banner banner banner
В чем суть вопроса
В чем суть вопроса
Оценить:
 Рейтинг: 0

В чем суть вопроса


Причина в том, что в России по сравнению с другими странами казнили немного. В ней больше ценили человеческую жизнь. В Европе в каждом городе на рыночной площади стоял столб, у которого проводили наказание или совершали казни. А в России ничего подобного не было. Следующая массовая казнь в России была совершена только спустя сто лет после смерти Ивана IV при Петре I после подавления Стрелецкого бунта. Но в русской истории бывали такие периоды, охватывавшие несколько поколений, когда не было произведено ни одной экзекуции. За самые тяжкие преступления наказывали каторжными работами. Когда после восстания в 1825 году на Сенатской площади и Санкт-Петербурге к повешению приговорили пятерых декабристов, пришлось выписывать палача из Европы, поскольку в России не нашлось ни одного специалиста. До этого дня в государстве в течение нескольких десятилетий никого не казнили.

Поэтому правление Ивана Грозного так запомнилось русскому народу, поскольку оно выделялось из других правлений. Да и сам Иван в конце жизни горько раскаивался за содеянное. «Кого я, пес смердящий, могу чему-нибудь научить?», – говорил он прилюдно, и обвинял себя «в скверне, в убийстве… в ненависти, во всяком злодействе». Он рассылал большие суммы по монастырям, чтобы в них молились за упокой души им казненных. Поэтому и понадобился поминальный синодик, поскольку за душу каждого казненного молились поименно.

Грозный царь скончался в марте 1584 года, и ко всем прочим невзгодам России добавился кризис династический. Старший сын Ивана по одной версии был убит отцом в припадке гнева, а по другой умер во время болезни. Младшему сыну царевичу Дмитрию было всего два года, поэтому на престол взошел средний сын царя слабоумный Федор Иоаннович. Но все понимали, что править страной он не может. Еще при жизни Иван Грозный образовал совет из пяти бояр, который должен был при неспособном царе заниматься управлением государством. Однако вскоре после смерти Ивана между боярами разгорелась борьба за влияние на Федора Иоанновича. Победу в ней одержал шурин Федора Борис Годунов. Одного за другим он устранил опасных соперников. Царевича Дмитрия вместе с матерью отправили в Углич, и одно время казалось, что обстановка в стране нормализуется. Но в 1591 году произошло событие, имевшее для России роковые последствия. В Угличе при невыясненных обстоятельствах погиб царевич Дмитрий. По версии правительства он упал в припадке эпилепсии на острый нож, когда с ним играл, втыкая в землю. Мальчик и в самом деле страдал этой болезнью. Но по всеобщему убеждению он был убит по приказу Годунова. Как бы то ни было, но ближайшего наследника престола у бездетного Федора Иоанновича не стало, и когда семь лет спустя он скончался, вместе с ним пресеклась династия Рюриковичей, правившая Русью более 700 лет.

Для избрания нового царя был созван Земский собор. Его выбор пал на Бориса Годунов. Возможно, он смог бы удержаться у власти и успокоить страну, если бы не новое бедствие, постигшее Россию. В 1601–1603 годах случились три неурожайных года подряд, и наступил страшный голод, от которого погибло множество людей. В народе это бедствие восприняли как наказание Богом Руси за прегрешения царя-детоубийцы. Узнав об этих слухах, Борис впал в мрачное расположение духа, и оно не покидало его до самой кончины. Посыпались опалы, когда многих отправили в ссылку, в том числе семью Романовых. Она поплатилась за то, что старший из Романовых Федор был соперником Годунова при избрании на царство.

Годунов уже считал, что себя обезопасил, когда беда пришла со стороны, откуда ее никто не ждал. По России давно уже ходили слухи, будто царевич Дмитрий не погиб, а спасся и где-то скрывается до времени. И вот в 1603 году в Польше объявился молодой человек, заявивший, что он и есть тот самый царевич Дмитрий. Король Польши Сигизмунд, которому представили этого человека, нисколько не сомневался, что перед ним самозванец, но решил его поддержать, чтобы использовать в своих интересах. Сигизмунд рассчитывал внести в Россию смуту, ослабить ее внутренними раздорами, а затем захватить и обратить в католичество. По настоянию короля Лжедмитрий стал католиком.

