Книга Навигатор воли. Помогающие практики саморазвития - читать онлайн бесплатно, автор Алексей Владимирович Фисун. Cтраница 3
bannerbanner
Вы не авторизовались
Войти
Зарегистрироваться
Навигатор воли. Помогающие практики саморазвития
Навигатор воли. Помогающие практики саморазвития
Добавить В библиотекуАвторизуйтесь, чтобы добавить
Оценить:

Рейтинг: 0

Добавить отзывДобавить цитату

Навигатор воли. Помогающие практики саморазвития

Кто же не слышал это расхожее выражение! Обычно оно звучит как универсальный ответ на большинство вопросов в нашей жизни и подходит как объяснительный принцип для большинства российских проблем, например, таких:

• Почему в России холодно?

• Почему у нас такие маленькие пенсии?

• Почему нельзя сделать пешеходный переход там, где людям удобно?

• Почему бесплатная медицина такая убогая?

• Почему нужно не жить, а выживать?

А задумывались ли вы над вопросом: а почему жизнь не должна кому-то показаться медом? На самом деле эта расхожая фраза является магической формулой, которая программирует человека на негативное восприятие жизни. Зачем? Для того, чтобы предостеречь его от ненужных иллюзий, что в этом мире можно чего-то позитивного добиться и даже получать удовольствие от жизни.

В основе такого подхода к жизни лежит религиозная идея о том, что мы здесь, в этом мире для того, чтобы страдать за свои и чужие грехи и что благодаря этому беспрерывному страданию, возможно, мы будем получать удовольствия в Царствии Небесном.

Берусь утверждать, что эта же идеология лежит в основе склонности быть жертвой, того, что называется виктимным поведением: ведь любое страдание дается не просто так, а во искупление, страдать – хорошо, многострадальным воздастся – «и последние станут первыми».

И в этом смысле, формула «чтобы жизнь медом не казалась» – является напоминанием о том, что искать удовольствия в жизни – неправильно, а надо стоически переносить всякого рода лишения и страдания и что именно это – норма. А если жизнь вдруг показалась чем-то приятным, то это иллюзия, заблуждение, за которым непременно последует жестокое разочарование. Более того – именно эта идея лежит в основе убеждения, что за «все хорошее» нам обязательно придется расплачиваться и иногда даже и сторицею, а то и до «четвертого колена».

Именно глубинная природа этого жизненного сценария, его религиозные корни и порождают множество аналогичных, виктимных, по сути, формул, составляющих основу депрессивных жизненных сценариев. Вот эти психологически схожие формулы:

• Жизнь – боль.

• От сумы, да от тюрьмы не зарекайся.

• Кого люблю – того и бью.

• Не больно – не интересно.

«Ты – начальник: я – дурак, я – начальник: ты – дурак»

Чацкий:

Помилуйте, мы с вами не ребяты;

Зачем же мнения чужие только святы?

Молчалин:

Ведь надобно ж зависеть от других,

Чацкий:

Зачем же надобно?

Молчалин:

В чинах мы небольших.

Грибоедов. А. С. Горе от ума

Следующим краеугольным камнем ментальности выживальщика является почитание разного рода вертикальных иерархий. Этот сценарный подход выражен в формуле почитания вышестоящих: «ты – начальник: я – дурак, я – начальник: ты – дурак». Это такие правила иерархической игры, принимаемые по умолчанию. Негласные правила, которые не нужно писать в виде слогана, они пронизывают все общественное пространство, потому что составляют одну из основ национальной ментальности.

Эта формула безотказно действует в крупных корпорациях и структурах, построенных по вертикальному принципу. Меняются названия и границы государств, технологическая база, наименование структур и организаций, а этот негласный и невидимый принцип продолжает действовать – потому что является основой выживания в социуме, организованном по закону подчинения.

Более лояльная формулировка этого принципа сделана в виде правил на все случаи жизни выживальщика: «Пункт № 1: начальник всегда прав. Пункт № 2: если начальник не прав, смотри пункт № 1». Для тех, кто этого не хочет понимать, существуют дополнительные, разъясняющие формулы: «те, кто сегодня задает вопросы – завтра ищет другую работу».

