banner banner banner
Мои газетные строки
Мои газетные строки
Оценить:
 Рейтинг: 0

Мои газетные строки


Те бревна, что были немного в стороне, автокран взять не мог, так как над ними проходили электрические провода. Ждали «Беларусь», чтобы подтащить дубы поближе, но трактора так и не дождались. Стали подтаскивать брёвна вручную. Торопились. И к концу смены работу закончили.

Грузчики разгибали уставшие спины. Они уже положили на плечи ломы, собираясь уходить, как к ним подошёл старший диспетчер Селиверстов.

– Груз прибыл, – просто сказал он.

И этого было достаточно. Поступил груз. Железнодорожный вагон не должен лишнее время простаивать под разгрузкой: завод от этого терпит убытки. Это было ясно каждому, потому-то бригадиру и не пришлось никого просить остаться во вторую смену.

Домой ушли лишь после того, как маневровый паровоз покатил от склада порожний вагон.

В бригаде их семь человек. Младшему, Виктору Брагину, – 24, старшему, Иванову, (дяде Володе, как его все зовут, – 55). Во время работы все трудятся напряженно: бригадир и рядовые грузчики, молодые и старшие по возрасту одинаково старательно выполняют любое задание. Может, только чаще, чем к кому-либо обращаются к дяде Володе: он всегда им помогает советом.

Сам Николай Ребров работает на нашем заводе уже семь лет, но бригадиром – всего полгода и впервые. Много нелестных слов слышал он когда-то о своей будущей бригаде. И первое время на самом деле не всё шло гладко. Не всегда успевали выполнять сменные задания: сказывалась неорганизованность.

Был в бригаде один человек, любил покурить во время работы, продлить обеденный перерыв. И сам не особенно усердствовал, и отрицательно влиял на других.

Уговоры бригадира не помогли. Пришлось обратиться к начальнику цеха, который и перевёл этого грузчика на другую работу. Уместно сказать, что этот рабочий сейчас на хорошем счету, но, главное, бригада Реброва заметно изменилась к лучшему. Бригадир это почувствовал сразу, и сейчас он доволен каждым своим рабочим.

– В нашей работе, – говорит он, – нужны и желание, и трудолюбие, и умение.

И всеми этими качествами члены его бригады обладают. Работают и ночью, и в выходные дни, когда этого требует производство. Приходится иметь дело с самыми различными материалами: песок, уголь, цемент, доски, камень… Они же часто сгружают оборудование, наводят порядок в складских помещениях, загружают контейнеры готовой продукцией.

Обычно рабочий день начинается с планёрки у начальника цеха. А после этого бригадиру приходится планировать непосредственно на рабочем месте. Для каждого старается работу давать разнообразнее (чтобы не надоедала быстро), и соответственно на более сложную – более опытных, на более тяжёлую – более выносливых.

Бригадир исполняет и самую тонкую работу – воспитательную.

Есть в его бригаде т. Непша. Трудолюбивый, физически сильный грузчик. Но нет-нет да и приложится к бутылке. Не раз беседовал с ним, с его женой Николай Ребров. Был у них дома. Но «воспитанник» оказался трудным. Исправится ли он, покажет время, однако бригадир помнит о нём и искренне старается помочь ему.

В совместной работе, в повседневных общих радостях и огорчениях сплотилась дружная, трудолюбивая бригада. Бригадир доволен своими работниками, они довольны бригадиром. Для них он авторитетный старший товарищ. Хлопотливый, немногословный, он сам любит физический труд и не теряет время на «перекуры».

Хорошего мнения о бригаде Реброва и товарищи по цеху. Николай Федорович Черняев, исполняющий сейчас обязанности начальника, так характеризует её: «Ребята в бригаде старательные, никогда не отказываются поработать во внеурочное время. Серьёзных замечаний от администрации не имеют».

Сколько пота пролили люди, сколько пользы принесли нашему коллективу, прежде чем о них сказали эти простые, может быть, суховатые, но верные слова!

