Книга Планета Большевиков: война - читать онлайн бесплатно, автор Александр Михайлович Илюхин. Cтраница 12
bannerbanner
Вы не авторизовались
Войти
Зарегистрироваться
Планета Большевиков: война
Планета Большевиков: война
Добавить В библиотекуАвторизуйтесь, чтобы добавить
Оценить:

Рейтинг: 0

Добавить отзывДобавить цитату

Планета Большевиков: война

Немного позже, в ноябре, вышел нижеследующий декрет

ДекретО введении государственной монополии на объявления

1) Печатание за плату объявлений в периодических изданиях печати, равно в сборниках и афишах, а также сдача объявлений в киоски, конторы и т. п. учреждения объявляются монополией государства.

2) Печатать таковые объявления могут только издания Временного рабочего и крестьянского правительства в Петрограде и издания местных Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов. За напечатание объявлений не имеющие на это право издания закрываются.

3) Владельцы газет, контор для помещения объявлений, а равно все служащие в конторах, экспедициях и каких бы то ни было предприятиях подобного рода обязаны оставаться при своем деле впредь до сдачи его государству в лице вышеуказанных органов, отвечая за полный порядок его, за соблюдение непрерывности в ходе предприятий и за сдачу в издания Советов как всех частных объявлений, так и всех денежных сумм за принятые объявления, а равно и полнейшей отчетности с приложением документов.

4) Все заведующие изданиями и предприятиями, помещающими объявления за плату, а равно все служащие и рабочие этих предприятий обязуются немедленно собраться в городские собрания и объединиться сначала в городские союзы, а затем в всероссийский союз для более успешной и правильной организации дела принятия и помещения в советских изданиях частных объявлений, равно для выработки правил более удобного для населения приема и печатания этих объявлений.

5) Виновные в сокрытии документов или сумм, а равно в саботаже указанной в §§ 3 и 4 меры, караются конфискацией всего имущества и тюремным заключением до 3 лет.

6) Платное помещение объявлений в частных изданиях, в виде отчетов, рекламных статей или в других замаскированных формах, влечет за собой то же наказание.

7) Предприятия по приему и сдаче объявлений конфискуются государством с уплатой, в случае нужды, временного государственного пособия владельцам их. Мелким собственникам, вкладчикам и акционерам конфискуемых предприятий возвращаются полностью их вклады.

8) Все издания, конторы, экспедиции и вообще предприятия, помещающие платные объявления, обязаны немедленно дать в Советы рабочих и солдатских депутатов точные сведения о своем местонахождении и приступить к сдаче дел и объявлений под страхом наказаний, указанных в § 5.

Председатель Совета Народных Комиссаров В. Ульянов (Ленин).Народный комиссар по просвещению А. В. Луначарский.Скрепил: Секретарь Совета Н. Горбунов.

28 января 1918 года Совет народных комиссаров учредил Революционные трибуналы печати. Несмотря на то, что революционный трибунал печати был создан при революционном трибунале, но судя по тексту декрета этот карательный орган был самостоятельной структурой, носил характер специализированного суда. Здесь тоже были созданы свои «тройки»: следственные и сам трибунал как таковой. Им были даны очень широкие полномочия (пункт 3-е). Удивляют сроки – 48 часов. А что там расследовать! Решения «окончательны и обжалованию не подлежат». Все по-большевистски! Зачем? За что судили? Как всегда – «за систематическую ложь, клевету и контрреволюционную пропаганду». На самом деле судили за то, что публиковались оппозиционные статьи, которые не разделяли взглядов большевиков. Ведь пропаганда должна быть в стране только одна – большевистская. В апреле 1918 года трибунал закрыл старейшую газету – «Русские ведомости» за публикацию статьи о прогерманской ориентации большевиков. Просуществовал этот трибунал три месяца. Затем все трибуналы: по борьбе с контрреволюцией, по борьбе со спекуляцией и по делам печати слили в один революционный трибунал. Декрет ознаменовал начало нового этапа борьбы с оппозиционными изданиями. Решения Революционного трибунала печати обжалованию не подлежали.

