Учитывая тяжелое положение, в котором находилась Best Buy, многие аналитики предсказывали, что в 2012 году она обанкротится или будет разделена частной акционерной компанией. После того как Хьюберта избрали генеральным директором, мы с ним проводили много времени вместе, обсуждая проблемы, с которыми он сталкивался. Большинство генеральных директоров, которых попросили бы возглавить такую реорганизацию, следовали бы общепринятому корпоративному сценарию: (1) закрыть 30–40 % магазинов и продать недвижимость, (2) уволить 30 000–40 000 сотрудников, (3) уменьшить количество товаров, (4) добиться от поставщиков более низких цен и затем (5) получить большие поощрительные выплаты.
Хьюберт пошел другим путем, признав, что цель и люди являются ключом к высвобождению энергии, необходимой для изменений в бизнесе. Понимая, что он мало знал о розничном бизнесе, он начал учиться и отправился в Сент-Клауд в штате Миннесота, одетый в брюки цвета хаки и фирменную синюю футболку Best Buy с бейджем с надписью «CEO in Training[3]». Там он провел свои первые четыре дня в Best Buy, чтобы взглянуть на всё глазами клиентов и рядовых сотрудников и разобраться, что же не так.
Хьюберт вдохновил сотрудников Best Buy на участие в стратегии «Renew Blue[4]». Его приоритеты заключались в увеличении доходов Best Buy. Он сделал это, создав благоприятные условия и полностью рассказывая о проблемах компании.
Изменения в компании могут занять много времени – время, наполненное неопределенностью, – поэтому Хьюберт стремился к небольшим победам, чтобы отпраздновать их публично, например, сделав объявление об объемах продаж в конце 2012 года, которые свидетельствовали о том, что падение доходов закончилось. Вместо того, чтобы давить на поставщиков, он сотрудничал с ними – даже со своим заклятым соперником Amazon, – используя торговые площадки для создания «мини-магазинов» Samsung, Microsoft и Apple, а также добавляя в ассортимент бытовую технику и товары для здоровья. Эти шаги дали 125 000 сотрудников Best Buy надежду, создав «человеческую магию», к которой стремился Хьюберт.
В результате увеличение продаж укрепило цену акций компании, вознаградив ее акционеров. Когда к 2016 г. в Best Buy завершилась реструктуризация, Хьюберт руководил разработкой миссии компании «обогащать жизнь клиентов с помощью технологий» и переходил к стратегии роста «Building the New Blue[5]».
Можно многому научиться из того, как Хьюберт успешно изменил Best Buy, но «Человеческая магия для бизнеса» может предложить гораздо больше. Ее наиболее значимые идеи касаются того, что потребуется организациям для достижения успеха в предстоящие годы, вдохновляя сотрудников на объединение усилий для достижения общей цели. Позволяя сотрудникам понять, что их работа служит благородной цели, он призывает переориентировать компании на сотрудников, служащих клиентам и общему благу.
Хьюберт приводит убедительные доводы в пользу того, что преследование целей компании выше требований Милтона Фридмана[6] о том, что «социальная ответственность бизнеса заключается в увеличении его прибыли». Он считает, и я с ним согласен, что стабильная прибыль – это успешный результат работы организаций, которые руководствуются своей миссией и сосредоточены на всех заинтересованных сторонах.
В будущем каждая компания должна будет сосредоточиться на своей цели или raison d’être[7], чтобы утвердить обоснованность в служении обществу, создавая ценность для всех заинтересованных сторон. Компании, которые следуют подходу Хьюберта, будут предоставлять хорошо оплачиваемые рабочие места для своих сотрудников, продукты и услуги, улучшающие жизнь их клиентов, и стабильную прибыль для своих инвесторов, таким образом становясь силой добра, необходимой для преобразования общества.
Хьюберт Джоли показал нам путь к достижению этого подхода в великолепной книге, в которой собраны все аспекты его мировоззрения. Если бизнес-лидеры прислушаются к его идеям и будут следовать этому подходу, мир для них станет намного лучше.
Билл Джордж – старший научный сотрудник Гарвардской школы бизнеса, бывший председатель и главный исполнительный директор Medtronic, автор книги «Открой свой истинный север».
Введение
«Джим, ты сумасшедший!»
