Книга Перунова роса. Реконструкция истории России - читать онлайн бесплатно, автор Михаил Константинович Кокорин. Cтраница 9
bannerbanner
Вы не авторизовались
Войти
Зарегистрироваться
Перунова роса. Реконструкция истории России
Перунова роса. Реконструкция истории России
Добавить В библиотекуАвторизуйтесь, чтобы добавить
Оценить:

Рейтинг: 0

Добавить отзывДобавить цитату

Перунова роса. Реконструкция истории России

– Так уж и моей. Издавна стояло это село, – отмахнулся Игорь.

– Имя от тебя пошло: Перунова роса. Возьми на примету перекрестные села и грады, которые уже есть, – туда и отправь старших дружинников. Наши люди не боятся работы, любят и умеют работать. Осядут и рожать начнут, где безопасно. Так птицы гнезда вьют. По ним можно понять, как все живое на земле устроено.

– Откуда столько людинов взять? По краю земли роды истощены, бабы в летах, за соху не поставишь, ни притреб, ни выселков. Не лепше ли отойти от тех пределов, где смерть и разбой истощают Русь? Дальние села переселить ближе к крупным градам и держать подле них вооруженное ополчение?

– Недруги сочтут за слабость – кто же бросает свою землю? Станут собирать брошенное, как воробьи рассыпанное зерно. Сохрани все села, что способны при твоей подмоге постоять за себя. Кого-то пересели, но так, на вырост. Свои пределы никому не уступай. Потерять легко, назад не вернуть. Из-за нашей же земли начнут враждовать. Балты в свое время именно так поступили, доужимались вплоть до побережья.

Так что отложи меч, с сохой и лемехом выводи Русь из недорода. Сам встань, покажи, чем нужно заниматься. Рядом с тобой и я с волхвами буду орать землю. Помоги с переселением там, где земли богаче. У нас такой земли много, как и охотничьих лесов и рыбных рек. Призови брать земли на притребы и выселки, засевать их, снимать урожаи. Твои труды оправдаются с лихвой.

– Так и роды перемешаются, потеряем родовую скрепу.

– Мы скреплены единым законом и обычаем. Притребы и выселки прорастут как грибница один к одному рядом с родами – сам подумай: где сразу набраться столько сошников, лошадей, скота – придется делиться, жить рядом с родом.

– Как поступим со светлыми князьями?

– У них нужно побывать самому или твоим людям, объяснить, убедить и настроить расширять пашню. Охоту и рыболовство запускать нельзя, однако чую, что будущее народа за пашней, которая прокормит любое число скота, лошадей и едоков. Ее обработка, посадка, сбор урожая, хранение облегчается с применением приспособлений и помещений, а то означает, что будет запрос на мастеров и работных людей. Не одной же данью союзом жить. Зачни с малого. Где-то сразу пойдет, где-то с трудностями. Народ разберется, потянется туда, где себя найдет.

– Правда твоя, – согласился князь, – земля придаст людям сытость и спокойствие, бабы охотно начнут рожать и выкармливать младенцев.

– Народная мудрость подсказывает: «Держи с народом связь – не ударишь лицом в грязь». Создай условия для расширения пашни, городов и ремесел. Пока к тебе приглядываются могущественные соседи, поступай по давно проверенному правилу: меньше ратников, больше рожениц. Воспользуйся временным затишьем. Семьи, еси рожать по младенцу в год, начнут расширять пашню, скотный двор, чтобы больше сеять, растить, брать. Ты к ним с железом, лесом, кузнями, ремеслами, здравницами, как в свое время князь Кий, собравший в них знахарей-травников с отварами, мазями, настоями. В них и костоправов держали. Твое служение касается не только тебя, но и меня. У нас с тобой один хомут на двоих.

– В чем твое служение будет?

– Утомлять не буду, аще думаю, как лепше поступить, вернусь к этому разговору позднее. Ты же подумай, в чем моя помощь нужна. Паки скажу, что у меня прорех не меньше, чем у тебя: часто воевали, редко душу вспоминали. Не все мечу доступно. Время о душе позаботиться. Она же сравни земле: без души земля не родит, без земли – душа не проживет.

