Германия как проект США никогда не будет жить правдой, не переняв пример ГДР, за мохнатой рукой с мягкой шерстью ее руководства прячутся когти все того же диавола, адептом которого был Гитлер. А русские никогда не будут жить диаволом. Мы представители разных миров и царств. Не партнеры, а противники на подсознательном мировоззренческом уровне с исторических времен.
Об этом нельзя забывать. У нас нет своей дорожной карты. Оттого так хреново и обреченно живем. У любого самоорганизованного народа таковая имеется. Примером тому евреи – снимем шляпу перед ними. Пусть шляпы ныне не в моде. Они живут не по моде, а сами по себе. И это дорогого стоит.
Хазарские купцы выбирали тот способ на пути к господству, в котором достигали своих целей. Окружение императора Романа I Лакапина как раз просчитывало вероятные угрозы в своей внутренней политике по мере усиления различных внешних вызовов и пыталось на них реагировать в соответствии со своей дорожной картой. Хазарская община разрасталась, имела свою автономию от местных властей, накапливала богатства, не делясь с казной, не спеша вливаться в ромейское общество, оберегая свою идентичность и самоуправление.
Несмотря на профессиональное мнение историка В.Е. Шамбарова, положительно оценивающего правление представителя армянской царствующей династии, можно склониться к тому, что Роман Лакапин был еще тот самодур. Его внутренняя политика привела к обострению отношений с Хазарией, такой же империей, владевшей многими землями и народами и управляемой монархом, равным ромейскому царю. Хазарский каган Иосиф в ответ на притеснения хазар и разрушение синагог разрушил храмы, убил священников[20], расправился с ромейской общиной, причем жестоко, уничтожив «многих необрезанных»[21], что вызвало гнев императора, вылившийся в локальные столкновения на религиозной почве.
Словом – столкнулись два самодостаточных правителя; кто из них круче, следует крепко подумать. Ромейский убоялся идти на хазарского, увеличил закупки зерна и прочих припасов на случай войны, дал печенегам отмашку не чинить препятствий его торгу с Киевом. От похода на Хазарию для спасения своей общины уклонился, избрал привычный для ромеев вариант склонить киевского князя Олега (уже не Вещего) померяться силами с хазарами. Для заключения военного союза в Киев прибыли императорские послы, убеждали принять их предложение, вручили богатые дары и обещали свою военную поддержку.
Князь не спросил себя, почему ромеи, находясь в ссоре, сами воевать Итиль не хотят, подставляют его. Может, и спросил бы, значения не придал, поскольку хазары находились еще в большей ссоре с самой Русью из-за постоянных набегов за полонами.
Князь собрал совет воевод, на котором объявил:
– Пойду на хазар. По прямой до Итиля недалече. Силами киевской дружины и воев из городов победу справим, ромеи вместе с нами пойдут.
Против похода выступил настоятель киевского святилища Православ – волхв по обычаям славяно-русов благословлял дружину на военные походы.
Здесь следует дать историческую справку о его появлении на совете. Ни одна держава не жила без своего духовного сопровождения. На Руси таким сопровождением до смены прежней духовности были волхвы, как носители знаний о законе и обычае, в соответствии с которыми выстраивался наряд и образ жизни славяно-русов. В городе Асконе на острове Рюген в Балтийском море располагалось святилище Верховного бога Святовита, наиболее точно отражающего его космическую сущность даже на современном русском языке – белый свет, в современной научной транскрипции – эфир. Из-за постоянного давления готов (германцев) островитяне вместе с жителями прибалтийского побережья в поисках более безопасной земли для проживания их родов отошли на восток, осели на реке, известной как Волхов, поставили новый город вместо Асконы, вошедший в историю как Великий Новгород.
Историки почему-то умалчивают о том, что покидая под давлением германцев балтийское побережье и остров Рюген, славяно-русы не могли бросить святилище Верховного бога Святовита, его сборники летописей, предметы культа. Безусловно, что-то досталось Ватикану, но основное привезено в Новгород и испеплено во времена войны с Законом и обычаем славяно-русов или выкрадено.