Если люди не состоят в служебных отношениях в рамках какой-то одной структуры – для них более актуальна другая формулировка этой же идеи: «Не тот прав, кто прав, а тот – у кого больше прав».

Как видите – множество вариантов одной и той же мысли со всех сторон нормируют поведение выживальщика, сообщая ему, что все предрешено, нет смысла рыпаться, и об этом сообщает вековечная народная мудрость. Именно так действуют мертвые принципы, нацеленные на то, чтобы создать из живых и разнородных людей послушную стандартизированную стабильную массу, которой легко манипулировать.

Всякая система поощряет послушание через «кнут и пряник». Бонусом (пряником) выживальщика является шанс занять более высокое место в иерархии и тогда, наконец, когда он займет хотя бы маленький пост небольшого начальничка, уж тогда он покажет – кто тут будет изображать «дурака», тут уж его подчиненным жизнь медом не покажется. Это «золотое правило» всякой иерархии – возможность со временем отыграться, взять реванш. В наиболее наглядном виде это представлено в устройстве армейской «дедовщины»: сначала «деды» гнобят «молодых», потом ты сам (если выживешь) – становишься «дедом» и, в свою очередь, отыгрываешься на «молодых» за свои предыдущие унижения. Благо, что любая жизненная ситуация развивается во времени и со временем многое может измениться – когда «последние станут первыми».

Конечно, выживание – это сложная многоплановая игра, которая, как говорят психологи – хорошо структурирует время. Однако проблема в том, что такого рода игры на выживание занимают собой всю жизнь и ты уже начинаешь забывать, что началось все с обычных попыток «быть хорошим», «играть по правилам» и прочих благоглупостей.

«Хочешь жить – умей вертеться»

Если же человек вместо эффективной адаптации к общепринятым правилам – начинает их нарушать или бунтовать против них, то рано или поздно он может потерять свою наработанную зону комфорта и оказаться в зоне другого плана, где царствует другой закон национальной ментальности, который звучит так: «Поближе к кухне, подальше от начальства». Т. е. чтобы не вступать в конфликт с руководством по поводу неадекватной оценки своего интеллектуального потенциала – лучше занять свою нишу там, где тебя никто не видит и желательно не слышит.

В самых суровых «зонах некомфорта» действуют следующие жесткие правила: «Не верь, не бойся, не проси» и «умри ты сегодня, а я – завтра». Все это вариации на тему античного принципа «Человек человеку волк» (Homo homini lupus est – лат.). Именно убежденность в действенности этих правил и заставляет человека заниматься активным выживанием в социуме и поэтому в мозгу у выживальщиков звучит рефреном «Хочешь жить – умей вертеться». Это одновременно объяснительный принцип и формула самооправдания. Ведь, что же еще остается, если кругом волки – только вертеться, точнее действовать согласно древнему эволюционному инстинкту «Дерись-беги или замри», благодаря эффективности которого предки ныне живущих людей выжили и успели оставить потомство. Любые сомнения в моральности и осмысленности такого поведения перекрываются формулой: «А как иначе? Надо же ВЫЖИВАТЬ!».

Правила жизни настоящего выживальщика

Давайте поподробнее рассмотрим принципы жизни человека, занятого выживанием. Каковы его психологические установки?

Не думать о смысле жизни

Вопросы о смысле жизни, по мнению выживальщиков, ставят заумные философы или неудачники. Если начать об этом размышлять, то можно, ведь, додуматься и до такой безумной мысли, что самореализация важнее выживания. Для выживальщика вопрос о смысле жизни давно решен: это необходимость выживания любой ценой. Нельзя тратить время на такие размышления: чуть зазевался и тебя лишили твоего куска пирога.

