Книга Сакральные смыслы Новороссии. Церковные и цивилизационные расколы в Новороссии, на Подкарпатской Руси и Украине - читать онлайн бесплатно, автор Кирилл Александрович Фролов
bannerbanner
Вы не авторизовались
Войти
Зарегистрироваться
Сакральные смыслы Новороссии. Церковные и цивилизационные расколы в Новороссии, на Подкарпатской Руси и Украине
Сакральные смыслы Новороссии. Церковные и цивилизационные расколы в Новороссии, на Подкарпатской Руси и Украине
Добавить В библиотекуАвторизуйтесь, чтобы добавить
Оценить:

Рейтинг: 0

Добавить отзывДобавить цитату

Сакральные смыслы Новороссии. Церковные и цивилизационные расколы в Новороссии, на Подкарпатской Руси и Украине

Кирилл Фролов

Сакральные смыслы Новороссии: церковные и цивилизационные расколы в Новороссии, на Подкарпатской Руси и Украине

Сакральные смыслы Новороссии. Сражающийся авангард православного русского мира

Новороссия была ключевым плацдармом для строительства Православной Российской империи, создание Новороссии наполнено ясными православными цивилизационными геополитическими смыслами. И знаменитый подвиг России по созданию, колонизации, индустриализации и урбанизации Новороссии не может быть должным образом оценен вне этого контекста. Подвиг этот велик. К моменту создания Новороссийской губернии на большинстве ее территории было буквально Дикое поле, земля без оседлой жизни, только в Восточной Новороссии, на Донбассе, земли русских донских казаков были обжитыми и цивилизоваными, да Запорожская Сечь. Матушка Екатерина предложила казакам российские границы на Кубани и Кавказе, огромные земли на Востоке обживать и охранять, веру Православную отстаивать и насаждать, то есть делать то, что они делали всегда. В ликвидации Запорожской Сечи не было национального подтекста, это была православная русская Сечь, которая, оказавшись не на границах, а внутри России, потеряла смысл с появлением эффективной регулярной армии. В эпоху Николая Первого, население Новороссии приблизилось к двум миллионам человек, проводилась грандиозная индустриализация, отстраивались Донбасс, промышленное сердце России, Екатеринослав и Херсон, создавались порты и важные культурные центры Российской Империи, такие как Одесса с Новороссийским императорским Университетом. Что важно, Новороссия заселялась выходцами из великорусских губерний, совсем немного – из левобережной Малороссии, частично – греками и немцами.

В Новороссии великорусские крестьяне освобождались от крепостной зависимости, Новороссии были нужны свободные и энергичные люди – строить города, дороги, заводы, верфи. Есть трогательная история об основании города Николаева, когда в день венчали до 60 пар – крепостных девиц из Костромской губернии ставили на плацу у кафедрального собора, приводили к ним солдат набранных из Калужской, те выбирали невест и венчались, Империя освобождала их от крепостной зависимости и солдатского тягла, давала достойные земельные наделы – строить Новороссию! Новороссия – это исконно великорусская, а не малороссийская земля!

Новороссия с ее новыми городами, заводами и портами – это плацдарм России для освобождения православных Балкан, Константинополя и Святой Земли от иноверного ига, на эту тему, пророчески анализируя будущее, митрополит Антоний (Храповицкий) писал сто лет назад, что православная Сирия – идеальное место для русского хлебопашца и ремесленника, и вот теперь Башар Асад делает русский – языком образования в Сирии.

Вернемся в Новороссию. Еще при императрице Елизавете Петровне основана Славяно-Сербия – на русской земле донских казаков – Луганщине, где позже Владимир Даль писал свой знаменитый словарь «живого и великорусского языка». Славяно-Сербия – уничтожаемые Османской империей православные братья-сербы временно пересилились сюда, отдышались, оставили в безопасности семьи и отправились освобождать православную Сербию!

При Екатерине в Приазовье создается Новая Греция, греки на русской земле создают город Пресвятой Богородицы Мариамполь, то есть Мариуполь и заселяют Приазовье, чтобы, как и сербы, из православной русской Новороссии сделать плацдарм для освобождения союзной православной России православной Греции. А чтобы укрепить союз православных народов во главе с православной Россией в Новороссии создаются «южные столицы» Российской империи – Екатеринослав и Херсон. Корабельный цех России – Николаев строится для освобождения православных Балкан и нового Воздвижения Креста над Святой Софией! Создается и «Южная Пальмира Российской Империи» – Одесса – это не только город промышленности и торговли, но и центр русской культуры Новороссии!

