– Девочка, почему ты здесь стоишь? – удивленно спросил Алену проходивший мимо Влад – вожатый другого отряда.
Алена рассказала ему:
– Меня наказала Валечка за то, что я разговаривала во время мертвого часа со своей подружкой.
– Почему же ты так долго здесь находишься? Освобождаю тебя. А с Валентиной я поговорю, – сказал Влад. – Иди ужинать, пока еще не закрыли столовую.
Алена покинула место своего заключения. Пошла в столовую, а после ужина вернулась к подругам.
– До чего же упрямой оказалась эта девчонка! Давно бы могла попросить у меня прощения, и я бы отпустила ее, – ответила Валентина рассказавшему ей эту историю Владу.
Маме, приехавшей к дочке в родительский день, Алена об этом случае и своих переживаниях ничего не сказала.
Олина мечта
Оля Голубева жила в Москве недалеко от станции метро «Рижская». Она училась в девятом классе. Оля была худенькой, только начинающей взрослеть застенчивой девочкой. Ее большие карие глаза смотрели на всех серьезно и внимательно. В школе у Оли все было хорошо: по всем предметам Оля получала почти всегда пятерки (иногда, правда, встречались четверки), училась она с интересом, учителя ей нравились. Лучшей своей подругой Оля считала Таю Ставцеву. С Тайкой она уже несколько лет сидела за одной партой, они говорили о своих знакомых, никогда не ссорились. Иногда Оля и Тая ходили друг к другу в гости. Тайке даже больше, чем Оля, нравилась Олина мама – Елена Петровна. Елена Петровна всегда радушно встречала Тайку, поила ее чаем с домашними пирожками, внимательно слушала ее рассказы обо всем на свете: о ее родителях, об учебе в школе, о друзьях из класса. Оля дружила еще с двумя девочками из своего класса – с Кирой Беловой и Лерой Ершовой.
В этой безоблачной жизни Оле все же чего-то не хватало. Она думала: «Конечно, Тая – моя подруга, но не вполне. Я могу рассказывать Тайке обо всем, о чем думаю. Только мне не хочется делиться с ней своими мыслями и переживаниями. У нас с ней совершенно разные интересы. Тая больше всего на свете интересуется мальчиками. Она красивая девочка, многие знакомые ребята влюблены в нее, буквально бегают за ней. Тайке это нравится, и она кокетничает со всеми. С Таей у меня нет такой дружбы, какой бы мне хотелось. Я хочу дружить с такой девочкой, с которой у меня были бы общие интересы, чтобы можно было бы рассказывать друг другу самые сокровенные мысли, чтобы помогать друг другу и всем делиться. Если подруга не такая, то это не настоящая подруга».
Оля считала, что настоящей подруги у нее нет, поэтому она чувствовала себя совсем одинокой.
В начале октября в Олином классе появилась новая ученица – Фая Журавлева. Раньше Фаина жила вместе с родителями в Воронеже, а теперь ее отец перевелся работать в Москву, и вся ее семья в конце сентября переселилась в столицу.
Фая сразу привлекла к себе внимание Оли. Она отличалась от других девочек в классе. Фая была высокой, худощавой девочкой со светло-русыми, коротко подстриженными волосами и серыми, слегка прищуренными глазами. Взгляд этих глаз казался немного насмешливым. Фая выглядела умной, уверенной в себе и как будто считающей себя намного выше окружающих ее людей.
Учителя сразу поняли, что в классе появилась новая хорошая умная ученица. Она быстро усваивала изучаемый материал, за ответы у доски и за выполнение контрольных работ получала пятерки и четверки. В классе Фая быстро перезнакомилась со всеми ученицами, но все же держалась всегда несколько отстраненно.
Оле Файка сильно понравилась. Она увидела, что Файка очень умная и знает гораздо больше, чем она.
«Файка интересуется всем на свете. Говорит, что дополнительно к школьной программе учит английский язык. Говорит, что каждое утро читает свежие газеты, – с восхищением думала о Файке Оля. – Ая газет совсем не читаю… Мне нужно приучить себя читать газеты, чтобы не отставать от Файки».
