Юрий Плутенко
Сперва женщины и дети. «Титаник»: история высшей доблести и низшей подлости. Роман-пьеса
Посвящается моим дорогим родителям —
моей Маме Валентине Ивановне Плутенко
и моему Папе Виталию Филипповичу Плутенко
Роман-пьеса «Сперва женщины и дети!».
Драма. Москва, Россия.
04.10.2021 – 04.05.2022.
Юрий Плутенко – родился в Москве, выпускник аспирантуры Дипломатической Академии МИД России, кандидат политических наук. Работал журналистом, обозревателем в газетах, агентствах новостей, журналах России, Японии, Китая. С 2008 года работает в международной инвестиционной компании.
“Women and Children First!” novel, theater stage play.
Drama performance. Moscow, Russia.
October 4, 2022 – May 4, 2022.
Yury Plutenko was born in Moscow, graduated from the Diplomatic Academy of the Russian Foreign Affairs Ministry, Ph.D. in Political Science. He worked as journalist and observer in various international mass media, newspapers, news agencies, magazines of Russia, Japan, China. Since 2008 he has been working in the global international investment company.
Рисунок автора Юрия Плутенко с последней фотографии «Титаника», когда лайнер оставляет за кормой юго-западные берега Ирландии после остановки в Квинстауне. Утро 11 апреля 1912 года.
In April 2022 the world marked the 110-th anniversary of the Titanic tragedy. Of the 2,208 passengers and crew members on board from 63 countries 1,496 died on April 15, 1912 in the North Atlantic. 712 people survived the disaster. This theater stage play is about heroism and cowardice, bravery, valor and meanness, heroes, and slobs. The author tried to preserve the true names, age, titles of people of that time who became participants or witnesses of one of the largest shipwrecks in the history of navigation. Author worked with archives, visited Southampton, London and Greenwich. He also used documentary information from the web site https://www.encyclopedia-titanica.org, where Yury Plutenko published several his own articles in 2021. Photos are from Yury Plutenko’s personal archive and taken by the author, drawings are made by Ekaterina Sechenova and the author. Outstanding ocean researcher, the Hero of Russia, Technical Sciences Ph.D. Anatoly Sagalevich provided photos from his archive. All intellectual property rights reserved and copyrights for the publication of the theater stage play and photography belong to the author Yury Plutenko.
© Плутенко Ю.В., 2022
© ООО «Издательство Родина», 2022
ПРЕДИСЛОВИЕ
Роман Юрия Плутенко «Сперва женщины и дети» – эпохальный литературный труд.
Ознакомившись с произведением Юрия Плутенко о гибели «Титаника» и её последствиях, я бы сделал главный вывод: когда большим и важным делом руководят дилетанты, создавшие себе репутацию высоких профессионалов, дело обречено на провал!
Этот вывод следует из изложения романа. Я имею в виду «профессионализм» капитана Смита. Учитывая целую серию предыдущих аварий, его надо было отправить на пенсию или списать по некомпетентности. Однако его поставили на мостик самого лучшего по тем временам корабля в мире. Повествование в романе ведётся от лица конструктора «Титаника» Томаса Эндрюса, чей принцип: всё, что плавает по морю, летает в небе и ездит по земле, требует грамотного и профессионального безопасного обращения! В романе два главных антипода – капитан Смит и конструктор Эндрюс.
Конечно, к причинам столкновения «Титаника» с айсбергом можно отнести и отсутствие биноклей у вперёдсмотрящих, и многие другие факты. Но судно находилось в руках капитана Смита! И только он несёт полную ответственность за безопасность плавания. Ни отсутствие биноклей, ни отсутствие аварийных ракет не является оправданием гибели полутора тысяч жизней.
Автор детальными штрихами на примерах гибели отдельных личностей раскрывает причины этой страшной катастрофы.
Роман, несомненно, очень полезный, читается с огромным интересом и напоминает временами ужасный остросюжетный «thriller» (триллер)!
В романе показана оборотная сторона одного из самых крупных и известных кораблекрушений в истории мореплавания. Раскрыты основные причины гибели «Титаника», интересно рассказано о многочисленных судьбах людей, плывших на лайнере, и каждая из которых достойна написания отдельного романа.
