banner banner banner
Новая хронология Древнего мира. Книга 2
Новая хронология Древнего мира. Книга 2
Оценить:
 Рейтинг: 0

Новая хронология Древнего мира. Книга 2


– «В начале правления Аменхотепа, с царями Митанни и Вавилонии существовали дружественные отношения. Царь Митанни Тушратта просил нового фараона о продлении дружбы между обоими дворами. Также вавилонский царь Бурна-Буриаш II прислал Аменхотепу поздравительное письмо в связи со вступлением последнего на престол, в котором он заверял фараона в своей дальнейшей дружбе. Хеттский царь Суппилулиума I также написал ему письмо, в котором он жаловался, что не получил ответа на своё первое письмо и требовал, чтобы Аменхотеп IV, подобно своему отцу, был дружен с ним и выполнял «братские» обязательства» (ru.wikipedia.org/wiki/Эхнатон).

Хеттское царство занимало территорию центральной части Малой Азии. В эпоху аль-Хафиза здесь находился Румский султанат, поэтому соответствие может выглядеть так:

«Бурна-Буриаш II правил в Вавилоне приблизительно в 1375 – 1347 годах до н.э. Он вступил на престол ПОЧТИ ОДНОВРЕМЕННО с фараоном Аменхотепом IV (аль-Хафиз, 1130/1132 – 1149), но успел ещё отправить его отцу Аменхотепу III письмо о своём воцарении. Правил Бурна-Буриаш II 28 лет» (ru.wikipedia.org/wiki/Бурна-Буриаш_II).

Соответствие для царей Вавилона может выглядеть так:

1132-1135 гг.

«Царствование Эхнатона стало временем невероятной религиозной реформы, которая потрясла все устои традиционного древнеегипетского общества, цивилизации и культуры. Причины этой реформы Эхнатона, которую иногда называют атонистической революцией, до конца не ясны. Сначала Аменхотеп, по-видимому, терпел старый порядок вещей; на первых памятниках своего царствования он ещё молится Амону. Затем Аменхотеп постепенно стал выдвигать, в противовес фиванскому богу Амону, культ ранее малоизвестного бога Атона (Йати), олицетворяющего солнечный диск. Провозгласив себя первосвященником нового бога, Аменхотеп на 3-м году своего правления начал строить в Фивах в его честь храм. На конец 4-го года правления приходится резкий перелом в отношении царя с одной стороны к Атону, с другой – к старым богам. Эхнатон провозгласил себя абсолютным божеством, вечным существом, спасающим и приводящим к вечной гибели. Солнечный диск, Атон, считался небесной «иконой» самого царя» (ru.wikipedia.org/wiki/Эхнатон). «Фараон был назначен единственным представителем Бога на земле, делая жреческую касту более ненужной. Флиндерс Петри и другие ранние египтологи увидели в этом признаки первой монотеистической религии, основной руководящий принцип которой ясно выражен словами выдающегося египтолога Сирила Олдреда, перефразировавшего цитату из Корана: «Есть только один Бог, и фараон – пророк его». Как Верховный жрец Атона, Эхнатон полностью отверг авторитет Верховного жреца Амона» (egyptopedia.info/e/1583-ekhnaton-amenkhotep-iv).

По-видимому, «невероятная религиозная реформа» Эхнатона связана с непризнанием его в качестве халифа основной массой исмаилитов: «Провозглашение ал-Хафиза имамом вызвало большой переполох в исмаилитской мусталитской общине и ввергло исмаилитов мусталитов в новый кризис, расколовший их общину на фракции хафизи и таййиби. Как и в случае раскола между низаритами и мусталитами, оно было поддержано штаб-квартирой дава в Каире. И, следовательно, также получило одобрение большинства зависевших от режима Фатимидов исмаилитов мустали Египта и Сирии. Эти исмаилиты, признав ал-Хафиза и поздних Фатимидов своими имамами, стали известны как хафизиты. Иная ситуация сложилась в Йемене, где исмаилиты мустали распались на две фракции (1132). Сулайхидская правительница поддержала ат-Таййиба, признав его наследником ал-Амира и имамата. Эти исмаилиты мустали Йемена, как и ряд мелких групп в Египте, и Сирии, поначалу были известны как амириййа, но позднее, после установления независимого таййибитского дава, были названы таййибитами. Так, к 526/1132 году некогда объединенный исмаилитский дава и единая община времен ал-Мустансира были навсегда разделены на соперничающие низари, хафизи и таййиби фракции, враждебно настроенные друг по отношению к другу» [14].

