Книга Адвокат ангелов - читать онлайн бесплатно, автор Дмитрий Андреевич Лазарев. Cтраница 3
bannerbanner
Вы не авторизовались
Войти
Зарегистрироваться
Адвокат ангелов
Адвокат ангелов
Добавить В библиотекуАвторизуйтесь, чтобы добавить
Оценить:

Рейтинг: 0

Добавить отзывДобавить цитату

Адвокат ангелов

Спустя три дня начался Поместный собор. В первом же туре около 40 процентов избирателей поддержали митрополита Арсения. Никодим и Сергий поделили оставшиеся голоса почти поровну – и все же Сергий непонятным образом умудрился обогнать оппонента на несколько десятков галочек в бюллетенях и вышиб его из второго тура.

А затем начали происходить совсем уж удивительные дела: по итогам второго тура поддержка двух оставшихся кандидатов оказалась одинаковой – и за Арсения, и за Сергия проголосовало ровно 350 участников собора.

Согласно церковному уставу, в такой ситуации оставался лишь один – крайний – способ решить судьбу священного престола – жребий.

Сложно сказать, был ли виной всему слепой случай, или же в итоги выборов действительно вмешалось божественное провидение, но брошенный жребий указал на Сергия.

В отличие от своих маститых соперников, к моменту избрания Сергий еще не успел стать по-настоящему значимой фигурой в церковных кругах. Он был возведен в сан митрополита ровно за пять лет до смерти Варсофония и едва ли имел на своей стороне влиятельных союзников и покровителей. И никто не мог однозначно ответить, почему вдруг молодой митрополит получил столь мощную поддержку как от архиереев, так и со стороны участников Поместного собора.

Предположения на этот счет высказывались совершенно разные. Одни считали, что непрерывная вражда двух основных кандидатов, митрополитов Арсения и Никодима, подорвала доверие к ним со стороны участников Поместного собора. Другие винили во всем желание выборщиков поставить во главе церкви слабую фигуру, которой было бы легко манипулировать в личных интересах. Третьи же традиционно видели в случившемся промысел Божий – и эту версию Алекс мысленно приравнивал к случайному стечению обстоятельств.

Закинув в лоток принтера несколько листов плотной глянцевой бумаги, Алекс распечатал портретные фотографии трех недавних претендентов на Патриарший престол, последовательно закрепил снимки на доске небольшими магнитами, а затем сделал шаг назад и внимательно всмотрелся в изображения. Царящий полумрак немного мешал досконально разобрать все черты и складки на двумерных лицах священников, но сейчас Алексу и не требовалось вглядываться в детали, достаточно было лишь зафиксировать в голове некие весьма абстрактные образы.

– Основные игроки на доске, – медленно проговорил он.

Сомневаться не приходилось – и глава церковных дипломатов Арсений и руководитель административного аппарата патриархии Никодим представляли ощутимую угрозу для Сергия. Вряд ли два опытных мастодонта просто так проглотили неудачу, постигшую их в борьбе за священный престол. А значит потенциально они несли такую же опасность для репутации церкви и ее главы, как и любые внешние враги. Еще совсем недавно чета этих пожилых монашествующих священников старательно топила друг друга ради достижения заветной власти, которая, тем не менее, угрем выскользнула из их пальцев. А значит теперь они могли привычно отбросить христианское благочестие и с новыми силами начать противостоять действующему патриарху.

Алекс улыбнулся.

– Может быть, вот зачем ты на самом деле хочешь меня нанять? – спросил он, глядя на фотографию Сергия. – Ты хорошо понимаешь нависшие риски и угрозы и прекрасно видишь, что Арсений, Никодим и черт знает кто еще дышат тебе в затылок. При особом желании даже патриарха Московского и Всея Руси можно сместить с престола. И уж кто-кто, а эти двое точно обладают подобным желанием.

Но если тебе, владыка, удастся быстро поднять репутацию церкви и уровень доверия со стороны прихожан, то пространство для маневра у конкурентов исчезнет. Удачная пиар-кампания, нацеленная на рост авторитета Московского патриархата, неминуемо приведет и к росту авторитета самого патриарха. Делая то, что и должен делать на своем посту, ты одновременно лишишь рычагов давления своих соперников.