«Волна», 28. 09.1966 г.

Завтра – День учителя

Наставница

Много ли можно сделать на уроке за 45 минут? Да ещё в 10 классе?

Много, если учитывается каждая минута, если умеешь держать в руках класс, если этому предшествовала многочасовая подготовка дома. В этом можно убедиться, познакомившись с работой учительницы нашей заводской вечерней школы Маргариты Евгеньевны Сычёвой.

Преподавать рабочей молодёжи она начала в 1961 году. В нынешнем учёбном году она обучает русскому языку и литературе учеников шести 10-х классов.

Десятиклассники… Какие они сегодня? Как учатся? Как с ними работается учителю?

Лучше всего их посмотреть прямо на уроке.

Идёт урок литературы по теме «Образ Катерины в драме «Гроза». Урок труден уже потому, что понять мятущуюся Катерину нелегко, но он сложен и тем, что ученики по объективным причинам к уроку не готовились. Не взяли ни учебников, ни тетрадей…

Как-то учительница выйдет из этого положения? Начали с простого: «Рассказать о детстве Катерины. В какую среду она попала после замужества».

Сначала робкие немногословные ответы, просто реплики с мест. Учительница подбадривает начинающих говорить, умело ставит дополнительные вопросы. Рая Рубцова вполне удовлетворительно отвечает.

Маргарита Евгеньевна радуется. Ведь у Раи в учёбе был большой перерыв, но её настойчивость и помощь учительницы принесли заметные результаты.

А ученики уже думают над новыми более сложными вопросами. Урок идёт в напряжении, но по верному пути. Маргарите Евгеньевне приходится сразу воскрешать в памяти учеников когда-то изучавшийся материал, углублять их понимание пьесы и урезонивать «острословов». Пример тому – ответ Гребенникова. На вопрос: «Какие причины заставили Катерину покончить с собой?» – он отвечает: «Боялась, её громушко убьёт» (!?). Маргарита Евгеньевна серьезна, невозмутимо ждёт верного ответа.

Гребенников хихикает и опускает голову. Через минуту он отвечает, поняв глупость своей выходки.

Так умело было погашено озорство, и класс продолжил работу.

Сделали за урок много, начали с малого, а закончили уяснением новой сложной темы: «Идейное содержание и художественные особенности драмы «Гроза». Последовательно, шаг за шагом, от лёгкого к трудному учительница логично подвела к восприятию таких литературных понятий, как идейный замысел автора, художественные особенности произведения, приёмы писателя в изображении героев.

И в каждом удобном случае Маргарита Евгеньевна старается привести примеры, сравнения в использовании пейзажа Пушкиным и автором «Грозы» Островским, в использовании языковых средств персонажами изучаемого произведения и нами.

Проводится попутно и атеистическая работа (Катерина была верующая). Маргарита Евгеньевна договаривается с учащимися о времени посещения музея с целью просмотра некоторых картин на антирелигиозные темы.

Работы много, времени – в обрез. К тому же приходится урывать его для чересчур словоохотливых учеников (Ященко, Рязанцев). Ребята молоды, ещё не поняли важности и необходимости учёбы, поэтому ленятся, на уроках паясничают. С одним из них впоследствии беседа продолжится (в которой раз!) в учительской. Снова обещания…

Звонок прерывает занятие. Думается, что теперь учащиеся успешно справятся с домашним сочинением по этой непростой, увлекательной драме.

Мы просмотрели лишь один урок. А их у Маргариты Евгеньевны ежедневно до восьми (не исключая и выходные). В эти дни она проводит дополнительные занятия для слабо успевающих по русскому языку.

Не исчисляется ли этими часами учительская работа? Нет, она беспрерывна. В школе учитель учит других, дома учится сам, в отпуске также старается пополнить свой педагогический багаж, пособиями, новинками литературы. Будучи летом в Сочи, Маргарита Евгеньевна не могла не заглянуть в Дом-музей Николая Островского. Приобрела интересную книгу о нём, просмотрела и выписала из книги отзывов высказывания посетителей музея об этом удивительном человеке. И всё накопленное она использует в работе.