Кем в действительности был этот человек, никто точно не знает. Годунов велел объявить, что это бежавший из московского Чудова монастыря чернец Гришка Отрепьев. Но люди не слушали царя, и всем хотелось верить, что явился настоящий наследник престола. Пока самозванца проклинали во всех церквях, он энергично набирал себе войско. К нему примкнули многие польские дворяне, надеявшиеся на богатую добычу. В октябре 1604 года во главе 6-тысячной армии Лжедмитрий вошел в Россию.

В стране к тому времени уже ходили письма, написанные самозванцем, в которых он рассказывал про историю своего чудесного спасения. А когда он перешел границу, то обратился прямо к русским людям с просьбой о поддержке. Взамен обещал им мир и процветание. Но под Новгород-Северским царские воеводы разбили войско самозванца. И когда тому уже казалось, что все потеряно, внезапно восстал весь южный край и перешел на его сторону. По своему содержанию Великая Смута была первой в русской истории революцией, направленной против правительства. В ее основе лежало неприятие народом власти. Поэтому самозванца так дружно везде поддержали. Где бы он ни появлялся, везде он слышал приветственные крики: «Да здравствует государь наш, Дмитрий!». К нему стекались толпами служилые люди, донские и запорожские казаки, крестьяне и холопы. В тот критический для России момент неожиданно скончался Борис Годунов, и царское войско, без всякого воодушевления сражавшееся за царя, отказалось проливать свою кровь за его наследника Федора и перешло на сторону Лжедмитрия. Это открыло самозванцу путь в столицу, где в его поддержку вспыхнуло восстание. Под общее ликование он вошел в город.

Посыпались царские милости тем, кто был гоним при Годунове. Среди прочих из ссылки возвратили Романовых. Но вскоре общее воодушевление сменилось разочарованием. Уже вступление Лжедмитрия в Москву в сопровождении польской свиты произвело на жителей города удручающее впечатление. Особенно их покоробило, что после венчания на царство первым поздравил царя католический монах. Стали поговаривать о тайном договоре, заключенном между новым царем и польским королем о передаче ему русских земель и о подчинении Риму православной церкви. Такой договор и в самом деле существовал. Так внутренние неурядицы неожиданно обернулись иноземным завоеванием. Особое недовольство москвичей вызывала наглость польских панов, которые прибыли в город вместе с самозванцем и чувствовали себя в нем хозяевами.

На гребне народного возмущения в ночь на 17 мая 1606 года многотысячное войско под предводительством князя Василия Шуйского вошло в столицу. Лжедмитрий был убит, а на освободившийся престол избрали Шуйского. Но на этом кризис не закончился. События в Москве произошли настолько быстро, что в других городах, уже свыкшихся с правлением нового царя и не познавших на себе польской оккупации, в его смерть не поверили. Распространился слух, будто Дмитрий снова спасся. Против Шуйского подняли восстание северские города. Во главе бунтовщиков встал беглый холоп Иван Болотников, и в России образовалось два центра государственной власти – один в Москве, а другой в ставке восставших. А вскоре явился еще один человек, назвавший себя спасшимся от смерти царевичем Дмитрием. Этому самозванцу уже никто не верил, и все открыто называли его вором. И, тем не менее, многие к нему примкнули – одни из ненависти к Шуйскому, а другие из желания пограбить.

Лжедмитрий Второй встал укрепленным лагерем в селе Тушине, в 12 верстах к северу от Москвы. В России теперь уже было три центра власти – один в Москве, другой в ставке Болотникова и третий в Тушине. Ни у одной из сторон не хватало сил одолеть соперников. Тогда Шуйский обратился за помощью к шведскому королю Карлу IX, с беспокойством наблюдавшему за успехами поляков в России. Объединенный шведско-русский отряд разбил главные силы тушинцев, но это только осложнило положение. Польша и Швеция находились в состоянии войны, и шведское вмешательство дало повод польскому королю объявить войну России. Шуйский потерпел поражение, что вызвало взрыв народного негодования. Разъяренная толпа ворвалась в Кремль, где Шуйского взяли под стражу, а затем постригли в монахи.