Есть разные версии о происхождении Волхова, Новгорода и новгородской земли, называемой в летописи Русской. Для закрепления именно этих имен нужен существенный исторический повод и исторические события, каковым и стало постепенное переселение большого народа, почитавшего Верховного бога Святовита и отвечавшего за содержание и сбережение его главного святилища на острове Рюген, народа известного как руны, руги, русы, росы. До их прихода эта земля называлась словенской, поскольку на ней обитали славяне – словене со своим княжением.
Вслед за ними пришел Рюрик с варяжской дружиной. Всех прибывших вместе со словенами летопись называет новгородцами, а землю поселения – Русской[22]. К появлению и происхождению варягов нужно относиться без ревности. Обычные наемники, ничем не отличавшиеся от хазарских наемников – туркмен и других мусульман, составлявших самую боеспособную часть хазарской армии. В сложный период выживания рюгенские русы наняли крещеных варягов в качестве наемной военной силы.
Историк А.В. Гудзь-Марков верно подметил: «Варяги немало послужили Руси в 9-11 вв., но роль их стояла в общем ряду с ролью приглашенных в 9-12 вв. польских и венегреских отрядов, служивших орудием в спорах князей» (Домонгольская Русь в летописных сводах 5-13 вв.).
Туркмены вошли в историю под своим этническим именем. В отличие от них, наемников хазарской армии, варяги впоследствии выступили в качестве духовного сословия, пришедшего на смену волхвов. Они открывали монастыри, участвовали в составлении начальных летописей. Варяги за труды свои праведные отнесли себя к славянам и русам, дав себе сразу три имени: варяги, славяне и русы, чтобы наверняка застолбиться на русской земле в качестве ее основателей, что свидетельствует об их высоком положении в системе киевской власти. Неслучайно одним из основателей русской земли записан варяг Рюрик с братьями, пришедшими на новгородскую землю: «И от тех варягов прозвалась Русская земля».
Однако многочисленным и ведущим народом на этой земле были русы, восстановившие Аскону и Верховное святилище Святовита на новгородской земле. Они дали ей свое название. Православ как раз прошел обучение в их духовном училище, прибыл в Киев из Новгорода. Был молод, муж ратный, посвящен в перуновы воины; крепок, костист, высок – хоть самого поставь в молодую дружину. Киевская дружина такого волхва приняла, к нему прислушивалась.
В жизни люди чаще всего ведут себя, будто спички в коробке: укладываются друг к другу головка к головке, чего не скажешь о Православе. Он не вкладывался в привычную жизнь, сложившуюся при преемнике Вещего Олега: по-иному мыслил, по-иному вел себя, всякую мысль пропускал через себя, прежде чем слово молвить. Как раз на военном совете у него произошел конфликт с Олегом, ожидавшем одобрения молодым волхвом его похода на хазар, – Православ его не одобрил:
– Ты, князь, согласился выступить первым. Император не спешит объявлять хазарам войну. Непознаевши замысла принял его условия. Почнешь войну с хазарами один – Киев недолго потерять. Какая выгода в таком походе? Ромеи сами воевать не хотят, тебя подставляют, убедятся в хазарской силе, бросят и забудут. У нас без хазар есть что ладить. Союзные земли сами собой живут, воевать за императора не пойдут или пойдут без желания. Еси хазары или печенеги на Киев нападут, выхода нет, придут на помощь. Никому не хочется положить животы за ромеев, враждебных не меньше, чем хазары. Пусть они меж собой бранятся, а ты будь в стороне от них. Ныне от хазар угрозы войны нет – занимайся своей землей. Не благословлю твой поход.
По традиции, чтобы участники совета могли определиться в своем мнении, Православ говорил вторым после князя. Его слову участники совета изумились, да и прислушались. На Руси почитали как князя, так и волхва – святителя, как называли по жизни. От его слова зависело, выступит или не выступит дружина в поход. Его слово почиталось за благословение Перуна, защитника русского воинства.
Повторимся: волхвы воспринимались иначе, чем прочие служители, как прошлого, так и настоящего, что нашло отражение в Новом Завете в сообщении о рождении Спасителя, о чем узнали как раз от волхвов; да и в летописном рассказе о смерти Вещего Олега сделана ссылка на предсказания волхвов, совпавшие с ее трагическими обстоятельствами. Это были особые люди, известными им тайными путями получавшие знания из космоса чего ожидать, что нам ныне неведомо.