Еще Оля восхищалась тем, что у Файки есть важная книга, – словарь иностранных слов. Как только ей попадалось в какой-нибудь художественной книге или в газете незнакомое иностранное слово, она сразу же выписывает его, а потом из словаря иностранных слов узнает, что это слово значит. Так у нее получается свой рукописный словарь иностранных слов.
«Я буду также, как Файка, узнавать смысл незнакомых мне иностранных слов, буду расширять свой словарный запас», – решила Оля.
В общем, Оля серьезно заинтересовалась Файкой.
«Файка ближе мне по духу, чем все остальные девочки в нашем классе. Хочу, чтобы она стала моей подругой. Такой подругой, с которой можно делиться всеми своими мыслями и рассказывать обо всем», – размечталась Оля.
Оле хотелось делиться своими мыслями и переживаниями, но только делиться было не с кем, поэтому еще в седьмом классе она начала вести дневник. Она рассказала Фае, что у нее есть дневник. К этим словам Оли Файка отнеслась с презрением.
– Терпеть не могу дневники, – сказала Файка.
Оля не согласилась с Файкой: «Файка совсем неправа. Дневник всегда помогал мне в жизни раньше и помогает теперь. Я хотела бы дать Файке прочесть свой последний и старые дневники (это была бы первая из девчонок, которой я доверилась, потому что она мне нравится). Своими словами о дневниках Файка оттолкнула меня от себя. После ее высказываний я не стану показывать Файке свои дневники».
Оля решила, что, наверно, хорошо, что не дала Файке читать свои записи в дневниках. «Еще не известно, как бы она отнеслась ко всем моим записям», – подумала Оля.
Все же она не перестала преклоняться перед Файкой и по-прежнему хотела начать дружить с ней.
У Оли в классе была просто замечательная учительница русского языка и литературы. Звали ее Юлия Илларионовна. Она приучала своих учеников изучать не только учебники по литературе, но и внимательно и полностью читать оригиналы художественных произведений и даже выписывать из этих произведений важнейшие цитаты. У Оли дома в ящике письменного стола лежало много толстых тетрадей с выписанными ею цитатами из книг русских и зарубежных литературных классиков.
Роман Льва Николаевича Толстого «Анна Каренина» в школе изучали факультативно. Юлия Илларионовна предложила желающим подготовить и сделать на уроке внеклассного чтения два доклада. Нашлись двое желающих: Оля Голубева и Фая Журавлева. Оля вызвалась подготовить доклад об Алексее Каренине, а Фая – об Анне Карениной.
Готовясь к докладу, Оля внимательно перечитала роман, выписала из него важнейшие цитаты, характеризующие Алексея Каренина. Написала подробный текст доклада и подготовилась к тому, чтобы рассказать его наизусть.
На уроке внеклассного чтения весь класс внимательно слушал ее доклад. Оля подробно и обоснованно говорила о том, что Каренин – сухой, черствый человек, что он безжалостно наказал Анну за то, что она полюбила Вронского. Доклад Оли всем понравился. После окончания ее доклада Юлия Илларионовна сказала:
– Садитесь, Оля, ставлю вам пять. Ваш доклад – это строго обоснованное логическое описание образа Каренина, подкрепленное удачно подобранными цитатами.
Оля вернулась на свое место за партой в правом ряду класса. После нее вперед вышла Фая. Она встала перед замершим в ожидании классом. Никаких записей текста доклада у нее не было. В руках Файка держала закрытую книгу – роман Толстого. В книге лежало много бумажных закладок. Файка начала доклад с подробного и яркого описания портрета появившейся на балу Анны. Она взволнованно рассказывала о необычайном очаровании Анны, а потом – о влекущей к себе красоте Анны, открыв книгу в том месте, где лежала закладка, и читая текст романа.