«Синдром эмоционального выгорания», «лестница, приставленная не к той стене», «кризис безотлагательности» – это все психологические сказки для богатых, а нам некогда думать об этих фейках, нам надо «делать деньги», надо как-то перекантоваться еще каких-нибудь 15–20–30 лет…

Но совершенно не думать о смысле жизни невозможно – такой вопрос так или иначе возникает у всех живущих. Есть такой психологический трюк, когда ведущий тренинга в группе просит участников – не думать о «желтой хромой обезьяне», а если кто подумал, то хлопнуть в ладоши. И всегда такое упражнение проходит под жидкие хлопки участников. Но можно отгонять от себя эти мысли, а еще лучше придумать готовый ответ, типа: «Смысл жизни в том, что его нет» или «смысл жизни в том, чтобы не думать о смысле жизни» и т. п. Если вы настоящий выживальщик – то вас вполне устраивают такие ответы. Если вы самореализующаяся личность, то вы упорно продолжаете искать смысл жизни с юных лет, порождая все новые и новые варианты и не довольствуясь теми смыслами, которые придуманы другими. Ведь это ваша жизнь – и у нее должны быть свои, уникальные смыслы.

Быть серьезным, «жизнь – это не шутка»

В этом недоброжелательном мире кругом конкуренты. Ты не видишь никакого иного смысла пребывания здесь, кроме борьбы за необходимые для соответствия общественным нормам ресурсы. Поскольку тут никому верить нельзя, нужно научиться играть по неписанным правилам. Одно из основных правил такое: «Жизнь – это игра, главное правило которой, считать, что это не игра». Именно поэтому выживальщики по-звериному серьезны. У них вообще плохо с юмором. А, какой уж тут юмор, если речь идет о выживании.

Вы всегда легко узнаете выживальщика по озабоченному, нахмуренному, маскообразному лицу. Уголки губ направлены строго вниз. И никаких идиотских улыбок. Не до того нынче. Времена серьезные. Нет, выживальщик, конечно, может улыбнуться, но только если это целесообразно для выживания – например, если этого требует офисный этикет.

Как мы писали выше – в самой основе психологии выживальщика лежит тезис о том, что жизнь – это боль, страдание и борьба за средства для существования. Именно этот полурелигиозный, полумистический взгляд на вещи и обусловливает такое мега-серьезное отношение к своему бытию. И, согласно закону отражения или притяжения – то, что ты посылаешь в мир, то к тебе и возвращается. Ты ждешь страдания – приходит страдание, ждешь беды – приходит беда. Народная мудрость и тут нам разъясняет: «Как аукнется, так и откликнется».

Самореализующиеся личности понимают, что тяжеломысленная угрюмая серьезность может сыграть с ними злую шутку. Потому что знают, что мир возвращает тебе то, что ты запускаешь в него: благодаришь и получаешь благодать; считаешь мир несправедливым и получаешь несправедливость в ответ. Как будто бы все происходит согласно поговорке: «за что боролись – на то и напоролись».

Если наше базовое доверие к миру не разрушено годами невзгод, то мы можем научиться видеть даже в самой темной истории – светлую сторону. Это не просто, этот навык требует тренировки и саморазвития, но самореализующийся человек не только ищет благоприятных условий, но и сам их создает, формирует среду вокруг себя.

Позитивное отношение к миру – это наше оружие в повседневной борьбе Смысла, Логоса с Хаосом и Энтропией. Эта борьба проходит через наше мировосприятие и если сфокусироваться на самореализации, а не на постоянном выживании – то обнаруживаешь, что пока ты в Пути – сил всегда хватает. Энергия проходит через нас и реализует нас, если мы ей помогаем. Ищешь себя – сохраняешь себя, потому что проще сохранить себя, чем вернуть утраченное понапрасну. Это как с теплозащитой дома: легче его утеплить и тем самым сберечь то тепло, что в нем есть, чем отапливать улицу, бессмысленно теряя драгоценные калории на холодном ветру.

Не становиться профессионалом

Почему-то так получается, что выживальщики обычно мало зарабатывают. А если на них откуда-то вдруг сваливаются большие деньги (например, наследство), то очень скоро от этого богатства не остается и следа. А происходит это вот почему: типичный выживальщик не является ни в чем профессионалом, не обладает как сейчас принято выражаться – экспертностью. И тому есть свои основания:

Во-первых, чтобы стать профессионалом – надо этого очень сильно захотеть, надо верить в такую возможность и свою способность достичь этого. Надо на это потратить целый кусок своей жизни, преодолеть массу препятствий и трудностей, в том числе период низких доходов и научиться вставать после каждого падения. Другими словами – желание стать профессионалом должно обладать статусом Мечты. Выживальщик, даже если и грезит о чем-то – никогда не возводит свои грезы в статус реальности: ему некогда, ведь «жизнь – борьба», ему этого нельзя, «не должно сметь».

