banner banner banner
Наперекор времени. Часть 1
Наперекор времени. Часть 1
Оценить:
 Рейтинг: 0

Наперекор времени. Часть 1

– Но так намного удобнее для возвращения домой.

– Дмитрий, – поддержал свою правую руку и Владимир, – нужно думать не об удобстве возвращения домой, а о безопасности. Ты видел в каком-либо виде спорта, чтобы спортсмены начинали выступать без разминки? Вот и у нас должна быть подобная разминка – сначала лёгкие упражнения, а уже затем более сложные.

Но у Димки тоже были свои сторонники. Тот же Сергей заявил:

– Спортсмены делают разминку и основные свои упражнения, так сказать, в один день. А у нас они разделены во времени, и немало – сутки, а может быть, и более. Так что разумно сначала напрячься, а затем отдохнуть.

– Это в том случае, если ты на первой же реке себе шею не свернёшь, – возразил ему Сашка. И у друзей бывают различные мнения по одному и тому же вопросу. Нельзя слепо поддерживать друг друга.

– А может быть, Саня, да и Владимир правы, – неожиданно перешёл на их сторону обычно непримиримый Михаил. – Как-то не больно охота сразу лезть в пекло.

Но Димка и Сергей продолжали отстаивать свою точку зрения. И дебаты продолжались. Но, всё же, в конце концов, удалось переубедить и эту парочку. В итоге порядок рек наметился следующим: Белая, Большой Зеленчук, Аксаут.

Что представляли собой эти реки? Река Белая, она же Агидея, Агидель была длиной 260 км. Истоки реки Белая расположены в гигантском цирке, образованном дугообразным известняковым Фишт-Оштенским массивом, включающим вершины Фишт, Оштен и Пшеха-Су. Массив имел развитые карстовые и ледниковые виды рельефа – пещеры, воронки, поверхностный карст. Разница между абсолютной высотой устья и истока, составляет 2283 м. Река Большой Зеленчук (длина 158 км) образуется слиянием двух рек: левый приток – река Псыш, правый – Кизгыч. Берёт начало в Зеленчукском районе Карачаево-Черкесии возле поселка Архыз. Река Аксаут (длина 77 км) – одна из наиболее многоводных рек, протекающих по территории Карачаево-Черкесии. Она берёт своё начало из Хасаутского ледника и сливается с рекой Марухой, образуя реку Малый Зеленчук. Да, самая короткая река, но и самая коварная.

После окончательного решения вопроса о маршруте, перешли к вопросу о том, как им добираться до места сплава на Северном Кавказе. Этот вопрос оказался полегче предыдущего. В итоге в средине июля шестёрка села на поезд «Ярославль – Ростов-на-Дону». Из Ярославля они выехали примерно в половине второго ночи, а через день были в Ростове-на-Дону – примерно в половине седьмого утра; в пути – 1 день 5 часов. Затем автобусом Ростов-на-Дону добрались в Черкесск, на это у них ушло около 9 часов. Расстояние Ярославль – Черкесск составляло примерно 1800 км. Ну, а далее, к верховьям реки Белая уже местными автобусами, а к другим рекам даже попутками.

Маршрут на реке Белая начинался в ауле Архыз, куда можно было доехать из Черкесска обычным рейсовым автобусом. Протяжённость сплава на р. Белой составляла около 120 км. Сплав проходил в Гранитном каньоне – участки III-й категории. Там были даже именные пороги: Киши, Восьмёрка, Кубанский, Шахматы, Прыжок.

А далее следовал уже сплав по реке Большой Зеленчук – активное захватывающее мероприятие. Сплав по реке отличался разнообразием препятствий, порогов и окружающих видов. Обстановка постоянно и стремительно менялась. Долина реки то расширялась, то сужалась в каньоны. В целом же большая часть реки была бурной и порожистой – сами пороги до IV-й категории сложности (например, пороги «Пушка» и «Четвёртый взрывной»), они были трудными при любом уровне воды.

Наиболее опасен для ребят был верхний участок реки Большой Зеленчук от аула Архыз до урочища Богословка. Здесь были расположены 3 опасных «взрывных» порога, которые образовались после проведения дорожных работ. Весь участок отличался крутым падением, высокой скоростью потока. А за 2 км до Богословского был последний порог верхнего участка «Лесенка». Его ступеньки создавали затяжной слив, усложнённый навалом струи на камыш у правого берега. В 300 м ниже – вторая ступень порога со сливом 0,5 м. Порог кончался шиверой – относительно мелководный (глубина 1,5–2 м) участок реки с беспорядочно расположенными в русле подводными и выступающими из воды камнями и быстрым течением. Но эту шиверу можно было преодолеть с ходу. А вот уже за этим посёлком было хотя и быстрое течение, но камней в русле немного.

