Книга Новая хронология Древнего мира. Книга 2 - читать онлайн бесплатно, автор Игорь Иванович Палеев. Cтраница 8
bannerbanner
Вы не авторизовались
Войти
Зарегистрироваться
Новая хронология Древнего мира. Книга 2
Новая хронология Древнего мира. Книга 2
Добавить В библиотекуАвторизуйтесь, чтобы добавить
Оценить:

Рейтинг: 0

Добавить отзывДобавить цитату

Новая хронология Древнего мира. Книга 2

Если Хоремхеб соответствует Салах ад-дину, то 27 лет его правления могут исчисляться от 1167 г. (назначен правителем Александрии) до смерти в 1193 г. или соответствовать 1171-1198 гг. по прямому счету лет. Таким образом, соответствие может выглядеть так:



59-й год правления Хоремхеба, если он включал в себя царствования Эхнатона, Нефернеферуатона, Тутанхамона и Эйе, приходиться на 1132 + 58 = 1190 год, т.е. на время, когда Салах ад-дин был еще жив.

– «Хоремхеб окончательно уничтожил культ Атона, введенного Эхнатоном и восстановил почитание старых богов. Стремясь изгладить даже воспоминания о реформах Эхнатона, Хоремхеб безжалостно уничтожил всё, что было связано не только с ним и с культом Атона, но и со своими непосредственными двумя предшественниками – Тутанхамоном и Эйе. Ахетатон, с его великолепными дворцами, виллами и храмами, был по приказанию Хоремхеба разрушен. Святилища Атона снесли. Гробницу Эйе разорили и стёрли имена его и его жены. Также поступили и с гробницами приближенных Эйе и Тутанхамона. Почему гробница Тутанхамона осталась нетронутой остается загадкой» (ru.wikipedia.org/wiki/Хоремхеб).

Возможно, речь идет о следующем: «Низложение фатимидских халифов, естественно, означало отказ от идеологии исмаилизма; Салах ад-дин восстановил ортодоксальный суннитский ислам и духовное руководство багдадских халифов» [14].

В этом случае шиитское духовенство соответствует жречеству «Амона», а суннитское – жречеству «Ра» (?).

1173 г.

«При нём была предпринята военная экспедиция в Нубию, увековеченная на стене полускального храма в каменоломнях Гебель эс-Сильсила, где изображены нубийские пленные, и победное шествие египетской армии при возвращении домой» (ru.wikipedia.org/wiki/Хоремхеб).

Аналогия: «Туран-шах (брат Салах ад-дина и его наместник в Верхнем Египте) завоевал нубийский город Ибрим (начало 1173) и начал проводить серию рейдов против нубийцев. Его нападения, похоже, были весьма успешными, в результате чего нубийский король, находящийся в Донголе, обратился с просьбой о перемирии к Туран-шаху. Его военные компании против Нубии позволили ему приобрести значительное богатство, и он вернулся в Египет с толпой нубийских и христианских рабов» (en.wikipedia.org/wiki/Turan-Shah).

1174-1175 гг.

«Хоремхеб совершил также поход в Сирию. Изображения и надписи на IX пилоне Карнакского храма повествуют о захвате множества пленных и богатой добычи. В списках побежденных городов и стран значатся наряду с Пеллой, Кадешем, Катной, Тунипом, также северо-сирийский Угарит и, наконец, само царство Хатти и страна Арцава» (ru.wikipedia.org/wiki/Хоремхеб).

Возможно: «В 1174 году Нур ад-Дин скончался, и наступил период сирийских завоеваний Саладина. Вассалы Нур ад-Дина стали бунтовать против его юного сына ас-Салиха, и Саладин двинулся на север, формально с целью его поддержки. В 1174 году он вступил в Дамаск, взял Хомс и Хаму, в 1175 году захватил Баальбек и города, окружавшие Халеб (Алеппо)» [42].

1182 г.