Катастрофа лайнера масштабно и ярко описывается в романе автором в рассказах её непосредственных участников, выживших и погибших, пассажиров и членов экипажа, богачей и миллионерш, бедняков и эмигрантов, офицеров и кочегаров, радистов и музыкантов, всех тех, кто был на борту печально известного парохода, а также тех, кто спасал и участвовал в трагических событиях той ночи.
Обращает на себя внимание поведение пассажиров, строго соблюдавших указание «сперва женщины и дети» при посадке в шлюпки. Даже самые богатые люди проявляли благородство и готовы были погибнуть, уступая дорогу в шлюпку женщинам и детям.
Отдельные штрихи произошедшей катастрофы, изложенные автором в тексте, не являются окончательными выводами произошедшего. Они дают читателю пищу для размышлений и анализа приведённых фактов. Я считаю, что это очень важная и сильная сторона этого романа.
Я имею большой опыт проведения работ в открытом океане как начальник экспедиций, руководитель глубоководных операций с обитаемыми аппаратами, как пилот глубоководных обитаемых аппаратов «Пайсис VII» и «Пайсис XI» (рабочая глубина 2000 м) и «Мир-1» и «Мир-2» (6000 м). Моё общее пребывание в океане составляет более 18 лет, подводный «налёт» – более 4000 часов. В моей практике не было ни одной аварии. И этим мы обязаны высокому профессионализму всех участников операций: и подводников, и матросов, и штурманов, и, конечно, капитана судна. Только такой подход обеспечивает безопасность плавания и любых операций в океане.
Как следует из изложенного материала, даже руководство судна наслаждалось круизом и совершенно забыло о безопасности. Красота, роскошь, размеры и величественность «Титаника» затмили мышление людей, заставили их забыть об опасности, которая может произойти в океане в любой момент, тем более в обстановке наличия большого количества айсбергов, о чём предупреждали радиограммы с других судов, находившихся в районе следования «Титаника». И совершенно недопустимо в таких условиях устраивать «олимпийскую» гонку с целью установления рекорда перехода через Атлантику. Это можно назвать ребячеством, а скорее – погоней за дешёвой популярностью.
Автором собран уникальный материал, который впервые излагается и представлен как единое литературное творение.
Несомненно, это произведение должно стать достоянием широкого круга читателей.
Публикация этого произведения позволит многим людям переосмыслить своё отношение к окружающему миру, по-новому оценить всё, что мы имеем и чем мы пользуемся для удовлетворения своих потребностей. И главное – во всех делах на первом месте должен стоять высокий профессионализм людей, которые управляют нашим обществом, различными организациями и, конечно, техническими средствами, которые мы используем и в труде, и на отдыхе. Когда дело в руках настоящих профессионалов, человеку ничего не страшно!
С пожеланиями автору больших глубин в творчестве и удачи,
Герой России,
доктор технических наук,
профессор Анатолий Сагалевич
Вступление-предисловие от автора
Благодарите всегда капитанов
Много лет тому назад, в моём далёком счастливом детстве я оказался с родителями в столице Кубы, прекрасном городе Гавана, и пошёл на экскурсию в роскошный музей дворца Капитан-Генералов в самом центре Старой Гаваны. Построенный в стиле колониального барокко, дворец был резиденцией губернаторов испанского королевского двора всех испанских колоний в Новом Свете. Проходя из одного зала в другой, я столкнулся в дверях с парой пожилых американок, которые предложили мне первому пройти в следующий зал. Но я сказал им: «Ladies first» («Сперва леди»), галантно уступая им дорогу. Старушки опешили и остановились, как вкопанные. А стоявший рядом с ними пожилой американец громко засмеялся. Не понимая причину его смеха, я спросил у него, почему он засмеялся. Он, с неподдельным интересом разглядывая меня, мальчишку, спросил, откуда я.
«Из Москвы, из СССР», – гордо ответил я.