Декрет Совета Народных КомиссаровО революционном трибунале печати28 января (10 февраля) 1918 г.

1) При Революционном трибунале учреждается Революционный трибунал печати. Ведению Революционного трибунала печати подлежат преступления и проступки против народа, совершаемые путем использования печати.

2) К преступлениям и проступкам путем использования печати относятся всякие сообщения ложных или извращенных сведений о явлениях общественной жизни, поскольку они являются посягательством на права и интересы революционного народа, а также нарушения узаконений о печати, изданных Советской властью.

3) Революционный трибунал печати состоит из 3 лиц, избираемых на срок не более 3 месяцев Советом рабочих и солдатских депутатов.

4) а) Для производства предварительного расследования при Революционном трибунале печати учреждается Следственная комиссия в составе трех лиц, избираемых Советом рабочих, солдатских и крестьянских депутатов.

б) По поступлении сообщения или жалобы Следственная комиссия в течение 48 часов рассматривает их и направляет дело по подсудности или назначает к слушанию в заседании Революционного трибунала.

в) Постановления Следственной комиссии об арестах, обысках, выемках и освобождении арестованных действительны, если они приняты в составе коллегии из трех лиц. В случаях, не терпящих отлагательства, меры пресечения могут быть приняты единолично каждым членом Следственной комиссии с тем, чтобы в течение 12 часов эта мера была утверждена Следственной комиссией.

г) Распоряжение Следственной комиссии приводится в исполнение Красной гвардией, милицией, войсками и исполнительными органами Республики.

д) Жалобы на постановления Следственной комиссии подаются Революционному трибуналу печати и рассматриваются в распорядительном заседании Революционного трибунала печати.

е) Следственная комиссия имеет право: а) требовать от всех ведомств и должностных лиц, а также от всех местных самоуправлений, судебных установлений и властей, нотариальных учреждений, общественных и профессиональных организаций, торгово-промышленных предприятий, правительственных, общественных и частных кредитных установлений доставления необходимых сведений и документов, а также дел, не оконченных производством; б) обозревать через своих членов и особо уполномоченных лиц дела всех упомянутых в предыдущем пункте установлений и властей для извлечения необходимых сведений.

5) Судебное следствие происходит при участии обвинения и защиты.

6) В качестве обвинителей и защитников, имеющих право участия в деле, допускаются по выбору сторон все пользующиеся политическими правами граждане обоего пола.

7) Заседание Революционного трибунала печати публично. В Революционном трибунале печати ведется полный отчет всего заседания.

8) Решения Революционного трибунала печати окончательны и обжалованию не подлежат. Комиссариат по делам печати при Совете рабочих и солдатских депутатов приводит в исполнение постановления и приговоры Революционного трибунала печати.

9) Революционный трибунал печати определяет следующие наказания: 1) денежный штраф; 2) выражение общественного порицания, о котором привлеченное произведение печати доводит до всеобщего сведения способами, указываемыми трибуналом; 3) помещение на видном месте или же специальное издание опровержения ложных сведений; 4) временная или навсегда приостановка издания или изъятие его из обращения; 5) конфискация в общенародную собственность типографий или имущества издания печати, если они принадлежат привлеченным к суду; 6) лишение свободы; 7) удаление из столицы, отдельных местностей или пределов Российской Республики; 8) лишение виновного всех или некоторых политических прав.

10) Содержание Революционного трибунала печати относится на счет государства.

Декреты Советской власти. Том I. 25 октября 1917 г. – 16 марта 1918 г. М.: Государственное издательство политической литературы, 1957.