От ромеев опасное поветрие пришло. Теде они вместо одетых в броню крестоносцев засылают проповедников, искушают князей престолонаследием от имени бога, противопоставляют его народовластию, как власти черни. Лазейка для искушения любого, кто норовит сесть на княжение, минуя вече, особо воевод, за кем сила. Не каждый решится выйти на вече, ромеи помажут любого, кто примет их веру. При осаде хазарский воевода Песах пообещал тысяцкому власть над Киевом в случае открытия ворот для его армии. Тут же искусился таким предложением, едва не открыл ворота, пришлось мечом погрозить. Его видно, а кто-то исподтишка свою выгоду ищет.

Тебе выпало время княжить в окружении соседей, живущих за счет рабов. И ромеи, и хазары, и германцы исповедуют превосходство над Русью, заглядывая на нее как на житницу рабов – собирать и собирать.

Нынешнюю Русь новгородцы испекли, будто каравай, и передали Киеву, как мати русских городов. Вот мати пусть и всегда остается: Мати! Не мачехой. Надо материнскую душу и ее детям передавать.

– Понимаю тебя, – признался Игорь, внимательно слушая Православа. – Смогу ли поднять такое бремя – его же, что поленницу, одной ношой к печи не поднесешь…

– Сможешь, – поддержал Православ.

– Советы дал по Прави. За что взяться наперед?

Православ напомнил:

– С Перуновой росы – стоит на перекрестии. Вслед за ней охвати все земли, чтобы со следующей весны вся Русь вышла их роять.

– Попробую.

– Не пробуй, не оглядывайся – поступай, иди таким путем. Будем рядом с тобой со всей Русью.

– Как раз Перуновой росой занят. В темницу спустил хазарских купцов и ромейского проповедника. Хочу добиться от хазар и ромеев помощи в обустройстве полонян. Поддержишь ли меня?

– Твое слово верное. Не мечом потрясаешь, как в таких случаях князья поступали, – предлагаешь миром разойтись, хотя вторглись на твою землю и крали твоих людей для продажи в рабство. Нелегко будет отказать князю, преисполненному сохранить мир и совместно обустроить невольников. По их ответу и поступишь.

– Привез с собой внучку старейшины села Калины. Ее отец каганом назвался. Мати при сносях отяжелела и не встала. Каганом, думаю, назвался из-за нужды, молодь страдает от однообразия жизни. Заглянул молодец за уголок другой жизни и полезной идеей воспылал – град намеревался ставить, хотя иначе обозвал – Козаром, но верно определил – для него как раз место там. На засеке дрался, не жалея живота своего. Зарубил командира орды. На его примере представь, Православ, какой у нас славный, толковый и сильный народ, а проявить себя для своего же блага условий не имеет. Я пришел этого молодца казнить, едва на кол не посадил, а он мастер на все руки, оказавшийся под чужеземным влиянием.

– Я же и говорю: по моей службе немало прорех.

– У меня к тебе просьба. Дочь этого молодца обучить. Она сама участвовала в сече, залечила мою рану, помогала другим раненым своими мазями и настоями – речу о том, что хочу позаботиться о ней. Обучи счету, чтению, истории, закону и обычаям. Отцовское и в ней отзовется с умением. Обучишь, посмотрю куда пристроить.

– Не хватает нам духовной управы.

– Создавай. Поддержу ее кормлением.

– Позову сироту в читальню, – в свою очередь откликнулся Православ, заинтересовавшись Ольгой, имея в виду читальню святилища, где накапливались летописные письмена, сказания, отдельные переводы для обучения детей.

В киевском святилище вели свой летописный свод, который, как и предметы культа, к сожалению, не сохранился за исключением отдельных сведений, приведенных монахами-варягами в летописи.

На этом соратники расстались.


Воспользуемся паузой перед обучением Ольги в святилище, обменяемся сведениями об истории, положении и значении святилищ в жизни славяно-русов для восприятия последующих событий. Историография «новой России», которая при нашей реконструкции воспринимается как враждебная альтернатива Российской Федерации, относит славяно-русов к неисторическим народам. Подобное предубеждение подразумевает, что они не имели цивилизованного мировоззрения, до принятия ромейской религии исповедывали некий языческий культ в виде родовых примитивных капищ в рощах и идолов.

