banner banner banner
Наперекор времени. Часть 1
Наперекор времени. Часть 1
Оценить:
 Рейтинг: 0

Наперекор времени. Часть 1


– Как раз и хорошо, что холодновато, – возразил Геннадий.

– Это почему ещё?

– Он прав, – не дал ответить Генке Димка. – Да потому, что на горных реках вода будет ещё холоднее. И к этому тоже нужно привыкнуть.

– Точно! – заключил обычно скептически настроенный Мишка.

В общем, договорились начать тренировки в следующую субботу и воскресенье. А там уж видно будет. И начались тренинги. А они были рассчитаны далеко не на боязливых людей. Как сообщил им инструктор, способ восстановления перевёрнутой байдарки называется «эскимосским переворотом». Называется он так потому, что заимствован у эскимосов. Для них это была основная техника выживания при опрокидывании лодки во время охоты на тюленей или китов. Нередко эскимосы были вынуждены сами опрокидывать свои крошечные судёнышки, чтобы высокие тяжёлые волны не сломали им шею. Для того чтобы вынырнуть на поверхность, они и применяли так называемый эскимосский переворот, делая под водой гребок коротким веслом и рывок бёдрами. В 60-х годах прошлого века рывок бёдрами был заново открыт для байдарочников и стал частью правильной техники переворота для гребли на бурной воде.

В целом постановка перевёрнутой байдарки на ровный киль – это один из важнейших элементов её управления, хотя основная область его применения оказывается совсем не там, где её можно было бы ожидать. Она нужна байдарочнику не только и не столько для того, чтобы возвращаться в нормальное положение после оверкиля (переворот судна вверх килем – днищем) в пороге. Мастерство состоит не в том, чтобы успешно вставать, а в том, чтобы не ложиться, поскольку любой оверкиль свидетельствует о том, что байдарочник потерял контроль над лодкой. Вот что говорил ребятам обучающий их инструктор:

– В процессе обучения есть и более важная роль, нежели просто восстановление нормального положения байдарки. В это время вы как бы балансируете на грани того, что вы уже умеете. А потому и не удивительно, что вы будете регулярно оказываться за этой гранью. Главное даже не в том, что эскимосский переворот позволит вам практически исключить потери времени на вылезание из воды, её слив и тому подобное. Прежде всего, он придаст вам уверенность в своих силах, и вы перестанете относиться к переворотам во время тренировки как к чему-то чрезвычайному. Скорее всего, вы даже перестанете их считать. Вы сможете спокойно исследовать поведение байдарки, не боясь, что ваши эксперименты закончатся катастрофой. У вас появится нужный автоматизм в ваших действиях. Да и сам эскимосский переворот – это, самый эффектный приём, но далеко не самый сложный. Есть, например, такой приём как работа с обратным креном, он намного сложнее, поскольку требует поддерживать некоторое равновесие, и нарушение этого равновесия в любую сторону полностью разрушает ваш манёвр. Эскимосский же переворот, в отличие от него – это движение, которое выполняется только в одну сторону «до упора», и вам нет необходимости балансировать на лезвии весла.

В итоге после напряжённой учёбы в течение 4-х выходных дней шестёрка ярославских байдарочников, вволю «накупавшись», в целом освоила азы этого эскимосского переворота. Но в последний день тренировок, разобрав и упаковав свои байдарки, они не спешили разъезжаться по домам.

– Ну, что, товарищ начальник, – начал Димка, обращаясь к Владимиру, – ты доволен, мы свою программу выполнили?

Он да ещё Мишка, наибольше, так сказать, «заедался» с Измайловым, хотя они оба и уважали того. У Мишки просто был такой характер, а вот у Димки характер был неплохой, просто он считал, наверное, такие беседы с Владимиром (с некой подколкой) как бы равноправными, ведь они оба учились в одном и том же университете, к тому же он, Дмитрий на год раньше закончит ВУЗ.

– Выполнили, – спокойно ответил Владимир. – Но причём здесь доволен? Ведь это всем нам очень нужно.

– Ладно, прости, это я так. Тогда вопрос – и куда мы в июле поедем?

– А вот этот вопрос как раз давайте сейчас и обсудим – уже конец мая, в июне мы точно все не соберёмся. Итак, какие у кого есть соображения?