Выход новых газет допускался только с разрешения комиссаров по делам печати. Разрешение на печатную деятельность получали только советские, партийные и профсоюзные организации. После левоэсеровского мятежа в начале июля 1918 год началась массовая ликвидация оппозиционных газет. Летом 1918 г. газеты небольшевистских политических партий практически прекратила свое существование: если в начале года их насчитывалось 154 издания, отражавших взгляды меньшевиков, эсеров, анархистов и других партий, то в начале сентября их осталось только 50, а к концу года – считанные единицы. Всего с октября 1917 г. по июнь 1918 г. были закрыты большевиками более 470 оппозиционных газет. Террор продолжался.

Особое значение имел нижеследующий декрет. Теперь была полностью установлена монополия большевиков на печатную продукцию. Они, только они, определяли, что печатать, а что нет.

Декрет о государственном издательстве(Принят в заседании Центр. Исп. К-та 29 декабря 1917 г.)

Принимая во внимание создавшуюся от разных причин острую безработицу печатников с одной стороны, книжный голод в стране с другой, поручается народной комиссии по просвещению через ее литературно-издательский отдел и при содействии отделений внешкольного образования, школьных отделов, отделов наук и искусств, с привлечением представителей от союза печатников и других заинтересованных обществ, по усмотрению комиссии и особо приглашенных ею экспертов, немедленно приступить к широкой издательской деятельности.

В первую очередь должно при этом быть поставлено дешевое народное издание русских классиков. Сочинения тех из них, срок авторского права которых истек, должны быть переизданы.

Сочинения всех авторов, переходящие таким образом из области частной собственности в область общественности, могут быть для каждого писателя особым постановлением Гос. ком. по просвещению объявлены государственной монополией, сроком, однако, не дольше как на пять лет.

Комиссия обязана воспользоваться этим правом по отношению к корифеям литературы, творения которых перейдут согласно настоящему закону в собственность народа.

Издание их сочинений должно быть налажено по двум типам.

Полное научное издание, редакция которого должна быть поручена отделу русского языка и словесности при Академии Наук (после демократизации ее в соответствии с новым строем государственной и общественной жизни России).

Сокращенное издание избранных сочинений. Такие собрания сочинений должны составлять один компактный том. При выборе редакция должна руководиться, помимо других соображений, степенью близости отдельных сочинений трудовому народу, для которого эти народные издания предназначаются. Как все собрание, так и отдельные особенно значительные сочинения должны сопровождаться предисловиями авторитетных критиков, историков литературы и т. д. Для редактирования этих народных изданий должна быть создана особая коллегия из представителей педагогических, литературных и ученых обществ, особо приглашенных экспертов и делегатов трудовых организаций. Этой контрольно-редакционной комиссии должны быть представляемы редакторами, ею утверждаемыми, планы издания и комментарии всех родов.

Народные издания классиков должны поступать в продажу по себестоимости, если же средства позволят, то и распространяться по льготной цене, или даже бесплатно через библиотеки, обслуживающие трудовую демократию:

Государственное издательство должно затем озаботиться массовым изданием учебников. Проверка и исправление старых и создание новых учебников должны идти через особую комиссию по учебникам, состоящую из делегатов педагогических, ученых и демократических организаций и особо приглашенных экспертов.

Государственному издательству дается также право субсидировать издания, как периодические, так и книжные, предпринимаемые обществами или отдельными лицами и признаваемыми общеполезными, с тем, чтобы субсидии эти, в случае доходности издания, возвращались государству в первую очередь.

Для немедленного начала этого важного народного дела Совет Народных Комиссаров предлагается открыть Гос. комиссии по просвещению кредит в полтора миллиона рублей.

Все типографские заказы должны распределяться исключительно по указанию союза печатников, который регулирует распределение их через автономные комиссии отдельных типографий.

Народный Комиссар А. В. Луначарский.Секретарь Д. П. Лещенко.Распубликовано в № 2 Газеты Временного Рабочего и КрестьянскогоПравительства от 4 января 1918 года.