Во-вторых, профессионалами становятся те, кто пытается реализовать свое предназначение, кто осуществляет поиск сферы развития своих талантов. А у выживальщика нет предназначения, у него только одна цель – выживание. Именно эта цель занимает все его силы и время. Попросту говоря – ему просто некогда становиться профессионалом.

И, в-третьих – профессионалы, специалисты, как правило – хорошо зарабатывают. По крайней мере – заметно «выше рынка». Но, согласно святому убеждению настоящего выживальщика – денег всегда не хватает, их никогда не бывает много. Поэтому он просто никак не может позволить себе стать высокооплачиваемым профессионалом – потому что это в корне противоречит его картине мира. Ведь деньги, помимо всего прочего – это еще и доступные удовольствия, т. е. нечто семантически противоположное страданию. Но скорее небо рухнет на землю, чем он откажется от своей убежденности в порочности этого несправедливого мира. Поэтому даже если выживальщику предоставляется возможность занять более высокую карьерную ступень с соответствующей оплатой – он подсознательно будет саботировать свое продвижение, чтобы иметь непротиворечивую картину мира. Или как-то «случайно» так напортачит на новой должности, что больше ему судьба не предоставит шанса на доказательство своей экспертности. Ну, вы знаете: чтобы работа медом не казалась…

Самооправдание

Единственное, в чем выживальщик является настоящим «профи», так это в самооправдании. Что бы с ним ни происходило, каких бы дров он ни наломал – у него всегда есть под рукой готовая формула самооправдания. Точнее говоря – у него всегда наготове набор таких формул. Откуда? Да жизнь научила. Выживальщик знает, что сейчас, во времена гуманизма, толерантности и эмансипации сразу, как правило, никто не убивает и поэтому практически всегда можно успеть оправдаться. Поэтому спасительная (как ему кажется) формула выдается мгновенно – чаще даже раньше, чем кто-то успел его спросить: «что опять пошло не так?».

Как правило, такие самооправдания – это многочисленные вариации на тему «я тут не при чем – оно само так получилось». Т. е. главная цель быстрым и решительным ответом снять с себя всякую причастность и ответственность за возникшую проблему. И тут, выживальщик, который, как мы помним, не является ни в чем профессионалом, обычно достигает противоположной цели – вместо самооправдания он занимается самодискредитацией и вот почему:

• Мгновенный ответ, часто еще до того, как был задан вопрос – выдает, что «чует кошка чье мясо съела».

• Быстрая версия событий, выданная из готового набора, без тщательного обдумывания, как правило, далека от реальности и показывает – на ком «шапка горит».

• Желая полностью оправдаться, выживальщик забывает, что ответственность никогда не бывает полной и что зачастую бывает выгоднее признать свою причастность частично, покаявшись не в самых крупных грехах. Не беря на себя никакой ответственности – он показывает слабость своей позиции, ведь признают свои ошибки только сильные люди.

• Полностью и необдуманно отрицая свою причастность к каким-либо проблемам, выживальщик со всей очевидностью показывает, что проблема возникла из-за его непрофессионализма и бездействия. Ведь «не ошибается тот, кто ничего не делает», а делают только те, кто что-то понимает и причастны к результату, т. е. профессионалы.

Проблемы-проблемы-проблемы

– Давайте определим причину вашего невроза, – говорит психотерапевт пациенту.

– Скажите, что у вас за работа?

– Я сортирую апельсины.

– Так, так, расскажите поподробнее.

– Целый день, вниз по желобу, скатываются апельсины, я стою внизу и должен их сортировать. В одну корзину большие, в среднюю поменьше и в маленькую – маленькие.

– Но в чем причина нервничать на этой спокойной работе?

