Книга Духовно-аскетические беседы. Часть 3 - читать онлайн бесплатно, автор Константин Владимирович Яцкевич. Cтраница 7
bannerbanner
Вы не авторизовались
Войти
Зарегистрироваться
Духовно-аскетические беседы. Часть 3
Духовно-аскетические беседы. Часть 3
Добавить В библиотекуАвторизуйтесь, чтобы добавить
Оценить:

Рейтинг: 0

Добавить отзывДобавить цитату

Духовно-аскетические беседы. Часть 3


Увы, церкви Христовой в этом мире нет и уже достаточно давно, а есть только её сергианская подделка и пародия, причём не только в России, а во всём православии. Это грустная и горькая правда, но какой бы горькой она ни была, она в любом  случае лучше самой сладкой и успокоительной лжи, поскольку правда – это то горькое лекарство, которое лечит человеческие иллюзии.


Поверь, мне не доставляет особой радости эта правда, как и критика современного монашества, но я просто не могу не говорить тебе об этом и закрывать глаза на происходящее в церкви, хотя бы только потому, что правда – это одна из четырёх высших божественных добродетелей. Есть правило – без постановки верного диагноза невозможно никакое лечение ни человеческого организма ни церковного.


– Ты считаешь, что церковный организм ещё можно как-то вылечить и спасти? – переспросил  молодой монах.


Старец закрыл глаза, точно погружаясь во что-то, и через мгновение ответил:


– Сергианскую церковь и её монашество, превратившееся в разновидность скаутства, уже не спасти и не потому что они стали инструментом государства и патриотического воспитания, а потому что мир подходит к своему завершению и время остаётся только для личного покаяния, а не спасения религиозных империй.


Мир стоит на грани коллективного самоубийства и это значит, что до начала Страшного Суда и Второго Пришествия Господа всего один шаг. Фактически Суд уже идёт и война на Украине – это его начало. Вот почему сейчас время молитвы и стояния в правде и истине Христовой, поскольку Страшный Суд – это суд Истины, от обоюдоострого меча которой никто не уйдёт.


– Значит, Второе Пришествие Христа уже состоялось? – с удивлением переспросил молодой монах.


– Ещё не состоялось, но до него всего один шаг, – ответил старец. – Оно состоится когда раздерётся завеса, разделяющая мир Духа и материи и чудовищная по своей силе энергия Логоса, как неумолимого Закона Истины духовной, ворвётся в наш мир и всему даст единственно верный и окончательный вердикт с точки зрения вечности. Этот момент открытия Логоса и будет моментом Второго Пришествия.


– А разве Второе Пришествие Господа будет не во плоти ?


– Отцы учат, что «не следует думать, что Пришествие Господа будет местное и плотское. Надо ожидать Его во славе Отчей сразу в целой вселенной» – так говорит о Страшном Суде один из основателей православия преподобный Василий Великий.


Слава Отца – это слава Духа Святого и Логоса, как совершенного Закона движения энергии благодати. Поэтому судить  этот мир будет не Христос, который есть сама безусловная любовь, а Логос, который также именуют Христом, хотя это совершенно безличностный и беспристрастный духовный закон, который подобен закону человеческой совести.


Точнее совесть – это и есть маленькая частичка Логоса в каждом человеческом сердце, поэтому когда Логос сойдёт на мир – это будет великий суд мира и каждого человека Вселенской Совестью и Истиной от этого суда невозможно будет уйти или спрятаться никому и никуда.


По этому закону каждый увидит в самом себе соответствие или несоответствия структуры и энергии души структуре и энергии Логоса, как Истины. В этой божественной энергии Логоса любая ложь и неправда станет очевидной и будет сгорать огнём, как неспособная проводить тока и энергии Логоса. Именно об этом говорил апостол – «Бог наш есть огнь поядающий».


– Если я тебя правильно понял, то страдания души во время Страшного Суда – это муки совести ?


– Именно так. Не Божья воля, а совесть каждого и будет его личным прокурором, свидетелем, судьёй и палачём и винить при этом будет  уже некого, кроме самого себя. Когда Истина во всей полноте вольётся в мир и каждое сознание, каждый в свете этой Истины сам увидит изнутри всю степень своей лжи и заблуждений.


