banner banner banner
Многообразие. Инклюзивность. Равенство. Первая книга о diversity & inclusion на русском языке
Многообразие. Инклюзивность. Равенство. Первая книга о diversity & inclusion на русском языке
Оценить:
 Рейтинг: 0

Многообразие. Инклюзивность. Равенство. Первая книга о diversity & inclusion на русском языке


Женщина без детей – неполноценная женщина.

Ты должна уволиться. Ты же мать! Ты должна хранить очаг.

Женщина должна уступать.

Ты хоть представляешь, что о тебе подумают, когда твой муж в грязной куртке ходит?!

Что? Ты сказала «офсайд»? Откуда ты знаешь, что такое офсайд?!

Мальчикам/мужчинам:

Девочкам надо уступать.

Что за занятие такое – танцы? Ты же не девочка.

Ты же мальчик. Ты лучше в компьютерах разбираешься.

Мужчина должен быть всегда сильным.

Ты же мужик. Не реви как девчонка!

Мужчина должен уметь своими руками все починить.

Если мужик не служил в армии, то он не мужик.

Мужик должен есть мясо.

Если вы согласились хотя бы с одним утверждением, вы обнаружили установку, с которой вы можете поработать – это можно будет сделать в задании к главе.

Бессознательные предубеждения породили другие явления, с которыми мы бы хотели вас познакомить.

Ингрупповой фаворитизм – когда мы узнаем, что у нас с человеком есть что-то общее, это естественным образом на бессознательном уровне влияет на то, как мы этого человека воспринимаем, какие у нас относительно этого человека мысли, решения и действия. Например, в бизнес-среде это ярко видно на этапе собеседования. Если на собеседовании мы узнаем, что потенциальный кандидат, например, из того же города, что и мы, или окончил тот же вуз, что и мы, у нас уже априори к этому человеку более доверительное отношение. Нам этот человек более приятен, чем кто-либо другой, просто на основании принадлежности к какой-то общей категории. Мы этого человека можем не знать, но ингрупповой фаворитизм срабатывает: ага, у меня с этим человеком есть что-то общее, он свой. И, как следствие, мы можем принимать решения в пользу тех людей, которые для нас более понятны, с которыми у нас уже есть что-то общее.

А оборотная сторона ингруппового фаворитизма – аутгрупповая дискриминация. Когда мы делаем предпочтения в пользу тех, с кем мы похожи, мы автоматически исключаем всех тех, с кем у нас нет ничего общего.

Нам свойственно делить людей на «своих» и «чужих».

«Чужих» мы одариваем большим количеством ярлыков – стереотипов и предубеждений. Зачастую отрицательных. Почему же так происходит?

Первая причина – отсутствие информации. Нам приходится додумывать, верить на слово знакомым или медиа. А иногда мы идем искать на просторы интернета. И вот в 2016 году журналисты проверили, что жители России думают о своих соседях: ввели в «Яндексе» «почему» и категории жителей российских регионов и посмотрели, какое слово предлагается следующим (поисковик автоматически предлагает выражения, которые пользователи чаще всего ищут в сочетании с запрашиваемым словом). Так появилась карта популярных стереотипов.

Выяснилось, что чаще всего россияне спрашивают: «почему москвичи злые», «марийцы колдуют», «татары не женятся на русских», «осетины такие красивые», «курганцы плохие люди», «калмыки такие агрессивные», «ростовчане наглые», «питерцы не любят москвичей», а «тюменцы не любят северян». А ведь чуточку искреннего любопытства друг к другу – и уже можно узнать человека с другой стороны.

Вторая причина – негатив запоминается лучше. Поэтому СМИ об этом рассказывают больше. Мы часто слышим о нападениях или криминальных действиях, и крайне редко до нас доходят новости о благородных поступках. И если криминальное действие совершил, например, представитель стран Средней Азии, то это часто указывается в новостях. Таким образом, срабатывает накопительный эффект и формируется стереотип. Человек из Средней Азии равно опасность. И, как следствие, избегание или микроагрессия. Срабатывает инстинкт самосохранения, который призван нас защищать.

В такой ситуации может помочь критическое мышление. Критично подходить к источникам информации и самому контенту. Перепроверять и искать альтернативные взгляды на ситуацию или ее опровержение.

Третья причина стереотипов – это наша лень. Нам сложно тратить время и силы, чтобы узнавать что-то, о чем у нас и так уже есть мнение. Так проще. Стереотипы дают «удобное видение вещей», но искажают наше восприятие и игнорируют индивидуальность.

