VII Аркан Колесница и Карл Великий
Не только Юстиниан I многое сделал для того, чтобы восстановить Римскую империю и вернуть ей былое могущество. Карл Великий вошел в историю своим триумфальным завоеванием земель и объединением Центральной и Западной Европы. В 800 году он становится императором Римской Империи. Во время своего правления Карл Великий сделал все, чтобы объединить разные народы под одним началом. Такая политика актуальна и сейчас для Евросоюза. Что объединит людей в средневековую эпоху лучше, чем религия? Именно поэтому Карл Великий проводит очень много реформ для Церкви, чтобы она работала как единая централизованная система, а не состояла из разрозненных частей, перетягивающих одеяло на себя. Он очень многое делал для образования церковной элиты. Поэтому Карл Великий не только был завоевателем, но и практически главой франкской Церкви.
Аркан Колесница всегда ассоциируется с величием и завоеванием, которое достигается гармонией материального и духовного в человеке. Он должен уметь находить баланс, иначе его сбросит с колесницы. Если присмотреться к деяниям Карла Великого, то у него как раз был этот баланс – он и завоеватель, и религиозный деятель, что вполне могут символизировать два коня, запряженные в колесницу (Рис. 41). Кроме того, они могли олицетворять объединение Востока и Запада Европы Карлом Великим.
Рис. 41 Колесница из Марсельского Таро (Jodorowsky & Camoin)
VI Аркан Влюбленные и романтика создателей колод
Золотое Флорентийское Таро берет свое начало от колоды Таро Висконти-Сфорца. На самом деле, так назывались многие колоды, созданные в XV веке, т. е. Таро Висконти-Сфорца – это собирательное название всех колод, созданных примерно в одном стиле и в одно время. Историки считают, что некоторые из них были преподнесены в качестве подарков к торжественным событиям. Что может быть торжественнее свадьбы?
Так, колода «Cary-Yale Visconti-Sforza» могла быть свадебным презентом от миланского герцога Филиппо Висконти для Марии Савойской. Она создана примерно 1466 году (Рис. 42).
Колода «Colleoni-Baglioni» тоже могла быть подарком к десятилетию свадьбы Франческо Сфорца и Бьянки Марии Висконти в 1451 году (Рис. 43).
Теперь представьте свадьбу. Ваш будущий супруг преподносит вам колоду Таро в качестве подарка, и там на Аркане Влюбленные вы изображены вместе с ним. Думаю, это было бы очень романтично. Поэтому я сравнила героев Арканов Влюбленных из двух вышеперечисленных колод с портретами самих исторических личностей. На Рис. 42 и 43 вы можете их сопоставить самостоятельно.
Рис. 42. В центре – Влюбленные из колоды «Cary-Yale Visconti-Sforza», слева – портрет Филиппо Висконти, справа – Марии Савойской
Рис. 43. В центре – Влюбленные из колоды «Colleoni-Baglioni», слева – портрет Франчеко Сфорца, справа – Бьянки Марии Висконти
Я думаю, некое сходство есть. Поэтому по исторической хронологии Аркан Влюбленные соответствует 1451- 1466 гг. Конечно, свадьба, а тем более ее годовщина – это не масштабное историческое событие, но создатели колод были вольны изображать все что угодно. Вряд ли они бы не воспользовались возможностью признаться любви в своих колодах.
V Аркан Иерофант и ослабление церковной власти
В Марсельском Таро Аркан Иерофант называется Папа (Рис. 44).
Рис. 44. Иерофант из Марсельского Таро (Jodorowsky & Camoin)
С исторической точки зрения самое главное на этом Аркане не само изображение Папы Римского, а положение этой карты относительно Аркана Император. Если мы обратимся к привычной всем последовательности карт Таро, в которой сначала идет карта Император (IV), а только потом Папа (V), то у нас возникнет вопрос: почему именно так? Церковная власть в эпоху Возрождения или в Позднее Средневековье (к этому времени относится Марсельское Таро, Таро Висконти-Сфорца и Золотое Флорентийское Таро) имела большее влияние, чем светская власть. По идее, во всех колодах порядок должен быть таким: Верховная Жрица, Верховный Жрец, Императрица, Император. Такая последовательность выглядит более логичной, чем та, которая есть на сегодняшний день. Значит, создатели Таро пошли на уступки светской власти, поэтому сначала идет карта Император, а потом Иерофант.
