banner banner banner
Вдохновляющая мотивация
Вдохновляющая мотивация
Оценить:
 Рейтинг: 0

Вдохновляющая мотивация


Зона шока – это беда, настигшая неожиданно и накрывшая с головой, это ощущение конца света и полной безысходности.

Пример 3. Николай и Ирина разводятся. Их сын-подросток узнал о планах родителей и шокирован происходящим, ведь он любит их обоих, у него было столько планов, ведь отец полностью обеспечивает семью. Сын остается после развода с мамой. Как они будут жить дальше, что будет с поступлением в вуз? Вопросы без ответа приводят к демотивации подростка. Его успеваемость в школе падает, общаться с друзьями мальчик не хочет.

В зоне шока все действия человека определяет аффект, проявляющийся либо в агрессии, либо в апатии, перестают работать воля и разум, наступает кризис, происходит демотивация. Человек постоянно думает о проблеме, вызвавшей шок, и ее последствиях. Большую часть своего времени он тратит на переживания и мысли о проблеме. Он останавливается в своем развитии.

Чтобы вывести человека из зоны шока, нужно приложить максимум усилий для оказания моральной поддержки, разъяснения ситуации. Выход из такого состояния возможен только через сильную мотивацию и побуждение к действиям в зоне риска.

Зона шока.

Далеко не все способны справиться с эмоциональным шоком собственными силами. Кому-то приходится обращаться за психологической помощью, искать поддержки у друзей и близких. И это абсолютно нормально. Более того, когда вы обсуждаете ситуацию с человеком, который напрямую в нее не вовлечен, вы можете получить объективную обратную связь либо же услышать вопросы, которые натолкнут вас на свежие мысли, и вы сможете понять, в каком направлении нужно двигаться дальше.

Процесс развития важно рассматривать с точки зрения эффективной мотивации, ведь в зависимости от того, в какой зоне находится сотрудник, руководителю необходимо действовать по-разному, чтобы добиться от сотрудника желаемого результата.

Эффективная мотивация

Искусство управления состоит в грамотной постановке задачи подчиненному, мотивации его по базовым потребностям. Задача должна быть поставлена так, чтобы у человека возникло желание, интерес к успешному достижению результата.

Чтобы мотивировать сотрудника на какое-либо действие, руководитель должен определить его базовые потребности. Сделать это можно, наблюдая за работником в ситуациях, касающихся принятия решений, изменения условий работы, отношений в коллективе и др.

Кроме того, определить базовые потребности сотрудника можно, задавая ему как можно больше открытых вопросов, т. е. таких, которые предполагают подробный и развернутый ответ. Например, вы можете спрашивать своих подчиненных, чем они занимаются в свободное время, как проводят выходные, куда предпочитают ездить в отпуск, сколько времени проводят с семьей, чем увлекаются и т. д.

Чаще беседуйте со своими сотрудниками, желательно в неформальной обстановке. Скажем, это можно делать во время корпоративных мероприятий: когда ваши коллеги чувствуют себя максимально расслабленно. Главное показать им искренний интерес с вашей стороны и заручиться их доверием. В этом случае они поделятся с вами самой сокровенной информацией.

Базовые потребности

У каждого человека свой рейтинг базовых потребностей и своя система ценностей – какие-то потребности доминируют над другими, ценности одного человека не являются таковыми для другого.

Обычно таких ведущих потребностей у человека две или три, именно они определяют его поведение и влияют на его решения.

Существует шесть основных базовых потребностей:

1) деньги;

2) имидж;

3) удобство психологическое;

4) удобство физическое;

5) безопасность;

6) самосовершенствование.

Базовые потребности человека.

Важно понимать, что у разных людей могут быть абсолютно разные базовые потребности.

Например, одному человеку важнее получать большие деньги, чем самосовершенствоваться и развиваться. Шахтер или нефтяник тяжелый физический труд ради хорошей зарплаты предпочтет кабинетной работе служащего с важным статусом. Клерк штатного офиса в центре города выберет физический комфорт и непыльную работу, а не службу в силовых структурах с риском для жизни.

Не стоит думать, что все ваши сотрудники заинтересованы в деньгах или повышении по службе. Для одного человека принципиально важно зарабатывать хорошие деньги, поскольку для него это будет являться признаком состоятельности и статусности, поэтому он будет делать все возможное, чтобы денег в его жизни становилось все больше и больше.