Чем этих заблуждений и расхождений от Истины будет больше, тем больше будут страдания души от этого несовпадения, поскольку всё лживое в душе будет гореть изнутри и разрушаться, а для покаяния и переосмысления уже не будет возможности. Каждый при этом останется с той ложью  в своей душе или Истиной, которую сам заслужил и строил в самом себе.


Вот когда люди вспомнят о пирамиде духовного сознания из 17-и слоёв и матрице 153, которая и есть матрица Истины Христовой и сети света, которая обеспечивает каждой душе беспрепятственный  вход в Логос и вселенную Духа. В итоге всё будет разделено на спелые зёрна и плевлы, которые и  будут отражением света Логоса и тьмы мрака. Вот как об этом хорошо сказал преподобный Ефрем Сирин:


«Страшно пришествие Христа во славе, страшно увидеть, как небо внезапно раздирается, земля изменяет вид, мертвые восстают. Все приемлют в Страшном Суде сообразно делам своим: тело праведных сияет в семь раз ярче солнечного света, а тела грешников оказываются темными и исполненными нечистоты; тело каждого проявляет дела его, потому что каждый из нас носит свои дела в собственном теле».


– Как это правильно понять – «каждый из нас носит свои дела в собственном теле»?


– Так  и понять, что сейчас тело физическое и тело энергии или  душа разделены завесой и каждый человек не  видит и не  знает  души своей, а как  завеса спадёт,  тогда каждый увидит свою душу и её состояние в свете Истины. Как говорит преподобный Симеон «всякий грешник будет видеть напротив себя образ подобного ему праведника».


Духовные люди, имеющие духовное сознание от 13-го слоя и выше будут  светиться в свете Истины и Логоса самым  ярким  светом, а  телесные и  душевные, как  не имеющие духовного ума, светиться  не будут, поэтому первые пройдут сквозь огонь, а  вторые  будут гореть в  нём.


Преподобный Ефрем  Сирин  об  этом пишет так: «Судия восседает на огненном престоле; окрест Его море пламени, и река огненная течет от Него подвергнуть испытанию все миры. И в людей вложил Он огня Своего, чтобы не попалил их тот огнь, когда воспламенит Он всю тварь и будет очищать ее как в горниле. Если этот огонь сохраняется теперь и не потушен грехами, то сохранившие в себе сей огонь спасутся от того страшного попаления. А если в ком потушен он грехами и не сохранен святостью жизни, то все таковые для того огня, от которого сгорит мир, будут то же, что солома».


– Значит, критерием Страшного Суда будет соответствие всего сущего энергии и структуре Логоса ?


– Абсолютно верно. Только то, что синергийно и подобно Логосу нисколько не пострадает от внутреннего Божественного огня, как подобное этому огню, а всё остальное сгорит полностью или обгорит, т.е. сильно пострадает. Вот почему я тебе так много говорю о важности наличия духовного сознания, которое светится самым ярким светом, подобно Логосу.


Вот как сказал об этом основатель исихазма преподобный Симеон Новый Богослов:


«Все те, которые не облеклись здесь во Христа, т. е. не вошли в нетварный свет, не прияли света и не стали сами светом, все такие окажутся обнаженными во мраке, придут в великий страх и трепет, в великую отовсюду тесноту. И не это только, но и каждое дело доброе и худое, каждое слово и каждый помысел наш, со времени рождения до смерти, все собравшись, явны будут тогда во всяком человеке.


И тот один стыд, какой испытывать тогда будет всякий, с каким сравнить можно мучением? Какое другое мучение может быть большее того стыда, страха и огня, каким будут поражены тогда находящиеся сейчас во тьме и не просвещенные Духом Святым?»


Я могу тебе совершенно искренне сказать, что суд Логоса коснётся не только людей, он коснётся всего сущего и даже самих церквей, которых только в православии более 100 и которые уже воюют за выяснение первенства и преемства. Ни одна из них не сможет доказать своего права именоваться Христовой.