Пророком Новороссии стал святой митрополит Херсонский Иннокентий! Воином Новороссии стал Александр Суворов, при котором был основан Новороссийский город Тирасполь, стратегическая точка старта освобождения православных молдаван, славян и греков.

Русский плацдарм освобождения православного мира, «русский остров» – НОВОРОССИЯ – был создан. Но национальная катастрофа 1917 года более всего ударила по Новороссии. Даже имя ее было запрещено и заменено на безликий «Юго-Восток Украины», что вообще ложь. Новороссия – это Юго-Запад России.

Украинизация – это геноцид исторической памяти русского народа. Тотальной украинизации подверглась Малороссия, еще более жесткой – Новороссия.

Интереснейшая, но малоизвестная страница истории – это ленинско-троцкистский период, совершенно превратно трактуемый историками-самостийниками. А между тем первые 20 лет «Радянськой Влады» являются поистине золотым веком самостийщины. Тотальная украинизация, проводившаяся на фоне геноцида русского народа, разгрома русской культуры, Церкви, уничтожения интеллигенции, была важной составной частью ленинской национальной политики. На службу большевикам перешли многие члены ТУП (Товарищества украинских постепенцев – главной сепаратистской организации того времени), такие «столпы», как Грушевский и Винниченко. В 1923 году было выпущено знаменитое постановление ЦК ВКП(б) об обязательной украинизации. Согласно этому постановлению, условием трудоустройства, независимо от образования, научной степени и т. д., стала справка об окончании курсов «украинознавства». Тотальная насильственная «украинизация» охватила в эти годы пространство от Восточной Волыни до Кубани и Ставрополья. «Несдавшихся врагов», как известно, уничтожали. В связи с этим стоит отметить, что человек, с именем которого неразрывно связан страшный голод 30-х годов, председатель СНК УССР с 1923 года Чубарь (именно он подписал печально знаменитое Постановление СНК УССР «О борьбе с саботажем в хлебозаготовках» от 6 декабря 1932 г.), одновременно являлся ярым большевистским «украинизатором». Очень поучительно также проследить географию большевистского геноцида. Он охватил в первую очередь зажиточные края – Волынь, Полтавщину и т. д., бывшие испокон веку оплотом именно русских консервативных, охранительных сил. Волынь практически не была затронута революцией 1905 года, в ней полностью отсутствовали сепаратистские настроения. Именно на Волыни, как это сегодня ни удивительно, проживало больше, чем где-либо, членов «Союза русского народа». Одним из главных духовных центров всей Руси, в том числе Волыни, была Почаевская Лавра, а духовным вождем того времени – архиепископ Волынский Антоний (Храповицкий) – выдающийся православный богослов, и почаевский наместник архимандрит Виталий (Максименко), считавшийся неформальным «диктатором края». Без его благословения ни один депутат не мог быть избран в Госдуму. А Полтавщина? Именно здесь вспыхнуло некогда восстание Матфея Пушкаря против Выговского, пытавшегося повернуть Малороссию назад к Польше, именно полтавский полковник Искра обнародовал факт измены Мазепы. Полтавская земля дала миру великого русского писателя Гоголя. С историей этого края связан характернейший эпизод: когда на Полтавщину приехал с агитационными целями знатный «самостийник» П. Чубинский (автор гимна «Ще не вмерла Украина»), он был попросту избит полтавскими крестьянами.

Советская власть продолжала политику «украинизации» и после второй мировой войны. В те же годы в результате операции «Висла» было депортировано более 230 тыс. лемков – карпаторусской народности, традиционно русофильски ориентированной. Массовым репрессиям подверглись карпатороссы, обитатели западной части Карпат. А ведь закарпатские русины, несмотря на многовековые усилия по их ассимиляции и неоднократный геноцид, всегда были в авангарде русофильского движения. Так, в 1939 году на местном референдуме 82 % населения высказались в поддержку русского языка. Однако карпаторусская элита была уничтожена при Сталине без всякой амнистии, а закарпатские русины переименованы в «украинцев». Отметим также, что именно советская историческая наука легализовала терминологический и понятийный аппарат «самостийной» школы, замалчивая, за редким исключением, подлинно национальную, общерусскую историко-культурную парадигму. Показательно: в СССР в каждом городе были памятники и улицы имени Тараса Шевченко, но в то же время «талергофская трагедия», карпато-русская борьба, большевистская политика украинизации – все это оказалось наглухо закрыто в зоне умолчания.