1135-1139 гг.

«По-видимому, на 6-ом году царствования Аменхотепа IV борьба резко обостряется и вскоре достигает апогея. Фараон вместе со своим двором покидает ненавистные и враждебные ему Фивы и приказывает основать новую столицу – Ахет-Атон («Горизонт Атона»). Несколько раньше фараон переименовывает себя в Эхнатона («Полезный для Атона»). Новые личные имена получают также члены его семьи и его сановники. До 8-го года царствования фараона усиленно отстраивается новая столица. Там был сооружен огромный дворец Эхнатона. В Ахет-Атоне был построен и главный храм Атона, получивший название «Дом Атона» (ru.wikipedia.org/wiki/Эхнатон). «По версии К. Дерош-Ноблькур Ахетатон начали строить в 4-й год правления Аменхотепа IV. Дж. Х. Брэстед и Ю.Я. Перепелкин относят начало строительства Ахетатона к 6-му году правления Аменхотепа IV» (dvkar.com/rus/tlpe.html).

4-й год правления аль-Хафиза (1132 – 1149) соответствует 1135 г., 6-й – 1137 г., 8-й – 1139 г.

Возможно, эти события происходят на фоне следующих: «В 1135 году престол Хафиза зашатался. Оказавшись в тяжелом положении, он последовал примеру своего далекого предшественника Мустансира и вызвал на подмогу армянские воинские отряды. На сей раз они прибыли из Телль-Башира во главе с Ваграмом и Васаком Пахлавуни. Князья Пахлавуни и их воины оставались христианами, и это не могло не вызвать недовольства в исламской стране. И сооружались при Бахраме церкви и монастыри, так что каждый предводитель из его народа соорудил себе церковь, и жители Египта боялись, что они ВЫТЕСНЯТ МУСУЛЬМАНСКУЮ ВЕРУ. Историки пишут о недовольстве египетской знати братьями Пахлавуни – «эмиры послали за Рудваном ибн Валахши, а он был наместником Гарбии». Рудван выступил против Ваграма с бедуинами. Во время решающего сражения правительственные войска большей частью перешли на сторону Рудвана, который занял Каир и возглавил везират (в 1137 – 1139). Обращенный в суннизм Рудван считал правление Фатимидов незаконным. Он намеревался заточить Хафиза в тюрьму, но противники Рудвана сумели сплотиться, и тот был вынужден спасаться бегством. Вернувшись в Каир (1139), Ваграм Пахлавуни включил свои армянские части в состав регулярного войска» (sultansha-i-vezir-prodolzhenie).

1143 г.

– «Незадолго до начала 12-го года фараон объявил войну не только Амону, но и всем старым богам. Атон был провозглашен единственным богом, культ всех прочих богов был отменен, храмы закрыты, а жрецы, возможно, разогнаны. Стремясь стереть даже память об именах прежних богов, Эхнатон приказал повсеместно их уничтожать. Зато Атону возводились храмы по всему Египту» (ru.wikipedia.org/wiki/Эхнатон). «В ОСНОВЕ религиозной РЕФОРМЫ Эхнатона лежало СТРЕМЛЕНИЕ идеологически МАКСИМАЛЬНО УКРЕПИТЬ СВОЮ ВЛАСТЬ» [52].

