Тоне было приятно то, что она порадовала Генри.
Девушки и юноши, собравшиеся около парка «Останкино», еще долго беседовали друг с другом (то с помощью переводчиков, то вспоминая знакомые друг другу слова). Все разошлись поздно вечером, когда уже стало довольно темно.
* * *
Одиннадцатого августа в Лужниках прошло закрытие фестиваля. Делегаты и другие гости столицы собрались уезжать из Москвы. После закрытия фестиваля и отъезда гостей город скоро вернулся к своему привычному унылому виду. Однако оптимистическое настроение москвичей не исчезло.
Тоня поехала в подмосковную деревню, в которой ее родители снимали на лето небольшую комнатку в старом деревянном доме и которую ее семья называла «дачей». Последние теплые августовские дни она ходила с мамой в лес за земляникой и черникой.
«Всегда буду помнить эти пятнадцать жарких фестивальных дней! Сколько интересного и радостного было у меня в эти дни! – думала Тоня: – Фестиваль дал то, чего нам так не хватало: ощущение свободы, возможность культурного обмена, взаимодействия с самыми разными людьми».
Любопытная история
Шел 1959 год. Таня Иволгина заканчивала четвертый курс механико-технологического факультета Московского станкоинструментального института. Приближались летние каникулы.
«Поеду отдохнуть в какой-нибудь туристический лагерь или в дом отдыха подальше от Москвы», – мечтала Таня.
В родном институте подходящих путевок не было. Она узнала, что путевку можно купить в городском бюро путевок. Татьяна подъехала туда. Оказалось, что все обстоит не так-то просто. За путевками большая очередь. Причем в очередь надо записаться. Список участников очереди ведет один из желающих получить путевку. Чтобы не потерять свое место в очереди, надо раз в три дня приезжать на перекличку. Того, кто не придет на перекличку, сразу же вычеркнут из очереди.
Таня расстроилась из-за того, что возникли такие трудности. Но выхода не было, больше нигде приобрести путевку она не могла. Девушка записалась в очередь и в назначаемые дни стала приезжать на перекличку отмечаться. Это мероприятие обещало затянуться надолго.
На одной из перекличек с Таней вступил в разговор молодой человек, который был записан в очереди рядом с ней.
– Меня зовут Леней. А вы, наверно, Оля? – сверкнув белозубой улыбкой, сказал он. Парень был высокий, симпатичный, выглядел он на несколько лет старше Тани.
– Да нет, я Таня, – немного смутившись, ответила она.
– Если не секрет, скажите, вы, наверно, еще в школе учитесь? – продолжил спрашивать Леня.
Таня ответила ему:
– Нет, что вы. Я студентка института, вот сдам сессию и перейду на пятый курс.
– А мне тридцать один год. Я уже год как окончил институт. Работаю инженером в конструкторском бюро. Ну вот, мы и познакомились, – весело улыбнувшись, сказал он.
Как только перекличка в очереди закончилась, новый знакомый пошел провожать Таню до метро. Потом Леня провожал ее после каждой переклички. По дороге они рассказывали друг другу о своей жизни. Скоро перешли на «ты».
Наконец, подошла их очередь покупать путевки. Тане очень понравилась путевка в дом отдыха, который находился в Петродворце (в 1997 году городу вернули его первоначальное название – Петергоф). Татьяна знала, что город Петергоф находится в Петродворцовом районе Ленинграда. Он расположен на южном берегу Финского залива.
«Вот здорово! И отдохну, да еще обязательно изучу как следует парк в Петродворце, и в Ленинград несколько раз съезжу», – обрадованно подумала Татьяна и купила эту замечательную путевку.
Леня купил путевку в другой дом отдыха. Получив свои путевки, Таня и Леня дошли вместе до метро, там попрощались и разошлись в разные стороны.
* * *
Наконец, Таня приехала в Петродворец. Дом отдыха она нашла быстро – он находился невдалеке от знаменитого парка этого города.
Перед поездкой Татьяна прочитала о Петродворце много интересного. Она узнала, что Петергоф был основан в 1710 году как императорская загородная резиденция [1]. Статус города он получил в 1762 году. В городе находится памятник мировой архитектуры и дворцово-паркового искусства XVIII–XIX веков – музей-заповедник «Петергоф». В конце XVIII века по проектам архитектора Джакомо Кваренги и садового мастера Джемса Медерса был создан пейзажный Английский парк, в парке построен Английский дворец.