Слегка прикусив нижнюю губу, Алекс снова приблизился к доске и почти в упор уставился на фотоснимок с изображением патриарха.

Разумеется, с самого начала Сергий понимал – просто не мог не понимать – что одной пулей собирался угодить сразу в двух зайцев. Но какой из зайцев был для него важнее? Хотел ли новый патриарх в первую очередь закрепиться во власти, или же истинно отталкивался от намерения, которое еще утром продекларировал своей главной миссией – дать людям возможность спастись? Об этом Алексу оставалось только гадать.

– Правда ли ты печешься о душах людей? – он продолжал внимательно вглядываться в черты лица запечатленного на фото Сергия. – Или главное для тебя – власть? Не знаю. Да и, впрочем, мне абсолютно без разницы. Ты всего лишь клиент.

Поле, на котором предстояло играть Алексу, постепенно вырисовывалось и приобретало рельеф, но сведений по-прежнему крайне не хватало. Разношерстные данные и противоречивая информация, почерпнутая из открытых источников, позволяли лишь немного сориентироваться в общей канве церковных взаимоотношений, но все же были слишком ненадежными костылями для опоры во время работы. Теперь настала пора обращаться за помощью к живому человеку, с головой погруженному в тематику и внутреннюю жизнь Московского патриархата, понимавшему все нюансы и хорошо знакомому с основными действующими лицами.

Профессиональные пиарщики были всегда обязаны досконально знать среду, в которой им предстояло работать. Многие коллеги Алекса предпочитали строить долгую и стабильную карьеру в одном конкретном направлении – нефтяном, банковском или любом ином секторе – и со временем неминуемо превращались в экспертов, знающих обо всех событиях, ключевых игроках, скользких местах и подводных камнях своей отрасли. И, на первый взгляд, такой подход был хорошим.

Но у медали имелась и оборотная сторона. Годами копаясь в одних и тех же задачах, выполняя одни и те же операции, большинство специалистов начинало действовать по инерции. Проблемы, с которыми им обычно приходилось сталкиваться, оказывались схожи между собой и регулярно повторялись – а потому неизменно повторялись сценарии, методы и механизмы для их решения. Креатив, гибкость и нестандартное мышление постепенно переставали быть востребованными – просто потому, что трудности преодолевались уже наработанными практиками, по стандартным и накатанным рельсам.

Крайне редко в своей работе корпоративным пиарщикам доводилось натыкаться на задачи, для выполнения которых не находилось заранее заготовленного инструмента. Но если (а, вернее – когда) подобное все же случалось, то отраслевые консервативные профи, разучившиеся гибко мыслить, впадали в ступор. А как только снова приходили в чувство, тут же звали на помощь людей вроде Алекса.

Независимые пиарщики не были скованы узами однообразия. Они могли пропускать через себя сотни разнообразных проектов, придумывать новые методы, приемы и решения, а главное – умели смотреть на проблему незашоренным взглядом, свободным от шелухи.

Алекс метафорически сравнивал свою работу с огнем, который можно было развести практически везде на суше и подкармливать любым горючим материалом. Пламя одинаково съедало все: хвойную древесину, пачку спресованой бумаги или желтоватую горсть серы. Огонь просто глотал то, что ему давали и взамен на пищу исполнял свое предназначение – разливался теплом и озарял светом все вокруг.

Но кормить огонь следовало мудро. Именно от выбора пищи зависело то, будут ли вьющиеся красные ленты разносить тепло или же, наоборот, безвозвратно угаснут и погрузят округу в непроглядную темень.

Подобно огню, вольные пиарщики были готовы использовать в качестве топлива для своей работы любую доступную информацию, но все же стремились подходить к выбору этой «пищи» с умом и осознанностью. Ведь если груда сырых дров могла затушить пламя костра, то и груда лишних сведений могла легко похоронить под собой результаты упорного труда.

Чтобы огородиться от потока бесполезных деталей и как следует разобраться в происходящем, зачастую требовался «толмач» – эдакий консультант, максимально близкий к нужной отрасли, понимающий ее и способный быстро, но емко ввести в курс дел. Обычно подобную задачу брали на себя сами наниматели, в конце концов – кто лучше них ориентируется в их собственных делах? Но все же, в редких случаях, пиар-технологам приходилось просить помощи у совершенно посторонних людей. Алекс вдруг с улыбкой вспомнил, как ему доводилось обращаться за советами то к финансовому аналитику, то к отставному военному, то к таксисту, а однажды – даже к кинопродюсеру из порноиндустрии.