Территории Днепропетровской, Запорожской, Херсонской, Николаевской и Одесской областей, колонизованных императрицей Екатериной Великой и именовавшихся Новороссией, были присоединены в 1922 году к Украине большевистским режимом волюнтаристским путем. Тогда же, в 1920-е годы большевиками была проведена первая насильственная украинизация, ставшая геноцидом русского большинства этих территорий – в Новороссии были закрыты и запрещены газеты на русском языке, практически не осталось русских школ. В «независимой Украине», даже при «пророссийских» Кучме и Януковиче Новороссия подвергась этноциду. Политика большевиков была продолжена властями независимой Украины, грубо попирающей стандарты международного права, отказывающей русскому языку в праве на государственный статус, запрещающей даже историческое наименование наших Земель – имена Новороссия, Таврия, Славяно-Сербия де-факто запрещены к употреблению. Русский язык запрещен даже в Луганской области – родине его великого исследователя Владимира Даля! Так уничтожается наша историческая память и национальное самосознание! Гуманитарный этноцид усугубляется экономической эксплуатацией. Донбасс и Новороссия кормят всю Украину, но бюджет перераспределяется в пользу западных областей. Президент Кучма, которого поддержал Юго-Восток, цинично обманул нас и не ввел ни государственный статус русского языка, ни развернул свою политику в сторону братской единоверной России! Новороссия чужая на любой Украине и несовместима с ней. Но Новороссия сопротивлялась всегда. В первую очередь – новомученики Русской Церкви в Новороссии. Их жития собраны в книге протоиерея Николая Доненко «Наследники Царства» (Симферополь, 2000 г.).

Приведем свидетельство о Херсонском священномученике, протоиерее Иоанне Скадовском.

На допросе в НКВД на вопрос «Как вы относитесь к дореволюционной России» он ответил следующее: «Я националист и люблю Россию. Я люблю Россию в том виде, в каком она существовала до революции, с ее мощью величием, с ее необъятностью, с ее завоеваниями. Происшедшее после революции дробление России и, в частности, выделение Украины, Белоруссии и т. д. я рассматриваю как явление политического упадка, тем более печального, что для этого дробления нет никаких оснований. Украинцы и русские всегда составляли единое целое. Украинцы и русские один народ, одна нация, и выделять Украину в какой бы то ни было форме из общего целого нет никаких оснований» (Цит. соч., стр. 273). Одесская епархия Русской Церкви стала оплотом Русской Церкви в Новороссии, ее лучшие люди, были сожжены нацистской хунтой 2 мая 2014 года в Одесском доме профсоюзов. Вдумаемся в слова святого мученика Новороссии отца Иоанна Скадовского о том, что «украинство» – это следствие деградации, отпадения от православного русского мира. Новороссия – это Русь борющаяся, идущая на мученичество и на бой за Русь Святую и веру православную. Поэтому Новороссия никогда не объединится с Украиной, даже в форме конфедерации. Принципиально, ибо само «украинство» для Новороссии – это отступники, предавшие Православную Русь и устраивающие в Новороссии новый Талергоф (концлагерь в Галиции, где уничтожались те, кто не отрекся от Православной Руси). Для Новороссии как нельзя актуально звучат слова мучеников Талергофа столетней давности, Вспомним эту актуальнейшую историю. В ответ на рост русского возрождения в подвластных ей областях Австро-Венгрия развязала геноцид.

Сначала было проведено несколько показательных процессов над священниками и мирянами, переходившими в православие и говорившими по-русски. Это так называемые «Процесс Ольги Грабарь» (1882), первый и второй Мармарош-Сигетские процессы (1912–1914) над закарпатскими крестьянами, целыми селами переходившими в лоно Православной Церкви (более 90 человек осуждены, тысячи крестьян несколько лет жили на осадном положении), процесс Максима Сандовича и Семена Бендасюка (1914), процесс доктора богословия Ф. Богатырца и «Дело братьев Геровских» на Буковине (1912–1914).