В Москву вновь вошли поляки и для России настали страшные времена. Центральной власти больше не существовало. По всей стране передвигались польские отряды, осаждавшие монастыри и города, промышлявшие грабежами. В этом им нисколько не уступали отряды, собранные из казаков, посадских людей, крестьян и холопов. Дороги и деревни заполнили банды мародеров, и бедствия достигли таких размеров, что многим казалось, будто русское государство гибнет, и спасения больше нет. И в самом деле, опасность потери Россией национальной самостоятельности и раздела ее между Польшей, Швецией и Османской империей тогда была вполне реальной. В марте 1611 года в Москве вспыхнуло восстание против поляков, что привело к так называемому «великому московскому разорению» – сожжению интервентами города и массовому избиению жителей. Но неудавшееся восстание москвичей послужило стимулом к росту национально-освободительного движения. Первое ополчение под руководством Прокофия Ляпунова, собранное из провинциальных служилых людей, распалось, но второе под руководством Минина и Пожарского в августе 1612 года осадило Москву. Оборонявшийся в Китай-городе и в Кремле польский гарнизон вынужден был сдаться.

После изгнания из Москвы интервентов в январе 1613 года был созван новый Земский собор. На нем избрали царем Михаила Федоровича Романова, чем положили начало новой династии, правившей Россией триста лет.

Великая Смута нанесла России колоссальный ущерб. Ее людские и материальные потери были громадными. Хозяйство пришло в полный упадок, население нищенствовало и голодало. Участники иностранного посольства, проезжавшего по России спустя два года после избрания Михаила, описали страшную картину опустелых и сожженных сел. В деревнях с заброшенными избами они не могли остановиться ни в одной из них из-за смрада от разлагавшихся там тел. Это принуждало зимних путников ночевать на морозе. Многие области еще находились под польской оккупацией, а шведы, воспользовавшись бессилием Москвы, захватили Новгород и северо-западные земли. Заключение мира было необходимым даже ценой больших территориальных уступок. По подписанному в 1617 году Столбовому миру Россия отдала Швеции Ижорскую землю, Карелу и Карельский уезд. Подписанное с Польшей Деулинское перемирие оставило за ней земли Приднепровья со Смоленском, Черниговом, Новгород-Северским, Брянском, Себежем, Дорогобужем и другими юго-западными городами.

Россия получила передышку и стала залечивать раны. Не отмеченный особыми дарованиями Михаил Романов правил до 1645 года, после чего на русский престол взошел его сын Алексей Михайлович. Этого царя в народе прозвали Тишайшим за его благодушный нрав, хотя во время его правления не было года без внешней войны или внутренней смуты. При нем произошли два важных события, одним из которых было воссоединение в 1654 году Украины с Россией. Польша пыталась воспрепятствовать объединению и объявила России войну. Она шла долго и тяжело и закончилась для Польши неудачно. По мирному договору, заключенному в 1667 году, Левобережная Украина и Киев остались в составе России. Вдобавок полякам пришлось возвратить Смоленские и Черниговские земли.

Другим важным событием был раскол русской церкви. Честолюбивый патриарх Никон задумал объединить две православные церкви – греческую и русскую. Он надеялся встать во главе объединенной церкви и превратиться тем самым во вселенского патриарха. Но вначале ему было нужно устранить все различия между двумя церквями. Поскольку до изобретения книгопечатания богослужебные книги переписывали от руки, то, бывало, переписчики допускали описки и ошибки. Со временем ошибок накопилось так много, что книги стали сильно отличаться от первоисточников. Греческие священники Афонского монастыря указали посланникам русской церкви на эти несоответствия. Также они признали ересью крещение двумя перстами. Никон решил издать исправленную Псалтырь, но этот шаг привел к расколу среди верующих. Многие увидели в исправлениях порчу книг, считавшихся священными и неприкосновенными. На созванном Никоном соборе высшее духовенство одобрило введение изменений в книгах и в обряде, а противников реформы, отказавшихся признать это решение, стали называть старообрядцами. Их стали подвергать гонениям.