После выступления Православа участники совета разошлись в решении о походе на хазар. Кто-то поддержал князя, намеревавшегося заключить военный союз с Царьградом на его условиях. Но и Православ не остался в одиночестве: совет склонился не в пользу князя. Выступая супротив воли волхва, князь в случае неудачного похода воспринимался вестником беды, не прислушался к слову вещего человека.
Выслушав совет, Олег отложил заседание для дополнительных переговоров с ромейскими послами, чтобы обсудить возможность менее масштабного участия его дружины в предстоящем походе:
– Совет не дал согласия идти войной на Итиль. Могу воевать хазарские владения на побережье моря, оттуда вместе с императором идти на Итиль.
Для ромеев выгодно участие русов в военных действиях в качестве их зачинателей, что позволяло проверить хазарскую силу и отвлечь Хазарию от своей внутренней религиозной политики. Но посол заерепенился:
– Моему посольству даны другие наставления. Император исходит из оценки твоей силы, считает тебя способным в одиночку одержать победу над хазарами. На твоем месте не звал бы императора на помощь, чтобы оставить всю добычу себе как победителю.
Князю приятна речь посла, будто его мысли читал, только, помня о решении совета, напомнил ему:
– Быти или не быти войне – последнее слово за волхвом и вече. Не соглашусь с решением совета, волхв выйдет на вече. Оно призовет к выходу другого князя. Теде уже не мне решати, а вам.
– Твое предложение нарушает взятые обязательства по оказанию военной помощи в обмен на ежегодную дань. Император может прекратить выплаты.
– Не отказываюсь от военной помощи. В обход вече могу пойти в набег на приморские владения хазар, будто за добычей, захвачу и буду стоять до подхода императора.
Ромей оглядел участников посольства, произнес:
– Не будем усугублять положение князя, уступим союзнику.
Эту уступку Олег посчитал за свою удачу, возобновил заседание совета, сообщил его участникам:
– Окажем ромеям помощь – пойдем в набег на хазарские владения на побережье моря. Мне по силам взять на щит приморские города хазар. Оттуда, еси император пожелает, вместе пойдем войной на Итиль.
Однако Православ и на этот раз князя не поддержал:
– Хазары соберут большую силу, под их рукой многие племена, степняки и союзники. Захватишь их грады – без многочисленных сторожей на стенах не удержать. Расставишь по стенам дружину, останешься без войска.
– Разграблю города и уйду.
– Как же ты уйдешь. Ромеи не согласятся. Пойдешь грабить хазар сам по себе, хазары в свою очередь начнут грабить твои города и сбывать невольников тем же ромеям. Пока хазары избегают войны с нами, самим напрашиваться на их выступление супротив Киева не советую.
Далее между ними произошел спор, в котором князь не уступал Православу, а Православ князю, оба пытались друг друга переубедить:
– Ромеи не останутся в стороне, приплывут по морю на помощь.
– Откажись от похода, пока ромеи не объявят войну хазарам и не начнут ее. Может им твоя помощь не понадобится, одни справятся?
– Ромеи выступят первыми – заберут всю добычу, мне оставят разграбленные грады. Еси хазары соберут многочисленную армию, оставлю их грады, уйду в Киев – зато с богатой добычей.
– И приведешь хазар к его воротам, – продолжил ход его рассуждений Православ.
– Закроемся за стенами, выдержим осаду. – Олег в раздражении обратился к участникам совета: – Уже хазар испугались? Хазары к осаде стен не способны, император не оставит одних, придет на помощь.
Воеводы согласились с князем при условии призыва в поход ополчения, чтобы поднять их на стены захваченных хазарских городов и не распылять дружину.
Православ остался при своем мнении. Ему следовало собрать вече и выразить недоверие князю, однако за неимением опыта молодой волхв не решился обращаться к народу.
Князь заключил с ромеями военный союз на тех условиях, которые согласовал с советом воевод, не приняв во внимание возражения волхва.