С чем может быть связана именно такая последовательность? Немного предыстории. С X века возникает Священная Римская Империя, у руля которой было два правителя: Папа и император. Формально все было так, но по факту у Церкви было преимущество. Она могла накладывать интердикт, т. е. отлучать людей от церкви, в том числе и правителей. Для средневекового человека – это было худшее наказание. Отлучение от Церкви не давало ему права быть похороненным по христианским традициям, он становился изгоем общества, не мог крестить детей, заключать браки и еще больше начинал бояться, что будет гореть в аду. Для императора такое отлучение означало, что его власть уже незаконна, и те люди, которые ему служат, тоже могут быть так же наказаны. Если император был властителем только своей страны, то Папа влиял на весь западно-христианский мир. В подчинении у него были еще и рыцари, которые формировали свои военно-духовные ордена, т.е. по сути у Церкви была своя армия. Естественно, светской власти не нравилось такое положение вещей, и она пыталась всячески ограничить власть Папы. Поэтому Карл VII в 1438 году создает Прагматическую санкцию, юридически закрепляющую независимость французско-католической Церкви от Папы и подчиняющую ее королю. На деле этот документ оказался не эффективным и не смог обеспечить свободу французской Церкви. Поэтому в 1516 году создается Болонский конкордат, в котором король мог назначать своих кандидатов на высшие духовные саны, что означало подчинение Церкви светской власти. Я считаю, что создатели Золотого Флорентийского Таро и Марсельского Таро могли продемонстрировать положение Церкви в то время именно таким образом, поставив карту Иерофанта после Императора.
Однако, хочу напомнить вам, мои дорогие читатели, что мы-то с вами рассматриваем порядок карт снизу вверх от Аркана Мир. До этого момента у нас выстраивалась прекрасная хронология исторических событий, но что же получается сейчас? В моей последовательности первым все-таки становится Аркан Иерофант. Я думаю, здесь заключена двоякая ситуация или двойная игра создателей колоды. Да, формально они выполнили условие светской власти, поставив Папу после Императора. Однако, именно в порядке от Аркана Мир, который скрыт от большинства непосвященных людей, заключена идея того, что как вы не переставляйте карты, религия все равно будет иметь бОльшую власть над умами и сердцами людей, чем любая политика. Так будет всегда.
Император Фридрих III и Императрица Элеонора Елена Португальская – IV и III Арканы
Какие исторические личности могли быть на Арканах Император и Императрица? Это были те люди, которые больше сделали для своего народа, или это были современники создателей Таро? Если иметь хорошее представление о нравах людей конца Средневековья, то я делаю ставку на последнее. Культ личности правителей был первостепеннее их достижений. Мы с вами знаем, что колоды создавались между 1451—1466 гг. В это время Императором Священной Римской Империи становится Фридрих III (1452—1493 гг.) и его жена Элеонора Елена Португальская.
Фридрих III не был блестящим правителем, и во время его власти было много смут, из-за которых он то и дело терял свое влияние и не мог при этом заняться реформами внутренней политики – на все просто не хватало времени. Поэтому Фридрих III считается последним императором эпохи Средневековья из-за старомодного стиля правления. Зато он смог объединить австрийские земли. Еще Фридрих III устроил выгодный брак своего сына с наследницей Бургундского трона, что заложило империю династии Габсбургов, которая правила до Новейшего времени. Жена императора Элеонора Елена Португальская была девушкой беззаботной, но с сильной волей и боевым духом. Так, во время восстания, когда ее семья была захвачена в плен, и всем пришлось питаться кошками, собаками и даже крысами – она поддерживала в семье боевой настрой.
Обратимся к сюжетам на картах Таро. Свои выводы о том, что перед нами правители Священной Римской Империи, я сделала по изображениям орлов на щитах Императора и Императрицы, вы можете их увидеть на Марсельском Таро (Рис. 45).
Рис. 45. Слева – Император, справа – Императрица из Марсельского Таро (Jodorowsky & Camoin)
Геральдическим символом Священной Римской Империи с 962 г. был черный орел (Рис. 46).
Рис. 46. Орел – геральдический символ Священной Римской Империи с 962 г.
Правда, в Марсельском Таро орлы золотые, зато именно черные птицы есть на картах Таро Colleoni-Baglioni (Таро Висконти-Сфорца). Мы видим этот геральдический символ на щите у Императрицы и на шапке у Императора (Рис.47)
Рис. 47. Слева – Императрица из колоды Таро Colleoni-Baglioni, справа – Император из этой же колоды
Рис. 48. Ганс Бургкмайр. Король Фридрих III
Теперь обратимся к портрету Фридриха III (Рис. 48). Посмотрите, насколько он похож на изображение Императора в Марсельском Таро (Рис. 45).
