– А как новый молодой настоятель ? – переспросил старец.
– Не могу сказать о нём чего-то конкретного. Его пришлось довольно долго ждать. Братья сказали, что он бакалавр богословия и закончил духовную семинарию, а потом ещё и академию управления.
Он задал мне несколько вопросов насчёт того почему ушёл из монастыря, не разочаровался ли я в вере, чем сейчас занимаюсь и какие планы. Я его даже не смог толком почувствовать как человека, он лишь сказал мне комплимент, что обо мне очень хорошо отзывались братья и священство и у него есть для меня подходящая работа в монастыре.
– А про жалование он тебе ничего не говорил ?
– Насчёт жалования ничего конкретного, сказал, что в связи со сложной ситуацией в церкви на первое время может дать ставку рабочего в трапезной и ещё подработки в мастерских и на православных ярмарках. На будущее поообещал более стабильную и хорошо оплачиваемую работу на свечном участке, куда должны до конца года завезти новое оборудование.
Старец улыбнулся и сокрушённо покачав головой, ответил:
– Время идёт, а в православной коммуне ничего не меняется, вот где завидный консерватизм. Ничто не может изменить этого внутрицерковного уклада, который как был сформирован ещё при царе Горохе, таким и остаётся по сей день. Увы, трудотерапия 12 часов в сути как была единственным средством душепопечения, так и остаётся.
Ну что же коммуна – она и есть коммуна, хоть мирская, хоть религиозная, и ожидать от неё чего-то большего просто глупо и наивно. Хороший по всей видимости менеджер и предприниматель ваш новый настоятель, раз так скупо и расчётливо построил с тобой беседу, упомянув в качестве аргумента лишь твою репутацию очень благонадёжного.
Ох уж эта церковная благонадёжность, которую как хомут вешают на шею любому страждущему и благоверному, чтобы потом водить всю жизнь бесконечными кругами, как мельничного ослика, крутящего жернова церковного фарисейства и мелющего муку благочестия и послушания.
Мне тоже пришлось в своё время сделать не мало кругов, вращая эти жернова. Я надеюсь ты никому из братии не сообщил, что являешься тайным схимником и подвизаешься по древней традиции ?
– Нет, отче, что ты, никому, хотя соблазн такой был, каюсь, когда он стал спрашивать меня о том, как складывается моя духовная жизнь после ухода из монастыря, как часто я причащаюсь и испведаюсь, в каком храме и какому именно священнику.
Старец улыбнулся и с ехидцей заметил:
– Как говорил мой учитель – проверять на благонадёжность душу от кончика языка до заднего прохода – это излюбленное дело современных церковных менеджеров, которые этому научились у чекистов. Могу сказать тебе одно – хороший менеджер ваш новый настоятель, знает главное – как контролировать и эксплуатировать узду благонадёжности.
На самом деле это психология управления сознанием и для современных пастырей владение техниками манипулирования сознанием – это едва ли не главное условие успешной карьеры в церкви. Зачем современному пастырю аскетика и согласное учение отцов, если церковный менеджмент и знание принципов манипулирования умом решают все проблемы любого пастыря сергианской церкви.
Старец сделал удручённый вид и добавил:
– Как бы это ни звучало конщунственно, но именно это и сближает современных церковных менеджеров с бесами, которые используют почти аналогичные приёмы манипулирования умом, чувством и волей.
Ну что же, всё ясно и понятно – ничего путного и конкретного тебе не предложили кроме обычной церковной кабалы и трудотерапии под видом служения и послушания.
Это называется ловля и прельщение наивных дурачков на блестящие фантики благочестия для эксплуатации извечной потребности любой человеческой души в сакральном, которая исходит из самого сердца. Это и есть церковный Газпром и эксплуатация канала духовного сердца.
Я могу сказать на этот счёт только одно – хорошо в современной церкви освоили психологию управления, лучше бы так же хорошо знали учение отцов и Христа. Это ж нужно было так извратить за два тысячелетия великое духовное наследие святых отцов, чтобы знание о духовной свободе превратить в инструмент закабаления и эксплуатации.
– В каком смысле ? – переспросил молодой монах.
– В самом прямом. Учение Христа и святых отцов – это путь к духовной свободе и выходу из мира сего через изменение ума, чувства и воли, а учение современной сергианской церкви – это путь рабства в современном мире через пожизненное служение кесарю и империи. По-твоему это не противоположные цели и задачи ?
Ты думаешь верующие люди, много лет проведшие в церкви и монастырской среде не осознают всей фальши, искусственности и поддельности этих игр в церковное благочестие и послушание, за которыми скрывается сплошное фарисейство и корысть ?