На этот раз для роли консультанта Алексу требовался тот, кто постоянно взаимодействовал с церковными структурами и при этом не зависел от духовенства – был непредвзят в суждениях и свободен от подчинения со стороны клира. Эдакий сторонний, но опытный наблюдатель.

И Алекс уже смекнул, где стоило искать подобного человека.

Достав из кармана мобильный телефон, быстрыми нажатиями кнопок он нашел нужный номер и уже через несколько секунд на другом конце воображаемого провода раздался грубоватый, но дружелюбный женский голос.

– Надо же, какие люди звонят!

– Людка, здорова! – с нескрываемым удовольствием поприветствовал Алекс.

Люда Агеева была шефом одной из служб «Интерскана» – крупного новостного агентства страны. Они с Алексом познакомились несколько лет назад, когда вместе работали над проектом одной IT-корпорации. С тех пор между ними завязались хорошие отношения, которые перетекли в краткосрочный роман, а затем странным образом снова превратились в обычную дружбу. Кроме того Люда и Алекс не раз помогали друг другу на профессиональном поприще – делились информацией, любопытными новостями, сводили с нужными людьми.

И сейчас Алекс в очередной раз рассчитывал на помощь своей старой подруги.

– Слушай, Люда, отвлекать надолго не буду – знаю, ты занята.

– Как всегда, в запарке, – со смешком ответила она.

– Выручи, пожалуйста. У вас в агентстве работает некто Владлен Искандеров. В отделе, который религией занимается.

– Знаю такого.

– Можешь меня с ним свести?

– Думаю да, а зачем?

Люба, как всегда, была любопытна.

– Халтурку ему хочу предложить. Готовлю одно исследование – и нужен эксперт по церкви.

Хотя Алекс не соврал, но и правдой его слова назвать было сложно. Но Любу ответ устроил.

– Давай я скажу ему о предложении и сброшу твой номер телефона. Захочет – свяжется.

– О большем и не прошу, – с улыбкой сказал Алекс.

– Вашу мать, где отчет по статистике? – из телефонного динамика вдруг донесся незнакомый, долетавший откуда-то издали, приглушенный мужской голос. Его обладатель явно был недоволен. – Двадцать минут назад просил, дармоеды!

– Все, пора бежать, дедлайны горят, – затараторила Люба. – Пока-пока!

Ответного прощания девушка дожидаться не стала и через мгновение Алекс уже слышал в трубке лишь тишину.

– Как всегда в своем репертуаре, – сказал он и убрал телефон в карман.

В том, что подруга сдержит обещание, Алекс не сомневался. Главное теперь – чтобы сам Владлен Искандеров согласился принять предложение и поделиться сведениями о реальном положении дел в церкви.

Этот человек, как удалось выяснить Алексу, был одним из старейших и весьма авторитетных журналистов, пишущих о церкви. Он десять лет работал в пресс-пуле владыки Варсофония, написал множество аналитических материалов о Московской патриархии, неоднократно брал интервью практически у всех руководителей Синодальных отделов. Искандеров явно знал не понаслышке что происходило внутри церкви, а значит мог рассказать Алексу массу всего полезного.

– Со сбором информации мы на сегодня закончили, – он еще раз посмотрев на почти пустую доску. Пока что о церковной жизни Алекс знал крайне мало, но и этих скудных вех сейчас было достаточно. – Теперь пора готовить план действий.

Подойдя к невысокой тумбе, Алекс включил стоявшую на ней настольную лампу, и комната залилась приглушенным холодно-белым светом. Затем он аккуратно поднял плафон лампы так, чтобы длинный, плотный пучок света пересек всю комнату и ярким пятном растекся по стене. Встав в этот поток, Алекс обернулся и посмотрел на свою отчетливо проступившую тень.

– Ну привет, дружище. Настала пора немного поработать.