Алексей Михайлович был женат дважды. От первого брака с Марией Милославской у него было шесть дочерей и пять сыновей. Но все сыновья отличались болезненностью, и выжили из них только двое, Федор и Иван, причем, ни один из них не годился в наследники. У Федора было слабое здоровье, а Иван страдал слабоумием. После смерти Марии Милославской Алексей Михайлович сочетался новым браком с Натальей Кирилловной Нарышкиной. Она была воспитанницей главы Посольского приказа боярина Артамона Сергеевича Матвеева, в доме которого царь бывал запросто. Там он познакомился со своей будущей супругой. В этом браке 30 мая 1672 года родился сын, названный родителями Петром, а в нашу историю он вошел под именем царя Петра Великого.

Реформы, осуществленные этим царем, были тесно связаны с особенностями его личности. А она сформировалась под влиянием драматических событий, которые ему пришлось пережить в детстве и в юности.

Рождение младшего сына необычайно обрадовало Алексея Михайловича. По этому случаю в Москве три дня палили из пушек, и по всей стране в церквях служили благодарственные молебны. Счастливый царь расточал всевозможные милости. Он одаривал своих приближенных, отменял или смягчал наказания преступникам, прощал должникам казенные долги. Для прибывших к нему с поздравлениями выборных лиц от разных городов царь устраивал обильные пиры.

На появление здорового наследника Алексей Михайлович возлагал большие надежды. И в самом деле, Петр ничем не походил на сводных братьев. С раннего детства в нем проявились живость и редкая восприимчивость. По принятому в то время педагогическому правилу, царевича стали обучать с пяти лет. Подьячий Большого Приказа Никита Зотов пропел с ним азбуку, часослов, Псалтырь, Евангелие и Апостол. Все это Петр выучил назубок. Но на этом его обучение завершилось.

В январе 1676 года умер его отец и на престол взошел старший сын Алексея Михайловича Федор Алексеевич. Между кланами Милославских и Нарышкиных разгорелась борьба, в результате которой боярина Матвеева, сторонника Нарышкиных, отправили в ссылку. Но постепенно общее мнение стало склоняться в пользу Петра. У больного Федора Алексеевича детей не было, а Иван из-за слабоумия не мог управлять государством. Все взгляды невольно обратились к Петру. Даже ближайший друг царя боярин Языков принял сторону Нарышкиных и уговорил Федора Алексеевича вернуть из ссылки Матвеева, чтобы он, в случае воцарения малолетнего Петра, смог стать опорой ему и его матери царице Натальи в правлении.

В то же время в противоположном лагере среди Милославских выделялась умом и властолюбием царевна Софья. Она была наделена большими природными дарованиями и обладала твердым характером. Царевна получила хорошее образование, много читала и даже сочиняла стихи. Не желая соблюдать стародавнего обычая, предписывавшего женщинам сидеть в теремах и никому не показываться, Софья любила вести беседы с боярами о государственных делах, удивляя их своим разумом и находчивостью. Она решила воспрепятствовать коронованию Петра и возвести на трон Ивана, чтобы от его имени самой управлять государством.

В апреле 1682 года умер царь Федор и народ толпой повалил в Кремль. Во дворце уже собрались патриарх, архиереи и бояре, пришедшие проститься с покойным. Не успел Федор закрыть глаза, как все перешли в соседнюю палату и стали решать, кому из двух оставшихся сыновей Алексея Михайловича быть царем. Патриарх Иоаким указал собравшимся, что шестнадцатилетний Иван слаб умом и управлять не способен, а Петр смышлен, но ему только девять лет. Кому отдать предпочтение, спросил патриарх. Большинство высказались за Петра, но прямого ответа никто дать не решился. Отвечали, что выбор царя – дело всех сословий государства.

Ответ был естественным, поскольку не только первого из Романовых Михаила Федоровича избирали на Земском соборе, но чтобы передать трон его сыну Алексею Михайловичу также сочли необходимым созвать Собор. Теперь же поступили много проще: патриарх в сопровождении бояр и архиереев вышел на крыльцо и спросил у собравшейся на площади толпы, каково ее мнение. Большинство, но не с явным перевесом, приняло сторону Петра. Услышав ответ, патриарх задал тот же вопрос окружавшим его боярам и духовным лицам. Услышав от них подтверждение, он пошел к Петру и благословил его на царство.

