– Ирина! Вот только за молодость прощаю, как говорится. Аналогов этому объекту ни до, и, наверное, не скоро после этого, в области не будет. Вы, что думаете, что таких проектов как грибов? Даже у специализированных организаций, занимающихся подземными проходами за десяток лет, по всей стране совсем не много таких решений. Но это лирика. Количество требуемых работников на настоящее время у нас есть?
– В пять раз превышает требуемое количество. По объектам.
– Хорошо. Но другие объекты мы оголять не будем. Нужно обеспечить требуемое количество работников – это раз, второе, всех необходимо обучить и переобучить. Провести дополнительные занятия. И третье, на объекте иностранцев если и использовать, то по минимуму. Незачем иностранным шпиёнам знать про наш подземный город.
– Ответственность на нас лежит большая. Скажу ещё и ещё: аналогов такого строительства в области просто нет и неизвестно, когда будет. Нам придётся в этом быть пионерами. Считайте, что мы строим метро. Только небольшое. Подобное в городе делали немцы и то один раз – Кёнигсбергский коллектор. Но они были мастерами сильными. Ну, и мы тоже не лыком шиты. Сделаем и пусть предки обзавидуются!
А тут ещё телефонные звонки, звонки, звонки….
Из кабинетов в кабинеты.
Словно вся жизнь из телефона:
– Саркисов. Слушаю Вас!
– Почему решили строить тоннель? Почему не над поверхностью? Докладываю: решение принято не из единичных обстоятельств, а с учётом градостроительной ситуации. Дело заключается в том, что любой переход если бы мы его делали, требовал сохранения габаритов судоходства. Это по сути дела надо было городить огромные, уродующие внешний вид задуманного, сооружения.
– Чьё решение?!
– Это заимствованное из нашего российского передового опыта инженерных сооружений и является коллективным решением заказчика, проектировщика и подрядчика.
– Стоимость большая?
– Рассматривалось несколько вариантов. Выбрали этот. По сути дела, если говорить о стоимости такого объекта наружного исполнения надземного перехода он ненамного бы отличался. Вы сами понимаете нужно было сделать шахты и ещё одну узловую опору. Это уже весьма сложно. Это баржи, подводные работы, а такой микротоннель… потом это эстетика. Оставить в центре города промышленный переход? Эстакада, проходящая по территории? Поймите, важную роль здесь играет именно эстетика. Вы были в нашем городе?! С высокого моста просматриваются подходы к стадиону. Вот такая необходимость делать гармонию. Полную. Мы же делаем-то не себе, а нашим детям и внукам! Что они нам скажут через сто лет? И с точки зрения экологии. В любом случае обслуживание такого перехода при каких-то аварийных ситуациях над рекой… а так это надёжная работа, связанная с применением мирового опыта. В Москве у Вас много микротоннелирования, в Сочи при подготовке к Олимпиаде сделано. Ну, и у нас была такая возможность. Без понимания единства мнения быть не могло. Рязанцев и его команда…
– Кто такой Рязанцев?
– Докладываю: Работы будет выполнять ООО Строительная компания «Монолит». Генеральный директор Рязанцев Роман Владимирович. Наша местная фирма. И работают давно. Проверенная неоднократно в деле. С огромным личным опытом. Очень неплохие специалисты. И вопросов к ним никогда не было.
– Справятся или нет?!
– Да, конечно, справятся. Это же Монолит! Как знак качества. Да, на таких глубинах и такого диаметра мы делаем в первый раз. Раньше мы делали переходы только над рекой. Теперь нам поляки показали несколько другой вид. Подземные работы с извлечением – тут другие масштабы и диаметры. Ясельная группа детского сада. А здесь на самом деле робот под землёй делает микротоннель для того, чтобы потом можно было протянуть. Учитывая два футляра, а они гарантируют от каких-либо проблем. Будут использоваться экономические показатели, чтобы не выходило за разумную стоимость. Можно прямо сказать, что в инженерном строительстве Калининграда это будет выдающийся объект.
– Уверенность в Монолите полная. И по срокам. И по качеству. В любом случае мы всё контролируем. Заверяю Вас, это надёжные и проверенные люди. Не подведут. До свидания…
– Ну, что! Начинаем ваять картину!
– Непонятно как-то вы излагаете Владимир Геннадьевич…
– А что тут непонятного? Делаем, что сказал шеф и начинаем забивать шпунты. Ларсена.
– А причем тут картина, ваять и Ларсен?
– А Вы внимательнее присмотритесь и увидите, что Ларсен взял то, что у людей было тысячи лет назад…
– Какие-то сказки Вы рассказываете Геннадьевич. Что он взял? Откуда? Просто придумал и воплотил в жизнь.