Например, существует распространенный стереотип о том, что дети мигрантов менее образованы, чем коренные жители страны. На самом деле это не так. Социолог Евгений Варшавер провел исследование среди мигрантов второго поколения (людей, либо родившихся в России, либо оказавшихся здесь в детском или подростковом возрасте), которое показало, что они как минимум не хуже образованы, чем немигранты[12 - Варшавер Е. А., Рочева А. Л., Иванова Н. С. Интеграция мигрантов второго поколения в Москве в возрасте 18–30 лет: первые результаты исследовательского проекта // Мониторинг общественного мнения: Экономические и социальные перемены. 2017. № 6. С. 63–81.].

Как вести себя, когда я осознал(-а) предубеждения других в отношении себя?

– Выбрать ролевую модель для вдохновения. Когда у вас есть человек, на которого вы можете ориентироваться в его успехах, несмотря на предубеждения, влияние стереотипа на вас уменьшается – так называемый «эффект Обамы»[13 - Marx D. M., Ko S. J., & Friedman R. A. The «Obama effect»: How a salient role model reduces race-based performance differences // Journal of Experimental Social Psychology. 2009. 45 (4). P. 953–956.]. Когда он был избран президентом, успехи темнокожих студентов на экзаменах при сдаче тестов стали лучше.

– Пересмотреть мировоззрение. Мы можем придерживаться диаметрально разных взглядов. Например, верить, что наши способности неизменяемы или изменяемы, т. е. на них можно влиять. Какой вариант поможет вам справиться с предубеждениями лучше?

– Самовнушение или аффирмации. Медитируя и фокусируясь на том, что действительно важно, мы снижаем тревожность относительно стереотипов/предубеждений и уменьшаем их значимость. Доказано, что самовнушение, когда мы напоминаем себе о ценностях, перед тестом снижает влияние стереотипов[14 - Sherman D. K., Hartson K. A., Binning K. R., Purdie-Vaughns V., Garcia J., Taborsky-Barba S…. & Cohen G. L. Deflecting the trajectory and changing the narrative: how self-affirmation affects academic performance and motivation under identity threat // Journal of Personality and Social Psychology. 2013. 104 (4). P. 591.].

– Создавать открытый диалог, озвучивать эмоции.

– Демонстрировать обратное поведение в своих действиях, в коммуникации.

– Ввести человека в свой круг.

– Запросить поддержку.

– Игнорировать, создать внутреннюю опору. Попробуйте составить список того, что вас поддерживает в стрессовых ситуациях. Это может быть звонок другу, горячая ванна или хорошая книга.

Один из инструментов, который доступен вам прямо сейчас, – повышать свой уровень осознанности и работать со стереотипами и предубеждениями. Потому что, отказавшись от трафаретов, мы открываем двери новым возможностям.

Сам факт осознания убеждений – уже большой шаг к тому, чтобы видеть себя или другого человека за большим количеством ярлыков.

Поэтому умение работать с убеждениями – в первую очередь со своими – важнейшая задача эксперта DEI.

Существует три способа диагностики установок:

1. Выявление. Есть группа, к которой вы принадлежите. Есть группа, к которой принадлежат другие. Изучите ваши установки относительно своей группы и относительно других групп. Напишите нормы для вашей группы: это могут быть социальные нормы, которые кажутся частью правильного устройства общества, например, что положено или не положено; что должны или не должны делать участники группы. Затем напишите нормы для других групп. Удобно это будет сделать, заполнив такую таблицу (таблица 1), где в первом столбике вы пишете саму установку, во втором – отношение к ней, то есть согласие, нейтральное, несогласие, а в третьем описываете типичное поведение. Обменяйтесь списками в парах/группах, затем проведите калибровку и дополняйте списки.

Таблица 1

2. Создание шкал и опросников. Для этого нужно составить список тех, кто вовлечен в коммуникацию, например руководитель, коллега, подчиненный, сотрудники других отделов/офисов/городов/стран, административный персонал, подрядчик, клиент и т. д. Можно использовать как основу дифференциации базовые характеристики, например, составлять опросники и шкалы для мужчин/женщин, своего поколения / старшего / младшего; своей национальности / другой национальности / дружественной национальности / недружественной национальности.

Опросник может быть количественный, анонимный/качественный или точечный. В опроснике важно выявить стратегии поведения в рамках установок.

3. Стратегии. Анализ причин возникновения и существования установок, то есть зачем они сейчас нужны.

Алгоритм такого анализа с установками:

1. Увидеть установку: через ситуацию, через собственные чувства, через поведение, обратную связь или тест (что происходит, что я чувствую, как я себя веду).

2. Позитивная часть: в чем она мне помогает?

3. Негативная часть: чего она меня лишает?

4. Взвешивание: мое согласие на то, чтобы это продолжать.

5. Не согласен: мои действия, что я буду делать. Например, замена установки.