В этих суждениях к правде можно отнести только природу. Наши предки дорожили природой. Она была своего рода колыбелью будущего этноса, благодаря чему рано восприняли окружающий мир как единое целое, живущее общим законом. Через восприятие себя частью космоса прошли многие народы, если не все. Иудеи, к слову, устраивали жертвенники в горах. Каждый этнос развивался в своей природной колыбели. С накоплением знаний о космосе менялись и условия обращения к нему: появились святилища, отдельные сведения о которых дошли до наших дней, – имея в виду общеславянское святилище Верховного Бога Святовита на острове Рюген в Балтийском море. Арабские путешественники и историки донесли до нас сведения об Артании, Славяно-Артанском духовном центре, Беловодье, древней прародине ариев и славян. В научном мире фактически признана древняя цивилизация Гипербореи, откуда вышли наши далекие предки.

Как не возмущаться, когда о том, что было, о глубокой историчности русского народа сообщают не собственные архивы, а чужеземные летописи и архивы. Те же арабы подтверждают, что Русь имела системные мировоззренческие представления, положенные в основу ее земных добродетелей, без которых и поныне не обходится ни одно государство. На Руси они перекликались с учением Иисуса: социальное равенство, справедливость и праведность.

Просветительское начало заложено в любом культе: суть его в характере и содержании. В этом смысле святилища – это училища. В отчем православии добродетели исходили из народовластия, воспринятого из космоса и переложенного на земные обычаи. Славяно-русское народовластие как вселенская добродетель относится к выдающимся достижениям человечества. Познанием космоса занимались люди, способные к таким умственным и душевным усилиям. И ныне космос не восприять без умственных и душевных усилий.

Волхвы учили, подсказывали, советовали; занимались духовным и нравственным воспитанием и начальным обучением детей счету, рунической азбуке, истории и мироустройству. Это – сословие мудрецов, учителей и проповедников, выступавшее представителем интересов народа, идеологом народовластия, гарантом благополучия и безопасности земли Русской в добродетелях закона и обычая. Они являлись источником знаний о вселенском законе, воплощенном в земных обычаях. Их добродетели и обряды наполнены смыслом космоса, его земной природы, подсказывающим время проведения тех или иных дел по наполнению себя жизнью. С ними связаны дни радости и благодарения, вошедшие в историю как Масленица, Красная горка, Спасы. Без них не обходились при определении времени свадеб, пахоты, посевной, уборки и решении сложных социальных, военных, судебных ситуаций.

В своих духовных центрах и святилищах волхвы накапливали и сохраняли представления об окружающем мире и его древности, передаваемые от поколения к поколению. Мировоззрение славяно-русов опиралось на разумные представления о вселенском законе. Оно определяло практику жизни, ее уклад. Религиозность в нем лишь в образах богов, следящих за соблюдением закона. Но за образами богов, если потереть, выступит та или иная реальность окружающего мира. Его религиозность призвана мобилизовать всю энергию человека для выполнения задач, поставленных самому себе. В качестве примера можно привести обряд дачи клятвы с хождением по роте, которая давалась в святилище по обряду религиозного культа, однако касалась тех или иных социальных обязательств того, кто давал клятву. В частности, князь призывался вечем на княжение в соответствии с вселенским законом и сложившемся на его основе обычае призвания с выходом к служению и клятвой хождением по роте. В этом обряде просматриваются элементы культа, скорее всего мировоззренческого, чем религиозного содержания, ибо элементы культа являются светскими: народ, его собрание, представление и обсуждение кандидата на княжение, призвание и клятва. То же самое можно сказать о праздниках, которые предворяли сугубо хозяйственные мероприятия или подводили их итоги, в частности на посев и сбор урожая. При волхве Православе киевское святилище в отсутствие князя становилось резиденцией управителя земли Русской, при нем открыли духовную управу.

В мировоззрение славяно-русов заложена космическая идея коллективизма как народовластие, за соблюдением которой следили волхвы и имели большую линейку народных праздников, подпитывающих эту идею. Волхвы на своем поприще трудились как пчелки. Массовые мероприятия весьма затратны. Без повседневой связи с людьми, живущими на своей земле, они бы не утвердились, а их до сих пор помнят и не теряют в памяти. Отчие обряды наполнены смыслом и сакральностью природы, указывающие на время и место их проведения через те же Масленицу, Красную горку, Спасы и многие другие народные праздники, проведение которых, к сожалению, не входит ныне в число праздничных традиций потомков.