«На найденной в Мемфисе гранитной чаше упоминается о «первой азиатской кампании в 16-й год царствования Хоремхеба, которая привела его в регион Каркемиша» (de.wikipedia.org/wiki/Haremhab).

16-й год правления Салах ад-дина (1167/1171 – 1193) вероятно соответствует 1182 или 1186 году.

Известны следующие события: «В 1180-1182 годах Салах ад-Дину подчинились правители северной части междуречья Тигра и Евфрата. В 1182 году он взял другие места в Месопотамии и осадил Мосул. В 1183 году Салах ад-Дину покорился Амид и Халеб. В 1186 году правитель Мосула признал себя его вассалом» [42]. «Когда Саладин попытался прибрать к рукам Мосул и в 1182 году осадил город, он вынужден был снять осаду по требованию халифа, не желавшего узаконить его притязания. Вынужденный возвратиться в Сирию, Саладин скомпенсировал свою неудачу в 1183 году, прибрав к своим рукам столицу северной Сирии – Алеппо. Однако от своих планов он не отказался и в 1185 году возобновил наступление на Мосул. Ему не удалось взять город, но он сумел добиться символического признания своих претензий, поскольку его имя стало упоминаться в хутбе как имя правителя Мосула» [56].

1193/1198 г.

– «Хоремхеб не имел наследника, поэтому своим преемником он назначил своего визиря Парамессу, выходца из близкой ему военной среды, тогда уже имевшему сына и внука, обеспечивавших законную династическую смену властителей. Парамессу изменил свое имя на имя Рамсес I и основал XIX династию» (en.wikipedia.org/wiki/Horemheb).

Известны следующие события: «В 1193 г. Салах ад-дин умер в Дамаске от лихорадки. Согласно его завещанию, управление государством было разделено между его сыновьями и братом ал-Адилом I, которому достались месопотамские владения. Ал-Афдал, старший сын, получил Дамаск (1186 – 1196); ал-Азиз – Египет (1193 – 1198); ал-Захир – Халеб (1186 – 1216). В 1200 г. ал-Адил завоевал Каир и восстановил таким образом прежнее единство государства» [42].

Из всех наследников Салах ад-дина лучше всего на роль Парамессу подходит аль-Адил, который при Салах ад-дине был его наместником в Египте, и к этому времени уже имел и детей, и внуков.

– Практически все комментаторы Манефона включают в состав XVIII династии не только Хоремхеба (Ороса), но и Рамсеса I, а первым представителем XIX династии называют Сети I. В целом в их изложении переход от XVIII к XIX династии несколько запутан, так как имена некоторых фараонов называются и в составе XVIII, и в составе XIX династии. Так, в изложении Иосифа Флавия, переход власти от XVIII к XIX династии выглядит так: «Армаис (ЭЙЯ) правил 4 года и 1 месяц; Рамесс (РАМСЕС I) 1 год и 4 месяца; Армес Миамун (РАМСЕС II) 66 лет и 2 месяца; Аменофис (МИНЕПТА) 19 лет и 6 месяцев. Этому последнему наследовал Сетос, он же Рамесс. Он назначил правителем своего брата Армаиса, а сам пошел войной против Кипра, Финикии и далее на ассирийцев и мидян… Армаис стал надевать царский венец и, наконец, восстал на брата. Тот немедленно возвратился в Пелузий и овладел собственным царством. После изгнания последнего Сетос (СЕТИ I?) правил 59 лет, а затем старший из его сыновей Рамзес – 66 лет (опять РАМСЕС II?) … Затем… правил Аменофис (опять МИНЕПТА?) и его сын Сетос-Рамесс (опять СЕТИ II?)» [57]. Феофил, Африкан и Евсевий в целом повторяют рассказ Иосифа Флавия с небольшими изменения.

Следуя традиции Манефона, мы также включим Рамсеса I в состав XVIII династии:

14. ПРАВЛЕНИЕ РАМЗЕСА I:

1198 г.