Этот поступок разгневал Софью. Она упрекала Иоакима в том, что он не сделал старшего из братьев Ивана хотя бы соправителем Петра. Реальная власть в государстве перешла в руках Натальи Кирилловны, но в Москве уже начались волнения. Милославские возбуждали народ словами, что Ивана отстранили от власти не по закону. Им удалось привлечь на свою сторону стрельцов, распространив слух, будто Нарышкины хотят извести Ивана. Утром 15 мая с криком, что Иван задушен, стрельцы ворвались в Кремль. Наталья Кирилловна вышла на крыльцо и показала им живых Ивана и Петра, но этим стрельцов не успокоила. На глазах малолетнего Петра они убили Артамона Матвеева и несколько его сторонников, а потом расправились с дядей Петра Иваном Нарышкиным.

Убийство, произошедшее на глазах десятилетнего мальчика, так сильно его потрясло, что эта кровавая сцена навсегда врезались в его память. С тех пор он возненавидел Кремль, стрельцов и все, что олицетворяло для него старую Россию. Теперь в ее истории он видел только смуты и цареубийства.

В результате стрелецкого бунта в стране наступило троевластие. На престоле оказались сразу два царя – Иван и Петр, и для этого даже изготовили специальный двойной трон. А реальная власть перешла к царевне Софье. Наталья Кирилловна оставила Москву и вместе с Петром уединилась в Преображенском, любимом подмосковном селе Алексея Михайловича.

Образование Петра было прекращено и у него появилось много свободного времени. Потом уже в зрелые годы Петру пришлось получать знания, которые приобретают в юности. К примеру, четыре правила арифметики он усвоил только в пятнадцать лет, и долго писал слова слитно, не отделяя их друг от друга, по три-четыре вместе с чудовищными грамматическими ошибками. Но дворцовый переворот имел для него и положительную сторону. Он оторвал Петра от традиционного кремлевского воспитания – от понятий, привычек и преданий, которыми формировалось мировоззрение русских царей, и что отделяло их от реальной жизни общества. В отличие от них, Петр свободно общался со всеми его классами и хорошо знал народ, которым ему затем пришлось руководить.

Вскоре Петр придумал, чем ему заняться. Из спальников, дворовых конюхов, сокольников и кречетников он образовал две потешные роты и затеял с ними военную игру. Позже эти роты пополнились добровольцами из разных сословий и были преобразованы в два батальона по триста человек в каждом. Игра с потешными продолжалась все юные годы Петра. Для этого построили потешный двор, потешную съезжую избу для управления воинской командой, потешную конюшню и завели потешную артиллерию. Так детская игра обратилась в целое учреждение с особым штатом и «потешной» казной.

По мере взросления Петра подрастали его сверстники. Деревянные ружья заменили на настоящие, а два батальона развернули в два полка, названных по месту их дислокации Преображенским и Семеновским. Полки обмундировали по образцу европейских регулярных армий. Царевна Софья не видела в этих играх ничего для себя опасного, считая их ребячеством и сумасбродством. Она даже распорядилась поставлять Петру все необходимое. Но прошло несколько лет и из «потешных» сорванцов образовались два доблестных полка императорской гвардии, ставших верными помощниками Петру во всех его начинаниях.

Сам Петр, когда стал взрослым человеком, рассказал о случае, который поставил его на избранный им путь. Когда ему было четырнадцать лет, князь Долгорукий, отправлявшийся послом во Францию, в разговоре с ним упомянул об инструменте, которым он прежде владел, и которым можно было «брать дистанции». То есть, измерять расстояние до предмета, не приближаясь к нему. Только жаль, посетовал князь, что прибор у него украли. Петр попросил князя купить ему такой же во Франции и на следующий год получил астролябию и готовальню с математическими инструментами. Но к кому бы ни обращался Петр за разъяснениями, никто не мог объяснить ему назначение этих предметов. Только немецкий доктор обещал, что отыщет знающего человека. Вскоре он привел голландца Франца Тиммермана и тот объяснил царю, как пользоваться тем, что привезли ему из Франции. Под руководством Тиммермана Петр стал обучаться арифметике, геометрии, артиллерии и фортификации. Учитель сам был невеликим знатоком. Сохранились ученические тетради, по которым видно, что в вычислениях он допускал ошибки. Но Тиммерману достаточно было дать общие указания, и талантливый ученик доходил своим умом до всего остального. С помощью голландца Петр овладел астролябией, изучил строение крепостей и научился вычислять траекторию полета пушечного ядра.