Молодой монах был глубоко тронут откровением старца и сидел молча.


– Ну что приуныл, брат, испугался Страшного Суда? – иронично переспросил старец.


– А кто его не испугается из смертных ?


– Духовный воин, конечно, кто же ещё, ведь он весь этот процесс суда добровольно и осознанно проходит ещё при жизни и при жизни умирает всем своим ветхим существом. Именно поэтому ему  этого суда нет смысла опасаться, а вот всем живым и беспечным, кто об этом не знал и никогда не  задумывался, есть резон страшиться этого суда.


Но ведь ты же духовный воин или я ошибаюсь ? – с улыбкой переспросил старец.


– Тебе легко шутить, отче, ведь ты достиг вершины пирамиды и умеешь управлять своим осознанием, а я достиг только 13-го слоя.


– А разве этого мало? Ты достиг уровня духовного ума, которого не достигает абсолютное  большинство верующих и православного духовенства, так радуйся этому и тому, что ты здрав, полон сил у тебя ещё есть время для дальнейшего роста и покаяния. Кроме этого у тебя есть самое дорогое – бесценное духовное знание отцов, которого сегодня нет даже в церкви и среди монашествующих.


Тебе нужно лишь закрепиться на достигнутом уровне и прейти на следующий 14-й слой, который и есть точка непадательности и ты выполнишь программу минимум, поскольку 14-й слой – это уровень спасения ещё при жизни.  Подумай каково тем душам, которые находится только на 5-м или 7-м слоях, удалённых от Логоса и представляющих собой сплошную ложь периферического сознания, которое будет полностью разрушено божественным огнём.


Я тебе с полной ответственностью могу сказать, что свет Логоса настолько силён и чист, что не  только грешники, но и многие церковные моралисты и праведники не выдержат его силы по слову святителя Игнатия:


«Даже праведники затрепещут от безмерной славы явившегося Судии; они посмотрят на свои правды, и эти правды представятся им при свете Высшей Правды ветхими рубищами нищих. В правдах своих они не увидят залога к помилованию своему. И будут ожидать помилования от одной бесконечной Божией милости».


То же самое касается самих верующих и церквей по слову блаженного Исидора:


«Горе же беременным и питающим сосцами в те дни», – сказано душам, которые вынашивают Божественную любовь, но слабы и не осмеливаются свободно изречь и исповедать веру в Бога, твердо стоять за нее. Они приобрели только детское и несовершенное понятие о Божьем долготерпении, не имеют твердого упования, но угрозами или нападениями приведены в расслабление и лишили себя будущего»


Ты видишь что сегодня происходит с церковью на Украине – это прообраз суда церквей. Поэтому радуйся, что у тебя есть и знание и время. Сегодня это самая большая ценность из всех, что ещё остались в этом мире. В современной церкви этого знания ты уже днём с огнём не найдёшь.


– Я радуюсь, но мне всё равно неприятно слышать то, как ты критикуешь современную церковь и монашество. Да, пусть церковь и утратила древнее святоотеческое знание, но я уверен в том, что большинство священства искренне стремится к спасению и также искренне хочет помочь другим людям.


– Так ведь и я с этим не спорю, брат, но только искреннее заблуждение это заблуждение, а не истина. Есть святое правило о том, что и доброта и любовь не должны  быть слепыми и заблудшими, а чего стоят самые искренние потуги слепых поводырей, которые искренне и с  любовью ведут в темноту, а не к свету Логоса?


Поверь, мне тоже не легко об этом говорить, но я не могу закрывать глаза на ложь и хочу, чтобы ты понял, что правда – это сегодня лучшее лекарство для церкви как и критика, которая бывает и во благо и с целью помощи и от обиды и недовольства.


Пойми, я критикую не Церковь Христову, а лишь её пороки, которые извращают её суть и  назначение и из церкви Христовой делают церковью кесаревой и казённой. То же самое касается и современного монашества, которое напрочь забыло учение отцов и древнюю аскетику.