«Рамсес I вступил на престол уже в преклонном возрасте и, процарствовав (по сведениям Манефона) 1 год и 4 месяца, он ещё при жизни назначил своего сына Сети I соправителем. Вся активная деятельность в стране проводилась будущим царём Сети I» (ru.wikipedia.org/wiki/Рамсес_I). «Египетский жрец и историк Манефон отводит ему 16 месяцев правления, но ныне известно, что Рамсес I господствовал в Египте как минимум 17 месяцев, о чем говорит каменная стела C57, ныне хранящаяся в Лувре, на которой упоминается «Год 2-й, второй месяц Перет, день 20-й», когда царь распорядился предоставить новые подношения жречеству храма Птаха в египетской крепости Бухен» (egyptopedia.info/r/1590-ramses-i).

Аналогия подобной продолжительности правления выглядит так: «В 1198 году (29 октября) ал-Азиз умер, завещав престол своему сыну ал-Мансуру. Но в 1200 году (5 февраля) ал-Адил завоевал Каир и восстановил таким образом прежнее единство государства» [42]. «17 февраля 1200 г. аль-Адил убрал имя аль-Мансура из хутбы и заменил его своим, тем самым провозгласив себя в качестве главы империи Айюбидов» [2].

Таким образом, правление аль-Мансура, как и правление Рамсеса I, продолжалось около 1 года и четырех месяцев: 29 октября 1198 года – 17 февраля 1200 года.

Таким образом, соответствие может выглядеть так:



Единственное противоречие – это указание на то, что к этому времени Рамсес был уже достаточно стар.

Подобная трактовка возраста Рамсеса I перенаправляет нас к следующим событиям: «Так как аль-Мансуру было всего девять лет, то регентом при нем стал атабек Баха аль-Дин Каракуш. Но египетское правительство, опасаясь амбиций аль-Адиля, призвало в Египет дядю аль-Мансура – аль-Афдаля, бывшего султана Дамаска, изгнанного аль-Адилом. Аль-Афдаль прибыл в Египет в январе 1199 года и, оттеснив атабека от власти, занял его место» (fr.wikipedia.org/wiki/Malik_al-Mansour).

Находящийся «в преклонном возрасте» Рамсес I не может соответствовать ни девятилетнему аль-Мансуру, ни тридцатилетнему аль-Афдалю. Так как следующие султаны Египта были потомками аль-Адиля, то в идеале Рамсес I должен соответствовать 55-летнему аль-Адилу. Другой вариант аналога Рамсеса – атабек Баха аль-дин Каракуш, который так же был в довольно преклонном возрасте.

Однако указание египтологов на пожилой возраст Рамсеса I лишь предположение, основанное на двух предпосылках:

1. «Рамсес, ВЕРОЯТНО, тождественен могущественному военачальнику и верховному сановнику Хоремхеба Парамессу. Он занимал должности «заведующего всеми конями Египта, коменданта крепостей, смотрителя Нильского входа, возничего Его Величества, посланника фараона ко всем иноземным странам, королевского писца, полководца, и общего жреца Богов Двух Земель» (ru.wikipedia.org/wiki/Рамсес_I).

2. «Количество титулов Парамессу позволяет ПРЕДПОЛОЖИТЬ, что Рамзес I был уже достаточно стар» (ieroglif.by.ru/ramses1.html).

Соответственно, если Рамсес не тождественен Парамессу, то единственным доводом о пожилом возрасте Рамсеса будет только факт быстрой передачи им власти своему сыну (?) Сети I. Однако, как мы указывали, в версии Манефона XIX династия начинается с Сети I, а Рамсес I – лишь один из фараонов XVIII династии, не имеющий с Сети прямых родственных связей.

1199 г.

«Вероятно, при Рамсесе I не происходило ничего сколько-нибудь важного в политической жизни страны. За исключением войн в местности Фенху на северо-востоке Дельты, главным военачальником которых был Сети I» (ieroglif.by.ru/ramses1.html).