Я сказал это своему другу Джиму Цитрину, генеральному директору североамериканской международной компании по подбору руководящего персонала Spencer Stuart. Мы с Джимом знаем друг друга с 1980-х годов, мы оба работали в консалтинговой фирме McKinsey & Company. Этот разговор состоялся в мае 2012 года, и Джим задал мне простой вопрос: хотел бы я стать следующим генеральным директором Best Buy?
Я давно был знаком с Best Buy, и не только потому, что жил в Миннесоте, когда мне позвонил Джим. Десятью годами ранее, когда я руководил отделом видеоигр Vivendi Universal из Лос-Анджелеса, мне пришлось провести зиму в Миннеаполисе, чтобы представить Diablo II, Half-Life и некоторые другие наши последние видеоигры в головном офисе Best Buy. Я переехал в Миннеаполис в 2008 году, чтобы возглавить компанию Carlson. Год спустя я попросил Брэда Андерсона, который только что ушел с поста генерального директора Best Buy после 35 лет работы в компании, вступить в совет директоров Carlson, потому что я очень восхищался тем, как он и основатель Best Buy Дик Шульц создали мощную сеть розничной торговли. Начав с единственной торговой точки по продаже аудио-оборудования в Сент-Поле, штат Миннесота, Best Buy превратилась в крупнейшую мировую сеть магазинов бытовой электроники.
Но идея Джима казалась безумной, как бы я на нее ни смотрел. Я ничего не знал о торговле, и к 2012 году рыночная динамика Best Buy выглядела не очень хорошо: интернет-магазины, особенно Amazon, быстро изменили взгляд на торговлю электроникой, заставляя некогда могущественные бренды бороться друг с другом. Circuit City уже подала заявление о банкротстве, Radio Shack двигалась в том же направлении. Кроме того, несколько наиболее важных поставщиков Best Buy – Apple, Microsoft, Sony и другие – открывали собственные магазины. В то же время операционные показатели Best Buy на внутреннем рынке ухудшались в течение последних нескольких лет, пока компания стремилась расшириться на международном уровне.
Этого было недостаточно: генеральный директор оказался уволен, основатель Дик Шульц хотел сделать компанию частной, аналитики и инвесторы грозили, что Best Buy находится на грани исчезновения.
«Это какой-то зоопарк!» – сказал я Джиму.
Однако он был не согласен. «Эта должность идеально тебе подходит. Сейчас переломный момент, и ты лучший кандидат. Я думаю, будет здорово! Ты должен хотя бы взглянуть».
Три вещи побудили меня принять решение последовать совету Джима. Во-первых, я был готов уйти из Carlson спустя восемь лет, поскольку наши с коллективом взгляды на то, как должен развиваться бизнес, расходились. Во-вторых, я доверял Джиму. В-третьих, в моей жизни действительно было несколько сложных проектов, и я понял, как мой опыт работы в ряде разрушенных отраслей и секторов, аналогичных или смежных с Best Buy, может быть уместным и полезным.
Я провел тщательную проверку, соответствующую ситуации: прочитал все, что мог о Best Buy; слушал презентации инвесторов; разговаривал с людьми, которые там работали; посетил несколько магазинов. И чем больше я узнавал, тем больше воодушевлялся.
Amazon больше не был проблемой. Как и рынок, и цифровая революция.
На самом деле это было интересное время для рынка, поскольку инновации в потребительских технологиях способствовали значительному спросу. Я думал, что миру нужен Best Buy: клиентам нужна помощь в выборе технологий, а поставщикам нужна эта разветвленная сеть магазинов, чтобы продемонстрировать плоды своих миллиардных инвестиций в исследования и разработки. Я все еще мало что знал о розничном бизнесе, но мне было ясно, что, хотя Best Buy столкнулась со значительными трудностями, ее проблемы в значительной степени были вызваны ею самой и, следовательно, полностью находились под контролем компании. Будущее Best Buy вовсе не обязательно обернется неизбежной гибелью. Все еще можно исправить!
К тому времени, когда я впервые встретился с членами совета директоров Best Buy, которые должны были выбрать следующего генерального директора, я уже не считал Джима сумасшедшим. Я хотел получить эту работу.