– Ну, в центральной части мы интересных рек точно не найдём, – задумчиво протянул тот же Дмитрий. – Мы уже в этом убедились. Да, с новыми реками, можно будет познакомиться, но они будут такими же «детскими» как в нашей и соседних областях.

– Это точно, – поддержал его Сашка. – А давайте съездим на Кавказ. Не только по рекам походим, но ещё и полюбуемся красотами Кавказа. Кавказ подо мною. Один в вышине стою над снегами у края вершины… – мечтательно протянул он.

– Ну, красивые места есть не только на Кавказе, – возразил Геннадий.

– Это понятно. Но не в Сибирь же сразу ехать.

– А что, можно и в Сибирь! – радостно воскликнул Сергей. – Вот бы на Байкале побывать.

Байкал был давней мечтой Марченко. Он буквально бредил этим озером. Хотя он и не был географом, но он, как историк, знал много интересных фактов про озеро Байкал. Он даже с тем же его другом Сашкой когда-то долго обменивался своими знаниями об этом загадочным озере. Да, Байкал вроде бы уже хорошо изучен, но, тем не менее, он всё равно загадочен. К тому же водная сеть горных рек в бассейне Байкала была одной из крупнейших в мире. Озеро Байкал с двух сторон окаймляли два крупнейших горных хребта – седой Хамар-Дабан и белоснежная горная гряда Восточных Саян. Здесь протекали такие известные на весь мир реки как Ангара, Иркут, Снежная, Утулик, Ока-Саянская, Жомболок, Китой, Зун-Мурин, Хара-Мурин и множество других не менее популярных у спортсменов-водников рек. Близкие расстояния до водных маршрутов (к примеру, от Иркутска) позволяли уже через пару часов пути оседлать практически любую непокорную реку, а множество различных уровней и категорий водных препятствий давали возможность почувствовать себя настоящими экстремальщиками, готовыми испытать свой характер и почерпнуть свою долю позитивных эмоций.

Но Сергея в плане поездки в те края не столько интересовал сплав на байдарках, сколько именно само озеро. По основной версии Байкал очень древнее озеро, и его возраст колеблется от 25 до 30 миллионов лет. Если это так, то Байкал поистине уникален, поскольку большинство древних ледниковых озёр «живут» не дольше 10–14 тысяч лет, после чего заполняются илистыми остатками и заболачиваются. Таинственным Байкал становится также из-за часто наблюдаемых здесь непонятных свечений и туманов. Вразумительного объяснения этим явлениям пока не могут дать даже учёные. Эти явления часто связывают с НЛО. С помощью этих же НЛО пытаются объяснить и многие другие тайны Байкала. Замечено, например, что в этих аномальных зонах, чаще, чем в любых других местах появляются и сами НЛО. Поговаривают, что на Байкале местные жители наблюдают эти космические атаки едва ли не ежедневно.

Кроме того, у острова Ольхон возникают не только миражи, но и жуткая воронка, которая образуется спонтанно вне зависимости от метеорологических условий. Это место даже назвали «Чёртовой воронкой». Пару раз в год именно здесь при полном штиле начинает буйствовать стихия, образуя вращающийся столб воды. А ещё по легенде, однажды над озером пролетал дракон и обронил над островом Ольхон свой клык. Клык упал на мыс Хобой, вонзился глубоко в землю, оставив в ней отчётливый отпечаток. Местные считают, что это их оберег. Однако учёные убеждены, что впадина образовалась из-за падения космического тела.

В Байкале водится нерпа (род тюленей), а потому возникали даже разговоры о том, что есть некая связь Байкала с Ледовитым океаном, поскольку недостаточно ясно, как нерпа попала в Байкал. Её так и называют Байкальская нерпа. Никакой подземной протоки (имеется в виду её входное отверстие на дне озера), конечно, не было, поскольку по закону сообщающихся сосудов уровни воды в Байкале и океане выровнялись бы. Однако уровень в Байкале, по крайней мере, в течение последнего миллиона лет, находится на отметке, превышающей 400 метров над уровнем океана, а вода остаётся пресной. Связь с Ледовитым океаном существует только по речной системе: Байкал – Енисей – Карское море. Возможно, в геологической истории эта связь могла быть и иной, но всё равно осуществлялась по речной системе. Что же касается нерпы, то на территории России кроме океанской Кольчатой нерпы и Байкальской существуют также Ладожская и Каспийская нерпа. Ну, с Кольчатой нерпой всё понятно, а вот как нерпа попала в озёра (Каспийское море ведь, по сути, тоже озеро) не совсем ясно.