– Это на первый раз. И возвращаясь в начало нашего разговора, Рамильевич – откройте схему расположения шпунтов на тепловых камерах. Что видно?
– Да ничего не видно!
– Внимательней посмотрите. Шпунты расположены прямоугольником, словно обрамление картины. А если внимательней присмотреться к самим шпунтам, то сверху, они складываются, шпунт за шпунтом, в ленточный орнамент, который подозрительно напоминает орнамент, называемый меандром или ещё греческим орнаментом. Орнамент, опоясывающий картины, вазы, здания. Его даже масоны применяют как символ братства, а их главный храм он тоже замыкает кольцом.
– Ну, вы сейчас скажете…
– Да тут и говорить нечего. Меандр приватизировали греки и большинство считают, что этот орнамент схематичное изображение реки Меандр в древней Греции. Ещё сам Сенека пишет, что река Меандр – «вьётся частыми излучинами, близко подступает к собственному руслу и опять поворачивает, не успевши влиться в себя самоё».
– Вы сюда ещё и Сенеку приплели. Нам-то от этого какая польза?
– Вы правы, пользы никакой, кроме той, что похожее изображение находили на стоянках древних славян около двадцати тысяч лет назад. И это символ непрерывности движения, течения времени, человеческой жизни. Что касаемо нашей работы, то в Японии похожий мотив называли «рюсуймон» что по-русски значит «бегущая вода».
– И? Что нам толку от бегущей воды?
– Всё просто, в разных странах, в том числе и в Японии меандрические узоры нанесены на дамбы, как защищающие от разлива воды. Вот и мы будем защищать таким узором нашу шахту. Говоря другими словами, сделаем рамку, а потом начнём ваять… И самое интересное в этом, что наша не сильно то и отличается от этого заморского Меандра… а сейчас нам на раскачку десять дней, потом такой роскоши у нас не будет.
Шпунт. Обычное толстое корыто из очень толстого куска железа с закрученными краями, которые соединяются вместе закрученными краями-замками. Длиной в двенадцать метров. Это по-простому. По-деревенски, что-ли. И технология установки шпунтов проста и эффективна. Не бить, ни стучать. Вдавить. К верху шпунта крепится устройство, затем оно поднимается на высоту шпунта. Вставляются в пазы замков. Устанавливается в необходимое, тщательно выверенное место, и… Маленькое, локальное землетрясение с грохотом и прочими для окрестных обитателей неудобствами и волнениями.
С этими самыми шпунтами тоже не всё гладко было. Хочется ведь сэкономить. Пусть на рубль. Пусть на копейку. По чуть-чуть и набегут тысячи, а то и десятки тысяч рублей. И Антон вариант не плохой поднашёл – б/у – бывший в употреблении шпунт. Можно было даже в аренду. Совсем даром бы вышло. Но всё упёрлось в генерального.
– Вы это что придумали!?
– Роман Владимирович! Ну, мы же на этом заработаем сотни тысяч!
– Какие сотни!? Вы это о чём?! Если Вы не поняли – мы строим не на год и не на десять, минимум на сто лет! А вы бэушный шпунт! В аренду! Антон! Где продают хороший шпунт?!
– Самые лучшие это в Чехии и Австрии. У нас это Курган и Питер. Есть ещё японские, но они далеко. А так самый это «ЕвразХолдинг». И по цене, и по качеству.
– Ну, так за чем дело стало? Заказывай!
– Если заказывать у них, то получается, мы не только не заработаем, а ещё в минуса уйдём!
– Антон! Ты с каких пор стал работать экономистом? У нас для того чтобы экономить есть специально обученные люди. У нас для этого Надежда есть. Она пусть считает и обсчитывает. Даже если мы дважды уйдём в минуса, как ты говоришь, то всё равно будем строить! Этот проект лично мне важен, как строителю. Как специалисту. Кто не понимает этого и не хочет соприкоснуться с новым и неиспытанным, тому не место в команде! По расчётам к Зотиковой.
– Через два часа принесу заявку на утверждение.
– Австрийскую…
– И заодно вместе с Пашковским… Необходимо купить гусеничный кран. Петрович механик хороший и в технике разбирается…
– Так у нас же есть!
– Вот на всякий случай и покупайте второй. А то получится – хотели побыстрей, а вышло как всегда! Павел! Вперёд!
Первый шпунт ушёл легко.
Двенадцать метров как нож в масло. С дрожанием и стуками.
Вибропогружатель отцеплен.