Каждый человек по-своему концентрируется на задачах: одним требуется абсолютная тишина, другим – собеседники, третьим – диалог с самим собой. Алекс нашел пограничный вариант – он общался с собственной тенью. Этот плоский, черный слепок тела казался Алексу чем-то вроде визуализации подсознания – отражением его способности отвечать на каверзные вопросы и находить правильные решения. Тень была неким подобием воображаемого друга – искренним и надежным. В отличие от реальных людей, Тень не могла обмануть и предать его, никогда не желала зла, не лукавила и не искала собственной выгоды.

Из всех существ в мире лишь ей Алекс доверял безоговорочно.

– С чего начнем? – спросил Алекс.

– Да как всегда – с целей и задач, – беззвучно ответила Тень. – Разве можно начинать с чего-то другого?

Цели и задачи – Альфа и Омега любой информационной кампании. Именно от них полностью зависели действия пиарщика. Две эти основополагающие установки были сродни фундаменту дома: стоило допустить ошибку, неверно разметить границы, выбрать не тот бетон для заливки – и построенное поверх него здание с огромной долей вероятности получилось бы не таким прочным, как задумывал архитектор.

Сейчас архитектором был Алекс. И он кропотливо планировал фундамент предстоящего проекта – чтобы возведенная на нем постройка ни в коем случае не дала слабину и не рухнула.

– Какая у нас цель?

– Очевидно, вроде, – ответила Тень. – Цель – улучшить имидж церкви. Показать ее не мракобесным пережитком прошлого, а хоть и своеобразной, но позитивной организацией.

– А задачи?

– А вот здесь уже все не столь однозначно. Давай думать вместе.

Хорошо, что в тот момент рядом не было посторонних – едва ли в чужих глазах Алекс показался бы нормальным человеком.

Стрелки часов незаметно ускорили бег. Время потекло стремительным потоком – так всегда происходило, стоило только Алексу с головой окунуться в интересную задачу и ненадолго перевести весь мир в режим ожидания. Молодой человек то и дело курсировал между висящей на стене белой маркерной доской и стоявшим на столе ноутбуком, проверяя и перепроверяя сводки новостей о жизни церкви и внимательно изучая все так или иначе связанные с ней многочисленные информационные поводы. А Тень неотступно следовала за своим хозяином, всячески помогая, подсказывая и давая необходимые советы. Доска начала постепенно обрастать множеством слов и словосочетаний, пестрых стрелок, списков, диаграмм и непонятных символов, значение которых было известно лишь одному Алексу.

Солнце уже успело скрыться за горизонтом и снова взойти на небосвод, когда Алекс, наконец, отложил маркер в сторону и, отойдя на небольшое расстояние, окинул взглядом исписанное быстрым почерком пластиковое полотно. Не смотря на напряженную и бессонную ночь, усталости не было ни в одном глазу.

– Что скажешь? – спросил он. – По-моему, неплохая работа.

– Не спеши делать выводы, – со свойственным скепсисом ответила стоявшая рядом Тень. – Давай-ка пройдемся по всему плану. Цель мы поставили – улучшить имидж церкви. Теперь ответь, какие задачи надо решить, чтобы добиться этого результата?

– Первое – быстро реагировать на кризисные ситуации, – Алекс зачитал начальный пункт написанного на доске списка.

– Логично, – согласилась Тень. – Скандалов и кризисов у церкви действительно хватает. То информация про несметные богатства епископов в сеть утечет, то статью о священниках-бизнесменах в газете опубликуют, а то и вовсе какого-нибудь батюшку в рукоприкладстве уличат.

– Пока что церковь дистанцируется от подобных обвинений и нападок. Чаще всего никак не реагирует, а если и реагирует – то слабо и едва заметно. Такое положение дел нас в корне не устраивает.

– Согласен, молчание в период сложных ситуаций – непозволительная роскошь даже для церкви. Но как ты предлагаешь отвечать на эти кризисы?

– Посмотрим по ходу. Сам знаешь – нет универсального средства, каждый раз приходится изобретать новый велосипед. Для начала, будем держать руку на пульсе, мониторить информационное пространство, по крупицам вылавливать негатив. Я уже вижу, что некоторые популярные сайты хлебом не корми – дай только погавкать на церковь. Может, удастся расставить там шторки.