– Так, – остановил восторг Сергея Владимир, – в Сибирь мы тоже съездим, но немного позже. Очень уж далеко. Мы же договаривались, что будем постепенно усложнять свои маршруты. Но это касается и расстояний.

– И где же тогда мы будем сплавляться в этом году? – решил уточнить Дмитрий. – Не Кавказ и не Сибирь. И что же тогда остаётся?

– Я вам предлагаю съездить в этом году ещё в одну красивую местность. И реки, как мне говорили, там очень хорошие. И не так уж далеко от нас.

– И что это за такая интересная местность? Да ещё и недалеко от нас.

– Карелия.

– Ух ты! А ведь действительно классная местность. Как же мы забыли о такой. И он тут же по примеру Александра мечтательно продекламировал:

Долго будет Карелия сниться,
Будут сниться с этих пор
Остроконечных елей ресницы
Над голубыми глазами озёр.

– А там есть горные реки, ну сами горы там есть? – спросил Мишка.

– Конечно, есть, – ответил ему Геннадий. – Не очень высокие – в пределах 570 м – но они есть. А пересечённый рельеф местности позволяет достаточно долго плыть на каяке. К тому же мы побываем не на одной реке, а на нескольких. А заодно и полюбуемся красотой тех мест.

Генка в своём ответе Михаилу назвал слово каяк. И что же это такое? Слово «каяк» иностранного происхождения, и вошло оно в употребление именно как привезенное в бывший Советский Союз из-за рубежа тогда, когда оттуда стало возможным что-то привезти. Словари дают определение, что каяк/байдарка – это одно-двухместная лодка, приводимая в движение двухлопастным веслом. В английском языке существует только термин каяк, им называют все лодки данного типа. Байдарка – традиционное название с советских времён. Сейчас байдарка – это или спортивная лодка определённой конструкции или разборное туристическое судно. Отличие ещё в том, что каяк, это лодка, рассчитанная строго на одного гребца; чтобы управлять ею, необходимы умение, знания и опыт. Но звучное и короткое слово каяк очень понравилось всем ребятам, а потому чаще всего они так и называли свои байдарки.

Есть ещё и такой вид лодок как каноэ, в котором атлеты сидят на одном колене и гребут веслом с одной лопаткой. Каноэ (англ. canoe, от исп. canoa – чёлн; заимствование из языка карибских индейцев) – универсальное название для безуключинных маломерных гребных суден (лодок) разных народов. Основное принципиальное отличие между каяком и каноэ – центр веса гребца. В классическом каяке гребцы сидят таким образом, что их центр веса находится чуть ниже уровня воды или на уровне воды, что увеличивает устойчивость и не даёт возможность расшатать лодку. Что касается каноэ, то здесь центр веса гребца находится значительно выше, нежели у каяка. Гребцы сидят на одном колене опорной ноги спортсмена, которая располагается на специальной опоре (подушке). Или же сидят на сидении, высотой примерно с маленькую табуретку. При этом конструкция лодки не предусматривает наличие руля. Спортсмен направляет лодку при помощи специального движения (подруливания). Гребцы используют весло с одной лопастью, попеременно делая гребки то с одной, то с другой стороны. Хотя зачинатели каноэ как раз гребли однолопастным веслом только с одной стороны. При этом однолопастное весло позволяет использовать каноэ и в очень ограниченном пространстве. На каноэ можно пройти сквозь стену камыша. Там, где с байдарочным веслом совсем неудобно. Или в очень узкую протоку – там, где не махнуть двухлопастным веслом. Вот только каноэ в основном используется для спокойной воды, где нет больших волн или быстрого течения.

– И какие же там реки? – спросил Мишка Геннадия относительно Карелии. – Ты их названия хоть помнишь?

– Честно признаться, нет, – смущённо признался Генка. – Названия не простые, но они у меня записаны. Я их вам позже назову.

