров можно увидеть остатки славянской крепости 8 столетия. В наше время сохранилось только основание крепости. Её легко распознать по возвышенности овальной формы размерами 120 на 140 м. На месте крепости построены два жилых дома с хозяйственными постройками.
Город Süsel расположен в 10 километрах на юго-восток от Утина на берегу озера Зюзелер (Süseler see). Гельмольд из Босау эти земли вагров называл «Сусле/ Сусел» [9, кН.1, с 255]. А. Гильфердинг писал «у вагров, в стране Сусельской (54, кн.1, XVII), где теперь местечко Susel в восточной части Голштинии».
На вершине морены, выступающей в озеро Süsseler, в его северной части находилась славянская крепость. Оборонительный вал овальной формы имел размеры 70 на 95метров. Высота вала достигала восьмиметровой высоты. В 60 метрах от основной крепости, у выступающей в озеро части суши крепость была защищена со стороны берега дополнительным валом в виде полукольца. К северу от крепости и в юго-восточной части озера находятся славянские курганы, относящиеся к 9 – 10 векам.
В культурном слое 11-12 веков количество славянской керамики резко уменьшается. Это говорит о покидании славянами крепости в этот период. У Гельмольда из Босау говорится о переселенцах из Фризии, которые были приглашены графом Адольфом в земли вагров. В середине 12 века крепость была окружена оботритами: «славяне пришли в конце концов в округ Сусле, имея намерение разорить бывшую там колонию фризов, население которой исчислялось в 400 и более мужей» [9, кн.1, п.64].
К 19 веку валы существенно разрушились и в настоящее время имеют весьма сглаженный вид, хотя без труда угадываются на плато диаметром примерно 95 метров. В 500 метрах на север от крепости, в лесу, а также на юго-востоке от озера Süseler, в бору, южнее Hof Altona находятся курганы. Между курганами и крепостью были найдены отдельные предметы средневекового быта славян.
В 30 километрах на запад от Любека (Lübeck) по дороге 75, у северо-западной окраины города Bad Oldesloe, на западном берегу реки Трава (Trave) находятся хорошо сохранившиеся остатки кольцеобразного оборонительного вала славянской крепости второй половины первого тысячелетия (Fresenburger Wallberg). Верхняя часть вала возвышается на 13 метров над рекой Траве, а диаметр вала составляет 80 метров.
В 2 километрах от крепости у Bad Oldesloe, выше по течению реки Трава (Trave), на её восточном берегу, на естественной возвышенности находилось ещё одно крепостное сооружение славян. К настоящему времени остатки дугообразного вала этого сооружения имеют высоту 2,5 метра и диаметр 80 метров. Как показали исследования, вал имел трое ворот по 3 метра шириной каждые и был расположен в районе прохождения границы начала 9 века между ваграми и нордальбингами, в месте, так называемого, «Саксонского вала» Карла Великого и дороги, ведущей в Гамбург. На месте крепости археологами обнаружены остатки славянской керамики 7 – 8 веков. Изначально, скорее всего, это была славянская крепость. Обе крепости могли контролировать этот важный пограничный участок по обоим берегам реки Trave. Позже эти земли были поглощены Восточно-Франкским королевством.
Севернее Nütschau, в районе Зигеберга и современной Högersdorf, на правом берегу Травны находился монастырь Hagerestorp и село с одноименным названием. Однако ранее это село было славянским и называлось Кушалина [11, с.120]. У Гельмольда используется название Кузалина [9, с.232]: «был им освящен храм в Кузалине, по-другому Гагересторп называемой».
В 13 километрах от Любицы (Alt Lübeck) и в 1 километре на запад от деревни Pansdorf, в 200 метрах на юг от дороги К54 (Sarkwitzer Str.), на восточном берегу реки Сварта (Schwartau) возвышается величественный крепостной вал, построенный ваграми 1200 лет назад. Верхняя часть вала выше уровня реки на 20 метров, а от поверхности земли на 5 – 8 метров. Диаметр вала составляет 110 – 120 метров. С южной стороны вала находились крепостные ворота. В 200 метрах на юго-восток от крепости, на холме находилось славянское селение. В случае опасности славяне могли укрываться за оборонительными валами крепости. С восточной стороны крепость защищала заболоченная местность, а на западе крепость омывала река Сварта (Schwartau). Археологические исследования, которые проводились в 1927-1929 годах, позволили отнести период проживания славян в этом месте к 8-9 столетиям.
