banner banner banner
Мои газетные строки
Мои газетные строки
Оценить:
 Рейтинг: 0

Мои газетные строки


Звучит призыв секретаря райкома партии П. Дубатовкина:

– К борьбе за дело Ленина будьте готовы!

– Всегда готовы! – дружно отвечают сто тридцать красногалстучных ребят.

Шефы преподнесли пионерам отрядные знамёна, алые косынки, значки.

Широко отмечался праздник в лискинских сёлах. Жители Колыбелки с красными флагами и плакатами собрались в день праздника в народном доме, затем направились на площадь к могилам борцов революции, где провели митинг в память погибших товарищей.

Празднество продолжалолсь весь день. Вечером колыбельцы посмотрели спектакль А.В.Шестакова «Коммуна», в ходе исполнения которого пелись народные песни, высмеивались церковники и их прислужники.

В Пуховском сельском Совете праздник открыли торжественным заседанием, на котором присутствовали представители Лискинского райисполкома. Гости проанализировали работу сельского Совета, сделали обзор международного положения страны, ответили на интересующие вопросы. Затем присутствующие – крестьяне, школьники, рабочие железнодорожной станции, маслозавода – пришли к месту захоронения трёх жителей села, погибших от рук белогвардейцев, почтили их память.

«Ленинское знамя» (г. Лиски), 7.11.1974 г.

Отдав «долг» родине, – три года работы по месту распределения по окончании вуза – я с женой и маленьким сыном возвратился в Воронеж, где имел небольшую жилплощадь, где проживала мама. (Несколько моих сокурсников, прибывших на учёбу из районов области, по окончании института город не покинули, а значит, и не испытали мытарства и нервотрёпки с пропиской).

Учительской работы нет, устраиваюсь слесарем в радиозавод. Благо, что специальность эту получил ещё до учёбы в ВГПИ на заводе «Тяжмехпресс».

…О том «ученическом» времени на «ТМП», считаю уместным привести здесь короткую публикацию в «Коммуне», (2.11. 1967 г.).

По заводскому гудку

«Мы не хныкали»

Детство кончается быстро. У меня – с получением свидетельства об окончании семилетней школы.

Шумный большой город. Я студент строительного техникума, а через год – ученик слесаря в сборочном цехе завода тяжёлых механических прессов. Это даже не цех, а участок сборки первых образцов К-265.

Нашему начальнику Ивану Тихоновичу Щеголеватых 26, а мастеру и того меньше. Учились друг у друга, домой не ходили сутками, питались всухомятку, ночевали в инструменталке. Но не унывали. Мы были молоды, жизнерадостны.

За месяц собрали станину в 20 тонн и чуть не своими руками устанавливали её на испытательный стенд: мостовой кран поднимал лишь пятнадцать.

И сколько было искренней радости, когда пресс был собран, когда коленчатый вал медленно потащил за собой ползун. Я стоял вместе со всеми, вытирал ветошью руки и радовался нашему общему успеху.

Мы росли вместе с заводом. Сейчас он не узнаваем. Коллектив борется за высокую культуру производства. В сборочном цехе сотни рабочих. И в конце каждого месяца проходят испытания не одного собранного пресса, и какой мощности! Но мне памятен тот, первый, у которого я стоял мальчишкой, тот, с которого началась моя трудовая биография.

…И вот я снова слесарь. Продолжаю писать заметки в заводскую многотиражку под названием «Волна».

Ребятам надо помочь

Молодых ребят от шестнадцати до девятнадцати лет на участке И.А.Прокофьева около десятка.

По мнению Ивана Афанасьевича, их мастера, у всех у них пока ещё в голове ветерок. Произносит он это беззлобно, с улыбкой, понимая, что срывы у молодёжи в таком возрасте почти закономерны.

Определение на всех одно. Но какие они все разные, каждый со своим характером, взглядами на жизнь, на работу, на будущее!

Рядом со мной работают двое молодых: Анатолий Семыкин и Виктор Алексеев. Оба слесари. Школу Толик Семыкин не окончил. В школе считался средним. Любил, как и его ровесники, лыжи, футбол. Восьми классов, считал, на первый случай достаточно. Книги, школьные звонки, домашние задания, повторяющиеся ежедневно, надоели. Захотелось чего-то нового, интересного. Большого выбора не было, оказался на нашем заводе.

Сейчас ему девятнадцать. Три из них провёл за верстаком в рабочем коллективе, три самостоятельных года, наполненных цеховыми радостями и огорчениями. И за это время он так и не полюбил своей профессии. Причины разные. Во-первых, пошёл на первую предложенную работу, имея о ней самое смутное представление. Затем шесть месяцев обучения в заводском учебно-производственном участке. Шесть месяцев изо дня в день лекции, производственная практика. Наконец, присвоен разряд, работа в бригаде. Теперь выполняет работу индивидуально.

