Книга Основы экономической теории. Экономика и управление в здравоохранении. Учебное пособие - читать онлайн бесплатно, автор Инна Владимировна Додонова
bannerbanner
Вы не авторизовались
Войти
Зарегистрироваться
Основы экономической теории. Экономика и управление в здравоохранении. Учебное пособие
Основы экономической теории. Экономика и управление в здравоохранении. Учебное пособие
Добавить В библиотекуАвторизуйтесь, чтобы добавить
Оценить:

Рейтинг: 0

Добавить отзывДобавить цитату

Основы экономической теории. Экономика и управление в здравоохранении. Учебное пособие

Наталия Петрова, Инна Додонова, Майя Полюкова

Основы экономической теории. Экономика и управление в здравоохранении. Учебное пособие

© ООО «Издательство „СпецЛит“», 2015

Условные сокращения

ВВП – валовый внутренний продукт

ВНП – валовый национальный продукт

ДМС – добровольное медицинское страхование

ЕТС – единая тарифная сетка

КСГ – клинико-статистические группы

КТУ – коэффициент трудового участия

ЛПУ – лечебно-профилактическое учреждение

МРОТ – минимальный размер оплаты труда

НД – национальный доход

НП – национальный продукт

НТП – научно-технический прогресс

НТР – научно-техническая революция

ОМС – обязательное медицинское страхование

ООО – общество с ограниченной ответственностью

ОСОТ – окладная система оплаты труда

СПО – случай поликлинического обслуживания

ТК РФ – Трудовой кодекс Российской Федерации

Часть 1. Основы экономической теории

Глава 1. Экономика как наука

1.1. История развития

Истоки экономической науки следует искать в учениях мыслителей Древнего мира. Первые попытки теоретически осмыслить экономическое устройство общества были сделаны в сочинениях Ксенофонта (430–335 гг. до н. э.), Платона (428–348 гг. до н. э.), в учении Аристотеля (384–322 гг. до н. э.). Ксенофонт – представитель богатой афинской аристократии – в своем трактате «Домострой» восхвалял достоинства земледелия и осуждал занятие ремеслами и торговлей. В историю экономических учений он вошел как ученый, который впервые дал анализ разделению труда, а говоря о ценности товара, рассматривал ее в смысле как потребительской стоимости, так и меновой стоимости.

Натурально-хозяйственная концепция была характерна и для экономических взглядов Платона. В своем проекте о государственном устройстве он отвел государству функцию разрешения противоречия между многообразием потребностей людей и однообразием их способностей. По мнению Платона, частную собственность могли иметь лишь лица, не способные к политической деятельности, т. е. представители третьего сословия: земледельцы, ремесленники и торговцы. Философы, управляющие обществом, и стражи не должны иметь никакой собственности. Затрагивая вопросы товарного производства, Платон подошел к пониманию того, что в процессе обмена имеет место приведение к «соразмерности и единообразию» несоразмерных и разнообразных товаров.

Аристотель впервые проанализировал экономические явления, закономерности экономического развития общества (в частности, категории стоимости, товара, формы торговли). Интересны его рассуждения о путях приобретения богатства и удовлетворения потребностей. Именно Аристотель выделил экономику в самостоятельную область деятельности, целью которой является приобретение потребительных стоимостей для ведения домашнего хозяйства и государства.

Экономическая мысль эпохи феодализма охватывает широкий круг проблем, начиная с обоснования законности владения феодальной землей, вечности деления общества на классы и кончая усилением внимания к проблемам товарно-денежных отношений. При этом, как правило, поддерживая развитие товарно-денежных отношений, исключая ростовщические, идеологи того времени стремились сохранить феодальный строй.

Политическая экономия как самостоятельная наука возникла значительно позже – в период зарождения капиталистического строя. Она выражала интересы буржуазии как восходящего в ту пору класса. Тогда же появился и сам термин «политическая экономия», родившийся в результате сочетания трех древнегреческих слов: «политейя» – общественное устройство, «ойкос» – дом, хозяйство и «номос» – закон. Существует и несколько иная трактовка происхождения термина – от греч. «полиус», что означает государство. То есть этим подчеркивалось, что экономическая наука изучает хозяйство на уровне государства. Автором термина считают Антуана Монкретьена, французского экономиста.

