– Ты моя добытчица, – говорила она Любе. – Без тебя я бы не справилась.
Любочка гордилась тем, что мама называет ее добытчицей. Ей были приятны мамины похвалы.
Сотрудница из детского сада позвонила Дарье Дмитриевне, поинтересовалась самочувствием Веры и сказала, что можно будет получать из детского сада на дом для Веры обеды, которые полагались ей в детском саду. Дарья Дмитриевна решила, что будет посылать в детский сад за обедами Любу. Люба училась в школе во вторую смену, поэтому перед тем, как пойти в школу, могла сходить в детский сад за едой для сестры.
Дарья Дмитриевна положила в сумку Любы посуду для еды из детского сада и сказала дочке:
– Любочка, перед тем как пойти на уроки в школу, сходи, пожалуйста, в детский сад. Получи для Веры обед.
– Хорошо, мама, – ответила Люба.
В час дня Люба взяла сумку с посудой для обеда и пошла в детский сад. В детском саду за обедами для больных детей стояла очередь из трех человек, поэтому Люба получила еду позже, чем надеялась. Быстро пошла домой, отдала сумку с обедом маме, взяла портфель и почти побежала в школу.
К своему классу Люба подошла в то время, когда урок уже начался. Оказывается, она опоздала на целых десять минут. Люба постучала в дверь класса, и, приоткрыв дверь, робко попросила учительницу:
– Зоя Федоровна, разрешите мне, пожалуйста, войти в класс.
– Как ты смела так сильно опоздать на урок! Закрой дверь, уходи домой! На следующий день без мамы в школу не приходи! – грубо прикрикнула на Любу Зоя Федоровна.
Зоя Федоровна была еще не старой женщиной. Она была худощавой, ее бледное лицо выглядело унылым, казалось, что она обижена жизнью. Прямые светлые волосы, стянутые в лежавший почти у самой шеи небольшой пучочек, казались сухими и неприглядными. Дети в классе чувствовали, что работа с ними – неприятная нагрузка для Зои Федоровны.
Люба хотела объяснить учительнице, что опоздала на урок потому, что ходила в детский сад за обедом для больной сестренки, а в детском саду пришлось стоять за обедом в очереди. Но Зоя Федоровна не стала слушать Любу, встала из-за стола, подошла к двери и захлопнула ее.
Люба чуть не заплакала и медленно побрела домой. Она долго-долго шла по улице, не решаясь вернуться домой. Люба всегда знала, что дома ее любят, что мама хвалит ее, называет своей помощницей и добытчицей. Да и в школе Люба училась на одни пятерки, чувствовала, что ее уважают. А тут вдруг такое грубое отношение!
Дома Люба ничего не хотела говорить маме.
«– Зачем я буду огорчать маму! Ей и так тяжело живется,» – подумала девочка.
Но Дарья Дмитриевна сразу поняла, что у дочки произошло что-то неприятное, да и домой она вернулась из школы слишком рано.
– Что с тобой, Любочка? – встревоженно спросила Дарья Дмитриевна.
Люба долго молчала. Потом она твердо сказала:
– Мама! Я больше никогда не пойду в школу.
Больше Люба ничего не стала говорить. На следующий день Люба, как вчера, принесла из детского сада обед для Веры. Сняла пальто, молча села на диван.
– Любочка! Почему ты сидишь? Тебе ведь пора идти в школу! – сказала Дарья Дмитриевна.
– Мама! Я больше никогда не пойду в школу, – как и вчера ответила Люба.
Так продолжалось еще два дня. В конце концов, Люба рассказала маме обо всем, что произошло в школе. Дарья Дмитриевна поняла переживания дочери. Она пошла в школу, поговорила с Зоей Федоровной. Учительница выслушала Дарью Дмитриевну, но по-прежнему не хотела простить Любе ее поведение.
– Зоя Федоровна! Люба очень ранимый человек. Прошу Вас, относитесь к ней помягче, – сказала Дарья Дмитриевна.
Зоя Федоровна прислушалась к ее словам. Учительница зашла домой к Дарье Дмитриевне, побеседовала с ее дочерью. На следующий день Люба вернулась в свой класс.
Под лестницей
Алена училась в 5-м классе московской школы. Когда в школе заканчивались занятия и у детей начинались летние каникулы, мама Алены еще не уходила в отпуск, поэтому она в июне отправляла дочку в подмосковный пионерский лагерь от института, в котором работала.