Аналогия может быть в следующих событиях: Аль-Афдаль прибыл в Египет в январе 1199 года и, оттеснив атабека от власти, занял его место. Он пытался воспользоваться удалением аль-Адиля, который находился в Мардине, и захватить Дамаск. Для этого аль-Афдаль заключил союз со своим братом аз-Захиром Гази (правитель Халеба 1185 – 1216), и их объединенная армия подошла к Дамаску 14 июня 1199 года. Однако аль-Адиль опередил их и прибыл в Дамаск еще 8 июня 1199 года. Осада города затянулась на шесть месяцев. За это время аль-Адилю удалось переманить некоторых из их эмиров на свою сторону и посеять раздор между самими братьями. В итоге аль-Афдаль снял осаду и вернулся в Египет, где распустил свою армию. Воспользовавшись этим, Аль-Адиль неожиданно двинулся на Египет и разбил скудные силы аль-Афдаля при Бильбейсе. (по [fr.wikipedia.org/wiki/Malik_al-Mansour]).

1200 г.

«Во второй год своего правления Рамсес I нашел свои обязанности государя для себя слишком сложными и назначил соправителем своего сына и наследника Сети I, которому тогда было, вероятно, лет 30» [5].

Как мы уже отмечали выше, тридцатилетний Аль-Афдаль прибыл в Египет в январе 1199 года и, оттеснив атабека от власти, занял его место. Однако, исходя из продолжительности правления Рамсеса I, речь должна идти, по-видимому, о событиях 1200 года: «Потерпев поражение аль-Афдаль предложил аль-Адилу обменять Каир на Дамаск, но по заключенному соглашению ему пришлось довольствоваться Маййафарикином, Самосатой и Хани. Аль-Афдаль покинул Каир 5 февраля 1200 г., а через четыре дня в него вступил аль-Адил. Менее чем через неделю после его триумфального въезда в Каир, аль-Адил сделал последний шаг: в четверг 17 февраля 1200 г. он убрал имя аль-Мансура из хутбы и заменил его своим, тем самым провозгласив себя в качестве главы империи Айюбидов» [2].


2

Царство Амурру (1098 – 1287).

«Амурру – древнее государство на севере современного Ливана, существовавшее в XV – середине XIII века до н.э. на территории, протянувшейся от Библоса до Угарита, и достигавшее царства Митанни. Считается, что основателем государства Амурру был некий Абди-Асирта. Царство Амурру временами было независимым, однако, как правило, находилось под «покровительством» Древнего Египта или Хеттского государства. В 50-х годах XIII века государство подверглось нашествию различных «народов моря» и вскоре прекратило свое существование» (ru.wikipedia.org/wiki/Амурру).

Попробуем определиться с хронологией этого государства:

1098 г.

«Как следует из письма правителя Библа Риб-Адди, непосредственно после возвращения фараона Тутмоса IV в Египет, хаибири принялись за захват территорий в Финикии и Рутену («земли оказались во власти хабиру»). В самом начале ХIV в. до н.э. потомков «черноголовых» Рутену (т.е. хабиру) возглавил князь Абди-Аширта, который, заручившись поддержкой ряда крупных городов провинции Амурру, фактически вышел из-под властной опеки египетского наместника (рабицу)» [68].

Как мы отмечали выше, «азиатская» кампания Тутмоса IV соответствует следующим событиям: «В 1096 году Апамея добровольно перешла под власть Фатимидов, а Тир, где восстал губернатор, был отвоеван. Фатимиды попытались заключить союз с сельджукским правителем Дамаска Ридваном, но потерпели неудачу. В 1097 году в Сирию вторглись крестоносцы и Фатимиды заключили с ними договор о совместной борьбе с сельджуками. В 1098 г. Фатимиды вернули себе Иерусалим» (ca.wikipedia.org/wiki/Al-Mustalí_fatimita). «Таким образом, в результате ослабшего влияния Сельджукидов, Фатимиды за короткое время смогли расширить своё господство в Палестине до её северной части вплоть до реки Кальб, и на востоке выйдя к берегам реки Иордан» [60].