Ленин, карательные органы контролировали все сферы деятельности народа, держали его в страхе быть посаженному ни за что. Они контролировала и направляли в нужное русло и культуру в стране, вбивая другие, чуждые народу представления о правде. В декабре 1920 г. ЦК партии принимает решение «О пролеткульте». Где большевики заявляют, что это тоже их дело, а не деятелей культуры, творческих работников. Партия будет указывать в жесткой форме что писать в художественной литературе и о ком, какие ставить спектакли, какие писать картины. Культура в стране была подавлена: в школе пионеры и комсомольцы должны были писать и восхвалять партию, Ленина и Сталина.

В июне 1922 года был учрежден Главлит. Главлит – Главное управление по делам литературы и издательств – орган государственного управления, осуществляющий цензуру печатных произведений. Без разрешения этого органа в стране не могла быть напечатана ни одна книга, ни снято ни одно кино, ни поставлен ни один спектакль. Этим органом были написаны соответствующие правила, за нарушения которых человек мог поплатиться жизнью. Эти правила существовали всегда. Это ст. 58–10 УК РСФСР.

Писателей тоже заставили хвалить диктатуру большевиков, не довольных – арестовывают. Культура стала идеологическим отделом партии. На нее начали работать все средства массовой информации. Идеологически шла ежедневная обработка населения. Они себя даже название придумали – «бойцы идеологического фронта». Хотя что такое «социалистическая идеология» в партии не понимали никогда. Единожды только один человек в стране попытался научно это обосновать, написал книгу. Не получилось. Главное – обработка населения в нужном партии направлении. В школе, начиная с первого класса, детей принимали в октябрята и начинали объяснять кто такой хороший дедушка Ленин, потом комсомол, куда принимали чуть ли не насильно. Молодой человек понимал, что, не будучи комсомольцем у него по жизни будут проблемы. И первый везде и в институте, и в армии, и на производстве вопрос: «Почему не комсомолец?».

В после сталинские времена режим большевиков стал мягче, но свою линию они всегда гнули туда, куда им нужно. Пропаганда и агитация продолжала работать. Контроль за всем и вся. На учете были даже обычные печатные машинки. Компьютеров тогда не было. Перед праздниками, до перестройки, в организациях по приказу создавалась комиссия, которая собирала все печатные машинки, их приносили в определенную комнату, ее закрывали и опечатывали. Потом подписывался акт членами комиссии. Боялись, что будут напечатаны антисоветские листовки. И это в 70–80-е годы! При Брежневе. Секретарь партийной организации контролировал весь процесс и докладывал в райком партии.

В годы перестройки пошли послабления. Уже можно было с разрешения органов купить ксерокс. В конце 80-х годов организация приобрела этот печатающий аппарат. Но не так все было просто. Для начала его работы необходимо было получить разрешение, назначить ответственного, который в Главлите изучал инструкции по правилам печатанья. Инструкция секретная, на руки не выдавалась. О том, что человек ознакомлен, он расписывался в личном деле, которое на него заводилось. Там была предусмотрена и ответственность, которая грозила человеку за нарушения. Проще было купить ружье, меньше ответственности. Ксерокс должен был помещаться в специально отведенном помещение, дверь в которое должна была быть оббита железом с двух сторон, иметь три замка, в том числе навесной и возможность опечатать дверь после ухода с работы. Приезжали представители контролирующих органов, составляли акт в том, что помещение соответствует инструкции. Посторонним входить в помещение не разрешалось. В двери должно быть окошко, через которую подавались бумаги, подлежащие размножению. Оператор ксерокса должен был внести в специальный прошнурованный и пронумерованный журнал название документа и количество изготавливаемых экземпляров. После этого он подписывал разрешение у ответственного. По окончании выполнения работы в журнале необходимо было поставить данные счетчика, вмонтированного в аппарат. Цифры должны были совпадать с количеством отпечатанного материала. «Идиотизм» – скажет представитель сегодняшней молодежи. И будет прав. Но это было совсем недавно. Однажды были размножены материалы не политического содержания, совершенно безобидные Кто-то сообщил в милицию, а там был специальный отдел, который контролировал эту работу. Ответственный за ксерокс был вызван на специальную комиссию, где провели разборки в грубой форме и назначено наказание – денежный штраф. Это было в конце 80-х. Надо учитывать, что эти годы характеризовались «разгулом» демократии, по телевизору целый день показывали в прямом эфире заседание Верховного Совета СССР, была перестройка. Поэтому наказание было таким мягким, когда Главлит еще не отменили, но на сессиях ВС СССР шло обсуждение о его закрытии.