«Я чувствую, что всю свою профессиональную жизнь готовился к этой работе», – сказал я члену правления Кэти Хиггинс Виктор и остальным членам комитета во время моего первого интервью с ними 14 июля 2012 года (День взятия Бастилии – очень важный день для французов). В следующем месяце – в день моего рождения – мне позвонила Кэти и сказала, что меня выбрали генеральным директором Best Buy.
Следующие восемь лет в Best Buy стали для меня вдохновляющим и насыщенным приключением. Компания, которую Amazon должен был убить, снова стала процветающим и развивающимся розничным продавцом, сотрудничающим с самим Amazon, с преданными и увлеченными сотрудниками в штате. К июню 2019 года, когда я передал эстафету генерального директора Кори Барри и ее руководящей команде, Best Buy росла шесть лет подряд, доходы утроились, а цена акций, которая в 2012 году снизилась до однозначных цифр, достигла 75 долларов. В сообщениях СМИ говорилось о том, как мы «бросили вызов ожиданиям», «сломали стереотипы» и «спасли компанию». Я чувствовал, что добился поставленных целей. Затем в июне 2020 года я ушел с поста председателя.
За время работы в компании я применил на практике то, чему научился еще в начале своей карьеры, а также освоил много чего нового, взаимодействуя с людьми из Best Buy. Я узнал о работе, специфике и роли компаний, а также о том, что зажигает искру в сотрудниках, что приводит к исключительной производительности. Я узнал о лидерстве.
Я понял, что многое из того, чему меня учили в бизнес-школе, а также в качестве консультанта и молодого руководителя, было либо неверно, либо устарело, либо недостаточно. Я узнал, что цель компании не в том, чтобы делать деньги, вопреки тому, в чем нас убеждал Милтон Фридман; что старый подход к управлению, когда несколько умных руководителей сначала формулируют стратегию и план ее реализации, а затем рассказывают всем остальным в компании, что им делать, придумывая стимулы для их мотивации, редко работает. Еще я узнал, что модель лидера как умного, могущественного супергероя устарела.
Благодаря всему моему опыту, кульминацией которого стали невероятные годы работы в Best Buy, я пришел к убеждению и совершенно четкому пониманию того, что цель и взаимоотношения между людьми составляют основу бизнеса. И я считаю, что они непременно должны быть в центре необходимого постепенного восстановления бизнеса. Капитализм, каким мы его знали последние несколько десятилетий, находится в кризисе. Все больше и больше людей возлагают на систему ответственность за социальные разлады и деградацию окружающей среды. Сотрудники, клиенты и даже стейкхолдеры ожидают от корпораций гораздо большего, чем слепая погоня за прибылью. Разобщенность на работе – это глобальная эпидемия. Совсем недавно новое движение за гражданские права и пандемия Covid-19 ускорили необходимость переосмысления нашей системы, если мы хотим решить огромные проблемы, стоящие перед нами.
Бизнес может стать силой добра в этой борьбе: он обладает уникальными возможностями для решения некоторых из самых насущных мировых проблем. С этим соглашается все большее число бизнес-лидеров. Но, увы, мы с ними по опыту знаем, что это трудно осуществить.
Вот почему, начиная новую главу своей жизни, я хочу поделиться с вами тем, чему научился за эти годы. Как генеральный директор, я намеренно вел себя сдержанно, вежливо отклоняя большинство просьб принять участие в телешоу или позволить напечатать мое лицо на обложках журналов. Для меня управление – это не известность и слава генерального директора. Речь идет о работе и людях, которых я должен вести и вдохновлять. Однако теперь, когда я ушел в отставку, я хочу использовать свою энергию и свой опыт, чтобы продвинуть эту идею и воплотить ее в жизнь в большем количестве мест. Я хочу внести свой вклад в необходимое переосмысление бизнеса, ориентированного на цель и человечность.