С двадцать третьего сентября 1941 года по девятнадцатое января 1944 года город находился в оккупации фашистскими войсками. Пятого октября 1941 года фашисты высадили в Петергофе морской десант. Линия фронта проходила на западной границе города по линии обороны Ораниенбаумского плацдарма. В результате военных действий фашисты почти полностью разрушили город, многие дома и памятники архитектуры они сожгли. Они вырубили 10 тысяч деревьев – более одной трети зеленого массива.
В 1944 году Петергоф переименовали в Петродворец. В том же году началось восстановление города, его дворцовопаркового ансамбля и системы фонтанов.
Основным зданием Петергофского дворцово-паркового ансамбля являлся Большой Петергофский дворец.
У Тани была путевка на двадцать четыре дня. Она решила, что первые две недели никуда из Петродворца уезжать не будет. Будет гулять в парке, любоваться дворцами и фонтанами, загорать на пляже на берегу Финского залива, купаться в заливе. Зато в следующие две недели отпуска несколько раз съездит в Ленинград, ведь в Ленинграде она до сих пор тоже не была.
Во время отдыха все произошло так, как задумала Таня. Погода стояла солнечная, жаркая, дождей вообще не было. Местные жители рассказывали, что такое лето в Ленинграде и его окрестностях бывает нечасто, так что Тане повезло.
Девушка много времени проводила в парке. С утра до вечера там одна за другой шли экскурсии. Приходя в парк, Таня присоединялась к одной из них и проходила вместе с другими людьми весь экскурсионный маршрут. Так повторялось каждый день, и она, в конце концов, знала о дворцах и фонтанах все почти наизусть. Ей очень нравились фонтаны «Монплезир», «Пирамида», «Нептун», «Шахматная горка», фонтаны-шутихи.
В то время, когда Таня отдыхала в Петродворце, Большой дворец еще не был отреставрирован. В него никого не пускали. Таня вместе с другими экскурсантами стояла вблизи дворца около каскада с фонтаном «Большой Самсон». Она очень жалела о том, что не могла войти во дворец. (Двери первых воссозданных залов Большого дворца открылись для посетителей только семнадцатого мая 1964 года, в день празднования 250-летия Петергофа.)
* * *
Время летело быстро. Татьянин отпуск закончился, и она вернулась в Москву. Первого сентября начался новый учебный год.
В один из первых дней занятий в институте Таня слушала лекцию по математике в «Большой лекционной» аудитории. Когда один час лекции закончился, громко и весело прозвучал звонок на перемену. Через пару минут после этого к ней подбежали две подруги.
– Таня, в вестибюле стоял молодой человек. Он сказал, что разыскивает пятикурсницу Татьяну Иволгину, которая учится на механико-технологическом факультете. Мы поняли, что он хочет увидеть тебя, и направили его в эту аудиторию. Сейчас он будет здесь, – сказали девушки.
– Кто бы это мог быть? – удивилась Татьяна.
Через минуту все разъяснилось. В дверях аудитории возник Танин летний знакомый Леня. Таня подошла к нему.
– Здравствуй, Леня! Какими судьбами? Как ты меня нашел? – спросила она.
– Но ведь ты рассказывала мне, в каком институте и на каком факультете учишься. Так что найти тебя оказалось совсем несложно, – объяснил Леонид.
За лето Таня почти забыла про своего знакомого по перекличкам в очереди за путевкой в дом отдыха. Внезапное появление Лени в институте не очень сильно ее взволновало.
Но все же Тане было приятно, что этот симпатичный молодой человек думал о ней, искал и нашел. Появление Лени стало поддержкой девушке, чувствовавшей себя совсем одинокой. Леня спросил:
– Таня, можно я подожду тебя у входа в институт, и после того как у тебя закончатся занятия, мы немного поговорим?
– Конечно, можно, – ответила она, улыбаясь.
Перемена закончилась. Татьяна вместе со своими сокурсниками вернулась в аудиторию. Лекция продолжилась, но Таня слушала лектора рассеянно. Она невольно думала о Лене.
Лекция, наконец, закончилась. Студенты шумно поднялись со своих мест и плотной гурьбой двинулись к выходу из аудитории. Таня вместе со всеми вышла из института. Она огляделась по сторонам и увидела: Леня стоит у входной двери и ждет ее.
– Танечка, как хорошо, что ты уже пришла, – сказал он. – Пойдем, я провожу тебя немного.
Они, не спеша, пошли в сторону метро. Леня стал рассказывать о том, как он жил летом в своем доме отдыха.
– Знаешь, Таня, ты мне нравилась тогда, когда мы встречались в очереди за путевками, но ехать отдыхать вместе с тобой я не хотел. Мечтал встретить в своем доме отдыха особенную девушку, такую, которая будет для меня лучше всех на свете.
– Ну и как, встретил? – спросила Таня.