Постепенно Файка все полнее и полнее раскрывала перед слушателями образ Анны Карениной. Она назвала Анну прекрасной женщиной, мечтавшей о настоящей глубокой любви. Рассказала о сложной жизни Анны с Вронским, о ее любви к оставленному с Карениным сыну Сереже. Свое яркое выступление Файка закончила рассказом о страданиях Анны в последние минуты ее жизни. Во время выступления Файка несколько раз открывала книгу и читала отрывки из романа.
После того как Файка закончила свой рассказ, все в классе некоторое время сидели, не шевелясь и не проронив ни слова. Потом громко захлопали.
– Садитесь на свое место, Фая, – задумчиво и медленно проговорила Юлия Илларионовна. – У нас нет оценки выше, чем пять. Но тем не менее за ваше выступление я ставлю вам пять с плюсом. Хочу подчеркнуть этим, что вы сделала замечательный доклад. Мы увидели живую Анну.
Файка захлопнула книгу и вернулась на свое место на задней парте в среднем ряду. Оля оглянулась и посмотрела на Файку. Выглядела Файка спокойной и невозмутимой, хотя, конечно, Файку обрадовала похвала Юлии Илларионовны и необыкновенно высокая оценка учителем ее выступления.
Олю поразило и вызвало восхищение выступление Файки. Она подумала: «Я умный сухарь, а Файка выступила эмоционально, говорила проникновенно и убедительно. Мне надо учиться у нее этому».
* * *
Постепенно Оля и Фая стали подругами. Файку Оля считала самой близкой девочкой из класса. С ней Оля говорила обо всем более откровенно, чем с другими.
«Файка умная девчонка, многие ее взгляды и интересы похожи на мои, – рассуждала сама с собой Оля. – Друг на друга мы оказываем хорошее влияние. Например, теперь я стала читать газеты и завела словарь иностранных слов, потому что мне стыдно отставать от Файки, а, кроме того, я вполне согласна с ней в том, что это необходимо и полезно. Думаю, что и я на нее тоже подействовала: она старается лучше учиться и призналась мне, что я хорошо на нее влияю. Я считаю, что дружить можно только с тем человеком, на которого не только ты влияешь, но и который сам может оказать на тебя положительное влияние».
* * *
Однако через некоторое время в отношениях Оли и Фаи появилась трещина. Оля не понимала, отчего это могло произойти.
На уроке физики при изучении темы «Электричество» учитель Петр Константинович подробно рассказал о переменном и постоянном токах, объяснил, какая между ними разница. Петр Константинович задал домашнее задание: выучить по учебнику все, о чем он говорил на уроке. На следующем уроке физики Петр Константинович вызвал к доске Олю и попросил ответить на его вопросы о переменном и постоянном токах. Оля дома не читала учебник, она рассказала то, что запомнила из объяснения учителя на прошлом уроке.
– Голубева, вы отвечали хорошо, но из вашего ответа видно, что учебник вы не читали. Дома вы не работали, ваш ответ получился не совсем полным, поэтому я ставлю вам четыре.
Потом Петр Константинович продолжил:
– Большому кораблю большое плавание: кому много дано, с того много и спрашивается. Вы, Оля, были бы звездой, если бы хоть немного занимались дома.
Урок физики проходил в физическом кабинете. После этого урока девятиклассники пошли в свой класс. Файка шла перед Олей. Она обернулась к Оле и пренебрежительно сказала:
– Подумаешь, звезда! Если ты и звезда, то только седьмой величины.
Оля ничего ей не ответила. Она даже не знала, что ответить. Оля не знала, что означают слова «звезда седьмой величины».
В младших классах Оля увлекалась астрономией, дома у нее были научно-популярные книги по астрономии. Вернувшись из школы домой, Оля посмотрела эти книги. В них было написано, что самые яркие звезды на небе называют звездами первой величины, а самые слабые из видимых невооруженным глазом – это звезды шестой величины. Все звезды, величина которых меньше шестой, невидимы невооруженным глазом.
«Значит Файка считает, что я невидима невооруженным глазом», – с обидой подумала Оля. Потом она утешила себя: – «Хоть я и невидима невооруженным глазом, но все же Петр Константинович считает, что я могла бы быть звездой. Не так уж плохо он обо мне думает».