– «Перебравшись из Фив в эль-Амарну, он окружил себя жрецами из Гелиополиса (Она). На этом почитание Сфинкса в Фивах закончилось. Его изображение было разрушено. Статуи сфинксов и предыдущего царя были изуродованы и побиты. На двенадцатый год его царствования его жена, Нефертити, покинула его» [18].
Подобной информации нет. Интересно, что комментаторы Манефона не упоминают о правлении Эхнатона (Аменхотепа IV), а вместо этого сообщают о 12-летнем правлении царицы Акенхерес (Нефертити?).
– «Кроме отторжения азиатских провинций, завоеванных предшественниками Аменхотепа IV, другие признаки распада государства или немилости богов обнаружились и в самом Египте: это мог быть ГОЛОД, о периодических наступлениях которого сетуют многочисленные письма; эпидемии, как на Кипре, в результате чего страна обезлюдела» [18].
Аналогия: «Положение осложнялось войной с крестоносцами, которые овладели Палестиной и постоянно нападали на Египет. В 1143 году в страну пришел большой ГОЛОД, центнер пшеницы стоил 9 динаров. Сбор хараджа снижался, в 1144-1146 годах он составлял 2,7 млн. динаров» [32].
1149 г.
– «Огромное внимание уделено Ю. фон Бекератом синхронизмам египетской, переднеазиатской и греческой истории, используемым при реконструкции древнеегипетской хронологии. Две ключевые проблемы в этой области – это идентификация египетского царя «Нибхурурияса» хеттских источников (из которых можно вывести, что «Нибхурурияс» умер за 5-10 лет до смерти хеттского Суппилулиумаса) и хронологическая интерпретация КВо I 10 – письма Хаттусилиса III вавилонскому царю Кадашман-Эллилю II. Имя Нибхурурияса можно сопоставлять с солнечными именами как Аменхотепа IV, так и Тутанхамона; от выбора в этой области зависит реконструкция как амарнской, так и хеттской хронологии. Ю. фон Бекерат решительно принимает отождествление с Тутанхамоном, хотя некоторые видные египтологи до сих пор его игнорируют» (Beckerath.pdf).
Иначе говоря, исходя из хеттских источников, за 5-10 лет до смерти Суппилулиумаса в Египте умер фараон «Нибхурурияс», который должен соответствовать либо Аменхотепу IV (Эхнатону), либо Тутанхамону.
Выше мы предположили, что Суппилулиума I соответствует султану Масуду I (1116 – 1156), следовательно «Нибхурурияс», умерший на 5-10 лет ранее Суппилулиумы I – это Аменхотеп IV (аль-Хафиз, 1130 – 1149), умерший на 7 лет раньше Суппилулиумы I.
– «Обстоятельства смерти Эхнатона неизвестны. Некоторые исследователи считают, что он был отравлен, так как на одной из росписей изображено покушение на него» (ru.wikipedia.org/wiki/Эхнатон).
Известны следующие события: «Среди негров возникли злоба и раздор между райханитами, рабами (мамлюками) аль-Хафиза, и джуюшитами (армянскими отрядами), александрийцами и фарихитами. Райханиты были с одной стороны, а все остальные соединились против них. В той и в другой партии оказалось много народу. Аль-Хафиз не мог с ним совладать. Джуюшиты и их приверженцы победили райханитов, и они оставили на маленьком рынке «эмира войск» тысячу человек убитыми, так что вся площадь была завалена трупами. После избиения райханитов люди полагали, что аль-Хафиз не одобрит этого и строго накажет убийц. Но он был смертельно болен и умер через два дня (10 октября 1149 года)» [53].
10. ПРАВЛЕНИЕ СМЕНХКАРА.
1149 г.