Мои убеждения являются кульминацией 30 лет размышлений, обучения и практики. В своем личном путешествии я черпал идеи, знания и вдохновение из работ великих мыслителей, исследователей и практиков. Эти убеждения основаны на исследованиях, в том числе духовных, и мудрости других людей. Но я также проверил эти убеждения в реальной жизни путем реорганизации компаний, которыми руководил. Я наблюдал, учился и получал информацию как из очевидных, так и из неожиданных источников, включая выдающихся лидеров, коллег, наставников, тренеров, членов семьи и друзей, а также (вы не поверите) французских комиксов и многих популярных фильмов. Эта книга свидетельствует о том, что лидер, которым я стал, – это совокупность и объединение тысяч идей из тысяч мест. Вот как это действительно работает. Представление о прирожденном лидере, супергерое с врожденными способностями – это миф. Что реально, так это наставник для руководителей, указывающий на ваши недостатки, или коллега, озвучивающий правду так ясно и лаконично, что вы никогда ее не забудете, или сотрудник, работающий на передовой линии, который показывает вам, как много вы должны узнать о жизни людей, не похожих на вас. Подобные истории встречаются на протяжении всей книги, потому что именно они сделали меня лидером, и они составляют значительную часть того, чем я должен поделиться.
Несмотря на то что эта книга опирается на мой опыт, это не мемуары. Это также не пошаговый отчет о реорганизации и переменах в Best Buy или любой другой компании, которой я руководил, хотя такие истории можно найти повсюду. Эта книга представляет собой формулировку ключевых принципов лидерства для следующей эры капитализма и способов их применения на практике как в лучшие, так и в самые трудные времена. Принципы, о которых будет рассказываться на протяжении всей этой книги, взяты из моего собственного опыта, моего путешествия по жизни, они будут представлены в виде истории, а не изложены в виде списка, чтобы вы могли глубже погрузиться в чтение.
Эти ключевые принципы управления и их применение раскрываются в четырех частях этой книги. Изменение нашего подхода к бизнесу начинается с изменения нашего отношения к работе. В первой части вы найдете вдохновляющую и позитивную альтернативу традиционному представлению о работе. Работа – это не проклятие или что-то, что вы делаете, чтобы иметь возможность делать что-то еще – работа может быть частью нашего поиска смысла жизни и нашей самореализацией.
Во второй части проведено исследование, почему традиционное представление о том, что основной целью бизнеса является максимизация стоимости акций, неверно, опасно и не подходит для сегодняшних условий. Вместо этого цель компании должна заключаться в том, чтобы способствовать общему благу и гармонично обслуживать всех стейкхолдеров. Для этого компании следует рассматривать как организации, состоящие из людей, работающих вместе для достижения вдохновляющей общей цели, которую Лиза Эрл Маклеод еще называет «благородной целью». В системе нового подхода к бизнесу благородная цель – смысл существования корпораций, и люди находятся в центре всего, что они делают.
После изменения понимания цели работы, роли и характера компаний, в третьей части мы рассмотрим тот самый человеческий фактор, который питает эту систему, и то, как высвобождается эта так называемая человеческая магия. Для этого необходимо создать обстановку, которая заряжает энергией каждого человека, работающего в компании, и приводит к таким экстраординарным результатам, которые я называю иррациональными.
Наконец в четвертой части подробно описываются качества лидера, необходимые для того, чтобы собрать все это воедино – пять характеристик целеустремленного лидера. Руководители в наши дни должны быть целеустремленными, четко понимать, кому они служат, осознавать свою истинную роль, руководствоваться ценностями и быть настоящими.
Если чрезмерная погоня за прибылью, будучи главной целью бизнеса, разочаровала вас или лишила вдохновения, эта книга для вас. Если вы ищете альтернативный подход, который поможет превратить бизнес в подлинную силу добра, эта книга для вас. Если вы стремитесь руководить – на любом уровне – целеустремленно и гуманно, чтобы добиваться выдающихся результатов, приносящих пользу всем заинтересованным сторонам, эта книга для вас.
И если вы хотите лучше понять, как цель и человеческое общение приводят к долгосрочному успеху, бросающему вызов рациональным ожиданиям, эта книга для вас.
Я надеюсь, что эта книга поможет лидерам корпораций всех уровней и всем, кто пытается вести осмысленную, результативную и счастливую жизнь в мире бизнеса, на пути к тому, чтобы стать более эффективными руководителями. Я надеюсь, что эта книга поможет сделать бизнес и мир лучше.
Часть первая
СУТЬ ТРУДА
Почему мы трудимся? Ради власти? Славы? Известности? Денег? Потому что хотим быть полезным? Чтобы изменить мир? Или потому что мы должны работать, чтобы мы могли сделать что-то еще?