При осмотре с Тиммерманом амбаров своего деда Никиты Романова, Петр обнаружил завалявшийся там английский бот, который, как объяснил ему учитель, мог ходить не только по ветру наподобие русских лодок, но, при искусном управлении, и против него. Голландец познакомил Петра с корабельным плотником Христианом Брантом, починившим бот и его оснастку. Вместе с Брантом Петр лавировал на реке Яузе, но там было тесно для маневров. Упражнения перенесли на Просяной пруд в селе Измайлове, а затем на обширное и глубокое Переяславское озеро. В устье реки Трубеж, впадающей в озеро, Петр вместе с Брантом заложил верфь, положив тем самым начало своему кораблестроению.

Петра влекла к иностранцам не только его природная любознательность, но и то, что только от них он мог получить ответы на многие интересовавшие его вопросы. Больше всего он сдружился со швейцарцем Лефортом, который с увлечением ему рассказывал о странах, в которых побывал, и об истории культурного развития Европы. Лефорт познакомил царя с остальными обитателями Немецкой слободы.

Это был небольшой благоустроенный городок на берегу реки Яузы, где проживали приезжавшие в Москву иностранцы – купцы, врачи, мастера, офицеры и солдаты. Разноплеменное население слободы пользовалось достатком и весело проводило свободное время. Для Петра это был совершенно новый, незнакомый ему мир. Там царила непринужденность в общении, и часто устраивались пиры, которые продолжались порою по два или три дня кряду. В них принимали участие женщины, что было немыслимо для тогдашнего русского общества. В Немецкой слободе все было интересно Петру, и он со всеми обращался запросто, как равный с равными. Там у него возникли первые планы по будущему переустройству России.

Темной августовской ночью 1689 года Петра разбудил перебежчик из Кремля, сообщивший о новом заговоре стрельцов, организованном Софьей. Спасая жизнь, Петр бежал к Троице, куда вскоре подошли верные ему полки. Тем самым был положен конец троевластию, которому насмешливо удивлялись за границей. С согласия Ивана Софью заточили в монастырь. Сам Иван, как и прежде, остался выходным, церемониальным царем, а Петр продолжил заниматься своими полками. Государственная власть вновь перешла в руки царицы Натальи.

Петр родился вдали от моря, но оно его всегда влекло к себе. Впервые он увидел море в двадцать один год, когда посетил Архангельска, единственный в то время порт в России. Там он плавал по Белому морю на настоящем фрегате и с большим интересом осматривал в порту иноземные суда и привезенные ими товары. Он обо всем расспрашивал купцов и матросов и строил собственные планы о расширении русской торговли и о создании отечественного флота. Смерть матери заставила Петра вернуться в Москву и взять в свои руки бразды правления.

В качестве царя Петр поставил перед собой две задачи. Во-первых, он стремился дать России свободный выход к морю, чтобы иметь непосредственные торговые отношения с Европой и остальным миром. А во-вторых, он хотел реформировать Россию и поднять ее до уровня передовых европейских стран. Петр видел, насколько сильно Россия от них отстала. На это были объективные причины – суровый климат и громадные расстояния.

