Книга Навигатор воли. Помогающие практики саморазвития - читать онлайн бесплатно, автор Алексей Владимирович Фисун. Cтраница 4
bannerbanner
Вы не авторизовались
Войти
Зарегистрироваться
Навигатор воли. Помогающие практики саморазвития
Навигатор воли. Помогающие практики саморазвития
Добавить В библиотекуАвторизуйтесь, чтобы добавить
Оценить:

Рейтинг: 0

Добавить отзывДобавить цитату

Навигатор воли. Помогающие практики саморазвития

2. Как я отношусь к окружающему миру?

A. Мне часто кажется, что мир ко мне несправедлив и я не понимаю – почему.

B. Мир вокруг – полон опасностей и угроз, надо быть все время настороже, иначе проиграешь.

C. В нашей жизни полно случайностей и баланс хорошего и плохого примерно равный.

D. Стараюсь находить позитивную сторону в любой ситуации и часто вижу благоприятные для меня ситуации.

3. На что мне хватает сил?

A. Я часто испытываю упадок сил и стараюсь не строить никаких далеко идущих планов.

B. Моя жизнь идет в привычном русле: то – вверх, то – вниз, но радости в ней не хватает.

C. Мне часто хочется изменить свою жизнь – и я предпринимаю такие попытки, и иногда мне это удается.

D. Я постоянно работаю над улучшением своей жизни и мне хватает сил, чтобы добиваться позитивных изменений.

4. Хороший ли я профессионал?

A. Мне часто кажется, что я занимаюсь не своим делом и поэтому мне мало платят.

B. Приходится часто менять род занятий, но до сих пор нет удовлетворения своим местом работы.

C. Я продвигаюсь по карьерной лестнице, но мне кажется, что мой профессиональный уровень недооценивают.

D. Я считаю себя специалистом высокого уровня и моя оплата соответствует моей квалификации.

5. Приходится ли мне оправдываться?

A. Периодически мне кажется, что меня выставляют «крайним» и хотят сделать из меня «козла отпущения» из-за чего мне часто приходится оправдываться и объясняться.

B. Обычно я умею внятно объяснить свою непричастность к возникшим проблемам и не брать на себя ответственность за чужие грехи.

C. Человеку свойственно ошибаться и иногда мне приходится брать на себя ответственность за свои ошибки, чтобы избежать их повторения.

D. Я считаю, что все, что происходит в моей жизни зависит в основном от меня и извлекаю опыт из своих ошибок, чтобы повысить свою эффективность в делах.

6. Как я решаю проблемы?

A. Взрослая жизнь – это бесконечные проблемы и мне кажется, что они не кончаются никогда.

B. Иногда мне кажется, что я вижу «свет в конце тоннеля», но потом снова все наваливается и я не успеваю принимать правильные решения.

C. Я стараюсь решать проблемы по мере их поступления и у меня уже выработалась привычка не откладывать их решение на завтра.

D. Когда в моей жизни все идет ровно и гладко – мне становится скучно и я ищу новые сферы применения для своих сил.

7. Какой я коллективист?

A. Я не люблю быть на публике и не выпячиваю свое мнение. Считаю мудрой поговорку: «Молчи – за умного сойдешь».

B. Я считаю, что лучше не спорить с коллективом и не противопоставлять свое мнение большинству, которое обладает коллективным разумом.

C. Мое мнение часто совпадает с точкой зрения большинства других людей, но я его не всегда афиширую.

D. Практически по всем вопросам – у меня свое особое мнение и я редко когда соглашаюсь с мнением большинства. Я всегда готов высказать и аргументировать свою позицию – если есть такая возможность.

8. Соответствую ли я социальным стандартам?

A. Шоппинг успокаивает нервы и я знаю где можно совершать хорошие покупки за меньшие деньги.

B. В целом мой уровень потребления примерно соответствует среднему, но я хочу достичь более высокого уровня материального благосостояния.

C. Я считаю, что у меня есть все необходимое, чтобы поддерживать свой стиль жизни, а если мне понадобится что-то новое, то я смогу на это заработать.