И об уголовном праве. Вот первое постановление, которое начало вводить уголовное право по-большевистски. Вот констатация факта, подтвержденное в постановлении: «Без особых правил, без кодексов вооруженный народ справлялся и справляется со своими угнетателями». Да, правда. А зачем эти кодексы, пережитки буржуазии. Какое циничное признание. Только в декабре 1919 г. ВЦИК принимает «Руководящие начала по уголовному праву РСФСР», где в статье 25 один из пунктов перечня наказаний гласит: «объявление врагом революции и народа». Таким образом, клеймление «врагов народа» началось по инициативе Ленина.

Народный Комиссариат Юстиции Российской ФедерацииПостановлениеот 12 декабря 1919 годаРуководящие начала по уголовному праву РСФСР

Пролетариат, завоевавший в Октябрьскую революцию власть, сломал буржуазный государственный аппарат, служивший целям угнетения рабочих масс, со всеми его органами, армией, полицией, судом и церковью. Само собой разумеется, что та же участь постигла и все кодексы буржуазных законов, все буржуазное право, как систему норм (правил, формул), организованной силой поддерживавших равновесие интересов общественных классов в угоду господствующим классам (буржуазии и помещиков). Как пролетариат не мог просто приспособить готовую буржуазную государственную машину для своих целей, а должен был, превратив ее в обломки, создать свой государственный аппарат, так не мог он приспособить для своих целей и буржуазные кодексы пережитой эпохи и должен был сдать их в архив истории. Без особых правил, без кодексов вооруженный народ справлялся и справляется со своими угнетателями. В процессе борьбы со своими классовыми врагами пролетариат применяет те или другие меры насилия, но применяет их на первых порах без особой системы, от случая к случаю, не организованно. Опыт борьбы, однако, приучает его к мерам общим, приводит к системе, рождает новое право. Почти два года этой борьбы дают уже возможность подвести итоги конкретному проявлению пролетарского права, сделать из него выводы и необходимые обобщения. В интересах экономии сил, согласования и централизации разрозненных действий пролетариат должен выработать правила обуздания своих классовых врагов, создать метод борьбы со своими врагами и научиться им владеть. И прежде всего это должно относиться к уголовному праву, которое имеет своей задачей борьбу с нарушителями складывающихся новых условий общежития в переходный период диктатуры пролетариата. Только окончательно сломив сопротивление повергнутых буржуазных и промежуточных классов и осуществив коммунистический строй, пролетариат уничтожит и государство как организацию насилия, и право как функцию государства. Этой задаче – задаче помочь органам советской юстиции выполнить свою историческую миссию в области борьбы с классовыми противниками пролетариата – идет навстречу Народный Комиссариат Юстиции, издавая настоящие руководящие начала по уголовному праву РСФСР.

Введение

I. Об уголовном праве

1. Право – это система (порядок) общественных отношений, соответствующая интересам господствующего класса и охраняемая организованной его силой.

2. Уголовное право имеет своим содержанием правовые нормы и другие правовые меры, которыми система общественных отношений данного классового общества охраняется от нарушения (преступления) посредством репрессии (наказания).