Молодой монах задумался и через минуту переспросил:


– Отче, а с чем вообще связана трудность любой критики церкви ? Я для себя уже давно открыл закономерность, что за глаза и в личном общении все горазды критиковать священноначалие  и церковь, а как доходит до дела, все набирают воды в рот и молчат в тряпочку, точно всех всё устраивает?


– Это очень не простой вопрос,– сказал старец, – который касается устройства самой матрицы сознания. Мы с тобой сегодня уже говорили о двух якорях массового обрядоверия – силе любой киновии, как формы коллективизма, и малодушии или душевной робости и трусости.


Матрица синодального обрядоверия так устроена, что усиливает именно эти два качества. В первое время сразу после обращения к вере идёт усиление качества благоговения и страха перед всем церковным, как божественным. Это и есть эксплуатация фактора страха Божьего.


Именно это и укрепляет страх и робость, особенно, в сочетании с идеей греховности и строгого послушания любому в церкви, кто выше чином. Одновременно каждому обращённому внушается принцип безусловной благодатности священства и всего церковного, которое непогрешимо по определению, как установленное самим Богом. Это укрепляет устои киновии.


Отсюда и исходит внутреннее благоговение перед всем церковным и страх критики всего церковного, как непогрешимого и благодатного, поскольку это критика не человеческого, а якобы Божественного и самого Бога, который непогрешим и некритикуем. Так срабатывает установка сознания и далеко не каждый ум может противостоять силе этих двух якорей.


– А кто может им противостоять?


– Может только тот, кто обладает силой духа и осознания. Я тебе сегодня об этом уже говорил, что 9-й слой осознания, который и опекает церковный институт, как золотую середину нравственной нормы, не позволяет критиковать церковь и духовенство, поскольку таковы ценности и моральные установки этого слоя осознания.


Проще говоря, с этого слоя нравственного разума, как уровня душевного ума, невозможно разделять Божественное и человеческое в церкви, которое там смешано в одно целое – нравственно-религиозное. Это разделение можно делать только с более высокого слоя и уровня сознания – духовного, а это 13-й слой и выше.


Вот почему абсолютное большинство воцерковляющихся и церковных людей, даже видя воочию те  или иные церковные нарушения и недостатки в работе церковноначалия, просто не могут их критиковать, поскольку два названных якоря –  благоговение и страх просто не позволяют это сделать. Это могут делать только иноки, прошедшие ступень небоязливости и безстрашия, а их в  рамках церковного института практически нет.


Молодой монах сокрушённо опустил голову, поскольку ответ старца коснулся самой болезненной для его души темы критики церкви, причём, коснулся не грубо, а бережно и тактично с глубоким пониманием и рассуждением.


Видя это слегка подавленное состояние монаха, старец решил его несколько приободрить.


– Я не хотел тебе говорить этого раньше, поскольку раньше ты был просто не готов это понять, но вся  боль твоего сердца после наших разговоров о состоянии церкви, – это и есть боль от этих двух якорей, которые и удерживали твой ум на душевном уровне. Теперь эти два якоря тебя больше не удерживают, поскольку ты достиг 13-го слоя духовного ума и мы можем с тобой об этом говорить честно и прямо. Это и есть показатель роста твоего осознания.


Могу ещё добавить, что именно по этой причине нельзя критиковать публично церковь и священство, поскольку абсолютное большинство верующих имеет телесно-душевный и душевный ум не выше 9-го слоя. Это и есть оскорбление чувств верующих, а точнее их благих душевных иллюзий, но к инокам и схимникам это не относится. Они – стоики, которые должны держаться даже не правды, а самой истины, т.е. Логоса.


– Значит ли это, что все иноки не должны мириться с недостатками в церкви, а должны на них указывать и бичевать их, как это делал Христос ?


– Нет, не значит, – уверенно ответил старец, – если только сам Дух не направил и не уполномочил их на эту высокую и тяжкую миссию, как Христа. Как ты знаешь, всех, кто попробует критиковать церковь и бросает вызов религиозной толпе, ждёт распятие и смерть. Осознанно идут на это очень не многие, поскольку это не единственный способ самораспятия.