– «Известно, что вскоре после смерти Эхнатона Египтом правил фараон Сменхкара. Помимо имени Сменхкара, он использовал преномен Анхеперура. Существует надпись, упоминающая о соправителе, правившем совместно с Эхнатоном под именем Анхеперура Нефернефруатон, которым предположительно и был Сменхкара. Путаница усугубляется еще и тем, что имя Нефернефруатон использовала также и царица Нефертити. Сменхкара находился в близкородственных отношениях с Эхнатоном и вероятно был его СЫНОМ» (razlib.ru/kulturologija/prokljatie_tutanhamona/p2.php).
О следующем халифе известно следующее: «Аз-Зафир (февраль 1133 – март 1154) был десятым фатимидским халифом (1149 – 1154). Он был пятым СЫНОМ аль-Хафиза, но его четыре старших брата умерли прежде своего отца, и в итоге он был в письменной форме назначен наследником. Он был провозглашен халифом и получил присягу 9 октября 1149 года» (ca.wikipedia.org/wiki/Al-Zahir_Abu_Mansur_Ismail).
– Считается, что Сменхкаре принадлежит мумия KV55.
«Останки мумии KV55 были рассмотрены учеными несколько раз за минувшее столетие, в том числе Э. Смитом (в 1912 г.), Д. Дерри (1931), Р. Дж. Харрисоном (1966), Э. Строухолом (1998/2000) и Дж. Филер (2001). Джойс Филер отмечает, что «когда он умер, ему было между 18 и 21 годами». Это соответствовало предыдущим результатам (18-26 лет). Например, еще Дерри пришел к выводу, что умершему было около 23 лет, а Строухол дал ему возростной диапазон от 19 до 22 лет. Исследования Венте позволили выявить очевидное сходство между черепами мумий из KV55, Тутанхамона и Тутмоса IV. А тесты из «Nature» указывали на то, что мумии из KV55 и Тутанхамона имели одну и ту же редкую группу крови. Согласно всем этим данным, мумия из KV55 считалась отцом или братом Тутанхамона» (egyptopedia.info/s/1584-smenhkara).
Аналогия: аз-Зафир (февраль 1133 – март 1154) умер в возрасте 21 года и 1 месяца.
– Продолжительность правления Сменхкара не известна. Исходя из надписи в одной из гробниц, которая датирована третьим годом и третьим месяцем правления владыки обоих земель Анхеперура, Сменхкара правил не менее 3-х лет и 3-х месяцев, поэтому египтологи отводят для его правления от 3-х до 5-ти лет (Helck, 1324 – 1319; Krauss, 1335 – 1332). Если ранее предполагалось, что Сменхкара все это время был соправителем Эхнатона, то в настоящее время это положение оспорено и ему приписывается вполне самостоятельное правление. [34]
Правление аз-Зафира продолжалось четыре с половиной года (октябрь 1149 – март-апрель 1154). Соответствие может выглядеть так:
1154 г.
– «Вполне возможно, что Сменхкара принял свою смерть от рук соперничающей группировки» [18].
Аналогия: «Аз-Зафир задумал между тем побудить Ибн Аббаса к убийству своего отца, чтобы стать вместо него везиром. Его отец узнал об этом деле, склонил его на свою сторону и сговорился с ним убить аз-Зафира. Наср ад-дин ибн Аббас пригласил халифа в свой дом, его люди бросились на аз-Зафира и убили его. Было это в ночь на четверг в последний день месяца мухаррема 551 года» [53].
– «Ранее Сменхкара отождествляли с таинственным фараоном Нефернефруатоном, так как у них совпадали тронные имена (Анххеперура). Сейчас принято различать фараонов Сменхкара и Нефернефруатон как двух разных правителей. Однако точный порядок и период их правления остаётся неизвестным» (ru.wikipedia.org/wiki/Сменхкара).
Сохранилась надпись, датированная третьим годом правления Анххеперура Нефернефруатона, где идет речь о праздновании в храме Анхеперура (Сменхкара). Таким образом, «кажется вполне очевидным, что Сменхкара должен предшествовать Нефернефруатону на престоле, так как его храм уже функционирует и датирован третьим годом царствования Нефернефруатона» (en.wikipedia.org/wiki/Smenkhkare).