Хабиру мы соотнесли с низаритами, поэтому захват ими «провинции Амурру» может соответствовать распространению в Сирии влияния низаритов: «Спор по поводу наследства ал-Мустансира надолго расколол исма'илитов на два враждующих лагеря, позднее ставших известными как низариты (низари) и мусталиты (мустали). Имамат ал-Мустали, установленный в халифате Фатимидов, был признан исмаилитскими общинами Египта, Йемена и Западной Индии. На востоке, где Фатимиды утратили политическое влияние, ситуация сложилась совершенно иначе. К 487/1094 году Хасан ас-Саббах возглавил исмаилитов Персии. Он, не колеблясь, встал на сторону Низара. Фактически Хасан основал независимый низаритский дава, разорвав связи с государством Фатимидов и штаб-квартирой дава в Каире. Вся община исмаилитов Персии и Ирака поддержала Хасана в этом решении. Низар имел сторонников в Египте, но они были быстро подавлены ал-Афдалом. Первоначальная реакция сирийских исмаилитов на споры о наследовании остается неясной. В Сирии были представлены обе фракции, и основная масса сирийских исмаилитов первоначально, возможно, одобрила развитие ситуации в Египте, признав ал-Мустали. К 510/1120-м годам, однако, мусталитская исмаилитская община Сирии сравнялась по численности с постоянно растущей общиной низари и со временем была поглощена ею» [14].

Исходя из этой аналогии, Абди-Аширта может соответствовать Хасану I ибн Саббаху.

1100-1132 гг.

– «Обретя силу (создав военный союз), Абди-Аширта довольно скоро приступил к захвату городов средиземноморского побережья, используя противоречия между ними. Однако, осторожный и дальновидный политик, он постоянно клялся фараону Аменхотепу III в своей верности, регулярно посылал дань и уверял, что сохраняет страну Амурру для своего царя. Государство, созданное Абди-Аширтой В ГОРАХ между Финикией и Сирией, включало и плодородную долину, и один из наиболее удобных проходов из Внутренней Сирии на побережье. Основное население его страны составляли хаибири и ханаанеи. Дабы обеспечить свой тыл, Абди-Аширта вступил в союз и с царями хурритской Митанни и касситской Вавилонии. Возможно, именно это обстоятельство и инициировало военную экспедицию (либо в конце правления Аменхотепа III, либо уже при Эхнатоне) в Азию. В результате компании египтяне потеснили митаннийцев, отняли и у Абди-Аширты Симиру и прилежащие к ней города, а территория Амурру была, вероятно, сведена к тем административным размерам, какие эта провинция имела ещё до начала завоеваний Абди-Аширты» [68]. «Совместно с хапиру Абди-Аширте удалось захватить ряд городов в Сирии и Палестине и значительно расширить свои владения. В этот ответственный для Египта момент умирает фараон Аменхотеп III» (ru.wikipedia.org/wiki/Суппилулиума_I).

Так как Аменхотепа III мы соотнесли с халифом аль-Амиром (1101 – 1130), то описанные выше события происходят во время его правления.