В 20 минутах езды по шоссе 75 от Любека к побережью, на западной окраине деревни Pöppendorf, в заболоченной низменности находится одно из наиболее хорошо сохранившихся славянских крепостных сооружений постройки 7 – 8 веков «Pöppendorfer ringwall». Крепость была оставлена славянами в начале 11 века. Поселение славян было расположено на юго-западе от крепости. От Pöppendorf к валу ведет дорога Am Ringwall (Кольцеобразный вал). Крепостной кольцеобразный вал диаметром 100 метров и высотой 8-12 метров возведен на небольшом холме. От внутренней площадки крепости вал возвышается на 5-6 метров. Основой вала является деревянный массивный каркас, обшитый с внешней стороны толстыми досками. Каркас был засыпан песком, глиной и камнями. Верх вала был увенчан частоколом с крепостными башнями. С северо-западной стороны вала находились крепостные ворота.
Немецкими археологами на месте крепости были обнаружены черепки керамической посуды, характерной для славян того времени. Исследования этих черепков позволили уточнить и время существования крепости. Этот оборонительный вал считается одним из классических представителей крепостных сооружений славян и охраняется правительством как памятник архитектуры земли Шлезвиг-Гольштейн. Недалеко находится мегалитическая гробница. У подножия вала установлен информационный щит, содержащий основные результаты работы археологов и характеристики крепости.
У «основания» полуострова Вагрия, на слиянии старого русла реки Траве/ Trave/ Трава/ Травена, впадающей в Балтийское море и её левого притока Сварта (в настоящее время Швартау/ Schwartau) ещё в начале 9 века находилось славянское городище Любица/Любице. Название городища означает любимый/ прекрасный/ прекрасная, а название реки Траве происходит от слова «трава». И в наше время берега реки скрывают заросли камыша.
На протяжении веков происходило онемечивание славянского населения. Славянский язык вытеснялся, их земли заселялись переселенцами из Священной Римской империи, Германии, происходила германизация названий славянских городищ и сел. Со временем название Любица /Любице трансформировалось в Lubice/ Liubice, затем в Old Lubeck/ Alt-Lübeck (старый Любек).
Однокоренные с Любица топонимы можно встретить и на других славянских землях. Например, в Германии Lüblow (Люблов), Lübow (Любовь/ Любов), Lübowsee (озеро Любви, Любимое), Lübzow (Любцов), Lübbenau (Люббенау), Lübbenow (Люббенов), Lübchin (Любхин), Lübkow (Любков), Lübkowsee (озеро Любков), Lüblow (Люблов), Lübow (Любов / Любовь). В Словении расположен известный город Любляна (Lublana). На Днепре существовал город Любеч, в котором, как считается, родилась Малуша, мать великого князя Владимира Святославича.
Археологические исследования, которые велись на территории Любицы, начиная с 1852 года, установили, что в районе устья реки Trave ещё в 7 веке жили носители суковско-дзедзинской культуры. Городище было окружено овальными земляными валами диаметрами 75 и 100 метров. Там же находился княжеский дворец. Ворота в городище были расположены с южной стороны, у причала. Складские помещения располагались с восточной стороны. Южнее от складов, рядом с крепостной стеной находилась конюшня. На территории существовала казарма. С внешней, юго-западной стороны находилось поселение ремесленников, а на северо-западной стороне, по другую сторону рва жили слуги и другие менее богатые люди. Противоположная сторона Траве была отведена колонии иностранных купцов. Позднее здесь была построена католическая церковь, которая стала центром христианизации славян по латинскому обряду.
Реконструкция расположения Любицы у слияния Сварты и Траве [49]
В настоящее время крепостной ров засыпан, от церкви остался только фундамент, а место, где находилась столица оботритского княжества Любица, больше похоже на луг, заросший травой. Траве течет по новому руслу.