Из-за призыва ополчения подготовка к походу затянулась, собирали отовсюду, подучивали ратному делу обычных земледельцев, рыбаков, охотников, ремесленников, хотя и державших оружие в руках, но не имеющих навыков сражения с врагом в пешей рати или утративших их.
С дружиной и ополчением князь совершил набег на придонские и приморские владения хазар, достиг моря, перекрыл сухопутные и морские пути, взял хорошую добычу, захватил Самкерц и другие города, имевшие малочисленные хазарские гарнизоны.
Все шло на удивление успешно, потому как хазары не ожидали нападения киевского князя, которого не считали равной себе угрозой. Болезненной для них оказалась потеря Самкерца, крупного города на море. Историк свидетельствует: «По небрежности местного начальника реба Хашмоная воины внезапно ворвались в город и разграбили его».
Князь ждал появления императора, которому через херсонесского наместника Калокира сообщил о своих победах; радовался добытой победе над хазарами, не догадываясь, что его «взрослые» игры впереди – ромеи не собирались на войну, а хазары готовились все вернуть и наказать князя за разбой.
Весть о захвате Самкерца донеслась до Итиля. Хазарский каган Иосиф посчитал ниже своего достоинства возглавить армию, поручил разобраться с князем управителя области у Керченского пролива Песаха, вошедшего в историю архонтом Боспора и начальником хазарского гарнизона.
Православ находился среди участников похода, во время сражений с Песахом вставал в первую линию дружины. Его шлем возвышался над ратью, вселял дружинникам уверенность в сече. Однако военные действия складывались не в пользу киевлян, хазары возвращали отнятые у них грады. Песах оказался способным воителем. Кочевники печенеги стали большой бедой для неопытных ополченцев.
После очередного тяжелого поражения, нанесенного Песахом, князь оставил свое войско. Его следы теряются в суматохе событий. Мы не последуем за ним, чтобы не оказаться на обочине истории. Его современники терялись в догадках, куда исчез князь. Никто толком не знал, что с ним приключилось. Нет ясности у историков: одни считают, что попал в плен, стал вассалом Песаха, выступил по его требованию против ромеев, отправивших армию для восстановления крымских владений, был ими разбит, бежал к хазарам, от них ушел на Кавказ, где и убит, другие свидетельствуют об уходе князя к моравам и полякам за помощью, откуда не вернулся.
В отсутствии великого князя Православ увел остатки русского войска в Киев. Песах устремился за ним, чтобы по пути разбить или на его плечах войти в город. Однако кочевые орды, бросившиеся грабить местное население, задержали хазарское войско. Русы закрылись в городе, прежде чем Песах появился под его стенами.
Об избиении русов хазарами сообщает Гумилев: «Хазарский царь ответил на удар ударом. Полководец „достопочтимый Песах“ освободил Самкерц, отбросил русов от берегов Азовского моря, вторгся в Крым, взял три греческих города, где „избил мужчин и женщин“, но был остановлен стенами Херсонеса… Затем Песах … подступил к Киеву, опустошил страну…»[23]
По прибытии в Киев Православ отправил гонцов к молодому новгородскому князю Игорю, призывая его с дружиной на великое княжение. О княжении Игоря новгородцы оставили летописную запись: «был храбор и мудр».
Между тем хазары тешились захватить Киев. Изматывали его защитников попытками подняться на стены и требованиями сдать город, обещая иначе пожечь его. Представители влиятельной хазарской общины в условиях безвластья, условий осады и безисходности требовали от тысяцкого сдать Киев в обмен на милости Песаха, обещавшего ему благополучие и безопасность.
Киев тяжело переносил осаду при сосредоточении большого количества беженцев. В отсутствие князя и неопределенности в исходе осады тысяцкий с условиями сдачи Киева Песаху вышел на вече, где объявил:
– Хазарская община встречалась с хазарским воеводой Песахом, что осадил наш град. Угрожает сжечь его, еси не преклоним перед ним колено, не откроем ворота и не примем его царя в свои правители. Обещает не разорять в случае принятия его условий, сохранить меня вашим тысяцким.