Осознают и очень хорошо, но они просто вынуждены гнать от себя подальше эти мысли, поскольку у них просто нет выхода и они уже на крючке, с которого не могут соскочить и вернуться обратно в мир и не только потому, что утратили все мирские навыки, а ещё и потому, что имеют в себе устойчивую религиозную зависимость от церкви и обрядоверия, укреплённую огромным числом якорей, положенных им в самое сердце.
Матрица синодального обрядоверия – это тот ещё медвежий капкан, попав в который не каждый трезвый и сильный ум может освободиться. Я это говорю тебе столь уверенно только потому, что более 10 лет потратил на освобождение от этого капкана и то только с помощью моего учителя, а у большинства верующих нет таких учителей.
И не пойми меня превратно – сказанное мной очень болезненно для сердца любого верующего, но оно касается не Церкви Христовой Небесной и исповедующих сердцем духовного Христа. Сказанное касается только той уродливой подделки в лице сергианской церкви – империи, которая не без помощи кесаря присвоила себе право именоваться церковью Христовой, не будучи ей по духу и по сути.
– Да я это и сам понимаю, отче, я же не настолько наивный после всех наших бесед, чтобы не отличить манипуляций и лжи от искреннего и сердечного разговора. Я просто почувствовал на той встрече, что новый настоятель говорил со мной не от сердца, а от ума.
– Хорошо, если ты это понял, поскольку понять и почувствовать это можно только если точка фокуса сознания находится не ниже 13-го слоя, как приближенного к духовному сердцу и месту непадательности. Вот почему я порекомендовал тебе не сходить с духовного ума.
Именно по этому признаку движения энергии все видящие и духовные люди и определяют – лжёт человек и выдумывает или говорит чистую правду. Правда всегда исходит из центра сердца и окрашена теплотой живого сердца, а ложь всегда исходит из центра головы и окрашена холодом голого рацио и прагматизма.
Современное духовенство стало в своей массе совершенно прагматичным и рациональным, т.е. холодным и лицемерным, именно поэтому сердечного тепла в священнической среде уже практически не найти, холод голого рацио и расчёт – это главные качества современного пастыря сергианской церкви.
Что ещё интересовало нового настоятеля?
– Он спрашивал меня о том где я работаю и как складывается моя личная жизнь ?
– Я сказал ему где работаю и что женат. Он на это никак не отреагировал, а лишь заметил, что мир подходит к концу и погружается в ад и ему уже не долго осталось, поэтому единственное спасение сегодня в церкви и монастыре.
– Молодец, – с улыбкой заметил старец, – правду сказал, а что ещё он мог тебе сказать ? Вот только он не сказал тебе всей правды о том, что спасение в конце мира не в сегрианской церкви – империи, как церкви антихриста, а в аскетичной Церкви Христовой, которая от антихриста и красного дракона коммунизма снова вернётся в пустыню духа, откуда она и вышла.
Он не сказал тебе этого ? – «И даны были жене два крыла большого Орла, чтобы она летела в пустыню в свое место от лица змия и там питалась в продолжение времени, времен и полвремени», – с улыбкой переспросил старец.
Молодой монах промолчал.
– Для меня в твоей встрече с братией и настоятелем нет ничего нового, поскольку мне хорошо известно, какая атмосфера сегодня царит в казённой церкви и монастырской среде, о которой святитель Игнатий всё сказал ещё 160 лет тому назад.
«Я принадлежу к ревностнейшим монахам и признаю монашество учреждением Божественным. Что же делать, когда человеки переделали его по своему плотскому мудрованию в карикатуру и истинное монашество захотели заменить в глазах человеческих актерством, мысль о Боге и Его вездесущии и совершенстве, обозревающем всё и глубины сердца, оставив в стороне и забытии».
Для меня очень важно понять есть ли выход из системы этой церковной кабалы без разрушения до основания самого церковного института в его нынешней и совершенно уродливой форме. И я не вижу этого выхода, как не видел его и мой учитель, а это наводит на очень грустные мысли о том, что сергианская церковь не изменит своего порочного курса до самого конца века.
Ты вообще понимаешь о чём сказал святитель Игнатий, упоминая глубины сердца ?
– Нет, отче, не совсем.
– Он сказал о глубинах духовного ведения, как прямого знания, которое утрачено современным монашеством, превратившем подвижничество в человеческое актёрство по тому самому плотскому мудрованию от ума головы. Ты вообще осознаёшь для чего я рекомендовал тебе пойти на эту встречу ?