То, как каждый из нас отвечает на этот вопрос, влияет на наше отношение к работе и на то, насколько мы готовы в нее вкладываться. Работа может быть частью нашего поиска смысла жизни и нашей самореализацией. Если каждый из нас изменит свое отношение к характеру труда, превратив его из бремени в возможность, мы сможем изменить бизнес.
1. Проклятье Адама
Работа – это необходимое зло, которого стоит избегать.
Марк ТвенВ июне 2012 года, вскоре после того, как я назвал Джима Цитрина сумасшедшим, но еще до того, как меня пригласили стать следующим генеральным директором Best Buy, я пошел в магазин Best Buy в Эдине, пригороде Миннеаполиса. Работа тайным покупателем была частью моей комплексной проверки компании. Нет лучшего способа измерить температуру больного магазина, чем посетить его и что-нибудь купить.
Как только я вошел в двери, я оказался в унылой, темной, пустынной пещере. Покупателей было немного. Я одиноко бродил по пыльным проходам. В конце концов я наткнулся на трех или четырех продавцов, одетых в фирменные синие футболки Best Buy. Они были увлечены разговором друг с другом, не заинтересованные во мне или помощи в поиске товара.
Я решил, что моей целью станет покупка защитной пленки для телефона. Мне трудно самостоятельно наклеивать ее на экран, мне всегда кажется, что я все испорчу. Итак, я взял одну с полки и подошел к Синим Футболкам, прервав их разговор и попросив их наклеить для меня пленку. Без особого энтузиазма они согласились. За восемнадцать долларов.
Я был ошеломлен. Восемнадцать долларов? Серьезно? С тем же успехом я мог бы избавить себя от хлопот и денег и купить защитную пленку для экрана онлайн.
Я решил, что подход продавцов – это политика компании. Я с легкостью представил, как им говорят, что им нужно зарабатывать деньги на каждом покупателе и убедиться, что они используют любую возможность для продажи.
Для меня роль тайного покупателя оказалась провальной. Степень отстраненности продавцов была поразительной. Они выполняли свою работу, делая самый минимум и отвечая на мои вопросы только тогда, когда их спрашивали. Они явно не были заинтересованы в том, чтобы начать какой-то содержательный разговор со мной и выяснить, что еще мне может понадобиться. Простая покупка защитной пленки и ее установки была похожа на выдергивание зубов. Да, они мне помогли, но я был уверен, что их работа не приносила им радости, а их отношение к выполнению своей работы уж точно не вдохновляло меня как клиента.
Несколько дней спустя я посетил еще один магазин рядом со штаб-квартирой Best Buy в Ричфилде. На этот раз я хотел купить мобильный телефон. У меня появилась надежда: в магазине было светлее и не было ощущения заброшенности. Более того, я нашел телефон-раскладушку LG, продаваемый по королевской цене в ноль долларов – это было популярно во времена, когда розничные магазины получали прибыль от операторов мобильной связи за привлечение людей к своим тарифным планам, поэтому они давали бесплатные телефоны. Персонал отдела сотовой связи был дружелюбным. Попросив продавца активировать услугу, включающую международные звонки, я счастливый вышел из магазина. Возможно, мой опыт в магазине Эдина был досадным исключением?
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «ЛитРес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.
Примечания
1
Стейкхолдер (англ. Stakeholder), также заинтересованная сторона, причастная сторона, участник работ, роль в проекте – лицо или организация, имеющая права, долю, требования или интересы относительно системы или ее свойств, удовлетворяющих их потребностям и ожиданиям.
2
18 дюймов = 45,72 сантиметра (прим. пер.).
3
«Генеральный директор в процессе обучения» (прим. пер.).
4
Стратегия под названием «Renew Blue» была сосредоточена на улучшении показателей Best Buy и содержала рекомендации для дальнейшего обслуживания клиентов и поиске поставщиков (прим. пер.).
5
Стратегия под названием «Building the New Blue» была запущена после «Renew Blue» (прим. пер.).
6
Американский экономист (прим. пер.).
7
«Смысл существования» (фр.) (прим. пер.).
Вы ознакомились с фрагментом книги.
Для бесплатного чтения открыта только часть текста.
Приобретайте полный текст книги у нашего партнера:
Полная версия книги