Он объяснил, что они из Нью-Йорка, а это его жена, чья родная бабушка выжила в катастрофе «Титаника» много лет тому назад. Внучка выжившей на «Титанике» добавила, что её бабушка редко рассказывала о «Титанике», но к старости стала очень сентиментальной и иногда со слезами вспоминала эту драму в океане. Чаще всего она вспоминала, как офицеры кричали на палубе команду «Сперва женщины и дети!». Благодаря этой команде она оказалась в спасательной шлюпке в ту далёкую страшную ночь. Поэтому эта фраза в их семье приобрела совершенно особое, сакральное, священное значение, ибо она выжила благодаря ей. По словам моей новой знакомой, в сегодняшней Америке эту фразу она не слышала уже много лет и не ожидала, что здесь, в Гаване, она встретит советского мальчишку, который скажет ей эти слова, благодаря которым она смогла появиться на свет.
На меня эта встреча тоже произвела впечатление. Я не мог себе представить, как, казалось бы, обычная вежливая фраза этикета может иметь прямую ассоциацию с самым известным кораблекрушением в истории мореплавания.
А мне та далёкая гаванская встреча подарила это красивое и яркое название моего романа-пьесы, наиболее точно отражающее её содержание.
Бог миловал меня: я много путешествую по России и всему свету, но ни разу не слышал такую команду от экипажа сам. Но каждый раз, когда я возвращаюсь домой, я аплодирую командиру моего воздушного судна за то, что он доставил меня в целости и сохранности, живым и здоровым. Мне очень нравится эта старая добрая традиция аплодировать капитану и экипажу за их работу и заботу.
Благодарите всегда капитанов!
В тексте у персонажей пьесы сохранены их реальные имена и должности.
В пьесе звучит музыка, исполнявшаяся на борту «Титаника»: «Лунная соната» Бетховена, Вагнер, вальс «Осенний сон» (Songe d’Automne), церковные гимны «Ближе, Господь, к Тебе!», «За тех, кто в опасности в море», «Веди меня к Свету», «Вечный Отец», «На утро Воскресения», «Теперь этот день закончился», «Есть зеленый холм далеко», «Сказки Гофмана», Александровский регтайм, мелодия «Машише».
За кораблями Смита следует призрак «Летучего голландца»
Англия, Саутгемптон, 9 апреля 1912 года, 07:30 утра. Четыре огромные трубы «Титаника» доминируют в порту на фоне пейзажа города в течение последних нескольких дней, возвышаясь над крышами портовых сооружений, складов и зданий, видимые из любой точки набережной.
Капитан Бенджамин Стил (главный морской инспектор компании White Star Line), подходя с капитаном Морисом Кларком к причалу № 44 к пришвартованному левым бортом «Титанику» перед его отплытием в первый рейс: «Вы знаете, Морис, сегодня знаменательный день. Мы отправляем в первый рейс новейший лайнер. И на его борту будет завтра много известных персон, уже сейчас такая толпа собралась в порту посмотреть на это чудо света. Сколько фотографов и зевак! Но, если честно, я боюсь отправлять этот корабль в море!»
Капитан Морис Кларк из министерства торговли: «Чем же этот лайнер так плох, и что вас страшит в нём, Бенджамин?»
Капитан Бенджамин Стил: «Лайнер – безупречен и отвечает всем самым жёстким критериям безопасности. Он кажется действительно непотопляемым, как пишет вся пресса. Я не сомневаюсь, что в будущем он станет витриной и эталоном сервиса в нашей компании, о нём будут говорить наши клиенты-пассажиры как о плавучем дворце, а о его заходах в порты разных стран мира будут писать газеты. Но есть, что меня страшит подписывать акт о его сегодняшней инспекции перед завтрашним отплытием».
Капитан Морис Кларк: «Вы меня заинтриговали, Бенджамин! Ваши опасения выглядит диссонансом на фоне всеобщей эйфории и громких заголовков газет об отплытии «Титаника».
Капитан Бенджамин Стил: «У этого безупречного корабля есть одно слабое место, но оно – самое главное».
Капитан Морис Кларк: «Поделитесь же со мной вашими страхами».
Капитан Бенджамин Стил: «Ахиллесова пята «Титаника» – это его капитан Смит».