– Не до конца, отче.
– Мне было важно с помощью этой встречи испытать тебя на духовную зрелость и готовность твоего сердца идти самым трудным путём тайной схимы в миру, который становится по сути единственным путём исповедания Христа и учения святых отцов в наше время.
Эта встреча была всего навсего проверкой твоего ума и сердца на зрелость и трезвость. И я рад, что ты справился с этим испытанием и убил одним выстрелом двух зайцев одновременно, освободившись от двух мощнейших якорей.
– О каких якорях идёт речь, отче ?
– О тех двух якорях синодального ообрядоверия, которые держат в прочной церковной узде ум и сердце каждого верующего, кто оказался в матрице и капкане синодального обрядоверия.
Один якорь – это сила непогрешимого коллективизма или религиозного общака, как церковной коммуны, а второй якорь – это сила трусости, малодушия и раболепия перед всем церковным и религиозным, как святым и непогрешимым по определению.
Оба эти якоря паразитируют сугубо на религиозном сознании, обусловленном сакральной идеей, делая его полностью зависимым от любой коллективности и общинности, как безгрешной и некритикуемой. Как говорил мой учитель, колосс сергианской церкви на глиняных ногах стоит именно на этих двух опорах коллективизма и если их выбить, колосс с грохотом рухнет на землю.
Это и есть основа религиозного коммунизма и большевизма, которая была прочно закреплена в сергианской церкви, созданной в 1927 г. и воссозданной по инициативе Сталина в 1943 г. и с тех пор находящейся под полным контролем власти и государства, а не Христа.
Те методы управления, с которыми ты столкнулся на встрече, не имеют никакого отношения ко Христу и христианству, поскольку являются методами манипулирования чувством коллективизма и страха, давно используемыми в НКВД и КГБ. Поэтому тот факт, что ваш новый настоятель после семинарии закончил академию управления, делает ему честь, как церковному менеджеру, но полностью обесценивает его, как христианина, аскета и подвижника.
– Почему ты не сказал мне этого раньше, отче ?
– Потому, что тогда бы я не получил всей полноты ответа на воспрос, а мне нужна была ясная реакция и твоего ума и твоего сердца. Так что извиняй, таково правило чистоты любого духовного эксперимента.
– А если бы я дал согласие и принял решение уйти в монатырь, что тогда?
– Ничего. Просто сделал бы ещё один штрафной круг в жизни, потерял бесценное время и через некоторое время всё равно ушёл бы оттуда, разочаровавшись в современном монашестве уже окончательно под напором обстоятельств и фактов.
– Ты так легко и свободно говоришь об этом, отче, точно это не чья-то личная трагедия, а так – обыденное дело.
– Я говорю об этом не бесчувственно, поверь, а лишь безстрастно, поскольку переболел и выгорел всем этим уже давно, ведь я лично прошёл через всё это и видел как проходил через это мой учитель, поэтому я отдаю отчёт тому что говорю.
Ты думаешь я просто так сказал тебе всеми силами удерживать ум на 13-м слое и вернуться на этот слой обратно после разговора с братией и настоятелем ?
– Нет, не думаю, отче.
Стерец усмехнулся и продолжил:
– Если бы ты был видящим духовно, ты бы просто ведал, что твоё решение остаться в монастыре могло быть принято тобой только тогда, когда точка фокуса твоего сознания сместилась бы с 13-го слоя на 9-й, который есть слой нравственно-религиозного разума.
Именно на 9-м слое, как золотой середине душевного ума, и работает нравственная матрица обрядоверия, которую использует церковь через синодальное богословие. Проще говоря, именно на 9-м слое и залегают те якоря обрядоверия, которые самым важным для человека в жизни делают именно коллективные религиозные ценности. Так работает сама матрица сознания.
Поэтому опустись ты на 9-й слой и останься на нём, твой ум, чувство и воля снова погрузились бы в привычную среду обрядоверия, где нужно слепо верить церковноначалию, как непогрешимому и благодатному, и также слепо следовать коллективной воле братии, как соборной и истинной.
– Я это очень ясно почувствовал в определённый момент, ей-Богу, но потом какая-то сила вывела меня из этого состояния.
– Сработала духовная «тарзанка» 13-го слоя, которая вывела тебя из плоскости душевного ума и нравственно-религиозного разума и вернула обратно на духовный уровень на котором уже не действуют и не работают якоря религиозного коллективизма и страха, поскольку это уровень духовной свободы.