Возможно: «Во время своего правления, которое длилось с 1132 до 1149, аль-Хафиз ПЫТАЛСЯ ДОБИТЬСЯ ПРИЗНАНИЯ В КАЧЕСТВЕ ИМАМА, чему мешало то, что он унаследовал власть не от своего отца. Поэтому он утверждал, что он стал наследником двоюродного брат, подобно тому, как пророк Мухаммад назначил наследником своего двоюродного брата Али ибн Аби Талиба. Он так же утверждал, что согласно решению деда аль-Мустансира (1036 – 1094) его наследником должен был стать отец аль-Хафиза Абу-л-Касим. Он также заявил, что ребенок, родившийся от королевы Djiha (т.е. Таййиб), был девочкой» (ca.wikipedia.org/wiki/Al-H?fidh_fatimita).

– «Перебравшись из Фив в эль-Амарну, он окружил себя жрецами из Гелиополиса (Она). На этом почитание Сфинкса в Фивах закончилось. Его изображение было разрушено. Статуи сфинксов и предыдущего царя были изуродованы и побиты. На двенадцатый год его царствования его жена, Нефертити, покинула его» [18].

Подобной информации нет. Интересно, что комментаторы Манефона не упоминают о правлении Эхнатона (Аменхотепа IV), а вместо этого сообщают о 12-летнем правлении царицы Акенхерес (Нефертити?).

– «Кроме отторжения азиатских провинций, завоеванных предшественниками Аменхотепа IV, другие признаки распада государства или немилости богов обнаружились и в самом Египте: это мог быть ГОЛОД, о периодических наступлениях которого сетуют многочисленные письма; эпидемии, как на Кипре, в результате чего страна обезлюдела» [18].

Аналогия: «Положение осложнялось войной с крестоносцами, которые овладели Палестиной и постоянно нападали на Египет. В 1143 году в страну пришел большой ГОЛОД, центнер пшеницы стоил 9 динаров. Сбор хараджа снижался, в 1144-1146 годах он составлял 2,7 млн. динаров» [32].

1149 г.

– «Огромное внимание уделено Ю. фон Бекератом синхронизмам египетской, переднеазиатской и греческой истории, используемым при реконструкции древнеегипетской хронологии. Две ключевые проблемы в этой области – это идентификация египетского царя «Нибхурурияса» хеттских источников (из которых можно вывести, что «Нибхурурияс» умер за 5-10 лет до смерти хеттского Суппилулиумаса) и хронологическая интерпретация КВо I 10 – письма Хаттусилиса III вавилонскому царю Кадашман-Эллилю II. Имя Нибхурурияса можно сопоставлять с солнечными именами как Аменхотепа IV, так и Тутанхамона; от выбора в этой области зависит реконструкция как амарнской, так и хеттской хронологии. Ю. фон Бекерат решительно принимает отождествление с Тутанхамоном, хотя некоторые видные египтологи до сих пор его игнорируют» (Beckerath.pdf).

Иначе говоря, исходя из хеттских источников, за 5-10 лет до смерти Суппилулиумаса в Египте умер фараон «Нибхурурияс», который должен соответствовать либо Аменхотепу IV (Эхнатону), либо Тутанхамону.

Выше мы предположили, что Суппилулиума I соответствует султану Масуду I (1116 – 1156), следовательно «Нибхурурияс», умерший на 5-10 лет ранее Суппилулиумы I – это Аменхотеп IV (аль-Хафиз, 1130 – 1149), умерший на 7 лет раньше Суппилулиумы I.

– «Обстоятельства смерти Эхнатона неизвестны. Некоторые исследователи считают, что он был отравлен, так как на одной из росписей изображено покушение на него» (ru.wikipedia.org/wiki/Эхнатон).

Известны следующие события: «Среди негров возникли злоба и раздор между райханитами, рабами (мамлюками) аль-Хафиза, и джуюшитами (армянскими отрядами), александрийцами и фарихитами. Райханиты были с одной стороны, а все остальные соединились против них. В той и в другой партии оказалось много народу. Аль-Хафиз не мог с ним совладать. Джуюшиты и их приверженцы победили райханитов, и они оставили на маленьком рынке «эмира войск» тысячу человек убитыми, так что вся площадь была завалена трупами. После избиения райханитов люди полагали, что аль-Хафиз не одобрит этого и строго накажет убийц. Но он был смертельно болен и умер через два дня (10 октября 1149 года)» [53].