В целостном виде древнюю духовную культуру сложно восстановить, она накрыта многими поколениями беспамятства, отрывочно дошла до наших дней в отдельных обрядах, сказаниях и преданиях, записанных историками. Цель нашей реконструкции – восстановить историю прошлого для правильной оценки настоящего и будущего.

Святилища волхвов, как дом немецкого канцлера Германии Ангелы Меркель, воспитанной в ГДР, не выделялись ни величественностью, ни росписями, ни украшениями – в них соблюдалась чистота и строгость к себе в обмен на доверие людей. Славяно-русы не строили храмы, подобные ромейской Святой Софии, не кичились, будто истиной, мажорством, богатством и мамоной, как застройщики сочинского, итальянского или испанского побережья новороссийского разлива, во всем вели скромный образ жизни, воспламеняясь душой лишь в добродетелях для благополучия и безопасности народа и своей земли.

Советские сельские и поселковые клубы, которыми заведовали выпускники культпросветучилищ и институтов культуры, возможно в чем-то напоминают святилища Древней Руси. Детство автора прошло в Юберинском лесопункте Удмуртии, в котором проживало до полутора тысяч человек. В их распоряжении был клуб с библиотекой, читальней, большим набором газет и журналов, помещением для игр, прежде всего самых популярных в то время шахмат, домино, лото, бильярдом, зрительным залом на сто с лишним мест для демонстрации фильмов, выступлений лекторов общества «Знание», вестибюлем для музыкального досуга населения всех возрастов. Во время избирательных кампаний в клубе заседала участковая избирательная комиссия, проводившая своего рода вече, ибо вся процедура голосования была доброжелательной, хотя и строгой. Чтобы какая-то учительница сбросила «левые» бюллетени в урну – боже упаси! Учителей мы, школьники, обожествляли, они старались свой образ в нас поддерживать. Слово «бог» есть синоним правды, а правда есть синоним рая. Можно допустить, что на подсознательном уровне учителей продолжали почитать как святителей времен Древней Руси.

Ромейство относит почитание славяно-русами вселенского закона и обычаев к бесовщине, традиционно упрекает в поклонении идолам, хотя их мировоззрение складывалось тысячелетиями, начиная со времен, когда для отображения космического и божественного мира использовался самый доступный по тем временам инструментарий. И хорошо, что они им пользовались: их мысль не стояла на месте. Сами идолы не настолько примитивны, как их представляют: в четырехгранниках отображены образы высших сил в их бесконечности во все стороны света.

Представления славяно-русов и ромеев разнятся. У первых – это не столько религия, как разум и мировоззрение (пусть – примитивные), у вторых – религия и вера, призывающие славяно-русов спасаться только милостью Господа. Ромеи устами апостолов осуждали дачу клятвы, ибо клятвой человек брал на себя обязательства своими усилиями достичь определенной цели помимо веры. Однако клятва ныне прописана в конституциях государств, в советское время давали клятву, начиная с октябрят, пионеров и призыва в армию.

Мы воспользовались паузой, чтобы не сложилось мнение о приглашении Ольги в некое бесовское капище.


На следующий день после встречи с Игорем Православ отправил отрока за Ольгой. Она впервые в жизни перешагнула порог святилища. Православ встретил, провел в читальню, переговорил, расспрашивая о селе и родичах, про себя отмечая владение языком, непосредственность и рассудительность. Предложил ознакомиться с числами, рунами, чтением, письмом, историей и обычаями с выполнением самостоятельных домашних заданий по счету и чтению в присутствии отрока. Ольга согласилась, не имея представления обо всем перечисленном.

За учение у славяно-русов отвечал отдельный бог Числобог, ведавший всем тем, чему Православ готовился обучить Ольгу. Можно, конечно, о нем поиздеваться, но введение учения как добродетели, за которую отвечает божественная ипостась, между прочим, указывает на практицизм славяно-русов и на то внимание, которое уделялось учению.

Детям давали начальное знание, проверяя их способности к прилежанию и рукоделию. Первые уроки они получали у родичей, обучаясь на их примере в повседневной жизни бытовым и трудовым навыкам, а дальше как получится: кого-то отдавали в квартальные святилища и киевское святилище, кого-то учили мастеровые, кто-то оставался с родителями.