Вот какова была подлинная цель задания по удержанию тобой уровня духовного ума 13-го слоя, как бы ни были велики соблазны и искушения душевного уровня. Ты знаешь в чём самая главная проблема института современного монашества с точки зрения видения структуры сознания ?
– Нет, не знаю.
– Главная его проблема в том, что оно не пускает ум и сознание выше 9-го слоя социальной нормы нравственно-религиозного разума. С точки зрения духовного видения – это подлинная трагедия быть монахом и иметь при этом в доску рациональный ум и нравственно-религиозный разум 9-го слоя.
По учению отцов уму после прохождения уровня душевности с 7-го по 11-й слои, нужно расти дальше вверх в сторону слоёв духовного ума с 13-го по 17-й вплоть до самого Логоса, открываемого с 18-го слоя, но синодальное богословие и каноны церкви установлены таким образом, что не пускают ум вверх выше 9-го слоя, мотивируя это прелестью духовной и мудрованием.
В итоге религиозному уму, стремящемуся к развитию и расширению, не остаётся ничего иного как начинать развиваться не вверх в сторону мистического и сакрального, а вниз в сторону сугубо рационального и интеллектуального, как телесного. Это и есть подлинная причина того, что абсолютное большинство современных богословов и монахов тяготеют не к учению отцов, а к пустопорожней религиозной философии Достоевского, Бердяева, Киреевского, Лосского и других философов руссофилов.
– Ты хочешь сказать, что с 9-го слоя душевного ума религиозный ум современных клириков не поднимается вверх, а опускается вниз на телесный уровень 5-го или 4-го слоёв?
– Именно это и происходит у большинства клира и православного духовенства для того, кто созерцает точку расположения фокуса современного религиозного сознания. Этим же объясняется и столь сильная тяга современного духовенства и клира к интеллектуальности, рациональной психологии и философии. Это ловушка рационального интеллекта для душевного ума.
Это и есть главная причина того, почему современное православное духовенство и церковноначалие на дух не переносит святоотеческой православной психологии и учения отцов о душе, как того мистического и эзотерического в христианстве, что расположено выше 12-го слоя, разделяющего душевный ум и духовный.
Видишь, как просто на самом деле объясняется всё то, что происходит сегодня и в церкви и в монашестве и в самом религиозном сознании с точки зрения духовного знания и учения о матрице сознания.
– Это просто какая-то диверсия внутри самой церкви о которой церковь даже не догадывается, – с некоторой грустью сказал молодой монах.
– Это не диверсия, мой друг, – ответил старец, – это фундаментальная закономерность движения энергии сознания согласно Закона Логоса и матрицы человечности и это было предсказано наступлением неизбежного человеческого апокалипсиса, о котором мы с тобой уже не раз говорили.
Любимому ученику Христа Иоанну была открыта эта закономеорность Логоса и он описал её в своём пророческом видении и Откровении в виде метафорических образов и символов, которые это всё и отражают. Ты помнишь главу 12 Откровения ?
– Наизусть не помню.
– Ну, тогда слушай.
Старец наизусть зачитал шесть стихов:
«Стих двеннадцатый: Итак веселитесь, небеса и обитающие на них! Горе живущим на земле и на море! потому что к вам сошел диавол в сильной ярости, зная, что немного ему остается времени.
Стих тринадцатый: Когда же дракон увидел, что низвержен на землю, начал преследовать жену, которая родила младенца мужеского пола.
Стих четырнадцатый: И даны были жене два крыла большого Орла, чтобы она летела в пустыню в свое место от лица змия и там питалась в продолжение времени, времен и полвремени.
Стих пятнадцатый: И пустил змий из пасти своей вслед жены воду как реку, дабы увлечь ее рекою.
Стих шестнадцатый: Но земля помогла жене, и разверзла земля уста свои, и поглотила реку, которую пустил дракон из пасти своей.
Стих семнадцатый: И рассвирепел дракон на жену, и пошел, чтобы вступить в брань с прочими от семени ее, сохраняющими заповеди Божии и имеющими свидетельство Иисуса Христа».
Что ты понял из этого отрывка ? – переспросил старец.
– Я понял, что церковь Христова в конце века сего удалится из мира обратно в пустыню и будет гонимой миром и красным драконом, но я пока не могу ухватить смысла красного дракона.
– Красный дракон – это восставший неокоммунизм и сталинизм, который сегодня уже поднял голову. Жена облечённая в солнце – это Церковь Христова небесная. Младенец мужеского пола, рождённый женой, – это дух Христов. Два крыла большого Орла – два качества Логоса – безмолвие и бесстрастие. Удаление в пустыню – это уход во внутренне безмолвие и умное делание. Видишь как всё просто для того, кто знает учение отцов ?