А такими реками в Карелии были, к примеру, Кереть, Нижняя Шуя, Укса, Умба (с выходом в Белое море), Чирко-Кемь и Кемь… В целом же республика Карелия пользовалась большой популярностью среди туристов-водников. Здесь насчитывалось более 3-х десятков рек, интересных для сплава на каяках, байдарках или катамаранах. Водный сезон в Карелии начинался в начале мая и заканчивался обычно в конце сентября. Маршруты представлены реками I–IV-й категории сложности, но большинство из них были, всё же, II-й категории.

– Ладно, поверим тебе на слово. Да и побывать в Карелии и в самом деле интересно. А как туда добираться?

– На этот вопрос я тебе отвечу, – взял слово Измайлов. – Я всё выяснил. В целом не так уж и далеко, и довольно удобно ехать. Менее чем через сутки – примерно 18 часов – будем на месте.

– Да ты что… Нормально. А это точно?

– Точно-точно, – улыбнулся Владимир. – Как говорит некая категория граждан, зуб даю. Расстояние от Ярославля до Петрозаводска 737 км. Поезд Ярославль – Москва. Выезд из Ярославля около полуночи. Пересадка в Москве в четыре ночи с хвостиком. А в Петрозаводске будем в 18 часов, тоже с хвостиком. Там мы заночуем, а утром станем добираться к рекам.

– О’кей. Я лично не против. У кого-нибудь из ребят имеются возражения?

Молчание. Остальные парни только, молча, отрицательно покачали головой. И правильно они сделали, потому что в итоге всем отдых в Карелии понравился. Правда, там некоторые из них реально испытали что такое эскимосский переворот. Но они были готовы к этому, а потому всё обошлось без каких-либо происшествий. Итак, они походили на каяках уже по Которосли, по рекам своей и Владимирской области и даже по рекам Карелии. А что же будет дальше?..

* * *

А в следующем, 2018-м году решено было поехать-таки на Кавказ. Правда, как говорили, сплав на каяках по многим реках Кавказа носил скорее обучающий характер – под руководством опытных инструкторов начинающие спортсмены оттачивали там свои навыки. Но оказалось, что это не совсем так – были там и, ой какие коварные реки. На Кавказе имелось большое количество маршрутов с разной степенью сложности. Это привлекало сюда водников и с разной степенью подготовки.

Когда шестёрка обговаривала предстоящий маршрут, то возник вопрос – с какой реки начинать? И вот в этом вопросе возникли бурные дискуссии. Сплав по рекам Кавказа производился в основном по рекам Мзымта, Аксаут, Большой Зеленчук, Большая Лаба и река Белая. Эти реки в основном протекали по территории Адыгеи – республики, входящей в состав Южного федерального округа и являющейся частью Северо-Кавказского экономического района. Территория республики со всех сторон окружена территорией Краснодарского края. Владимир и Геннадий неплохо проштудировали речные маршруты в этом крае и остановились на 3-х реках: Белая, Большой Зеленчук и Аксаут. Примерно в таком же порядке возрастала и категория их сложности. Но беда была в том, что все они брали своё начало высоко в горах и текли с юга на север. Правда, р. Белая вскоре резко поворачивала на северо-запад и даже текла змейкой просто на запад, протекая и через административный центр республики Адыгея г. Майкоп. То есть последовательно эти реки проходить было нельзя – нужно было каждый раз возвращаться в горы.

– Так, тогда логично начать свой сплав с Аксаута, – протянул Дмитрий, узнав от Геннадия эти детали. – С востока на запад, закончим своё путешествие в Майкопе. А оттуда уже на Ростов-на-Дону и домой.

Его поддержали в этом вопросе и другие ребята. Но как раз этого Измайлов делать не хотел. Почему? Да потому, что эти реки с востока на запад чередовались как раз в порядке, обратном их категории сложности – Аксаут (самая сложная категория), Большой Зеленчук, Белая. Его поддерживал, естественно, и Геннадий.

– Димка, – доказывал он, – Аксаут – река самой сложной категории. Мы совершенно не знаем этих рек. А потому нужно начинать с реки самой низкой категории сложности, то есть с Белой. Аксаутом именно заканчивать наше путешествие.