Из своего опыта Маргарита Евгеньевна знает, что чем разнообразнее урок, тем учащиеся легче и прочнее усвоят материал, тем больше будет пользы. Поэтому на уроках она охотно использует и звукозаписи, и кинофрагменты, и материал для индивидуального обучения. Все с удовольствием слушали музыку Чайковского, ораторию о Ленине Шебалина, смотрели кинокадры о Н. Островском.

Важным звеном в педагогической деятельности являются внеурочные мероприятия воспитательного характера. В школе до сих пор вспоминают встречу с известными по книгам людьми – разведчицей, летчицей. Никакие высокие слова о героизме не будут иметь такого воздействия на молодежь, как непосредственное общение с живыми героями грозных лет Великой Отечественной войны.

Класс 10-й «Д», в котором Маргарита Евгеньевна является руководителем, посмотрел в театре пьесу «Совесть», а в ближайшее время намечается просмотр кинофильма «По тонкому льду». Разумеется, с последующим обсуждением и домашним сочинением о работе советских чекистов.

Конечно, Маргарита Евгеньевна работает не в одиночку. Рука об руку работают с ней и помогают ей коллеги, учителя-литераторы. Готовят вместе наглядные пособия, чертят схемы, вместе составляют на будущее планы воспитательной работы.

Они учат и учатся сами, посещая уроки друг у друга, встречаются с педагогами из других школ, повышают квалификацию на курсах усовершенствования учителей. Да иначе и быть не может. Учителю, может быть, как никому другому, надо постоянно пополнять свои знания, совершенствовать навыки преподавания. Маргарита Евгеньевна это поняла давно, ещё после окончания учительского института. Знаний, полученных там, оказалось недостаточно. Заочно она оканчивает педагогический институт, и когда некоторые учащиеся ссылаются на трудности, Маргарита Евгеньевна соглашается с ними… и рассказывает о трудностях, преодоленных ею. Это лучшее воспитание – воспитание на собственном примере.

Сейчас у Маргариты Евгеньевны 10-е классы. Скоро её подопечные станут выпускниками, и это ко многому обязывает. Особенно большое внимание она уделяет изучению современной советской литературы, чтению художественных произведений: пригодится в будущем! Сейчас десятиклассники готовятся к конференции по книге Пушкина «Друзья и враги Анатолия Русакова». Тема книги современна. Она перекликается с нашей борьбой против нарушителей общественного порядка. Несомненно, конференция послужит делу воспитания наших молодых рабочих.

– Ребята сами много знают, много читают, – говорит Маргарита Евгеньевна. – Но до совершенства ещё далеко. Поэтому так необходимы для них разного рода дополнительные занятия, собрания, консультации.

– Что же главное в работе с «вечерниками»? – интересуюсь я у Маргариты Евгеньевны.

– Особенно необходима индивидуальная работа, важно не пропускать ни одного случая нарушения школьного распорядка и, конечно, держать связь с производством.

Об этом всегда помнит Маргарита Евгеньевна. Она частый гость в цехе №51, потому что около полусотни рабочих этого цеха вечерами садятся за учебники. Вместе с администрацией цеха на месте выясняет причины пропуска занятий отдельными рабочими. У неё есть помощники и среди учащихся. Так, например, комплектовщица Клава Третьякова из цеха №38. Она всегда готова помочь своей учительнице.

Надо сказать о Маргарите Евгеньевне и как о человеке, умеющем убедить молодого рабочего, заставить поверить в свои силы, взяться за учёбу. Так это было с девушками – штамповщицами Зиной Гуляевой и Машей Землянухиной. Боязно им было после долгого перерыва садиться за учёбу. Маргарита Евгеньевна «уговорила» их. И сейчас они учатся наравне с другими, благодарят свою учительницу.