D. Для меня важнее творить и создавать новое, чем потреблять товары и услуги массового спроса.

Подведем итоги теста:

Если вы чаще выбираете ответы А, то, скорее всего – вы полностью заняты процессом выживания и вам очень трудно выбираться из вашей зоны комфорта. Вы еще не готовы к изменению своей жизни. Старайтесь получать от жизни больше радости и находить новые источники удовольствия, оставаясь в рамках вашего привычного образа жизни.

Если вы чаще выбираете ответы В, то, скорее всего – вы не очень удовлетворены своей жизнью и хотели бы ее изменить, но не знаете – как и от этого вам страшно. Попытайтесь применять те упражнения и практики из этой книги, которые вас заинтересовали и постепенно развивайте вашу готовность к саморазвитию.

Если вы чаще выбираете ответы С, то, скорее всего – вы уже встали на путь саморазвития, но вам не хватает системного понимания в каком направлении менять свою повседневную жизнь. Помогающие практики помогут вам прокачать свои навыки и усилить потенциал, необходимый для полной самореализации.

Если вы чаще выбираете ответы D, то, скорее всего – вы давно и уверенно стоите на пути самореализации и знаете – что вам нужно и как этого достичь. В таком случае – приведенные в этой книге упражнения и практики помогут вам достигать своих целей более короткими путями и повышать эффективность своего саморазвития.

Свою ли жизнь вы проживаете?

Жизнь прожить – не поле перейти.

Русская пословица

Страх смерти заставляет нас не думать о смерти. Но когда смерть совсем рядом, человек поневоле задумывается о своей жизни. И тут оказывается, что человек не того боялся, потому что надо было бояться не своей смерти, а чужой жизни. Точнее говоря – надо было бояться прожить не свою собственную жизнь. Оказывается, что одно из главных предсмертных разочарований звучит так:

"Я сожалею, что у меня не было смелости, чтобы жить жизнью, правильной именно для меня, а не жизнью, которую ожидали от меня другие".

То есть человек жалеет не том, что умирает, а о том, что он прожил не свою собственную жизнь! О таких переживаниях умирающих сообщают нам люди, которые находились рядом с ними в этот период. В частности, об этом написала медсестра Бонни Уэйр в своей книге «Главные сожаления умирающих». Она работала в хосписе, ухаживала за смертельно больными людьми и выслушивала их душевные откровения.


Пять основных признаков того, что вы проживаете не свою собственную жизнь:

1. Вы не реализуете свои Мечты

Человек без Мечты, что птица без крыльев.

Русская поговорка

На мой взгляд, это ключевой критерий. Самореализация, осуществление своих сокровенных замыслов – это и означает прожить свою собственную жизнь. Если у вас Мечты в этой жизни заменены конкретными целями, даже очень осмысленными и благими – скорее всего, вы просто еще не готовы к самореализации. То есть – вы откладываете свою жизнь на потом.

Конечно, у вас есть масса оправданий – почему вы не осуществляете свои Мечты. Конечно, вы очень серьезный человек и вам сейчас точно не до того, чтобы претворять в жизнь какие-то свои детские или взрослые несерьезные фантазии. Скорее всего – у вас просто и нет никаких возможностей для самореализации, ведь вы заняты выживанием. Вам надо найти работу или удержаться на ней, найти или удержать партнера, прокормить нынешних или будущих детей, получить или выплачивать кредит, купить или отремонтировать машину и да, конечно, вам еще нужно заработать денег, чтобы чувствовать себя более уверенно. И, вот, только после того – как вы, наконец, получите повышение на работе, наладите отношения с партнером, выплатите кредит и заработаете определенную сумму денег – вы, конечно же, займетесь самореализацией в полный рост.

А теперь, мысленно, подойдите к одру умирающего человека и напомните ему, что он тоже всю жизнь был занят чем-то таким очень важным, очень нужным, что у него было совсем мало времени на то, чтобы проживать свою собственную, единственную, уникальную жизнь. Как вы думаете – что он вам ответит?

2. Вы всегда примыкаете к большинству

– При всех обстоятельствах лучше держаться вместе с толпой.

– А если имеются две толпы?

– Кричите вместе с той, что побольше.