Соответствие может выглядеть так:
– В последнее время все большее признание приобретает теория о том, что «фараон Нефернефруатон» – это женщина: «Анххеперура-мери Неферхеперура Нефернеферуатон – древнеегипетская царица, которая правила в качестве фараона в конце Амарнского периода во времена XVIII-й династии. Принадлежность к женскому полу подтверждается характерными символами в ее имени, а также благодаря эпитету «Ахет-эн-хис» («Желанная для своего мужа»), включенным в царский картуш в одной из версий ее тронного имени. Эту царицу следует отличать от фараона Сменхакара, который также использовал тронное имя «Анххеперура», однако без каких-либо эпитетов внутри своего картуша. Наиболее вероятным кандидатом на место Нефернеферуатон является Меритатон (ДОЧЬ Эхнатона), которая засвидетельствована как жена и царица Сменхкара. Впервые она была выдвинута на эту роль Рольфом Крауссом в 1973 году, пытавшегося таким образом объяснить наличие женских следов и эпитетов в тронном имени «Анххеперура», а также чтобы соответствовать описанию Манефона о царице «Акенхерес», как дочери «царя Ороса». Некоторые египтологи одобрили эту гипотезу и приняли ее в качестве основной, чтобы объяснить присутствие женской фигуры с именем «Анххеперура» на месте правителя после смерти Сменхкара и, возможно, в качестве РЕГЕНТА при Тутанхатоне. Большинство египтологов все же считают, что под именами «Меритатон» и «Нефернеферуатон» скрывались два разных человека. Французский египтолог Марк Габольд считает, что именно ее стоит отождествлять с египетской царицей Дахамунзу, упоминаемую в хеттском эпосе о царе Суппилулиуме. Согласно этому документу, хеттский принц Заннанза отправляется в Египет, чтобы жениться на ней и претендовать на престол в качестве фараона» (egyptopedia.info/n/1585-neferneferuaton).
Аналогия выглядит так: «Ситт аль-Кусур была фатимидской принцессой, ДОЧЕРЬЮ халифа аль-Хафиза (Эхнатона)и сестрой халифа аз-Зафира. В апреле 1154 года ее брат аз-Зафир был убит визирем Аббасом и его сыном Насром. За убийством последовало назначение пятилетнего сына аз-Зафира, аль-Фаиза, халифом и казнь двух братьев аз-Зафира, которых Аббас обвинил в убийстве халифа. Ситт аль-Кусур попыталась отомстить визирю и даже обратилась за помощью в его свержении к иерусалимскому королю (эпос о царе Суппилулиуме и египетской принцессе Дахамунцу). В Каире принцессы из династии Фатимидов, как говорят, остригли свои волосы и отправили их в знак мольбы о помощи правителю Асьюта Талаю ибн Руззику. Ибн Руззик согласился помочь и двинулся на Каир. Во время последовавших за этим беспорядков Аббас и его сын попытались бежать в Сирию, но были перехвачены крестоносцами у Мертвого моря. Ситт аль-Кусур заплатила большую сумму денег, чтобы добиться смерти их обоих. Затем Ситт аль-Кусур взяла на себя ОПЕКУ над аль-Фаизом, хотя реальная власть принадлежала Ибн Руззику как новому визирю. В июле 1160 года аль-Фаиз умер от эпилептического припадка. В качестве своего преемника Ибн Руззик выбрал младшего из всех фатимидских принцев, девятилетнего аль-Адида (Тутанхамона), чей отец был одним из братьев аз-Зафира, казненного Аббасом в тот самый день, когда аль-Фаиз был возведен на трон. Положение Ибн Руззика во главе государства еще больше укрепилось, когда он заставил молодого халифа жениться на своей дочери. Однако эти действия встревожили Ситт аль-Кусур, которая в сентябре 1161 г. сговорилась с командирами нубийских контингентов в египетской армии, чтобы убить Ибн Руззика. Покушение не удалось – и Ибн Руззик, и его сын были ранены, но не убиты. В отместку Руззик вызвал Ситт аль-Кусур к себе и задушил ее собственной вуалью (1161)» (en.wikipedia.org/wiki/Sitt_al-Qusur).