По его словам получалось, что сдача града к выгоде киевлян. Однако тысяцкий не учел, что на вече пришли и те, кто сталкивался с хазарами, пережил хазарские набеги и полоны. Они были против сдачи, требовали всю хазарскую общину спустить в темницу, сжечь ее в пожаре вместе со всеми.
Рядом с тысяцким стоял Православ, после его речи обратился к киевлянам со словами:
– Пока хазарская община из града не сбежала, Песах не осмелится без одобрения своего кагана сжечь его. Ему стоять и стоять в ожидании царского слова. Наши гонцы в Новгороде просят князя Игоря прийти в Киев со своей дружиной. Князь посвящен в перуновы воины. Киев не сдадим, будем стоять на стенах, он середа нашей земли, мати русских городов, никак не можем сдать врагу. Его сдача закроет русский торг по Днепру.
Дивлюсь тому, как тысяцкий юродствует. Будто не были поляне в хазарской кабале, будто не знают хазарской неволи, не пополняют их полоны, не платили им дань, пока Вещий Олег не освободил от хазарского ярма! Нет моего благословения сдаче града хазарам, будем стоять на стенах, не пустим хазар! На стенах сторожа в согласии со мной. Иссекут всякого злоумышленника по закону и обычаю, будь то общинник или сам тысяцкий, чья голова и без того ждет вечевой плахи. Впредь выходу за ворота не бывати.
По сути Православ объявил о принятии всей власти в Киеве в свои руки до призыва нового князя. В подтверждение своей решимости вынул меч, висящий на ремне поверх белого одеяния. Тысяцкий от неожиданности сделал шаг в сторону хазарской общины, пришедшей на вече. Волхв оглядел его сверху донизу с явной суровостью, произнес:
– Благословляю на то дружину своим мечом. Впредь зачинать вече по удару вечевого колокола, а не по твоему сговору с общинниками. Всем горожанам и беженцам, способным носить оружие, подняться на стены. Ты, тысяцкий, с радением позаботься об их кормлении, горожанам принять беженцев в свои семьи, ни одной семьи не оставить без нашего догляда. На том зову меня поддержать.
В ответ раздались отдельные голоса:
– Жидов в темницу…
– Гореть им в аду…
– Тысяцкого на плаху! Зовите мечника…
Однако вече поддержало Православа.
Песах возобновил приступы. Во время очередного из них, когда готовились забраться на стены, земля вдруг осветилась ярким светом Ярилы и вся округа разверзлась грохотом, вслед за ним в ряды хазар, осаждающих Киев, с небес слетел огонь в ярких брызгах, коими раскидал воинов по сторонам.
Опомнившись, киевляне восприняли случившееся как особый знак Перуна, взявшего их сторону. Первым среди них был Православ, обратившийся к воинам:
– Перун призвал нас на сечу с козарами, жечь их мечами как каленым железом. Слава Перуну!
– Слава! Слава! Слава! – раздалось в ответ.
Дружина с киевлянами открыли ворота и вслед за Православом кинулась на врагов, которые еще не пришли в себя после того, как на них с небес снизошел страшный грохот и огонь, который рассыпался над ними, разбросал, уязвил до страшных жгучих ран, гибели, контузии и горения одежды.
Никто не остался на ногах. Все лежали на земле. Многие лошади кочевников пали. Те, что устояли, кинулись в разные стороны, сбрасывая всадников. Кого не задело, кто опомнился – убежал; остальных – побили.
Воля небес возбудила русов и подавила хазар.
Бежал и Песах со своей свитой, став станом далече от Киева. К стенам города не вернулся. Послал гонцов, пытался в посредники вовлечь общину (в чем была его ошибка), требовал платить дань и идти походом на ромеев. В ответ началась междоусобица с погромами хазарского анклава, что помимо прочего не способствовало дальнейшей обороне города от хазар. Православу пришлось пойти на переговоры, чтобы снять со стен дружину, избить и разогнать погромщиков. Однако, не преступив к переговорам, Песах снял осаду, когда его лазутчики донесли о подходе новгородской дружины. В Киев пришел новгородский Игорь с варяжской дружиной Свенельда.
То ли сдавшись в плен хазарам, то ли ушедший за подмогой незадачливый князь Олег в Киев не вернулся[24]. Княжение его забыто.