Поскольку капиталистические отношения начали складываться прежде всего в сфере торговли, то первое, раннее, течение экономической мысли в XV–XVII вв. называлось меркантилизмом (от итальянского «мерканте» – торговец, купец). Его делят на ранний (денежный) и поздний (торговый). Согласно этой теории, богатство общества выражается в накоплении денег, особенно золота и серебра, и в результате торговли. Из всех видов деятельности приоритет отдавался торговле, прежде всего международной, поскольку именно она способствовала накоплению богатства. Меркантилизм не являлся еще экономической наукой. Его основные положения – результат не теоретического анализа, а простого описания наблюдаемых явлений и отчасти их классификация.

Представителями классической буржуазной политической экономии во Франции в XVIII в. были Ф. Кенэ (1694–1774) и А. Тюрго (1727–1781). Они перенесли вопрос о происхождении общественного богатства из сферы обращения (торговли) в сферу производства. При этом ограничивали последнюю только сельским хозяйством, считая, что богатство создается лишь в этой отрасли. Поэтому данное направление в развитии экономической мысли получило название школы физиократов (термин образован от греческих слов «природа» и «власть»). То есть физиократы считали основной сферой экономики сельское хозяйство.

По мере проникновения капитала в сферу производства изменялись и взгляды идеологов буржуазии. Родоначальником классической буржуазной политической экономии является Уильям Петти (1623–1687 гг.). Его экономические воззрения формировались в условиях быстрого роста капиталистических отношений в Англии. Его перу принадлежит целый ряд работ: «Трактат о налогах и сборах», «Слово мудрым», «Политическая арифметика», «Разное о деньгах». Именно с этого периода времени становится одним из основных следующий постулат экономики: приращение богатства возможно лишь в процессе производства.

Выдающийся английский экономист Адам Смит (1723–1790) вошел в историю как «Пророк свободной конкуренции». Величайшей его заслугой можно считать то, что в мире экономики он разглядел естественный саморегулирующийся порядок. Основная идея в учении А. Смита – идея либерализма, минимального вмешательства государства в экономику, рыночного саморегулирования на основе свободных цен, складывающихся в зависимости от спроса и предложения. Главное произведение его жизни «Исследование о природе и причинах богатства народов» (1776) оказало громадное влияние на последующий век. Экономическая жизнь, по Смиту, подчинена объективным закономерностям, которые не зависят от воли и сознательных устремлений людей. Исходный пункт всего его исследования образует теория разделения труда, которое связывает в единое общество «эгоистов-индивидов». Значительный вклад Смит внес и в теорию стоимости, в учение о доходах, происхождении денег, о производительном и непроизводительном труде, о капитале и воспроизводстве, об экономической политике государства.

Самым крупным экономистом эпохи промышленного переворота в Англии был Д. Рикардо (1772–1823). Он сформулировал серию экономических законов, которые вошли в сокровищницу политической экономии. Центральное место в учении Д. Рикардо занимают теории стоимости и денег, заработной платы и прибыли, земельной ренты, учение о капитале и воспроизводстве.

А. Смит и Д. Рикардо являются создателями классической школы политэкономии, основным объектом исследования в которой является производство как таковое, независимо от отраслевых особенностей, а также распределение благ.

Когда капиталистическое общество достигло достаточно высокой степени экономической зрелости и выявились его внутренние противоречия, когда на арену истории вышел рабочий класс, научное древо экономики раздвоилось. Одно направление через неоклассическую экономику и кейсианство пришло к современной посткейсианской экономике. Другое направление вышло из «Капитала» Маркса. В противовес буржуазной политической экономии пролетарская экономия, основы которой заложили идеологи рабочего класса – К. Маркс и Ф. Энгельс, совершила переворот в экономической науке: было создано учение о прибавочной стоимости, вскрывшее природу капиталистической эксплуатации. Был сделан научный анализ капиталистического строя, приведший авторов к выводу о его исторической ограниченности и закономерной смене социалистическим строем.

В XX столетии экономическая наука развивается в двух основных направлениях. Первым из них является неокейсианство (развивающее идеи Дж. М. Кейнса), обосновывающее необходимость вмешательства государства в регулирование экономических процессов, а вторым – неоклассическое, поддерживающее идею о саморегулировании рынка.

С конца XIX в. акценты в области экономики сместились к вопросам достижения эффективности, чему государство не всегда способствует (в силу всегда присущей ему бюрократии). Поэтому от термина политической экономии вновь перешли к термину «экономикс», подразумевающему комплекс конкретных наук (экономика промышленности, сельского хозяйства, финансы и кредит, экономическая статистика и т. д.).

Тестовые вопросы

1. Платон сформулировал идеи:

а) о важности роли торговли в развитии стран;

б) о роли государства;

в) о роли обмена в экономическом развитии.