– А что обозначают другие символы ?
– Вода из пасти дракона – большая ложь, ложные знания и учения, включая и религиозные. Земля, поглотившая реку – это стихийные бедствия и катаклизмы, показывающие беспомощность человеческой науки и всех человеческих технологий. Рассвирепевший дракон – это неосталинизм, понимающий свою гибель и вступающий в последнюю схватку с остатками правды и духовного сознания перед окончанием сего века.
– Ты не находишь параллелей с современной жизнью ?
– Нахожу, отче.
– А с испытанием твоего духа находишь связь ?
– Нахожу отче.
– А роль тайной схимы в миру видишь и находишь ?
– Вижу и нахожу, отче.
– Ну вот и слава Богу, что ты понял чем путь тайной схимы отличается от киновии и общежитийного монашества, – ответил старец. – Давай на этом сделаем остановку. Переоденься и пошли уберём опавшие листья в конце сада.
…продолжение следует…
Искушение Часть 3
…продолжение…
Уборка листьев, несмотря на кажущуюся простоту, заняла довольно много времени и отняла не мало сил. Трудность была в том, что нужно было тщательно выгребать листья из зарослей аронии, которые росли в самом конце сада вдоль всего забора.
Старец намеренно заострил на этом внимание, упомянув, что на листьях и под ними зимует много садовых паразитов, и поэтому по возможности все опавшие листья нужно убрать. Садовые грабли не пролезали сквозь заросли аронии и поэтому выгребать листья из кустов приходилось практически вручную.
После двух часов напряжённой работы, вся задняя часть сада до самого забора была очищена от опавших листьев. Для этого старцу и молодому монаху пришлось вынести на пустырь за домом по очереди пять больших куч листьев весом около полцентнера каждая, сложенных на широкий лист полиэтилена.
Когда последняя куча листьев была отнесена на пустырь, старец удовлетворённо вытер пот со лба и сказал:
– Ну, вот большое дело сделали с тобой, а мне бы одному пришлось до самого вечера здесь ковыряться. Ну что, пойдём в дом перекусим, как полагается после работы, и выпьем чайку с вишнёвым вареньем.
В качестве перекуса старец предложил молодому монаху амлет с овощами, который напоминал что-то среднее между амлетом, запеканкой и лазаньей и внешне был совсем не похож на амлет за счёт зеленовато-оранжевого цвета овощей и твёрдой хрустящей корочки из панировочных сухарей.
На вкус амлет оказался просто изумительным за счёт оригинального подбора овощей, зелени и пряностей. Богатый вкус амлету придавали восточные пряности из которых чувствовался вкус индийского карри и кардамона. Кроме яиц в амлете были кусочки сыра и ещё какие-то ингредиенты, которые в сочетании с кабачками, баклажанами и сладким перцем создавали неповторимую гамму вкусов.
– Какой вкусный у тебя амлет, отче, по какому рецепту ты его готовил? – переспросил молодой монах.
– Это делала Марта мне сегодня на завтрак, – ответил старец. – Только она может делать из самых простых вещей такие изысканные блюда. У меня бы так не получилось при всём желании.
– А она что, дома ?
– Нет, она ушла за полчаса до твоего прихода. Я же тебе уже говорил, что она всё знает заранее и умеет строить отношения так, что всегда остаётся незаметной. Это её искусство, но в приготовлении пищи равных ей просто нет, здесь она настоящая колдунья в хорошем смысле слова.
– Она этому где-то специально училась ? – переспросил молодой монах.
– Нет, это её духовный дар – уметь тонко чувствовать во всём гармонию и соразмерность. Только люди с очень утончённым и хорошим вкусом могут так тщательно выбирать и комбинировать различные компоненты. Для этого нужно ещё и знание трав, пряностей и принципов их сочетания. Таким же был и мой учитель.
Ну что вернёмся к нашим баранам? Итак, ответь мне – какой урок ты извлёк из встречи с братией и новым настоятелем?
– Я понял, отче, что вера иноческая по учению отцов и массовая религия – это совершенно разные пути и что современный монастырь – это уже не то место, где можно духовно расти и достигать духовного совершенства.
– Огорчён ли ты этим открытием, брат?
– Да, отче, отчасти огорчён.
– Но ведь ты об этом знал и раньше, просто твоя вера убеждала тебя в обратном и тебе нужен был показательный эксперимент, который бы окончательно развеял все твои сомнения. Ты его получил и поэтому иллюзий на этот счёт у тебя больше нет.