Алена была общительной и веселой девочкой. Ее глаза лучились улыбкой. Алена радовалась всему вокруг. В то же время она была самолюбивой и застенчивой.
Алена любила отдыхать в пионерском лагере. Ей нравился звук пионерского горна, который по утрам звал: «Вставай, вставай, одежду надевай!» Нравились лагерная утренняя линейка, подъем флага. Интересным было все, что проходило в лагере днем и по вечерам: большие костры, песни и шутки у костров, концерты художественной самодеятельности.
Расстраивало Алену только то, что после обеда обязательно должен был быть мертвый час. Всем ребятам вожатые велели расходиться по своим палатам, расстилать постели и ложиться на полтора часа спать. А если спать совсем не хочется? Ну что ж, не хочется, и не надо! Только надо все время тихо лежать под одеялом. С девочками, отдыхавшими на соседних кроватях, ни в коем случае не разговаривать.
Отрядная вожатая Валечка строго следила за тем, чтобы в палате во время мертвого часа соблюдалась тишина. После того, как пионерки под ее наблюдением укладывались отдыхать, Валечка уходила из палаты, но возвращалась время от времени: ведь ей надо было проверять, как себя ведут девочки.
Большинству девочек спать совсем не хотелось. Лежать и молчать было скучно и тяжело. Начинались разговоры. Но вот в палате появлялась Валечка, и разговоры быстро смолкали.
Алена в мертвый час не спала. Она поворачивалась в постели так, чтобы видеть свою подружку Нелю, кровать которой стояла справа от ее кровати. Неля тоже даже не пыталась заснуть. Конечно, девочки не могли удержаться от того, чтобы поговорить друг с другом.
Алена и Неля обсуждали, как они начали готовиться сегодня утром к выступлению на концерте художественной самодеятельности. Вдруг в палату зашла Валечка. Девочки не успели притвориться, что лежат молча.
– Алена, почему ты разговариваешь с Нелей? – грозно спросила Валечка. – Еще одно замечание, и я накажу тебя.
Сказав это, Валечка вышла из палаты. Алена и Неля снова начали разговаривать. Через несколько минут опять появилась Валечка.
– Алена, ты все же не послушалась меня! Я наказываю тебя: оденься, выйди из палаты и встань под лестницей, – сердито сказала Валечка.
Алена ничего не ответила Валечке. Молча надела на себя красное платье и туфли. Быстро вышла из палаты. Валечка ушла, а Алена подошла к входной двери в корпус, вблизи от которой начиналась лестница, ведущая на второй этаж. Под лестницей был небольшой полутемный уголок. Туда и встала Алена.
Этот уголок под лестницей был хорошо знаком Алене и другим девочкам и мальчикам из лагеря, чьи палаты находились в этом корпусе. Под лестницу обычно отправляли всех, кто провинился и был наказан.
Алена сильно обиделась на Валечку: считала, что не сделала ничего плохого.
– Буду стоять здесь, пока Валечка меня не отпустит. Прощения у нее я ни за что просить не стану, – подумала Алена.
Во время мертвого часа рядом с Аленой оказалась еще одна провинившаяся девочка. Эта девочка оставалась под лестницей недолго.
– Валечка, прости меня, я больше так делать не буду, – попросила она проходившую мимо вожатую.
– Ладно, прощаю тебя, – великодушно ответила Валентина.
Наказанная и получившая прощение пионерка быстро убежала в свою палату. Алена вообще не могла понять, как у человека может повернуться язык, чтобы попросить прощения у вожатой.
Закончился мертвый час. Ребята встали, оделись, заправили постели и пошли на полдник. Алена продолжала стоять под лестницей.
Шло время. Место под лестницей не пустовало. Там появлялись один за другим несколько человек. Наказанные освобождались из плена довольно быстро.
– Валечка, прости меня, я больше так делать не буду, – жалобным тоном обращался к проходившей мимо них Валентине каждый из них. Каждый из провинившихся получал милостивое прощение и убегал к своим друзьям.
Алена стояла. Она очень переживала, что наказана, но стойко переносила свои невзгоды. Ждала, что Валентина заметит ее и простит. Но Валентина не обращала на Алену никакого внимания, хотя часто проходила мимо нее.
…Стало темнеть. Все ребята уже пришли с ужина. Алена сильно устала, проголодалась, но гордость не позволяла ей обратиться к вожатой с просьбой о прощении.