Другой человек может прекрасно себя чувствовать, получая минимальную зарплату, поскольку деньги в его жизни отнюдь не являются самым главным. Для него важна работа в слаженном коллективе и отсутствие конфликтов с коллегами. Такой человек будет стараться всеми силами сглаживать любые противоречия, налаживать контакты с деловыми партнерами, общаться со всеми тепло и открыто. Основной базовой потребностью для него является психологическое удобство.

Сотруднику, базовой потребностью которого являются деньги, абсолютно неважно, в каких отношениях с коллегами он состоит. Любые конфликты он воспринимает как незначительную мелочь, на которую даже не стоит обращать внимания.

Важно понять, что любой человек принимает решения на основе своих личных установок, ценностей, мотивов. Цель руководителя – найти волшебную кнопку, бережно и очень аккуратно на нее воздействовать для достижения нужного результата.

Чтобы мотивировать сотрудника на выполнение небольшой или несложной задачи, достаточно нажать на одну кнопку (базовую потребность). Если задача разноплановая, обширная, сложная, то воздействовать лучше сразу на несколько основных базовых потребностей.

Рассмотрим подробнее каждую базовую потребность.

Деньги. Материальные блага для многих людей являются основной потребностью, например, в комфортном жилье, хорошем отдыхе, престижном автомобиле.

Сотрудник с такой базовой потребностью все задачи переводит для себя в денежный эквивалент – уровень заработной платы, бонусы, премии.

Базовая потребность – деньги.

Для такого человека деньги являются приоритетом. Он может пренебрегать отношениями с другими сотрудниками или даже собственной репутацией, лишь бы у него было как можно больше финансовых возможностей не только для удовлетворения своих потребностей, но и для приобретения предметов роскоши.

Такого сотрудника необходимо стимулировать премиями и другими денежными бонусами. Если вы предложите ему уютное место в офисе в качестве награды за выполнение той или иной задачи, он попросту вас не поймет.

Пример 1. Для Ивана и Дарьи деньги – главный стимул в работе. Цель руководителя – поставить задачу так, чтобы на основании актуальной базовой потребности у обоих возникло желание ее выполнить.

– Иван, мы выходим на рынок с новым продуктом. Ваша задача в этом месяце – увеличить продажи в два раза. Пропорционально продажам вырастет и уровень вашей зарплаты.

– Дарья, ваша бригада в прошлом месяце не выполнила план, были замечания по качеству. Если и в этом месяце вы будете работать также, то персональную премию по итогам квартала вы не получите.

Базовая потребность в деньгах поможет выполнить задачу, поставленную руководителем.

Пример 2. Использование энергоресурсов на предприятии жестко регламентировано – может быть наложен штраф (при перерасходе ресурсов) или выписана премия (при экономии).

Начальник дает распоряжение инженеру-технологу:

– Светлана, руководство ставит перед вами задачу разработать мероприятия, которые позволят цеху рационально использовать и экономить энергоресурсы. Действуйте, или мы все останемся без премии, вы тоже, кстати.

Светлана находит три пути экономии: снижение количества воды на промывку оборудования, переключение на насосы меньшей мощности, использование пара для подогрева воды. Это позволит экономить воду, пар и электроэнергию.

Светлана создает распоряжение по цеху за подписью начальника. За нарушение процесса промывки, несвоевременное переключение насосов и пара предусматривается материальное наказание.

Таким образом, основываясь на базовой потребности работников, можно стимулировать соблюдение режима экономного использования энергоресурсов.

Имидж. Общественный и социальный статус, признание достижений и заслуг, высокие амбиции нередко являются движущей силой на пути к успеху.

Человеку, у которого имидж является базовой потребностью, важно ощущать себя значимым, ради имиджа он готов поступиться личной жизнью, даже удобствами. Имидж – это известная компания или должность, звание и регалии, корпоративные награды и статус, репутация, социальный успех, престиж.

Базовая потребность – имидж.

Сотрудник, для которого имидж является ключевой базовой потребностью, очень печется о своем личном бренде. Для него важно, чтобы коллектив воспринимал его в строго определенном ключе. Он будет прикладывать все усилия ради получения новой должности, даже если это не будет сопровождаться прибавкой к зарплате.