Недоучками не были, находили себя в жизни. Числобог за этим следил через внушения старших родичей и квартальных святителей, учитывающих детей в своей вотчине.

Славяно-русы исторически считаются одним из самых умных и изобретательных народов, что, безусловно, заложено еще до смены веры, поскольку крепостникам умные холопы не нужны, что прозвучало и в нынешнем XXI веке на одном из форумов.

Что касается Ольги, уровень ее мышления предстояло поднять до киевского и княжеского окружения. Потому ее учение затянулось. Ей не без усилий давалось обучение счету, рунам, книжному чтению и письму. Она была переростком со сложившимся сельским образом жизни, тем не менее терпеливо осваивала то, чему обучал ее Православ.

Специальное занятие он посвятил разбору Сказания о князе Городне и его княгине Тарасе, пересказав его по памяти:

– Мы, Ольга, жили и живем своим рядом. Лишнего нам не надо, от лишнего люди изводятся. Почитаем честность и доброту. Друг перед другом не кичимся, говорим правду. Не приучены врать. Младшие слушаются старшего по возрасту. Дедов уважаем, баб почитаем, детей стережем, жен защищаем, слабым помогаем, прохожим даем есть-пить, место у костра и ночлег.

Был в одно время у одного из наших родов князь Городня. Как равный с равными спал на телеге, под голову седло клал, в ночи вставал, проверял дозоры, будил уснувших и больно наказывал. Но как-то пришел купец навроде хазарского, хотя в те времена подобные им были готы, предлагал злато-серебро в обмен на кожи, сало, овчину и говядь. Его жена – княгиня Тараса обменяла их на разные украшения, чтобы кольца и браслеты носить. По ее примеру и другие жены повелись на то же самое. За ними молодь девичья начала наряжаться, а ратники мечи и уздечки стали оправлять в злато-серебро.

Зависть завелась, как блохи у кабанов. Те от блох не переставая чешутся, а эти от злата-серебра между собой тешатся. Тараса на том не успокоилась, стала Городню подбивать на войну с соседями, злато-серебро отнимать. Из-за того жить стало совсем худо, готовились к войне. Но и соседи всполошились, стали на Городню топоры точить.

В сечах с ними Городня извел свой народ. Аще других подбил на вражду между собой. Всех привел к запустению.

И тогда вернулся к ним прежний купец, что на злато-серебро их жизнь поменял. Но уже с войском. Убили Городню, а его жену Тарасу угнали в рабство вместе с полоном.

Вот такая история, Ольга. Что можешь сказать про князя Городню и княгиню Тарасу?

Старательно выслушав сказание, ученица объяснила:

– Наши деды жили своим рядом. Никому ни в чем не завидовали, ибо чужого им было не надо. Жили тем, что сами вырастят. Держали скот, оберегались от разбойников, в чем князь Городня был в помощь. Наравне со всеми разделял тягло хозяйское, ночь и день все одно ему. Всем был добрый князь, да безволен перед княгиней Тарасой. Вместо того чтобы огреть ее батогом за жадность, смирился с ее юродством.

Пришел чужеземный купец, стал трясти перед ней мошной. Она возьми да позарься: стала украшаться, показывать себя другим, всех в зависть ввела. Поменяли бабы на украшения свою прежнюю доброту, лишь бы быть красивее и богаче других.

Вместо скота и зерна стали оружием разживаться. Хозяйство забросили. Людей своих на войне сгубили. Купец, что златом-серебром княгиню искусил, терпеливо ждал, как соседи друг друга побьют: привел войско, князя убил, худую княгиню вместе с остальными людинами увел в неволю. Наши деды этим сказанием призывают жить своими заботами, давать отпор всякому, кто искушает златом-серебром, еси даже князь и княгиня.

Православ был доволен рассуждениями Ольги. Они указывали на ее готовность отстаивать свои убеждения, верность сложившемуся укладу жизни. Поинтересовался:

– Что привлекло твое внимание в этом сказании?

– Не подходил Городня для княжеского служения, попал под дурное влияние княгини.

– Верно молвишь. Не могут те, кто позарился на злато-серебро, жить как все и княжить над всеми. Они, что черви, изнутри разрушают плод. Имя его и имя княгини о чем говорят?