Аналогия может выглядеть так: «Хасан ас-Саббах уже приступил к расширению своей деятельности в Сирии. Ряд персидских миссионеров, руководимые неким даи, известным как ал-Хаким ал-Мунаджжим (ок. 1100 – 1103), были направлены из Аламута в Алеппо (Северная Сирия) с целью консолидации исмаилитов и привлечения неофитов. Политическая раздробленность Сирии способствовала распространению низаритско-исмаилитского дава. Тем не менее успех ранних низаритских даи в Северной Сирии под покровительством Ридвана, сельджукского правителя Алеппо, был недолгим. Со смертью Ридвана в 507/1113 году низариты подверглись суровому преследованию в Северной Сирии. Они перенесли свои действия в Дамаск и другие населенные пункты Южной Сирии. К 520/1126 году Бахрам, другой персидский даи, назначенный из Аламута, настолько преуспел, что начал открыто проповедовать дава в Дамаске, где он основал Дом призыва. Однако и в Южной Сирии успех низаритов был также недолог. С гибелью Бахрама, павшего в битве в 522/1128 году, и смертью в том же году защитника низаритов Туг-Тегина (из династии Буридов), низариты подверглись избиению в Дамаске. В течение двух десятилетий после трагических событий в Дамаске сирийские низариты сумели создать сеть опорных крепостей в Центральной Сирии. В этот раз они сосредоточились в Джабал Бахра (ныне – Джабал Ансарийа) – ГОРНОМ районе между Хама и побережьем Средиземноморья юго-западнее Джабал ас-Суммак, что в Центральной Сирии, с многочисленными крепостями – владениями как различных мусульманских правителей, так и крестоносцев. Вскоре сирийским низаритам улыбнулась удача, и они вступили во владение своей первой крепостью – Кадмус, отбитой у ее мусульманского владетеля в 527/1132 году. После этого они овладели Кахфом, а в 535/1141 году захватили Масйаф (или Масйад) – важнейший укрепленный пункт, ставший резиденцией главного даи сирийских низаритов. Примерно в то же время они захватили несколько новых крепостей, поставив под контроль значительную часть Джабал Бахра» [14].

– «Считается, что основателем государства Амурру был некий Абди-Асирта. Он смог собрать и возглавить местных хабиру. Предполагается, что с их помощью он смог установить небольшое государство в ГОРАХ Сирии. Происхождение хапиру точно не установлено, но их название не означает определение единого народа или племени. В число хапиру входили как и местное население Сирии и Палестины, так и разноплеменные и разноязычные общины, которые не желали подчиняться власти Египетского царства и уходили в горы. Под этим именем также обозначали людей, которые враждовали с Египтом и подвластными ему местными властями» (ru.wikipedia.org/wiki/Амурру). «Хапиру выступали против царской власти вообще и против фараоновской в особенности. В это время В ГОРАХ между Финикией и Сирией возникло новое государство Амурру, основное население которого составляли хапиру. Создатель этого царства Абди-Аширта прикидывался верным фараону, но одновременно через своих агентов систематически призывал население присоединиться к хапиру и убивать своих градоначальников, верных фараону, что и происходило там и сям по всей Финикии и Палестине» (ru.wikipedia.org/wiki/Аменхотеп_III).

Хапиру, по-видимому, соответствует низаритам: «В сущности, захват Хасаном ас-Саббахом горной крепости Аламут в Северной Персии в 483/1090 году ознаменовало собой образование того, чему суждено было стать низаритским исмаилитским государством. Низаритское государство просуществовало в течении 166 лет вплоть до распада в 654/1256 году под натиском монгольских орд… Хасан ас-Саббах разработал революционную стратегию, целью которой было искоренение тюрков Сельджуков, власть которых вызывала ненависть по всей Персии. В то же время даи, посылавшиеся из Аламута, создали постоянно росшую общину низаритов в Сирии. Сирийские низариты также обладали сетью горных крепостей, при этом они придерживались достаточно гибкой тактики как по отношению к различным мусульманским силам, так и к крестоносцам в политически раздробленной Сирии. С самого начала главной целью исмаилитов низаритов являлось проведение революционных кампаний и выживание в исключительно враждебном окружении. В силу этих обстоятельств низариты не сумели породить устойчивой литературной диции. Значительная часть литературы, сохраненная или созданная сирийским низаритами, была уничтожена их соседями, котооые вплоть до нынешнего времени относятся к низаритам с неугасающей враждебностью» [14].

Если соотносить ОСНОВАТЕЛЯ государства Амурру с ОСНОВАТЕЛЕМ низаритского государства, то, исходя из дат, приводимых в Википедии, соответствие для царей Амурру может выглядеть так:



1138 г.