Перунова роса
1Киевская дружина назвала Игоря своим князем. Затем ударил вечевой колокол, собирая народ на вечевую площадь перед святилищем. Его настоятель с вечевого приступка обратился к киевлянам:
– По принятому союзными землями обычаю Киев как старший город, мати городов, призывает к выходу на великое княжение. Вам, людям градским и посадским, сойдясь на вече, решати, кому княжить вместо оставившего нас Олега. От себя, настоятеля киевского святилища, и дружины призываю к выходу на великое княжение новгородского князя Игоря. Каждый из собравшихся по Прави назвать других лепших мужей для обсуждения на служение великим князем. Будем решати едино по своему обычаю. – Православ взял паузу, спросил: – Кому не ясно то, что рече? Всех уважим, обсудим, прежде чем решати.
Выждал паузу, проходя взглядом по собравшимся, чтобы не просмотреть поднятых над чьей-то головой валяной шапки или плетеного колпака для предоставления слова их владельцам. Не видя таковых, повернулся к Игорю, жестом руки позвал на вечевой приступок, обратившись со словами:
– Молви, Игорь, князь новгородский, свое слово народу.
Игорь вышел вперед, поклонился по трем концам вече, сказал:
– Буду служить Киеву и земле Русской, не жалея живота своего по правде и старине. Все удачи вам, неудачи мне…
Новгородский князь оказался немногословен. Однако народ с доверием воспринял его слова, одобрительным гулом поддержал.
Переждав, Православ произнес:
– Призываем ли новгородского князя Игоря на великое княжение?!
В ответ раздалось многолосое:
– Призываем!
– Кто из вас отказывает Игорю в служении великим внязем?
Вече промолчало.
– Едино призываем?
Ему ответили:
– Едино!
– Разумеем Игоря Великим князем русским?
– Разумеем!
– Примем клятву?
– Роту! – был ответ.
Игорь дал клятву на верность Киеву, народу и земле Русской хождением по роте.
В те времена обряд хождением по роте являлся устным договором между народом и князем о служении земле Русской. Протокол не велся, постановление не принималось, а слово народа о призвании князя к выходу на великое княжение и клятва призванного обеими сторонами соблюдались.
Из святилища служители вынесли на белой скатерти меч, выкованный мастером Славмиром из небесного подарка Перуна, поразившего хазар во время осады Киева.
Православ принял меч, повернулся к Игорю:
– Сей меч послан Перуном защитникам земли Русской для устрашения хазар. Не в милость слабым и немощным во спасение, за стойкость и преданность закону и обычаю, как подмечено народной мудростью, ибо убедился Перун: враг боек, да мой народ стоек. Сковали меч на огневище под молитвы Перуну. Прими, великий князь, Перунов меч. Своим знамением Перун обрек хазар на гибель от нашего всеоружия. Аще сполна от них горя примем, да придет час, когда нечай сокрушим хазар с помощью твоего меча.
Игорь, одетый в военные доспехи, склонился на правое колено, вытянул руки, принял меч, который лег на них, слегка продавив своей тяжестью, поднялся с колена, повернулся лицом к вече, поцеловал железо, тут же сотворил роту верности мечу.
– Князь и Русь едины! – громовым голосом произнес Православ.
– Едины! Едины! Едины! – прокричало вече.
– Князю и народу слава!
– Слава! Слава! Слава!
Четырежды ударил вечевой колокол, извещающий об избрании князя, принесении им клятвы, поздравлении князя и пожелании удачи в княжении.
Игорь, как призванный к выходу на служение Киеву и земле Русской, подошел к колоколу и сам ударил в него пятый раз – в благодарность вече за доверие и призвание на великое княжение.
Обряд призвания народом великого князя на этом завершился.
Игорь занял киевский стол.
Перунов меч в сопровождении дружины провезли по старшим святилищам земли Русской, в которых княжьи люди в присутствии народа давали клятву на верность Великому князю русскому Игорю.
С этих сакральных событий началось Игорево великое княжение в Киеве.
Оставим избранного князя и Киев, перенесемся на селища земли Русской, об одном из которых пойдет повествование.