1157 г.
– «Из гробницы Тутанхамона известны сосуды с годами бога Атона (Йота). Последний из них датируется 21 годом Атона. Сосуд, следующий за ним хронологически, датируется 1-м годом Амона. Отчет воцарения Атона начинается с 6-го года правления Аменхотепа IV, года, когда Аменхотеп IV сменил свое имя на Эхнатон» (dvkar.com/rus/tlpe.html).
Если 6-й года правления Аменхотепа IV (аль-Хафиза) соответствует 1137 году, то последний, 21-й, год Атона приходится на 1157-й год.
– «В фиванской гробнице №139 (TT139) имеется иератическая надпись, которая начинается со слов: «3-й год царствования, третий месяц Наводнения, 10-й день. Царь Верхнего и Нижнего Египта, Владыка Двух Земель, Анххеперура, Любимец Атона, Сын Ра, Нефенеферуатон, Любимец Уаэнра. Исповедуясь Амону и целуя землю для Уэненнефера, мирского жреца, писец божественных подношений Амона в Доме [храме] Анххеперура в Фивах, Пауи, рожденный Иотефсенебом, говорит: …». Поскольку имеется прямая ссылка на правящего царя, то данная надпись может быть непосредственно привязана ко времени правления Анххеперура Нефернеферуатон и предполагает, что подношения в честь бога Амона в заупокойном храме были сделаны на третьем году ее правления. Также представляется очевидным тот факт, что в это время уже был снят запрет на поклонение другим богам, и связи между Амарной и культом Амона проявлялись все теснее. Если это действительно так, то Сменхкара, вероятней всего, предшествовал Нефернеферуатон на престоле соправителя и его заупокойный храм построен в 3-й год правления последней» (egyptopedia.info/s/1584-smenhkara).
Если Сменхкара соответствует аз-Зафиру (1149 – 1154), то его заупокойный храм построен в третий год правления аль-Фаиза (1154 – 1160) и Ситт аль-Кусур, т.е. примерно в 1157-й. И к этому же времени относиться официальное восстановление упоминания Амона в качестве верховного божества.
11. ПРАВЛЕНИЕ ТУТАНХАМОНА.
1160 г.
– «Тутанхамон – СЫН Эхнатона и не идентифицированной сестры Эхнатона (мумия KV35YL). Муж Анхесенамон, третьей дочери Эхнатона, мумией которой с большой долей вероятности является KV21A. Согласно ДНК-исследованию, Тутанхамон принадлежал к гаплогруппе R1b1a2. Он вступил на престол в ДЕВЯТИЛЕТНЕМ возрасте. За него правили престарелый царедворец Эйе и полководец Хоремхеб. В детстве был назван Тутанхатон, в честь бога Атона, но после смерти его отца и отмены культа Атона, взял имя Тутанхамон» (ru.wikipedia.org/wiki/Тутанхамон).
Аналогия: «Ал-Фаиз, наследовал своему отцу, аз-Зафиру (1149 – 1154), в возрасте 5 лет. Когда через пять лет, в 1160 году, он бездетным отошел в мир иной, фатимидский визир посадил на трон другого ВНУКА ал-Хафиза с титулом ал-Адид. В то время ал-Адиду исполнилось ДЕВЯТЬ лет» [14].
Таким образом, Тунанхамон, ставший фараоном в 9 лет, должен соответствовать аль-Адиду, провозглашенному халифом в 9 лет.