10. ПРАВЛЕНИЕ СМЕНХКАРА.

1149 г.

– «Известно, что вскоре после смерти Эхнатона Египтом правил фараон Сменхкара. Помимо имени Сменхкара, он использовал преномен Анхеперура. Существует надпись, упоминающая о соправителе, правившем совместно с Эхнатоном под именем Анхеперура Нефернефруатон, которым предположительно и был Сменхкара. Путаница усугубляется еще и тем, что имя Нефернефруатон использовала также и царица Нефертити. Сменхкара находился в близкородственных отношениях с Эхнатоном и вероятно был его СЫНОМ» (razlib.ru/kulturologija/prokljatie_tutanhamona/p2.php).

О следующем халифе известно следующее: «Аз-Зафир (февраль 1133 – март 1154) был десятым фатимидским халифом (1149 – 1154). Он был пятым СЫНОМ аль-Хафиза, но его четыре старших брата умерли прежде своего отца, и в итоге он был в письменной форме назначен наследником. Он был провозглашен халифом и получил присягу 9 октября 1149 года» (ca.wikipedia.org/wiki/Al-Zahir_Abu_Mansur_Ismail).

– Считается, что Сменхкаре принадлежит мумия KV55.

«Останки мумии KV55 были рассмотрены учеными несколько раз за минувшее столетие, в том числе Э. Смитом (в 1912 г.), Д. Дерри (1931), Р. Дж. Харрисоном (1966), Э. Строухолом (1998/2000) и Дж. Филер (2001). Джойс Филер отмечает, что «когда он умер, ему было между 18 и 21 годами». Это соответствовало предыдущим результатам (18-26 лет). Например, еще Дерри пришел к выводу, что умершему было около 23 лет, а Строухол дал ему возростной диапазон от 19 до 22 лет. Исследования Венте позволили выявить очевидное сходство между черепами мумий из KV55, Тутанхамона и Тутмоса IV. А тесты из «Nature» указывали на то, что мумии из KV55 и Тутанхамона имели одну и ту же редкую группу крови. Согласно всем этим данным, мумия из KV55 считалась отцом или братом Тутанхамона» (egyptopedia.info/s/1584-smenhkara).

Аналогия: аз-Зафир (февраль 1133 – март 1154) умер в возрасте 21 года и 1 месяца.

– Продолжительность правления Сменхкара не известна. Исходя из надписи в одной из гробниц, которая датирована третьим годом и третьим месяцем правления владыки обоих земель Анхеперура, Сменхкара правил не менее 3-х лет и 3-х месяцев, поэтому египтологи отводят для его правления от 3-х до 5-ти лет (Helck, 1324 – 1319; Krauss, 1335 – 1332). Если ранее предполагалось, что Сменхкара все это время был соправителем Эхнатона, то в настоящее время это положение оспорено и ему приписывается вполне самостоятельное правление. [34]

Правление аз-Зафира продолжалось четыре с половиной года (октябрь 1149 – март-апрель 1154). Соответствие может выглядеть так:

1154 г.

– «Вполне возможно, что Сменхкара принял свою смерть от рук соперничающей группировки» [18].

Аналогия: «Аз-Зафир задумал между тем побудить Ибн Аббаса к убийству своего отца, чтобы стать вместо него везиром. Его отец узнал об этом деле, склонил его на свою сторону и сговорился с ним убить аз-Зафира. Наср ад-дин ибн Аббас пригласил халифа в свой дом, его люди бросились на аз-Зафира и убили его. Было это в ночь на четверг в последний день месяца мухаррема 551 года» [53].

– «Ранее Сменхкара отождествляли с таинственным фараоном Нефернефруатоном, так как у них совпадали тронные имена (Анххеперура). Сейчас принято различать фараонов Сменхкара и Нефернефруатон как двух разных правителей. Однако точный порядок и период их правления остаётся неизвестным» (ru.wikipedia.org/wiki/Сменхкара).