В то время Россия была страной малонаселенной. По переписи, проведенной Петром, на ее огромной территории проживало 14 миллионов человек, что составляло всего две трети от тогдашнего населения Франции. Проезжавший по России путешественник видел пустоши, починки, деревни и села. Возникший на впервые поднятом земельном участке поселок назывался починком и состоял обычно из одного крестьянского двора. Со временем починок обживался, расстраивался и рядом с первоначальным двором возникали один или два новых. Тогда поселок называли деревней. Если деревню покидали жители, а пашня забрасывалась или поддерживалась наездом из ближайшего села, она превращалась в пустошь. Большая деревня от четырех до десяти крестьянских дворов и редко когда больше, называлась селом и в нем обязательно строили церковь. Вокруг села или барской усадьбы с хозяйственными пристройками были разбросаны деревни, починки и пустоши, которые тянулись к селу как к своему церковному, хозяйственному и административному центру.

Население было распределено крайне неравномерно. 70 процентов его жило в пределах территории Московии, какой она была в начале XVI века. Больше людей жило вблизи городов и там больше земли находилось в обработке. А вокруг Москвы ее даже не хватало. Но немного дальше от центра основная часть территории никак не использовалась. Обычно в обороте было не более шестой или седьмой ее части, а на окраинах в лучшем случае десятая часть. Там пахотные участки располагались редкими островками среди неподнятой целины.

В отличие от Европы, где вегетационный период продолжительный, в России жаркое, но короткое лето. Крестьянин вынужден был ожидать мая, чтобы вспахать почву, а в августе уже должен был собрать урожай. Такой короткий сельскохозяйственный цикл отложил отпечаток на характер русского крестьянина. Летом был каторжный труд, за которым следовали долгие месяцы вынужденного зимнего безделья. Этот цикл выработал у крестьян способность к интенсивному, тяжелому труду, и непривычку к равномерной работе в течение всего года.

Изобилие земли вело к экстенсивному методу ведения хозяйства. Крестьянин вырубал или сжигал лес, а затем старался «выжать» из почвы все, что было можно. Когда земля истощалась, сельскохозяйственные работы он переносил на соседний участок. На севере России почва небогата, и урожаи получались скромными. Обычно на каждый посеянный колос выходило три. Этого хватало для пропитания, но в случае неурожая запасов не оставалось. Поскольку лето в России не только короткое, но и непредсказуемое, ранние холода могли повредить или полностью уничтожить урожай, а отсутствие достаточных запасов зачастую приводило к тому, что на следующий год нечего было сеять. Поэтому в России периодически случались голодные годы.

Товары легче всего и дешевле перевозить по воде, и дороже по суше, особенно на дальние расстояния. В Голландии или в Англии вода повсюду, и между реками можно прорыть каналы. Короткие расстояния и дешевый путь способствовали там быстрому обороту капитала, а значит интенсивному развитию торговли и разделению труда. Это повышало общую эффективность производства. А в России приходилось везти товары на дальние расстояния и по плохим дорогам, поскольку при редком населении и больших дистанциях их невозможно было сделать хорошими. Чтобы добраться до самой восточной окраины государства, требовался год пути только в один конец.

К географическим причинам отсталости страны следует отнести ее удаленность от моря и от основных мировых торговых путей. Россия была почти изолирована от внешнего мира, поскольку ее единственный порт Архангельск был закрыт льдами половину года и требовал для своего посещения далекого и опасного обхода вокруг Скандинавского полуострова. Огромные расстояния внутри страны и отдаленность от морских торговых путей мешали передвижению людей и товаров.

К другим причинам отсталости страны следует добавить историческую. Европа и Россия были обществами на разных стадиях исторического развития. В древнем романо-германском мире знания и материальные сбережения копились еще с эпохи Ромула и Рема, тогда как Россия была страной с большим количеством вывозного сырья, но без прочных культурных традиций, без развитого ремесла и промышленности. В Европе существовало не только развитое ремесло, но была уже и настоящая наука. Ведь современником Петра был Исаак Ньютон, заложивший открытым им законом всемирного тяготения основы современной физики. А русское общество было еще средневековым, где определяющую роль играли церковь и религия. Чтобы достичь того же уровня знаний, культуры и общего развития как в Европе, России потребовались бы целые века относительно мирной жизни, которых у нее не было.