– А не было ли с вами, учениками, бесед об увлекательной работе металлиста, о любви к своей профессии? – интересуюсь я.

Толик морщит лоб и ничего подобного не припоминает.

Как часто мы это упускаем из виду! Стараемся в первую очередь дать производственные навыки, научить читать чертежи, правильно пользоваться инструментом и забываем о самом главном, о необходимости привить любовь к своему делу, гордость за него. Как-то не доходят руки, почему-то не считаем это важным!

А Толику в последнее время грезится шофёрская баранка.

Почему? Определенно ответить он и сам не может. Только сесть за руль автомобиля – его ближайшая мечта. Права на вождение он имеет, выучился в ДОСААФ. Решил даже просить перевести в транспортный цех. Но, то ли помешал невыполненный в то время месячный план, то ли просто нежелание отпускать своего рабочего, только не понял начальник цеха №38 т. Дюпин этого увлечения, не выслушал внимательно просьбу. Отказал – и всё. А ведь Анатолий мечтает стать инженером-автомобилистом. Хотя среднюю школу не закончил, а мечтает.

Скажете, опять «завихрения» в голове у парня – и только! А, может, мечта выведет его на столбовую дорогу жизни!

Конечно, сначала надо закончить школу. И сейчас Анатолий ещё колеблется: возобновлять учебу или повременить.

Парню девятнадцать. Собственно, и не очень много. Сейчас, как никогда, ему требуется добрый и умный совет старших товарищей. Нам не должно быть безразлично, как он и его сверстники преодолевают первые трудности, как разбираются в «путанице» жизни.

Соседские справа тиски – Вити Алексеева. Худенький шестнадцатилетний подросток, тот самый, который совсем недавно сделал почти полумесячный прогул.

Наблюдаю за их работой. Вот мастер принёс им заготовки – прямоугольной формы планки. Работа с виду несложная. Но простота эта кажущаяся.

Попыхивает папиросой Анатолий, под руками мелькают ящики верстака – ищет штангенциркуль. Виктор, наоборот, медлителен, долго рассматривает заготовки, пробует пальцем заусенцы и не спеша вытирает смазку.

В цехе он, пожалуй, самый молодой – шестнадцать лет. Слесарную работу любит. Старается постичь тайны слесарного мастерства, но удаётся не всегда: опыта маловато.

– Чтобы сравняться с другими, ему надо поработать года три, не менее, – говорит Иван Афанасьевич.

А о том прогуле Виктор рассказывает с неохотой. Работа в первое время была неинтересной. Да и в цехе скучно, непривычно. В школе занимался акробатикой, стрельбой, а здесь ничего такого нет (!).

– Ещё весной, – продолжает он, – пригласили привести в порядок заводской тир. Записали в стрелковый кружок, и на том дело закончилось: сказали, что нет винтовок.

Вот и решил мальчишка разнообразить жизнь вне завода. Беседовали с родителями. Больше подобного не повторялось. Теперь он учится в заводской вечерней школе. Читает книги, посещает кино.

Кино, танцы любит и Анатолий. Каждый вечер он думает, чем занять свободное время.

Беседую с ребятами о культмассовой работе в цехе, о комсомольских делах. Анатолий держит себя свободнее и с охотой отвечает на мои вопросы. На культмассовиков он в обиде, потому что за три года ни на один торжественный или молодёжный вечер ему не дали пригласительного билета. А комсомол? – Платит членские взносы. Фамилии комсорга не знает.

– Звать Володей. Вроде работает токарем.

Виктор не комсомолец. Желает ли он поступить в ВЛКСМ, очевидно, никто не поинтересовался.

Вот такие эти двое из десятка ребят. Нельзя о них сказать, что они легко смотрят на жизнь, не думают о будущем, нет. Виктор, например, в семье старший, двое младших в интернате. Приходится помогать родителям. У Анатолия хорошие планы на будущее. Просто они ещё не чувствуют уверенности и твёрдости в своих делах и поступках. Они растут и ищут себя. Помочь им, чтоб рост их был менее болезненным и поиск более успешным – наша обязанность. Помочь ребятам полюбить профессию, помочь им стать культурными людьми – что может быт благороднее!

«Волна» (Радиозавод), 14.09. 1966 г.

Бригада Николая Реброва

Для бригады Николая Реброва эта смена оказалась особенно напряжённой. Весь день на грузовом дворе штабелевали дубы. По несколько штук толстых, тяжёлых стволов укладывали рядом, стягивали тросом и затем автокраном перевозили в медленно выраставший неподалеку штабель.