– Спокойной? Да поймите же вы, наконец, что целый день я должен принимать решения, решения, решения!

Анекдот

У выживальщика – жизнь не мёд, потому что вокруг него постоянные проблемы. И он их решает-решает-решает. А их не становится меньше. Они растут как снежный ком. Ему кажется, что мир к нему несправедлив, но он никогда не признает, что сам фактически является автором этих проблем. Ведь проблемы есть у всех людей, но только у выживальщика они носят характер самоисполняющегося пророчества, потому что служат доказательством правоты его тезиса, что «жизнь – это боль».

Но поскольку выживальщик, как мы уже знаем – не признает своей ответственности за эту жизнь, то он не может понять того фундаментального факта, что «если ты не являешься частью решения, значит – ты являешься частью проблемы». То есть сам выживальщик и есть главная проблема, причем не только для себя самого, но и для многих окружающих. Ему нужно с кем-то разделить свое бремя и поэтому он так любит поныть, ему нужно, чтобы его пожалели. А еще лучше, чтобы его, наконец, спасли: ведь ожидание прихода Спасителя является обязательным элементом комплекса Жертвы.

В принципе, это достаточно действенный критерий: если ты постоянно создаешь проблемы себе и окружающим и множишь их – значит, ты выживальщик. Если же ты в состоянии решать свои проблемы сам и даже сокращаешь их количество и у тебя бывают периоды «временного просветления», когда не хочется жаловаться на свою жизнь, а ты даже радуешься ей – скорее всего, ты находишься в процессе самореализации.

Кстати, часто у выживальщиков проблемы с весом: он или слишком большой или слишком маленький. Да и, вообще, со здоровьем у них тоже не все благополучно. Почему? Да, потому что в борьбе за ресурсы возникает дисбаланс. Ведь если ты борешься за выживание, то твоя жизнь превращается в постоянное накопление ресурсов на «черный день» – ты обрастаешь всем избыточным и лишним: связями, собственностью, ненужными отношениями, неизрасходованными калориями, отложением солей и т. п.

– Есть у вас таблетки от жадности?

– Есть.

– Мне побольше, побольше, побольше!!

Отзеркаливание и конформизм

В конце 20-го века ученые открыли так называемые зеркальные нейроны – нервные клетки в головном мозгу, которые отвечают за обучение через подражание. Такие нейроны были достоверно обнаружены у приматов, у людей и даже у некоторых птиц. Специалисты считают, что сформированная через зеркальные нейроны система мышления несовершенна, так как оставляет разум зависимым. Взрослый человек должен жить своей головой и собственными ценностями, а не копировать всю жизнь чужие установки.

У выживальщиков очень хорошо развиты зеркальные нейроны. Еще бы: ведь это лучший способ быть незаметным, не иметь своей личности, своих убеждений и смыслов. И для этой цели лучше всего быть полностью зеркальным, отражать других людей и перенимать их поведение. Ведь кто же захочет обидеть свое отражение в зеркале, того, кто копирует тебя и твою жизнь? Именно на этом принципе и построено защитное поведение домашних чад – быть уменьшенной копией, чтобы тебя не обижали, чтобы относились к тебе как к самому себе. Это, кстати, одна из причин – почему собаки и их владельцы часто так похожи друг на друга.

Постоянно используя отзеркаливание как метод адаптации к любой обстановке, выживальщики становятся конформистами, т. е. такими же, как и все. Конформистов всегда большинство. Большинство обычно думает, что оно право, ведь оно – большинство. "Столько людей сразу не могут ошибаться" – думает отдельно взятый конформист. Кто так рассуждает – забывает или не знает о таком социально-психологическом феномене как групповой "сдвиг к риску". Суть этого феномена в следующем: решения, принимаемые группой, практически всегда оказываются более радикальными и рискованными, чем решения, принимаемые самостоятельно, отдельным человеком, который всегда более осторожен, чем группа. И с учетом этого феномена – большинство чаще всего неправо, т. к. принимает менее взвешенные и более рискованные решения.