Первым большим предприятием Петра в качестве главы государства стал Азовский поход. Он был продолжением старой борьбы с турками и татарами за земли юга. Степной чернозем манил к себе северян, поскольку был источником большого богатства. Но селиться на южных землях было невозможно из-за постоянных набегов с Крыма. Чтобы утвердиться в степи, необходимо было вначале одолеть Крымское ханство, а оно находилось в ленной зависимости от Османской империи. Поэтому война с турками представлялась неизбежной. Ее уже вели Алексей Михайлович и царевна Софья, а Петр лишь возобновил прерванное движение. Ближайшим приморским городом и главной крепостью османов на северном берегу Черного моря был Азов. К нему и направилась в начале 1695 года русская армия.

Азов был сильной крепостью, которую защищал широкий ров и высокий вал. По валу тянулись два ряда оборонительных стен, усиленных башнями. У России было сто двадцать тысяч войска, из них тридцать одну тысячу выделили для осады Азова. Несколько штурмов турки отбили, и осада закончилась ничем. Когда пришла осень, пришлось отступать. Но провал не обескуражил Петра. Он понял, что ему необходимо построить флот, чтобы изолировать город от моря, откуда защитники постоянно получали подкрепления. В Воронеже и в других местах соорудили верфи и построили на них за короткий срок 23 галеры, 2 корабля, 4 брандера и 1300 малых судов.

Пока готовили новый поход, скончался Иван и Петр остался единственным царем на русском троне. В апреле построенные суда спустили на воду и поход возобновился. Рядом с крепостью стрельцы насыпали настолько высокий вал, что он возвышался над городскими укреплениями, а с моря город блокировали флотом. Оказавшись в безвыходном положении, турки согласились оставить крепость при условии, что им позволят взять с собой семьи и ручное оружие.

Взяв Азов, Россия утвердилась на юге, но вести длительную войну с Османской империей ей не хватало сил. Поэтому решено было искать союзников на Западе. Для этого было организовано Великое посольство, которое отправилось в Европу в 1697 году. Но целью Петра был не только поиск союзников. Он взял себе за правило, что всему новому он должен вначале научиться сам, чтобы затем этому научить своих подданных. Петр всегда начинал, как он говорил, «с фундамента», то есть с самых азов. В «потешном» войске он также начал с низшего чина – с барабанщика, и послушно выполнял чужие команды. В Азовском походе он тоже не был главнокомандующим, а только в чине бомбардира.

В Европе Петр прежде всего хотел научиться строить корабли. Поэтому официальным главой посольства значился Лефорт в звании адмирала, а царь находился в нем под именем бомбардира артиллерии Петра Михайлова. Тем самым царь хотел обеспечить себе свободу действий и простоту общения с иностранцами. В состав посольства входило более ста человек, в большинстве своем предназначенных для изучения корабельного дела и других ремесел.

Петру не терпелось поскорее попасть в Голландию, известную своим кораблестроением, и он, обогнав посольство, с несколькими спутниками первым прибыл в Амстердам. Лишь бегло осмотрев город, царь нарядился в одежду голландского плотника – красную фризовую куртку, белые парусиновые штаны и лакированную шляпу, и в таком обличии явился в Саардам, знаменитый своими верфями. Там Петр нашел знакомого кузнеца, работавшего полгода в Москве, и поселился в его доме, взяв слово с хозяина, что тот никому не расскажет кто он такой. Царь устроился на верфь работать корабельным плотником, и вместе с остальными рабочими ходил после работы в трактир пить пиво, а в свободные дни посещал мельницы и мастерские, которых в округе было множество.

Но долго прожить в Саардаме Петру не удалось. Проговорилась хозяйка дома, и толпы зевак стали сбегаться, чтобы посмотреть, как владыка огромного государства, протянувшегося от границ Швеции и Польши до Тихого океана, и уже известный в Европе своей победой над турками, рано утром с топором на плече идет на работу. Пришлось покинуть город и возвратиться в Амстердам, где Петр по протекции получил место на верфи Ост-Индийской компании. Там он вместе со своими спутниками с увлечением строил фрегат. Но Петра интересовало не только кораблестроение, но и все остальное – фабрики, анатомия, естествознание. Он ездил в Лейден наблюдать за вскрытием трупов, работал с микроскопом, изучал различные приборы, занимался гравированием и договаривался с мастерами об их отправке на работу в Россию.