Долгое время Любица была столицей князей союза оботритов из династии Наконидов. Более подробно период правления славянских князей из династии Наконидов будет рассмотрен в третьей части работы. Сейчас же вернемся к событиям, связанным с городищем Любица.
Сыном князя Нако был Мстивой I, который правил с 965/967 года по 995 год. В конце 10 века князь оботритов Мстивой I возглавил объединенное восстание славянских союзов оботритов и лютичей, которое заложило основу создания мощного союза западных славян (вендов). Восстание было вызвано поборами и притеснениями славян саксонскими феодалами, а также насильственной христианизацией по латинскому обряду [9].
В начале 11 века, при князе оботритов Прибигневе (в крещении Удо) произошла существенная утрата суверенитета, завоеванного в период правления князя Мстивого I. Вновь стала осуществляться выплата дани германским феодалам и церкви, был отстроен Гамбург, восстановлено католическое духовенство.
В 1028/ 1029 году Удо был убит саксами, как «недостаточно хороший христианин». Готшалк (Godescalcus, сын князя Удо) в это время воспитывался в Саксонии, в монастыре святого Михаила, в городе Люнебурге. Там он был крещен и получил имя Готшалк/ Годлейб/ Gottschalk. «Узнав о смерти родителя, Готшалк»… вернулся на родину и, «в отмщение за отца перебил многие тысячи саксов»…, а затем «ушел к королю данов (Кнуду II Великому, королю Дании, Норвегии и Англии) и жил у него» [9, кн.1 п.19].
После смерти Удо и поступления Готшалка на службу к датскому королю, на трон оботритского союза взошел князь полабов Ратибор. Политическим центром стала крепость Ратибор (в настоящее время территория города Ratzeburg), располагавшаяся в 28 километрах на юг от Любицы.
В 1042 году князь Ратибор погиб в битве с королем Дании и герцогом Саксонии, а в 1043 году погибли все восемь сыновей Ратибора, пытавшихся отомстить за смерть своего отца. В 1043 году Готшалк вернулся из датского королевства вместе с датским войском и женой Сигрид, дочерью короля Дании Свенда Эстритсона ( 1047 – 1074гг.).
Готшалк «как враг вступил в землю славян» [3, кн.2, п.79]. Он «полностью вернул себе свои владения и власть» [9, кн.1, п.20 ](правление 1043-1066 г.), добился подчинения вагров, варнов, глинян, «были восстановлены некогда разрушенные церкви» [9, кн.1, п.20]. Любица стала столицей государства Готшалка. Готшалк возобновил замену древней религии славян на христианскую латинского обряда. Единое оботритское государство строилось на основе примеров Саксонии и Дании, а не на основе национальных традиций, независимости славян и их традиционной религии, как было при князе Мстивом I. Саксонскому герцогу и архиепискому Адальбергу Готшалк выплачивал дань, собираемую со славян. В период правления Готшалка на славянские земли потянулись миссионеры и переселенцы из западных областей Германии. Появились епископства в Ратиборге (Ratzeburg) и Мекленбурге, монастыри в Любице, Старигарде/ Oldenburg, Лучине/ Лончине (Lenzen). Западные славяне фактически вновь стали зависимы от саксонских феодалов и семьи датского двора.
В июне 1066 года недовольство славян вылилось в новое восстание оботритов и лютичей уже против Готшалка. «Славяне сбросили вооруженной рукой иго и с таким упорством старались отстоять свою свободу, что предпочитали лучше умирать, чем снова принимать христианство и платить дани саксонским князьям. Такое злополучие навлекла на саксов, конечно, их несчастная жадность» [9, кн.1, п.25].
Готшалк был убит в Лучине на реке Локниц (в настоящее время город Ленцен), а католические храмы разрушены, в том числе Ольденбургского и Ратцебургского епископств. Город нордальбингов Шлезвиг, Любица с её церковью, были разрушены, священники изгнаны. Гамбургская провинция подверглась разорению. «Славяне, совершив этот переворот, вновь вернулись к язычеству и перебили тех, кто упорствовал в вере» [3, кн.3, п.51].