Достижение потребительского стандарта

Собственно физическое выживание мало для кого является основной стратегической целью. Чаще всего под выживанием понимается достижение некоего потребительского стандарта. На языке маркетинга это называется «наличием в домохозяйстве товаров-представителей». В советский период этот потребительский стандарт был довольно четко сформулирован в народе как: «дачка, тачка и заначка». Т. е. обладание определенным набором статусных вещей и элементов лайфстайла и есть цель выживальщика. Если же у тебя чего-то нет из «правильного набора», то, значит – ты лузер и жизнь прожита зря.

Именно поэтому выживальщики – обычно большие эксперты в потребительстве. Они очень хорошо осведомлены о том, что, где и почем. Они прекрасно разбираются в брендах и в правильных способах их употребления, а также они знают лайфхаки – как выглядеть современно и модно, но тратить по минимуму. И, разумеется – они основные потребители развлекательного контента на ТВ и в интернете. Ведь жизнь – это борьба и страдания, поэтому надо успеть развлечься, полайкать прикольные картинки и видосики. Тем более, что масса таких удовольствий дается современному человеку практически бесплатно.

Правильное и постоянное потребление всего, что им доступно – является главной отличительной чертой выживальщика. Ведь в его психологии потребление является главным критерием того, что он правильно живет, перефразируя Декарта: «потребляю, следовательно – существую».

Собственно, все так называемое выживание и направлено на потребление. Это такой рефлекс, который как будто бы присущ самой природе человека:

• Если ты не будешь постоянно есть – ты умрешь от голода.

• Если ты не будешь участвовать в гонке за деньгами – ты станешь нищим.

• Если ты не будешь ежедневно делать посты в соцсетях – тебя тут же забудут.

• Если ты не будешь потреблять гигабайты информации – станешь идиотом.

• Если не будешь следовать за модой – тебя сочтут страшным.

• Если ты не владеешь (нужное подставить: айфоном, пирсингом, тату, крутой тачкой, квартирой в Москве, домом в Испании, богатыми друзьями, миллионом долларов…) – тебя сочтут лузером.

И тут мы сталкиваемся с таким замечательным парадоксом: с одной стороны выживальщики ориентированы на социальные стандарты, с другой – они отражают других, в основном тоже выживальщиков. И получается такая «дурная бесконечность»: одни конформисты отражают других конформистов и в результате все прекрасно адаптированы, но личной реализации нет ни у кого.

Антитеза потреблению

Антитезой потреблению является творчество. Те, кто реализуют себя – творят себя. Создают себя. Потребление – это процесс не совместимый с творчеством. Потому что это противоположные процессы – и ты либо производишь, порождаешь, либо потребляешь, уничтожаешь. «Мы есть то, что мы едим» – говорил Гиппократ, т. е. личность потребителя состоит из употребленных им существующих продуктов, брендов, вещей, а не из того, что он создал и придумал сам.

Саморазвивающаяся личность реализует себя всегда изнутри – наружу, выживальщик заполняет свою внутреннюю пустоту внешними вещами и событиями. Нельзя реализовать свою уникальность вне создания нового, особенного, без творчества в том или ином виде. Зато можно прожить целую жизнь, затаскивая внутрь себя, сделанное другими, чтобы как-то структурировать время, потраченное на то, чтобы получить все это. И это самый лучший и комфортный способ прожить не свою жизнь.

Тест «Моя готовность к самореализации»

Как мы уже упоминали, когда мы говорим о выживальщиках, то не имеем в виду людей, которые находятся на грани нищеты и отчаяния, а характеризуем особый психологический типаж, у которого есть свои резоны вести такой образ жизни. Я предлагаю вам пройти специальный тест, чтобы оценить – заняты ли лично вы выживанием или все-таки двигаетесь в сторону саморазвития и реализации своего Предназначения. Ответьте на вопросы нижеследующего теста – выберите тот вариант ответа, который вам подходит больше других:

1. Задумываюсь ли я о смысле своей жизни?

A. Стараюсь думать об этом пореже, чтобы не расстраиваться.

B. Изредка задумываюсь об этом и не нахожу ответа.

C. Да, регулярно об этом думаю и знаю правильный ответ.

D. Ежедневно об этом думаю – ищу и нахожу все новые смыслы своей жизни.