«Документы говорят о вторжении царя Митанни в Сирию и о смерти Абди-Аширты» (ru.wikipedia.org/wiki/Суппилулиума_I).

Вторжение «царя Митанни» в Сирию: «С этого времени атабек мог уделять больше внимания своим западным владениям. В 1137 году он подступил к Барину. Занги подстерег неприятеля (триполитанского графа Раймунда и иерусалимского короля Фулько) на узкой гористой дороге и разбил его. Фулько сдал Занги город. В течение нескольких месяцев были захвачены Шейзар, Кефр-Таб и Хомс. В апреле 1138 года византийский император Иоанн Комнин отобрал у Занги крепость Буза, а затем осадил Халеб, но не смог его взять» [108].

Смерть Абди-Аширты: «В 532/1138 году Бузург-Уммид скончался. В Аламуте ему наследовал его сын Мухаммад. Низаритско-сельджукское противостояние продолжалось на протяжении всего долгого правления Мухаммада (1138—1162), в течение которого низариты укрепили свои позиции на своих главных территориях» [14].

1138-1162 гг.

– «Сын Абди-Аширты Азиру, после смерти отца унаследовавший должность помощника рабицу (наместника) провинции Амурру, продолжал проводить его гибкую политику. Перед Азиру, ставшим правителем Амурру, стояла задача восстановления былого могущества царства, возврата земель, завоёванных отцом. И Азиру инициирует антиегипетские восстания в городах Иркате, Аммии и Ардате, в результате которых их жители убивают своих проегипетски настроенных правителей и городскую верхушку, и присоединяются к Азиру. В союзе с Арвадом Азиру разворачивает наступление на резиденцию рабицу своей провинции, город Симиру. В ходе упорных боёв Симира была взята, а рабицу погиб. По-видимому, в этот период Азиру, как и его отец, регулярно платил дань Египту. Под натиском войск Азиру город-государство Библ вновь потерял свои северные владения: поселения Батруна, Шигата, Амбия и сельские территории. При Азиру, принявшем титул царя, Амурру сделалось крупнейшим государством Рутену и Сирии. Под его непосредственной властью оказалась вся северная часть Финикии вплоть до Библа (кроме Арвада), а также долина Аккар. Важнейшие торговые пути, связывающие побережье с Внутренней Сирией, находились под контролем царя Азиру» [68].

Возможно: «Вскоре сирийским низаритам улыбнулась удача, и они вступили во владение своей первой крепостью – Кадмус, отбитой у ее мусульманского владетеля в 527/1132 году. После этого они овладели Кахфом, а в 535/1141 году захватили Масйаф (или Масйад) – важнейший укрепленный пункт, ставший резиденцией главного даи сирийских низаритов. Примерно в то же время они захватили несколько новых крепостей, поставив под контроль значительную часть Джабал Бахра» [14].

– «По-видимому, Угариту (Антиохийскому княжеству?) угрожала немалая опасность, так как угаритский царь поспешил заключить договор со своим южным соседом, царем Амурру Азиру, сыном Абди-Аширты, который за 9 тысяч сиклей (42 кг) серебра обязался поддерживать Угарит войсками против врагов. Тушратта отвоевал Нухашше, Мукиш, Ний, Халеб и другие районы. Несмотря на то, что Тушратта напал на Амурру и подчинил даже город Цумур, после его похода, однако, указанная территория оказалась под властью Египта» (ru.wikipedia.org/wiki/Суппилулиума_I).

Возможно: «В 1149 году ассассины (сирийские низариты) помогали Раймунду Антиохийскому в неудачной битве с войсками тюркской династии Зангидов. В бою погибли и Раймунд, и вождь ассассинов Алф ибн Вафа. Союз с Раймундом был вызван желанием низаритов заручиться поддержкой в борьбе с Зангидами, которые только что захватили Алеппо» (gsi-fmg.ucoz.ru/forum/49-669-1).