Шторками на профессиональном сленге назывался подкуп редакторов и руководителей публичных изданий: за определенную мзду они нередко соглашались блокировать неугодные темы и не пропускать в печать или эфир нежелательные для заказчика новости. Конечно, далеко не каждое издание было столь беспринципным, чтобы идти на подобное нарушение закона и журналистской этики – но средние и мелкие средства массовой информации с низкими доходами от рекламы и особо жадными инвесторами порой не брезговали таким заработком.

– Едва ли шторки сильно помогут, – сказала Тень. – Но ты прав – попробовать стоит. Что у нас дальше по плану?

– Работа с одной третью.

– Поясни, – потребовала Тень.

– В социальных сетях полно пабликов и сообществ, посвященных религиозной тематике. Как правило, в таких сообществах часто идет критика в адрес церкви, православия и всего, что с ними связано. Беда в том, что потенциальные церковные агенты влияния – верующие посетители пабликов – обычно предпочитают не реагировать на подобные выпады. Они не пытаются нормально вступить в дискуссию и отстоять свою точку зрения. Точно так же, как и официальное духовенство, в случае негативных публикаций просто прячется в панцирь, не тратя времени и сил на опровержения.

Я прекрасно понимаю, что спор в интернете – довольно глупая, зачастую совершенно бессмысленная штука. И все же этот процесс придется наладить. Постараемся сдержанно и деликатно отвечать на выпады, вести аккуратную разъяснительную работу. Будем воздействовать на интернет-аудиторию мягкой силой.

– Хорошо, но при чем здесь одна треть? – спросила Тень.

– В технике продаж есть правило «одной трети». Третью часть всех сделок продавец заключит при любом раскладе, и еще ровно столько же не заключит никогда. Остается последняя треть – те самые сделки, за которые стоит бороться. Думаю, схожий принцип сработает и сейчас. Часть посетителей религиозных онлайн-сообществ всегда выступит против церкви, другая – всегда будет за. Но есть целый сектор неопределившихся людей, которых мы можем перетянуть на свою сторону. Я не говорю, что удастся сделать из них ортодоксальных христиан, но мы в состоянии как минимум немного приподнять уровень их доверия к православной церкви.

– В этом замысле есть здравое зерно, – согласилась Тень. – Значит, с пунктом номер два в списке мы тоже разобрались. Что дальше?

– Последняя задача – настроить диалог между церковью и общественностью.

– Диалог есть и сейчас, – возразила Тень.

– Есть, но он кривой, непонятный и, чаще всего, довольно топорный. Церковь – очень консервативный институт, столетиями живущий неизменной жизнью. Как следствие и служители культа, зачастую, оказываются такими же консерваторами, не способными гибко вести разговор с современным обществом. Посмотри на публичные выступления клириков: они скучны и занудны настолько, что, слушая их речь, хочется уснуть на первой же минуте. Вместо живого общения звучат монологи с очередным муссированием по сто раз озвученных религиозных тезисов. Чтобы обычные, далекие от религии люди слышали и понимали церковь без лишних усилий, нужны простые и доходчивые слова. Выступления священников должны напоминать не занудные тирады на пленуме ЦК, а походить на разговоры с близкими друзьями.

– Каковы твои предложения?

– Сформировать пул спикеров. Отобрать наиболее талантливых представителей духовенства из числа тех, кто легко и непринужденно умеет общаться с народом – и транслировать мнение через них. Сватать их на интервью, организовывать участие на радио, в телепередачах, видеоблогах и все в таком духе. Пусть общественность видит, что церковь – это не только сборище зануд, но и умные, интересные люди.

– А патриарх? Он будет в этом пуле?

– Пока не знаю. Не уверен, что Сергия стоит превращать в медийную персону. Возможно, его присутствие в эфире наоборот лучше минимизировать.

– Хороший патриарх – тот, о котором народ знает лишь то, что он есть? – Тень с иронией перефразировала знаменитую китайскую мудрость.

– Примерно так, – кивнул Алекс. – У Сергия пока весьма шаткое положение. Его нужно выводить из-под любых ударов. И чем меньше он будет светиться на экранах, тем меньше поводов для тревоги у нас останется.

– Но тогда упадет и его паблисити. Позитивные достижения церкви не будут ассоциироваться с его личностью.