Обратите внимание на эмблему сзади короля – это снова наш черный орел (Рис. 48). Внизу портрета вы можете увидеть темный флажок с изображением маленьких золотых орлов, которые есть и на Марсельском Таро. Кстати, картина была написана при жизни Фридриха III, поэтому, кто знает, возможно, именно этот портрет был взят за основу сюжета Аркана Император.
ЛЕГЕНДАРНЫЕ ЛИЧНОСТИ: ПАПЕССА И МАГ – II И I АРКАНЫ
Я объединила эти Арканы, потому что они относятся к легендарным личностям, чье существование в истории спорно.
Папесса Иоанна
В реальной истории или в легендах (это еще не известно) был лишь один случай, когда женщина заняла папский престол, и то обманом, переодевшись в мужчину. Ею или им была Папесса Иоанна, правда, тогда она назвала себя Иоанном VIII (Рис. 49). Эта женщина была образована – умела читать и писать. Поэтому сначала она стала нотариусом курии, потом дослужилась до кардинала, после чего стала Папой Римским. Разоблачена она была лишь тогда, когда родила ребенка. Есть версии, что она либо умерла сразу после родов, либо ее казнила разгневанная обманом толпа. Самым главным доказательством ее реального существования может быть то, что после Папессы Церковью вводится процедура определения пола для всех новых понтификов. Для этого был изобретен даже специальный стул.
Спорность ее существования поднимается как раз в XV веке, что соответствует нашей Таро-хронологии. Ученый Платина в это время подверг сомнению легенду о Папессе. Однако, в пользу существования Иоанны может говорить еще тот факт, что в ее честь было установлено множество скульптур. Так, ее бюст стоял в кафедральном соборе в Сиене, который потом был переделан в Папу Захария.
Как бы там ни было, создатели Таро, видимо, верили в Папессу Иоанну и посвятили ей Аркан (Рис. 49).
Рис. 49. Слева – изображение Папессы Иоанны, справа – Папесса из Марсельского Таро (Jodorowsky & Camoin)
Некоторые исследователи считают, что на Аркане изображен не конкретный исторический персонаж, а собирательный образ эклессии или Церкви, которую могли представить в виде женщины.
В любой последовательности Старших Арканов получится, что монархи зажаты религией с обеих сторон: в обратном порядке над Императором стоит Папа или Иерофант, а в стандартной последовательности над Императрицей находится Папесса. Этим однозначно подчеркивалось доминирование религии над светской властью в Средние века.
Маг или алхимик Василий Валентин
Василий Валентин был самым загадочным алхимиком, который предположительно жил в XIV или XV веке (Рис. 50). Он якобы даже смог создать философский камень. Неизвестно точно, каким Василий Валентин был магом, потому что в то время Церковь даже научные знания считала колдовством, но химиком он был прекрасным. Этот алхимик смог создать чистую ртуть, изучить мышьяк, открыть соляную кислоту, описать способы получения нашатыря и царской водки. Василий Валентин занимался облагораживанием металлов (алхимией) и в процессе Великого делания (создания философского камня) пришел к выводу, что те вещества, которые облагораживают металлы, могут еще и исцелять людей от болезней. Так, он начал делать препараты на основе сурьмы. Это стало его первым шагом к ятрохимии – это химия, создающая лекарства.
Василий Валентин был монахом, поэтому он связывал алхимию с религией и считал, что этим могут заниматься только благочестивые люди. Самое известное его произведение – «Книга двенадцати ключей». Некоторые историки подвергают сомнению существование Василия Валентина, а его сочинения приписывают группе людей.
В Марсельском Таро перед нами точно алхимик, одетый как средневековый аптекарь (Рис. 50). Перед ним разложены алхимические приборы: ножи, чаши для смесей, сумка аптекаря. Если оценивать влияние Василия Валентина на развитие фармацевтики и тот факт, что он был одним из первопроходцев в этой науке, то изображение Аркана Маг вполне перекликается с ним.
Рис. 50. Слева – изображение Василия Валентина, справа – Маг из Марсельского Таро (Jodorowsky & Camoin)
Шут (0) и общество Безумной Матери
Есть мнение, что Аркан Шут не имел номера с момента его создания. Мне это заявление кажется странным, потому что изначально все Старшие Арканы в принципе не имели нумерации и были созданы для людей, которые, грубо говоря, были в теме. Нумерация карт Таро появилась уже в более поздних изданиях. Правда в том, что в современной версии Марсельского Таро, созданной в середине XVIII века, Шут действительно не имеет номера (Рис. 51). С чем это может быть связано в истории? Давайте разбираться.
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «ЛитРес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.
Вы ознакомились с фрагментом книги.
Для бесплатного чтения открыта только часть текста.
Приобретайте полный текст книги у нашего партнера:
Полная версия книги