У Готшалка от первого брака остался старший сын Будивой, а от второго брака (с Сигрид) – Генрих. Однако оботриты своим правителем избрали князя Круто, происходившего из княжеского рода острова Руян /Rujn (в наст. вр. Rugen). «И стал могущественным Круто, и благополучно было дело в руках его, и получил он власть над всей славянской землей, и уничтожены были силы саксов, и служили они Круто данью, а именно вся земля нордальбингская, которая делилась между тремя народами: гользатами, штурмарами и дитмаршами» [9, кн.1, п.26].
Сигрид, жена Готшалка вместе с сыном Генрихом укрылись у родственников в Дании. Будивой бежал в Люнебург, где обратился за военной помощью к герцогу Саксонии Магнусу. Герцог выделил войска «бардов, штурмаров, гользатов и дитмаршей», но сам отказался возглавить поход [9, кн.1, п.25]. Войско Будивого было окружено славянами Круто и уничтожено в августе 1075 года у крепости Плуне.
В качестве своей резиденции Круто выбрал славянскую крепость Буку, построенную славянами в конце 7 – в начале 8 столетия на холме в районе сближения рек Trave и Wakenitz (Вакениц), в 6 километрах от Любицы вверх по течению Trave. В настоящее время эта территория относится к городу Любек. При правлении князя оботритов Круто, в 1087 году Любица была перестроена. С северной стороны был прорыт ров шириной 12 метров, который позволил улучшить фортификационные качества, превратив полуостров в остров. Размеры острова того времени составляли 270 на 200 метров.
В 1093 году повзрослевший Генрих, сын Готшалка с помощью обмана убил состарившегося Круто. Датские войска Генриха вторглись в Вагрию. К агрессии присоединились войска Магнуса, герцога Саксонии. В 1093 году на поле Смилово, недалеко от славянского города Ратибор (в настоящее время Ратцебург / Ratzeburg) войска славян сразились с объединенной армией Магнуса и Генриха, но потерпели поражение.
Генрих, в силу известного к нему отношения славян, как и его отец, выбрал место своей резиденции и столицы поближе к границе с северными саксами – гользатами, в крепости Любица. Генрих, сын датской принцессы, родственник Магнуса, герцога Саксонии «и, возвеличенный последним, принес ему присягу в верности и покорности» [9, кн.1, п.34]. Католик по вероисповеданию он продолжил, прерванную при князе Круто, политику христианизации славян по латинскому обряду. Тогда же в Любице была построена новая церковь, которая оказалась единственной «во всей Славии» и использовалась для проповедей. Из Славянской хроники Гельмольда из Босау следует, что « стали служить племена ран Генриху, платя [ему] дань, так же как вагры, полабы, бодричи, хижане, черезпеняне, лютичи, поморяне и все [другие] славянские племена, обитающие между Эльбой и Балтийским морем и простирающиеся длинной полосой до самой земли полонов» [9, кн.1, п.36].
В 1110 году, когда в Любице находился Генрих, «войско руян, подойдя руслом Травны, окружило на кораблях этот город». Генрих, пользуясь покровом ночи, бросился из крепости к «гользакам». С помощью подоспевшей саксонской конницы Генриху в очередной раз удалось сохранить свою власть над славянами Южной Балтики [9, кн.1]. Позже недовольство славян вылилось в восстание гавелян (стодорян) и брежан / brizani, которые жили вдоль реки Гаволы/ Хафеля/ Havel. Генрих подавил восстание, чтобы, как писал монах Гельмольд, «дерзость двух племен случайно не дала повода к восстанию всего востока».
После смерти Генриха, оставшиеся в живых сыновья Святополк и Кнуд поделили между собой земли княжества. Однако между ними началось соперничество за престол оботритов. «Кнут был убит в городе Лютилинбурге (в настоящее время Лютенбург – прим.) и Святополк один завладел государством (в 1127 году – прим.)» [9, кн.1, 48].