2. Понятие экономики ввел:

а) Платон;

б) Аристотель;

в) Маркс.

3. Понятие политэкономии ввел:

а) А. Монкретьен;

б) К. Маркс;

в) А. Смит.

4. Физиократы считали, что общественное богатство создается:

а) в сельском хозяйстве;

б) в промышленности;

в) в торговле.

5. Меркантилизм включал вопросы роли:

а) торговли;

б) денег;

в) государства.

6. Основная идея А. Смита:

а) роль денежного обращения;

б) рыночное саморегулирование;

в) роль государства.

7. Д. Рикардо изучал вопросы:

а) капитала;

б) стоимости и денег;

в) формирования прибыли.

8. Кейсианство отстаивает принцип:

а) саморегулирующейся экономики;

б) роли государства в экономическом развитии.

9. В учении К. Маркса и Ф. Энгельса сформулировано понятие:

а) стоимости;

б) прибавочной стоимости.


Ответы:

№ 1 – б, в; № 2 – б; № 3 – а; № 4 – а; № 5 – а, б; № 6 – б; № 7 – а, б, в; № 8 – б; № 9 – б.

1.2. Определение и содержание экономики

Греческое слово «экономика» в буквальном переводе означает «искусство ведения хозяйства» («ойкос» – домашнее хозяйство, «номос» – правила). В настоящее время существует несколько определений экономики:

– наука о видах деятельности, связанных с обменом и денежными сделками между людьми;

– фундаментальная наука, изучающая наиболее общие законы функционирования хозяйства;

– наука о повседневной деловой жизнедеятельности людей, извлечении ими средств к существованию и использовании этих средств;

– общественная наука, которая изучает поведение людей и групп людей в производстве, распределении, обмене и потреблении материальных благ;

– наука о том, как человечество справляется со своими задачами в области потребления и производства;

– наука о том, как общество использует ограниченные ресурсы для производства полезных продуктов и распределяет их среди различных групп населения;

– наука о богатстве;

– наука о законах, управляющих производством и обменом материальных благ на различных этапах развития общества;

– наука, которая занимается общественными отношениями людей по производству, общественным строем производства и т. д.

Выделяют первичный сектор экономики (в рамках которого происходит преобразование природного продукта), вторичный сектор (где происходит переработка созданного в первичном секторе – обрабатывающая промышленность, энергетика, металлургия и т. д.), третичный сектор (сфера услуг), «домашняя экономика» (человек стремится увеличить свой доход и сократить расходы).

Экономика как наука включает следующие разделы. Фундаментальные экономические науки изучают основные законы экономической системы (экономическая теория, история экономических учений, история экономики). Специальные (или функциональные) экономические науки изучают отдельные предметы (направления) экономической деятельности (финансы и кредит, бухгалтерский учет, маркетинг и др.). Отраслевые экономические науки изучают хозяйственную систему отдельных сфер деятельности (экономика промышленности, транспорта, сферы услуг). Региональные экономические науки изучают хозяйственную систему отдельных территорий. Бывают также смежные экономические науки.

Выделяют два подхода в изучении экономических процессов: позитивизм и нормативизм. Первый придерживается принципа верифицируемости (проверяемости на практике), недопустимости субъективных оценок. Позитивные исследования предполагают констатацию того, что есть. Нормативистский подход предполагает учет опыта, знаний, убеждений, субъективных мнений ученых, который не всегда можно сверить с реальными фактами. Современная экономическая наука предполагает как использование разработанных моделей и концепций (в том числе математических моделей), так и их творческое осмысление с использованием методов анализа и синтеза, что позволяет создать модель «как должно быть».

Выделяют также макроэкономику (анализирующую деятельность всего государства) и микроэкономику (изучающую деятельность отдельных хозяйствующих субъектов).

Основу экономики образуют два фундаментальных положения: безграничность материальных потребностей общества (его индивидов и институтов) и ограниченность экономических ресурсов, т. е. средств для производства товаров и услуг. Поэтому экономическую теорию можно рассматривать как науку об эффективном и рациональном использовании редких, ограниченных ресурсов в целях удовлетворения неограниченных потребностей человека в условиях конкретных форм хозяйствования.

Тестовые вопросы

1. Экономика – это наука о:

а) обмене;

б) законах функционирования хозяйства;

в) использовании ограниченных ресурсов;

г) отношениях по поводу производства, обмена, потребления, распределения.