Капитан Морис Кларк: «Вот как! Капитан Смит считается одним из самых опытных и старейших капитанов вашей компании. Он столько лет провёл вдали от дома в море. У него заслуженная репутация опытного моряка. Сам король Эдуард VII наградил его медалью. Я лично его знаю. Где он вам дорогу перешёл, что Вы его так обидно оцениваете?»
Капитан Бенджамин Стил: «Я вам говорю как человеку, которого уважаю и к которому дружески расположен. У меня нет личных конфликтов с капитаном Смитом. Мною движут только интересы дела и мои профессиональные обязанности. Я действительно боюсь отпускать в море этот совершенный корабль с этим капитаном и ставить сегодня мою подпись на инспекционном акте перед рейсом».
Капитан Морис Кларк: «Спасибо, Бенджамин. Я тоже к Вам дружески отношусь. Но какие у Вас есть конкретные замечания к капитану Смиту?»
Капитан Бенджамин Стил: «Вспомните его морскую карьеру. Капитан Смит действует как магнит, притягивающий беды и мели, пожары и аварии. Ведь на всех шести лайнерах компании White Star Line, где он был капитаном, происходили ЧП. Вы говорите, что у него репутация многоопытного моряка. Да его имя стало известным из-за постоянных аварий его кораблей! Катастрофы поднимают тираж газет и будят публику.
Над всеми кораблями компании White Star Line, где он – капитан, витает призрак катастрофы. Если байки моряков про призрак «Летучего голландца» верны, то за капитаном Смитом «Летучий голландец» следует неотступно.
В 1889 году он посадил на мель «Репаблик». А уже через год, в 1890, он посадил на мель «Коптик» в порту Рио-де-Жанейро. В 1904 году на его пароходе «Маджестик» произошёл сильнейший пожар. В 1906 году в порту Ливерпуля пожар возник на борту «Балтик», где капитаном был Смит. Три года тому назад, в 1909 году, Смит снова «успешно» посадил на мель свой корабль «Адриатик». А менее года тому назад, в сентябре 1911 года, он командовал лайнером «Олимпик», когда по его вине произошло столкновение «Олимпика» с крейсером HMS Hawke. Разве этого мало? Мы наняли лучших адвокатов, чтобы избежать штрафов и огромных расходов на ремонт крейсера после иска военного адмиралтейства к компании White Star Line. Но это нас не спасло. Вина капитана Смита была полностью подтверждена в суде, несмотря на все усилия адвокатов. Я вообще не понимаю, почему он до сих пор на службе в море! Любого другого капитана за аварию отправили бы под суд или по крайней мере понизили в должности, а с него словно вода с гуся! Его всегда прикрывают. Как Вы можете мне это объяснить? Вот и теперь дали под его командование новенький, великолепный корабль. А я бы не доверил Смиту не только «Титаник» с более чем 2 200 человеческими душами, но даже чёрный лондонский кэб такси!»
Капитан Морис Кларк: «Аварии и катастрофы – это одно. А то, что ему благоволит ваш шеф, владелец, председатель и директор-распорядитель компании White Star Line Брюс Исмей – это другое. Кому, как не вам, знать, что для Исмея вопросы соблюдения мер безопасности плавания в его иерархии приоритетов менее значимы, чем вопросы роскоши, лоска и богатого убранства апартаментов, салонов и кают первого класса для богатых пассажиров? Вы слышали, как называют «Титаник» в прессе и в Саутгемптоне? Эксклюзивный лайнер для миллионеров! Знаете, какую рекомендацию Исмей написал проектировщикам строительства «Титаника» после того, как он вернулся из Америки в Англию на борту «Океаника»?
Капитан Бенджамин Стил: «Интересно знать. Какую же?»
Капитан Морис Кларк: «Исмей приказал в ваннах кают пассажиров 1 класса непременно повесить полочки для гаванских сигар. Вероятно, какой-то миллионер курил в ванной во время рейса и пожаловался Исмею, что там неудобно курить. Вот полочки для сигар и добавили в ванны кают миллионеров на «Титанике». Это звучит очень смешно. А ещё он порекомендовал в камбузе «Титаника» поставить электрическую машинку по чистке картофеля. А вот то, что для размещения апартаментов миллионеров и расширения прогулочной палубы он приказал сократить количество спасательных шлюпок «Титаника» с 48 до 16 – это действительно серьёзно. Причем он и больше бы сократил, если бы только не наши регламенты министерства по их минимальному количеству – 16. Смит – это капитан миллионеров. Его ценят в компании за аристократические манеры, умение вести светскую беседу с влиятельными людьми, за то, что он понимает толк в сигарах. По традиции компании честь командования новым кораблём, отправляющимся в свой первый рейс, всегда предоставляется Смиту».