– «Происхождение Тутанхамона является неопределенным. Учеными были выдвинуты несколько гипотез о родителях Тутанхамона. Есть много оснований полагать, что он приходился родным сыном Эхнатону. Иногда можно услышать, что Тутанхамон являлся сыном преемника Эхнатона – загадочного фараона Сменхкара (т.е. ВНУКОМ Эхнатона). В единственном упоминании, сохранившемся с того времени, на каменный блок из песчаника, найденный в Гермополисе, вообще не упоминает имени родителя. Существует также вероятность, что упоминание о принадлежности к царской крови на самом деле может означать отношение юного фараона к одной из боковых линеек царского семейства, а отсутствие в его имени картуша и вовсе подталкивают к выводу, что надпись была сделана в тот момент, когда Тутанхамон еще не был фараоном. Исследования ДНК мумии Тутанхамона позволили выяснить, что мумия из KV55 была отцом фараона-мальчика и сыном фараона Аменхотепа III» (egyptopedia.info/t/1586-tutanhamon).
Ал-Адид (1160 – 1171) – ВНУК ал-Хафиза (Эхнатона). Его отец, Йусуф, не правил перед ним (казнен визирем Аббасом в 1154 году), поэтому об аль-Адиде можно сказать, что он принадлежал «к одной из боковых линеек царского семейства».
– Позднейший известный нам год его правления – 9-й. Исходя из данных комментаторов Манефона, соответствие может выглядеть так:
1171 г.
– «После 9-летнего правления, не дожив и до 20 лет, что установлено путём анатомического исследования его мумии, Тутанхамон, видимо поражённый какой-то болезнью, скончался» (ru.wikipedia.org/wiki/Тутанхамон).
Аль-Адил умер в возрасте 20-ти лет (май 1151 – сентябрь 1171) после правления в течение 12-ти лет и 2-х месяцев (июль 1160 – сентябрь 1171). Девять лет правления аль-Адила может проходится на время до завоевания Египта Зангидами (январь 1169).
– «Причиной смерти ребенка-царя называли УБИЙСТВО, несчастный случай во время охоты или ОСЛОЖНЕНИЕ ПОСЛЕ БОЛЕЗНИ. По словам Хавваса Тутанхамон скончался от плохо излеченного перелома голени, осложнившегося инфекцией и тяжелой формой малярии. Американский египтолог Боб Бриер, полагаясь на рентгеновские снимки мумии Тутанхамона, сделанных в 1968 году, предположил, что Эйе мог убить его, чтобы узурпировать царский престол. Более тщательное компьютерное сканирование мумии показало, что Тутанхамон умер не от удара по голове, как считал Бриер, а от инфекции, разразившейся в его теле из-за сломанной ноги» (egyptopedia.info/e/1587-eie).
Аналогия: «Когда к сентябрю 1171 года Аль-Адид ЗАБОЛЕЛ (и ВОЗМОЖНО был ОТРАВЛЕН), он попросил Салах ад-Дина навестить его, с расчётом попросить его позаботиться о своих детях. Салах ад-Дин отказался. Аль-Адид умер 13 сентября и через пять дней Салах ад-Дин приказал улему провозгласить перед пятничной молитвой имя аль-Мустади» (ru.wikipedia.org/wiki/Салах_ад-Дин).
– «Со смертью фараона Тутанхамона семейная линия Тутмосидов подошла к концу. Хотя формально XVIII-я династия прекратила свое существование вместе с царствованием Хоремхеба, современные египтологи сходятся на мысли, что Тутанхамон был ПОСЛЕДНИМ фараоном XVIII династии, в жилах которого текла царская кровь» (egyptopedia.info/t/1586-tutanhamon).
Аналогия: «В 1171 г. халиф также скончался, и Салах ад-дин сам занял престол, положив начало новой династии Айюбидов» [42].
Следовательно, мы можем предположить, что гибель XVIII династии соответствует гибели династии Фатимидов.
Общая схема XVIII династии может выглядеть следующим образом:
12. ПРАВЛЕНИЕ АИ (Эйи).
1171 г.
– «После смерти Тутанхамона к власти пришёл престарелый Эйе, закрепивший свои права на престол, по всей вероятности, женитьбой на Анхесенамон. Сохранилось множество записей, датированных 3-им годом правления Эйе. Позднейший известный нам год правления Эйе – 4-ый» (ru.wikipedia.org/wiki/Эйе). «Манефон назначает ему правление длиной 4 года и 1 месяц (5 лет по Африкану и Евсевию)» (en.wikipedia.org/wiki/Ay).