Затем, когда разразилась первая мировая война, начался массовый антирусский террор. Была создана сеть концлагерей. Самый известный из них – Талергоф, близ г. Грац в Австрии. В первое время было уничтожено более 60 тыс. человек, более 100 тыс. бежали в Россию, еще около 80 тыс. было уничтожено после первого отступления русской армии, в том числе уничтожено около 300 униатских священников, заподозренных в симпатиях к православию и России. Эти сведения приводит польский депутат Венского парламента А. Дашинский. (Все русские депутаты этого парламента были расстреляны; «Временник», Львов, 1938 г.)

Вот что писал об этих событиях галицко-русский историк В. Ваврик: «Австро-мадьярский террор сразу на всех участках охватил прикарпатскую Русь… Наши братья, отрекшиеся от Руси, стали не только прислужниками Габсбургской монархии, но и подлейшими доносчиками и даже палачами родного народа… они исполняли самые подлые, постыдные поручения немецких наездников. Достаточно взять в руки украинскую газету «Д1'ло», издававшуюся для интеллигенции, чтобы убедиться в этом окончательно. Сокальский уезд был поленом в глазах «украинских патриотов», поэтому доносы с их стороны сыпались на русских людей, как град из черной тучи… Педагог Стенятинский выдавал видных, деятельных крестьян в околице… В селе Маковисках на своих прихожан доносил священник-униат Крайчик. В селе Сосница «мужи доверия» украинцы Михаил Слюсарь, войт Михаил Кушнир и другие донесли на своих односельчан, на основании их доноса крестьян повесили… Двоих – Николая Смигоровского и Андрея Гардого мадьяры-уланы привязали к своим седлам и волокли четыре километра до села Задубровы и обратно, потом повесили на вербах. В Станиславской тюрьме на Дуброве расстрелы шли с утра до вечера…Талергоф… В дневниках и записках талергофских невольников имеем точное описание этого австрийского пекла. Первую партию русских галичан пригнали в Талергоф 4 сентября 1914 года. До зимы 1916-го в Талергофе не было бараков. Сбившийся в кучу народ лежал на сырой земле под открытым небом, выставленный на холод, мрак, дождь и мороз… Священник Иоанн Мащак под датой 11 декабря 1914 года отметил, что 11 человек загрызены вшами. По всей талергофской площади повбивали столбы, на которых довольно часто висели и без того люто потрепанные мученики, происходила «анбин-ден» – славная немецкая процедура подвешивания за одну ногу. Изъятий не было даже для женщин и священников…Но все-таки пакости немцев не сравнятся с издевательствами своих же. Немец не мог так глубоко влезть своими железными сапогами в душу славянина-русина, как этот же русин, назвавший себя украинцем, вроде официала полиции г. Перемышля Тимчука, доносчика и палача, который выражался о родном народе как о скотине. Он был правой рукой палача Пиллера, которому давал справки об арестантах. Тимчука, однако, перещеголял другой украинец – униатский попович Чировский, обер-лейтенант австрийского запаса… Все невольники Талергофа характеризуют его как профессионального мучителя и палача». (В.Ваврик «Терезин и Талергоф». – Филадельфия, 1966 г.) А вот свидетельство еще одного узника Талергофа, М.А. Марко: «Жутко и больно вспоминать о том тяжком периоде близкой еще истории нашего народа, когда родной брат, вышедший из одних бытовых и этнографических условий, без содрогания души становился не только на стороне физических мучителей части своего народа, но даже больше – требовал этих мучений, настаивал на них… Прикарпатские «украинцы» были одними из главных виновников нашей народной мартирологии во время войны» (Галицкая Голгофа. – США, Изд. П.Гардый, 1964).

Новороссия не объединится с Украиной потому что Новороссия – вообще не Украина и борется за то, чтобы не быть Украиной. Новороссия (ДНР и ЛНР) уже признали карпаторусское государство Подкарпатская Русь, потому что карпатороссы гордятся тем, что они – православные русские.

Новороссия, как и Крым, не вернется в Украину, даже если Украина вернется к своему историческому имени Малороссия (это почетное имя, означает коренную Русь, а не окраину). Крым не вернется, ибо полностью вернулся домой в Россию, и Новороссия бьется именно за это и не отступит! Новороссия готова быть с Малороссией только как сосед в составе воссоединенного русского мира.