2. Здравоохранение относится к:

а) первичной сфере экономики;

б) вторичной сфере экономики;

в) третичной сфере экономики.

3. История экономики относится к:

а) фундаментальным экономическим наукам;

б) функциональным экономическим наукам;

в) отраслевым экономическим наукам.

4. Бухгалтерский учет относится к:

а) фундаментальным экономическим наукам;

б) функциональным экономическим наукам;

в) отраслевым экономическим наукам.

5. Экономика здравоохранения относится к:

а) фундаментальным экономическим наукам;

б) функциональным экономическим наукам;

в) отраслевым экономическим наукам.

6. Позитивизм отстаивает необходимость:

а) учета субъективных мнений экспертов;

б) проверки теоретических положений на практике.

7. Экономические аспекты деятельности предприятия относятся к:

а) макроэкономике;

б) микроэкономике.


Ответы:

№ 1 – б, в, г; № 2 – в; № 3 – а; № 4 – б; № 5 – в; № 6 – б; № 7 – б.

Контрольные вопросы к главе 1

1. Охарактеризуйте представление об экономике древних философов.

2. Когда появился термин «политэкономия» и что он означает?

3. Каковы основные идеи А. Смита и Д. Рикардо?

4. Что такое позитивистский и нормативистский подход?

5. Дайте определение экономики.

6. Какие сектора экономики выделяют?

7. Как классифицируется экономика?

8. Что такое меркантилизм?

9. Каков вклад в экономику К. Маркса и Ф. Энгельса?

10. Приведите примеры, когда вы сталкивались с необходимостью экономических знаний.

Глава 2. Экономическая система общества. Основные термины и категории экономики

2.1. Понятие и виды экономических систем

Важнейшей задачей экономической науки является анализ экономических процессов, происходящих в производстве, при распределении произведенного продукта и его потреблении. Экономическую систему можно определить как совокупность экономических отношений в области производства, распределения, обмена и потребления жизненных благ. Можно также рассматривать экономическую систему как особо организованный тип хозяйственных связей в обществе, характеризующийся специфическими способами производства, распределения, обмена, потребления. Характер экономической системы определяется следующими особенностями: кому принадлежит право собственности, как принимаются решения, каков механизм обеспечения информацией и побуждения людей к действию.

Существует ряд классификаций экономических систем в зависимости от формы собственности и способа управления экономической деятельностью. В частности, выделяют следующие модели: традиционную, основанную на земельной собственности (натуральное хозяйство, самопотребление созданного продукта, хозяйственные отношения основаны на традициях), плановую или командно-административную (существующую в условиях общественной собственности на средства производства, где доминирующую роль играет государство), рыночную (в основе которой – частная собственность на средства производства, вмешательство государства в экономику минимально), смешанную. В конце XX в. стали говорить также о переходной экономике (от командно-административной к рыночной).

Согласно другой классификации выделяют доиндустриальную (аграрную) экономику (где основными институтами власти являются церковь и армия), индустриальную (где основная сфера хозяйства – промышленность), постиндустриальную (основа хозяйства – сфера услуг).

В рамках формационного подхода выделяют следующие экономические системы: первобытно-общинный строй (гегемония натурального хозяйства, уравнительное распределение), рабовладельческий (характеризующийся наличием двух основных социально-экономических классов – рабовладельцев и рабов), феодализм (с его основными экономическими субъектами – собственниками земли – феодалами, помещиками и находящимися в крепостной зависимости от них крестьянами), капитализм (формация, основанная на личной свободе наемного рабочего), социализм (и его разновидность – рыночный социализм).

Может быть также закрытая (от других стран) и открытая экономическая система.

Любая экономическая система ставит перед экономикой и тем или иным образом реализует на практике следующие вопросы:

– что производить (в зависимости от имеющихся потребностей);

– сколько производить;

– как производить (технологии, в том числе организационные);

– для кого производить (проблемы распределения произведенных продуктов);

– как адаптироваться к изменяющимся условиям.

Тестовые вопросы

1. Экономическая система включает:

а) права собственности;

б) механизм побуждения к действию;

в) механизм обеспечения информацией;

г) организационные структуры предприятий.

2. Модели экономических систем:

а) традиционная;

б) плановая;

в) рыночная;

г) частная.

3. Экономическая система России в настоящее время является:

а) открытой;

б) закрытой.


Ответы:

№ 1 – а, б, в; № 2 – а, б, в; № 3 – а.

2.2. Составляющие экономической системы

Основной целью любой экономической системы является удовлетворение потребностей.