Был ещё один непростой участок, в селении Нижняя Ермоловка, в реке которого имелась наклонная плита с 1,5-метровыми валами за ней и прижим к левому берегу. Далее, до ближайшего моста, возле аула Ильич – перекаты, валы, стремнины, изредка попадались даже снесенные деревья.

И вот начиная с этой реки, а затем особенно в реке Аксаут ребята полностью ощутили все «прелести» эскимосского переворота. Если в Карелии переворачивались, всё же, не все члены похода, то вот на Кавказе таких, которые не умылись бы принудительно водами горных рек, не осталось. Но, после такого купания, нужно отдать парням должное, они только улыбались и мысленно благодарили Владимира за хороший прошлогодний тренинг на Которосли.

А сплав по реке Аксаут как раз и отличался особой трудностью. Ребята сплавлялись по Аксауту от аула Красный Карачай. Уровень воды был высокий из-за прошедших пару дней назад дождей, от этого скорость и мощь воды стали ещё больше обычного. Приходилось лавировать влево-вправо, постоянно обруливая камни. Парни старались проходить реку аккуратно. Река в целом была не особо широкой, но с большим количеством подводных камней, обливняков в русле и валунов вблизи берегов. При этом Аксаут на некоторых участках имел резкое падение – до 10 м падения высоты на 100 м реки. Да и течение было очень сильным – как-никак уклон 10

для реки довольно солидное значение. Кроме камней, в русле встречались прижимы, расчёски из нависающих деревьев, поваленные в воду стволы деревьев, завалы в узких местах – и все эти препятствия нужно ещё издали видеть, подготовиться и обходить. А времени на это было очень даже мало, весло нельзя было отпускать ни на миг, постоянно контролируя ход. Лавировка была очень трудной, в одно мгновение можно было налететь на камень и перевернуться.

А в целом сплав по Аксауту – это был бесценный опыт, здесь шестёрке приходилось применять весь арсенал водника, все возможные ходовые и управляющие гребки, заколы, подтяжки, активно приходится работать корпусом.

Но всё когда-нибудь заканчивается. Закончилось и это путешествие ребят, которое, как позже выяснится, оказалось самым длинным – более 3-х недель. Нет, по рекам они, конечно же, столько времени не ходили – бо?льшую часть времени у них забрала дорога из дому и назад, а также переезды с реки на реку. Но при этом парни вовсю полюбовались видами Кавказа, а потому остались довольны своим отдыхом.

– Да, классно мы в этом году отдохнули! – подвёл итог Александр Большаков. – Экстрима было хоть отбавляй, да и хорошую порцию адреналина мы получили. Вот бы и в следующем году так же отдохнуть…

– Отдохнём, – успокоил его Сергей. – Вот только где?..

– Будем думать над этим вопросом, – пообещал Владимир. – Времени для этого у нас предостаточно.

– У нас-то такой отдых ещё пару раз будет, это точно, – вздохнул Мишка. – А вот у Сашки с Димкой, он в следующем году наверняка будет последним.

– Да кто его знает, – возразил Геннадий. – Как обстоятельства сложатся. А этого мы пока предвидеть не можем. Возможно, и далее мы будем периодически так отдыхать. Вот только, увы, вряд ли уже таким полным составом, – вздохнул он.

– Ладно, хватит унывать, – подвёл черту Измайлов. – Нужно собираться в обратную дорогу.

А вот как раз с обратной дорогой проблем не было. В мае Сергей с Димкой с пеной у рта доказывали, что удобнее было бы ехать назад на Ростов-на-Дону из Майкопа. Но, оказалось, что из Черкесска, куда они приехали после прохождения Аксаута, это даже выгоднее делать. Время в пути автобусом из Майкопа составляло примерно 8,5 часов, а из Черкесска и того меньше – 7,5 часов. Ну, а далее уже знакомая им короткая дорога с автовокзала на железнодорожный, и обратный поезд «Ростов-на-Дону – Ярославль».

Глава 3

Были сборы недолги…

Но это всё происходило в былом времени, а сегодня на календаре было уже воскресенье 19 мая 2019-го года. Приближался полдень, именно на 12:00 в Бутусовском парке (любимом месте сбора шестёрки байдарочников) была назначена первая общая встреча в этом году. По телефону они иногда перезванивались друг с другом, но вот видеться не виделись. Разве что, возможно, Владимир с Геннадием встречались для обсуждения «стратегических» планов на лето.