Русская весна в Крыму, колыбели Крещения Руси, поддержанная нашим национальным лидером Президентом Владимиром Путиным, победит и в Новороссии, и во всем Русском мире. 2015-ый год – год тысячелетия святого равноапостольного великого князя Владимира – должен быть годом победы Русской Весны!

Москва

24.12.14

Наступят ли в России вновь «окаянные дни»? Что будет с Русской Церковью, если в России победит «Болото»?

Поскольку в книге подробно анализируются события «оранжевой революции» на Украине и тот урон, который нанесла канонической Церкви эта «оранжевая революция», поэтому мы считаем, что подробный рассказ о вреде Православию, нанесенном «оранжистами» на Украине, будет небезинтересен российскому читателю, а кому-то откроет глаза на то зло, которое несут в себе «оранжево-болотные» сценарии.

В «окаянные дни» нового покушения на Россию Глава Синодального Отдела Московского Патриархата по взаимодействию Церкви и общества протоиерей Всеволод Чаплин выступил с инициативой о повсеместной активизации общественно-политической активности верных чад Русской Православной Церкви. Эта активизация, по мнению о. Всеволода (как, кстати и миссионерская деятельность) должна иметь разные формы, вестись разными методами, не противоречащими закону. Это и создание общественных организаций и политических партий, ставящих задачу защиты прав православных граждан, и создание православно ориентированных объединений, клубов в уже существующих политических партиях. От себя добавлю- это и создание коалиционных, надпартийных, межпартийный православно ориентированных общественно-политических групп, и, конечно же, активная православная миссия в общественно-политической сфере. Раз в Верховной Раде Украины имеется домовый храм канонической Церкви, значит такие храмы должны быть и в Госдуме и Совете Федерации России, Национальном собрании Белоруссии, в парламентах других государств на канонической территории Московского Патриархата. Действительно, православная христианизация политики спасительная для России, Украины и других стран, находящихся на канонической территории Русской Православной Церкви: политики, знающие о подвиге святого Патриарха Ермогена, благодаря которому Россия была спасена от интервентов, не предадут Русскую Православную Церковь, Родину, русский мир, дадут достойный отпор новым интервентам, заказчикам и организаторам «цветных» революций. Поэтому возрождение России, русского мира, ключевой составляющей которого является Украина, невозможно без воцерковления народа (для этого Патриарх Кирилл и утверждает миссионерские императивы, чтобы церковная проповедь охватила каждого человека, создает десятки новых епархий и митрополий) и без христианизации политики и политического класса. В возглавляемой мной Ассоциации православных экспертов убеждены, что возрождение России невозможно без симфонии Церкви и государства (без активного участия Церкви общество и государство не решат ряда ключевых проблем своего выживания, таких как морально-нравственный климат в стране, борьба с коррупцией, алкоголизмом, наркоманией, демографической катастрофой, криминальной субкультурой в армии – «дедовщиной»), собирание русского мира. Выживание и возрождение самой России как крупнейшей православной державы планеты, ядра русского мира невозможно без теснейшего и доверительного союза духовного лидера русского мира – Святейшего Патриарха Кирилла и политического – Владимира Путина. Ассоциация православных экспертов последовательно и бескомпромиссно поддерживает многогранную созидательную деятельность Святейшего Патриарха Кирилла и также последовательно и бескомпромиссно поддерживает Владимира Путина, ясно и нелицемерно поддержав его в трудные дни «болотного искушения» России.

Поэтому я посчитал необходимым добавить в книгу три актуальных материала, прежде всего это интервью Высокопреосвященнейшего митрополита Одесского и Измаильского Агафангела, старейшего по хиротонии иерарха Украинской Православной Церкви Московского Патриархата, ревнителя единства Русской Церкви и Святой Руси.

На период болезни Блаженнейшего митрополита Владимира митрополит Агафангел возглавлял заседания Синода Украинской Православной Церкви Московского Патриархата. 26 января 2012 года под председательством Высокопреосвященнейшего митрополита Агафангела, старейшего по хиротонии иерарха Украинской Православной Церкви Московского Патриархата, состоялось заседание Синода УПЦ МП. Были приняты важнейшие решения. Утвержден состав комиссии УПЦ МП по приведению Устава УПЦ МП в соответствие с Уставом всей Русской Православной Церкви. В состав этой комиссии вошли такие ревнители единства Русской Православной Церкви, как член ББК и МСП Руской Православной Церкви, секретарь Одесской епархии прот. Андрей Новиков, ректор Почаевской Духовной Семинарии архимандрит Нафанаил (Крикота). Значит, в плодотворной работе комиссии можно не сомневаться.