Сохранилась надпись, датированная третьим годом правления Анххеперура Нефернефруатона, где идет речь о праздновании в храме Анхеперура (Сменхкара). Таким образом, «кажется вполне очевидным, что Сменхкара должен предшествовать Нефернефруатону на престоле, так как его храм уже функционирует и датирован третьим годом царствования Нефернефруатона» (en.wikipedia.org/wiki/Smenkhkare).

Соответствие может выглядеть так:

– В последнее время все большее признание приобретает теория о том, что «фараон Нефернефруатон» – это женщина: «Анххеперура-мери Неферхеперура Нефернеферуатон – древнеегипетская царица, которая правила в качестве фараона в конце Амарнского периода во времена XVIII-й династии. Принадлежность к женскому полу подтверждается характерными символами в ее имени, а также благодаря эпитету «Ахет-эн-хис» («Желанная для своего мужа»), включенным в царский картуш в одной из версий ее тронного имени. Эту царицу следует отличать от фараона Сменхакара, который также использовал тронное имя «Анххеперура», однако без каких-либо эпитетов внутри своего картуша. Наиболее вероятным кандидатом на место Нефернеферуатон является Меритатон (ДОЧЬ Эхнатона), которая засвидетельствована как жена и царица Сменхкара. Впервые она была выдвинута на эту роль Рольфом Крауссом в 1973 году, пытавшегося таким образом объяснить наличие женских следов и эпитетов в тронном имени «Анххеперура», а также чтобы соответствовать описанию Манефона о царице «Акенхерес», как дочери «царя Ороса». Некоторые египтологи одобрили эту гипотезу и приняли ее в качестве основной, чтобы объяснить присутствие женской фигуры с именем «Анххеперура» на месте правителя после смерти Сменхкара и, возможно, в качестве РЕГЕНТА при Тутанхатоне. Большинство египтологов все же считают, что под именами «Меритатон» и «Нефернеферуатон» скрывались два разных человека. Французский египтолог Марк Габольд считает, что именно ее стоит отождествлять с египетской царицей Дахамунзу, упоминаемую в хеттском эпосе о царе Суппилулиуме. Согласно этому документу, хеттский принц Заннанза отправляется в Египет, чтобы жениться на ней и претендовать на престол в качестве фараона» (egyptopedia.info/n/1585-neferneferuaton).

Аналогия выглядит так: «Ситт аль-Кусур была фатимидской принцессой, ДОЧЕРЬЮ халифа аль-Хафиза (Эхнатона)и сестрой халифа аз-Зафира. В апреле 1154 года ее брат аз-Зафир был убит визирем Аббасом и его сыном Насром. За убийством последовало назначение пятилетнего сына аз-Зафира, аль-Фаиза, халифом и казнь двух братьев аз-Зафира, которых Аббас обвинил в убийстве халифа. Ситт аль-Кусур попыталась отомстить визирю и даже обратилась за помощью в его свержении к иерусалимскому королю (эпос о царе Суппилулиуме и египетской принцессе Дахамунцу). В Каире принцессы из династии Фатимидов, как говорят, остригли свои волосы и отправили их в знак мольбы о помощи правителю Асьюта Талаю ибн Руззику. Ибн Руззик согласился помочь и двинулся на Каир. Во время последовавших за этим беспорядков Аббас и его сын попытались бежать в Сирию, но были перехвачены крестоносцами у Мертвого моря. Ситт аль-Кусур заплатила большую сумму денег, чтобы добиться смерти их обоих. Затем Ситт аль-Кусур взяла на себя ОПЕКУ над аль-Фаизом, хотя реальная власть принадлежала Ибн Руззику как новому визирю. В июле 1160 года аль-Фаиз умер от эпилептического припадка. В качестве своего преемника Ибн Руззик выбрал младшего из всех фатимидских принцев, девятилетнего аль-Адида (Тутанхамона), чей отец был одним из братьев аз-Зафира, казненного Аббасом в тот самый день, когда аль-Фаиз был возведен на трон. Положение Ибн Руззика во главе государства еще больше укрепилось, когда он заставил молодого халифа жениться на своей дочери. Однако эти действия встревожили Ситт аль-Кусур, которая в сентябре 1161 г. сговорилась с командирами нубийских контингентов в египетской армии, чтобы убить Ибн Руззика. Покушение не удалось – и Ибн Руззик, и его сын были ранены, но не убиты. В отместку Руззик вызвал Ситт аль-Кусур к себе и задушил ее собственной вуалью (1161)» (en.wikipedia.org/wiki/Sitt_al-Qusur).