Капитан Бенджамин Стил: «Я боюсь отправлять этот корабль в море с ним».
Капитан Морис Кларк: «Не валяйте дурака, Бенджамин. «Титаник» выходит в море уже завтра. Вы же не хотите проблем себе, да и вашему шефу Исмею, который тоже будет на его борту? Вы же не отмените его следующие выходные в Нью-Йорке? Ваша подпись – всего лишь формальность. Но могу вас успокоить – это будет последний рейс капитана Смита перед его уходом на пенсию».
Капитан Бенджамин Стил: «Это, конечно, хорошая новость. Но было бы лучше, если бы он вышел на пенсию до этого рейса. «Титаник» выходит в море с ним на борту завтра. А я должен подписать этот акт инспекции сегодня. Поймите меня правильно. Я хочу, чтобы этот лайнер дошёл без аварий и происшествий до Нью-Йорка. Случись с «Титаником» какая-нибудь беда в рейсе, и я ведь могу получить оплеуху»!
Капитан Морис Кларк: «Мы оба отвечаем за инспекцию. Сделаем всё по инструкции, проверим спасательные средства. Идёмте же скорее».
На сцену-палубу выходит главный конструктор «Титаника» Томас Эндрюс: «Кларк и Стил провели инспекцию аварийного снаряжения лайнера. Кларк приказал на время спустить две полные спасательные шлюпки с членами экипажа. Они проверили наличие спасательных жилетов, провизии в шлюпках, водоснабжение и количество угля на борту. И оба подписали заключительный акт, разрешающий выход «Титаника» в море. Но капитан Смит и другие члены экипажа, зная о том, что в носовой части лайнера в угольном бункере пятой котельной по правому борту 2 апреля начался пожар, скрыли это от членов инспекции. Лайнер стоял в порту Саутгемптона до посадки на борт пассажиров, а на его борту уже горел уголь! Команда не могла потушить горевший уголь, и «Титаник» вышел из порта в открытое море с пассажирами и пожаром на борту! Но самое страшное, что он вышел в своё первое и последнее плавание с капитаном Смитом, чья преступная безответственность явилась причиной гибели 1 496 человек, младенцев, детей, женщин, пассажиров, членов экипажа и моего замечательного корабля, с которым и я ушёл в океанскую пучину.
Поскольку команда не могла потушить пожар и в открытом море, капитан Смит приказал перегрузить часть угля из горящего бункера на левый борт и наглухо задраить аварийный бункер, чтобы ограничить доступ кислорода. В результате «Титаник» получил крен на левый борт, а уголь тлел на протяжении 4 дней нашего рейса. Этот крен «Титаника» на левый борт был заметен пассажирам, особенно находящимся в кают-компании. Они видели в иллюминаторы, что с левой стороны всё время видно горизонт и море, а с правой стороны только небо. Шеф-интендант пытался скрыть пожар на борту от пассажиров, говоря, что с левой стороны было больше израсходовано угля. Это повлияло и на спасение людей после столкновения с айсбергом: между бортом и висящими шлюпками возник большой промежуток, что замедляло посадку в шлюпки. Женщины боялись переступать с палубы «Титаника» в шлюпки из-за этого, и их приходилось даже бросать или подавать в креслах. Окончательно уголь потух лишь утром 13 апреля, всего за сутки до столкновения корабля с айсбергом. Не исключено, что высокая температура горящего угля в течение долгого времени оказала негативное влияние на крепость металла правого борта, когда «Титаник» врезался ночью 14 апреля в злосчастный айсберг, погубивший его».
Англия, Саутгемптон, 10 апреля 1912 года, 08:00 утра.