По результатом аудиторской проверки расходования средств на строительство Вознесенского кафедрального собора УПЦ МП со всех постов, связанных со строительством Собора, отставлены архиепископ Александр (Драбинко) и прот. Георгий (Коваленко). Это позволяет сделать вывод, что в ходе проверки, видимо, были выявлены серьезные нарушения и теперь строительство Собора пойдет значительно быстрее.

Решения Синода УПЦ МП красноречиво говорят сами за себя. После прошедшего заседания Синода УПЦ МП раскольники в истерике, но это не повод останавливаться – представляется необходимым требовать возвращения захваченных раскольниками храмов, открывать уголовные дела по многочисленным фактам вербовки боевиков к Басаеву в резиденции «Киевского патриархата», детально описанных в книгах В. Анисимова, открывать уголовные дела по многочисленным фактам захватов храмов и избиений раскольниками православных священников и мирян, реализовать решение Генпрокуратуры Украины о незаконности регистрации «Киевского патриархата» и т. д.

«Интернет-голоса» автокефализаторов УПЦ опускаются до хулы на Церковь и Духа Святого. Блоггер Марченко («византиум»), ориентирующийся на тех, кто был лишен на Синоде ряда ключевых постов, дописался до того, что на Синоде был «недобрый дух». Вообще-то Синод – это малый Архиерейский Собор, на период между Соборами – это высший орган церковной власти. Надеюсь, что теперь кафедральный собор скорее построят, Устав исправят, захваченные раскольниками храмы вернут, миссия и катехизация будут развиваться более активно, а идея отделения Украинской Церкви от Русской будет проклята и забыта. Митрополит Агафангел, как человек, переживший «оранжевое покушение» на Киевскую Русь, предупреждает о его последствиях Русь Московскую.

Решения Синода УПЦ МП полностью поддержал Святейший Патриарх Кирилл. Об этом в своем блоге пишет ревнитель единства Русской Православной Церкви и активной православной миссии архиепископ Тульчинский Ионафан (Елецких):

«Выступая 1 февраля 2012 года на торжественном приёме в Трапезных палатах в Храме Христа Спасителя по случаю третьей годовщины своей интронизации, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл одобрил все решения Священного Синода УПЦ, касающиеся внутренней жизни Украинской Церкви, отметив, что в настоящее время Синод действует под председательством митрополита Одесского и Измаильского Агафангела, в связи с «недееспособностью Предстоятеля УПЦ Блаженнейшего Митрополита Владимира». При этом Предстоятель Русской Православной Церкви призвал к молитве о Блаженнейшем Владимире, дабы Господь подал ему силы для восстановления здоровья. На торжественном приёме приняли участие представители восточных православных Престолов, аккредитованные при Московском Патриархе в Москве, несколько сотен иерархов Московского патриархата».

http://www.vladyka-ionafan.ru/events/2012/02/02


Говоря о современной политической ситуации в России, следует отметить, что Святая Русская Православная Церковь находится не «над схваткой», а, в соответствии со своим учением, воинствует на стороне добра.

1 февраля 2012 года Святейший Патриарх Кирилл встретился с Владимиром Путиным.

Владимир Путин подтвердил как сам курс на симфонию, так и конкретные его составляющие – возвращение Церкви храмов и монастырей, а также системную поддержку во всех областях общественного служения Церкви. В частности, Владимир Путин поблагодарил Святейшего Патриарха Кирилла «за укрепление духовных основ общества, отношений с другими Церквами», прежде всего, с ближайшими соседями на постсоветском пространстве. «Это важно, поскольку православные люди, которые там проживают, чувствуют себя частью нашего единого общего православного мира», – сказал В. Путин. Со своей стороны Патриарх Кирилл поблагодарил премьера за его вклад в развитие государственно-церковных отношений. «Если мы чем-то можем как народ гордиться, то тем чудом, которое произошло за 20 лет, в основном за последние 10–12 лет, – сказал он. – За последние годы Русская церковь, и я могу сказать от лица других традиционных религий, обрели то, что трудно было даже представить, что мы можем обрести».