1157 г.

– «Из гробницы Тутанхамона известны сосуды с годами бога Атона (Йота). Последний из них датируется 21 годом Атона. Сосуд, следующий за ним хронологически, датируется 1-м годом Амона. Отчет воцарения Атона начинается с 6-го года правления Аменхотепа IV, года, когда Аменхотеп IV сменил свое имя на Эхнатон» (dvkar.com/rus/tlpe.html).

Если 6-й года правления Аменхотепа IV (аль-Хафиза) соответствует 1137 году, то последний, 21-й, год Атона приходится на 1157-й год.

– «В фиванской гробнице №139 (TT139) имеется иератическая надпись, которая начинается со слов: «3-й год царствования, третий месяц Наводнения, 10-й день. Царь Верхнего и Нижнего Египта, Владыка Двух Земель, Анххеперура, Любимец Атона, Сын Ра, Нефенеферуатон, Любимец Уаэнра. Исповедуясь Амону и целуя землю для Уэненнефера, мирского жреца, писец божественных подношений Амона в Доме [храме] Анххеперура в Фивах, Пауи, рожденный Иотефсенебом, говорит: …». Поскольку имеется прямая ссылка на правящего царя, то данная надпись может быть непосредственно привязана ко времени правления Анххеперура Нефернеферуатон и предполагает, что подношения в честь бога Амона в заупокойном храме были сделаны на третьем году ее правления. Также представляется очевидным тот факт, что в это время уже был снят запрет на поклонение другим богам, и связи между Амарной и культом Амона проявлялись все теснее. Если это действительно так, то Сменхкара, вероятней всего, предшествовал Нефернеферуатон на престоле соправителя и его заупокойный храм построен в 3-й год правления последней» (egyptopedia.info/s/1584-smenhkara).

Если Сменхкара соответствует аз-Зафиру (1149 – 1154), то его заупокойный храм построен в третий год правления аль-Фаиза (1154 – 1160) и Ситт аль-Кусур, т.е. примерно в 1157-й. И к этому же времени относиться официальное восстановление упоминания Амона в качестве верховного божества.

11. ПРАВЛЕНИЕ ТУТАНХАМОНА.

1160 г.

– «Тутанхамон – СЫН Эхнатона и не идентифицированной сестры Эхнатона (мумия KV35YL). Муж Анхесенамон, третьей дочери Эхнатона, мумией которой с большой долей вероятности является KV21A. Согласно ДНК-исследованию, Тутанхамон принадлежал к гаплогруппе R1b1a2. Он вступил на престол в ДЕВЯТИЛЕТНЕМ возрасте. За него правили престарелый царедворец Эйе и полководец Хоремхеб. В детстве был назван Тутанхатон, в честь бога Атона, но после смерти его отца и отмены культа Атона, взял имя Тутанхамон» (ru.wikipedia.org/wiki/Тутанхамон).

Аналогия: «Ал-Фаиз, наследовал своему отцу, аз-Зафиру (1149 – 1154), в возрасте 5 лет. Когда через пять лет, в 1160 году, он бездетным отошел в мир иной, фатимидский визир посадил на трон другого ВНУКА ал-Хафиза с титулом ал-Адид. В то время ал-Адиду исполнилось ДЕВЯТЬ лет» [14].