Я, например, одно время этим тоже очень сильно болел и буквально горел жаждой реформирования церкви посредством обличительной и сермяжной критики. Теперь я смотрю на это с улыбкой и сожалением о своей былой наивности и неосознанности, которая была связана с чувством ревности душевного ума, в которой не было осознанности и мудрости 15-го слоя ума духовного.


Теперь я абсолютно чётко знаю, что церковь с самого своего создания была несовершенным человеческим институтом, который зиждился на грешной и несовершенной человечности, возомнившей себя непогрешимой и благодатной в стенах церкви, тогда как непогрешимость и  благодатность имеют отношение только к Логосу и Церкви Христовой Небесной, как Лествице в небеса.


Увы, все остальные церкви на этой грешной земле – это учреждения заблудших, слепых и кающихся в меру сил грешников, которые только играют в святых и безгрешных, как в религиозном театре, а после этих игр возвращаются обратно к своим обычным земным делам и проблемам обычных грешных людей, и так по кругу, только верующим об этом сразу не говорят по правилам этой игры.


– Твои слова опять задели самую болезненную струнку в моей душе, – тихо ответил молодой монах,  – но той боли, какая была раньше, уже нет. Есть огорчение и горечь.


– Я знаю, ведь именно так и идёт освобождение от душевных иллюзий и я сам шёл этим путём. Путь иночества и схимы – это и есть путь вычерпывания по чайной ложечке своего собственного живого человеческого сердца, наполненного наивными, живыми и радужными иллюзиями, на смену которым приходит остужающая тишина безстрастия и безусловной любви. Это и есть исихия.


Ты не забыл ещё как воспринимает безстрастие духовной любви горячее душевное сердце ?


– Нет, не забыл, отче. Горячее душевное сердце воспринимает безстрастие безусловной любви леденящим холодом Арктики, кажется так ты говорил.


– Именно так, – заметил старец. – Я рад, что этот урок ты усвоил.


– Отче, а каким на твой взгляд должен быть образ или  уклад  идеальной церкви Христовой ?


– Ты хочешь об этом пофантазировать ? – с улыбкой переспросил старец.


– Нет, я просто хочу знать может ли быть в наше время церковь подлинно Христовой, какой хотел её видеть сам Господь?


Старец засмеялся, чем несколько смутил монаха, и успокоившись ответил:


– Боюсь, такой церкви в среде грешных людей не может быть вообще. Вся история Евангелия – это история малой аскетичной группы Христа, а не история церкви иудейской. Постарайся понять – любая церковь в самом широком смысле слова – это коллективное или слитое сознание всех верующих данной церкви, как совокупная энергия умов, чувств и волеизъявлений, которые у всех разные.


Иными словами каково качество индивидуальных умов, чувств и воль, таково качество и самой церкви и её соборности. Если большинство верующих церкви имеют лишь телесный или телесно-душевный ум, то и сама церковь будет только телесной или телесно-душевной, а это 5-й и 6-й переходный слои осознания – это закон Логоса.


Вот почему реальный уровень массового церковного сознания на самом деле очень низкий и по сути невежественный, состоящий из умов заблудших, болящих и малообразованных людей, пытающихся из состояния человеческого зверства и эгоизма перейти к человеческой и нравственно-религиозной норме душевного ума. Большего им не нужно.


По этой причине церковь всегда была, есть и будет только душевными яслями и детским садом для  грудничков, а не академией духовного совершенства.


– Ладно, допустим, ну тогда скажи, а при каком условии церковь могла бы быть отражением учения отцов и подлинно духовного уровня 13-го слоя и выше ?


– Ты говоришь о братстве подлинных иноков и аскетов, как группе апостолов Христа ? – с улыбкой переспросил старец.


– Да, а что, разве такой церкви или братства не может быть ?


– Такой церкви и братства уже не может быть в этом мире, – ответил старец. – Насколько я знаю, одну из последних попыток создания такого духовного братства предпринял преподобный Нил Сорский, как лидер монахов Заволжья из Кирилло-Белозерского монастыря.