3. Советское уголовное право имеет задачей посредством репрессии охранять систему общественных отношений, соответствующую интересам трудящихся масс, организовавшихся в господствующий класс в переходной от капитализма к коммунизму период диктатуры пролетариата.

II. Об уголовном правосудии

4. Советское уголовное право в РСФСР осуществляется органами советского правосудия (Народным Судом и Революционным Трибуналом).

III. О преступлении и наказании

5. Преступление есть нарушение порядка общественных отношений, охраняемого уголовным правом.

6. Преступление как действие или бездействие, опасное для данной системы общественных отношений, вызывает необходимость борьбы государственной власти с совершающими такие действия или допускающими такое бездействие лицами (преступниками).

7. Наказание – это те меры принудительного воздействия, посредством которых власть обеспечивает данный порядок общественных отношений от нарушителей последнего (преступников).

8. Задача наказания – охрана общественного порядка от совершившего преступление или покушавшегося на совершение такового и от будущих возможных преступлений как данного лица, так и других лиц.

9. Обезопасить общественный порядок от будущих преступных действий лица, уже совершившего преступление, можно или приспособлением его к данному общественному порядку, или, если он не поддается приспособлению, изоляцией его и, в исключительных случаях, физическим уничтожением его.

10. При выборе наказания следует иметь в виду, что преступление в классовом обществе вызывается укладом общественных отношений, в котором живет преступник. Поэтому наказание не есть возмездие за «вину», не есть искупление вины. Являясь мерой оборонительной, наказание должно быть целесообразно и в то же время совершенно лишено признаков мучительства и не должно причинять преступнику бесполезных и лишних страданий.

11. При определении меры воздействия на совершившего преступление суд оценивает степень и характер (свойство) опасности для общежития как самого преступника, так и совершенного им деяния. В этих целях суд, во-первых, не ограничиваясь изучением всей обстановки совершенного преступления, выясняет личность преступника, поскольку таковая выявилась в учиненном им деянии и его мотивах и поскольку возможно уяснить ее на основании образа его жизни и прошлого; во-вторых, устанавливает, насколько само деяние в данных условиях времени и места нарушает основы общественной безопасности.

12. При определении меры наказания в каждом отдельном случае следует различать: а) совершено ли преступление лицом, принадлежащим к имущему классу, с целью восстановления, сохранения или приобретения какой-либо привилегии, связанной с правом собственности, или неимущим в состоянии голода или нужды; б) совершено ли деяние в интересах восстановления власти угнетающего класса или в интересах личных совершающего деяние; в) совершено ли деяние в сознании причиненного вреда или по невежеству и несознательности; г) совершено ли деяние профессиональным преступником (рецидивистом) или первичным; д) совершено ли деяние группой, шайкой, бандой или одним лицом; е) совершено ли деяние посредством насилия над личностью или без такового; ж) направлено ли деяние против личности или против имущества; з) обнаружены ли совершающим деяние заранее обдуманное намерение, жестокость, злоба, коварство, хитрость или деяние совершено в состоянии запальчивости, по легкомыслию и небрежности.

13. Несовершеннолетние до 14 лет не подлежат суду и наказанию. К ним применяются лишь воспитательные меры (приспособления). Такие же меры применяются в отношении лиц переходного возраста – 14–18 лет, действующих без разумения.

14. Суду и наказанию не подлежат лица, совершившие деяние в состоянии душевной болезни или вообще в таком состоянии, когда совершившие его не отдавали себе отчета в своих действиях, а равно и те, кто хотя и действовал в состоянии душевного равновесия, но к моменту приведения приговора в исполнение страдает душевной болезнью. К таковым лицам применяются лишь лечебные меры и меры предосторожности.

15. Не применяется наказание к совершившему насилие над личностью нападающего, если это насилие явилось в данных условиях необходимым средством отражения нападения или средством защиты от насилия над его или других личностью и если совершенное насилие не превышает меры необходимой обороны.