banner banner banner
Психическое здоровье вашего ребенка
Психическое здоровье вашего ребенка
Оценить:
 Рейтинг: 0

Психическое здоровье вашего ребенка


Есть много методик оценки психического и физического развития ребенка – и отечественных, и зарубежных. Я назову две известные методики, которые часто используются:

1. Методика, описанная в работе «Методы диагностики нервно-психического развития детей раннего возраста» (авторы Г. В. Пантюхина, К. Л. Печора, Э. Л. Фрухт, под ред. проф. В. А. Доскина).

2. Мюнхенская система диагностики развития ребенка до 3 лет.

Эта информация есть в свободном доступе в интернете, вы можете ею воспользоваться.

Только не забывайте, что все эти нормы – относительны (!), у самих авторов есть некоторые разногласия на этот счет, и в каждом отдельном случае этот вопрос (соответствует ли развитие вашего ребенка норме) решается специалистами комплексно после оценки многих факторов.

В рамках этой книги я не смогу дать описание особенностей каждого возрастного этапа. В качестве примера я расскажу об особенностях ребенка в возрасте 2 лет, и вы поймете, на что стоит обращать внимание.

* * *

Что должен уметь двухлетка в соответствии с Мюнхенской системой диагностики:

? Ходить на цыпочках без помощи взрослого.

? Стоять на одной ноге непродолжительное время.

? Прыгать.

? Подниматься и спускать по лестнице, держась за перила.

? Открывать двери.

? Откручивать и закручивать крышки.

? Нанизывать на шнурок крупные бусины.

? Строить башни из кубиков.

? Бросать и катать мяч.

? Называть животных.

? Называть части тела.

? Сортировать предметы по цвету, размеру и форме.

? Соотносить изображение на картинке с реальным предметом.

? Петь песенки.

? Говорить короткими фразами.

? Играть со сверстниками.

Вот еще текстовое, более подробное описание навыков ребенка.

УРОВЕНЬ РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА 2 ЛЕТ (что должен уметь ребенок)

1. Построить башню из кубиков.

Играя с ребенком, покажите несколько раз, как можно построить башню и «поезд». После нескольких таких игр попросите ребенка построить эти фигуры. В идеале двухлетний ребенок должен сам уметь строить башни из кубиков.

2. Играть с сортерами

Возможно, у вас есть такая развивающая игрушка-сортер – доска или объемная основа с прорезями в виде различных геометрических фигур. Если нет – купите, это действительно развивающая игрушка. Покажите ребенку разные фигуры, дайте их потрогать, поиграть с ними. Потом покажите несколько раз, как фигурки вставляются в соответствующие окна.

Дайте возможность ребенку пару дней поиграть с этой игрушкой, через несколько дней занятий у него все получится. В два года ребенок должен уметь правильно вкладывать уже все фигуры.

3. Собрать пирамиду.

Соберите сами в присутствии ребенка пирамиду несколько раз. Когда ребенок научится надевать колечки, обратите его внимание на размеры колечек, покажите, как собирать правильно.

Двухлетний ребенок должен уметь собирать пирамиду в правильной последовательности в соответствии с размером колец.

4. Бытовые тесты.

Двухлетние дети должны уметь пользоваться кружкой и ложкой. Ребенок должен уметь надевать штаны и обувь, пусть даже неправильно.

5. Двигательная сфера.

Ребенок должен уметь влезать на диван, на стул, перешагивать через препятствия, уметь поднимать игрушки с пола, пить из чашки и пользоваться ложкой.

6. Рисование.

Двухлетний ребенок должен уметь рисовать «каляки-маляки», стараться повторить за взрослым рисование горизонтальных и вертикальных линий и подобия кругов.

7. Оцениваем понимание речи логических последовательностей.

Ребенок должен понимать и выполнять последовательность из 3–4 простых действий, например: «Слезь с дивана, подойди к игрушкам и принеси мне мишку». Ребенок получает указание и далее выполняет его без ваших подсказок.

8. Проверьте словарный запас ребенка.

Положите перед ребенком 5–6 простых знакомых предметов, например: чашку, игрушку, яблоко, соску, мячик, книжку.

Показывайте ему предмет и спрашивайте: «Что это?» Двухлетний ребенок должен назвать 2–3 предмета и правильно показать все предметы, которые вы ему предлагаете.

9. Проверьте, узнает ли ребенок предметы на картинке по их названию.

Положите перед ребенком картинки со знакомыми ему животными и спрашивайте: «Где корова? Где петушок?» Ребенок должен пальцем указать вам на правильную картинку.

Обобщенно можно сказать, что у ребенка 2 лет активно развивается двигательная сфера, формируются бытовые навыки, большую часть времени он находится в хорошем, позитивном эмоциональном состоянии, он охотно общается с вами и подражает вам, а свои просьбы и желания он выражает не только действиями, но и отдельными словами. У него постепенно увеличивается запас слов.

* * *

При необходимости вы можете найти тесты на любой возраст и проверить своего ребенка. Многие психологические центры предлагают хорошие тесты, которыми можно воспользоваться в том числе и онлайн.