Потребность – это необходимость в чем-либо для поддержания и развития жизнедеятельности личности и общества в целом.

Историю мировой цивилизации можно представить как процесс постоянного формирования и реализации индивидуальных и общественных потребностей. Причем в процессе удовлетворения одних потребностей постоянно возникают новые, что называется законом потребностей.

Потребности делят: а) на первичные, касающиеся жизненно важных нужд человека, и вторичные (все остальные); б) на материальные и духовные; в) на личные, коллективные, институциональные, общественные.

Средства, с помощью которых удовлетворяются потребности, называются блага. Блага бывают неограниченные (собственно блага – воздух, вода) и ограниченные (экономические блага, которые обычно являются товаром), которых не хватает для удовлетворения всех имеющихся потребностей. Последние делят на ресурсы и производимые на их основе потребительские блага.

Ресурсы, участвующие в производстве, называют факторами производства. К ним относятся:

– природные (земля, минеральные и биологические ресурсы – растительный и животный мир, воздух и др.), плата за использование которых называется рентой;

– инвестиционные (капитал, капитальные ресурсы), плата за которые называется процентом или арендной платой;

– труд как целенаправленное воздействие на природу с целью ее приспособления для своих потребностей (человеческие ресурсы, физические и умственные усилия человека), оплата которого называется заработной платой;

– предпринимательская способность как особый вид человеческих ресурсов, особый механизм формирования дохода собственника данного вида ресурсов (называется прибылью);

– информационные (стали выделяться сравнительно недавно).

Характеризуя инвестиционные ресурсы, отметим следующее. В зависимости от скорости оборота и способа перенесения стоимости на готовый продукт производительный капитал делится на основной и оборотный. К основному капиталу относятся здания, сооружения, машины, оборудование, силовые установки, передаточные устройства и другие средства труда. Это долго действующий капитал. Он составляет материально-техническую основу производства, и его полный кругооборот исчисляется годами. Стоимость основного капитала переносится на изготовленный товар по частям, по мере износа тех или иных видов средств труда. После продажи товаров включенная в их стоимость сумма износа постепенно накапливается в амортизационном фонде, за счет которого происходит возмещение основного капитала. Нормы амортизации зависят от стоимости элементов основного капитала и установленных сроков их службы.

К оборотному капиталу относятся сырье, вспомогательные материалы, топливо, электроэнергия, денежные средства, предназначенные на оплату труда рабочих. Эта часть производительного капитала совершает полный оборот в течение одного цикла, и его стоимость целиком входит в стоимость готового продукта и после каждого кругооборота возвращается владельцу в денежной форме. Следовательно, чем быстрее оборачивается оборотный капитал, тем меньшая при прочих неизмененных условиях будет потребность в нем, при большем годовом обороте будет выше прибыль.

Следующим элементом экономической системы является производство, которое:

а) обеспечивает воспроизводство самого человека (рабочей силы), поставляя ему предметы потребления, услуги и т. д.; б) дает человеку средства производства, усиливая власть над природой; в) создает предпосылки для развития непроизводственной сферы.

Под производством понимается процесс воздействия человека на предметы и силы природы и приспособления их для удовлетворения тех или иных потребностей. В нем взаимодействуют три компонента: рабочая сила человека, предметы труда (то, на что направлена хозяйственная деятельность человека) и средства труда (то, чем человек воздействует на предметы труда, – орудия труда и вспомогательные средства, включая сооружения, дороги, информационные линии и т. д.). Производство делится на материальное (услуги – связь, транспорт, общественное питание и пр.) и нематериальное (нематериальные блага – образование, здравоохранение, правоохранительная деятельность, оборона, наука, искусство).

Под рабочей силой понимается совокупность физических и духовных способностей, которыми обладает организм и которые реализуются в ходе трудового процесса. По мере развития общественного производства изменяются характер и содержание рабочей силы. На ранних этапах развития общества главную роль играли физические способности человека к труду. По мере развития производства, особенно в условиях современной научно-технической революции, все более высокие требования предъявляются к умственным способностям человека, к его интеллектуальному уровню, научно-техническому образованию, квалификации и другим качествам.

Рабочая сила выступает личным фактором производства, а человек, ее носитель, является главной производительной силой.

Предмет труда – это все то, на что направлен труд человека, что составляет материальную основу будущего продукта. Если на заре цивилизации предметом труда была исключительно природа, то по мере развития производства, науки и техники среди предметов труда все большее место занимают продукты производства, которые называются сырьем.