– Да. Но я уверен – позитивных новостей сейчас будет гораздо меньше, чем негатива. А значит целесообразнее не бороться за плюсы, а уворачиваться от минусов.

– Возможно, ты и прав, – не очень уверенно согласилась Тень.

Алекс еще раз прошелся глазами по трем пунктам задач предстоящей пиар-кампании – трем китам, на спинах которых должна была зиждиться вся дальнейшая работа. Очень скоро получившемуся каркасу предстояло обрасти конкретикой – подобно тому, как дерево с годами обрастает по своей кроне зеленым, пушистым мхом. Абстрактные идеи готовились смениться реальными делами, успехами и неудачами, а новые пункты дополнили бы этот короткий, но важный список. Но сейчас три поставленные задачи служили Алексу единственными столбами, вокруг которых он собирался плести свою паутину.

– С целями и задачами разобрались, – снова заговорила Тень. – Давай поговорим о целевой аудитории. Если мы не будем четко понимать, на кого конкретно ориентирована наша работа, то едва ли сумеем выполнить ее правильно.

Кивнув головой в ответ, Алекс подошел к принтеру, рукой нащупал в лотке свежую распечатку, достал ее и принялся вслух зачитывать фрагменты текста.

– По данным социологов, более четверти жителей страны не доверяют церкви. Из них почти половина – люди в возрасте от 18 до 30 лет. Именно они и станут нашей целевой аудиторией.

– Патриарх хотел сделать упор на студентов, – напомнила Тень.

– Нет никакого смысла вычленять из стратификации только студентов, – ответил Алекс. – Проще работать сразу со всей группой молодых людей. Так или иначе, представители внутри нее контактируют друг с другом, общаются, обмениваются новостями. А главное – их взгляды и идеалы чаще всего еще не задеревенели. В отличие от сорокалетних мужиков и пенсионеров, молодежь худо-бедно, но способна иногда поменять мнение и пересмотреть собственную картину мира.

Тень возражать не стала. Последовательно двигаясь от общего к частному, Алекс и его помощник шаг за шагом создавали прочный скелет плана.

– Какие информационные каналы выберем?

– Иными словами, как именно мы будем общаться с нашей целевой аудиторией, – перефразировал Алекс. – Здесь все предельно просто: в первую очередь, через интернет. Традиционными медиа, вроде телевидения и, тем более, газет, можно смело пренебречь. Ни один здравомыслящий человек в возрасте до тридцати лет не смотрит телевизор. А печатную прессу читает и того реже.

Он повернул голову и взглянул на Тень, которая все той же яркой кляксой стелилась по светлой, гладко отштукатуренной стене комнаты.

Часы на руке Алекса внезапно завибрировали, заставив молодого человека вздрогнуть от неожиданности. По кабинету начала разноситься тихая, умиротворяющая мелодия будильника, ежедневно срабатывавшего в одно и то же время.

– Восемь утра, – зачем-то вслух произнес Алекс. – Ночь пролетела незаметно.

– У нас еще полно дел, – напомнила Тень. – Общую схему работы мы набросали, теперь стоит поразмыслить о конкретных действиях.

– Знаю, – кивнул Алекс. – Но давай займемся конкретикой немного позже. А сначала подумаем вот над чем.

Очень скоро Алексу предстояло очутиться в чуждой среде штатных церковников. И здесь крылся один из самых рискованных моментов в работе всех вольных пиарщиков – необходимость сотрудничать с незнакомыми людьми, рассчитывать на их помощь и, скрестив пальцы, надеяться, что те не обманут и не подведут. Полное отсутствие явных союзников внутри организации – привычное явление, с которым Алекс сталкивался всякий раз, когда брался за новый проект, и нынешняя ситуация не выглядела исключением из правил. Но сейчас у Алекса в голове зародилась шальная надежда немного изменить этот привычный уклад: требовалось всего лишь поместить внутрь организации своего поверенного.

– В Синодальном отделе по связям с общественностью сейчас нет начальника, – он повернулся к Тени. – А что, если место руководителя займет наш человек?

– Думаешь, Сергий согласится на такое? – вопросом на вопрос ответила Тень. – Позволит тебе влезть в кадровую политику?

– Ему так или иначе нужен глава отдела. Предложу Сергию достойную кандидатуру. В любом случае, что мы теряем?