Известны следующие события: «Аль-Адид умер 13 сентября и через пять дней Салах ад-дин приказал улему провозгласить перед пятничной молитвой имя аль-Мустади. Это означало отстранение шиитского халифата от власти. С этого времени Салах ад-Дин правил Египтом самостоятельно, хотя официально он представлял на этой территории эмира Нур ад-дина, который признавался багдадским халифом в качестве правителя Египта и Сирии» (ru.wikipedia.org/wiki/Салах_ад-Дин). «Салах ад-Дин правил сначала как вассал Нур ад-дина с титулом аль-Малик ан-Насир («победоносный король» – титул фатимидского визиря), затем самостоятельно с титулом «султан ислама и мусульман», принятый им в 1175 году и утвержденный по его требованию аббасидским халифом аль-Мустади» [65].
Исходя из продолжительности правления, возможное соответствие выглядит так:
– «Основания, по которым Эйе возложил на себя царские обязанности, не вполне ясны. На самом деле, изначально наследником Тутанхамона и его очевидным преемником указывался Хоремхеб, который являлся командующим армией, а также занимал должность «Заместителя Правителя Двух Земель» (egyptopedia.info/e/1587-eie).
Назначение Тутанхамоном Хоремхеба «Заместителем Господина Обеих Земель» может соответствовать событиям марта 1169 г., когда «вазират, с почетными званиями «султан» и «аль-малик ан-насир», которые обычно давались фатмидским вазирам, перешли по решению аль-Адида Салах ад-Дину» [56].
– «На стенах погребальных покоев Тутанхамона изображен сам Аи, руководящий похоронной церемонией юного царя. Таким образом он подчеркивал, что сам осуществил похоронный обряд для покойного монарха» [18].
Аль-Адида хоронил, по-видимому, Салах ад-дин Юсуф (фактически правил в Египте в 1169 – 1193), но изображаться «на стенах погребальных покоев» мог и Нур ад-дин Мухаммед, чьим наместником в 1171 – 1174 годах был Салах ад-дин.
13. ПРАВЛЕНИЕ ХОРЕМХЕБА.
1174 г.
– «Незадолго до своей смерти Эйе назначил своего СЫНА Нахтмина в качестве будущего фараона. Назначение его на должность преемника Эйе описывается в высеченной надписи на двойной статуе Нахтмина и его супруги. Здесь Нахтмину явно присваивается звания «Царский Принц» и «Сын Царя». Поэтому единственный вывод, который можно сделать на основе этого, заключается в том, что Нахтмин приходился родным или приемным сыном для Эйе и что именно он должен был занять царский престол после него. Тем не менее, планам этим планам Эйе не суждено было сбыться, поскольку царем после него стал Хоремхеб» (egyptopedia.info/e/1587-eie).
Аналогия: «Нур ад-дин понимал исходившую от Салах ад-дина угрозу и готовился к войне с ним, но в 1174 году неожиданно скончался в Дамаске. Ему наследовал СЫН Исмаил, которому тогда было всего 11 лет. Реальная власть сосредоточилась в руках евнуха Гюмюштегина. Государство Зангидов оказалось ослабленным. Салах ад-дин воспользовался этим и в 1174 году без всякого вооруженного сопротивления овладел Дамаском (столицей Нур ад-дина)» [42].
– «Хоремхеб— древнеегипетский сановник и военачальник, впоследствии ставший фараоном Древнего Египта, ПОСЛЕДНИЙ из XVIII династии (по мнению отдельных исследователей, его можно считать ПЕРВЫМ фараоном XIX династии). При Тутанхамоне он занимал высокий военный пост, командуя войсками во время азиатского похода» (ru.wikipedia.org/wiki/Хоремхеб). «Хоремхебу удалось захватить царскую власть, по-видимому, благодаря своему главенствующему положению в египетской армии. Хоремхеб быстро убрал со своего пути Нахтмина и организовал осквернение гробницы WV23, принадлежавшей Эйе» (egyptopedia.info/kh/1588-heremheb).
