banner banner banner
Дорюрикова Русь. Фрагменты забытой истории
Дорюрикова Русь. Фрагменты забытой истории
Оценить:
 Рейтинг: 0

Дорюрикова Русь. Фрагменты забытой истории


Васильевский В. Г. Житие Иоанна Готского/Труды. Том 2, СПб., 1912.

Гадло А. В. Этническая история Северного Кавказа IV-X вв., Л., 1979.

Грот Л. П. Призвание варягов. Норманнская лжетеория и правда о князе Рюрике, М., 2012.

Дмитриева О. О. Историческая память и механизмы её формирования: анализ историографических концепций в отечественной науке/Вестник Челябинского государственного университета. 2015. № 6.

Дьяконов И. М. Предыстория армянского народа. История Армянского нагорья с 1500 по 500 г. до н.э. Хетты, лувийцы, протоармяне, Ереван,1968.

Егоров В. Б. Каганы рода русского, или Подлинная история киевских князей, М., 2012.

Жих М. И. О соотношении «Новгородской» и «Ладожской» версий сказания о призвании варягов в начальном русском летописании/Вестник Альянс-Архео, выпуск 24, 2018.

Заходер Б. Н. Каспийский свод сведений о Восточной Европе. Том II. Булгары, мадьяры, народы Севера, печенеги, русы, славяне – М., 1967 г.

Исакова Л. В. Густав Эверс и его концепция начальной истории Руси. Диссертация на соискание ученой степени кандидата исторических наук, Арзамас, 2018.

Кирпичников А. Н. Боевые топоры/Древнерусское оружие. Выпуск второй: копья, сулицы, боевые топоры, булавы, кистени IX-XIII вв. М.-Л., 1966.

Кирпичников А. Н. Первая столица Руси Старая Ладога/Журнал «Наше наследие», №106, 2013.

Кирсанов Е. В. Город Руссия в отечественной историографии/Вестник Брянского государственного университета, 2018 (1).

Котышев Д. М. «Се буди матерь градомъ руськимъ»: проблема столичного статуса Киева середины XI – начала XII века/Русские древности, 2011.

Мавродин В. В. Образование древнерусского государства, Л., 1945.

Майоров А. А. Историческая память о Великой Моравии и верховская историко-географическая провинция/Вестник Брянского государственного университета, 2016.

Матвеева Г. И. Этнокультурные процессы в Среднем Поволжье в I тысячелетии нашей эры // Культуры Восточной Европы I тысячелетия н.э. Межвузовский сборник статей. Куйбышев, 1986.

Мачинский Д. А. Некоторые предпосылки, движущие силы и исторический контекст сложения русского государства в середине VIII–середине XI в./Труды Государственного Эрмитажа, Т.49, СПб., 2009.

Мельников В. Л. Первоначальные историко-географи-ческие представления древнерусских книжников о странах и народах Запада по данным «Повести временных лет»/Via in tempore. История. Политология, 2018.

Меркулов В. B. Об одном из названий Руси и русских в источниках / Русин, 2006, номер 4 (6).

Мифы «новой хронологии». Материалы конференции на историческом факультете МГУ им. М. В. Ломоносова 21 декабря 1999 г. / Под ред. В. Л. Янина. – М., 2001.

Молчанова А. А. Балтийские славяне и северо-западная Русь в раннем Средневековье. Диссертация на соискание учёной степени кандидата исторических наук. М., 2007.

Морошкин Ф. Л. Историко-критические исследования о руссах и славянах. СПб.,1842.

Назаренко А. В. Была ли столица в Древней Руси? Некоторые сравнительно-исторические и терминологические наблюдения/ Древняя Русь и славяне, 2009.

Назаренко А. В. Имя «Русь» в древнейшей западноевропейской языковой традиции (IX-XII века)/ Древняя Русь на международных путях: Междисциплинарные очерки культурных, торговых, политических связей IX-XII вв. – М., 2001.

Никольский Н. К. Повесть временных лет, как источник для истории начального периода русской письменности и культуры: К вопросу о древнейшем русском летописании / Н. К. Никольский. – Л., 1930.

Носов Е. Н. Современные данные по варяжской проблеме/Stratum plus. Археология и культурная антропология, СПб., 1999.

Носовский Г. В. Фоменко А. Т. Царь славян, СПб., 2007.

Петров Н. И. Могилы превысокие: языческие курганы племенной аристократии Северо-Западной Руси VIII-XI – Budapest: Open Society Institute; Praha:1999.

Повесть временных лет. М.; 2011.

Скрынников Р. Г. Образование норманнских княжеств на территории России в IX в./История Российская. IX-XVII вв. – М., 1997.

Славяне и Русь: Проблемы и идеи: Концепции, рождённые трёхвековой полемикой, в христоматийном изложении/Сост. А. Г. Кузьмин. – М., 1999.

Тихомиров М. Н. Русское летописание. М., 1979.

Томсинский С. В. Ленинградский неонорманизм: истоки и итоги / Stratum plus. Археология и культурная антропология. Вып. 5, 2014.

Третьяков П. Н. Расселение древнерусских племён по археологическим данным. СА (№ 4), 1937.