Чарлз Диккенс

Иностранные слова «комфорт» и «конформизм» звучат похоже, также как заимствованные слова «компания» и «кампания». По-русски можно сказать, что конформисты – это те, кто ценит комфортное примыкание к большинству. Все-таки, с учетом нашего северного климата – в толпе всегда теплее и поэтому кажется, что легче выживать вместе. К тому же дают себя знать архаичные коллективистские традиции: «навалимся всем миром», «на миру и смерть красна» и т. п. Если ты примкнул к большинству, то даже в случае ошибки твоя ответственность будет минимальной, зато в случае выигрыша – ты окажешься в среде победителей.

У многих из нас большие массы людей создают чувство сопричастности и защищенности. Вместе легче отстаивать свои коллективные права и добиваться общего блага. Одна только проблема – в создаваемой своими руками конформистской зоне комфорта невозможно найти свое личное, собственное Предназначение.

Чтобы прожить свою собственную жизнь – нужно выйти из толпы, а заодно и из зоны комфорта. Чтобы узнать – какие планы мироздание имеет лично на вас – надо ему открыться. Чтобы понять – что тебе по-настоящему нужно найти в себе, надо суметь мужественно постоять на экзистенциальном[11] сквозняке.

Зона комфорта, которую мы выстраиваем сами себе, больше всего похожа… именно на зону. Потому что мы чувствуем себя в безопасности и защищенными только в каких-то закрытых, огороженных, желательно герметичных структурах. Нам комфортно быть вдалеке от меняющегося мира, от чужих людей, от непонятных вопросов.

Конец ознакомительного фрагмента.

Текст предоставлен ООО «ЛитРес».

Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.

Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.

Примечания

1

Локус контроля – понятие в психологии, характеризующее свойство личности приписывать свои успехи или неудачи только внутренним либо только внешним факторам. Введено социальным психологом Джулианом Роттером в 1954 году.

2

Виктимность (от лат. victima – жертва) – склонность становиться жертвой преступления. Это устойчивое свойство личности быть жертвой обстоятельств, преступлений чаще чем другие люди или в тех условиях, которые для большинства являются нейтральными.

3

Стимул-Реакция – это действие или состояние, при котором определённый стимул (что-то, что побуждает к действиям или к активной деятельности) автоматически вызывает определённую реакцию. Они действуют целиком и полностью на основе механизма «раздражитель-ответ».

4

Эмпа́тия (греч. ἐν – «в» + греч. πάθος – «страсть», «страдание», «чувство») – осознанное сопереживание текущему эмоциональному состоянию другого человека.

5

Термином интенция в психологии обозначается субъективная направленность на объект, активность сознания субъекта, намерение, лежащее в основе действия.

6

Прокрастина́ция – в психологии склонность к постоянному откладыванию даже важных и срочных дел, приводящая к жизненным проблемам и болезненным психологическим эффектам.

7

ЧСВ – Чувство Собственной Важности (другой вариант – Величия). У Карлоса Кастанеды это осознание превосходства и собственной значимости.

8

Каузальная атрибуция – феномен межличностного восприятия, заключается в интерпретации, приписывании причин действий другого человека.

9

Нейролингвистическое программирование (НЛП, от англ. Neuro-linguistic programming) – псевдонаучный подход к межличностному общению, развитию личности и психотерапии.

10

Треугольник Карпмана (англ. Karpman drama triangle; другое название – «треугольник судьбы») – это психологическая и социальная модель взаимодействия между людьми в трансакционном анализе, впервые описанная Стивеном Карпманом (Stephen Karpman) в 1968 году. Модель описывает три привычные психологические роли (или ролевые игры́), которые люди часто занимают в ситуациях: Роль Жертвы; роль Преследователя (или Злодея), который оказывает давление, принуждает или преследует жертву; Роль Спасителя, который вмешивается, как кажется, из желания помочь ситуации или слабому.

11

Экзистенциали́зм (фр. existentialisme от лат. existentia – существование), также философия существования – направление в философии XX века, акцентирующее своё внимание на уникальности бытия человека.

Вы ознакомились с фрагментом книги.

Для бесплатного чтения открыта только часть текста.

Приобретайте полный текст книги у нашего партнера:

Полная версия книги