Он основал скит вблизи монастыря и предложил братии присоединиться его скитскому уставу. Так, была образована  его скитская община, о  которой он писал – «Ныне вдалее от монастыря переселихся понеже благодатию Божиею обретох место, угодное моему разуму, занеже мирской чади маловходно». В этой общине он ввёл самый строгий духовно-аскетический порядок подобно отцам – пустынникам первых веков.


Только из этого ничего не вышло, поскольку не все братья скита Нила смогли выдержать столь жёсткие требования. Как всегда бывает в любой общине – начались распри и возражения, нашлись недовольные таким жёстким армейским порядком, которые ушли из скита. За ними ушли другие и скит постепенно пришёл в упадок. В итоге всё вернулось в лоно киновии и церкви – империи.


До наших дней дожили только анахореты – одиночки и тайные схимники, которые наглухо закрылись от мира и сергианской церкви.


– Отче, неужели даже теоретически не может быть возможности возрождения церкви Христовой ?


– Теоретически это могло бы быть только при условии, что большинство членов церкви имело хотя бы душевный уровень осознания не ниже 9-го слоя нравственного разума, но даже это невозможно в рамках киновии, где уровень очень низкий и не выше телесно-душевного 5-го слоя. Будь сегодня  среди церковноначалия хоть несколько человек, как мой учитель, – это была бы совсем иная церковь, но это только предположение и скорее утопия.


Дело в том, что достижение столь высокого уровня осознания возможно только в условиях затвора,  анахоретства или малой и хорошо законспирированной группы – не более 10 – 12 человек. Любая массовость в вопросах духовности – это заведомая профанация и схоластика, поскольку в духовное обучение берут не всех званных, а только избранных Духом, которых всегда очень мало.


Институт церкви Христовой ещё мог бы как-то существовать в наше время, если бы не было столь мощной церковной диктатуры и тоталитаризма, а была свобода вероисповедания в разных формах, как это было раньше, включая лавричество и анахоретство. При этом условии могло бы выжить старчество и могли бы сохраниться духовные учителя, но церковь – империя такого шанса никому не оставила.


Именно по этой причине я тебе и рекомендовал путь тайной схимы, как единственный путь достижения духовного совершенства. Я понимаю, что не совсем правильно забывать про остальных так называемых мирян и захожан, которым нужна простая и комфортная религия в форме регулярного душевного утешения, но они меня мало интересуют, ты уж прости, я не миссионер, а аскет.


– Отче, так может быть и не существует способа объединения в рамках церковного института обрядоверующих и иноков ?


Старец внимательно посмотрел на молодого монаха и после паузы ответил.


– В действительности профанное и сакральное – это совершенно разные виды знания и способы подвизания, которые не могут существовать вместе, как слепое и зрячее, как младенческое и взрослое, как начальная школа и аспирантура, как лечебница для тяжело больных и спорт высоких достижений.


Способа соединения этих двух путей и деланий не существует в природе, никогда не существовало и существовать не может по объективному закону Логоса о духовном соответствии и совершенстве. Их объединение может существовать только в благих человеческих фантазиях и иллюзиях душевного ума.


В Евангелие сам Христос, шедший самым строгим аскетическим путём, несмотря на свою божественную природу, чётко разделяет веру совершенную для избранных и повседневную для всех званных. Это незыблемый закон иудаизма, именно поэтому вера изначально двояка и отцы об этом чётко говорят.


– Но ведь система перехода между этими двумя верами должна существовать и любой мирянин должен иметь возможность из обрядоверия как-то перейти к вере совершенной и той же схиме и исихии.


– По идее да, – согласился старец, – система посвящения в высшее знание и делание должна иметь место в церкви, но её просто не сложилось за три последних столетия и переход в схиму сегодня возможен только для так называемых официально монашествующих церковных чад. Те, кто вне церкви признаются еретиками и оккультистами, как мой учитель.


В реальности этот вопрос решается только одним способом – путём духовного познания и постижения учения святых отцов Восточной Церкви о душе, её устройстве и состояниях. Овладение этим знанием и его использование и обеспечивает любой душе устойчивый рост в течение жизни со сменой трёх базовых состояний бытия – телесного, душевного и духовного.