– Имя как имя, – пожала плечами Ольга, находясь в затруднении, что сказать Православу. – Я таких имен раньше не слышала.

– Городнями и тарасами окружают города для защиты от врагов, чаще всего срубы, наполненные землей. Имена князя и княгини сами по себе вызывают доверие, они будто подсказывают: мы для народа крепкая защита, нам надобно доверять. Узнав значение имен, что извлечешь для себя?

– Не по имени и не по Прави жили и княжили.

– Еси дурно живут, то и правят дурно?

– Как живут, так и правят.

– Тоже верно.

Подумав, Ольга подсказала:

– О людинах нужно судить не по имени.

– По делам их, – согласился Православ. – Аще что?

Ольга в задумчивости пожала плечами:

– Теде, отче, подскажи. Буду знать.

– Городню с Тарасой в своей душе не приживай, как бы ни жила. Не имя красит человека, а человек имя. Это правило подходит ко всему, с чем в жизни приходится встречаться.

После разбора сказания Православ перешел к мироустройству:

– Наши роды сидели на земле, на которую косились завистники-воры. Не все выстояли – многие рассеялись и слились с германцами, булгарами, венграми, данами или обособились. В прошлом все почитали Триглава как Троицу, называя по-своему первопредков Сварога, Перуна, Велеса, первобога белого света, Родом, Ирием, Белом или Святовитом. Но не было в том вреда, ибо закон, данный нам для жизни, признавался всеми, пусть со своими обычаями. Он во всем, что нас окружает на земле. Все, что движется, меняется, течет, – живет своим руслом, никому не мешая, как лето и зима, чтобы жизнь во всем протекала в согласии. Волхвы приняли эти знания от богов, чтобы небесную Правь под свою земную жизнь приноровить. Плохо то, что соседи вокруг искусились кривдой, чужим умом живут.

Ольга вздохнула – не давалось ей такое учение, спросила:

– Откуда, отче, пошли русалки, лещиухи, водяницы и лешие? – подалась детским впечатлениям.

Пришлось отвлечься:

– Знаю о них по общим разговорам. С ними не встречался. Еси и бытуют в реках и лесах, их происхождение скрыто древней тайной, как тварей от дивной природы. Нам неведомы. Не познаевши их, не стоит речь вести. В наших темных лесах кто только не бродит. Богов среди них нет. Боги не из нашей земли. Мы их дети. На своей земле, они на своей. Им в нас не бывать, нам в них не бывать.

– С детства мечтала стать русалкой. – Ольга вернула Православа к своему детству. – Уходила далеко по реке, самому глубокому омуту, ныряла в него, надеясь встретить русалок и рядом с ними жить. Ни разу не показались. Дед говорил мне, что видел лешего издалека.

– Вокруг нас много загадок, всех ответов на них пока нет, ответят наши потомки, – согласился Православ. – Нам среди них жить в согласии со своим законом и обычаем, разгадки когда-то придут.

– Зато Перуна небесного видим, – подсказала Ольга.

– Где и когда его разглядела? – поинтересовался Православ, отвлекаясь от разговора от таинственных тварей.

– На небе при каждой грозе, – с недоумением ответила Ольга, – трясет грохотом и поливает землю дождем под урожай и плоды разные. Паки поражает стрелами ворогов, направляя стрелы перуновых воинов, сам мечет с небесной высоты.

– Откуда знаешь о том?

– Дед рассказывал, что так случается, когда гремит, мечет молнии и накрывает землю дождем.

– Его самого не видела, только слышала?

Ольга качнула головой.

– Правда твоя, – похвалил и спросил: – Перун как связан с нашим образом жизни?

– Помимо дождя и молний? Не знаю.

– У твоего деда есть в избе грохот для муки?

– Есть.

– Почему его назвали грохотом?

Пожала плечами.

– Сотрясая небо и выливая дождь на землю, Перун что делает?

– Гремит.

– Подсмотрели, как Перун проливает землю дождем, и назвали решето для просеивания муки грохотом. Его тоже приходится сотрясать, постукивая ладонями об края, чтобы гуще сыпалась мука. Чем сильнее грохочет Перун, тем сильнее дождь. То же самое с грохотом при просеивании муки. Перун подсказал секрет грохота, которым ныне пользуемся. Когда зерно или мука сыплются из грохота, они на что похожи?