Утреннее совещание на капитанском мостике «Титаника»: капитан Эдвард Смит, старший помощник Генри Уайлд, первый помощник капитана Уильям Мёрдок, второй помощник капитана Чарльз Лайтоллер, третий офицер Герберт Питман, четвертый офицер Джозеф Боксхолл, пятый офицер Гарольд Лоу, шестой офицер Джеймс Пол Муди.
Капитан Эдвард Джон Смит (62 года): «Офицеры, уже скоро отплытие. Сегодня – исторический день, и я рад, что поведу этот великолепный корабль в океан в его первый рейс. Наш «Титаник» – это гордость нашей компании, и я уверен, у нашего корабля впереди большая и славная судьба под флагом White Star Line. Он будет долгие годы визитной карточкой компании, как лайнер, представляющий самый высший уровень сервиса и комфорта для самых требовательных и взыскательных пассажиров во всех морях и океанах. «Титаник» – это настоящее чудо техники и самый лучший образец британского кораблестроения! В нём соединены, с одной стороны, самые передовые технологии судостроения, а с другой стороны, – это настоящий плавающий дворец. В «Титанике» всё впечатляет и потрясает, всё великолепно и совершенно: его имя, колоссальные размеры, технические характеристики, скорость, роскошь салонов и кают, красота и, само собой разумеется, его безопасность! «Титаник» – непотопляемый корабль, каких ещё никогда не создавала ни одна страна мира. Его создатели построили невиданный ранее корабль, которым ныне восторгаются все: судовладельцы, инженеры, корабелы, эксперты, моряки, газетчики и, самое главное, наши пассажиры. О его сегодняшнем отплытии пишут все газеты. Очень редко судьба была так благосклонна другому кораблю. Его фото и репортажи о нём украшают первые полосы газет сегодня. «Титаник» – действительно особая история! Не сомневаюсь, что и в Нью-Йорке менее чем через неделю нас будет встречать не меньшее количество газетчиков под вспышки их многочисленных фотокамер. На борту под моим командованием самые лучшие офицеры нашего пассажирского флота. А наши пассажиры – очень известные и влиятельные люди, чьи имена пестрят в заголовках об отплытии «Титаника». Наш первейший долг – сделать их пребывание на борту «Титаника» во время плавания через Атлантический океан максимально приятным, комфортным и удобным. Поэтому я обращаюсь к вам: проинструктируйте должным образом всех ваших подчинённых, чтобы пассажиры первого класса были довольны абсолютно всем. Поскольку многие из экипажа лайнера приступили к своим обязанностям на «Титанике» несколько дней тому назад, проследите, чтобы всё было на высочайшем уровне. С такой газетной шумихой вокруг отплытия мы не имеем права уронить сервис и качество обслуживания. Всё должно быть по наивысшему разряду. Я не потерплю никаких опозданий завтраков, обедов и ужинов. Чистота салонов, апартаментов и кают первого класса должна быть на безукоризненном уровне. При наличии малейших проблем, будь то качество или свежесть продуктов для завтрака, докладывать мне немедленно. А теперь занимайте свои места и приступайте к службе, согласно вашему штатному предписанию. Какие есть вопросы?»
Первый помощник капитана Уильям Мёрдок: «Если позволите, сэр, у меня есть вопрос!»
Капитан Эдвард Смит: «Пожалуйста, Мёрдок, говорите».
Первый помощник капитана Уильям Мёрдок: «В пятой котельной по правому борту уголь продолжает гореть, несмотря на все наши попытки его потушить».
Капитан Эдвард Смит: «Я приказываю перегрузить часть угля из горящего бункера на левый борт и наглухо задраить аварийный бункер, чтобы прекратить доступ кислорода».
Первый помощник капитана Уильям Мёрдок: «Будет сделано, капитан! Но Морской Устав запрещает выход в море корабля, тем более с пассажирами, если на борту пожар. Вы это хорошо знаете, сэр. На двух кораблях под вашим командованием уже происходили пожары. А у нас отплытие назначено в 12:00, всего через четыре часа».
Капитан Эдвард Смит: «Ерунда, Мёрдок. Это не пожар, а всего лишь возгорание. Мы скоро отправляемся. Выполняйте приказание!»
Первый помощник капитана Уильям Мёрдок: «Есть, сэр!»