Аналогия: «Салах ад-дин жил при дворе Зангидов, не проявляя особых склонностей к военным делам и отличаясь благочестием. В 1164 г. против своей воли он был назначен в свиту дяди Ширкуха, который отправился с войском в Египет для того, чтобы помочь фатимидскому халифу ал-Адиду в его войне с королем Иерусалима Амальрихом» [42]. «В 1167 году Салах ад-дин назначен Нур ад-дином правителем Александрии, в марте 1169 года халифом аль-Адидом – везиром, одновременно Нур ад-дином утвержден командующим зенгидскими войсками в Египте. После смерти аль-Адида провозгласил низложение династии Фатимидов и переход Египта под сюзеренитет Аббасидов. Правил сначала как вассал Нур ад-дина с титулом аль-Малик ан-Насир («победоносный король»), затем самостоятельно с титулом «султан ислама и мусульман», принятый им в 1175 году и утвержденный по его требованию аббасидским халифом аль-Мустади, давшем Салах ад-дину инвеституру на управление Египтом, а также покоренными в 1173-1186 Киренаикой, Триполитанией, Нубией, Йеменом и зенгидскими владениями в Палестине и Сирии» [65].
– «После смерти Эйе, Хоремхеб, опираясь на армию, сам занял трон фараонов. Для того чтобы закрепить своё положение на престоле, Хоремхеб ЖЕНИЛСЯ на Мутнеджмет, которую считают младшей сестрой Нефертити» (ru.wikipedia.org/wiki/Хоремхеб).
Аналогия: «В 1174 году атабег Нур ад-Дин умер в Дамаске. Ас-Салиху Исмаилу было всего одиннадцать лет и управление государством захватил евнух Гюмюштегин, который поспешил перевезти наследника в Алеппо. Первые попытки Саладина взять под контроль Алеппо встретили противодействие со стороны Гюмюштегина и Сайф ад-Дина Гази II, но Саладин смог разбить их объединённое войско в 1175 году и осадил Алеппо. Он потребовал, чтобы войско ас-Салиха Исмаила присоединилось к нему для войны с франками, и обещал за это сохранить ас-Салиху власть над Алеппо. Возвратившись в Дамаск, Саладин ЖЕНИЛСЯ на вдове Нур ад-Дина (Исмет ад-дин Хатун), как бы утвердив свое право быть законным преемником владений Зангидов и Буридов» [56]. «Салах ад-дин правил сначала как вассал Нур ад-дина с титулом аль-Малик ан-Насир («победоносный король»), затем самостоятельно с титулом «султан ислама и мусульман», принятый им в 1175 году и утвержденным по его требованию аббасидским халифом аль-Мустади» [65].
– «Продолжительность правления этого фараона до сих пор остается предметом дискуссий среди египтологов. Наиболее поздней и достоверно установленной датой царствования Хоремхеба считаются 13 и 14 годы, которые указаны на нескольких винных печатях. Однако также имеется еще более поздняя дата, засвидетельствованная на анонимном иератическом граффити, которое начертано на плече сильно фрагментированной статуи из заупокойного храма Хоремхеба в Карнаке. Текст граффити можно прочитать как «27-й год, первый месяц Шему, день 9-й, когда Хоремхеб, который любит Амона и ненавидит его врагов, вошел [в этот храм] …». Другим важным текстом является «надпись Меса», в которой речь идет о вынесении судебного решения в пользу семьи некоего Меса на 59-м году правления Хоремхеба. Без сомнения, данный текст можно отнести ко временам, когда амарнские фараоны были вычеркнуты из любых официальных источников; вследствие этого «59-й год правления Хоремхеба» включал в себя царствования Эхнатона, Нефернеферуатона, Тутанхамона и Эйе» (egyptopedia.info/kh/1588-heremheb). «Большинство историков сходятся во мнении, что правление Хоремхеба было продолжительностью не менее 27 лет» (ru.wikipedia.org/wiki/Хоремхеб).