Собираться в парке участники будущего отдыха стали, ещё начиная с половины двенадцатого, и за 10–15 минут до полудня уже все были на месте. Они просто соскучились друг по другу, кроме того, было интересно узнать, чем на сей раз их порадуют Владимир и его помощник Геннадий. Это не означало, что другие участники походов на каяках не имели своих планов или просто собственного мнения. Просто Измайлов и Криницин в течение года досконально изучали предполагаемый маршрут. Изучали, конечно, пока что чисто теоретически, но, учитывая мнения тех, кто там когда-либо побывал. Это могли быть и реальные (воочию видимые или слышимые по телефону) участники сплавов на различных реках России или же комментарии о таких походах, взятые из Интернета. И, как правило, предложения руководителей шестёрки принимались, и ребята никогда не жалели, что побывали в тех местах, которые им предложили Измайлов или Криницин. Споры, конечно же, бывали, но чаще во время уже самих деталей отдыха – как это было в прошлом году. И если были разумные, обоснованные предложения, то Владимир к ним прислушивался.

Однако началась встреча не с обсуждения июльского отдыха, а, как это и предполагалось, с более будничных вопросов – какие новости появились у каждого из них за эти прошедшие уже почти 9 месяцев. И конечно, больше всего наседали на Дмитрия и Александра, которые примерно через месяц получат диплом об окончании высшего учебного заведения. И затем эта тема была продолжена вот в каком аспекте:

– Так, нам в этом году нужно будет начать поездку как можно раньше, – протянул Владимир. – Желательно с первых же чисел июля. Крайний срок не позже 7–8 числа.

– Это ещё почему? – впервые за всё время удивился словам Измайлова Геннадий. Очевидно, этот вопрос они не обсуждали.

– Да потому, Гена, что нам нужно, кровь из носу, к 1-му августу закончить уже наше путешествие.

– Ну, не обязательно именно к 1-му августу, – улыбнулся Дмитрий, поняв, к чему ведёт Владимир.

– Да, наверное, пара дней в запасе у вас будет. Какого числа в августе будет первый понедельник.

– Пятого.

– О, неплохо – целых 4 дня запаса.

– А-а, – теперь уже понял Криницин, – Димке и Александру уже на работу выходить…

– Вот именно. Так, они оба будут свободны ещё в конце июня, и могут начинать поездку хоть 1-го июля. У нас, остальных сессия к тому времени тоже закончится, но будут различные практики. Я не знаю, что за практики, скажем так у гуманитариев – Серёжи, Гены и Миши – но думаю, что они смогут выкроить несколько дней, то есть сократить на эти дни практику. Сможешь, Миша? – спросил он именно Довлатова, поскольку чувствовал, что у историка Сергея и менеджера Геннадия в этом вопросе проблем не должно быть. А вот как у экономиста Михаила?.. – вдруг того заставят вести какие-либо расчёты на одном из предприятий.

– Я думаю, что смогу, – успокоил Владимира Михаил.

– Всё ясно. Я думаю, что у Сергея и Геннадия тоже не должно быть проблем в этом вопросе, – те, молча, кивнули головой. – В общем, из всех нас я один только технарь, Дима не в счёт, поскольку у него уже никаких практик быть не может. У него с августа будет уже та практика… – жизненная. А вот у меня практика, да ещё после четвёртого курса может быть довольно серьёзной. Но я тоже постараюсь выкрутиться. Итак, тогда ориентировочно договариваемся на 7-е июля. Позже уточним и свяжемся по телефону.

– А куда ехать и или лететь? – спросил Дмитрий.

– В Сибирь, – Владимир жестом руки остановил обрадовавшегося Сергея, порывающего что-то сказать, – но не на твой Байкал, – улыбнулся он, – а немного поближе. И, если уже быть более точным, то не в саму Сибирь, а на Алтай. Да, это, конечно, Западная Сибирь, но, всё же, её юго-восток. До твоего Байкала, по-моему, ещё около 1500 километров.

– Ну, не так уж и много, – недовольно буркнул Марченко.

– Возможно, на следующий год мы съездим и к Байкалу, точнее, к его рекам в окрестности. Ты ещё точно в следующем году будешь в нашей команде.

– А Сашка?

– А это ты уже у него самого спроси. Ладно, прекращаем прения. У кого есть вопросы по сути. Ещё возражения имеются, кроме Серёжи?

– Да у меня нет возражений, – объяснил тот. – Я ничего не имею против Алтая – прекрасный край. Ты первый разговор завёл о Байкале. Я и слова ещё сказать не успел.

– Но очень хотел… – улыбнулся Измайлов.

– Ну, – тоже улыбнулся и развёл руки Сергей, – это такое дело. Хотеть не вредно…