Трубачёв О. Н. INDOARICA в Северном Причерноморье. Источники. Интерпретация. Реконструкция/ Вопросы языкознания, Вып. 2, М., 1981.

Федотова П. И. Где находилась Русь Аскольда и Дира/Свободная мысль, №3 (1675), 2019.

Фогель А. С. Статус Древней Руси в системе представлений византийской империи и его эволюция в IX-X вв./ Вестник Самарского государственного университета, 2008.

Цветков С. Э. Две Руси, две династии/Русская земля. Между язычеством и христианством. От князя Игоря до его сына Святослава. М., 2016.

Шамбаров В. Е. Войны языческой Руси. М., 2010. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона, СПб., 1890–1907.

Повесть временных лет как первоисточник начальной истории Руси

О проблеме достоверности русских (и не только) летописей известно давно, и не писал о ней только ленивый. А первопроходцем, подвергнувшим тщательному критическому анализу древние русские летописи, считается академик Шахматов.

Повесть временных лет, сокращённо ПВЛ, является основным древнейшим памятником русского летописания, наиболее ранний из дошедших до настоящего времени древнерусских летописных сводов начала XII века. Она известна по нескольким редакциям и спискам с отклонениями в текстах, внесёнными переписчиками.

Как писал А. А. Шахматов, «Повестью временных лет» принято называть древнейшую часть летописных сводов, дошедших до нас в списках Лаврентьевском, Радзивиловском, Московско-Академическом, утраченном Троицком, Ипатьевском, Хлебниковском и еще трех позднейших, восходящих к Хлебниковскому списку [Шахматов, 2001].

По мнению А. А. Шахматова, из трех списков, сохранивших запись игумена Сильвестра, Лаврентьевский список должен быть признан наиболее близким к первоначальному виду и вместе с тем и наиболее исправным. Поэтому исследование текста ПВЛ должно исходить из Лаврентьевского списка. Кроме того, А. А. Шахматов отмечает, что Ипатьевский список во многих случаях представляет лучшее и более древнее чтение, но, во-первых, он является, несомненно, списком Киево-Печерской редакции, а во-вторых, уступает Лаврентьевской и в древности (по времени написания это последняя четверть XIV века), и в исправности [Там же].

Несмотря на то, что некоторые его выводы призваны ошибочными, царский академик сделал большой вклад в систематизацию анализа древнерусских летописей. Однако опубликованный текст Повести временных лет, который сейчас может прочитать любой желающий с доступом в интернет, может вызвать одни лишь вопросы. То же самое справедливо для практически другой летописи, однако, подробные работы, посвященные разбору, критике, вскрытию иного смысла в древних текстах выходили очень ограниченным тиражом и остались полностью неизвестными широкому кругу читателей.

Помимо смыслового анализа летописей, по-прежнему актуальна в той или иной степени проблема летописной хронологии. И если основные достижения в области древнерусской хронологии зафиксированы в учебных пособиях, обобщены в некоторых историографических обзорах, то гораздо меньше внимания уделяется нерешенным проблемам науки об истории систем летоисчисления на Руси.

Поэтому иногда создается впечатление, что она уже полностью или почти полностью решила стоявшие перед ней задачи. Это довольно опасное заблуждение. На современном уровне развития древнерусской хронологии перед ней стоит, пожалуй, больше задач и вопросов, чем было решено на всех предшествующих стадиях развития, не смотря на работы выдающихся советских ученых, например, эталонных трудов Бережкова [Бережков, 1963] и Черепнина [Черепнин, 1944].

До них также выходил ряд исследований [например, Срезневский, 1903; Степанов, 1909] которые не привлекают в наше время должного внимания. При всей важности своей работы Бережков, однако, «не коснулся Повести временных лет, полагая, что в ней представлен один мартовский стиль. Не затронул автор и вопроса о разных космических эрах. Его чрезвычайно ценные наблюдения, касающиеся хронологии, необходимо согласовать с историей текста, как она прослеживается по другим данным. Такое согласование поможет уточнить и хронологические выводы. Не всегда автор в должной мере учитывал и то обстоятельство, что в одной статье могут быть соединены известия разных стилей, а распределение по стилям чаще всего связано с местом работы летописца или его «школой» [Кузьмин, 1977, с. 223].

Между тем, этот аспект также важен в части подтверждения тех или иных фактов и событий, а помимо этого «давно замечено, что текст Повести временных лет за последние годы XI и начало XII столетий перебивается вставками и дублированием одних и тех же известий. Однако этот факт не нашел пока удовлетворительного объяснения, а указания на разные источники недостаточны» [Там же, с. 228]. А ведь указанный период напрямую относится ко времени возникновения знаменитой «варяжской легенды».

Весьма мала вероятность того, что в распоряжении исследователей когда-нибудь окажутся источники, позволяющие установить точные даты рождения и смерти русских князей, предшественников Святослава и его самого. «Те же, что предложены создателем Повести временных лет, не вызывают сомнений разве что у составителей справочников по хронологии и генеалогии, которые охотно пользуются ими без всяких указаний на условность летописных датировок. Научно доказанное применение летописцами разных стилей и систем летоисчисления создает иллюзию почти безошибочного датирования событий в Повести.